Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1955.



Грани Агни Йоги. 1955 г. 089. (Фев. 15).


Лучше искать причины ошибок и неправильных выводов в своем собственном мышлении, чем приписывать их Учителю. Течение событий идет не по вашим предположениям, но по руслу целесообразности. Их направляет Рука Учителя. Подвижность Плана дает главное направление, но не меняющиеся и подлежащие переменам детали. И не личные дела, интересы или жизни, но Общее Благо является целью происходящего. Нельзя исходить от себя в прогнозах на будущее и этими неправильными предпосылками руководствоваться. И лучше крепко верить и нежданно ждать, чем терять веру в неизбежное будущее. А наступит оно десятком лет раньше или позже в общем ходе вещей значения не имеет. Имеет это значение в личной жизни, но фантомы личной жизни не относятся к миру действительности. Лучше переключить сознание с личного блага на Общее.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 090.


Сын Мой, улыбнись, когда трудно. Улыбка – лучшее оружие духа. Светоносна улыбка блага. Когда улыбается дитя, вокруг него свет, когда плачет, тускнеет и омрачается его аура. Суровость похвальна, но и улыбка часто освещает потемки. Улыбка показывает на известное состояние духа. И когда опасности в глаза смотрят с улыбкой, ведь это уже геройство. Даже смерть можно встретить с улыбкой. Заменить гримасу раздражения, злобы или страха улыбкой будет уже победой. Много слез в мире и много мрака; когда слезы заменятся улыбкой, просветлеет мрак. Мрачное выражение лица и мрачное состояние духа не есть признак духовности. И животное, и растение реагируют на улыбку человека соответственно. Им становится теплее. Улыбка – не насильственная гримаса или маска условности, но движение сердца. Встретить спокойно нападение темных хорошо, но с улыбкой – вдвое лучше. Можно, улыбаясь, и врага поразить смертельно, злобы на сердце не имея. Когда очень горько или очень больно, попробуйте улыбнуться. Это тоже будет победой духа. Улыбкою трудности побеждаем. Дурак часто улыбается, но редка и победна улыбка мудрости. Кажущейся безысходности Майи, зложелателям темным, замкнувшим свое кольцо вокруг вас, улыбнитесь бесстрашно. Учитесь улыбкою или с улыбкою побеждать и преодолевать непреодолимое.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 091. (Фев. 16).


Циклы проявления сознания подлежат ритмам. Пульсация сознания – явление законное. Огонь не всегда пылает. Горит всегда, но степени напряжения колеблются. Сознание насиловать нельзя. Птица духа чудесная не всегда поет, огорчаться этим не следует. Также и чувства и качества духа пульсируют в своих выражениях, выдвигаясь на авансцену и усиливаясь или отходя на задний план и в напряжении своем уменьшаясь. Закон ритма означает и чередование. Чередование и смена явлений – закон природы. Однообразие порождает монотонность, усыпляющую сознание. Перемена явлений нужна для поддержания жизни сознания. Иначе заснет и погаснет огонь. Так же и Учитель приближается в нужные сроки. И в этом также надо на Него положиться. Одного нельзя убивать – это устремление. Путь остается только вперед и только с Учителем. Другого направления нет. Быстро ли, тихо ли, шаг или десять, но – в правильном направлении. Даже отдыхать надо лицом к восходу. Все будет, все придет в должное время, и с новою силою запылают огни духа.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 092.


Как сохранить Близость? Постоянным осознанием ее. Почему сознание наполняется всем, чем угодно, за исключением самонужнейшего, и именно тогда, когда время напряжено? Все суета, за исключением Дел Владыки. Все не нужно, нужно лишь то, что нужно Ему. Ему нужны дела Света. Делами Света называется все, что в Свете творится и светлыми излучениями сопровождается. Без Света – тьма и служение тьме. Светите собою, излучениями своими, и тогда каждое ваше движение будет делом Света. Что думает он, за Светом ко Мне пришедший, когда сознание его тонет в мелькающих волнах потока жизни? Доступ ко Мне не закрыт. Доступ ко Мне идет через открытое ко Мне сердце. И как может вливаться Свет, если сердце открыто во тьму? Откройте сердце Владыке, дабы Он Мог войти туда. Но закройте его для мутного потока впечатлений обывательской жизни. Жизнь обывателя кончилась. Сердце ко Мне открытым держать, несмотря ни на что – уже подвиг. Кто хочет в восприятии посылок Наших преуспеть, мирские голоса должны замолкнуть, хотя бы на время восприятия. Волею утверждается и удерживается осознание Близости Учителя. Волею изолируется сознание от всего мешающего, внешнего и внутреннего. Мало установить связь, ее надо удержать напряженно во все время контакта. Кругом не сумерки, но ураган тьмы, и вихри, и водовороты, увлекающие сознание в бездну. Сохранить Близость в этих условиях будет немалой победой духа. Тени мрака спустились на Землю. Жутко в пространстве вокруг. И все же надо себя сохранить до Дня Моего и провода не пережечь. Вам нелегко! Но каково же Несущим всю тягость и ответственность за Землю? И если Нам трудно, то почему должно быть легко вам, разделяющим труды и Ношу Владыки. Воины Мои, станьте ко Мне еще ближе.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 093. (Фев. 17).


(Ночью во сне одолевали темные).

Сын Мой, Учитель, давая испытания, не истерзать Хочет, но укрепить. Терзания по недомыслию. Терзания бессмысленны, ибо бесцельны и не имеют в себе ничего конструктивного. Можно приказать себе не реагировать на целый ряд явлений. Если по приказу воли реакцией на какое-либо явление будет отсутствие всякой реакции, волею утвержденное сознательно, то это будет большим достижением. Человек слишком привык рефлективно реагировать на все. И по мере усиления рефлекторной деятельности сознания утрачивал он власть над собою. Многие виды этой деятельности хороши и положительны, но когда одобрены они и утверждены волей. В противном случае получается рабство у привычек и рефлексов, худшее из всех возможных. Сумасшедшие живут исключительно рефлексами, двигаясь по заведенному или принятому ранее направлению. Они не могут себе сказать, почему они делают что-то, они просто делают, потому что так когда-то решили, и действия их текут по каналу ранее принятой мысли. Власть над собою утверждается волей. Рефлексы берутся под ее контроль, непроизвольные и самовольные состояния сознания не допускаются. Особенно касается это чувств и эмоций. Нельзя допускать, чтобы они самовольно возникали и терзали сознание человека. У этих чувств и эмоций нет ни сознания, ни воли: они возникают стихийно, развиваясь и усиливаясь по принятому направлению. Вмешательство воли в рефлекторный процесс чувств, эмоций и переживаний необходимо и нужно всегда. Разве можно допустить, чтобы в доме моем кто-то другой распоряжался и устанавливал для меня порядок жизни, кто-то, со стороны пришедший, посторонний, случайный и временный. Все наши эмоции временны, и давать им власть над собою недопустимо. Их крайним полюсом распущенности будет психическое неуравновесие, а за ним ненормальность. Ибо рожден человек, чтобы властвовать над собою. Зачем тратить время на душевные движения, не имеющие смысла. Целесообразность во всем, и тогда душевным спокойствием можно насладиться при всяких условиях, даже при самых тревожных и беспокойных. Конечно, это спокойствие будет спокойствием напряжения. Итак, терзания, беспокойства и переживания оставляются за ненадобностью. При охоте на опасного хищника волнения и переживания излишни. От них может задрожать рука и глаз потерять меткость. Да будет напутствием в жизни тебе спокойствие любою ценою.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 094. (Фев. 18).


Провод закрепляется с двух сторон. Если хотя бы с одной закрепление слабое, ток действовать не может. Я с вами всегда. Если контакт слаб и восприятие нарушается, ищите ближе, ищите около себя, ищите в себе. Луч посылаемый должен закрепиться в сознании воспринимающего его. Состояние сознания может быть таково, что Луч лишь скользит по поверхности, внутрь его не проникнув. Частокол самости может мешать, отрицания, сомнения, страх, раздражение и все прочие темные качества тоже. Все зависит от чистоты приемника сознания. Конечно, Луч может преодолеть любое сопротивление и препятствия, но трата сил велика и не отвечает соизмеримости. Устремление и восприятие добровольны. Но когда сознание открывается Лучу, как цветок навстречу Солнцу, следствия не замедлят, ибо процесс восприятия идет законно. Учитель Настаивает на том, что в устремлении должна уявиться свободная воля ученика. Из сердца, открытого Владыке, исходят нити устремления, которые и насыщаются Лучами Учителя. Потому и говорится о дерзании. Что могут получить сидящие тупо и главу свою отвратившие? Кто-то боится посягательства на свою свободу. Опасения напрасны. Пока свободная воля человека не уявится в настойчивом, постоянном и твердом решении устремиться к Свету и за Светом, не может быть получения. Нельзя тащить за уши в рай. Зазванные насильно – самое печальное явление. Обычно они начинают неистовствовать и набрасываться на зазвавшего их. Опасайтесь насилия над волею человека, и особенно в делах духа. Учение мое есть Учение свободы. Все делается свободно и добровольно. Каждое насилие отзвучит яро и тяжко. Многие религии против этого закона погрешали и потому разрушились. Царство Майтрейи будет Царством свободы. Дела, совершаемые в свободе, плодоноснее дел, свершаемых против воли. Царство свободы победит царство насилия. Кали Юга была веком насилия. Но Кали Юга кончается. Закон свободной воли будет основным законом жизни человеческого общества, и нарушителям его не будет места среди свободных людей.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 095.


Истинным называется такое устремление, когда при всех состояниях духа сердце устремлено к Учителю. Мало ли какое может быть настроение. Если в одном настроении человек с Нами, а в другом – нет, мало от него пользы. Настроенность сознания не есть проходящие и меняющиеся настроения астрала. Человеку с настроениями, рабу настроений, лучше Учения не касаться.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 096. (Фев. 19).


Если течение Общего Блага не совпадает с личным и личное терпит ущерб, будем ли радоваться, если Общее Благо преуспевает? Что предпочтем – Чашу Общего Блага или чашу личного блага? Впоследствии они сольются вместе и антагонизма не будет. Но личные интересы все же придется ставить после интересов общих. Проблема личного и общего глубока. Великая Жертва называется таковой потому, что Индивидуальность Ее всегда находилась на Великом Служении человечеству и личного ничего не было в Жизни Ее. Все совершалось во имя эволюции человечества. Каждое воплощение имело свою сверхличную задачу. Эта задача не совпадала с интересами личности. Обычно личность страдала. В этом случае личность надо понимать не как самость, которая убита, но как земное выражение, как форму человеческую – носителя Высшей Индивидуальности на Земле. Плоть тяжко страдала при исполнении некоторых задач. Тело терзали. Личность приносилась в жертву Общему Благу. В этом заключается сущность Великого Служения. Личность, распятая на кресте материи, приносится в жертву интересам общечеловеческим. Служение надо понимать широко. Светить излучениями ауры даже при полном отсутствии внешней активности будет уже служением Свету. А самая ярая деятельность при излучениях темных не будет сознательным сослужением Свету. И темные служат эволюции, когда того Хочет Учитель, но это не есть служение сознательное. На известной ступени происходит борьба личного с общечеловеческим. Дальнейшее продвижение зависит от того, что победит. Культ себеслужения самый распространенный. Архат служение личному благу заменил на служение Благу Общему.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 097. (Фев. 20).


Ждали Вестника двадцать лет, а накануне прихода ждать перестали. Но вестник приходит лишь к тем, кто ждет. Состояние правильного ожидания означает состояние постоянной готовности и открытости сознания к Учителю. У людей, которым нечего ждать, нет будущего. Убить в себе надежду на будущее – значит обрубить корни жизни. Надо ждать и надо надеяться, несмотря ни на что. И надо понять, что точные сроки выданы быть не могут. Все решает Час Прихода, но не весть ни дня, ни часа, «в онь же Сын Человеческий Приидет». Закон сокровенности сроков нарушить нельзя, даже если у кого-то и не хватает терпения. Многие ничего не знают, и ничего не ждут, и все же живут. Но знающим следовало бы уявить больше устойчивости. Трудно ждать, когда огни поникают. Тысячи оправданий найдет себе потускневший ум. Осуществление Плана Владык совершается явно. Тяжкая ноша на плечах строителей Нового Мира, часто даже не знающих конечной цели и величия построения. И все же строят, и все же с энтузиазмом и вдохновенно. И все же создают условия для возможности Прихода. Но ждущие сложа руки оправдания не имеют. Ожидание означает, что ждущий уже что-то знает. Но именно знание обязывает к самодеятельности. И если друзья скажут: «Сперва ждали и делали, потом и ждать, и делать перестали», – будет ли это убедительно? Конечно, построят и без них. Но хорошо ли оказаться негодными и ненужными? Ценим пришедших по огням духа, когда они потухнут, критерия для оценки нет. Тяжелую полосу неизвестности надо бережно переждать, не делая непоправимых выводов и не вынося решений. Снова взойдет Солнце, засияют огни духа, и снова далекое станет близким и непреложным.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 098.


Наши Писания силу имеют, ибо Запечатлены печатью утверждения, то есть приложением в жизни того, что дано, Тем, Кто Дает. То, что говорится или пишется, должно слиться с тем, что делается и применяется, если пишущий и говорящий хочет, чтобы слушали слово его. В этом тайна того, что Учение, в разное время Владыками даваемое, не забывалось людьми. Часто жизнью своею Запечатлевали Они Слово Завета. Учения, Ими даваемые, выражали собою часть Истины, доступную людям; и Сами Дающие жизнью своею Являли эту Истину. Они Выражали собою то Учение, которое Они Несли людям. В этом была их сила. Говорить об Истине и являть собою Истину – явления разные. И многие ошибаются, полагая, что, говоря об Истине, они имеют какое-то право на что-то. Право дает приложение Учения или истин его в жизни. Говорение не дает ничего ни говорящему, ни слушающему. Но применяющий, то есть власть над собою путем применения Учения в жизни утвердивший, имеет ее и над другими. Он может влиять на людей, он может вести их за собою к победному светлому будущему. Потому каждый поступок, совершенный вопреки приобретенного знания и в противоречии с ним, поступок, не соответствующий степени понимания Учения, будет явлением, лишающим допустившего его какой-то части достигнутой власти. Если бы ученик знал, сколько теряет он, уклоняясь от применения Учения в жизни, теряет незаметно, незримо и безвозвратно, он стал бы думать над каждым своим действием усиленно. Каждое действие ученика или приближает к Учителю, или от него отдаляет, а также и каждая мысль, и каждое чувство. Когда все творится во Имя Мое, опасности нет. Но когда жизнь течет во имя свое и во имя свое вершатся дела, неизбежно отделение от Учителя. Мало найти путь, мало найти Учителя, мало подняться на очередную ступень – на ней надо еще удержаться. Сползание вниз мучительно и тяжко. Шедшие за Мною и отошедшие от Меня печальное зрелище собою являют. В самом понятии отступничества кроется что-то унижающее и позорное. Слабосильным лучше не подходить. Слабоумных не надо. Нужны сильные, испытанные и преданные сердца. Печальное зрелище, когда пошатнувшийся начинает посылать стрелы сомнения и недоверия Тому, в чьей Заботе находится. Так можно отвратить нужную и срочную стрелу помощи. И не на кого будет пенять. Разве на самого себя, неразумием своим себя самого оставившего без защиты. Предупреждаю: в моменты планетного напряжения и нагнетения пространственного надо быть вместе неотрывно и нераздельно. Все непонятное и ложное в очевидности отложить на будущее. А самому встать, плотно примкнув к Щиту – единственной защите и опоре, возможной на Земле.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 99. (Фев. 21).


Сын Мой, жизнь не скупится на предоставление опыта тяжкого. Вижу и Знаю. Помог бы, если бы не был он столь неотложно нужен. Учат все: и друзья, и враги. И от друзей много огорчений бывает. Бремя их ошибок горько ложится на плечи. Горечи жизни не избежать. Но ведь цель жизни земной и есть именно накопление опыта. И если самый ценный опыт трудно достается, то что же ценное дается легко? Бережно и продуманно будем откладывать в Чашу плоды опыта жизни. Они нужны навсегда, а не только на одну краткую жизнь. Глубокое познание людей – необходимое условие архатства. Нужно знать и добрых и злых, друзей и врагов и понимать их. Трудно познание человека. Обманчива внешность. И то, что говорит человек, и во что верит сам, и что считает правдой, еще совсем не значит, что это так, ибо не знает сам, что будет думать завтра. Одно можно сказать: «Не надейтесь на сынов человеческих, ибо как можно поручиться за кого-то, если он сам за себя ручаться не может». Личные симпатии и антипатии непрочны. На личных чувствах основываться нельзя. Объединить может лишь Учение, и общая цель, и работа. Пляска личных чувств нарушает гармоничность взаимоотношений. Лучше без них, помня, что настоящих друзей неслыханно мало.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 100.


Когда Говорю: «Оставьте жену и детей, и всех домашних своих, и все имение свое, и все дела свои и ко Мне приходите», – Имею в виду, чтобы вы в духе от них, от всего земного были свободны. Трудно следовать за Мною, если сознание наполнено до предела делами и интересами момента. Нужна какая-то степень отрешенности, или отделения от дел земных. Люди настолько погружаются в них, что ни для чего иного места уже не остается. Но формула: кесарево – Кесарю, а богово – Богу, то есть земное – земному, но высшее – Высшему остается в силе. Земное все остается, но сознание от привязанности ко нему освобождается. Владеть чем-то совсем не значит быть в рабстве и подчинении у вещей, которыми человек владеет. Разрешается иметь и семью, и вещи. Все дело в состоянии сознания и в отношении к ним. Но главная опасность, когда поток жизни земной захватывает сознание и оно погружается в мутные волны материи плотной, исключая другие миры. Говорю: «Имейте все, владейте всем, но смотря на все сквозь стекла Беспредельности». Лишь только тогда вещи, и предметы, и явления плотного мира займут должное место в сознании. Люди утеряли перспективу, и мир видимости исказился. Получилось отражение, как бы в кривом зеркале. Все то же, но правильные соотношения нарушены. Ничтожный предмет может показаться большим и занять все поле видимости, а явление значительное измениться и уменьшиться до неузнаваемости. Хорошо приучиться смотреть на мир через Лик Мой: сперва Лик, а потом рассматриваемое явление. Весы Беспредельности – Наши весы, а также и стекло Беспредельности. Учитель – это врата в Беспредельность. Если явления дня и явления жизни земной примерять, сравнивать и соизмерять с Беспредельностью, власть суеты над сознанием уменьшится явно. Поймите: все, что вокруг, и все, что так яро захватывает ныне сознание ваше, обречено на полное уничтожение и погружение в прошлое, ибо пройдет все.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 101. (Фев. 22).


Сын Мой, не Может Учитель погружаться в туман осколочного мышления обывательского и пребывать в нем. Твоя мысль должна вырваться из сферы обычности земной, обывательской, ко Мне устремиться и удержаться со Мною, в сфере Моей, в Мире Моем. И Образ Учителя, и Твердыня, и Гора Моя служат объектами притяжения сознания. Но иногда пространственные условия бывают столь тяжки, что обычные меры и методы не помогают сознанию оторваться. Вижу, как терзаемы вы условиями отягчающими. Хотел бы помочь. Но всему свое время. Спасется претерпевший до конца. Значит, надо претерпеть. Претерпевали все, идущие за Мною, все крест свой несли. Нежелающий принять крест следовать не может. Крест есть сознательное изжитие прошлых нагромождений и безоговорочное принятие на себя испытаний, налагаемых Учителем. Чем выше дух, тем тяжелее ноша, ибо тягость креста усугубляется нагружением пространственным. Тяжесть Дел Моих близкие Мои со Мной разделяют. Тяжко вам, ибо Мне помогаете бремя Мое нести. Кто говорил, что легко? Кто говорил, что легок путь йоги? Наоборот, всегда утверждалось, что это путь сильных. Слабосильных не следует приближать. Им не удержаться. Отсюда столько отпадений. Сильных Хочу видеть еще сильнее. Победителей Хочу видеть среди подошедших ко Мне. Сын Мой, нужно удержаться и нужно устоять. Велико пространственное смятение, и токи яро антагонистичны. Надо стать еще ближе. Иначе не выдержать.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 102. (Фев. 23).


Можно представить Лик Учителя в сердце своем, но можно также представить и себя в Сердце Учителя, и Его, как бронею, закрывающего Собою ученика. Это представление будет мощной защитой от тьмы, от темных и от ярости внешних дисгармонических и тяжких условий. Сознание свое в Сердце Владыки представить имеющим там место будет могучей нитью связи и щитом. Ибо Сказано: «Я в вас, вы во Мне». Не столь важно представить себя тут или там, ибо расстояния есть условия трехмерного мира, сколь нужно утвердить представление неразделенности и слияния с Учителем. И если оно достигнуто, то уже не имеет значения, представляет ли себя ученик в Твердыне или у себя дома. Важно ощутить явление Близости. Великое Сердце потому и называется Великим, что вмещает пришедших, признавших и обратившихся к Нему в устремлении непреклонном. Когда Говорю: «Во Мне устоите», – формулу эту можно понимать буквально. Все хорошо, что утверждает явление Света. Арфа Духа Владыки звучит Лучами Света, и к какому-то из них в какой-то степени по созвучию можно приобщиться. Но какую-то степень этого созвучия надо прежде в себе утвердить. Иначе соответствия не получится и восприятие не будет иметь места. Учитель Ответствует всегда, но на должное обращение сердца. Именно сердцем, но не мозгом следует обращаться. Физические излучения мозга ограничены пространственно. Но токи сердца не знают расстояний. Потому стучитесь, просите и ищите не мозгом, но сердцем. Мозг – добрый работник, но в своей сфере. Когда сгущается тьма и огни вокруг тухнут, устоять можно лишь в Единении с Сердцем Великим. Потому Говорю о Единении. В Единении будет спасение. Сомнение, неуверенность, страхи – все надо отложить и думать лишь о том, как бы в сознании от Учителя не оторваться. Но обычно в таких случаях люди поступают как раз наоборот, и когда наступает час испытания, начинают метаться в смятении. Говорю вам: Единение – великая сила. Нет ничего, что могло бы противостать мощи объединенных сердец. Вам трудно, вам невыносимо, колеблется ум, и Хаос показывает лик свой... Объединитесь сердцем со Мною, отбросив все мешающее и все, разделяющее нас, отстранив все нагромождения и всю накипь жизни текущей. И тогда победите натиск противных условий. Как бабочка, сбросившая кокон, сбросьте со своих плеч все, препятствующее Единению с Учителем: все мысли, все чувства, все настроения. Для Единения прочного нужна любовь, преданность и устремление. И главное из них – любовь. Пусть тяжкие внешние условия ко Мне лишь теснят и толкают. Чем труднее, тем ближе к Владыке. Чем темнее вокруг, тем ярче разгорается свет внутри. Помните: Единением победите и лишь в Единении. Итак, Единение поверх всего, поверх всех случайностей временных внешних условий, поверх всех сочетаний и обстоятельств жизни земной, поверх всего и над всем. И что бы ни происходило вовне, Единение остается нерушимым. Радость – в Единении безусловном, то есть не зависящем ни от каких условий. Так и запомните: Единение безусловное.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 103.


Явите соответствие хотя бы в малом, дабы большее могло в вас утвердиться. В Космосе все продвигается вперед и развивается в правильном или неправильном направлении, в сторону разрушения или созидания, дезинтеграции или нарастания. Созвучие с Учителем даже в малой степени дает результаты благие. Учитель изыскивает все способы, чтобы как-то дать импульс и продвинуть сознание. Трудность в том, что воля не должна быть подавлена и чтобы действия сознания вдохновляемого были самоисходящими. Подъем сознания, вызванный насильственно, всегда кончается печальным падением. Поэтому каждое собственное усилие углубить созвучие Нами приветствуется. Мы Рады ответствовать и утвердить импульс самоисходящий. Когда движение идет из сердца, от самого человека, насыщение устремления Нами происходит законно. Созвучие укрепляется обоюдно. Также важно посылку принять без противодействия, принять сердцем открытым. Всякое противодействие Иерархии происходит благодаря утрате созвучия. Признак очень опасный. Несогласие, протест, ожесточение – из одного гнезда. Потому и Говорим о Единении поверх всего, дабы земное не вторгалось диссонансом. И на костре, и в темнице, и на троне, и во главе войска, и за плугом или рабочим станком – везде можно сохранить Единение нерушимое и созвучие гармоническое. Если сохранить Единение в жизни земной поверх всего, сохранено будет оно и поверх смерти. И будет оно Единением, не прерываемым ни жизнью, ни смертью. Говорю, ибо Хочу указать вечный путь жизни, ибо идем в Беспредельность, в которой жизнь и смерть подобны дням и ночам вашей малой планеты и не нарушают царства ее, царства беспредельного Света. В это царство можно войти, но со Мною. Иначе не на кого опереться. Могучие космические течения могут унести. Куда? Иерархия Света есть прочная скала, у которой можно найти опору в пространстве, которое не имеет ни верха ни низа, ни конца ни начала. Скала Иерархии непоколебима. Около нее можно прочно обосноваться и не потеряться в мирах.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 104. (Фев. 24).


Нехорошо в мире. Всюду противодействие. Упрямо и тупо встает атавизм человеческий на пути осуществления Великого Плана. Осла хотят вывести из горящего стойла, а он упирается на все четыре ноги. Косность сознания настолько велика, что даже крайние меры не дают результатов. Гордиев узел можно разрубить мечом, но сколько же при этом пострадает? К принятию Учения не готовы. Дать раньше времени – значит просыпать сокровища в бездну. Ярость непринятия Света хуже невежества. На вопрос – когда же? – можно ответить: когда сознание будет готово хотя бы в Ведущей Стране. Приход потребует сознательного сотрудничества. Бессердечен будет Приход, если сердца не зазвучат. Дается пространственно много, но воспринимается лишь ничтожная часть, и то лишь немногими. Если бы не Владыки, началось бы чудовищное самоистребление. Ужасен самый факт заготовки средств массового уничтожения. Никакие соображения не могут оправдать этого сатанинского действа. Разве можно чем-либо остановить победное шествие народов? Новый Мир состоится, как бы ни неистовствовали обезглавленные полчища адовы. Ручательство непреложности утверждения Новой Эпохи Даю. Свидетельствую Сам. Указ воинам: «Явите терпение и понимание момента». Нетерпением даже лёта аэроплана нельзя ускорить. События уже идут быстрее быстрого, хотя и не видны на поверхности. Говорят: трудно ждать, но Мы Ждали тысячелетия. Великий План осуществляется, и единой преградой на его пути лежит человеческое непроснувшееся сердце. Но будет и молния, и гром, и глас трубный, и мощные раскаты надземных взрывов подземного огня, уже не сдерживаемого более Нами, как раньше, ибо придет время прорваться и ему. Знающих Предупреждаем: небывалое время, не думайте прожить его обычно. И если где-то жизнь еще течет обычно, то неужели полагаете, что Великий Приход не поколеблет обывательской обычности? И перед потопом ели, пили, женились и веселились. Но делали это слепые и во тьме невежества. Зрячие уже видели. А вы знаете. Потому бодрствуйте в ожидании Прихода Владыки. Оставьте пути обычного мышления. В готовности пребудьте. Ибо не весте ни дня, ни часа. Путям слепцов не завидуйте. Тускла их участь. Вы – дети огня, у вас Свет впереди. А у них – ничего.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 105.


Полагаю, что если ничто не принадлежит нам и что все, даже тело и другие оболочки, дается лишь на время, то и расставаться со всем, что имеем и чем временно владеем, и даже с телом, будет много легче, чем при обычном ко всему отношении. Мы гости на этой планете. Мы путники вечные в цепи миров бесконечной. Дух собирает вокруг себя магнитом своим атомы и энергии различных видов. Но разве атомы и энергии могут принадлежать человеку? Они текут через его проводники в постоянном потоке обмена. Так даже небольшое размышление показывает истинную сущность понятия собственности. Но это не исключает право человека на то, чтобы разумно пользоваться своими оболочками и одухотворять материю, их составляющую. Ведь цель человечества не только подняться самому, но и одухотворить и утончить все тела обитаемой им планеты, то есть нашей Земли. Все оболочки Земли так же должны быть оформлены, как и тело человека, до огненного тела планеты включительно. Эволюционирует все живое, а также и обитаемые миры. Звезда от Звезды разнствует во славе, то есть звезды находятся на различных ступенях эволюционной лестницы. Есть звезды такой высоты, о которой ум человеческий не может составить себе представления. Есть человечество, средний уровень сознания которого равен ступени Владык. Необъятна и непостижима Беспредельность. Включает в себе все. И сыны Земли знают лишь ничтожно малую часть Великой Космической Жизни, и то лишь в своем ограниченном представлении. И если человек улучшает Землю с собою, то можно представить себе улучшенные условия жизни той планеты, где среднее сознание равно сознанию людей, скажем, шестого Круга. Но ведь за шестым Кругом идет седьмой, а за ним – Цикл новый. Вселенная стремительно несется в эволюцию. И даже нисходящее движение – не что иное, как движение точки колеса сверху вниз в его постоянном беге, да и то лишь временное, чтобы, достигнув низшей точки, тотчас же начать подниматься. Эволюция бесконечна, и поле уявления ее – Беспредельность, не ограниченная ничем и не имеющая конца.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 106. (Фев. 25).


Надо вместить каждое Слово Владыки, каждое Указание. Кажущихся повторений не бойтесь. Не повторение, но углубление. Не бывает двух дней одинаковых, ибо один отличается от другого по спирали времени. Даже ритм волн приносит каждый раз волну новую. Иначе как же запечатлеть нужные идеи в сознании? Коротка память людей, потому приходится возвращаться к пройденному ранее. Но вода долбит камень. Уже Говорил: «В Сердце Владыки ищите». К сердцу и нужно обратиться, и в Сердце Великом искать, и место себе в Нем утвердить. Сердце по сокровенной сущности своей в субстанции своей односущно с субстанцией Великого Сердца: отсюда возможность созвучия. Не наносными наслоениями, но именно сокровенной сущностью своей может созвучать сердце человеческое с Сердцем Иерарха. Единение ищите по линии напряжения сердца. Не будет утешения в нагромождениях мозга. Но сердце дозорное, ко Мне напряженное, радостную весть принесет. В сфере получения сокровенного знания надо больше жить сердцем. Интеллект – регистратор получаемых впечатлений, идущих изнутри через сердце. Можно сердце просто послать для слияния с Сердцем Великим, дабы могло оно приобщиться к Его ритму. Жить пульсацией Великого Сердца – великое достижение. Оно требует полного слияния сознаний и безусловной отдачи себя Воле Ведущей, отдачи без рассуждений, без колебаний и без сомнений. И поверх всего отдача эта – безусловная и навсегда. Многие приходят, ставя свои условия: вот, если то-то и то-то, я, пожалуй, и смогу принять Учение и Учителя. Много этих «если» разбросано на пути неутвердившихся сознаний. Если, если, если... Нам тяжко от них. Не нужны Нам ни «если», ни «есликающие». Условность подхода заменяется безусловностью Служения. («Еслики» для настоящей работы не годятся). Хочу Указать, что надо всецело положиться на мудрость Учителя Ведущего. Что может видеть и предусмотреть обычное сознание? Мало чрезвычайно. Но Мы Видим. Потому пребывайте в доверии к мудрости Учителя, и будет вам благо.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 107.


Друг Мой, печалей земных не избыть. Не выдержать сердцу нагружения, если не научится подниматься духом, или в духе, над явлениями, вызывающими земные радости и печали. Многие охотно готовы отказаться от печали, но цепко держатся за радости, лишая этим самым себя возможности освобождения. Каждое явление двойственно, и быть свободным от его воздействия можно лишь при условии отказа от обоих полюсов. Удерживая один полюс явления, желательный, тем самым привязываем себя и к другому, нежелательному. Ключ от врат свободы лежит в сознании. Но если воспринимать желательный полюс явления при условии сохранения равновесия, то и другой полюс не причинит ни страдания, ни печали. В этом сила и значение равновесия. Это основа власти сознания над биполярностью явлений, вызывающих в нас печали и радости земные. Не может быть власти ни над собою, ни над материей, ни над энергиями тонкими, пока не понята мощь равновесия и не утверждена в применении. Растущая обостренность восприятий и чувствований возможна только при условии утверждения какой-то степени власти над ними, то есть над воздействием их на сознание. Иначе придется усиленно реагировать на все, и это приведет к психическому истощению, неуравновесию и потере умения владеть собою. Хорошо и полезно мысленно представить себе, как проходит сознание сквозь строй этих земных радостей и печалей, не нарушая своего спокойствия. Можно часто и подолгу мечтать об этом, репетируя, как на сцене, должный подход и отношение к невзгодам и радостям жизни земной. Можно радоваться цветам и красотам природы, но не следует делать этого, задравши хвост и скачками. Достоинство духа надо хранить, а также и равновесие. Не будем ни радоваться, ни печаловаться. Радость, о которой говорится как об особой мудрости, иная, она не от Земли и не от мира сего. Она от духа и в духе. Но даже познавший мудрость радости не освобождается от пространственной тоски, но это уже сфера сверхличных явлений, указывающих на то, что арфа духа начинает звучать на космическую ноту. Стать в духе пространственно звучным – уже достижение. Учитель же Говорит о двойственности явлений земных, терзающих сознание в сфере личных чувств и эмоций. Над ними утверждается власть путем понимания их двуполюсной сущности и сознательного погашения энергий одного из полюсов, дабы противоположный не имел силы для проявления.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 108. (Фев. 26).


Жду идущих ко Мне, чтобы встретить. Что делать вам? Ждать в устремлении Часа свершения. Сын Мой, жизнь ученика часто идет под знаком. На краю пропасти Ставим не для того, чтобы низвергнуть в нее, но чтобы научить зоркости, настороженности, осторожности и осмотрительности. Жизнь идет под знаком. Угрожаемы отовсюду. Решение не в том, чтобы опасности исчезли, а в том, чтобы, несмотря на все эти опасности угрожающие, равновесие сохранить, доверие к Учителю не утратить и смело идти вперед, презирая все угрожающее. Надо в жизни понять, что, действительно, можно ничего не бояться, когда за спиною Владыка. Опасности научат щит ощущать как нечто реальное и мощное. В ныне создавшихся условиях одна опора – Учитель. Но шататься нельзя. Даже собака бросается на труса. Так и обстоятельства набрасываются на пошатнувшегося. Единый щит – Иерархия. Когда темно, когда угрожаемы со всех сторон, когда кажется, что нет выхода, обратимся к Иерархии всем сердцем, всем устремлением, всем духом. Но часто бывает наоборот. И на шатающееся «я» обрушивается целый ливень кармы. Надо знать, что жизнь под знаком очень близка по своим ощущениям к действительным событиям. Потому стойкость требуется не меньшая. Во всяком случае, мужество требуется такое же, как и перед лицом действительной опасности. Но если Учитель Допускает такое испытание, значит, надо что-то еще укрепить и улучшить. Сетовать не будем, но деятельно примемся за восполнение требуемого качества. Мускулы укрепляются сопротивлением, а качества – противодействием. У сильного, способного восходить духа они растут и крепнут, у слабого разрушаются, и лишается слабый дух даже того, что имел, то есть у неимущего отнимается. Учитель Советует мужество держать готовым на все случаи жизни. Искореняется всякий страх. Лучше умереть, с улыбкой смотря в лицо смерти, чем в страхе пресмыкаться перед ужасами жизни. Мы смелых Любим. Учитель Шлет свое благословение и осознание того, что, когда за спиной Братство, можно ничего не страшиться. Угрожающие останутся при угрозах. Дальше угроз протянуться рукам не Дам. Но и вы чуйте Заботу и Защиту Учителя. Огонь признательности Ценим. Не Оставлю и не Покину. Майя, отступи.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 109. (Фев. 27).


Сын Мой, уже сам видишь, что учишься на жизни. Это и есть Наш метод. Жизнь и ее проблемы ставят вопросы для разрешения. Жизненные комбинации различных условий вызывают нужные мысли. Учитель Вносит свой корректив. И тогда можно сказать, что наглядный урок состоялся. Теоретическое знание может быть от мозга и потому трудно усваивается. Когда оно утверждается в применении и на опыте, происходит кристаллизация и отложение в Чаше нужных энергий. Потому без опыта не обойтись. Лучше даже испытания называть опытом, знание приносящим. От слова «испытание» пахнет чем-то судейским, в то время как жизненный опыт исключает экзаменаторов и служит основой практического познавания. Без соответствующего опыта нужных качеств не приобрести и без обработки на огне – не закалить. И огни опыта, и удары, формирующие клинок духа, нужны и неизбежны, если дух восходит. Конечно, можно было бы обойтись и без них, и без опыта и жить тихой, спокойной и беззаботной жизнью, но при условии отказа от восхождения. Надо осознать бессмысленность сетований и недовольства на трудности жизни, ибо они-то и являются условиями подъема, толкающими дух кверху. Под давлением струя воды бьет высоко вверх. Так и огненные энергии духа под давлением снизу устремляются в Высшие Сферы. Следует и сознание настроить так, чтобы все земное, давящее сознание, устремляло его в Высшие Сферы. Хорошо на Земле иметь дом, обжитый, удобный и приспособленный для особых условий жизни ученика. Но все же и через бездомие земное надо пройти. Надо достичь того состояния сознания, когда оно может чувствовать себя «дома» везде. Это надо для Тонкого Мира, чтобы быть несвязанным там. Конечно, ученику легче освободиться при переходе туда от дома-тюрьмы. Но в случае обычных сознаний дело обстоит очень печально и безнадежно. Сознание, сжившееся с привычными стенами, прочно выкристаллизовавшимися, не в состоянии покинуть их, так и освободиться от них. И через опыт освобождения духа от дома-тюрьмы приходится проходить практически и в жизни. Оккультное значение путешествий огромно. Перемену привычных условий жизни можно приветствовать всегда. Иными путями очень трудно разрушить привычные построения сознания и затвердевшие представления обычного окружения. Можно иметь какой-то необходимый минимум нужных для работы вещей и необходимых удобств даже в путешествиях. Но когда Учитель Пришел издалека к Рассулу М., у Него не было даже тыквы для воды. Первые странствующие монахи ходили без вещей. И некоторые наставники, отправляя учеников в путь дальний, остерегали от избытка поклажи, ограничивая ее небольшим количеством пищи. Конечно, во всем целесообразность и соизмеримость, и в некоторых условиях, особенно современных, нельзя обузой возлагаться на кого-то. Лучше самому о себе позаботиться и не быть в тяжесть. Но культа ненужных вещей создавать не следует. И все же древний философ был прав, когда сказал «Omnea mea mecum porto»*. Сознание от связанности вещами должно быть свободно. Сознание должно быть свободно от всего, что задерживает его рост.

_________
* Все мое ношу с собой.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 110.


Я твоя радость. Я твоя смелость. Я твоя крепость. Следовательно, когда со Мною, можно настроить себя на волне любого качества, во Мне воплощенного. Для этого надо сердцем соединиться со Мною и представить себе желаемое качество уявляемым сознанием в жизни. Качества не рождаются мгновенно даже при желании, но какую-то степень каждого качества при соответствующем напряжении воли можно явить. Когда это делается совместно с Учителем, то можно явить довольно высокую степень вмещения качества пламени. Рука Учителя готова помочь. Зов вызывает отклик и насыщение по магниту устремления. Но надо быть вместе. Невыносимые условия жизни неизбежно должны толкать к Учителю, ибо вокруг не за что ухватиться. Призывайте Меня чаще. Сердцем призывайте. Когда условия становятся тесными, Учитель делается особенно нужным. Без Меня не пройти. Потому Говорю: «Пойдем вместе». Так, даже при многих недостатках возможно продвижение, если Закон Иерархии в порядке. Ради вас, ко Мне устремленных и Мне предназначенных, Бодрствует Владыка в Башне Своей, готовый каждую минуту на помощь. И, смотря по нужде, Посылаю Луч мужества, Луч бесстрашия, Луч спокойствия, Луч радости и так далее – по созвучию с зовом. Осознание невидимого Присутствия много способствует успешному прохождению жизненного опыта. Надо, надо осознать Присутствие Учителя в духе и, осознав, от этого ощущения уже не отрываться. Но вихри земные сметают следы Высших касаний. Потому осознание Близости оберегается волею. А теперь уже не вихри, но ураган, и все же устоять надо. Дети Мои, пусть тьма настоящего будет ручательством Света и радости будущего. По противоположениям судим, ибо закон двойственности действует. Утвердитесь сознанием на Мне в постоянном памятовании. Хаос пространственный яро нарушает струны созвучия и мешает сосредоточиться, но призовем сердце, и всю любовь, и всю преданность, на которые оно способно. И сердцем, в Единении с Сердцем Великим, устоим против тьмы.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 111. (Фев. 28).


Контакт осуществляется, когда луч мысли ученика, устремленный к Учителю, встречаясь, сливается с Его Лучом. Среди обязанностей ученика самой главной будет забота о том, чтобы приемник духа был в постоянной готовности и порядке. Для этого требуется состояние известной внутренней согласованности всего организма и равновесия. Отсюда следует, что или надо нужные качества утвердить, или отказаться от продвижения. Указания, даваемые Учителем, есть те условия восхождения, без которых оно становится невозможным. Их можно выполнить или не выполнить. Это дело самого ученика. Но невыполнение влечет за собой утрату возможности, заключенной в Указании. К сожалению, не все Указания применяются в жизни, и этим упускаются новые возможности. Потому к выполнению Указаний надо приложить особое внимание. Непосильных задач не дается. В какой-то мере Совет можно применить всегда. Заботливое и внимательное отношение к Указаниям Учителя – необходимейшее условие подъема. Обстоятельства мира и пространства являют большую сложность. Это надо учесть. Личная карма зависит от общей. Владыка Ведет корабль человеческий, и в ритм его бега надо войти. Надо почуять процесс осуществления Великого Плана и уявления его в условиях плотных. Великое дело творится. Участником его надо почуять себя и стать его выполнителем в сферах доступных. Сейчас нельзя стоять в стороне. Духом надо войти в Дела Учителя. В ритм проведения Плана в жизнь надо войти. Нельзя отрываться от великих планетных задач. Единение требуется во всем.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 112.


Главная трудность в том, что неслыханно мало готовых сознаний. Это и тормозит эволюцию. Дано Учение, но сколько их, в нем утвердившихся? Потому приходится применять особые меры для пробуждения духа. Мы очень часто Пользуемся тактикой Adverse, чтобы вызвать к жизни противоположный полюс явления, Нам нужного. Мы Хотим утвердить мир на Земле. Мы Хотим, чтобы мир победил. И мир победит, но чтобы победило стремление к миру и победил мир, угроза уничтожения человечества друг другом должна встать перед глазами людей во всем своем ужасе. И так во многом. Идем от противного. Верно отметили, что судьба отдельных людей тонет в величии Плана. И к Великому Плану нельзя применять мерки короткой отдельной человеческой жизни. Нужно научиться шагать сперва через трехлетие, а потом уже через столетия и тысячелетия. Лучше жить в больших отрезках времени, чем сегодняшним или завтрашним днем. Малые расстояния теряют смысл, когда человек поднимается на вершину. С высот видны дали. И еще лучше видны они на полете. Надо выйти из круга малой земной личности, надо подняться над ней, тогда и Великий План станет видимой явью, осуществляемой в гигантском масштабе. Когда сознание начинает жить в вечном, большие циклы времени становятся доступными пониманию. Уже всего лишь через несколько десятков лет, после ухода с Земли, все текущие земные интересы потеряют свою актуальность. Через двести-триста лет, когда, быть может, человек снова вернется на Землю, они просто перестанут существовать. Такова участь дел земных и интересов земных, обывательских. Но великие дела Великого Плана живут тысячелетия и больше. Жить в них – значит вкладывать капитал духа в предприятие прочное, длительное и устойчивое, большие доходы приносящее. Кому нужно все то, чем жили деды и прадеды в своей личной жизни. Где все это? Куда ушло? Но живут деяния духа, дела героические, имена великих людей и борцов за счастье всего человечества. Хорошо подумать о том, чему отдаем энергии свои – делам обывательским, обреченным на забвение, или Делу Общего Блага, являющегося целью Великого Плана. Владыки Зовут сотрудничать с Ними в деле проведения в жизнь Великого Плана, решающего судьбы мира и судьбы людей.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 113. (Март 1).


Предметы Тонкого Мира, являющиеся отражением предметов мира плотного, имеют ту же форму и окраску, но не имеют той плотности и того же веса. Они тоже имеют вес, но бесконечно более легкий. По внешнему виду обычный дом и его астральный двойник ничем не различаются. Тонкие формы старинных сооружений устойчивее, чем новые. С разрушением физической формы тонкая сможет еще сама по себе существовать, но с разрушением тонкой разрушается быстро и земная, ибо исчезает сила, связующая атомы и молекулы ее воедино. Астральная копия города является точным воспроизведением его земного вида. Для уничтожения явлений земных сперва уничтожают их астральные двойники, без которых плотные формы существовать не могут. Это касается не только предметов и вещей, но также и явлений. Уничтожая образ болезни, созданный психикой человека, можно искоренить и самую болезнь. Надо лишь учесть то, чтобы воля, создавшая подлежащее уничтожению явление, была слабее воли, применяемой в этом процессе. Предметы, являющиеся астральными двойниками предметов земных, и мыслеобразы, созданные человеком, отличаются между собою по плотности и характеру построения. Мыслеобразы часто бывают подвижны и неустойчивы. Ментальное представление какого-либо образа в сознании художника и обычного человека различаются тем, что образы художника ярки и устойчивы, в то время как мыслеобразы обывателя туманны, расплывчаты и часто искажены. Адепт может создать астральную форму, ничем не отличающуюся от обычного астрального отражения предмета земного. Но для этого должно быть сильно развито творческое воображение. Духи, ушедшие с Земли, то есть умершие, творят, ибо получают творчество духа, но формы, ими творимые, очень несовершенны, хотя и дают иллюзию действительности. Видимость и яркость форм тонких зависит от яркости освещения, которое смотрящий несет в своей сущности, то есть от света, заключенного в самом человеке. Темный творит вокруг себя потемки, и видимость создается очень слабая. Есть сферы, заполненные исключительно продуктами творческой деятельности их обитателей. Они разделяются по слоям и созвучию. Низшее тяготеет к низшему, высшее – к высшему. Нужно научиться различать сущность видимых в Тонком Мире явлений. Многими можно управлять. Людское невежество делает тонких обитателей беспомощными там, где бы они могли властно своей волей творить. Мыслят от Земли и по-земному и прилагают земные навыки, способы и усилия, и... толкутся на месте в прежнем убожестве и потемках. Продолжают, например, ходить, когда могут свободно летать, или довольствоваться привычной комнатой, когда весь мир мог бы быть для них домом. Двигать в Том Мире легко мыслеобразы, но труднее – двойники предметов. Тонкие формы для сознания проницаемы, но обычно об этом не знают. Связавший себя на Земле какими бы то ни было представлениями или обязательствами под их воздействием пребывает и в Мире Тонком. Так сын будет беспрекословно исполнять волю своего родителя, если делал это на Земле, а солдат – приказание начальника, подданные, сохранившие верность короне – своему королю и т.д. Уходя туда, надо в мыслях освободиться от всяких связей, обязательств, подчинения, страха перед людьми и осознать, что все общественные, гражданские и государственные взаимоотношения и обязательства кончаются со смертью. Туда пережитки земные нельзя уносить, ибо они становятся оковами для духа. Остаются сердечные чувствования: любовь или ненависть и другие. Но хорошо потушить все личные чувства как источник заблуждений. Конечно, любовь к Учителю остается и служит могучим двигателем к восхождению. Переживают смерть и истинная любовь, и привязанность к близким духам. Условия тонкие требуют большей зоркости и стойкости сознания. Если трудно на Земле, то там все обостряется многократно. Но там Учитель Является прочной опорой.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 114.


Сын Мой, значение ритма велико тем, что если вначале, при его утверждении, требовалась затрата энергии, то потом, когда он установился, но уже сам, силой инерции несет сознание, как течение могучей реки, к океану далеких достижений. Но утверждение ритма уже само по себе является достижением. Говорю о явлениях духовных. Ритмической работой можно достичь результатов чудесных. Хорошо, если ритм установленный не прерывается, несмотря ни на какие условия. Ритмам надо учиться у самой природы. Жизнь Космоса основана на ритме. Ритмична пульсация электронов. Великий Цикл есть не что иное, как ритм движения необычайной длительности, ибо один такой Цикл сменяется неизбежно другим. Ритм совсем не означает однообразие или монотонность. От явления до явления идет шкала в двенадцать ступеней с ее семью основными и пятью дополнительными тонами. Плюс заканчивается минусом с тем, чтобы в новом цикле, или шкале, начать с нового плюса и закончить своим противоположением. Ничто не повторяется, ибо движение во времени идет спирально. Тем же ритмам подлежит и развитие духа. Остановка и застой противоестественны, ибо ритмы космические не знают состояния покоя, то есть отсутствия движения. Многие предсказания основывались на знании циклов и ритма. Астрофизика, астрохимия, астрономия и астрология целиком базируются на знании космических ритмов движения небесных тел. А ведь от этого движения зависит вся жизнь на Земле и в пространстве. Хорошо войти в ритмы природы, хорошо приобщиться к ритмам космическим и, войдя в них, жизнь сознания координировать с ними, то есть в созвучии с циклическими процессами жизни планеты. Век Рыб, век Водолея – каждый несет в себе человечеству свои ступени эволюции, являющиеся выражением сущности духа человечества. Судьбы мира зависят от ритмов Космоса, то есть от Циклов. Каждый несет свой зов и свой знак, и в рамках его уявляется свобода воли человека творить свою судьбу.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 115. (Март 2).


Дух бессмертен. Кончится земная жизнь, какова бы она ни была, а дух будет продолжать путь свой в Мирах Надземных. В страхе ли, в бесстрашии ли, но все едино – через жизнь придется пройти. Все кончится смертью. Не лучше ли пройти жизнь без страха? Страх ничему не поможет, ничто не улучшит, но вреда может принести много. Есть явления отрицательные в самой сущности своей. Таков страх. Страх не конструктивен. Отречемся от всякого страха перед чем бы то ни было. Научимся с улыбкой смотреть в лицо опасности. Человек привык бояться всего, не отдавая себе отчета в разрушительности этого чувства. Человек, потерявший разум, то есть психическое равновесие, совершает ряд бессмысленных и бесцельных поступков. Бесцелен страх. Он именно и указывает на потерю равновесия. Иногда люди просто сходят с ума от страха. Сколько всяких страхов испытывает обычный человек за свою жизнь. Вот стоит он, столько страхов, переживаний, и все же стоит, и все же жив, и все страхи пережиты напрасно. Чему надлежало случиться, случилось, и страхи не помогли; чего не было и не произошло, указывает на беспочвенность многих опасений. Так что лучше пройти жизнь в спокойствии бесстрашия, чем дрожать от каждой призрачной тени, как пугливая лошадь от каждого пня. Со страхом надо покончить раз и навсегда. И когда пугало страха покажется неожиданно из-за угла, можно даже улыбнуться ему, как старому знакомому, уже ненужному, уже потерявшему всякий интерес, уже исчерпавшему энергии старой кармической связи, знакомому, с которым покончено все. Надо проститься со страхом.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 116. (Март 3).


Тот, кто пришел ко Мне и стал единым со Мною, оставляет все земное внизу. В Моей Башне нет места делам обывательским. Все, что касается Общего Блага, доступ свободный имеет, но личное, малое не допускается. Именно, надо освободиться от наростов земных. Наши мосты перекинуты над суетою сегодняшнего дня в будущее, и по ним идут Наши люди. Мы Стоим над мелочностью дел человеческой самости, дел малой протяженности. Дела Наши протянуты в далекое будущее, за пределы тех малых кругов, которыми во времени ограничили себя люди. Замыкаясь сегодняшним днем или одной жизнью, люди пресекают свои возможности. Нельзя подняться над временем кратким, обрезав крылья возможностей невежеством. Нужно просто знать, что ничто не кончается и все – лишь начало бесконечной ленты явлений, уходящих в будущее. Как Наша Твердыня высится над миром и делами его, так и сознание ваше должно подняться над малым кругом одной краткой жизни земной и увидеть за ними другие круги, нанизанные на бесконечную нить истинной жизни, не имеющей ни начала, ни конца. Высоты Твердыни и высоты духа соприкасаются в верхних слоях пространства. Нужно, чтобы творчество ваше включало в себя элементы непреходящего, вечно устремленного в Беспредельность. Пусть творчество это не проявляется в видимых формах земных, пусть будет оно хотя бы только мысленным, но даже и в этом случае пространственное значение его велико. Мир двигается в будущее мыслью. Эти мысли-двигатели, касаясь сознания человеческого, незримо и неслышно поднимают его и устремляют за пределы обычности. Невидимое влияние мировой мысли огромно. Смотрите, как насыщено ныне человечество идеями новыми. Как рвется оно из старых окаменевших условий жизни на просторы иные. Как мысли Наши победно шествуют по миру, освобождая народы от вековых цепей рабства. Так мысли Наши прочно входят в жизнь, господствуя над миром силою несломимой убедительности.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 117.


Победа достигается постоянством. Иначе ветхого человека в себе не преодолеть. Он упорен и живуч, ибо древен. Но перед постоянством упорства отступают даже самые вкоренившиеся свойства атавизма. Новый Мир требует новых людей, то есть нового сознания. Самое трудное – это обновить сознание. Откуда взять новое, когда мир стар? Новое родится при устремлении в будущее и усовершенствовании духа. Новое родится в мыслях устремленного духа. Мысли Посылаем Мы. Твердыня есть оплот Нового Мира и кузница эволюционных мыслей. Идеи управляют миром. Но эти идеи Даем миру Мы. Мы Даем людям возможности восприятия мыслей новых, которые ведут человечество новыми путями к его великой конечной цели, развертывая перед ним новые грани огненной мысли.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 118. (Март 4).


Эволюция делает ставку не на личность, но на бессмертную перевоплощающуюся Индивидуальность человека. Как форма является носителем личности, так и личность, в свою очередь, является носителем Индивидуальности. Все формы – носители жизни, умирают, немыслимо количество их, но жизнь остается, жизнь, которая в виде духо-монады одухотворила эти формы. Форма умирает, искра жизни, индивидуализированная в определенной незримой форме, или душа этой формы, духо-форма, продолжает существовать, то есть даже в животных, даже в растениях она остается бессмертной, хотя она и не достигла степени Индивидуальности человеческой сущности. Иными словами, все формы жизни на Земле обречены кругом своего проявления на смерть, но бессмертно то, что заключено в них. Но в таком вопросе, как явление человека, сознание его, в отличие от всех более низких, чем он, форм жизни, может привязать себя не к внешней смертной оболочке и выявлениям на Земле, но к бессмертной сущности духа, в ней заключенного. Все в том, к чему себя привязать в сознании. Много трудов и усилий надо потратить, чтобы переключить сознание с временного и смертного на бессмертное внутри. Если бы не это бессмертное, заключенное в человеке, не Индивидуальность его, переживающая форму и тело, если бы человек ограничивался только внешним своим выявлением, то оно могло бы исчезнуть с лица Земли без всякого вреда для эволюции. Но умирает зерно, чтобы дать жизнь новой форме, но умирает человек, чтобы воплотится снова в новое тело, в новую форму. И задача земная воплощенного на Земле – бессмертие свое утвердить, соединив сознание свое с тем, что в нем не подлежит смерти и разрушению временем. Семя есть смертная форма бессмертной индивидуальной жизни, в нем заключенной. Так же и оболочки человека. Но жизнь его, смерти не подлежащая, не в теле, но в духе. В духе найдете себя, и в духе ищите. В нем все.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».