Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



12. Братство. 1937.



Братство. 90


Люди охотно устремляются к Братству с готовым содержанием. Но если предупредить их, что ссоры не дозволены, то значительная часть потеряет своё увлечение.

Спросите людей, как представляют они себе Братство? И найдёте многие малые условия, которые будут казаться людям особенно важными. Один вопрошатель наконец изумился и воскликнул: «Неужели беспорядок так почитаем людьми?!»

Поистине, они не знают о непреложных законах Природы.

Братство. 91


В самые трудные часы люди всё-таки могут заниматься обычными делами. Можно изумляться, насколько часто обнаруживается непонимание событий. Не действует повторение о важности часа. Не стучит в сердце осознание. Не будем ждать предвидения, но предчувствие вполне естественно. Но люди гонят эти предчувствия, ибо никто не сказал им о всеначальной энергии. Так люди преуспевают в одном, но отступают в другом, не менее ценном.

Братство. 92


Труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу. Недовольство работника не позволяет находить радость и совершенствовать качество. Кроме того, империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество. Но может возникнуть определённый вопрос — как поступить, если не каждый может найти труд соответственно призванию? Несомненно, много людей не могут приложить себя, как хотели бы. Существует лекарство, чтобы возвысить такое увядание. Научные достижения показывают, что поверх каждодневности существует прекрасная область, доступная всем, — познание психической энергии. Среди опытов с нею можно убедиться, что хлебопашцы часто обладают хорошим запасом энергии. Также и многие другие области труда способствуют сохранению силы. Потому среди самой различной работы можно найти мощь возвышающую.

Братство. 93


Всё возможно, только уныние может шептать о невозможности. Каждый шаг науки не ограничивает, но даёт новую возможность. Если что-то окажется невозможным с земной точки зрения, то это самое вполне осуществимо приложением тонких энергий. Лицо человека изменяется от источника света. Освещение может до неузнаваемости изменить черты и уявить небывалое выражение. Но сколько лучей и токов всевозможных воздействий существуют и могут преобразить сущее!

Разве не ободрительно понимать, что всё возможно?

Братство. 94


Печально, если кто-нибудь не подвергается нападениям. Значит, его энергия в очень слабом состоянии и не вызывает противодействия. Только несведущие могут считать нападения несчастьем. Тучность заплывает жиром бездействия. На какое удобрение пригодится такой жир? Испарения жира привлекают неприятных сущностей. Полезнее настороженное устремление, оно сохраняет достаточное прикрытие для нервов. Тоже и худоба не должна превышать равновесия.

Братство. 95


Каждое явление многообразно. Особенно ошибочно представлять один источник и одно следствие явлений. Можно около каждого действия различать много различных областей, которые влияют и на которые распространяется влияние. Нужно усвоить, что сфера каждого действия гораздо обширнее, нежели можно представить по земному суждению. Таким образом, люди каждым действием и мыслью затрагивают несколько сфер. Не следует забывать, что мысли неизбежно затрагивают Мир Тонкий. Не всегда они дойдут в чётком состоянии, но, во всяком случае, произведут некоторое смущение энергии. Столько преломляется токов в пространстве, что нельзя называть человеческое действие лишь мускульным рефлексом. Так нужно приучить себя к сложности следствий.

Братство. 96


Однажды художник хотел выразить мысль, но не знал, какой символ лучше выразит её. Философ предложил понять как облачное образование, ибо мысль пребывает в пространстве. Другой мыслитель думал, что звёздное небо будет лучше. Третий полагал, что молния сурово даст изображение мысли. Четвёртый предложил оставить полотно белым, ибо земные глаза не улавливают мысли и каждый образ будет слишком груб для света энергии.

Братство. 97


Звёздное небо может больше всего уводить от земных условий. Явление беспредельности может заслонить земные нагромождения. Ужас земной только устраняется сиянием миров.

Братство. 98


Не спешите с выводами. Обычно люди поспешают преждевременно и тем смешивают нити следствий.

Братство. 99


Братство или Содружество — невозможно определить резкую грань. Между тем люди желают, чтобы понятия делились совершенно резко. Но многое вливается из других понятий. Так содружество будет как бы преддверием Братства, потому нужно беречь подступы к Твердыне Духа.

Братство. 100


Разруха дома и семьи будет не в словах и действиях, но в мыслях. Безмолвно подтачиваются основы. Люди, сами не замечая, замышляют разложение. Не много очагов, где в полном понимании творится труд взаимный, — так каждый очаг есть ступень к Братству.

Братство. 101


Конюший предложил хозяину своё желание завести совершенно особую породу коней. Хозяин сказал: «Прекрасное намерение, но прежде приведи в порядок конюшню». Писатель очень ценит, когда его мысли служат на пользу, но не читаются мимолётно. Можно приводить много примеров из разных областей, чтобы напомнить о служении по существу планомерном. Ту самую планомерность нужно применять, когда слагается мысль о Братстве.

Братство. 102


Нужно считать каждый час, когда удалось прожить на пользу дела. Служение не в обычном благополучии, но в принесении благ на пользу человечества. Может быть трудно принять отдельных личностей, но лик всего человечества уже будет приемлем.

Братство. 103


Как согласить существование свободной воли с воздействиями, о которых много говорилось? Свободная воля существует, и никто не будет отрицать её, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил Надземных. Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатив* человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием.

Братство. 104


Хотя много раз сказано о вреде низшего психизма, но невежды не могут отличить это состояние от естественного роста всеначальной энергии. Если будем слышать о смешении низшего психизма с психической энергией, то будем знать, что разубеждать в таком невежестве будет бесполезно. Нужно чуять, где находится Источник, насыщающий наш запас энергии. Нужно уважать это Сокровище.

Братство. 105


В древних трактатах можно найти выражение — «повреждённые души». При этом поясняется, что повреждение может быть нанесено лишь самим собою. Как только человек вообразит себе, что ему не остаётся никакого дальнейшего пути, он заковывает свою всеначальную энергию. При таких кандалах не может быть никакого продвижения. Пресекая путь, человек принимает на себя тяжкую ответственность. Нельзя оправдываться отчаянием, ведь этот мрачный призрак зарождается от собственного слабоволия. Вселившийся призрак в духе действительно повреждает его здоровье. Призрак не имеет общего с действительностью. Если люди проследят истинные причины отчаяния, то можно поразиться ничтожности таких причин. Если бы понятие Братства было близко людям, то сколько таких неосновательных отчаяний могло быть рассеяно! Но люди предпочитают пресекать свои продвижения, лишь бы не помыслить о целительных основах. Писатели древних трактатов о повреждённых душах часто имели много оснований для такого выражения.

Братство. 106


При каждом мастерстве можно убеждаться, насколько трудно руководить при наличии враждебной воли. Не только враждебная, но бездеятельная воля будет уже вредоносной. Много уже сложенных возможностей будет отринуто недоброю волею. Не только в великих событиях, но во всём укладе жизни можно наблюдать такое положение.

Братство. 107


Нередко отрицатель будет утверждать, что он не производит воздействия. И в таком случае Братство может быть необычайно полезно. Необычайно можно подойти к человеческому существу с призывом Братства. Подобно врачу Братство может воздействовать на враждебную волю. Но для этого понятие Братства должно быть усвоено. Часто ли видим это?

Братство. 108


Можно ли назвать человека, который был бы доволен, получив вместо ожидаемого цельного одеяния лишь половину? Также и в сотрудничестве. Если вместо полного братского сотрудничества предлагают половину подозрения и сомнения, то какая удача может получиться? Нужно испытывать способность к сотрудничеству, начиная с самых обиходных работ. Ошибочно полагать, что сотрудничество состоится при великих делах, если оно не состоялось даже на обиходных. Следует очень заглянуть в глубину сознания, чтобы спросить себя — готов ли дух к сотрудничеству?

Невозможно даже мыслить о Братстве, если человек не рад принять участие в общем труде. Каждый общий труд содержит много сторон, которые отвечают различным способностям. Разве тесно поле труда? Разве не весело чувствовать около себя истинных сотрудников? У Нас не мала радость каждому сотруднику. Осторожно нужно ободрить каждого приближающегося. Не нужно печаловаться об отпадающих, если дух их не может понять истинную радость.

Братство. 109


В Беспредельности много ощущений, которые невыразимы земными словами. Некоторые из них наполняют сердце трепетом, но такое напряжение не будет ни ужасом, ни восхищением. Трудно сравнить чувство человека, оказавшегося перед Неизмеримою Бездною. Он не испуган, но и не может дерзать. Он не видит поддержки, не знает, что сделать в таком положении. Но счастье его, если за ним стоит Братство во всём осознании. Не следует понимать Братство как нечто отвлечённое. Оно здесь на счастье человечества.

Братство. 110


Если чувство превыше Братства уже трудно в земном состоянии, то Братство всё же вполне доступно каждому устремлённому уму. Не нужно судить сложно, если знаете не желать ближнему того, что себе не желаете. Так от каждого дня, от каждого труда, от каждого помысла можно утвердиться в осознании Братства.

Братство. 111


Добрые дела подобны различным цветам на лугу. Среди целебных могут быть очень пышные, но ядовитые. Среди явлений прекрасных могут находиться весьма убийственные, но лишь на опыте можно произвести отбор справедливый. Неискренность содержит яд разрушительный. Можно видеть, что построение на лжи вырождается в безобразие. Много говорят о делах добрых, но они должны быть действительно добрыми. Пусть поищут люди в глубине сердца, когда они были добрыми? Никакие маски не прикроют безобразия остова лжи. Не будем осуждать, ибо каждый уже присудил себя.

Братство. 112


Никогда не срасталось дерево, сломленное молнией. Невозможно проникать в глубину сердца, если оно потемнело от молнии. Не следует ждать, чтобы сгоревшее дерево сделалось мощным и тенистым. Так и среди зовов к Братству не следует надеяться на сердце, забывшее о добре.

Братство. 113


Всякое научное познание прекрасно тем, что не содержит конечного тупика. Безысходность не знакома познавателю. Он может черпать постоянно, разрабатывая новые отрасли познавания. Для явлений подготовки к Братству такая беспредельность познания есть лучшая ступень. Не очень легко познаётся такая беспредельность, но для знающего продвижение эволюции она будет естественным и единственным путём. Только не дайте зачерстветь сердцу в таких предпосылках. Пусть сохранится восторг при каждом приближении к новому сознанию. Очерствелое сердце не взойдёт на Башню. Оно не даст мощи тонкому телу. Такое каменное сердце останется в пределах Земли. Очень важно понять жизнь сердца. Не следует допускать, чтобы оно превратилось в первобытный камень. Нужно следить за явлениями сердца. Без него не может строиться Братство.

Братство. 114


Не забудем и другое качество, необходимое в пути, — непривязанность к собственности. Скупость вообще никуда непригодна, такое свойство удерживает на низших сферах. Привязанность скупца есть препятствие неодолимое. Если не легко познать отказ от собственности, то скупость будет самым тяжким условием погружения в бездну.

Братство. 115


Можно ошибиться, полагая, что люди в большинстве умеют читать книги. Такое умение нужно воспитывать. Люди если и принимают книгу, то это не значит, что они умеют прочесть её. Можно видеть, как относительно толкуют прочитанное и как далеко понимание от мысли писателя. Утверждаю, что книги мало воспринимаются, но явление всеначальной энергии может быть отличным путеводителем. Она нередко помогает найти нужную книгу и выбрать из неё желаемое. Но только нужно быть внимательным. Но и к этому качеству нужно воспитывать себя.

Братство. 116


Часто можно слышать рассказы о возникновении или уничтожении Братств. Разные страны указываются, многие эпохи называются, но никто не может сказать достоверно, когда утверждались Общины. Люди считают за прекрасную сказку крохи указаний о Братстве. Много споров, много недоумений вызывают подробности о строении земного Братства. Чаще всего оно вообще признаётся несуществующим. Можно замечать, что люди приходят в особое раздражение, судя о построении Братства. Особенно подозрительны люди, не допускающие ничего выше их воображения. Они забывают, что воображение есть накопление действительности. Таким же образом они не могут допустить что-либо выше своего представления о жизни.

Мало путешественников, которые обращают внимание на необычные явления. Наоборот, нередко самые исключительные показания поясняются самым пошлым способом. Люди, как слепые, не желают замечать очевидности, они спешат от неё, чтобы затвориться в своих условных иллюзиях. Спрашивается — кто же более предан истине, тот ли, кто погряз в наркозе иллюзий, или тот, кто готов зорко и мужественно встретить действительность?

Мы ценим служителей действительности.

Братство. 117


Не будем считать служителями действительности скептиков, они проводят жизнь завёрнутые в серое покрывало. Они думают, что восстают против иллюзии, но сами непрестанно покрываются паутиною. Нужно отбирать людей, которые от малых лет любят правду.

Братство. 118


В сказаниях об Армагеддоне указываются люди с закрытыми лицами — разве нечто подобное не происходит? Можно видеть, как постепенно весь мир надевает покрывало и поднимает руку на брата. Именно закрытые лица отмечают время.

Братство. 119


Можно замечать, что у некоторых людей чрезвычайно развита терпеливость, тогда как другие совершенно лишены этого качества. В чём же причина? Не может быть случайности в таком основном качестве. Знайте — обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Человек терпеливый есть многоопытный труженик. Лишь в великих трудах человек познаёт неценность раздражения. Он перед Ликом Великим понимает всю незначительность преходящих явлений. Невозможно без многих испытаний оценить и отличить свойства проявлений в жизни. Не следует полагать, что терпение есть беспричинное отличие, напротив, оно принадлежит к качествам особенно трудно заработанным, как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный, но нетерпеливый есть новичок в жизни. Так запомним для пути.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».