Сибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне
Издательство РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

8. Закон эволюции человечества



МОНАДА — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — ЛИЧНОСТЬ

Когда завершено построение животной групповой души, тогда из животного царства выделяются высшие животные, начинающие выказывать способность к индивидуализации. Тогда начинается действие Третьей Великой Космической Волны: Логос посылает частицы самого себя — Монады, которые будут основами человеческих индивидуальностей.

Человеческие существа уже не будут одушевляться групповой душой, но будут иметь особые, индивидуальные жизни. Приобретаемый ими из жизни в жизнь опыт будет не распространяться автоматически на всех, а сохраняться для себя, если только они не захотят делиться им по собственному желанию. Появление нового царства — человеческого — обусловлено той же вечной неудовлетворённостью и вечным стремлением низшего сознания к высшим достижениям и лучшим возможностям.

На протяжении всей Манвантары каждая Монада является основой человека — его высочайшей сущностью, его «звездой», его «ангелом-хранителем». Будучи частицей Абсолюта, она тоже непостижима нашим умом. Известно лишь, что Монада являет собою «Троицу», то есть состоит из трёх «ликов», пребывающих на «небесах» — на трёх самых высоких Космических Планах: в Мире Божественном, в Мире Монадическом и в Мире Нирваны — Атмическом. Монада нерушима, неизменна и вечна на весь цикл Бытия — Манвантару. В конце Цикла она возвращается в Лоно Абсолюта и вливается в Него.

Продолжением человеческой Монады на следующих Космических Планах является Индивидуальность — отражение Монадической Троицы. Каждый из трёх ликов, или аспектов, Индивидуальности является также отражением и образом одного из трёх Лиц Божественной Троицы.

Первый аспект — Воля — на Востоке называется Атма. Она пребывает в низшей части Плана Атмического — Мира Нирваны.

Второй аспект — Любовь — называется на Востоке Буддхи. Это то, что может быть названо сердцем человека, — способность любить, способность прозрения, способность проникать в сущность вещей путём мгновенного озарения — интуиции, или чувствознания. Буддхи пребывает на Плане буддхическом — в Мире Интуиции.

Третий аспект — Мудрость — называется Манас (Мыслитель). Это есть высшее сознание человека, самоосознание его, высший разум, ум абстрактного мышления, ум идей. В нём остаются «запечатанными» все воспоминания прошлого. Это есть нетленная сокровищница всех приобретённых результатов жизненных опытов и переживаний, достойных сохранения. Все однажды приобретённые качества, умственные и нравственные, хранятся в ней — иначе они не могли бы возрастать. Манас пребывает в высшей части Плана Ментального, в Мире Огненном.

Если Монаду можно назвать «Ангелом» человека, то совокупность этих трёх аспектов (Воли, Любви, Мудрости) — Индивидуальность — является настоящим человеком, вернее, его высшим «Я».

Как сказано, Индивидуальность пребывает на высших Космических Планах. Для проявления на низших — Мысленном (Ментальном), Тонком (Астральном), Плотном (Физическом), для воплощения на них человек нуждается в телах, построенных из Материи этих Планов (Миров). Совокупность всех этих тел (проводников) называется личностью. Она создаётся для каждого воплощения и является смертной. Таким образом, воплощённый человек состоит из двух частей — бессмертной Индивидуальности и смертной личности.

Как Индивидуальность создаёт себе тела личности? Когда приходит время воплощаться, человек (Индивидуальность) спускается из Мира Огненного в низшую часть этого Плана — в Мир Мысленный. Здесь он излучает некоторую часть своей энергии в вибрациях, которые привлекают к нему материю этого Мира; из этой материи он строит (при помощи «Строителей») тело ментальное, тело мысли — проводник, или носитель, мышления: конкретный ум, интеллект, создающий конкретные мысли. Посредством этого тела он будет думать в будущем воплощении.

Затем вместе с ментальным телом человек спускается в Мир Тонкий (Астральный). Его энергии, продолжающие стремиться наружу, собирают вокруг него материю Тонкого Мира. Из этой материи таким же образом строится тело тонкое (астральное) — носитель, или проводник, чувств, желаний, страстей. Посредством этого тела он будет чувствовать, желать.

Далее таким же образом из Эфирной материи, то есть из энергии световой, электромагнитной, тепловой и жизненной, человек строит эфирное тело. Оно будет как бы эталоном его будущего физического тела, которое, развиваясь согласно ему, наконец вырастет в точную копию его.

Когда все эти тела, кроме физического, созданы, тогда наступает время физического рождения человека — создания плотного (физического) тела, тела действий, которое будет проводником для жизни в физическом мире. Физическое тело человек получает от своих родителей. Они передают ему лишь физическую наследственность — особенности той расы и нации, в которой он рождается. Это единственное наследие, получаемое им от родителей. Всё остальное в новую жизнь он приносит собственное. Умственные и нравственные качества от родителей не передаются.

В религиях Индивидуальность упрощённо называется Духом, ментальное и астральное тела — душой, а эфирное и физическое — телом или плотью. Такое упрощённое подразделение вызвало к жизни обычай в памятный день обмениваться красными яйцами. Этот древний символ напоминает, что такое человек: скорлупа, как явление преходящее, — аналогия плотного тела; белок — уже пища, хотя и не надолго: это смертная душа; огненный желток — непреходящий Дух, Индивидуальность. Такой же символ представляет плод вишни или сливы: сперва оболочка, которая не имеет никакой ценности, затем мякоть преходящая, но питающая и, наконец, зерно, которое может сохраниться на вечность. Тонка оболочка, уже существеннее мякоть, и мощно зерно.

Индивидуальность также можно сравнить с источником света, обёрнутым несколькими слоями бумаги, — телами личности. Чем сильнее лампа, тем больше света она излучает через бумагу. И чем более развита Индивидуальность, тем светлее излучения, которые пробиваются через все её тела, — они называются аурой. Величина, свет и цвет её зависят от духовного развития человека: чем оно выше, тем аура больше и богаче.

Невидимые излучения ауры видимы некоторыми людьми, которые называются ясновидящими, сенситивами (экстрасенсами). Их глазу аура человека неразвитого представляется серой, бесцветной или состоящей из грубых, густых, тёмных красок, отражающих его грубые страсти, эмоции. Аура человека духовно развитого — чистая и ясная, она блещет всеми оттенками света и всеми цветами радуги.

Каждая мысль человека, каждое его желание и эмоция отражаются в его ауре игрой цветовых и световых оттенков. Все наши достижения и падения запечатлеваются в ауре, которая есть безошибочный показатель нашей внутренней сути, нашего духовного преуспеяния или падения, и поэтому она есть наш самый точный паспорт. Те, кто может видеть нашу ауру, видят нашу душу, читают наши мысли и чувства, как в открытой книге.

Существует семь Сфер, или Планов, Космической материи, на которых протекает жизнь Вселенной и которые служат ареной проявления Бога (1-я и 2-я сферы), Иерарха (3-я и 4-я сферы) и человека (5-я, 6-я и 7-я сферы) во время его земной жизни и после смерти его тел. «Я» человека находится на высших трёх сферах как определённая человеческая монада, состоящая из трёх начал, рассматриваемых как единое, — истинный субъект в человеке, свидетель всех переживаемых им изменений. Планы Вселенной и элементы человека не следует представлять себе один над другим, но взаимно проникающими. Все эти начала проникают одно в другое, из чего следует, что человек живёт одновременно во всех различных Сферах, или Планах, Вселенной, которые соответствуют его различным началам (элементам).

Некоторые философы называют человека «микрокосмом», или Вселенной в малом виде. Это название вполне соответствует истине, так как человек содержит в себе физическую материю минерального царства, жизненную силу растительного, способность чувствовать и желать — животного, простой интеллект смертного человека и высший разум бессмертного. Кроме того, троица Духа (Манас, Буддхи и Атма) соответствует области Ангелов и Иерархов, и, наконец, Монада соответствует Началу Совершенному — Богу. Вот почему изучение человека открывает путь к изучению Космоса. Когда мы узнаем природу человека в его различных видах и различных фазах существования, мы узнаем также Сферы Вселенной, которым соответствуют все виды человеческой природы.

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ СМЕРТИ ТЕЛА ДО НОВОГО РОЖДЕНИЯ

Из древности дошло до нас изречение: «сон подобен смерти». Да, засыпая, человек умирает «малой смертью», после которой «воскресает», просыпаясь. На время сна человек покидает своё тело временно, на несколько часов, но затем возвращается. А умирая, покидает его совсем и навсегда, чтобы, как изношенное старое платье, больше не надевать. Отбрасывая его, человек тем самым лишается возможности жить в этом мире, который перестаёт для него существовать.

В момент ухода из сего мира человек обозревает всю свою земную жизнь. В эти секунды перед ним развёртывается панорама всей его жизни. Из всех забытых углов и закоулков выступает картина за картиной, одно событие за другим. В последние мгновения, в смертный час человека, выявляется преобладающий смысл всей его жизни, выясняется её руководящая мысль, главная идея.

Тихо и благоговейно следует держать себя всем, кто собирается вокруг отходящего человека. Торжественное молчание не должно нарушаться, чтобы не отвлекать его от обзора проносящейся перед ним его истекшей жизни, не нарушать покойного течения его мысли. Громкий плач, шумные жалобы и причитания могут обеспокоить умирающего, встревожить его и нарушить сосредоточенное внимание, что очень мучительно.

Для чистого и устремлённого человека, уходящего без ненависти и злобы в сердце, момент смерти есть момент величайшего блаженства, есть высшая радость и высший восторг, ибо освобождённая доброта летит в сияние Света. Зато тяжкий от злобы дух не может подняться — для эгоистичного человека разрыв между телами отзывается болезненно, и его уход окрашен печалью.

В первый момент смерти человек оставляет плотное тело, оставаясь в эфирном, унося с собой все энергии нашего мира. Имея своей внешней оболочкой только это эфирное тело, человек становится невидимым для людей Мира Плотного. Но при сильном желании он может принять видимость «привидения» и показаться близким людям в виде облачной фигуры. Известны многие случаи, когда в момент своей смерти человек являлся перед своими близкими в эфирном теле на несколько мгновений.

Примерно через 36 часов после смерти человек выходит и из своего эфирного тела, которое какое-то время витает над могилой плотного. Скинутое эфирное тело в первые дни после погребения может быть иногда видимо на кладбище как «привидение». В течение нескольких недель оно рассеивается в воздухе, и неприятное чувство, многими испытываемое на кладбище, зависит от присутствия разлагающихся эфирных тел. Но если тело не погребается, а сжигается, то эфирное тело распадается очень быстро, ибо тогда оно теряет свой материальный центр притяжения. Потому сжигание трупов лучше, чем их погребение.

Освободившись от физических тел, плотного и эфирного, человек попадает в Мир Тонкий (Астральный), который становится для него теперь видимым, реальным. Это есть космическая область, ближайшая к физической, плотной, — в смысле разницы в построении атомов и разницы вибраций. Материя Тонкого Мира гораздо тоньше, чем материя физического, грубого. Поэтому оба мира сосуществуют на одном и том же пространстве, взаимно проникая друг в друга. Между атомами мира физического много пустого пространства, и в нём находится материя Мира Тонкого.

В этом мире внешним телом человека становится тело астральное, или тонкое. Обладая этим телом с его органами восприятия, человек сразу может принять участие в жизни этого мира и его обитателей — выражать свои чувства и желания. Только на Земле он мог их скрывать, здесь же они становятся зримыми, как там было видимо плотное тело.

В Тонком Мире сознание человека остаётся таким же, каким оно было в Плотном. Он продолжает здесь такую же жизнь чувств, желаний, эмоций, какую он вёл, будучи на Земле, — часто даже не сознавая, что перешёл в иной мир. Он продолжает свою жизнь, сознательную, полусознательную или бессознательную, в зависимости от развития своего сознания.

Тонкий Мир содержит семь подпланов, или сфер, соответствующих разным ступеням развития сознания его обитателей. Эти сферы отличаются между собой тонкостью: низшие подпланы грубы и темны, чем выше — тем утончённее и светлее. Умерев, человек попадает в ту сферу, которой достигло развитие его сознания в мире плотном.

Последнее устремление у порога Тонкого Мира может предопределить сферу, в которой человек будет пребывать там. Чёткая и продуманная мысль и острое чувство дают направление всему пребыванию и состоянию в том Мире. Потому надо сознательно приготовиться к ожидаемому уходу. Отчаяние, растерянность препятствуют усвоению новых условий. Но когда сознание ясно, оно несёт в высшие сферы. Надо ясно держать перед собою решение идти к Свету. Следует очень заботиться, чтобы последние минуты на Земле были радостны и устремлены к самому Прекрасному. Чем сильнее было предсмертное стремление человека, тем выше он может подняться в Тонком Мире. Так можно сознательно миновать низшие слои его.

В низших слоях астрала состояние преступников и порочников, а также предававшихся на Земле всяким невоздержаниям, очень мучительно, и сущность этих терзаний неописуема. Ярые, злобные и жившие низкими чувственными наслаждениями — все они в Тонком Мире сильно страдают из-за невозможности утолить злобу и плотские страсти, ибо у них нет здесь для этого орудия — физического тела. Они буквально горят в пламени своих неутоляемых страстей: низшие слои подвергаются ещё физическому ощущению пламени. Ужасы подвалов Тонкого Мира неописуемы.

Самоубийцы обычно находятся в слоях, ближайших к Земле, ибо их магнитное притяжение к ней ещё не было изжито. И так как они никогда не думали о мирах надземных, то они не могут понять, что произошло с ними. И тоска, и страдания самоубийц продолжаются вплоть до наступления срока их естественной смерти. Самоубийство есть крайняя степень невежества и величайшее преступление.

Пребывание в Тонком Мире продолжается разное время. Оно может быть ограничено несколькими неделями или растянуться на многие столетия — в зависимости от порождённых человеком причин. Для всякого человека наступает однажды срок, когда он должен покинуть этот мир.

Приходит время умереть человеку и здесь — это значит сбросить с себя уже изношенное тонкое тело и самому перейти в следующий, высший мир. Сброшенное астральное тело, ставшее астральным трупом, через некоторое время распадается — тем быстрее, чем оно чище.

Когда тонкое тело сброшено, человек погружается в бессознательность на краткий срок, затем просыпается в новом мире с чувством покоя, радости и блаженства, превышающего всякое наше представление. Этот новый мир есть часть Мира Ментального — Мир Мысленный; это мир мысли, мир разума. Здесь внешним телом человека становится тело ментальное, обладающее органами восприятия в зависимости от сознания.

Материя Мира Мысли гораздо тоньше, чем материя Мира Тонкого. В этом мире всё, что человек думает, немедленно воспроизводится в формы. Ибо из материи этого мира и состоят формы наших мыслей, она — та среда, в которой проявляется наше мышление, и материя эта складывается немедленно в определённые очертания при воздействии на неё мысли.

В Мире Мысленном не существует никакого отделения от близких. В этих небесах мы постоянно находимся со всеми теми, кого мы любили и почитали во время земной жизни, ушедшими ранее или всё ещё живущими на земле. Мы видим их около себя, таких же счастливых и блаженных, в земной форме, при полном сознании наших земных отношений.

Всё, что в последней земной жизни человека было ценного во всех его умственных и нравственных переживаниях, здесь подвергается внутренней переработке и претворению в определённые умственные и нравственные качества, — в силы, которые он понесёт с собой в следующее воплощение. Жатва, пригодная для питания и претворения в этом Мире Мысли, — это чистые мысли и эмоции, умственные и нравственные стремления и усилия, это все воспоминания о бескорыстном труде на пользу ближних.

Продолжительность пребывания человека в Мире Мысленном всецело зависит от количества тех духовных запасов, которые человек принёс с собой из своей земной жизни. И когда все эти материалы исчерпаны, тогда всё, что было переработано в свойства и способности, вносится внутрь человека. И он сбрасывает последнюю из своих временных оболочек, тело мысли. Так человек достигает родины — Мира Огненного.

Да, Мир Огненный — это истинная родина человека, где он дома. Сюда он возвращается после путешествия в «долину слёз», куда он отправлялся как в школу, чтобы поучиться, собрать опыт. Здесь сам бессмертный Человек, ничем не обременённый, не стеснённый оболочками, которые все принадлежат низшим мирам, испытывает истинную жизнь человека — достойное существование самого Духа, переживает свою собственную жизнь в полной мере того самосознания и ве'дения, которых он успел достичь.

Миры Мысленный и Огненный, в сущности, — один большой мир мысли: первый — конкретной, второй — абстрактной, огненной мысли. Мир Мысленный можно считать низшей сферой Мира Огненного. В высшей сфере подлежит претворению всё сверхличное мышление — все те мысли, которые относятся к высшей, философской области. Высшая сфера Мира Огненного состоит их трёх подразделений, и человек остаётся в одном или другом сообразно своему развитию.

На первом, низшем уровне пребывает огромное большинство из 60 миллиардов, составляющих всю массу нашего человечества. В следующей, высшей, второй области Мира Огненного пребывает сравнительно небольшое число душ высокой эволюции, которые проявляются при жизни на земле врождённой культурностью и природной утончённостью. Это те души, которые во время пребывания на Земле всю энергию посвящали высшей умственной и нравственной жизни. В третьей, наивысшей области Мира Огненного пребывают Учителя Мудрости — Махатмы — и Их ближайшие ученики.

Итак, человек переживает несколько «смертей», сбрасывая в трёх мирах через определённые промежутки времени одну за другой все свои временные оболочки, все свои тела: тело плотное и эфирное, затем тело чувств, наконец тело мысли. И после четырёх смертей остаётся Человек сам с собой — без оболочек, более не умирающий, бессмертный...

Процесс ухода из физического воплощения, называемый людьми смертью, не составляет никакой разницы для Индивидуальности: сбросив все тела, вечный Человек остаётся самим собою, у себя дома; ведь, в сущности, он и не покидал своей обители. Для Индивидуальности земная жизнь, или физическое воплощение, есть лишь временное устремление части сознания и воли на низшие миры через проводников из низшей материи. А процесс ухода из земного воплощения, называемый нами смертью, есть лишь возврат сознания в высшие миры — возвращение домой. Так, земное рождение есть скорее смерть, будучи изгнанием на Землю, в «долину страданий и слёз». А кажущаяся смерть есть рождение в более широкую жизнь, переход из темницы к свободе горнего воздуха. Поэтому правильно считать смерть величайшей из земных иллюзий: смерти нет, есть только перемена в условиях жизни!

Небесная жизнь духа может длиться тысячи лет, смотря по степени его развития и по его силе. Но как земная жизнь, так и небесная имеет начало и конец. И когда жизнь духа в Мире Огненном вполне изжита, Человек начинает чувствовать притяжение к новому воплощению. Что заставляет Индивидуальность возвращаться на землю? Закон космический: как голод толкает голодного к пище, так закон воплощения устремляет дух снова воплощаться, чтобы через испытания подняться на новую ступень. Только на Земле обновляются энергии, накопляются новые. И дух идёт снова к борьбе и страданиям.

Процесс воплощения Индивидуальности в личность был описан выше. Здесь можно добавить, что высокоразвитый человек, живущий высшим сознанием, выбирает семью, в которой ему надлежит родиться, сам. Для неразвитых людей этот вопрос решают Владыки Кармы, которые определяют и организуют наилучшие земные условия (подходящих родителей, эпоху, страну, среду окружения и т.д.), соответствующие выполнению целей, поставленных для данного воплощения. И когда всё предусмотрено, человек рождается (вернее, умирает) на Земле.

Прекращение зарождения (аборт) вносит большие затруднения в судьбу того существа, которому пришло время воплотиться на Земле. Человек уже облёкся в ментальное, астральное и эфирное тела, осталось только получить тело физическое; вот уже избраны родители, вот уже произошло зарождение — и вдруг по каким-то непонятным ему соображениям его изгоняют из плотного мира обратно в астральный. Этим причиняются тому человеку неописуемые страдания, за которые неумным «родителям» придётся расплачиваться. Преступление это велико, в Учении сказано, что «прекратить зарождение детей — хуже убийства».

Следует предостеречь также от опасности так называемого спиритизма. На спиритические сеансы могут быть вызваны только пустые оболочки, астральные трупы, сброшенные ушедшими из Тонкого Мира в Огненный, удержавшие при себе частицу сознания тех людей. Эти оболочки иногда появляются на сеансах и ошибочно принимаются за умерших людей. В действительности ушедший человек, истинная Индивидуальность его, находится в Мире Огненном, и призывы живущих до него не достают.

Единственные умершие, которые могут являться на сеансы, — это те, которые ушли из земной жизни ранее наступления положенного срока их естественной смерти: погибшие при авариях, казнённые преступники и самоубийцы. Время до наступления срока их естественной смерти они пребывают в той сфере, с которой могут вступить в общение спиритисты. Но эти существа за явление на сеансы расплачиваются дорого — общение с земными обитателями сопровождается для них весьма тяжелыми последствиями — даже вплоть до уничтожения. Возможно ли предположить, что такое нарушение космических законов может пройти бесследно для живых участников сеансов спиритистов, раз они были причиной гибели какого-нибудь существа?

* Вы можете перейти к книге Н.Д. Спириной "Жизнь без смерти: Беседы о Тонком Мире"

ЗАКОН ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ (РЕИНКАРНАЦИИ)

Выше было рассказано, как человек после смерти в Мире Плотном и пребывания в Мирах Тонком, Ментальном и Огненном снова возвращается на Землю для следующей физической жизни. Так жизни каждого человека повторяются на Земле много раз. Многочисленными последовательными жизнями в мире физическом он приобретает всё более полный жизненный опыт. В промежутках между воплощениями этот опыт претворяется в способности и характер. С этими способностями и характером он идёт в новую жизнь, которая, продолжая предыдущую, начинается со ступени, завершённой ранее, в предыдущей жизни. Так постепенно развивается сознание человека. Каждая жизнь есть определённый урок, определённое задание. Если человек будет успешен в разрешении поставленных ему задач, он продвинется в эволюции своего сознания быстрее, и наоборот.

Так объясняется существующее в жизни неравенство способностей. Только Закон Перевоплощения может объяснить, почему одни люди рождаются одарёнными, умными, склонными ко всему хорошему, а другие — бездарными тупицами, к которым легко прививается плохое. Почему один талантлив и умён, а другой неспособен и глуп? Почему один добр, щедр и великодушен, другой зол, скуп и жесток? Единственное разумное объяснение такого неравенства — достигнутое каждым своё развитие духа в прежних жизнях. Когда из двух людей один способен и всё легко воспринимает, а другому всё даётся с трудом и способностей у него нет, то это значит, что первый есть старый, многоопытный дух, проживший много жизней и приобретший разнообразный опыт, а другой — молодой дух, только недавно вступивший на путь приобретения жизненного опыта в Космической Школе, и ему нужно многому научиться, чтобы сравняться с первым.

В многодетной семье наследственность, общая среда, воспитание, влияние, условия жизни — общие для всех детей, но часто в лоне одной семьи мы можем наблюдать молодых людей таких противоположных типов, что тут уже нельзя сослаться на наследственность и влияние окружающей среды, так как и то и другое будут одинаковыми для всех детей данной семьи. Наследственностью, воспитанием, влиянием не объяснишь. Воспитание наложит свой отпечаток на каждого ребёнка, но основной характер у каждого останется самобытным. Не удавалось ещё никому и никогда воспитать двух совершенно одинаковых по характеру людей, ибо это не во власти родителей. В физическом сходстве и в умственном и нравственном различии встречаются две разные линии причинности.

Чувства симпатии и антипатии, любви и ненависти, сотканные в одной жизни, переходят в последующие и обнаруживаются либо в притяжении, либо в отталкивании. Вот почему при встречах с людьми с одним человеком мы сразу, с первых слов, чувствуем себя родным и близким, а с другим никак не можем наладить сносных отношений. С первым наши отношения уже были близкие или родственные, со вторым мы встретились впервые или отношения были враждебными.

* * *

Перевоплощается и усовершенствуется, собственно, одно: Индивидуальность. Личность не перевоплощается, она возобновляется в каждом новом воплощении. Только личность имеет определённый пол и национальность. В следующем воплощении Индивидуальность может очутиться не только в совершенно другой среде, в другой стране и народности, но даже и пол человека может оказаться иным. Проходя через длинный ряд изменяющихся личностей, то мужских, то женских, человек развивает в себе — благодаря разнообразию приобретённого опыта — два ясно различимых вида добродетели. Добродетели более мужественные и энергичные (храбрость, смелость, самостоятельность) развиваются во время мужских воплощений. Добродетели более мягкие, тонкие и в то же время более глубокие и сильные — плод женских воплощений. Совершенный человек приобретает постепенно все хорошие свойства мужчины и женщины: он отличается мужественной силой и женственной тонкостью. Развивший только одну сторону ещё очень далёк от цели.

Человек проходит поочерёдно через все эпохи и расы, через все культуры, через все общественные положения для того, чтобы своим собственным усилием и творчеством развить до полноты все те божественные свойства, которые заложены в нём как возможности. Такие смены жизней продолжаются до тех пор, пока все качества человеческой Индивидуальности не достигнут степени совершенства, необходимой для завершения человеческой эволюции. Тогда человек не будет больше нуждаться в перевоплощении, ибо тогда он станет более чем человек — он станет Махатмой, сотрудником Иерархии Света.

Продолжительность периода между двумя воплощениями зависит от того, как человек использовал свою земную жизнь. Не проявивший никакой нравственной и умственной деятельности человек может перевоплотиться немедленно после своей смерти. Для среднеразвитого человека средняя продолжительность 1000 – 1500 лет. Но это время чрезвычайно растяжимо в ту и другую сторону: люди, высокоразвитые духовно, могут вернуться на Землю через 2000 – 3000 лет, тогда как малоразвитые — через несколько столетий. Ребёнок может перевоплотиться почти непосредственно после смерти.

* * *

Воспоминания о пережитых прошлых существованиях остаются в человеке в форме скрытой, синтетической, которую он знает в себе как голос совести. Также и наш характер — это не что иное, как живые выводы из наших прежних воплощений. Полное же знание о них сохраняется в бессмертной части человека, в Индивидуальности, которая не может передать это знание мозгу, не воспринимающему её высоких вибраций.

В сущности, не всё изглаживается из памяти человека, когда он появляется для новой жизни на Земле. Многие дети в первые годы помнят прежние жизни, о которых они иногда пытаются рассказывать. Кое-какие воспоминания из прежних жизней случаются и у взрослых. Много таких фактов зарегистрировано в условиях научного контроля в обществах по изучению психических явлений.

Лишь редко приоткрывается завеса прошлого в земном существовании. Но бывают случайные подъёмы сознания до высоких вибраций духа, во время которых приходят проблески сокровенного знания, — во время экстаза, также у поэтов, писателей, художников во время вдохновения. Преждевременное знание воплощений вредно для эволюции человека. Это знание может приостановить дальнейшее восхождение духа, ибо оно может ввергнуть его в бездну отчаяния — в случае раскрытия каких-либо преступлений в прошлом — или усилить самомнение, одно из самых преграждающих качеств. Так для малого сознания взгляд назад на свои прежние воплощения может быть губительным. Потому это знание мудро сокрыто космическим законом целесообразности.

Поэтому знание своих прошлых существований приходит к человеку на высших ступенях его духовного развития. Это произойдёт тогда, когда наше самосознание сольётся с нашей Индивидуальностью, когда мы начнём сознательно жить в ней — тогда все наши воплощения предстанут перед нами и мы овладеем всеми прошлыми воспоминаниями.

ЗАКОН КОСМИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (ЗАКОН КАРМЫ)

Великая Космическая Справедливость осуществляется Законом Кармы — так на Востоке называется Космический Закон Причин и Следствий. Этот Закон говорит: «Что посеет человек, то и пожнёт». Согласно ему, страдающий в жизни и наслаждающийся ею одинаково пожинают плоды того, что они посеяли в прошлом. Счастливая жизнь заслужена прежней праведной жизнью, а недостойная жизнь готовит страдания в будущем. Этот непреложный Закон соответствует физическому закону эха: «как аукнется, так и откликнется». Космическая Справедливость воздаёт каждому по делам его, это и есть обратный удар: за добро — добром, а за зло — злом («око за око»).

Так человек сам творит свою судьбу, сам куёт свой путь жизни. Он сам — создатель причин и следствий, он сам — сеятель и жнец. Следствия поступков и слов, желаний и мыслей человека неизбежно возвращаются к нему в виде бедствия или счастья. Судьба человека складывается его делами. И народ говорит: «От судьбы не уйдёшь...» Человек ответствен не только за свои поступки и слова, но и, главным образом, за побуждения и мысли. Мысль — наиболее могучий фактор в создании Кармы. Именно побуждения и мысли творят Карму, а поступки — факторы второстепенные; мотив много важнее поступка.

Карму создаёт не только отдельный человек, но также и коллектив. Создавая свою Карму, человек связывает себя с другими людьми, становясь членом разных групп — семейной, национальной и прочих. Как член такой группы, он участвует в Карме каждого коллектива. Поэтому кроме своей индивидуальной Кармы люди могут иметь Карму семейную, партийную, народную, общечеловеческую... Все принимавшие участие в образовании групповой Кармы должны будут встретиться не только со своими противниками, которым они причинили какой-нибудь вред, но и между собою, чтобы распутать завязанные ими когда-то узлы общей Кармы. Коллективная Карма ввергает народы в коллективные бедствия, как, например, война; в этих бедствиях каждый страдает столько, сколько он был виноват в создании условий, их вызвавших.

Некоторая часть создаваемой Кармы погашается в этой же жизни. Остальная часть откладывается в будущие существования — до того времени, когда создадутся условия для её погашения. Ибо существуют несовместимые между собой виды Кармы, которые не могут быть изжиты в одной и той же жизни. Человек появляется из прошлого кармически связанным с определёнными людьми и с определённым обществом и народом, и потому он должен родиться в таких условиях, в каких он может изжить общую с теми людьми Карму.

Поэтому для каждой души при новом её воплощении делается тщательное прилаживание условий новой жизни. Это производится Владыками Кармы, невидимыми Существами, Исполнителями Закона Кармы в плотном мире. Со всеведущей мудростью Они выбирают и соединяют части Кармы, способные соединяться вместе в одном и том же воплощении, чтобы образовался общий план начинающейся жизни этой души. Они приспособляют силы человека, идущие из его прошлого, так, чтобы его Карма соответствовала его движению вперёд в эволюции.

Закон Кармы непреложен сам по себе, потому человек не должен мстить за причинённую ему несправедливость. Хотя Карма — Закон возмездия, но сам человек самовольно не имеет права брать на себя выполнение этого возмездия, этим ведает Непреложный Высший Суд Кармы. Может быть, полученный удар есть заслуженный обратный удар? Возвращая же этот удар с местью в сердце обратно, человек не только не исчерпывает своей Кармы, но продолжает и даже усугубляет её в тяжком для себя направлении. Мы должны прощать нашим личным врагам, иначе мы не выйдем из заколдованного круга Кармы.

Некоторые люди иногда Законом Кармы оправдывают свою жестокость: «Страдающий, мол, сам заслужил свои страдания — зачем помогать ему?» На это можно ответить: если этот человек имел возможность получить от вас помощь, значит, он заслуживает её, и за сознательно пропущенный случай сделать добро ответственны вы! Следует всегда помогать ближнему по мере наших сил, не забывая, что мы только тогда помогаем ему действительно, когда помогаем эволюции его истинной сущности.

В зависимости от того, как мы принимаем посылаемые Кармой наши же порождения, находится успешное изживание этой Кармы. Если человек будет возмущаться и бунтовать против уплаты лежащих на нём долгов, против следствий своих же поступков, если он ожесточится и вследствие этого причинит бедствия другим, то он задержит изживание своей Кармы и новая Карма будет плохой. Если же страдания научат его терпению и безропотности, если горести и тревоги побудят его исправить свои ошибки и он заплатит свои кармические долги разумно — в таком случае его новая Карма будет хорошей. Принимая радостно всё, что посылается, даже страдания, которые идут к нам из нашего же непогашенного прошлого, и так же радостно отказываясь от всего, что отнимается, превращая всё это в добровольную жертву, мы можем ускорить изживание своей Кармы.

Не следует думать, что судьба, назначенная для индивидуума, не поддаётся изменению: человек может свою Карму изменить, облегчить. Безудержным устремлением вперёд, к моральному самосовершенствованию, улучшением своих мыслей и побуждений, самоотверженным служением человек может свою Карму обогнать, и она его не настигнет. Только остановившийся в своём развитии получает весь ливень Кармы. Когда человек, стремясь к самосовершенствованию, развивает свои духовные силы, направляя их на пользу эволюции и для блага человечества, — он не только погашает свою Карму, но и облегчает последствия дурной Кармы для всего человечества.

Мы являемся не рабами, а творцами своей Кармы — мы можем контролировать свои мысли, заменять низкие мысли на высокие. Мы можем строить светлую и лёгкую Карму, поняв непрактичность и вред всего злобного и мстительного и отказавшись от всего этого. Из Закона Кармы вытекает, что творить зло невыгодно, а добро — выгодно. Основные принципы Закона можно свести к краткой формуле: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Закон Причин и Следствий учит, что истинное и высшее счастье, высшая радость — в отречении от личных эгоистических интересов и в самоотверженном служении Общему Благу, в служении человечеству. Только на этом пути создаётся светлая благая Карма человека. Освободить себя от бесконечной цепи Кармы, которую человек сам сковал для себя в прошлом своими мыслями, желаниями и поступками, — в этом цель всей жизни. Ниже будет рассказано, каким образом возможно осуществить эту цель, направляя сознательно нашу деятельность.

ИСТОРИЯ  КОРЕННЫХ РАС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Эволюция человечества на нашей планете разделяется на семь Рас, называемых на Востоке Коренными. Они появляются последовательно, каждая на своём материке. В каждой Расе появляются семь подрас. Первые две Расы и половина Третьей не имели физических тел — их тела были из эфирной материи. Те люди были бесполыми существами, не обладавшими разумом и не умиравшими, ибо были бесплотными.

Эти Расы не имели никакого отношения к климату Земли, они не были подвержены никакому воздействию температуры. Первая и Вторая Расы, а также первая половина Третьей Расы существовали на протяжении трёхсот миллионов лет. Восемнадцать миллионов лет тому назад, в середине Третьей Расы, произошло разделение полов — своё потомство люди стали порождать. Человечество получило плотные физические тела и начало умирать.

В середине эволюции Третьей Расы с Венеры прибыли на Землю Светлые Существа, Сыны Огня, и поселились на нашей планете как Божественные Учителя юного человечества Третьей Расы. Они начали воплощаться в тех божественных династиях Царей и Учителей, описаниями которых полны древнейшие мифы и легенды. Некоторые из Сынов Разума действовали как проводники для третьей волны Божественной Жизни Космического Разума, внося в животного человека Искру Монадической Жизни, из которой образуется Разум, Манас — человеческое сознание. Так была создана Индивидуальность.

В то время, когда жила Третья Раса, то есть восемнадцать миллионов лет тому назад, большая часть теперешней суши была под водой. Вдоль экватора простирался тогда гигантский континент, покрывавший большую часть Тихого и Индийского океанов от Мадагаскара до острова Пасхи. Этот материк Третьей Коренной Расы сейчас называется Лемурией.

Самое раннее человечество этого материка было расой гигантов. Первые физические лемурийцы были высотой в восемнадцать метров. С каждой следующей подрасой рост их постепенно уменьшался и через несколько миллионов лет дошёл до шести метров. О размерах лемурийцев свидетельствуют гигантские статуи, воздвигнутые ими в величину своих тел, открытые на острове Пасхи, остатке материка Лемурии. Большинство этих статуй — от шести до девяти метров высотой. Лемурийцы были людьми огромной физической силы, дававшей возможность защищаться от гигантских чудовищ допотопных геологических периодов.

На заре своего сознания люди Третьей Расы имели около себя светлых Богов, пришедших с Венеры. Это был Золотой Век древних времён, когда «Боги ходили по Земле и свободно общались со смертными». Они дали первый импульс цивилизации и направили ум людей к изобретениям и усовершенствованиям всех искусств и наук. Огонь, добываемый посредством трения, был первой тайной Природы, первым и главным свойством материи, которое было раскрыто человеку. Фрукты и злаки, не известные до того на Земле, были принесены Владыками Мудрости с других планет, как, например, пшеница. Под руководством Божественных Правителей цивилизованные народы Третьей Расы сооружали обширные города, насаждали искусства и науки. Развалины циклопических сооружений были произведением лемурийцев.

После того, как Третья Раса достигла апогея своего расцвета, она стала клониться к упадку; это отразилось и на материке Расы: он начал медленно погружаться, дробясь во многих местах на острова, постепенно исчезающие. Материк был разрушен действием вулканов. Он погрузился в океан вследствие землетрясений и подземных огней. Остатками древних лемурийцев в настоящее время являются народы так называемого эфиопского типа: негры, бушмены, австралийцы и т.п.

Четвёртая Коренная Раса — атланты — начала своё существование примерно четыре-пять миллионов лет тому назад. Новая великая Раса зародилась там, где сейчас находится середина Атлантического океана. Тогда в этом месте было скопление островов, которые со временем поднялись и превратились в великий континент — Атлантиду. Первые атланты были ростом ниже лемурийцев, но всё же великаны — они достигали трёх с половиной метров. Со временем рост их постепенно уменьшался. Цвет кожи первой подрасы — рмоагалов — был тёмно-красный, а второй — тлаватлей — красно-коричневый.

Третья подраса — толтеки — достигли вершины развития атлантов. Они тоже были высокие — достигали двух с половиной метров. Со временем рост их уменьшился до роста человека наших дней. Цвет кожи их был медно-красным. Их потомки — чистокровные представители перуанцев и ацтеков, а также индейцы обеих Америк.

Приблизительно один миллион лет тому назад, когда Атлантская Раса находилась в расцвете, материк Атлантиды занимал большую часть Атлантического океана от Исландии до Бразилии включительно. Толтеки создали самую могущественную империю Атлантиды. В течение многих тысяч лет царствовали Толтеки над всем континентом. Столицей был Город Золотых Врат, расположенный в восточной части Атлантиды.

В течение всей этой эпохи посвящённые водители всегда поддерживали связь с сокровенной Иерархией, подчиняясь Её предписаниям, действовали согласно Её планам. Вследствие этого та эпоха была золотым веком Атлантиды. Искусства и науки процветали. Культура и цивилизация Атлантиды достигли тогда своей кульминации.

Много людей обладало тогда способностями управления психическими силами. Главной задачей науки было развитие этих сил и общее знакомство с тайными силами природы. Сюда входило ознакомление с сокровенными особенностями растений, металлов, драгоценных камней. Способ вызывать по желанию дождь также был известен атлантам. Главной отраслью искусства была архитектура. Общественные здания и храмы поражали своей массивностью и гигантскими размерами. Город Золотых Врат насчитывал тогда более двух миллионов жителей, общее число народонаселения всей Атлантиды достигало двух миллиардов. Атланты пользовались высокоразвитой техникой. Они сооружали летающие машины, двигательной силой которых был род эфира.

Когда золотой век толтеков кончился, начался моральный упадок. Личные интересы, жажда богатства и власти, разорение и уничтожение врагов с целью обогащения всё более овладевали сознанием масс. Короли, большинство духовенства и значительная часть народа начали применять сокровенные силы, не считаясь с законами, предписанными Иерархией, пренебрегая её указаниями. Связь с Иерархией порвалась. Сокровенные знания, направленные в сторону недоброжелательства и самости, превратились в чёрную магию и колдовство.

Когда извращение эволюционных законов достигло своего апогея, первая ужасная катастрофа потрясла весь континент Атлантиды. Столица была сметена волнами океана, миллионы людей уничтожены. Эта первая катастрофа произошла восемьсот тысяч лет тому назад. Она значительно изменила распределение суши и воды на земном шаре. Большой континент потерял свои полярные области и уменьшился.

Вторая, менее значительная катастрофа произошла около двухсот тысяч лет тому назад. Материк разделился на два острова: северный, больший, называвшийся Рута, и южный, меньший, именовавшийся Даития.

Около восьмидесяти тысяч лет тому назад произошла третья катастрофа, по силе и ярости превысившая остальные. Даития почти совершенно исчезла, а от острова Рута сохранилась небольшая часть — Посейдонида. Лучшее меньшинство, соблюдавшее чистую и возвышенную жизнь, перед катастрофами всегда эмигрировало. Этими эмиграциями руководили духовные вожди, предвидевшие бедствие, угрожавшее стране. Короли, следующие благому закону и поддерживающие связь с Иерархией, всегда были предупреждаемы заранее о надвигающихся катастрофах. Наконец в 9564 году до нашей эры мощные землетрясения и извержения разрушили Посейдониду и остров погрузился в море, создав огромную волну, затопившую низины, оставив о себе память в умах людей как об огромном разрушительном потопе.

Четвёртая подраса атлантов — туранская — была жёлтого цвета. Она была буйной, грубой, жестокой. Туранцы эмигрировали на Восток и обосновались в центре теперешнего Китая. Эта подраса представлена в некоторых частях современного Китая высокими китайцами.

Пятая подраса, первичные семиты, была белая. Характерными признаками её были подозрительность, неуживчивость, вечные войны с соседями. Потомки этой подрасы — чистокровные иудеи и кабилы Северной Африки.

Шестая подраса, аккадийцы, была белая; она появилась после первой катастрофы. Аккадийцы отличались коммерческими, колонизаторскими и навигационными способностями. Их потомками были финикияне.

Седьмая, монгольская подраса зародилась в татарских степях Восточной Сибири. Эта подраса — жёлтая — разрослась неимоверно. Её представляют современные китайцы. Японцы являются помесью нескольких подрас. Они как бы последняя накипь всей Коренной Расы. Вот почему в них много качеств, отличающих их от китайцев.

Около 400 тысяч лет тому назад Великая Ложа Белого Братства, требовавшая более чистого окружения, была перенесена из Атлантиды в Египет — в то время пустынную, малонаселённую местность. После погружения в океан острова Посейдониды Великая Белая Ложа Иерархов перенесла своё местожительство в сердце материка Азии.

Пятая Раса, которая стоит ныне во главе человеческой эволюции, произошла из пятой подрасы атлантов — первичных семитов. Из Пятой Коренной Расы пока появилось только пять подрас. Из Центральной Азии первая подраса перешла в Индию и обосновалась на юге от Гималаев. Она стала господствовать на обширном Индостанском полуострове. Первую подрасу представляют не только арийские индийцы, но и высший правящий класс Древнего Египта. Ко второй подрасе относятся арийские семиты, отличающиеся от первичных семитов Четвертой Расы, — это Халдея, Ассирия, Вавилон, а также современные арабы и мавры. Третья подраса — иранская, к которой принадлежали древние персы, потомки которых — парсы. Четвёртая подраса — кельтская; это древние греки и римляне, а также современные греки, итальянцы, французы, испанцы, ирландцы, шотландцы. К пятой, тевтонской подрасе относятся славяне, скандинавы, голландцы, немцы, англичане и их потомки, рассеянные по всему свету. В настоящее время люди Пятой Расы подошли вплотную к порогу шестого периода совершенствования человечества — Шестой Коренной Расы.

* * *

Эволюция человечества всех пяти Коренных Рас запечатлена в камне — в знаменитых Бамьянских статуях. Они возвышаются вблизи Бамьяна, который находится в Афганистане, на полдороге между Кабулом и Балхом. Все статуи вырезаны в скале. Эти пять фигур являются созданием Посвящённых Четвёртой Расы, которые после затопления их материка нашли прибежище в Центральной Азии.

Самая большая статуя — 52 метра высотой — изображает Первую Расу: её эфирное тело запечатлено в твёрдом несокрушимом камне. Вторая статуя — 36 метров — увековечивает Вторую Расу. Третья — 18 метров — изображает Третью Расу, зачавшую первую физическую расу, рождаемую от отца и матери. Потомство их запечатлено в статуях, найденных на острове Пасхи. Они были ростом лишь в 5, 6 и 7 метров — в ту эпоху, когда была затоплена Лемурия.

Четвёртая статуя, которая изображает человека Четвёртой Расы, была ещё меньше размерами — около 4 метров, но всё же гигантской по сравнению с Пятой Расой. Ряд фигур заканчивается изображением человека нашей настоящей, Пятой Расы. Эта статуя лишь немного выше человека среднего роста наших дней.


Назад в раздел : Введение в Агни Йогу (С.В. Стульгинскис)



Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».

 

 
Мысли на каждый день

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза.

Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира»