Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1955 г. 197.




Тело физическое имеет форму. Тело астральное и ментальное тоже имеет форму. А также имеет форму и тело огненное. Но сознание формы не имеет. Сознание не тело. Оно принимает форму того, о чем мыслит. В человеке есть нечто, лишенное тела. Без имени, без формы и без цвета, внутри Пребывающий, молчаливо Смотрящий Безмолвный Свидетель, облеченный Светом, есть высшее, что есть в человеке. Сознание не имеет тела, сознание являет собою свет или тьму, и сознание становится носителем той формы, на которой оно сосредоточивается в данный момент. В этом – подвижность сознания. Пока оно в плотной оболочке или в низших, это не так заметно, но на плане пластической материи оно становится мгновенно выражением того, о чем мыслит дух. Чем менее плотна оболочка, тем более поддается она воздействию мыслительного процесса. Астрал включает в себя все страсти, пороки и эмоции человека астрального порядка и видоизменяется в зависимости от переживаемых чувств, но по шкале астральных вибраций. Когда эта оболочка сбрасывается, ментальное тело, освобожденное от всей шкалы астральных вибраций, видоизменяется в зависимости от мыслей, свободных от страстей, но сохраняя более или менее похожий облик своего обладателя. Чем выше, тем менее земного отражения остается в человеке. И в теле огненном сохраняется лишь подобие глаз. Так видоизменяется форма человека. Форма – носительница Того, Кто не Имеет ни формы, ни имени, ни цвета. Высочайшие духи являют собою сферу Света, фактическая орбита которой ограничена протяженностью излучаемых такой Высшей сущностью лучей, расходящихся во все стороны. Так идет преображение человека по ступеням утонченности материи в соответствии с теми планами, на которых он проявляется. Есть План Вечного Света, План Арупа, План без форм, непостижимый для земного сознания, но доступный сознанию Высшему, где все Я и Я везде, где центр везде и окружность нигде. И в этом центре царствует Мысль Высшая. Представление цветка облечено всегда в форму, ясную и конкретную. Идея цветка уже лишена конкретности отдельного представления, ибо включает в себя все цветы всех миров когда-либо бывших, существующих и могущих быть. Форма обычная заменяется чем-то бесконечно большим. И все же идея цветка имеет какую-то общую форму, определяемую общими признаками. Но есть Мир Арупа, мир без форм, где идеи существуют вне их конкретного материального выражения. Под словом материальный надо понимать не только плотную материю, но и материи Высших Планов. План без форм – Высочайший. Дух не имеет формы. Дух уявляется, или выражается в формах – носителях духа, но сам дух, и принимающий различные формы, и облачающийся в них, формы не имеет. Будучи лишен формы, дух, тем не менее, проявляется всегда в какой-либо форме, хотя бы эта форма была формою света. Сознание поднимается по ступеням. Само не имея формы, оно облекается в формы, соответствующие ступени своего развития, и строит свои проводники, все более и более утончаясь. Это особенно касается астральных и ментальных оболочек. Но и физическая оболочка огрубляется или утончается и оформляется духом через сознание. Человек сам строитель своих оболочек. Оболочка строится мыслями, чувствами и действиями, а плотная – пищей. Но не пища, но мысли заряжают физическое тело. И сущность духа, и его ступень выражаются в его оболочках, быть может, не всегда полно, но, во всяком случае, достаточно ярко. Из мира плотной малоподвижной материи по слоям поднимается дух все выше и выше, последовательно обладая все более утонченными телами на соответствующих планах. Но высочайшее состояние духа на Плане Вечного Света лишено формы в обычном понимании этого слова. Ибо Высшее «Я» в человеке, бог в человеке, не имеет ни имени, ни формы и ни цвета.


Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1955.



Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».