Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1955.



Грани Агни Йоги. 1955 г. 179.


Конечно, грим должен быть наложен хорошо, а также и парик, и костюм, и все прочие аксессуары, нужные на сцене, должны быть в порядке. И роль свою должен артист выполнить хорошо. Точно так же и на жизненной сцене временную роль свою со всеми подробностями надо исполнить именно так, как это следует. Много раз, и на сценах различных, и в различных ролях уже выступал дух многоопытный на этой Земле. Актер знает, что он на сцене, и, даже гениально играя, помнит, что это, хотя и яркая и жизненная, но все же игра. Так и Эго, воплощенное в тело для выступления на сцене плотного мира, не должно забывать временности роли своей и не принимать мираж Майи за действительность. Сегодня Иванов, вчера Сулейман, а раньше Ольгерд, Родриго, Полоний и так далее, далее, и далее, и глубже, в седые туманы времен, но все он же, все тот же, все ты же под разными именами и обличьями – дух, восходящий по ступеням жизни. Жизнь земная – это сцена для очередного воплощения. Не будем принимать слишком близко к сердцу фантомы ее, плывущие перед нашим сознанием. Надо лишь сыграть свою роль хорошо, смело, решительно и красиво в соответствии с поручением данным. Сутратма – актер.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 180.


Сын Мой, если бы ты знал степень напряжения Владыки заботами Космическими! Оно велико. Потому так Ценим каждое искреннее желание помочь, идущее от сердца. Ибо по нити сердца притекает помощь от любящих Нас. Вы Мне помощники. Через вас многое делается неведомо для вас. Эта ваша помощь усиливается, когда сердцем напряженно стараетесь быть вместе с Учителем. Те, кто несет на себе нагнетение планетное, выполняет работу, которая, с одной стороны, состоит в том, что облегчается ими нагружение, которое Несет Владыка, с другой – они получают усиленные заряды огненной энергии, необходимой им для выполнения порученной задачи. Работа выполняется сердцем, несущим тяготу нагружения. Если разделяете Мои труды, то и радость Мою тоже разделите, ибо вы Мои. Силы Света работников своих никогда в нужде не бросают. Забота о вас глубокая и всесторонняя, и на всех планах. Можете явно усилить ее признанием и признательностью. В открытое окно врывается душистый воздух и луч Солнца. Так же входит и Свет в открытое сердце. Хотел бы еще указать, как крепнет нить связи. Вы, идущие со Мною, усиливайте неразрывность светлых уз, нас связавших навеки. Да, да, да, именно в каждодневном ритме идет нарастание Близости. Каждый день добавляется нечто новое к тысячелетней связи. Учитель не Забывает ни одного знака внимания, а также и трудов, Ему принесенных. Сердечное приношение Ценим превыше всего. Почему пишешь и говоришь Именем Моим и от Имени Моего? Потому что Дал власть и право говорить Именем Владыки. Давно Дал, но ты отнес его к какому-то отдаленному будущему, в то время как Записи твои Именем Моим творятся. Давно уже Говорил о творящей силе мощного «Мы», и Мощь эта, связанная с Именем Моим или силою Владык, усиливается неизмеримо. Наш Семигранник мощен. Огненный Семигранник Вершит планетные дела. Велика Его сила. Если сердцем и мыслью к ней приобщиться и опереться на силу Его, можно почувствовать прилив сил необычайный. Даю силу и власть не только от Имени Моего, но и от Имени всех Владык действовать и творить Дело Света. Можешь опереться на Мощь Семигранника и Его Лучей. Престол этой Мощи в Твердыне. Она может испепелить служителя тьмы и живоносною силой своей одарить служителя Света. Я не один, Нас Семь вместе. Сын Мой ведом и Им. Нам сын ведом. Принадлежишь к Моему Лучу, ибо Мой от начала времен. Но Лучи Великих Собратьев Моих – твои друзья. Насыщен силою Нашей, но Мой Луч в сознании твоем главенствует. Ибо Мой. Иногда Ослабляю силу его, дабы полнее смог от Земли почерпнуть горечь ее уроков. Но притяжение Луча Моего сильно. Особо почувствуешь это, когда сбросишь плотное тело и условия тонкие подвижно-пластические пронижут светлые стрелы Мои. Сын Мой, светло будущее твое, и сумеркам настоящего пролетного часа его не затемнить. Ты Мой, и место твое около Отца твоего и Заботника о тебе. Пройдешь через жизнь, вкусишь ее плодов, уроки ее все изучишь и снова вернешься к Отцу своему, ко Мне, кто Твой Друг и Владыка.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 181. (Апр. 6).


Есть вещи, творимые во имя свое, и вещи, творимые во Имя Мое – последним отдадим предпочтение. Продвижение будет заключаться в том, чтобы число первых уменьшалось, вторых – увеличивалось, и чтобы стрелка – указатель деяний, передвигалась неуклонно от личного к делам Общего Блага. И когда сфера личных дел будет сведена на нет и останется лишь сфера Дел Учителя, самость будет побеждена окончательно. В делах самости нет магнетизма убедительности. Оправдание в духе. Дела личные нуждаются в оправдании перед самим собой. Но дела Учителя, во Имя Его свершаемые, ни в каких оправданиях не нуждаются. Совесть чиста, и можно смело смотреть в глаза всему миру. Именно, надо достичь того состояния дел, чтобы ими ни перед кем не устыдиться, если даже самые тайные мысли и деяния станут явными. Ведь явными они станут все когда-то и где-то. И к этому тоже надо быть готовым. И надо много мужества собрать, чтобы с обнаженной сущностью своей предстать перед глазами смотрящих на нее. Предстать, и не устрашиться, и достоинства духа не утерять. Ничтожество теряется и начинает унижаться и пресмыкаться в пароксизме позора, стыда и сознания того, что все, так тщательно скрываемое внутри, стало вдруг явным. Но дух сильный может встретить волну, сохранив достоинство, спокойствие и равновесие. Надо осознать, надо помнить, что судьей Может быть лишь один Владыка, который и ныне Знает все, и для которого и ныне нет ничего тайного в сущности и деяниях ученика. Владыка Знает, но Он не судья и не осудитель. Судья у каждого внутри. И судить может, по праву судить, лишь судья, который в себе. Потому, собрав все силы духа, можно выйти победно и из этого тяжкого испытания, закрывшись бронею духа. Никто не судья, ибо карма неумолима, и каждый и без суда человеческого несет на плечах всю тяжесть ее. Но тем более суров, и нелицеприятен, и беспощаден должен быть судия в себе, которого каждый имеет внутри. И тогда не страшен суд человеческий. Беспощадны враги, беспощадны темные, беспощадны люди в массе своей и скоры на осуждение. Им можно противопоставить лишь силу духа. Ведь в Тонком Мире все взаимоотношения людские можно уже рассматривать не по-земному, как это продолжают все еще делать там многие, но под другим углом. Многие непонятные привязанности и близость получают объяснение и даже оправдание в свете прошлых воплощений, и никто уже не может претендовать на полное владение чьим-то сердцем. Много отцов, много матерей, много братьев, сестер, сыновей, дочерей, жен и друзей среди спутников земных узнается. И суд человеческий уже становится судом невежества. Это не оправдание для нарушителей законов чистоты и морали, но объяснение и возможность силы в себе обрести, чтобы обнаженной сущности своей не убояться, когда тайное станет явным, не убояться и сохранить равновесие и достоинство духа. Иначе смеющиеся, и злорадствующие, и наслаждающиеся унижением и позором растерзают незадачливого путника Земли. Судьи самовольные много страданий ближним своим приносят в жизни земной, но в Тонком Мире, где все обострено и обнажено, эти условия несказанно усугубляются. Огонь равновесия обожжет несовершенные ауры осудителей самовольных. Друзья же, истинные друзья, любящие друзья, поймут и не только не осудят, но и помогут. Надо духом и в духе приготовиться к этому моменту, через который проходят все земляне, покидающие мир плотный. И потому на Земле надо так жить, и так быть, и так мыслить, чтобы ни перед кем не устыдиться светом своим. Нужно пересмотреть всю свою жизнь и самому осудить в себе все, что заслуживает осуждения, осудить так, чтобы повторение прошлых ошибок стало уже невозможно. И тогда никакой суд страшен уже не будет, ибо можно сказать осудителям добровольным, что опоздали они и что суд над самим собою дух уже сам совершил и в их услугах совсем не нуждается. Кто же сможет тогда кому-то сказать, что то или это плохо, когда дух и без всяких указаний может ответить: «Знаю и без вас всю глубину совершенных ошибок, излишен и ненужен ваш суд, и к чему он, когда я сам все проступки и ошибки мои уже осудил без пощады. Не вы, но я сам себе судья, ибо каждый имеет в себе судию». Учитесь стоять на своих собственных ногах, неся ответственность индивидуальную за все, что творите, и не давая никому права вершить над собою суд, кроме вас самих. Вы творите, и вы отвечаете, и вы же карму деяний своих на себе и несете. Власти над сознанием своим никому не давайте нигде – ни здесь, ни в Мирах Надземных. Ведь даже с Учителем связаны узами свободы, ибо свободна воля человека и священна свобода его. Зачем вашей свободе быть судимой чужою свободой? Как говорит апостол, будьте в духе свободны от суда человеческого. Ваш судья лишь один Владыка, но Он не судья, но Заступник, и Друг, и Отец. Свободу свою осознайте, а в ней и силу, и власть. Никто не властен над сознанием вашим ни здесь, ни там. Темным поработителям и судьям самовольным власти над собой не дадим, несмотря ни на что, что было или случилось в прошлом. Освобождаю от власти греха над сознанием и Разрушаю чьи бы то ни было права судить того, кто свободу свою осознал и кто понял неотъемлемое космическое право свое быть своим собственным судиею. Великую силу обретает тот, кто становится сам над собою. Владыкою над тремя Утверждаю сына и власть ему Даю над собою, над собою самим. И не тем, кто власти над собою не имеет, творить суд над ним, власть свою над собой утвердившим. Осознание недостатков своих и проступков и собственный суд над ними великую силу духу дает. Сам в себе суд над собою творящий людскому суду уже не подлежит, и людской суд власти над ним не имеет, ибо в свободе своей дух утвердился.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 182.


Надо научиться тому, чтобы ничто не становилось преградой на пути. Горы, пропасти, реки, скалы, море, бури и волны морские могут служить непреодолимым препятствием, когда дух идет по Земле. Но стоит ему подняться на определенную высоту, расправив крылья в полете, как земные нагромождения и все, что на Земле, полету его, как полету орла, не мешают. В этом и заключается умение хранить нить связи с Учителем, когда уже ничто преградою служить не может. И то, что для других является непреодолимым препятствием или непроходимым ущельем, не служит помехой полету орла. Тогда и формула вседозволения приобретает другой смысл. Но надо быть очень зорким и очень настороже, чтобы ничто не помешало взмахнуть крыльями духа. Главное, чтобы крылья были свободны. Главное, чтобы тяжести земные на них не легли. Охраним сокровенное, чтобы никто не смог запечатать орлиные крылья. Убийца убивает человека, и воин на поле брани убивает врага, но как различны между собою черное убийство и защита Родины. И даже оружие может быть одинаково. Не факт сам по себе имеет значение, но внутреннее состояние сознания. Учитесь творить земные дела в свободе от власти земного. Нити, связующие творимые дела с астралом и его движениями, надо, по возможности, свести на нет, и тогда дела власти над сознанием иметь не будут. Именно, влияют астральные нити связи. Именно они могут отяжелить крылья. Не привязывайтесь ни к чему низшими оболочками, и жизнь превратится в цепь сияющих полетов духа.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 183. (Апр. 7).


Когда на Вершине со Мною, явления жизни текут перед сознанием, сохраняя действительные взаимоотношения и смысл, ибо с Горы виднее. Но стоит сознанию опуститься в низины, как даже валун перед глазами может заслонить горизонт, заслонить и встать препятствием. Понимание правильного соотношения вещей утрачивается. Ничто не может воспрепятствовать сознанию пребывать в духе со Мной, на Вершине. Гора одна, и Вершина одна – Гора Матери Мира. На ней огни. Входя в сферы Высших огней, и сознание становится огненным, магнитно огни к себе привлекает и, спускаясь в долины, уносит на себе отложения пламени. Хорошо быть в огнях, скверна земная тогда к ауре не прилипает. Так, оправдание – в духе, и это оправдание – огненное – огнеоправдание. Оправдан, оправдан, оправдан огнями восставшего духа. Оправдание и есть освобождение духа от тяжких цепей земных притяжений. Быть в мире, но не от мира сего – под силу лишь сильному духу. Не от мира сего – Мир Мой. Так Дни Мои в днях ваших Светом огней утверждаться начинают. Жизнь духа и жизнь в духе есть утверждение огней на Земле – небесного в земном, Вечного во временном, Бесконечности в конечном. Словом, все тот же, старый как мир, но вечно новый путь примирения, или уравновешивания пар противоположностей в сознании. В конечном итоге, именно в этом и состоит сущность жизни, сущность всякого жизненного процесса в его спирально-поступательном развитии. Два полюса – нейтральная точка уравновешивания – и новое продвижение в Беспредельность по спирали времени. В центре спирали – стержень духа, и в нем – Он, Молчаливый, вечно Смотрящий Свидетель всего, что проходит перед Ним. Шаги Вечности начинают звучать в сознании, устремленном в Сферу Безмолвного Свидетеля. Он высоко над тремя. Он в глубине всех оболочек, вечно Присутствующий и Молчаливый. Так Царство Мое на Земле утверждается духом и в духе, имеющем доступ к Твердыне. Но надо, чтобы хотя бы в периоды взлета сознание было свободно от рабства и власти земных притяжений. Свобода! Свобода! Если бы люди понимали, что дает духу истинная свобода, которая в духе. Ищут свободу везде, но не в духе, и потому не находят, и бесплодны поиски их. Дыханием свободы Окутываю дерзающего приблизиться ко Мне. И незримое и неслышное дыхание Мое, легкое, как луч света, разрушает тяжкие ржавые железные цепи Земли, казалось бы, так безнадежно сковавшие дух. Со Мною решивший свой путь шагом непреложности идет в Царство Вечного Света, из царства смерти идет в жизнь. Многие шли: боролись, страдали и устремлялись, шли не Моим путем, но своими, и... умерли. Но Я Зову к жизни и в жизнь. В напряжении упорного постоянного устремления ко Мне возжигается огонь жизни. Бессмертие достигается тогда, когда он становится неугасимым. Пусть возгорится неугасимый пламень жизни в сердце устремленного духа. Огнями восходим и в огнях. Огненная сущность проявленного мира неотрицаема. Малая искра, исшедшая из Сферы Вечного Света, становится миром пламени, пламенным микрокосмосом, сущим в огне. Царственный путь Огненной Йоги и есть пламенный путь в Царство Света-Огня. Логосы Пламенные свидетельство миру Являют о тех высотах, которые дух человеческий в неукротимом устремлении своем к Свету может достичь.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 184.


Чем более напряженно идет процесс восприятия, тем более четкими, определенными и своеобразными оформляются кристаллы огненной мысли. Но это напряжение есть напряжение спокойствия, огненное напряжение спокойствия, напряжение СПОКОЙСТВИЯ ОГНЕННОГО. Спокойствие огненное – так запомним.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 185.


Не надо делать врагов. Но если появляется враг, злобы к нему не имейте. Действия допущены, и самые решительные, но без злобы, раздражения и всех прочих чувств, яро омрачающих ауру. Лучше с улыбкой. И лучше с людьми расставаться мирно и по-хорошему. Много людей, связывая себя с супротивниками своими астрально, так связанными и живут, и связанными в Мир Надземный уходят, продолжая терзать друг друга до тех пор, пока не исчерпают всех энергий, вложенных в свои чувства. Каторжники, прикованные к тачке взаимной ненависти. Лучше простить, чтобы враг злобный при встрече не имел в вас ничего. Можно думать, и чувства людские и поступки оценивать по достоинству, но не внося в эту оценку астрального начала. Чем меньше жить в этом проводнике, в его отрицательных уявлениях, тем лучше. Темные чувства земные разжигают огнь поядающий. Он пожирает ткани нервов и обессиливает организм. Следует очень внимательно следить за колебаниями астрала и не допускать нежелательных. Нет горшего чувства, чем рабство у своих собственных оболочек, и нет рабства более безнадежного, ибо от себя никуда не уйти. В себе от самих себя ищите свободу.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 186. (Апр. 8).


Закон противоположностей проявляется везде, а также и в сознании. Сознание не может вибрировать на ряд определенных явлений, не вызывая тем самым и не предрешая ряд явлений противоположных. Одно обуславливает другое. И, живя в сфере одного порядка чувств и эмоций, не следует забывать о том, что их антипод назревает к проявлению с той же силой и напряженностью, с какой звучал другой полюс. Допущением явлений одного свойства вызываем к существованию явления, им противоположные. Сознание может утомиться всем, если только не будет иметь место чередование явлений. Монотонность означает затухание и мертвенность. Ритм надо менять. Застой есть отсутствие смены и ритма.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 187. (Апр. 9).


Сны наяву – так Называем огненные прозрения в Мир Наш. Сперва вспыхнут они, как далекие зарницы, но потом ближе и, наконец, озарят своим светом весь горизонт сознания. Конечно, теория должна стать практикой, а отвлеченность – жизнью. Для этого сперва забрасывается в сознание нужное понятие, а потом по нему, как по канату, подтягивается утверждение принятого в духе явления в жизнь. Эти мысли – предвестники идущего утверждения их в жизни, служат очень нужной и неизбежной ступенью познавания. Как бы прорубается окно в будущее, но в должном направлении. Преддверие явления мыслью есть ступень, предшествующая познаванию, без которой нельзя обойтись. Эти мосты для перехода мысли-предвестницы в сферу ее практического осуществления в жизни могут строиться духом сознательно. Много мыслей подобных без особого труда и усилий можно запечатлевать преднамеренно с тем, чтобы когда-то и где-то при созвучно сложившихся обстоятельствах можно было их применить или утвердить в жизни и таким путем умножить количество и силу отлагаемых в микрокосме энергий. Не может дерево вырасти сразу, тем более сразу и сознание не растет. Метод расширения и роста сознания путем утверждения или предварительного посева мыслей-предвестниц будет методом правильным. Сознание как бы ассимилирует новую энергию, постепенно сживаясь с ней. И тогда это новое входит в него естественно и просто, как нечто уже свое и знакомое, не вызывая впечатления чуждого или инородного элемента, насильственно вторгающегося в сознание. Ассимиляция сознанием мыслей, идей и представлений нужных есть процесс, без которого невозможно преображение духа. Можно назвать этот процесс проектом, или планом будущих построений, которые со временем должны вылиться в конкретные формы. Можно приучить себя все нужное, полезное и соответствующее пути откладывать таким образом в сознании, как зерна для будущих всходов, отбрасывая без колебаний все, не соответствующее цели эволюции духа. Так знание природы человеческой со всеми ее особенностями, слабостями и недостатками можно взять с собою как ценный багаж, добавляя попутно к нему зерна для будущих накоплений, но горечь, разочарование и обиды, людьми причиняемые, можно безжалостно отбросить за ненадобностью. В дальнюю дорогу берется лишь полезная поклажа. Берется результат опыта, но без сопровождавших его астральных переживаний. Например, кто-то из близких по глупости, неосмотрительности или преданности поставил себя или вас под удар. Горечь переживания и прочие чувства можно забыть, но суровый урок обманутого доверия следует прочно запомнить и взять с собою в путь дальний. Не следует отягощать сознание грузом астральных переживаний. Надо освободить от них кристалл очищенной мысли. Освобождение мыслей от астральных лохмотьев – очень полезное упражнение. Можно предвидеть опасность и можно нужные меры принять, но наросты, или наслоения страха, к мысли об опасности прилепившиеся, надо от нее отделить. Можно видеть человека, каков он есть со всеми его отрицательными и неприятными свойствами, но, зная это, от знания своего данного человека следует отделить чувство недоброжелательства, злобы, огорчения, раздражения и всех прочих чувств, которые он вызвал в вашем астрале. Можно даже заменить их чувством снисхождения и терпимости к несовершенствам человеческим. Итак, можно знать, можно видеть, можно действовать, но без вмешательства чувств, страстей и эмоций низшей астральной оболочки, охватывающих низшую шкалу ее проявлений. Шкала эта широка. Хорош восторг духа, но разрушительна восторженность, хороша любовь к человеку, но осуждена слюнявая сентиментальность, хорошо сострадание, но недопустимо безвольное погружение в вихри чужого отчаяния и заражения им собственной оболочки. Надо уметь распознавать нужное и полезное от ненужного и вредного, то есть быть зрячим. Итак, если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму. А если она достаточно глубока, то можно из нее и не выбраться.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 188.


Ничто так сильно не ослабляет психической энергии, как неумение удержать ее в равновесии. Все эмоции астрала ее расточают. Даже радость астрального порядка. Каждое более усиленное биение сердца уносит драгоценную мощь. Лишь все, совершаемое и переживаемое в спокойствии, не растрачивает сил. Потому спокойствие прежде всего. Если беснуются люди, то это еще не причина для собственного беснования. Много сейчас бесноватых, только называют их теперь по-иному, не по-евангельски. Психическая энергия – это сила, которой надо овладеть, прежде чем ею пользоваться. Овладение ею и есть овладение собой, ибо все движения души есть произвольные или непроизвольные уявления этой силы. Или она нами владеет, или мы ею. Ученик должен собою овладеть во что бы то ни стало и какой угодно ценой.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 189. (Апр. 10).


Нет и не может быть никаких искусственных условий, в которых бы огни проявлялись по заказу. Огонь не всегда горит. Можно создать условия благоприятствующие и терпеливо ждать. Но насильственно огонь не загорится. Много говорилось об условиях способствующих. Их следует соблюдать. Они не так уж трудны. Незримый огонь может погаснуть. Чувств низших огни высшие огни тушат. Огни легко угасить, но настолько же трудно возжечь. Жизнь современная росту огней не благоприятствует. Слишком много суеты и поверхностной деловитости. Огонь не терпит ни того, ни другого. Огню нужен покой напряженности, то есть спокойствие ровно горящего пламени. Говорим об огне негасимом и нерушимом. Устойчивость Высших огней надо приобрести в жизни.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 190.


Последовательность во всем – основной принцип эволюции, последовательность и порождение форм по роду своему. Сроки обусловлены последовательностью, а события – причинами, их породившими. Противоположности различны по форме, но однородны по природе. Потому и называются они парами родственных противоположностей, как мужчина и женщина, утро и вечер, тепло и холод, верх и низ, и так до бесконечности. Один полюс обуславливает неизбежность проявления другого, одно явление – себе противоположного. Нужно уметь, наблюдая явление одного порядка, предвидеть рождение другого, его антипода, его родственной противоположности. Многие пророчества, или предвидения основаны на знании закона антитез. При этом не стоит забывать, что события уявляются в рамках законов спирали, циклов, ритма двенадцатиоктавной шкалы и прочих основных форм проявления видимого и Невидимого Миров. Пророчество о Приходе Майтрейи основано на этом же знании. Придет в силу Закона Космического. И ночь тьмы перед грядущим Приходом Света, естественно, должна быть глубока и темна. Знание это должно помочь знающим пережить нагнетение тьмы. Спираль эволюции, дав манифестацию двух противопоставлений – тьмы и Света, будет подниматься вперед и, повторяясь на плоскости высшей, даст свои несовершенства на одном полюсе, но не даст несовершенств, которые были возможны в плоскости низшей спирали. Под плоскостью подразумевается отрезок спирали, включающий два полюса проявления единой вещи, в данном случае, эволюции вашей планеты. Даже орбита земная не есть плоскость, но спираль, ибо Земля в устремленном полете несется в Беспредельность вместе со всею Солнечной системой. Не потому ли и день вчерашний не повторяется никогда, ибо закон спирали и в нем. Подобие и сходство быть может, но не повторение того же самого. В этом и утешение, ибо возврата к прошлому нет. Все, эволюции не соответствующее или изжившее себя, подлежит уничтожению. Все, способное восходить, получает новые оболочки, все нежизнеспособное в конечном итоге уничтожается, включая сюда не только отдельные формы, но и целые миры. Но принцип жизни, бессмертный и вечный, неуклонно продолжает восходить в своем спиральном движении, поднимаясь все выше и выше по спирали, у которой нет конца, ибо этот конец уходит в Беспредельность и теряется в ней. Эволюция сущего конца не имеет, и Наивысочайший Несказуемый последний Круг спирали проявленного стремительно продвигается вперед в вечном устремлении к еще более высшему себя проявлению.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 191. (Апр. 11).


Не мудро тратить энергию на опасения и беспокойства о том, что может случиться и чего не может быть. Нет более никчемного и вредного занятия. Если действительно что-нибудь угрожает, можно принять меры, какие возможно, но терзаться воображаемыми опасностями будет признаком трусливой натуры. Все признаки трусливости искореняются полностью. Жизнь будет ставить в положения, вызывающие чувство страха, до тех пор, пока оно не будет изжито. Трус будет вдесятеро испуган. При растущих огнях или страх, а также и прочие недостатки, будет побежден, либо он разрушит своего обладателя. Страх никчемен и бесцелен сам по себе. Его не только надо убить, но и зорко смотреть, как бы убитая серая змея страха снова не ожила и не подняла голову. Страх опасен тем, что ставит человека под удар именно по больному месту. Лучше пройти через тысячи ужасов без страха, чем дрожать перед воображаемыми пугалами. Ведь, в конце концов, что бы ни преподносила жизнь, все пройдет, и окончится самая жизнь, а человек, сбросивши оковы плотного мира, останется целым и невредимым, ибо неуязвим дух. Можно пугала страха победить в воображении, мысленно проводя себя через явления, внушающие страх, и усиливая их. Но и это надо делать осмотрительно, чтобы не накликать беду. Хороши примеры героев. Недопустимо устрашение жизнью. Время от времени недобитые чудища поднимают головы; надо добить до конца так, чтобы больше уже не поднялись. Мешают пути.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 192.


Пришло время Мое, когда силою Лучей Звезды Матери Мира предреченному надлежит совершиться. Не по воображению человеческому пойдет осуществление, но по Воле Высшей. Остается лишь ждать, ждать и готовиться. Встретить надо в белых одеждах, одеждах Света. Встреча неизбежна, и к ней надо подготовить сознание.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 193. (Апр. 12).


Сын Мой, доколе же временное будет заслонять собою Свет вечной жизни? Сперва идет понимание преходимости настоящего часа и уже за ним осознание себя в сфере Вечного. Одного осознания мало. Нужно овладение и удержание осознанного. Моменты вмещения еще не являются ручательством того, что достижение будет удержано. Удержать трудно, труднее, чем достичь. Достижение разбивается вибрациями окружающей сферы. Все восстает против победителя, чтобы сорвать с его чела знаки победы. Все окружающее яро антагонистично достижениям духа. Мир восстает против, как будто тысячи нитей упорно, настойчиво и незаметно тянут дух вниз, на один уровень со всеми. Выхода нет: или поднимать за собой всех, или опуститься до их уровня. Мы спуститься не Можем и потому Стремимся поднять всех. Эта же самая задача встает перед каждым духом, поднявшимся над общей массой людей. Отдельно существовать человек не может. Он связан с планетой и человечеством. Независимое существование – нелепость. Сильный и высокий дух уже одним состоянием своей ауры разрежает и утончает окружающую его сферу и уже тем самым поднимает ее. И чем грубее условия плотные, тем более труден подвиг преображения мира. Потому каждое состояние духа имеет значение. Нет состояний безразличных, то есть так или иначе не влияющих на все, что вокруг. Каждое мгновение добро или зло творится в зависимости от состояния ауры. Во всем, что происходит внутри его, ответственен человек перед миром. Сознает он это или нет, но излучения его, взаимодействуя со средой вокруг, творят добро или зло. Дозор нужен, дозор над собою, чтобы видеть и знать творимое своими руками. Никакие слова, никакие ужимки, никакое лицемерие не спасет от действительности. Лицемер и лжец может обмануть всех, но не обманет и не изменит разрушения, произведенного его излучениями в пространстве. Очевидность яро отличается от действительности. Мы Видим не то, что видят люди и что им кажется, что они видят. Мы Видим то, что есть, скрытое под внешними покровами. Мы не Ошибаемся в людях, ибо Знаем не только то, что они собою представляют в действительности, но и все возможности их и скрытый потенциал. Потому Наше суждение так отличается от суждений людских. У Нас мерки иные. Наша цель – поднять людей выше. Поднять их Можем лишь Светом Своим, Своею аурой. Потому каждый, следующий за Нами, в какой-то мере должен стремиться уподобиться Нам. Держа ауру свою в должном порядке, может человек творить свое дело Света. Каждая аура в той или иной степени является благословением или проклятием для окружающих. Каждая каждую минуту, даже секунду, вносит свет или тьму в то, что вокруг. Обратная реакция всего, что подвергается воздействию ауры, неизбежна. И тогда люди начинают говорить о возмездии или тяжкой судьбе, если предпосланные энергии были низкого порядка. От законов жизни никуда не уйти. Поле их проявления – микрокосм самого человека. Сам сеятель, сам жнец. И ответственен сам перед собою, ибо платит сам, и сполна, и за все. Об ответственности подумаем.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 194. (Апр. 13).


Сын Мой, нельзя забывать о явлении пралайи сознания. Чередование напряжений его огненности неизбежно. Отсюда и ощущение неудовлетворенности. Когда огонь горит, он окрашивает все своим цветом и делает жизнь полной. Когда сила его уменьшается, тускнеет и все окружающее и трудно духу тогда. Так снова приходим к огню как основе жизни. Ритма сознания не избежать, но облегчить периоды пралайи можно. Чем же и как же? Пульсация жизни заключается в том, что жизненный принцип или разворачивается и раскрывается полностью, давая предельное выражение себя в данной форме, как это можно видеть в цветущем дереве, розовом кусте и растении, отягощенном плодами, или свертывается, как бы втягивая в себя, в зерно свое, все свои энергии, кристаллизованные в нем. В голой замерзшей равнине зимой и в той же цветущей равнине летом видим, как пульсирует, свертываясь и развертываясь, жизненный принцип. Или энергии собираются внутри, кристаллизуясь в семени, или развертываются наружу. Тому же процессу подчиняется и сознание в моменты пралайи и в периоды расцвета, или напряжения огненности. Сознанию можно помочь, сознательно втягивая в себя энергии, дотоле разбросанные на выявления вовне. Активность сводится к необходимому минимуму, ибо дух в это время наиболее незащищен и ослаблен, а энергии, устремленные вовне, в среду окружающую, всегда вызывают реакцию, то есть противодействие и обратный удар. Но так как дух обычной силы противостояния не имеет, реакция получается болезненная и острая. Но если все энергии собраны вовнутрь и энергии вовне не протянуты, удары наносить не по чему, ибо человек уподобляется шару, символу равновесия и неуязвимости. Так же и зерно в земле под снегом вбирает в себя все свои энергии, ожидая благоприятных условий от ритма природы. Надо учиться молчаливости, сдержанности, замкнутости и умению себя потушить, когда это надо. Это состояние требует еще большей зоркости и умения владеть собою, чем состояние активности. Нужно плотно закрыть забрало. Не следует мыслью касаться людей. Нужно силы собрать внутри, чтобы охранить сокровенное. Иначе растерзают и сокровище расхитят. Сдержанность и собранность надо явить напряженную и сосредоточенную, ни на миг не упуская из сознания основного задания. Особенно надо держать на узде астральную оболочку: в эти моменты она имеет склонность выявляться яро и бурно, ибо не сдерживаема, как обычно. Большое войско может выйти в поле, малое запирается в крепости, где может успешно защититься. Равновесие поддерживается в периоды пралайи сознания особенно тщательно и напряженно. Не надо внешне реагировать на явления, извне идущие, ни в коем случае. Хорошо также и внутреннюю реакцию свести на нет. Надо себя потушить, охранив огонь для внутреннего употребления. Если бы внешние условия были другими, было бы много легче. Но ужас творится вовне, и защититься надо особо. Надо уберечь себя от растерзания обстоятельствами.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 195.


Говорил, Говорю и Скажу, что Буду учить на жизни, ибо, если слов недостаточно, пусть сама жизнь покажет допущенную ошибку или заблуждение. Люблю на жизни показать несостоятельность недопустимых проступков. Как же иначе разрушить тенета прельщения и доказать, что хитросплетения Майи построены на обмане? Когда причина допущенных попустительств разрушена в корне, прельщения Майи теряют свою притягательную силу и власть над сознанием. Много слабостей и пороков человеческих основано на искажении действительности. Если действительность предстает перед сознанием в ее истинном виде, власть порока над сознанием разрушается. Сознание, находящееся под властью какой-либо страсти или порока, живет в искусственно созданном мирке обманчивых образов, имеющих притягательную для сознания силу именно благодаря своей обманчивости, ибо для здорового и нормального сознания эти явления не только не кажутся привлекательными, а как раз наоборот – отталкивающими. Следовательно, сила иллюзии должна быть разрушена, и притом так, чтобы больше уже не тревожить сознание. Путь восхождения можно назвать путем разрушения иллюзий Земли. Дух должен освободиться от наростов и язв, которые моментами могут сосредоточивать на себе и поглощать сознание. Зрелище не из приятных. Но прежде надо осознать рабство свое, или слабость свою, или пленение свое в сфере явлений определенного порядка. Когда созреет искреннее желание освободиться, Покажу на жизни, как можно вырвать причину явления с корнем. И условия жизненные сложатся так, чтобы облегчить и способствовать решению. Но нужно, чтобы желание освободиться родилось изнутри и было самоисходящим. Ничто внешне наносное не освободит человека. Сам, сам, сам, своею волею, своими руками, своим желанием освобождает себя человек от язв и наростов духа.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 196. (Апр. 14).


Насыщал голодных, Исцелял прокаженных, Делал здоровыми немощных. И люди поняли все это в смысле земном. Но земное лишь символ небесного. От язв духа и болезней сознания Приходил спасать Учитель разлагавшееся человечество. И в этом была Его основная задача. И ныне Учение преследует ту же самую цель. Человечество больно язвами духа, покрыто наростами и струпьями всевозможных пороков, аномалий злобы, раздражения, ненависти и так далее. И отрицающие Учение, и принявшие его – все в какой-то мере и как-то страдают от несовершенств духа. Учение имеет ту же цель: излечить страждущее и духовно голодное человечество от его болезней духовных и духовно насытить его. Грязные ноги и смердящие раны духа Хочет омыть Учитель и исцелить. И если в ученике все скрытое, все подавленное, все несовершенное яро вылезает наружу при подходе к Учителю, то не следует удивляться тому, что процесс очищения осложняется и усугубляется усилением отрицательных свойств для непреложного их изживания. Это ложится тяжким бременем на плечи Учителя. Очищать наросты духа – занятие не из приятных. Потому со стороны ученика требуется горячее желание помочь и сильное напряжение свободной воли его именно в этом направлении, чтобы воля его и воля Учителя совпадали в одном и том же устремлении. И в значительной части своей лучам приходится исполнять роль санитаров. Очищение неизбежно, и надо Учителю в этой трудной задаче помочь мыслью, желанием и действием.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 197.


Тело физическое имеет форму. Тело астральное и ментальное тоже имеет форму. А также имеет форму и тело огненное. Но сознание формы не имеет. Сознание не тело. Оно принимает форму того, о чем мыслит. В человеке есть нечто, лишенное тела. Без имени, без формы и без цвета, внутри Пребывающий, молчаливо Смотрящий Безмолвный Свидетель, облеченный Светом, есть высшее, что есть в человеке. Сознание не имеет тела, сознание являет собою свет или тьму, и сознание становится носителем той формы, на которой оно сосредоточивается в данный момент. В этом – подвижность сознания. Пока оно в плотной оболочке или в низших, это не так заметно, но на плане пластической материи оно становится мгновенно выражением того, о чем мыслит дух. Чем менее плотна оболочка, тем более поддается она воздействию мыслительного процесса. Астрал включает в себя все страсти, пороки и эмоции человека астрального порядка и видоизменяется в зависимости от переживаемых чувств, но по шкале астральных вибраций. Когда эта оболочка сбрасывается, ментальное тело, освобожденное от всей шкалы астральных вибраций, видоизменяется в зависимости от мыслей, свободных от страстей, но сохраняя более или менее похожий облик своего обладателя. Чем выше, тем менее земного отражения остается в человеке. И в теле огненном сохраняется лишь подобие глаз. Так видоизменяется форма человека. Форма – носительница Того, Кто не Имеет ни формы, ни имени, ни цвета. Высочайшие духи являют собою сферу Света, фактическая орбита которой ограничена протяженностью излучаемых такой Высшей сущностью лучей, расходящихся во все стороны. Так идет преображение человека по ступеням утонченности материи в соответствии с теми планами, на которых он проявляется. Есть План Вечного Света, План Арупа, План без форм, непостижимый для земного сознания, но доступный сознанию Высшему, где все Я и Я везде, где центр везде и окружность нигде. И в этом центре царствует Мысль Высшая. Представление цветка облечено всегда в форму, ясную и конкретную. Идея цветка уже лишена конкретности отдельного представления, ибо включает в себя все цветы всех миров когда-либо бывших, существующих и могущих быть. Форма обычная заменяется чем-то бесконечно большим. И все же идея цветка имеет какую-то общую форму, определяемую общими признаками. Но есть Мир Арупа, мир без форм, где идеи существуют вне их конкретного материального выражения. Под словом материальный надо понимать не только плотную материю, но и материи Высших Планов. План без форм – Высочайший. Дух не имеет формы. Дух уявляется, или выражается в формах – носителях духа, но сам дух, и принимающий различные формы, и облачающийся в них, формы не имеет. Будучи лишен формы, дух, тем не менее, проявляется всегда в какой-либо форме, хотя бы эта форма была формою света. Сознание поднимается по ступеням. Само не имея формы, оно облекается в формы, соответствующие ступени своего развития, и строит свои проводники, все более и более утончаясь. Это особенно касается астральных и ментальных оболочек. Но и физическая оболочка огрубляется или утончается и оформляется духом через сознание. Человек сам строитель своих оболочек. Оболочка строится мыслями, чувствами и действиями, а плотная – пищей. Но не пища, но мысли заряжают физическое тело. И сущность духа, и его ступень выражаются в его оболочках, быть может, не всегда полно, но, во всяком случае, достаточно ярко. Из мира плотной малоподвижной материи по слоям поднимается дух все выше и выше, последовательно обладая все более утонченными телами на соответствующих планах. Но высочайшее состояние духа на Плане Вечного Света лишено формы в обычном понимании этого слова. Ибо Высшее «Я» в человеке, бог в человеке, не имеет ни имени, ни формы и ни цвета.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 198. (Апр. 15).


Сын Мой, давление среды усиливается. Такова участь служителя Света. Давлению извне надо противопоставить сопротивление духа изнутри, иначе раздавит. И чем более тяжко давление, тем большую внутреннюю силу должен человек противопоставить ему. Так от нагнетения внешнего растут огни духа, ибо противостать можно лишь огнями. Не о нагнетении будем думать и горевать, а о том, чтобы внутри создать достаточно сильный огненный противовес и защиту. Именно, огненно надо возрасти духом на все, стремящееся его сокрушить. Несокрушим дух, когда огни призваны к действию. Несокрушимость свою надо яро осознать. Ведь могут отнять все и тело физическое уничтожить, но кто же может убить дух? Даже в случае полной прострации духа его все же невозможно предать уничтожению. Он все-таки неуничтожаем. Какова же эта сила духа, если осознана и если никакие внешние тяжкие условия осознание несокрушимости его, его бессмертия и вечности не могут ни подавить, ни уничтожить, ни сломить? Для того чтобы сопротивляемость духа возросла непомерно, осознание огненной силы своей, неуничтожаемости своей надо укрепить. Внешнему можем противопоставить лишь огни духа. Какая страшная сила тьмы обрушилась на распятого Учителя! Был Свет, и была тьма, и тьма Его не объяша. Так огни духа, если призваны к действию противостояния, не может ничто потушить. Тот, кто осмелился огни свои противопоставить тьме окружающей, не один, за ним Братство. Из этого Источника огненной мощи можно черпать в минуту нужды. Братство Поддержит и новые силы Даст продолжать борьбу за утверждение огней света в себе, дабы Свет в мире не погас. Светом своим от Света Твердыни в мире земном всем и всему светим невидимо, но явно. Вызывая в себе огни несокрушимости духа, общему делу поддержания Света в условиях плотных помогаем. Сила пара лишь под давлением уявляется, так же и сила духа. Как же иначе силу огней уявить было бы можно? Скажите друзьям: сила духа каждого на противостоянии нагнетению среды окружающей испытуется. Дух слабый сломится сразу и погасит свои огни. Но дух сильный, испытанный, силу огней своих лишь умножит и выйдет победителем из очередного испытания. Но устоять надо. Мне помощниками могут быть лишь те, кто силен. Как же Смогу опереться на слабого или доверить неустоявшему? А вы стойте, стойте, несмотря ни на что и вопреки всему. В духе стойте. В теле даже болезнь малая может лишить физических сил, даже высокая температура, но несокрушим дух и неисчерпаемы его силы. Из внешнего и из оболочек осознание силы своей надо перенести внутрь. Там цитадель мощи, там твердыня духа, неуязвимая внешними воздействиями. Надо в сознании отделить твердыню несокрушимую духа от сокрушимости и уязвимости тела и низших оболочек. Цитадель Молчаливого Свидетеля неуязвима ничем и не доступна никаким воздействиям. Смотрел, Смотрит и Будет смотреть из неприступной твердыни своей на все, что творится вне Его, происходит ли это движение во внешнем мире или же в оболочках, Его облекающих. Он вечен и нерушим в огне жизни, зажженной от Единого Вечного Света.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 199. (Апр. 16).


Сын Мой, забота Братства близка и неотступна. В беде никогда не Оставим, но через испытания трудностями надо пройти своими силами, как будто бы одному, как будто без поддержки, словом, под знаком формулы «рукою и ногою человеческой», и притом своими собственными. Многое совершается под знаком. Но что же из того? Результаты все те же, только голова, руки и ноги целы и невредимы. Каждый план бытия дает возможности, ему свойственные, и учит своим уроком. Возможности плотного мира резко отличаются от возможностей Мира Тонкого. На каждом дух проявляется по своим способностям. Ограничен план земной, но чем выше, тем неограниченнее и свободнее, если сознание дозволяет, то есть если оно запаслось нужным знанием в мире земном. Знания и опыт приобретаются на Земле и используются в Высших Мирах. Там тоже можно учиться и познавать, но по линиям продвижения, намеченным на Земле. Там продвижение духа идет логически по тем колеям, которые прорыты в пространстве во время земной жизни. Там можно продолжать, но не начинать. Начинать надо здесь. Надо заложить хоть какое-то начало того, что желательно продолжить или утвердить там. Даже простая мысль о чем-то будет уже преддверием, начиная с которого можно развертывать явление по предпосланному направлению. Тем же путем можно пресекать каналы непомерной активности, явив преддверие мыслью, устремленной к тому, чтобы приостановить движение ее в нежелательном направлении. Следует понимать, что каждая мысль, влекущая за собой действие и ему предшествующая, не конец, а лишь начало в цепи последующих действий. И сущность, и окраска мыслей могут изменить состав металла звеньев цепи. Ученик закладывает в сознании целый ряд звеньев, от которых в будущее идут цепи, или нити, или канаты причин и следствий. Их усиливать и продолжать в Мире Тонком можно без конца. Можно вообще на каждую мысль смотреть как на нечто, плод приносящее, как на нечто, которое мы берем с собой. Отсюда проистекает сознательный контроль над своими мыслями – спутниками духа в Незримых Мирах. Здесь мы проявляемся в теле физическом, в Мире Тонком – в теле тонком, в мире мысли – в теле мысли. Как же важна мысль, если где-то когда-то она становится оболочкой выражения духа, и притом единственной. Здесь она выражается через плотное тело, но там – непосредственно, и тайное становится явным. Чем тоньше и выше оболочка, тем яснее и заметнее влияет на нее мысль. Астральное тело более поддается мысли, чем плотное, и тонкое – скорее, чем астральное, ментальное же является просто выражением мысли. И то, что когда-то на Земле было предпослано мыслью и утверждено в сознании, со временем становится выражением сущности духа. Конечно, на Высших Планах низшее уявиться не может, но на промежуточных оно уявляется яро и трагически. На Планах же Высших скудость мысли и ее несовершенство выражаются в ограниченности сознания и отсутствием возможностей, мыслями при жизни земной недопущенных. Так человек сам себя или наделяет возможностями, или лишает себя их. Корень причин будет лежать в мыслях. Надо принять и признать безграничные возможности духа во всех мирах, чтобы не пресечь путь свой и ничем не ограничить себя. Эту мысль надо принять, утвердить, то есть посеять в сознании своем здесь, чтобы спело пожать там. Не ограничивайте возможностей мышления ложными предпосылками. Они тоже дают свою жатву, но жнецы там, где что-либо изменять невероятно трудно. Думать надо сейчас и сейчас заботиться о спутниках добрых. Кто же захочет сознательно положить за пазуху или в дорожный мешок клубок ядовитых змей. Но многие по неразумию именно так и поступают. А потом жестоко страдают, когда гады набрасываются на того, кто их с собою принес. Уберегитесь от ядовитых мыслей, составляющих багаж духа. Багаж надо срочно пересмотреть и выбросить без жалости все, могущее причинить вред в пути дальнем.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 200.


Сын Мой, дух томится в оковах плотного мира, ибо все суета и томление духа. Там, в Царстве Света, томлению наступает конец. Потому и стремится дух к Надземной своей Родине. Плотная эволюция нелегка и длительна чрезвычайно. Земля – пункт уравновешивания, где высшие и низшие притяжения действуют одинаково мощно. На Высших планетах этого страшного тяготения вниз нет. И, пройдя Землю, дух уже свободно восходит. Борьба и преодоление остаются, но давящая власть материи над духом кончается. Потому так трудно осуществить освобождение на Земле. Но когда оно достигнуто, ничто уже не сможет задержать дух, преодолевший тяжкие земные притяжения. Огромное большинство людей живет, не зная, зачем, и ни во что не веря. Слепцы. Но ты уже знаешь. Знание не облегчает, но усиливает крест жизни. Знание обязывает. На плечи ложится ответственность за эволюцию планеты. И долог, бесконечно долог путь, но ты Наш. Но в Нас находишь и всегда будешь находить поддержку и опору. Но с Нами можно спокойно идти, вверив себя Водителю.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 201. (Апр. 17).


Мысль – оружие обоюдоострое. Многие ранят сами себя мыслями зла, направленными на других. Если бы понимали вред самопоражения, себе причиняемый, от многого бы воздержались. Но не знают, потому жалят самих себя. Думают, что зло порождаемое касается не их, а других, но самоотравление и самопоражение происходит явно и яро для глаза, могущего видеть. Больные, унылые, ожесточенные, запуганные, злые, обиженные, одержимые навязчивыми образами, терзаемые лярвами – все, все, все они страдают по большей части от мыслей самовнушенных, и принятых в сознание, и разросшихся там до такой силы, что сознание справиться с ними уже не может. По крайней мере, так кажется человеку, хотя в действительности, собрав все силы, может человек породить мысль еще более сильную, еще более сильного потенциала, чтобы подавить разросшихся уродов, им самопорожденных и вскормленных. Кристалл огненной мысли, порожденной энергией сердца, нерастворим и, подобно живому существу, пульсирует в пространстве, творя желаемые следствия. Раньше Говорили о вере несломимой, двигающей горами, теперь Скажем о знании закона, приводимого в действие, когда тот же принцип веры выражается в знании, не допускающем порождения мыслей нейтрализующих и противоположных, то есть, говоря по-старому, сомнений и неверия. Сущность действия психической энергии остается неизменной и эффективной, назвать ли эти условия верой или знанием. Так формула «По вере вашей дано будет вам» в сущности своей имеет в виду явление нейтрализации желания, устремления или молитвы энергиями, противоположными тем, которые в них заключены. Закон действует безотказно, если соблюдены требуемые им условия.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 202.


Свет Мой Даю вам, чтобы светить людям. Светите ли? Один энергию данную превращает в добро, другой – в зло. Человек – трансформатор, потому давать надо умеючи и осмотрительно. Огонь можно давать, но если получившие его обратят энергию его на поджог, даяние было неразумным. Эту способность людей даже энергии Света обращать в энергии тьмы надо знать. Потому и Твердим об очищении сознания, чтобы энергии Наших Лучей не были употреблены во зло. Каждый, выдавший энергию негоднику, в трансформатор темный, несет ответственность за полученные следствия. Казалось бы, надо только светить – и все поле жизни покроется цветущими цветами духа. Но даже и светить надо вовремя и по сознанию тех, кому светим. Но приемник достойный не окажется без энергий питающих. Даем и Смотрим, как претворяется даваемое в сознании получающего. Радуемся древу, приносящему плоды добрые Света. Даем мерою полною по способности сознания вместить. Вместить и не злоупотребить полученным. Ответственность за огонь выдаваемый несет на себе сам носитель Света. Если ученик полученное сокровище растратит на житейские дела, взамен ничего не дав, сознание ученика, значит, еще не готово для даров духа. Потому творчество самоисходящее как результат воспринятых энергий Света Ценим высоко. Таким приемникам можно доверить и большее. Над процессом трансмутации полученных энергий в психическую продукцию высокого качества следует хорошо подумать, чтобы конвейер сознания не выпускал брака. Когда этот процесс совершается в гармонии с посылаемым Лучом, ошибок быть не может. Поэтому столько говорится о согласованности сознаний, когда слияние их становится возможным. Лучшим ключом для настраивания сознания все же будет любовь к Учителю, любовь, поверх всех других качеств. В этом ключе можно дать не только один аккорд согласованности, но и несколько, но и целый музыкальный отрывок, целую симфонию, симфонию жизни самоотверженного духа, возлюбившего Учителя Света превыше всего. Так любовью не только побеждает узлы противных явлений тьмы, но и продолжает победно подниматься по лестнице Света к Тому, Кто не имеет Имени, Формы и Цвета.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 203. (Апр. 18).


Сын Мой, когда Говорю о будущем, не всегда надо относить на ближайшее время. Явление может касаться и сроков далеких. Во времени явления текут в последовательности, но где-то, где времени нет, они существуют ныне. Поднимаясь духом в Тот Мир, где времени уже не существует, сознание может чуять далекие события близкими и как бы назревшими. Вопрос в том, что реальна ли далекая действительность, ныне потенциально существующая в Огненном Мире, или обманчивая и условная очевидность личного внутреннего мира человека, которой он облекает мир вне себя. Переоценка ценностей должна коснуться мира очевидности и мира действительности и каждому найти место. Мы Живем будущим и Устремлены в будущее, настоящее же для Нас лишь мост к тому, чему надлежит быть и что уже есть в своих невидимых миру огненных формах. Мир этих форм Зовем миром реальностей, а не фантасмагорию осколков мышления личных миров, являющихся достоянием людей. Наш Мир от ваших миров отличается. Зовем вас в Мир Наш, в мир понимания сущности вещей и взаимоотношения очевидности и действительно настоящего и будущего, феноменов и нуменов, в Миры Высших измерений. Орудием познавания Высшего является уже не мозг, а весь микрокосм человека с центральным органом сердца. Познающий аппарат для правильной работы должен быть приведен в состояние полной гармонически согласованной готовности. Мутные центры, затемненные низшими дымными огнями или вспышками, дадут искаженное, мутное и ложное отражение мира. Лишь камни чистой воды с правильно отшлифованными гранями правильно отразят свет и дадут огни красоты высшей. В мутной, взбаламученной, неровной и волнистой поверхности подвижного живого кристалла сознания что отразится и как? Кристалл сознания, как драгоценный камень, бережно хранимый, содержится в должном состоянии спокойствия и равновесия всех его граней, гладких, ровных и неподвижных, то есть не нарушаемых мутными вспышками астральных огней. Это и будет состоянием утвержденного равновесия, когда кристалл сознания отражает мир таким, как он есть, не искажая взаиморасположения и взаимоотношений всех его частей. Когда грани кристалла сознания сломаны и искривлены злобою, или раздражением, или страхом, или другими эмоциями и все сосредоточивается на объекте, их вызвавшем, правильное взаимоотношение частей внешнего мира нарушается и малая вещь перед глазами застилает Солнце. Так и живет человек, раздираемый своими эмоциями, чувствами и страстями, в мире малой искаженной действительности, которую Мы Называем очевидностью, ибо на первое название права она не имеет. Очевидность ложна и преходяща, потому Зовем мир очевидности миром смерти, миром мертвой жизни. И от жизни мертвой и живых мертвецов Зовем дух в Мир Наш, Мир жизни живой. Но прежде всю мертвенность и ложность жизни мертвой надо осознать. Жизнь восходящего духа можно назвать борьбою за утверждение действительности. Учим распознаванию людей, вещей и явлений. Тяжки и горьки уроки жизни, но зато учат ценнейшему качеству распознавания. Но труднее всего распознать человека. Лишь накопленное чувствознание может помочь. Не следует подходить к людям с предвзятыми о них суждениями. Надо смотреть и стараться увидеть. Для распознавания человека требуется большая зоркость и настороженность. Слова не значат ничего. В лучшем случае они отражают мир очевидности, ложной уже по самой своей природе. Потому и Говорим: коротко учение о людях, но длинно познание. Спокойные грани кристалла сознания дадут более или менее неискаженное отражение человека в сознании вашем. Пусть отражающая грань будет чиста от предпосылок и глаз сердца напряжен, и тогда то, что скрыто внутри человека, может предстать в какой-то степени четкости перед глазом, который хочет не только смотреть, но и видеть.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 204. (Апр. 19).


Как непохожа действительность на ваши мечты о ней. В чем же ошибка – в мечтах или в действительности? Очевидно и ясно, что ошибка не в действительности, которая представляет собою то, что есть, а в мечтах или мыслях о ней. Так действительность идущего будущего не сочетается с очевидностью настоящего. Разрыв велик. Отсюда и тяжкое чувство оторванности от жизни. Надо действительность ощутить и найти себе место в ней. Сладкие мечтания о будущем и суровая правда подвига настоящего не сочетаются. В первых самость господствует и тешит себя розовыми надеждами, во второй – личное приносится в жертву Общему Благу и отодвигается на задний план, чтобы не мешала. Когда не нужно ничего для себя даже от будущего, не может быть ни огорчений, ни разочарований, ибо строительство требует все силы свои вложить в дело служения человечеству. И когда вложены силы и строение Нового Мира растет, радость созидания не покидает строителя. Зовем это чувство энтузиазмом. Хорошее, спасительное, огненное чувство. И тех, кто следует за Нами, Зовем приобщиться к делу строительства всепланетного. Каждый вносит свой пай в размере и по характеру своих способностей. И вы тоже вносите, и пай немалый, и притом такой, который внести под силу не всякому. Одни строят сейчас, другие материалы им заготовляют. Вы заготовляете материал для неизбежно идущего будущего, когда миллионы потребуют пищи иной и когда никто, кроме вас, дать ее будет не в состоянии. Потому Говорю: «Осознайте значительность того, что творите, и творите еще глубже, сосредоточеннее и огненнее». Придут они, жаждущие и алчущие, к грани острой потребности в пище духовной. Кто даст и как? Вы, вы, кого Готовлю годами. А что, если не будет дающих в этот острый и ответственный момент? Понимаете ли весь трагизм положения, когда готовое здание увенчать будет нечем? Потому Требую осознать всю глубину значения своей миссии, мысли ненужные оставить и готовиться, готовиться, готовиться к неизбежному и ответственнейшему подвигу жизни, к выполнению той самой задачи, ради которой пришли на Землю и в которой заключается миссия вашей жизни. Сейчас надо собирать знания, накапливать их, чтобы можно было щедро раздать, когда придет время. Не сомневайтесь, не отчаивайтесь, не являйте слабости, ибо время посева приближается неуклонно. Готовьтесь к торжественному часу утверждения великого подвига – явить служение Владыке – идущему в жизни вашей. Нет ничего, но будет. Темно вокруг, но будет Свет. Идет, Идет Великий Учитель, и эхо Его шагов уже колеблет пространство. Майтрейя Идет и Придет в срок предназначенный. Оставьте попытки понять и постичь действительность по обманчивому лику очевидности. Подземные воды прорывают толщу горы и чистым сверкающим потоком устремляются в долины, чтобы дать им нужную для них влагу. И никто не знает путей подземных потоков. Дети Мои, станете свидетелями Прихода Владыки, станете Ему помощниками явными, не в катакомбах, но при Свете Дня, Дня Моего, когда Приду исполнить волю сроков по велению Владычицы Мира.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 205.


Хорошо, когда душа отвращается от мира плотного, чтобы всецело обратиться ко Мне. Ведь это означает, что действие притяжений земных прекращается, хотя бы на время, и сущность человека перестает быть раздираемой внутри себя притяжениями, влекущими вверх и тянущими вниз. Разделение дома в самом себе прекращается, и дух может свободно взлететь на высоту, на ту высоту, до которой его в состоянии поднять его крылья. У каждого духа есть свой «потолок». Его может достичь дух, когда низшие притяжения не мешают. Разница лишь в том, что «потолок» духа зависит от огней высших, преодолевающих магнетизм низших огней. Все от огней зависит. Потому ступень раскрытия, или возжжения центров, будет следующей ступенью эволюции человека. Люди шестой расы будут людьми с открытыми центрами. Переход от пятой расы к шестой так труден. Задача – утончать центры, пока не вспыхнут они своими огнями. Спаситель Явил собою это преображение на горе Фавор. Явил собою то, чем со временем должны стать люди. И ныне наступает время великих возможностей для беспредельного роста духа. Прежде чем принять следующую ступень эволюции, ее следует осознать. К этому осознанию подготовляет землян Учение Жизни, даваемое Учителями на грядущие тысячелетия. И вы, идущие впереди времени, имеете заслугу перед эволюцией. Кто-то всегда идет впереди, пробивая дорогу. Прокладывать пути духа в пространстве среди тьмы окружающей – задача, которая по силам лишь очень немногим. Мы Зовем их избранными, избранниками Света. Лишь им, избранным Моим, эта задача по плечу. И не сетуют понявшие, что непосильна ноша внесения Света будущего во тьму настоящего. Задача дается Нами, а вы – исполнители добровольной миссии. Она не кончается со смертью тела, ибо и в Надземных Мирах люди еще, быть может, более настоятельно нуждаются в свете, ибо там светят сами себе светом духа, расширенным, просветленным, очищенным сознанием своим и огнями, зажженными на Земле. Значение огней универсально, ибо проходит через все миры, восходя вплоть до Огненного Мира. Потому Мы Любим видеть напряжение огней духа спокойное, но мощное, ибо в них залог бессмертия утверждается уже на Земле, в оболочке плотной и грубой, чтобы свободно засиять, когда она, наконец, сбрасывается. Смерть – освобождение, но лишь тогда, когда зажжены огни духа при жизни земной. Потому желайте напряжения, приветствуйте напряжение огней духа как средство, как метод, как путь восхождения. Напряженная работа вызывает самосвечение организма и возжигает центры. Полюбите моменты напряжения огненного – это вернейший путь к бессмертию. В огнях духа возносимся в сферы устремления и огнями поддерживаем жизнь света в себе. Да! Да! Да! Грядущая Эпоха Огня огнями и утверждается. Учитесь хранить спокойствие, когда в покое, но мощно и спокойно напрягать огни, когда в действии. Но люди волнуются и растрачивают свои огни, свою психическую энергию по пустякам, когда от них не требуется активности, и, наоборот, уявляют вялость, инертность и леность в работе, когда именно надо напрячь огни духа. Работа светоносная, как бы обычна она ни была, есть победа духа над условиями плотного мира. Потому яро Приветствуем энтузиазм в светоносном творческом труде на созидание Нового Мира. Их, свет в себе родящих, Зовем истинными тружениками. И для таких трудящихся двери Нового Мира открыты. Всегда, при любых условиях, напряжение труда в огнях духа можно явить. Этими огнями очищается пространство и аура планеты от мутных и тусклых огней разложения. Доктрина напряжения являет собою прямой путь к открытию центров и приводит человечество к новой, обещанной ступени эволюции. Через труд напряженный к огненному совершенствованию духа – таков Наш Завет.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 206. (Апр. 20).


Да! Да! Да! Утверждаю, что Близость Моя, достигнутая в духе, открывает возможности бесконечного познавания даже без книг, даже наедине, то есть со Мною лицом к лицу. Люди слишком полагаются на книги в вещах сокровенных. Но ведь было время, когда не было книг, и все же были те, кто знает, и познавшие. И все же новое знание приходит откуда-то извне или изнутри, но не из книг, то знание, которого еще нет в книгах. Говорю о путях непосредственного познавания. Знание оформляется при помощи мыслей. Если к мыслям доступ иметь, то и знание становится доступным. Испокон веков Земля вращается вокруг Солнца, и, однако, еще сравнительно недавно этот факт не признавался официальной наукой. Но тот, кто мог достичь степени непосредственного познавания явлений, знал это, несмотря на все книги убогой науки того времени. Этим же путем узнал об этом и Галилей. Следовательно, пути непосредственного знания никому не заказаны. Все великие мыслители, ученые, исследователи и изобретатели шли именно этим путем и находили то, чего нет в книгах, и мыслили так, как не мыслили окружавшие их люди. Изнутри рождалось новое знание, не зависимое от печатных листов. Путь чувствознания есть единственный путь для приобретения нового знания. Но планомерное развитие его возможно лишь при наличии Учителя. Без Учителя оно будет носить характер случайности. Есть книги и у Нас, целые книгохранилища. Много в них Высшей мудрости и знаний. Но и Мы тоже Идем вперед, но и Мы тоже Открываем новое, даже в Наших книгах не содержащееся. Основы остаются незыблемы, но формы выражения жизни обновляются с каждой ступенью и требуют нового знания, быть может, старого как мир, но нового в новых формах своего уявления. Мы Идем новыми путями, и путь непосредственного познавания, или чувствознания – Наш путь. Кто-то полагает, что Учитель все Знает и, следовательно, Ему уже нечего больше познавать. Глубокое и невежественное заключение. Правда, Учитель Знает очень много, но область непознанного так велика, так широка и беспредельна, что границ того, что подлежит познанию, не существует. И Учитель по отношению к тому, что Ему еще надлежит познать, находится точно в таком же положении, как и ученик, которому тоже нужно почерпать знания, ибо и перед Учителем, и перед учеником лежит беспредельность непознанного. Конечно, неизмерима разница между тем, что Знает Учитель и что знает ученик. Но Беспредельность несоизмерима с тем, что может познать дух, на какой бы ступени он ни находился, ибо предела знанию не существует. И ваш Владыка по отношению к Своему Владыке Находится в таком же отношении, как и вы к своему Учителю и Владыке. Лестница Эволюции духов вверх не имеет конца. Есть планеты, где ступень эволюции человечества равна ступени Владык, а есть и выше. И то знание, которое доступно Им, еще ни в каких книгах земных не напечатано. Но оно существует в пространстве, доступное огненному сознанию и ожидающее всякого, кто сможет подняться в царство его. Коллективное знание человечества земного растет и расширяется с расширением и способности вместимости человека. И оно будет расти бесконечно вместе с ростом духа. Придет время, когда скрытые тайны природы и Высшее знание, находящееся ныне в обладании Великих Учителей, станут доступными массам. К этому ведут человечество те, кто идет впереди, непосредственно руководимые Владыками Света. И конечно, и прежде всего Сами Великие Учителя, время от времени приходящие на Землю и живущие среди людей. Цель их одна – дать людям знание, и притом так, чтобы они им не злоупотребили. Опасность этого злоупотребления велика. Могут уничтожить Землю. Потому путями непосредственного познавания Ведем лишь немногих избранных, проверенных и испытанных на протяжении тысячелетий совместной работы. Только им Доверяем и Будем давать через них.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 207. (Апр. 21).


В мире двойственности каждое явление имеет свой противоположный конец, свою обратную сторону, свой дополнительный тон, который уравновешивает противоположную сторону явления. Потому все астральные эмоции двойственны, за каждой следует ее противоположность. Если что-то приносит личную радость, то это самое «что-то» когда-то и где-то послужит причиной горя, равного по напряжению испытанной радости. Если похвала людей доставила приятное чувство самоудовлетворения, надо быть готовым к порицанию равной же степени, то есть к чувству противоположному. Потому, углубляясь в гамму астральных переживаний, всегда следует помнить о другом полюсе явлений, который неизбежно вызывается к существованию утверждением полюса данного. Отзвучать должны оба полюса единой вещи. Сознание должно пройти через оба. Эти колебания яро проходят через увлечения и разочарования людские, касающиеся всей жизни человека. Астрал есть седалище личности, потому так непрочно все, основанное на личных чувствах, ибо, стоит утвердиться на проявлении одного из полюсов, как этим самым порождается неизбежность другого, через который неминуемо приходится проходить. Во взаимоотношениях к людям идеальными могут считаться такие, из которых личный элемент исключается. Ровное, спокойное и бесстрастное отношение к тем, с кем сталкивает карма, не породит противоположного полюса и избавит от многих неприятных переживаний. Мы хорошо Знаем эти качания астрала между двумя полюсами и потому, наблюдая их в людях, Предвидим уявления противоположного полюса. На астральные чувства и эмоции полагаться нельзя. Сперва они уявляют один полюс себя, потом другой, а потом и вовсе иссякают, будучи нейтрализованы друг другом. Потому Говорим об Истинной любви и Истинной преданности, об Истинном устремлении, стоящих над двойственностью личных уявлений. Потому Предлагаю со Мною пройти через радость и горе земные, дабы встать выше их в утверждении того, что должно стоять поверх двойственности личных и временных переживаний. Можно замечать в себе эти колебания и качания от полюса к полюсу и можно яро стремиться к тому, чтобы в вещах сокровенных, в вещах, касающихся основного и самого главного, в вещах, относящихся к Учителю и Делу Его, встать выше качаний аритмичных. Люди мечутся между полюсами астральных эмоций и не находят успокоения, ибо само свойство астрала побуждает их беспрерывно уявляться либо на одном, либо на другом полюсе явлений. Не допуская проявления одного из полюсов, исключаем тем самым возможность манифестации и другого и освобождаем себя от необходимости быть вовлеченным в круг неизбежности. Надо освободиться и вырваться из круга астральной неизбежности, надо над личным подняться, надо спокойно и бесстрастно встречать явления жизни, дабы не быть вовлеченным в кольцо необходимости. Ведь если для того, чтобы сделать шаг, человек поднял от земли ногу, он должен ее обязательно опустить, и ровно настолько, насколько поднял. Таков закон. Так, идя через жизнь, надо учитывать значение каждого шага и двойственную природу шкалы проявлений астральных вибраций. Посмотрите на стоящих у «стены плача», истинно, можно сказать, что когда-то радовались они тому, из-за чего ныне проливают слезы. А ты, не имеющий ничего и убивший корень желаний, что можешь потерять ты и от чего плакать? Всем надоевшие и старые слова о шипах и розах все же остаются жизненными. В мире двойственности невозможно избежать его законов до тех пор, пока дух не устремится подняться на высшую плоскость жизни сверхличной. Уявляя бесстрастие перед лицом любого явления, тем самым не приводит человек рычаг двойственности в движение и избавляет себя от необходимости встречи с его противоположным полюсом. Бесстрастие равновесия – великая сила, могущая противостоять ярости астрального начала и в себе, и в людях.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 208.


Твердыня есть магнитный Фокус Света на вашей планете, открытый Высшим Мирам. Благодаря высотным условиям приближены возможности Незримого Мира. Слияние и сотрудничество миров осуществлено. И символ Знамени Мира является выражением действительности, утвержденной на Земле, и прообразом будущих достижений человечества. Притяжение сознания к этому Магниту дает следствия явные. А в случае длительного и постоянного устремления создает прочные магнитные нити, служащие каналом передачи вибраций Света, идущих с Горы. Для утверждения их требуется некоторое знание психотехники, чтобы незримый и неслышный процесс стал для сознания реальностью. Несомненно одно: сознание, устремленное в Твердыню, утончается непрестанно и светом своим несет целение сфере, его окружающей, оздоровляя ее отражением Лучей, принятых из Твердыни. Сознание обычных людей до пределов своей вместимости наполнено суетою. Сознание Моих, обращенное к Твердыне, наполняется Нашими вибрациями пропорционально его способности к самоотрешению от своего обычного «я», то есть освобождению поля сознания для восприятия энергий уже иного, тонкого, порядка. Отказ от занятости личной и очистка сознания от личного сора приносит с собою возможность высших восприятий. Сферы Мира Владык, в которых вращается Их сознание, доступны для сознаний, освобожденных от рабства суеты, наполняющей личный мирок каждого благонамеренного обывателя. И для каждого устремленного духа возникает вопрос, чему же отдать предпочтение. Установление ритма дня, скажем, утром и вечером, много способствует сближению, ибо не сможет человек на первых ступенях всецело заполнить сознание свое Делами Учителя. Но постепенно и с ритмом войдут они в жизнь, вытеснив из нее, в конце концов, все, совершающееся под знаком суеты. Когда осознана цель и найдены пути, ведущие к ней, торжество суеты прекращается. Зовем суетою жизнь человека, лишенную конечного смысла, и все поступки и все действия его, не озаренные лучом понимания этого смысла. Умалишенно и бессмысленно снуют по планете земляне. Столько трудов, столько усилий, столько волнений, страхов, беспокойств – и все для того, чтобы в конечном итоге остаться перед грудой ненужного хлама и разбитых надежд. Ибо ради земного и для земного полагают люди труды свои. Но дела земные, как их понимают люди, заканчиваются у порога смерти, с которой, по представлению огромного большинства, кончается все. Но Мы Зовем в Беспредельность и Указываем на жизнь, которая не имеет конца, на единую жизнь, лишь один из аспектов которой уявляется на Земле, но которая Землею не кончается, ибо продолжается в будущее, не имеющее предела. Твердыня Света есть утверждение жизни вечной, достигнутое и воплощенное на Земле, в условиях земной действительности.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».