Сибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне
Издательство РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

10. Культура Новой Эпохи



Из прошлых Заветов перенесёмся в будущие достижения.
Мир Огненный. I

ВЕХИ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО

«Всем духом устремляйтесь к светлому будущему. Огненная энергия, несущая нас в сферы надземные, накапливается здесь, на Земле, и лучшим будителем её будет радостная устремлённость в будущее». Сила наша умножается, когда мы переносим наше сознание в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. Только к устремлённому в будущее прилегают частицы драгоценных энергий. «Устремление к будущему уже будет означать проявление Агни».

Новая эпоха приносит новые условия жизни, новые возможности. Они требуют новых путей, нового миросозерцания, нового мышления. Новое мышление вспомнит об основных Законах. Человек Новой Эпохи будет знать Космические Основы Бытия и согласовывать с ними свою жизнь. Весь общественный и государственный строй будет утверждён на Законах Космических.

На фоне знания всех Космических Законов Бытия Новая Эпоха выдвигает новые определительные и новые формы — новые понятия, которые необходимы для новой ступени эволюции человечества. Она указывает основы, на которых будет созидаться Новый Мир. Так, строительство Нового Мира требует перерождения сознания. О понятиях Новой Эпохи в дальнейшем и будет разговор.

Одно из главных понятий — Культура: Новая Эпоха будет эпохой провозглашения верховного главенства Культуры. Творчество и Знание займут должное положение. Будет понято настоящее значение искусства и науки. Как красота и искусство, так наука и знание будут главнейшими ценностями Эры Новой Культуры.

Труд будет понят как естественное наполнение жизни, как её радостная основа и свобода. Также и сотрудничество: создаётся эпоха общего дела. Сотрудничество сделается основою созидания. Приходит Эра радостного строительства, великого сотрудничества всех народов.

Сотрудничество в Новой Эпохе будет не только планетарным, но и космическим. Так, одним из понятий Новой Эры будет сотрудничество с Космосом, с дальними мирами. Утвердится устремление к высшим планетам, как к суждённому нам пути. Также утвердится сознательное участие человека Новой Эпохи в жизни невидимых Миров Надземных — Тонкого и Огненного. Так выдвигается понятие сотрудничества с Высшими Мирами.

Человечество подошло к такой точке своего развития, когда Космическая Иерархия будет вновь осознана и принята как главнейший фактор нашего движения по пути эволюции. Люди вновь вспомнят и примут понятие Учителя. Так утвердится Сотрудничество с Иерархией, с Великим Белым Братством.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Возвещена Сатия Юга — благословенная Светлая Эпоха человечества. Какое же великое понятие, какая Благодать прежде всего будет в основе этого очищения и преображения нашей жизни? Конечно, это будет та Благодать, которой объединяется всё прекрасное, всё вдохновляющее и воздымающее. Поистине, это будет то великое прекрасное понятие, которое человечество обозначает словом Культура.

Слово Культура имеет два корня: первый — друидический, второй — восточный. «Культ» всегда останется почитанием Благого Начала, а слово «Ур» — старинный корень, обозначающий Свет, Огонь. Так, «Культ-Ура» значит «Культ», или почитание, Света.

Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. И краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Красота и Знание являются основами всей Культуры, и именно они меняют всю историю человечества. От первобытных времён весь прогресс, всё счастье, всё просвещение человечества слагались Красотою и Знанием.

Устоями грядущей эволюции будут также искусство и наука. Расцвет искусства и науки разрешает житейские кризисы. Именно он заставляет людей задуматься над проблемами жизни. Где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Где Культура, там и мир. Без Культуры не может быть международного соглашения и взаимного понимания. Истинное международное понимание лучше всего создаётся на почве искусства и науки.

Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество. Только Красота и Знание могут объединить человечество и вести его к истинному счастью и благосостоянию. Только на почве истинной Красоты, на почве подлинного Знания установятся добрые отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык Знания и Красоты искусства. Выше панацеи Культуры не знало человечество и не будет знать, ибо в Культуре — сумма всех достижений огненного творчества.

Культура должна войти в ближайший каждодневный обиход. Для этого каждый мыслящий человек должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь. Первый признак Культуры — отсутствие личных раздоров. Расширение и утончение мышления и чувства Красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны.

Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для блестящих открытий, суждённых человечеству. Жизнь преображается подвигами Культуры. Лишь эти подвиги составляют движущую силу человечества. Свет един, и поистине международны врата к нему, и доступны они для всех искренних искателей Света.

Только путём Культуры возможно перерождение планеты. Так, Новую Эпоху можно строить лишь признаками Культуры. Культура так же высока, как и Беспредельность. И когда дух человеческий осознаёт эту Беспредельность, она обязывает его к непрестанному совершенствованию. Служение Культуре есть Благородный подвиг человечества.

Учение Махатм Востока выдвигает понятие терпимости как одно из главных условий и украшений Культуры. Так, высокая культурность есть высшая терпимость. Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту не может служить признаком культурности. Широкообъятность понятия Культуры уже предполагает в самой себе необыкновенное разнообразие. Научиться ценить разнообразие — верный подступ к Культуре. Так великая терпимость откроет Врата к светлым построениям Будущего.

КРАСОТА И ИСКУССТВО

Помимо красоты, даваемой человеку природою, существует красота, которая даётся посредством искусства. Искусство имеет целью ввести в обиход человеческой жизни часть божественной красоты, которая существует в природе. Через искусство, которое творит красоту, имеем Свет. Задача искусства — приблизить человека к пониманию красоты. Искусство, во всех его проявлениях и во всех его формах, всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение.

Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Поистине, в Красоте залог счастья человечества, потому искусство ставится высшим стимулом для возрождения духа. Жемчужины искусства, истинно, могут поднять и мгновенно преобразить дух человека. Чудесные жемчужины искусства дают возношение человечеству. Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, даёт насыщение тем огнём, который возжигает дух. Творения искусства преображают человека. Искусство должно служить возвышению сознания.

Произведения искусства должны стать доступны всем и каждому. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Дайте искусство народу, кому оно и принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, вокзалы и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны — тогда больше не будет тюрем.

* * *

Красота — это мощная самодовлеющая сила, которая действует облагораживающим и умиротворяющим образом на всё живущее. Красота вызывает в человеке высокие эмоции и светлые порывы. Красота является самым могущественным фактором совершенствования человечества. Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества. Дорога в мир нравственного идёт через мир прекрасного. Прекрасное преображает человека, возвышает и сублимирует его.

Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество. Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». Агни Йога говорит, что правильнее сказать — сознание красоты спасёт мир. Не может смущаться идущий сознанием красоты. Можно научиться чуять себя вне пошлой обыденности и приобщиться духом к явленному миру красоты. Из чувства Прекрасного рождается благородство духа. Новый человек будет чутким к Красоте. Что может найти лучшую оправу для преданности, для устремлённости, для неутомимости, нежели красота? Но всякий принимает красоту по своему сознанию и развитию. Чем больше человек развит, тем более красоты замечает он. Развитие способности видеть красоту есть необходимое условие эволюции.

Надо развивать восприятие музыки, восприятие красоты звука. Нужно избирать хорошую музыку, она возвышает наши чувства. Ритм укрепляет ум и Огонь. Ритм есть породитель сотрудничества. Ритм зажигает общие огни, помогает избежать раздражения и разъединения, утверждает одинаковое устремление.

Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил даёт произведение красоты. Но это положение надо принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. Стремление к красоте и восхищение прекрасным мощно воздействуют на накопление огненной энергии.

Было бы ошибкой, если бы лишь известный класс художников стал творить и плоды их были бы механически размножены. Такая механизация не поможет народу. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен посылать свои думы о творчестве. Пусть досуг наполнится творчеством и пусть народ поёт. В хорах заключается великая сила гармонии.

Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит творчество, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов. Необходимо приложить все усилия и все средства, чтобы пробудить священный огонь творчества в народе.

ЗНАНИЕ И НАУКА

Знание есть путь огненный.
Мир Огненный. III. 497
Знание есть врата к Братству.
Братство. 428

Как отсутствие Света — тьма, так отсутствие знания — невежество. Потому деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы. Всё человеческое горе происходит от малого знания. Требуется различие между малой и большой правдой. Ничто так не уклоняет людей с пути, как малая правда. Они выхватывают малые осколки, не думая о предыдущем и последующем. Такие осколки не лучше любой лжи, но смысл всего Мироздания — в величии Истины. К ней нужно готовиться всеми мерами, нельзя полагать, что понимание величия Истины придёт само.

Реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий. Предлагаем положить знание в основу утверждения сознания. Знание может проложить путь к единому Учению. Ведь знание идёт из одного Источника. Там, где горит огонь знания, там суждено светлое будущее. Широкое распространение знаний переродит мир.

Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, а наука есть методика.

ТЕРНИСТЫЕ ПУТИ НАУКИ

Учение Махатм Востока напоминает: среди невежества средних веков даже мысль о летательных аппаратах считалась чем-то колдовским. Теперь люди с сожалением оглядываются на невежд средневековья и принимают воздухоплавание как нечто естественное.

Де Ко был посажен в сумасшедший дом за его уверенность в силе пара. Над Фультоном глумился даже его собственный брат. Доказывалось, что не может быть никаких планет между Марсом и Юпитером. Отрицалась возможность исследования химической природы светил. Юнг и Френель были осмеяны за открытие световых волн. Российская Академия наук не хотела иметь в составе своём Менделеева. В конце XIX века на парижском конгрессе физиков изобретатель фонографа Эдисон был признан шарлатаном и мошенником. Таких примеров невежества можно было бы привести множество.

Не так давно отрицали расщепление атома, не верили в радио. Ещё недавно телевизия была сказкою, люди считали её недоступною, но приняли скоро как условие их комфорта. Напоминается об этом, ибо много достижений находится сейчас в положении средневековья. Будут аппараты, определяющие эманации, будут измерять мысли, но сейчас лишь некоторые допускают такие возможности. Можно представить, что измерение мысли и определение эманаций не понравятся многим, привыкшим скрывать даже свой возраст.

* * *

На путях к широкому научному действию стоит немало преград, среди которых мировоззренческий догматизм играет большую роль. Предрассудки в науке могут быть ещё страшнее, чем в религиях... Невежество, если к тому же оно забаррикадировалось догмами, — опасный враг, грозящий многими бедами. Точно фарисеи древности, догматики прячут страх перед допущением того, что другим очевидно.

Все особенные явления объявляются совпадением или случайностью. Самые очевидные явления объясняются самым нелепым образом. Прекрасные огненные знаки отбрасываются в область суеверия, и явления действительности попадают в разряд недопустимого. Так действительность заменяется условною очевидностью. Как только догматики выходят за пределы опыта прошлого дня, они начинают покрывать свою беспомощность неопределёнными пыльными названиями. Они восстают против метафизики и мистицизма, прикрывая этими пугалами все научные возможности грядущего дня.

Ложь миража заставляет бояться некоторых выражений. Догматики не любят слова «дух», хотя знают, что это известное состояние материи. Они пугливо избегают слова «создатель», хотя отлично знают, что каждое материальное создание имеет своего создателя. Ложь и страх плохие советчики. Можно привести множество суеверий, уподобляющих взрослых детям. Просим, оставьте все суеверия и знайте во всей действительности. Жаль скачущих на одной ноге. Это зрелище напоминает сказку, когда нянька, чтобы ребёнок не убежал, внушила ему, что признак высокого рода — ходить на одной ноге.

Как материалисты-практики, Мы можем настойчиво укорить всех ложнореалистов и догматиков. Их униженная наука и слепота мешают им достижению того, к чему они стремятся. Не любим невежд, не любим трусов, попирающих в ужасе возможность эволюции. Ведь никто не употребляет убогий первобытный паровоз. Также никто не может остаться при младенческом понимании реальности. Потому будьте реалистами истинной реальности.

Большим тормозом в научной работе является опасение, что утверждение материальности сознания и мысли будет понято как подтверждение церковного догмата «о бессмертии души», а потому учёный, доказывающий материальность сознания и мысли, вместо учёной степени может получить звание церковника. «Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно. Разные стороны жизни находятся под инквизиционным давлением». Запретительные отрицания не допускают новых достижений и вычёркивают из бытия возможности блестящих открытий. Так тёмные препятствуют истинному познанию Космоса, так они стараются затушить пламя высшего знания. Исключение возможности беспредельного познавания, ограничение только очевидностью, только материальным миром тормозит эволюцию, останавливает развитие сознания.

БЛЕСТЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ НАУКИ

Если проследить развитие науки за последнее столетие, можно изумиться прогрессу знания. Полезно сравнить, чем была наука всего полтора века назад и чего она достигла теперь. Такое сравнение откроет глаза на блестящие возможности будущего. Проходит то время, когда во имя какой-то ложной научности были отрицаемы великие Реальности. Наступает творческая эпоха, когда знание будет отворяющим, но не отвращающим.

Никто не может утверждать о сложившейся мироизученности. Только невежда может сказать, что всё уже «найдено». Разумнее будет допустить, что многое существует, но нам не известно. Знания всех тайн Космоса обширны, как океан, многие из них не могут быть познаны нами в настоящее время, но это не значит, что они вообще непознаваемы. То, что мы не знаем сегодня, мы можем узнать завтра. Признавать же несуществующим то, чего мы не знаем, — очень печальное и вредное заблуждение. Пусть же голословное отрицание будет заменено чистым и мужественным «не знаю»!

Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. Нововведения во всех областях науки необходимы. Несовершенная изобретательность уловила невидимые лучи грубым воображением, грубыми приборами всё же были уловлены космические токи. Но воображение может быть утончено и приборы улучшены.

Науке не надо изменять методов, надо лишь расширить свою область. Не опрокидывая достижений науки, необходимо их расширять. Как третье измерение не опрокидывает законы плоскости, но бесконечно шире их, как теории Эйнштейна не опрокидывают законы Евклида, но включают их, — так же законы духовного знания бесконечно шире законов современной науки и включают их. Наука постепенно приближается к решению загадки жизни, космических законов, существования невидимых миров, и многие непонятные явления жизни найдут своё реальное объяснение.

Наука в своих последних открытиях очень близко соприкоснулась с неизвестными до сих пор тонкими энергиями и с потусторонним миром. Экспериментальная психология, имея постоянные столкновения с явлениями, необъяснимыми с точки зрения видимого физического мира, приводит науку к порогу потустороннего мира и постепенно, пока лишь ощупью, начинает проникать в него и изучать тот невидимый мир и его законы, которые долгое время атеизмом отрицались.

Атеизму, не признающему мир невидимый, всё труднее становится отрицать и замалчивать явления, происходящие из невидимого мира, ибо они происходят каждый день, а попытки атеизма объяснить эти явления методами, пригодными для объяснения явлений физического мира, положительных результатов не дают. А основные вопросы Бытия как раз имеют отношение к высшим мирам, которые имеют свои законы, называемые космическими.

Слишком часто употребляют слова в их неверном значении. Говорят о сверхъестественном, вместо того чтобы сказать — необычное. Сверхъестественного не существует по всем Мирам. Может быть, для неведения — необычное, но даже это определение условно. Необычное — только для текущего состояния. Главное — не отрицать то, что в данное время кажется необычным.

Нельзя бояться того, что нас окружает. И тем самым мы будем выявлять новые построения, ещё вчера бывшие неощутимыми или невидимыми. Так можно привыкать к самому, казалось бы, необычному. То, что вчера было запрещено невежеством, завтра станет как бы участником и вдохновением жизни. Можно усвоить, насколько в Мире много необычного. Без такого понимания люди не найдут своего земного положения. Нельзя мыслить об эволюции, если неизвестны отправные причины и достижимая цель. Не имеет смысла земное существование без понимания причины и следствия.

Парапсихические явления ещё не объяснены. Но это не значит, что они не могут быть объяснены. Их надо раскрыть — только и всего. Когда-то зрение было загадкой, но потом его объяснили. Если такой закон не открыт — это не значит, что его нет. Если мы не видим Миров Невидимых, это не значит, что они не существуют. Многое, что раньше высмеивалось, теперь подтверждается позитивной наукой. Громадные достижения современной науки ещё ничтожны в сравнении с тем, что будет открыто. Развитие знания бесконечно. Непонятное, недосказанное сегодня станет понятным завтра.

И кто скажет, что больше не будет открыто ничего невидимого? И что в будущем не будет найден такой тонкий аппарат, который даст возможность заглядывать в миры невидимые, как мы видим и слышим другую страну в телевизоре, хотя она находится за тысячи километров от нас? Будет исследовано то устройство мозга и нервных центров, которое даёт возможность принимать вибрации невидимого, и найдена та особая физиология, которая объяснит ясновидение.

Нет никаких разногласий между Агни Йогой и современной наукой, может быть только временное отставание последней, так как все самые последние и сенсационные открытия нашей молодой науки для Махатм Востока были давно пройденным путём. Великие Учителя человечества знают больше, чем наши учёные. В этом нет ничего унизительного или постыдного для нас. Великие Учителя владеют первоисточниками знаний, о которых мы не имеем понятия, но которые будут доступны будущим поколениям.

Учёным предстоит преодолеть некоторые научные суеверия и экспериментально подойти к освоению Космических Законов. Признание наукой этих Законов будет результатом изучения свойств тончайших энергий, наполняющих просторы Беспредельности, а также составляющих духовную сущность каждого человека.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НАУКИ

Самым важным Агни Йога считает исследование тончайших энергий. «Пора от грубых слоёв материи перейти к исследованию тончайшей энергии». «Скрытые тончайшие силы или энергии требуют такого же утончённого и строго научного отношения к ним». Наука должна проникнуть в тайны тончайших энергий, проникнуть в тайны вибраций (излучений) и их роли в жизни Вселенной. Наука должна широко раздвинуть свои границы, принять в свои пределы не только физические явления, но и сверхфизические и рядом с эволюцией формы признать эволюцию психическую и духовную.

Для познания тончайших энергий нужно прежде всего исследовать и понять смысл явлений, которые мы наблюдаем повседневно и которые присущи всем нам, — сознание, психические феномены. «Мудрость всех веков указывает: ''Познай самого себя!'' В таком совете обращено внимание на самое сокровенное, которому суждено стать явным». Агни Йога предлагает учёным заняться исследованием человеческого организма, ибо в нём таятся великие возможности. Мыслящий человек наполнен тончайшими психическими аппаратами, только в настоящее время они находятся в спящем состоянии. Как изучать дальние миры, когда не обращаем внимания на возможности новых функций человеческого организма!

Исследование человеческих излучений, или эманаций, фотографирование аур откроет необъятные горизонты. Необходимо начать изучать не только огни и лучи, но и секреции человеческие. Можно видеть, насколько сильна кровь, так же мощна слюна и прочие выделения желёз. Но нужно произвести наблюдения о причинах увеличения и уменьшения энергии этих продуктов. Ядовита слюна гнева и благородна слюна благости. Разве не важно изучать такие общеизвестные проявления, которые не могут быть заменены механическими препаратами? Подойдём к утерянным знаниям о веществе психической энергии.

«Нервные центры и выделения желёз образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдёт к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры. Может быть, этот путь наблюдений за выделением желёз натолкнёт на существование и других отложений. Ведь их секреции лишь недавно заслужили внимание, хотя древняя медицина давно указывала на значение выделений. Этот вопрос стыдливо обходился».

Под названием «парапсихических явлений» наука начала изучать скрытые силы человека. Передовые учёные интересуются этими явлениями. «Природу мысли надо исследовать. Например, могут ли известного характера и напряжения мысли влиять на жизнь растений? Как реагируют на разные мысли животные? Как чувствует себя среди мыслей сам господин человек? Вообще надо обследовать мысль, как живой фактор сущего». Агни Йога даёт некоторые указания по поводу опытов по изучению энергии мысли и передачи её на расстояние. «Наука о передаче мысли на расстояние является суждённым достоянием человечества».

К тончайшим энергиям относится также и психическая энергия, которую необходимо начать исследовать со всем вниманием. Её развитие есть самая насущная задача человечества. Она должна занять внимание всех просвещённых людей. Учёные, говорящие о подсознании, о мозговых и нервных рефлексах, о животном магнетизме, о телепатии, говорят, конечно, об одном и том же — о психической энергии, но это слово почему-то не произносится. Урывки знания сами просятся в одно русло, но суеверие мешает обобщать факты. Чистая наука не боится переулков.

«Просим врачей разных стран заняться исследованием сердца. Мы советуем учёным — нужно наблюдать сердце всеми вашими приёмами, и вы натолкнётесь на неясные вам явления. Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии».

* Вы можете перейти к книге Н.Д. Спириной "Психическая энергия: накопление и расточение".

УСЛОВИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ НАУКИ

Чтобы наука отвечала требованиям Новой Эпохи, чтобы наука приблизила прекрасное будущее человечества, чтобы наука достигла новых блестящих высот — необходимы шесть условий.

Первое условие: наука должна быть совершенно свободной — знание не должно быть отемнено насилием, ни внешним, ни внутренним. Нельзя отягощать исследователя преднамеренными методами — каждый исследователь имеет право на свой путь. Кто предпишет химику пользоваться лишь одной группой элементов? Кто заставит историка и философа не касаться исторических фактов? Нельзя приказывать не знать истину и не стремиться к ней. Если твёрдо убеждение, что Истина одна, — не может быть опасений, что найдётся другая истина.

Второе условие: наука должна быть неограниченной. «Как пчёлы собирают мёд, так надо собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось и целые области его оказывались под запретом, под сомнением и в небрежении. Учёный должен быть, прежде всего, открытым всему сущему. Для него не должно быть запретных областей». «Каждый учёный должен понять глубину перспективы Бытия». «Мало-помалу признаем, что около нас существует множество явлений, которые не укладываются в законы примитивной физики». «Готовится великое будущее, но не может оно быть примитивно». «Нельзя предполагать бедность Мироздания».

Третье условие: изыскания должны быть непредубеждёнными. Не может учёный вести опыт, предпосылая недоверие. Такой опыт потеряет три четверти вероятия. Недоверие пресекает самые нужные и близкие достижения. Предвзятость мысли умерщвляет многое уже суждённое. Предрассудков и предубеждений в науке не может быть. Лишь непредубеждённое познание поможет приблизиться к Истине.

Четвёртое условие: проявление самого широкого допущения. Ужасна окаменелость, которая не допускает новых достижений. Пусть учёные найдут в себе решимость и мужество не отрекаться от того, что им в данное время ещё не известно, ещё не открыто. Истинный учёный имеет глаз открытый и мысль нестеснённую. «Научная задача основана на широком допущении, но псевдонаучная полна отрицания». «Совершенно исключается эволюция там, где не допускаются возможности познавания беспредельного».

Пятое условие: факты должны изучаться честно. Явления надо принимать со всей добросовестностью и честностью. Факты надо принимать так, как они есть, а не как предписывают предрассудки, эгоизм, самомнение; надо брать факты в их полноте, ибо часто учёные выделяют одну подробность по своему усмотрению, отворачиваясь от самого яркого явления и пренебрегая самыми неповторяемыми событиями, если они не соответствуют их настроению. Обычно учёные, среди многих верных заключений, упускают самое главное. Не столько из противоречия, сколько от неумения вообразить такие понятия. Физиология и философия на разных языках одинаково избегают говорить о самом главном. Особенно прискорбно наблюдать, какие уловки будут изобретены, чтобы не произнести самого простого и не подойти к решению простейшему.

Наконец, шестое условие: учёные должны быть интуитивистами. Важно, чтобы учёные обладали тонким сокровенным восприятием. Все великие открытия для блага человечества будут исходить не от огромных лабораторий, но будут находимы духом учёных, обладающих синтезом. Научные открытия будут направлены огнём чувствознания. Вера есть мужество духа, который стремительно бросается вперёд, уверенный, что найдёт истину. Эта вера — не враг разума, а его свет. Это вера Колумба и Галилея, которая желает проверки. Это единственная вера, возможная в наши дни.


Назад в раздел : Введение в Агни Йогу (С.В. Стульгинскис)



Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».

 

 
Мысли на каждый день

Там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия.

Рерих Е.И. Письмо от 01.08.1934