Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



12. Братство. 1937.



Братство. 30


Та же пробуждённая энергия позволит людям запастись спокойствием при наблюдении событий. Не может испытатель раздражаться или волноваться при наблюдениях. Явление спокойствия будет знаком Служения. Невозможно быть преданным Служению, если сущность будет волноваться, как волны под сторонним ветром.

Братство. 31


Учение уже преобразило всю жизнь вашу. Оно перенесло вас через многие опасности. Учение поможет вам распознать, где вред и где польза. Нелегко бывает отличить правильную тропу, но вы знаете, как восходить по гладкой скале. Психическая энергия развивается от таких напряжений.

Братство. 32


Не только психическая энергия должна быть изучаема, но её нужно сознательно применять в жизни. Такое сознательное сотрудничество, как Братство, нуждается в психической энергии. Нельзя сгармонизировать труд без психической энергии. Нельзя находить взаимное понимание без психической энергии. Нельзя почерпать терпение и терпимость без психической энергии. Нельзя освободиться от раздражения без психической энергии — во всём нужно применение самой всеначальной энергии.

Уже могли заметить, что не только присутствие самого лица влияет на колебание энергии, но даже изображения людей уже воздействуют на тонкую энергию. Нужно не только признать чувствительность энергии, но и запомнить это феноменальное качество. Для людей, не видевших опытов над психической энергией, рассуждения о воздействиях даже изображений покажутся какими-то безумными сказками. Впрочем, для таких людей и сама энергия находится под сомнением. Они не прочь потолковать о духе и душе, но самая очевидная энергия для них будет колдовством.

Братство. 33


Надо научиться не раздражать людей, которым некоторые знания недоступны. Опытное наблюдение подскажет, когда обсуждение будет всуе.

Братство. 34


Спор может выявить истину, но чаще всего он засорит пространство. Учитель должен знать, насколько ученик может участвовать в споре, не внося раздражения.

Нужно знать эти меры, ибо Братство, прежде всего, нуждается в равновесии.

Братство. 35


Не удивляйтесь, что, говоря о Братстве, Упоминаю всеначальную энергию; тому две причины. Первая заключается в том, что приближение к Братству требует развития всеначальной энергии, без этого, при спящих центрах, невозможно осознание тонких восприятий. На таких тончайших вибрациях построено Братское сотрудничество. Также следует помнить и о второй причине — не все прочтут предыдущие записи, где говорится о психической энергии. Каждая книга должна заключать главные условия преуспеяния. Было бы жестоким не дать хотя бы кратких намёков о предыдущем, где названо нечто неоценимое.

Будем внимательны к каждому малому обстоятельству — в земном бытии трудно различить, где малое и где великое, где ненужное и где полезное. Много жемчужин было выброшено вместе с сором. Если замечаете, что собеседник лишь частично усваивает нужные начала, помогите ему. В такой терпеливой помощи выразится очень важное качество для Братства.

Братство. 36


Называют психическую энергию органом четвёртого измерения. Конечно, само это измерение условно, оно лишь выражает утончение всех чувств. Яркое утончение даёт возможность понимать условия надземные. Но если номенклатура установила четвёртое измерение, то пусть будет так, лишь бы не обратиться к двухмерному измерению. Также не будем возражать, если психическая энергия будет названа органом. Она существует, она производит сильные воздействия. Она принимает космические токи, она связана с жизнью. Пусть её называют хотя бы органом, в таком названии уже есть признание.

Братство. 37


Нужно не забывать, что многие вообще не поймут ни единого слова о психической энергии. Они не признают её, как не признает молнии никогда её не видевший человек. Так находятся люди, которые вообще не понимают, что' есть мысль. Признак таких людей будет не в безграмотности, но в закоснелом сердце — не мало таких мертвецов!

Пусть привыкают исследователи психической энергии к таким окаменелостям. Много придётся в дневниках отметить явно невмещающих.

Братство. 38


Люди ждут Вестников и очень пугаются от одной мысли об их приходе. Если спросить людей — каким они хотели бы видеть Вестника, то получится очень странное нагромождение, даже граничащее с безобразием; птичьи перья будут не последним атрибутом Вестника. Если же узнают, что Вестник окружён Светом, то прежде всего озаботятся, чтобы не ослепнуть.

Но, конечно, даже при самых обычных появлениях бывают потрясения. Такое трепетание будет не только от неожиданности, оно происходит от неравенства аур. Такое напряжение может быть даже гибельным, потому и появление Вестников бывает не часто. Они ведь приходят не для убийства, следовательно, нужно постепенно приучать себя к восприятию различных напряжений. Исследователи психической энергии понимают, о каком упражнении Мы говорим.

Нужно кроме опытов над психической энергией также привыкать к общению с Тонким Миром и не прибегать к магии, ибо всё естественное постигается и путём естественным. Только путём опыта привыкают к напряжению разных степеней. Можно понять, что само ожидание будет естественною готовностью или, как принято называть, дисциплиной.

Человек в готовности готов принять и Вестника.

Братство. 39


Люди боятся испытаний. Люди боятся опытов, но много способов познавания они и представить себе не могут. Опять страх телесный, опять ужас плоти сковывает разумные действия.

Потому среди дисциплин прежде всего побеждался ужас.

Братство. 40


На крепких столбах держится понятие Братства. Не может быть в нём ограничений возраста, расы или случайных настроений. Поверх всего, конечно, существует всеначальная энергия. Если она выявлена и ею можно гармонизировать соприкасания, то будет утверждена связь прочная.

Братство. 41


Что есть путь естественный? Самое неограниченное познавание в терпимости и терпении, без всякого сектантства. Неограниченное познавание не легко усваивается. Всё около трудов человеческих ограничено. Каждое занятие как бы пресекает многие пути сообщения. Даже хорошие умы бывали загнаны в тесное русло. Болезнь самоограничения не похожа на самоотвержение. Для удобства ограничивает себя человек! Ведь исключением будут смелые действия для неограниченного познавания. Злоба и ненависть совершают свои действия в ограниченности. Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуждения не родится усовершенствование.

Но можно ли в смятении мечтать о неограниченном познавании? Учиться везде и всегда можно. Сами возможности притекают к неудержимому стремлению. Лишь в движении заключается путь естественный!

Братство. 42


Поистине, нужно искать. Нужно помнить, что малая искра производит великий взрыв. Одна мысль привлечёт и отгонит. Властители умов человеческих нередко сами водимы. И какие пустые звуки могут пресекать волю человека и навсегда помешать уже слагавшемуся пути!

Добро не мешает, но зло препятствует. Так запомним, что малая искра решает великие взрывы.

Братство. 43


Неужели к Братству нужны такие приготовления? Именно, не только приготовление, но и озарение. Решающий посвятить себя Великому Служению не пожалеет ли? В малодушии восстанут все примеры благополучия и удобства; даже могут быть улыбки сожаления. Как же преодолеть такие натиски без озарения?

Братство. 44


Условимся о значении понятия покоя. Около него наслоилось множество неверных и вредных толкований. Люди привыкли считать покой бездействием, таким путём он превращается в психическое расслабление. Самое разлагающее для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать.

Врачи предписывают отдых, успокоение, явление бездействия и полагают, что в мертвенном состоянии можно восстановить силы. Но те же врачи понимают, что упадок сил происходит от нарушения равновесия. Так покой есть не что иное, как равновесие. Но равновесие есть равномерное напряжение энергии. Только таким путём можно возродить и укрепить силы.

Не в том дело, что равновесие будет приобретено в пустыне или в городе, главное заключается в постоянном напряжении. Путь напряжения есть путь стремления, иначе говоря, путь жизни.

Несовершенство врачей предостерегает об израсходовании сил, но они расходуются при неуравновесии. Наоборот, равновесие будет одной и лучшей панацеей. Одно можно иметь в виду как средство помогающее, именно разумное пользование воздухом, но и это условие не требует долгого времени.

Пусть понятие покоя будет правильно осознано для явления Братства. Беспокойство родит суету.

Братство. 45


Среди вселенских явлений имеют особое значение непрестанные взрывы. Также и в человеке нагнетаются взрывы энергии. Но почему вселенские взрывы благотворны, тогда как человеческие могут разрушать организмы? Разница в том, что вселенские взрывы уравновешены в великом ритме, но человеческие часто именно лишены ритма.

Братство. 46


Всё относительно, но нельзя сравнивать гармонию Вселенной с человеческой свободною волею. Именно этот щедрый дар, не употреблённый правильно, наносит тяжкие последствия. Много сказано о значении человека в Космосе, но такую истину твердить нужно непрестанно. Можно на всём убеждаться, насколько люди не мыслят о своём назначении.

Братство. 47


Была старинная игра, в которой старались рассердить друг друга. Кто раньше рассердился, тот и проиграл.

Братство. 48


Часто указывается постоянная настороженность, но как редко она понимается! Обычно люди будут требовать её от окружающих, но не станут искать её в себе. Между тем прежде всего нужно настроить свой инструмент. Только тогда получится восприимчивость. Можно ли надеяться на сотрудничество и на Братство без восприимчивости? Самые уявленные советы преломятся о броню отрицания.

Будет время, когда врачи найдут, какие условия наиболее благотворны для воздействия психической энергии. Нельзя воображать, что психическая энергия может одинаково действовать при всех условиях. Если существуют люди, на которых не действуют самые сильные яды, то и психическая энергия будет восприниматься различно. Если не будет развита восприимчивость, то человек теряет самый ценный аппарат. Но для восприятия нужно в себе установить постоянную настороженность. Для такого качества не требуется ничего сверхъестественного, нужно лишь быть внимательным.

Братство. 49


Среди человеческих воплощений непременно найдёте воплощение, посвящённое ритмическому труду. Будет ли это какое-то мастерство, или музыка, или пение, или работа сельская, непременно человек будет воспитываться в ритме, который наполняет всю жизнь. Узнавая некоторые воплощения, люди нередко удивляются — почему они были как бы малозначащими? Но в них вырабатывался ритм труда. Это величайшее качество должно быть приобретено с борьбою и с терпением.

Братство. 50


Полюбить труд можно, лишь познав его. Так и ритм может быть осознан, лишь когда он впитался в природу человека. Иначе невежество будет возмущаться против закономерности и постоянной дисциплины. Таким невеждам само понятие Братства представится как несносная утопия.

Братство. 51


Братство является высоким выражением человеческих взаимоотношений. В состоянии Братства можно постичь свободное осознание Иерархии. Именно Иерархия не может быть насильственно приказана. Она живёт лишь в осознании добровольном. Она не может быть признана из лукавых соображений, такое ложное состояние кончается ужасным разложением. Иерархия может быть сопровождена радостью, но всякое насилие и ложь сопровождаются горем.

Недавно можно было считать такие рассуждения моральными отвлечённостями, но когда оценена психическая энергия, то качества человеческие уже будут научными величинами. Разве не увлекательно, если можно опытным порядком устанавливать скалу качеств?

Братство. 52


Неверно сказать, что каждое растущее растение имеет вращательное движение. Вернее будет сказать о движении спиральном. Вращательное движение понимается как нечто завершённое, но каждое движение не может быть завершённым, оно будет устремлённым.

Такие опыты можно производить не только с растениями, но и с каждым снарядом в пространстве, и впоследствии, наблюдая полёты мысли, можно будет убедиться, что каждое движение спирально. При изучении психической энергии такое соображение полезно.

Братство. 53


Могут ли Сообщения, научно обоснованные, изменяться и противоречить себе? Конечно, основы непоколебимы, но колебания могут быть в приёмниках. Такие явления несоответствия не следует относить к основам. Не лучше ли поискать причину в своём непонимании? Только расширенное сознание поможет установить ясное понимание, иначе самое ясное письмо может быть перетолковано превратно.

Каждая превратность недопустима.

Братство. 54


Сравните начертание доброжелательства и явления признательности с глифом зла и зависти. В первом получите прекрасный круг, а второй даст ужасные каракули. Несмотря на сильное напряжение, злоба даёт беспорядочные черты. Такое негармоничное построение уявляет унижение всех творческих оснований. Злом нельзя творить, оно даёт временные судороги, но затем впадает в безумие и пожирает себя.

Но прекрасен круг доброжелательства, он как щит светлый! Он может расширяться и углубляться в гармонии движения. Поучительно убеждаться на исследовании всеначальной энергии, насколько дано человеку различать положительные и отрицательные свойства. Уже много твердили людям об относительности добра и зла. Но имеется основной импульс, который не введёт в заблуждение, — начертания психической энергии нельзя подделать, они покажут сущность вещей.

Братство. 55


Нельзя сомневаться в начертаниях психической энергии. Она, как всеначальная познавательная сила, не может ошибаться, принимая случайное настроение за сущность. Уявление мысли о значении психической энергии уже будет как бы накачиванием её из пространства.

Магнит мысли принесёт самые ценные части психической энергии. Нужно полюбить её. Нужно признать её постоянное присутствие. Такое мышление вовсе не легко. Нужно найти много терпения, чтобы сохранить его под натиском всех необузданных течений пространственных.

Братство. 56


Терпение, терпение, терпение — пусть оно будет не пустым звуком, пусть оно защитит на всех путях. Когда кажется, что силы уже иссякли, — такая иллюзия самая опасная. Силы неистощимы, но сами люди пытаются прервать поток их.

И путь к Братству требует много терпения. Ту же мощь мысли нужно приложить, чтобы приобщиться к сознанию Трёх Миров.

Братство. 57


Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество, и Иерархию, и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи, и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства.

Какое же представление о Братстве может быть у людей, не понимающих достоинство государства и дома? Никакие отдельные приказы не могут вернуть чувство достоинства, если оно стёрто. Необходимо начать посев его образованием, признанием широкого познавания и точных научных изучений. Только так люди могут опять вспомнить о человечности.

Через ступень человечности восстановится понимание Братства.

Братство. 58


И сама суровость труда может получить прекрасный смысл, не огрубляя, но внося понятие сотрудничества. Помнить нужно, что грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создаёт такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая.

Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость — так можно убеждаться, насколько грубость недопустима.

Братство. 59


Многие собеседники, наверно, хотели бы скорее услышать о самом Братстве, но пусть раньше покинут любопытство и мешающие привычки. Входить можно с достоинством, потому прежде нужно проверить, как понимаются различные чувства. Не следует отдавать на хранение ценные вещи, если можно предположить, что их перепродадут, вместо бережливого сохранения.

Желающий узнать не наскучит путём познавания.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».