Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



12. Братство. 1937.



Братство. 120


Самодеятельность — необходимое качество. Оно приобретается также не легко. Оно может впасть в произвол или ослабеть до разложения. Каждый Учитель прилагает старания внушить ученику действительную самодеятельность, но как же примирить её с Иерархией? Много злотолкований вокруг такого вмещения. Целые трактаты могут быть написаны о противоречиях между самодеятельностью и Иерархией. Найдутся очень лукавые шептуны, доказывающие, что таким образом потрясается незыблемость Иерархии. Шептуны постараются скрыть, что самодеятельность должна сопровождаться согласованностью или, как говорят, гармонией со всеми стадиями сознания.

Братство. 121


Следует уметь преодолевать кажущиеся противоречия. С одной стороны, нужно воспитывать добросердечие, с другой — нужно постичь суровость. Для многих такая задача совершенно неразрешима, только сердце может подсказать, когда оба качества не будут противоречить друг другу. Сердце укажет, когда нужно броситься на помощь ближнему. Оно же прикажет, когда пресечь безумие ярого животного. Нельзя выразить в слове закона, когда является необходимость того или иного действия. Неписаны законы сердца, но лишь в нём живёт справедливость, ибо сердце есть мост миров.

Где весы самоотвержения? Где судья подвига? Где мера долга? Меч умения может блеснуть по велению сердца. Для сердца не будет противоречия.

Братство. 122


Проникновение в сферы Тонкого Мира не будет противоречить жизни земной. Жизнь Тонкого Мира не есть некромантия, к такому воззрению нужно привыкать. Если земные глаза ещё не увидят и уши не услышат, то сердце признает действительность. Для продвижения нужно признать Надземный Мир. Такое расширенное сознание преобразит и всё отношение к жизни. Настало время, когда нужно приготовить сознание к широким восприятиям. Лишь в широком понимании можно будет усмотреть происходящий процесс.

Братство. 123


Вы видите, что Мир находится в состоянии войны. Различны облики её! Где сокрытые и где явные, но смысл их един. Также и революция принимает своеобразный смысл, она может происходить и без этого названия. Кто-то думает, что процесс слишком медлен, но в сущности он даже поспешен.

Братство. 124


Много раз планете угрожала опасность от комет. Но даже при напряжённости атмосферы люди не чуяли нечто необычное. Были отдельные лица, которые понимали, насколько напряжена атмосфера, но огромное большинство совершенно не замечало ничего. Можно произвести любопытный опыт, наблюдая, насколько человечество звучит на определённые события. Следует замечать, что даже очевидные мировые события не доходят до сознания. Причина в том, что люди хотят видеть по-своему и не позволяют своему сознанию выразиться по справедливости. Не пригодны такие люди для сотрудничества.

Братство. 125


Так же мало пригодны работающие наполовину. Они легко разочаровываются и не получают следствий. Труд должен быть построен на полной преданности. Часто не дано видеть плодов своей работы, но мы должны знать, что каждая капля труда уже есть неоспоримое приобретение. Такое знание уже даст продолжение труда и в Тонком Мире. Не всё ли равно, если труд будет выполнен мысленно и запечатлевается в мыслеобразах? Только бы труд принёс пользу. Не наше дело судить, где наиболее пригодится работа, она имеет свою спираль.

Братство. 126


Никогда ещё мы не беседовали при таком напряжении. Никогда Земля не была настолько окутана коричневым газом. Никогда планета не была настолько залита ненавистью. Нельзя не чуять судорог народов, потому, когда Говорю о бережности к здоровью, Имею в виду исключительное положение во всём мире. Можно пожалеть, что народы не думают о мировом положении. Много энергии уходит. Не думайте, что особое напряжение зависит от частных обстоятельств, оно вибрирует на обстоятельства Мира. Психическая энергия напряжена, она готова и к восприятию и к отражению. Дух чует помыслы, явленные в Тонком Мире.

Братство. 127


Взрывы звёзд имеют значение для Земли не в момент взрыва, но когда фотохимизм производит свои воздействия. Пример весьма поучительный и для человеческих отношений. Невозможно проследить, где начинается и кончается граница явленных соотношений. Если в Мире тела, удалённые друг от друга, сильно воздействуют взаимно, то и человеческие флюиды могут действовать на дальних расстояниях. И между плотным и тонким мирами так можно усмотреть самую сложную паутину взаимодействующую. Не Говорю о передаче мысли, но сейчас имеется в виду эманация флюидов, которая как постоянное истечение всеначальной энергии устремляется по магнитному принципу. Такое основание следует помнить при каждом сотрудничестве.

Братство. 128


Обычно изображают проявленное в виде круга, предполагая за ним нечто Непроявленное, — такой символ условен, ибо граница Непроявленного весьма извилиста. Она проникает всюду, где сопротивление слабеет.

Братство. 129


Напрасно думать, что хаос где-то далеко, он допускается человечеством при каждом беспорядочном мышлении. Лишь твёрдое сознание может быть защитою от хаоса. Иногда самые малые внешние проявления будут следствием самых глубоких допущений. Воздействие может быть не только по злобе, но и при разлагающей хаотичности — при сотрудничестве весьма опасное качество.

Братство. 130


Невозможно Братство на Земле! — восклицают наполненные самостью. Невозможно Братство на Земле — скажут тёмные разрушители. Невозможно Братство на Земле — шепчут слабовольные, — так много голосов пытаются отрицать основы Бытия. Но сколько истинных Братств жило в разные эпохи и ничто не могло пресечь их существование. Если люди чего-то не видят, то оно для них и не существует. Такое невежество можно проследить от древних времён и до сего времени. Ничто не может заставить видеть человека, который не хочет видеть. Пора понять, что не только видимое существует, но Мир полон невидимых реальностей.

Братство. 131


Чем же могут соприкасаться Братья? Если земным телом, то такая связь будет мимолётна. Если в тонком теле, то и такое единение может быть хрупким. Только тела Света могут взаимоутверждаться. Только под единым лучом средоточия можно находить взаимопонимание — так не отнесёмся к понятию Братства поверхностно, иначе оно останется в земных пределах и будет бесполезно. Магнит ведущий заключён не в земном теле, не в тонком, но в зерне духа, в Свете, данном превыше воображения. Кто не понимает высшую тайну Братства, тому лучше не умалять это понятие. Пусть ещё раз погрузится в Мир Тонкий и узнает сияние Мира Высшего. Может быть, путник донесёт искру Света в своём новом восхождении?

Так найдём бережность к восприятию Братства.

Братство. 132


Отражение чётко в спокойной поверхности. Каждое волнение исказит чёткость. Также и всеначальная энергия требует спокойствия, чтобы отражать Истину. Не следует полагать, что спокойствие есть упадок и ослабление. Только беспорядочное волнение может исказить зеркало энергии.

Много говорят о спокойствии мудрецов, но оно есть великое напряжение, настолько великое, что поверхность энергии становится зеркальной. Так не нужно принимать спокойствие за бездействие.

Братство. 133


Поругание тёмными есть похвала. Можно проследить, как старались джинны строить храмы. Они не подозревали, насколько труды их пригодятся на пользу. Можно написать книгу «Труды джиннов».

Братство. 134


Люди, носящие в себе братское сотрудничество, могут быть наблюдаемы от раннего детства. Обычно они резко отличаются от всего окружающего. Наблюдательность их высока и впечатлительность сильна. Они не удовлетворяются посредственностью и являются одинокими среди общепринятых удовольствий. Можно заметить, что они в себе как бы несут какую-то внутреннюю задачу. Они могут многое видеть и замечать в сознании своём. Они обычно милосердны, как бы помня ценность этого качества. Они негодуют при грубости обращения, как бы понимая всю низость такого свойства. Они сосредоточены в любимых предметах, но окружаются завистью и недоброжелательством, как непонятые и чуждые среде люди. Не легко жить при повышенном сознании, но не может оно удовлетвориться среди отрицания всего ведущего к Свету.

Не всегда встречаются такие избранные. Они не часто узнаются. У них есть издалека принесённая мечта, которая для других людей будет иногда граничить с безумием. Из древности дошло название о священном безумии. Мудрость нередко величалась как безумие. Так же люди называют и каждое повышенное сознание. Не будем считать эти аксиомы общеизвестными, ибо именно они остаются в небрежении целые века.

Так трудно входит в сознание понятие Братства.

Братство. 135


Потёмки духа порождаются самими людьми. Наследство Тонкого Мира остаётся не действительнее сновидения. Оно даже встречает враждебность рассудка. Не принимает рассудок явлений Высшего Мира. Особенно тяжко для него огненное сияние.

Братство. 136


Умение обращаться с людьми по их сознанию является высоким качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от такого несоответствия. Невозможно предлагать поверх сознания даже очень хорошие вещи. Неподготовленному человеку невозможно говорить о гармонии или вибрационных сочетаниях. Кто может предположить, что такой человек представляет себе под гармонией или вибрационным сочетанием? Но если сказать ему о бережности к окружающим, он может понять. Простейшее понятие о бережности уже будет прочною основою каждого сотрудничества Братства. Можно пожелать, чтобы каждое сотрудничество было рассадником бережности. В этом скажется и внимательность, и заботливость, и милосердие, и сама любовь. Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Сколько космических воздействий духа будет урегулировано от самой простой общей заботливости. Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где соблюдается отлично бережность. У многих совершенно затемнено понимание Иерархии, но бережность и в таком случае поможет выправить положение — только быть бережным друг к другу! Не велика обязанность, но она подобна краеугольному камню.

Братство. 137


Много говорят о Культуре, но и это основание не должно быть усложнено. Проще нужно понимать улучшение жизни и возвышение нравственности. Каждый познающий лучшую жизнь уже отнесётся бережно ко всему прекрасному. Нужно быть добрее.

Братство. 138


Внимательность поможет заметить много внешних влияний, но и такая устремлённость накопляется долгим опытом.

Братство. 139


Сравним количество мысленных подвигов с подвигами в земном действии. Удивительно сопоставить число мысленных решений с малым количеством проявленных действий. Конечно, каждая мысль, направленная на благо, уже представляет несомненную ценность. Но поучительно следить, насколько затруднена передача мысли в земном действии. Можно действительно изумляться, почему мысли так отдалены от действия?

Сильные мысли не нуждаются в действенном поступлении, но кроме таких одиноких мыслителей существует множество хороших мыслей, но они недостаточно сильны, чтобы воздействовать мысленно, и не доходят до действия земного. Как всегда, инертна такая середина. Она может препятствовать здоровому продвижению человека.

Так будем очень заботливо помогать, чтобы каждый зародыш мысли добра претворялся в действие.

Братство. 140


Каждое восхождение символизируется действием, но судить не легко, которое действие будет соответствовать мысли. Много побочных обстоятельств будет препятствовать и по-своему окрашивать попытки действий. Нужно огромное терпение и наблюдательность, чтобы разобраться в зарослях противоречий хаоса. Нужно любить и свой труд, чтобы найти в нём отдых и оправдание.

Братство. 141


Могут спросить — будет ли уменьшаться число врачей при умножении готовых лекарств? Это было бы бедствием. Явление врачей нужно повсеместно, если понимать врача как высокообразованного друга человечества. Именно условно заготовленные лекарства вызовут заболевания, которые врач должен индивидуально лечить. Потребуется очень тонкое сочетание внушения с медикаментами. Не говорим о хирургии, ибо эта область не вызывает рассуждений, если она не превышает своего назначения. Хирург, производящий ненужную операцию, нередко подобен убийце. Потому и в этой области требуется истинное чувствознание.

Но ещё сложнее положение врача при сочетании нескольких болезней — такие случаи умножаются. Можно лечить одну болезнь и тем самым ухудшать другую. Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизненности. Вырождение не есть измышление. Можно наблюдать повсюду признаки такого бедствия. Не только такое несчастье поражает современное поколение, но оно извращает будущее человечество. Нам закричат, что такой совет стар. Но почему же он не принимается до сих пор?

Явление Братства может процветать при истинном здоровье.

Братство. 142


Не уводите шатающихся людей на дальние планеты. От невежества они споткнутся. Пусть сперва укрепят сознание на примере земном. Пусть поймут о сотрудничестве, о доверии, о дисциплине. Можно дать полезное задание народу об улучшении жизни. Не будем пресекать народные задания, чтобы не привести его к новому смущению. Нужно принимать в соображение не исключения, но множества, и потому дадим сперва самое неотложное. Без основ какое же Братство?

Братство. 143


Лохмотья усложняют основы Бытия. Нужно находить связь с миром земным и Тонким. Нужно не на бумаге, но в сердце знать, что нужно народу. Терзания и мучения означают многие ошибки. Они происходят оттого, что кто-то имел в виду лишь одну группу, но не народ. Для народа нужны спасительные советы.

Братство. 144


Земледелец приготовит и улучшит поле, засеет вовремя и терпеливо ждёт всходов и урожая. Он оградит поле от животных, чтобы они не потоптали всходы. Каждый земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих взаимоотношениях — люди не желают знать ни причин, ни следствий. Они не заботятся о всходах и хотят, чтобы всё совершалось по их произволу. Люди, невзирая на все примеры, усомнятся в космическом законе. Они весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы будут единственным урожаем.

Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодёжь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления.

Братство. 145


Люди знают больше, чем им кажется. Они слышат о жизни на дальних мирах. Они знают об энергиях и токах. Они соприкасаются со многими явлениями природы. Вопрос лишь в том, как они воспринимают все эти сведения? При поспешности накопления открытий нужно особенно очистить сознание. Нравственные основы делаются принадлежностью знания, лучше сказать, должны делаться, иначе пропасть между знанием и нравственностью делается губительной.

Братство. 146


Много посевов взойдёт через год. Сущность Армагеддона не только в исчерпывании старых причин, но и в заложении новых. Правильно вспомнить показанное десять лет тому назад. Причины начали образовывать следствия. Может быть, кто-то сказал необдуманно решающее слово, но через десять лет оно дало пламя или воды — так работает мысль.

Братство. 147


Из радуги нельзя изъять ни одного оттенка. Также из Учения Жизни нельзя отнять ни одного звена. Уявление радуги даёт полную призму, но полное Учение Жизни также напутствует на всех путях. Путник одинаково заботится о плаще, и о головном уборе, и об обуви. Никто не скажет, что он предпочитает головной убор обуви или наоборот. Потому когда кто-то предпочитает одну часть Учения, он поступает подобно путнику, забывшему обувь.

Пусть некоторые принадлежности не представляются нужными в данный час, но завтра именно они могут облегчить путь. Можно находить людей, которым самое простое слово окажется лучшим ключом. Невозможно представить разнообразие людских сознаний. Пусть лучше знающие поскучают, нежели навсегда будет кто-то оттолкнут. Новые подступы к совершенствованию нежданны, и новые сотрудники не узнаются легко.

Братство. 148


Напрасно люди ищут новых целебных средств, не использовав старых. Даже молоко и мёд не применяются достаточно. Между тем что может быть полезнее, нежели продукты растительные, переработанные через следующую эволюцию. Молоко и мёд разнообразны до бесконечности, потому они составляют лучшую профилактику, когда они употребляются разумно и научно. Не в том дело, чтобы пить молоко или есть мёд, но, прежде всего, какое молоко и какой мёд? Правильно полагать, что самый лучший мёд будет из мест, насыщенных целебными растениями. Можно понять, что пчёлы могут слагать не случайные сочетания своей добычи. Легенда о пчёлах имеет значение, чтобы обратить внимание на особое качество мёда.

Кроме того, много растительных продуктов требуют исследования. Люди относятся настолько первобытно, что удовлетворяются определениями — хороший и дурной, свежий и гнилой, притом восхищаются размерами продуктов, забывая, что искусственная величина разрушает ценность качества. Даже такие примитивные соображения упускаются из виду. Развитие свойства жизнеспособности должно быть почерпаемо из всех царств природы.

Братство. 149


Непрерывность есть одно из основных качеств тончайших энергий. Люди могут брать пример с Высших Миров и для земного бытия. Если трудно выдержать непрерывность в труде, то она может быть вполне осуществлена в духовных устремлениях. Мы, путники Земли, можем связаться с Высшими Мирами в духе — такая связь позволит нам пребывать в тесном единении с Мирами Невидимыми. Такое единение научит и земному единению. Начав с Высшего, утвердимся и в низшем. Нелегко выдержать земное единение. Много мелких обстоятельств вторгаются и затемняют добрые намерения. Только испытание сил в высшем приложении может создать непрерывность обращения к Высшему Миру. Даже в снах можно держать связь с источником познавания. Таким образом мы даже в земном облике можем ответить качеству Высшего Мира — непрерывности.

Невозможно решить построение пространственных сил; множества пересечений токов наполняют Беспредельность, но ни один из них не выпадает из ткани Матери Мира. Пробуждение стремления к Высшим Мирам преображает всю жизнь. Не все могут понять, как совершается преображение всей жизни. Можно твердить себе о непрерывности и ткать пряжу каждого дня.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».