Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1959.



Грани Агни Йоги. 1959 г. 061. (Фев. 15).


Сын Мой, виданное ли это дело, чтобы среди бела дня звезды сияли и зажигались огни. Но воздух насыщен огнем, и явления эти возможны. При неорганизованной психической энергии они вызовут хаотичность мышления и разбросанность действий. Эпоха Огня подошла, и тем, кто не овладел Волнами Пламени и не учился ими владеть, будет трудней и трудней с ними справляться. К овладению собой надо приложить все силы, ибо больно жжет пламень внутри, которым не может управлять воля. Молчаливость и сдержанность в словах и сдержанность в движениях хорошо помогают управлять Огнем. Огненное напряжение пространства может выразиться в чрезмерной болтливости, бесцельности движений, ненужных и лишних, и во многом другом. Контроль над собою в это время особенно нужен. Контроль нужен всегда. Являя качество духа, человек Лик Мой являет и Меня утверждает в себе.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 062. (Фев. 16).


Нужно в себе отделить вечное от временного и вечному отдать сердце и мысли. Личность, самость, астрал и все оболочки временны. Временна цитадель самости, астрала и суеты. Все это известно давно, но что-то яро внутри протестует и борется против решения духа Пламя Вечного Света в себе утверждать. Хочет дух, но четверица не хочет, и начинается смертельная борьба за право на жизнь между высшей триадой и низшими оболочками. Мертвецами Назвал их, Добавлю, ходячими и живыми, их, во временном в себе полагающих свою жизнь и бытие, ибо обречены на смерть, то есть смену всех этих проводников, в которых идет ярый процесс (ощущения ими своего) призрачного существования. Во власти Майи живет тогда человек. Когда Говорю, что близость Моя поверх Майи, Имею в виду область духа и жизнь духа не во временном, но в вечном, и осознание себя, своего «Я», триады, в Свете Моем. В Свете Моем воспринимается Свет. Можно ощущать себя духом бессмертным, но во временном теле, то есть телесным человеком в себе, в своем большом «Я», включающем также и малое «я», которое является малой частицей большого. Большое «Я» и малое «я» в себе разделяются, и каждому отводится его настоящее место, и каждое взвешивается на весах беспредельности, тем определяя значимость свою. Именно элементы временности и преходимости в микрокосме своем надо отделить и определить, чтобы понять их и отграничить от большого «Я». Надо увидеть в себе короткую протяженность всего временного, обреченного смерти, и бесконечную длительность того, что накапливается и сосредоточивается в триаде, будучи отлагаемо в Чаше в виде кристаллических отложений бессмертных огней. Кончается все, происходящее в оболочках, продолжается все, трансмутируясь и развиваясь, происходящее в бессмертной триаде. Даже память ее бесконечна от начала времен. И каждый раз, когда что-то мешает всем сердцем и мыслью обратиться ко Мне, отвлекая их на окружающее земное, это низшее «я» в четверице утверждает себя, борясь за превосходство свое и требуя первопризнания и предпочтения себя. Потому Говорю, что поставивший кого-либо и что-либо прежде Меня, несть Меня достоин и силы в себе не найдет утвердить свое высшее «Я». Полноотдачи сердца Хочу и сознания, передаваемого Мне безраздельно. Сперва, и прежде, и превыше всего Я, Владыка, а потом уже все остальное, все самые яркие сны обманчивой Майи. В этой яркости снов земной Майи и Майи Надземной усматривать нужно сущность их преходящей природы и огненно помнить, что все преходяще, лишь Я Пребываю вовеки. Но при этом необходимо понимать и осознавать природу пары противоположностей. В преходимости и временности майявических снов скрыта их ценность, ибо они, и жизнь земная, и опыт земной и Надземный, и лишь только они дают духу возможность собирать и обогащать сокровищницу свою новыми нахождениями и накоплениями. Без временной жизни земной и снов земных, мимолетных, не может собрать человек элементов, нужных для созидания того, в чем и на чем утверждается его высшее «Я». Именно благодаря им и может быть оформлено огненное тело – неуничтожимого бессмертного носителя духа, тело триады. Из всех прочих тел оно одно, огненное, не уничтожается сменой, и сменам, подобным сменам всех низших оболочек, или тел, не подлежит. Как они горды, как они заносчивы, самодовольны и самоудовлетворены, утопая в благополучии земном, не понимая того, что дом их довольства – на песке. Карточный домик земного довольства построен на песке, вихрям на разрушение. Но сознание, яро устремленное к недостижимым, великим вершинам будущего и созидающее жизнь ради и во имя этого будущего, – на верном пути. Так, в строительстве настоящего следует ценность найти, ибо ведет оно сознание к сияющим высотам духа и возможностям, не ограниченным ничем.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 063.


Самое трудное – это совместить и сочетать временное с вечным и отвести каждому должное место в сознании, чтобы они не только не мешали друг другу, но, наоборот, соединились, гармонически дополняя себя и обогащаясь взаимно. Понять, что временное в человеке есть выражение, или проявление вечного в нем, будет уже правильным решением вопроса. Как уже сказано было, само слово «человек» означает чело, преходящее веками. Ведь в этом решение жизни. Род приходит, и род уходит, но человек остается веками. И тогда земное настоящее становится ступенями в Беспредельность, где имеет свое бытие человек, ибо и настоящее человека тоже находится и существует в той же Беспредельности. И куда бы ни обратился взор, всякое явление есть лишь аспект, или грань вечного выражения в преходящем во временной форме.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 064.


Да! Да! Да! Овладение собою есть неизбежная ступень на пути к могуществу духа. Не овладеть пламенем, не подчинив себе энергии в своем собственном микрокосме. Вот воля решила что-то применить на деле, в жизни, на практике. Но внутри самого человека нечто восстает против этого решения и сводит его на нет. Уподобляется тогда человек дому, в себе разделенному, которому стояния нет. Это указывает на недисциплинированность, распущенность и неорганизованность своей собственной психической энергии. Как же тогда быть? Как же мириться с тем, чтобы враг находился внутри себя самого и вредил постоянно. Воля решает одно, а враг разрушает. Враг древний, враг сильный, враг хитрый и опытный очень. Астрал ему имя. Астрал – средоточие всех вожделений, слабостей и противодействий. Беспредельную силу свою и власть над астралом надо в себе осознать, прежде чем начать с ним беспощадно бороться. Сама воля хочет чего-то, но не хочет астрал, как же можно допустить, чтобы он одерживал верх в этом конфликте. Ведь это означает рабство духа у низшей своей оболочки. Много таких безысходных рабов бродит по свету. Неужели умножим собою ряды этих ничтожеств? Каждая, даже малая уступка астралу, будет свидетельством нового рабства, усиливающим старое, уже существующее. Когда же конец? Неужели предадим себя власти астрала с тем, чтобы с ним и закончить свою бесславную и ничтожную жизнь. Несдержанный яро, болтлив, потворщик всем слабостям воли, убийца триады, гнездо всего худшего и позорного, что есть в человеке, неугомонный и жалкий паяц. Неужели ему отдать власть над собою и быть безнадежным рабом? Учитель импульс Дает собрать свои силы и желание беспощадно бороться с астралом. Силу врага надо знать. Хитер и коварен, увертлив и ловок, упрям и настойчив, и лжив. Умеет украсить любое падение и его оправдать, лишь бы только продлить свое позорное существование. Астрал надо в себе подчинить воле, унять, и даже убить, ибо в дальнейшем ходе эволюции духа он совершенно не нужен. Можно выполнить блестяще любую работу без всяких астральных эмоций. Они не нужны человеку, когда его дух достигает известной ступени. Победа над ним является обязательством духа, и надо бороться начать. Каждый день назначая себе задания и решая, какие именно свойства его будут уничтожаться, и как борьба интересна. Примат духа обеспечивает победу. Воля когда-то давно породила многие свойства астрала, и воля должна их убить. Учитель дает силы борьбу довести до конца, если решение воли будет длинней преходящих и меняющихся движений в астральном проводнике.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 065. (Фев. 17).


Цель – дойти до Меня. Для этого нужны известные качества духа. Когда компас и руль в твердой руке, корабль достигает гавань, несмотря на бури, туманы и ночной мрак. Постоянный дозор, и напряжение воли, и знание цели и направления духу позволяют достичь своей цели. Надо отметить, что решение воли утвердить то или иное качество тотчас же вызывает ярое сопротивление астрала и ярое противодействие стихий, если решение особенно огненно. Малоопытный путник руки опустит и сложит оружие. «Поборемся», – скажет испытанный дух и двинется дальше, несмотря на первые неудачи. Путник идет по пути. Много случайностей его ожидает. Может споткнуться, упасть и поранить себя. Может препятствия встретить, и может ему показаться, что непреодолимы они, но опытный путник идет, несмотря ни на что. Упавши, встает, чтобы двигаться дальше, и снова идет; как бы ни восставало низшее «я» против решения духа, надо идти, несмотря на его временные победы. Торжество астрала кратковременно всегда и преходяще. Вспышками астрала не следует смущаться. Его цель – пресечь путь духа и сохранить себя, питаясь своими переживаниями. Но время не ждет, путь спешен. Поддаться астралу и решить, что безнадежны попытки противостоять ему, – значит обречь себя на поражение. Это будет путь нисходящий, путь вспять. Но огненный путь лишь вперед. Задача все та же – астрал обуздать, в чем бы и как бы ни проявилась его активность. Ему обязательно надо яро провибрировать на внешние воздействия и, если их нет, создать движения или вихри в своем собственном проводнике изнутри. В этом его жизнь. Каждодневно ставит задачи себе ученик, твердо помня, что каждое решение утвердить то или иное качество или уничтожить тот или иной недостаток тотчас же вызовет ярое противодействие стихий астрала именно по линии этого качества или недостатка. Если решение было подавить раздражительность, неминуемо возникнут обстоятельства, вызывающие яро раздражение. Так, утвержденное в себе любое качество духа непременно вызовет уявление его противоположного полюса. Если в спокойствии полном дать ему прозвучать и пройти мимо, это будет победой. Если астрал победит в этом конфликте, следует дальше идти, и притом так, как будто бы ничего не случилось и решение добиться победы осталось неизменным и твердым. Астрал есть средоточие рефлекторной деятельности сознания. У сумасшедших людей можно наблюдать полный разгул бесконтрольных рефлексов. Не уподобимся им даже в малом. Как автомат, действует человек, лишенный воли. Не уподобимся кукле, которую дергают за веревочки в базарном балагане. Необузданная рефлекторность комической сущности в человеке – позор человечеству. Что из того, что сильны и не всегда поддаются контролю вспышки астрала – он должен быть побежден. Рождением воли – так назовем могучее, огненное усилие духа начать беспощадную борьбу с лунным наследием в себе. Как вода течет через щели, так и астрал стремится себя уявить при всякой возможности через слабости духа. Обузданный и сдержанный в одном, он непременно уявит себя в чем-то другом, но и этим не надо смущаться. Особенно выигрывает он на неожиданностях. Неподготовленное к чему-то неожиданному сознание легче теряет равновесие, чем подготовленное. Значит, надо быть готовым всегда. Слова «всегда готов» надо понимать широко. Рождение воли восставшего духа уявляется в том, что серебряная узда духа все чаще и чаще начинает мелькать на всех чувствах и действиях ученика. И большие, и малые проявления астрала должны быть обузданы. И с малыми, пожалуй, даже труднее, ибо малые незаметны, и времени нет, чтобы их всех уследить. Но уследить все же нужно и, обнаружив, убить. Ведь это борьба за жизнь, за право спасения бессмертия, ибо смертен астрал и все, что с ним происходит.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 066. (М.А.Й.).


То, что складывалось и формировалось веками, не может быть обуздано, и побеждено, и уничтожено в одночасье. Нужно время. Лишь в редких случаях происходит мгновенное преображение человека, но это только тогда, когда накопления велики. И тогда происходит «скачок», и количество накопленного опыта преображается в качество духа. В обычных случаях нужно непреклонное, несломимое решение идти до конца. Главное, не смущаться первыми неудачами и поражениями. Последняя победа венчает дела, и временные неудачи не имеют решающего значения.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 067. (Гуру).


Идут, идут, идут дни великого счастья. В тумане еще, но близко. А вы устремлением своим помогите приблизиться им.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 068. (Фев. 18).


Рождение воли. Может ли воля родиться? Может. Может ли сильною вдруг стать? Может. Героические поступки обычных людей совершались при огненном напряжении воли. Нужен огонь, чтобы волю обычную сделать столь сильной. Формула «все могу» есть утверждение огненной мощи в себе. Она требует осознания. Формула «вы боги» есть формула утверждения своего огненного потенциала, потенциала воли. Утвердив ее, понимает дважды рожденный, что может он все, что все достижимо и все возможно. Говорю о духе и сфере его, ибо в вашей расе нового зуба, вместо выпавшего, вырастить невозможно. Возможности лежат в сфере применения законов тонких энергий. Волей приводится в движение колесо закона. Думают, что нужно напряжение физическое или всех чувств, но это неверно. Оболочки молчат, когда действует огненное начало в человеке, родящее молчаливую огненную мысль, приводящую в движение колесо закона. Тишина молчания присуща могуществу Владыки.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 069. (Фев. 19).


Йоги-подвижники уединяются в горы, ибо физическое окружение имеет очень большое значение в жизни духа. Сопротивление окружающей среды в городе чудовищно сильно. Пространство густо насыщено эманациями мыслей людей и их чувств. Но главным препятствием являются свои собственные мысли и чувства, порожденные суетой. Триумф суеты можно умерить проведением более длинной линии, то есть мыслью о будущем. В будущем кончится все, что ныне обуревает сознание и захватывает его, как кончилось для сознания все, что обуревало его так же яро год, два, три или несколько лет назад, потому лучше жить будущим, и особенно, в будущем, именно, перенестись сознанием в него и в нем пребывать, и не в личном своем, но в общечеловеческом. Даже общечеловеческое настоящее освобождает от власти суеты. Даже забота не о себе, а о других освобождает, тот же результат будет и в выполнении любимой работы. Надо все полюбить, что выводит сознание из малого замкнутого круга личной жизни и личных переживаний, и понимать, насколько все это полезно для освобождения от личного начала, являющегося средоточием суеты. Основою духовного преуспеяния йога является отрешение от себя. Формула «отвергнись от себя» остается в силе. И кто же из истинно великих людей от себя не отрешался и не отдавал себя служению Общему Благу. Борьба этих двух начал в человеке, личного и сверхличного, неизбежна, и полна она глубокого драматизма. Полюбить ближнего – не значит ли, забыв о себе, жить интересами других людей, а в Эпоху Огня – коллектива. Так евангельская формула становится ныне насущной необходимостью жизни для человека, который хочет подняться над своим малым «я» и его победить и обрести свободу духа. Неважно, в какой форме облекается идея самоотверженности, лишь бы эгоизм личности и ярость самости были обузданы и побеждены.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 070.


Правильно думать, что иногда вериги и власяница служили постоянным и настойчивым напоминанием о наиглавнейшем. Видите сами, как суета уничтожает плоды самых серьезных и твердых решений, а главное – повторных и постоянных. Если постоянному предстоянию или осознанию Лика в сердце что-то мешает и заставляет о том забывать, нужны вериги в любой форме, за исключением, конечно, настоящих, железных. Что же избрать, чтобы служило постоянным напоминанием? Ритм не помогает, ибо имеет перерывы, лучше всего нечто, причиняющее хотя бы небольшую, но постоянную боль или неудобство. Иногда такие чисто механические приемы могут помочь, когда надо что-то сделать привычным, а самость мешает.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 071. (Фев. 21).


Если звучание суеты будет усиливаться, неминуемо отделение сознания от Учителя Света. Легче достичь, чем удержать достижение. Достижение сопровождается взлетом сознания, но трудно удержаться ему на высоте, когда неизбежные земные условия требуют всего внимания. И тогда Говорим о более длинной линии. Кончится все, и на ключе осознания этого момента завершения жизни земной можно настраивать сознание, когда суета звучит особенно яро. Этим можно ослаблять ее ярость. Если кончается все, то, конечно, закончится и все происходящее ныне вокруг сознания человека. Стоит ли сердце всецело свое отдавать тому, что сегодня есть и чего завтра не будет, или печалиться слишком об этих преходящих вещах. Лучше подняться над жизнью и созерцать ее сверху, как бы став на высокой скале над рекою, текущей вниз. Скала эта – скала духа, неуязвимого преходящим и переживающего все фазы его. Если взять ленту земных событий за последнюю тысячу лет, сколько перемен, сколько рушений и созиданий, сколько сдвигов, сколько нового, изменяющего лик Земли. И все это кануло в лету: и люди, и дела их, и все, что их окружало. А ведь тоже страдали, радовались и переживали явления жизни так же реально, как переживаете их вы, для того, чтобы это было предано забвению и из жизни ушло. Линия, проведенная в будущее, и линия, проведенная в прошлое, одинаково уничтожает напряжение суеты. Но если в прошлом изменить уже ничего нельзя, то будущее пластично в руках человека. Потому будущему можно придать тон и окраску, созвучную духу, и тем создать влекущий в будущее магнит. Зачем же ограничивать себя своими представлениями на сегодня? Светло будущее – в нем возможности всех достижений. Им и идите вперед!

Грани Агни Йоги. 1959 г. 072. (Фев. 22).


Сознание заключено в теле, но не дух. В духе можно носиться по просторам планеты или в мировом пространстве, и духу сопутствует мысль. Дух и мысль могут действовать вместе. Это возможно, когда оформлено огненное тело. Это возможно, но в известных границах, когда оформлено тело ментальное. Это возможно в теле тонком и астральном. Многое при этом зависит от ступени развития духа. Даже в тонких телах многие движутся обычно, то есть как на Земле. Летают далеко не все.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 073. (Фев. 23).


Если в Тонком Мире все творится мыслью, все движется мыслью, и если там бытие сознательно переносится в мысль, то можно представить себе всю безграничность возможностей духа, осознавшего значение мысли. Мысль имеет первенствующее значение и в мире земном, ибо идеи управляют миром, но пластичность материи Тонкого Мира, легко поддающегося формующему воздействию мысли, позволяет творить свободно, не являя сопротивления, оказываемого материей плотного мира. В легендах и сказках имеются намеки на эти особенности Тонкого Мира и способность человека пользоваться ими. Часто мечтает о том человек, что как было бы хорошо, если бы все желания его исполнялись мгновенно, как было бы это чудесно, и как был бы он счастлив. Мир Тонкий и есть та среда, где исполняется каждое желание человека, облеченное в мысленную форму. Чего хочет дух, то и имеет по силе и степени своего творческого воображения. Но обычно бедно воображение людей, и все, творимое ими и связанное бедностью и ограниченностью их воображения, убого, неярко или же просто отвратно, ибо грязное воображение и образы создает соответствующие. Но творчество является неотъемлемым свойством, или прерогативою духа, освободившегося от тела земного. Я Сказал: «Красота». На ней можно строить, создавать и творить в Мире Тонком, не боясь ввергнуть дух в беспросветное, ибо Красота – это Свет. Потемки духа тоже творятся мыслью. В этом мире все создано мыслью и, особенно, творение рук человеческих. Но строители знают, что строительство это требует огромных усилий и физического труда. Но в Мире Незримом творит мысль. Ограничено там оно лишь широтою понимания и теми пределами, которые мыслью поставил себе человек на Земле. Потому Говорим о безграничных возможностях духа и Беспредельности, где они могут осуществляться. Сеятели здесь, а жнецы там, могущие пожать от расширения и вместимости сознания, утвержденных человеком на Земле. Связанные невежеством, отрицаниями Основ, ложной наукой, предрассудками, запретами, верованиями и традициями, люди переходят связанными и туда, унося с собой свои цепи. И что могут творить эти духи, не признающие возможностей своих и отрицающие жизнь в Мире Надземном. Освобождение сознания совершается и должно совершиться еще здесь, на Земле, ибо связанное здесь, будет связано также и там. Закон неумолим и непреложен. По вере, знанию, вернее осознанию, дается человеку. Формула «по вере вашей дано будет вам» яро приложима к условиям Тонкого Мира. Широта понимания очерчивает там границы возможностей, как, впрочем, и здесь, но здесь ее можно расширить, а там – лишь продолжать развивать по принятому и утвержденному при жизни земной направлению. Сам отмеряет себе человек границы и пределы надземной активности духа. Там, в Мире иных измерений, там, где мысль, там и сознание, там и окружение непосредственное духа. И то, что здесь является в образах невидимых мыслей, там становится реальностью видимой и ощущаемой столь же ярко, как ощущается здесь видимый глазу мир. Внутреннее здесь становится внешним, внешнее – видимым там. Учитель хочет, чтобы не устыдились вы произведениями своего мысленного творчества, когда перейдете границы Тонкого Мира. Видимое вам, оно будет видимо всем, ибо нет там ничего тайного, что не стало бы явным. Учителю видимо оно и здесь. И часто Учитель Скорбит, когда Видит, что не на Красоте строит ученик свой мысленный мир образов. Этот мысленный мир человека внутренним является здесь и незримым для прочих, но внешним и видимым является он для обитателей Тонкого Мира. И сколько незримо присутствующих из их числа окружает вас по созвучию, когда вы ведете беседы по разным вопросам. Надо запомнить, что окружение это всегда и везде – по созвучию. Каждая мысль или образ ее привлекает из Тонкого Мира созвучных ей соучастников или сотрудников. Часто присасываются к сознанию темные сущности, чуя или отыскивая в ауре человека созвучные им элементы. Но творчеством светлым сияющей мысли можно отогнать от себя любых шептунов. Радующийся может окружить себя радующимися, плачущий – плачущими, раздраженный – злобными духами, пьяный – развоплощенными пьяницами и т.д. По созвучию идет единение с Высокими Духами. И магнитом является мысль. О мощи мысли творящей, магнитной, надо помыслить, осознав ее мощь.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 074. (М.А.Й.).


В этом мире земном, живя в теле, все же мыслью живете и в мыслях. И внутренний мир мыслей является окружением сознания. Через чувства же и их органы передаются лишь вибрации энергии определенного порядка. Так, глубочайшая симфония для музыкального уха будет набором звуков для невежды, или чудесная картина – бессмыслицей для дикаря. Даже на Земле человек яро живет во внутреннем мире своем, и тем более – в Мире Надземном. Мир внутренний, мир душевный, душа – есть поле уявления сознания. О нем и забота, чтобы украсить его и умножить, ибо нет никакой пользы человеку, если весь мир приобретет, а душу свою потеряет.

(Гуру). Стойкость, постоянство и преданность Учителю до конца.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 075. (Фев. 24).


«И в духе Носился, творя...», – сказано в одном древнем манускрипте. Когда бытие переносится в мысль, утверждается примат духа. Мысль – над всем. Что же может ограничить мысль? Только пределы сознания. Потому Говорим о его расширении и Ставим, как цель, Беспредельность. На этом пути Дальние Миры будут вехами, указующими направление в Мировое Пространство. Важно, чтобы сознание отважилось покинуть пределы Земли и устремиться в просторы Космоса. В беспредельном пространстве, вне тела, где мысль, там и мы, где мысль, там и дух, там и дом, там и местопребывание. Но местопребывание найти там нельзя, если мысль лишена содержания и формы. Потому Говорим: «Создайте и утвердите мышление Дальних Миров». Они отзвучат на устремление ваше, и наполнят сознание мыслью о них, и обогатят его сущность, раздвинув горизонты понимания, и тем расширив существующий для сознания мир. На недоступную вершину можно взобраться по спущенному сверху канату. Таким канатом для духа, протянутым из беспредельного пространства, будет Иерархия Света. Отклик устремление к Дальним Мирам явно получит, если идет оно по линии Иерархии. Сознание, устремленное в глубины Космоса и вооруженное Владыкою Света, не потеряется в нем, ибо магнитно связано с мощью, стоящей поверх пространственных ограничений материального мира. И тогда можно сказать, что «дух устремленный несется в пространстве, творя». Нелегко оторвать мысль от привычного окружения. Но еще труднее представить себя около объекта устремления мысли, представить себя в духе вне тела. Пусть вначале это будет лишь только частично, по принципу деления духа. Устремленные части духа принесут дальнюю весть. Мысли воспринятые можно запомнить и записать. Царство мыслей не ограничено расположением тел материальных в пространстве. Будь это даже системы миров – Космическая Мысль несется поверх. Мысленное сношение с Дальними Мирами возможно и человеку доступно. Лучи Дальних Миров видимы даже физическим глазом. Их свет – это мост, соединяющий космопространственные тела. Магнетизм луча велик. Его сущность не исчерпывается доступным наблюдению спектром. Луч несет в себе отраженную сущность светила, выражая ее точно так же, как сущность океана выражается в капле воды из него. По лучам Дальних Миров идет единение с ними. И птицы, солнца возвестники, утром солнца лучи получая, чуют сокрытую в них сущность светила и ответствуют явно, в утренней песне хвалу воздавая ему. Пусть пример малых собратьев указанием служит, как можно воспринимать Лучи – Света посланием из Дальних Миров. Мысль, устремленная к дальней звезде, вернется оттуда, магнитно обогащенная ее элементами. Но нужно, чтобы мысли сопутствовал дух, устремленный в пространство. Ближайшим объектом устремленному духу дается Звезда Матери Мира. Лик Свой Сокрывшая Ждет, чтобы дети Земли к Ней обратились, Ждет, чтобы насытить Могла Она Лучами Своими устремления их. Вам Говорю: «Устремитесь, и Сияние Беспредельности зальет вас».

Грани Агни Йоги. 1959 г. 076.


Сын Мой, Свет утверждается среди трудностей и тягостей жизни. Под ударами молота жизни куется клинок духа, закаляясь огнем и водой. Именно на смене противоположностей закаляется дух и крепнет его броня. Вот почему ставится он в условия труднопереносимые, ибо они и служат особо благоприятной почвой для его роста. Что из того, что кому-то и где-то хорошо и покойно, если духом они не растут. Но вы, отмеченные Мною в свитке времен, вы закаляться должны в условиях жизни тяжелой, чтобы огненно стойкими стать к волнам идущего пламени. Наступает Эпоха Огня, и кто-то должен Ее встретить с открытым забралом, закаленным для встречи идущих огненных волн. Ужасны эти огненные волны, если не встречены огнем духа. Прибой волн – против утесов. Поставленные Мною на скрещении путей должны броню своего духа закалить отменно и прочно, и жизнь к тому возможности ежечасно дает и тем укрепляет огненный доспех духа. Не ищите спокоя духу, в нем неверная часть. Но хранить спокойствие среди бури и вихрей будет знаком победы. К ней вас Зову, к ней Приближаю.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 077. (Фев. 25).


Деятельностью мозга не ограничивается сознание человека и мысль. Поверх его идет в человеке иная жизнь, отрывки которой иногда улавливаются мозгом. Мозг мешает восприятию тонких энергий и затемняет знания духа. Чувствознание просыпается в человеке, несмотря на деятельность рассудка и его аппарата – мозга. При восприятии мыслей лучше не думать, чтобы мозг не мешал. Его активность очень мешает осознанию пространственных мыслей. Мозг – это инструмент человека шестидесяти – семидесятилетней продолжительности в среднем, иногда длиннее. В Тонком Мире и выше человек живет без мозга, хотя и видит, и слышит, и чувствует, и мыслит. При выходе при жизни в тонком теле мозг спит, и однако яркость и полнота получаемых тонких впечатлений от этого нисколько не нарушается. Потому функции мозга надо понять, а также и то, что внемозговые сферы деятельности духа много обширнее мозговых, выше и глубже. О событиях на расстоянии или событиях будущего человек знает не мозгом, но сердцем. Поверх мозга течет огненная мысль. Лишь приведя к молчанию деятельность мозга, можно получать высшее восприятие, причем мозгу отводятся лишь функции речи. Треть жизни своей проводит человек во сне, когда деятельность мозга затухает. Малую сферу его возможностей следует осознать, и тогда можно двинуться дальше.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 078.


Следует обратить самое пристальное внимание на воздействия, идущие от близких людей, и отмечать реакцию на них. Можно заметить много значительного. Темные могут приближаться через них и вредить незаметно. Кто же подумает, что сердечно расположенные к вам люди хуже врагов и опаснее, ибо не осознают причиняемого вреда. Бессознательные помощники тьмы, так назовем их. Следует помнить, что темные злоумышленники вредят не только через далеких, но и через близких поражают ауру, если сознательно не оберечься. Зорко следите за тем, что приносят близкие в своей ауре и передают вам. Вред их может превысить пользу, и тогда нужно подумать: не нужно ли отдалить или отдалиться самому. Отдалиться можно, ничего не меняя вовне, но внутренне яро оградившись и сердце закрыв, ибо вред, превышающий пользу, быть может велик.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 079. (Фев. 26).


Не радуйтесь ничему, чтобы не горевать, не привязывайтесь ни к чему, чтобы не терять, не успокаивайтесь ни на чем, чтобы не беспокоиться. Словом, найдите силы в себе подняться над двойственностью конечных земных явлений, примирив в себе пару их противоположностей. Это и будет нейтрализация двух противоположностей и овладение полюсностью явлений путем утверждения контроля над одним из полюсов уявления вещи единой. Не может один полюс уявиться без другого. Утверждая и принимая один, тем самым утверждаем другой, часто очень нежелательный, ибо он противоположен утверждаемому. В сфере личных явлений яро утверждает человек полюсность эту, совершенно того не желая. Так он платит за все, за каждое приятное чувственное явление, неизбежным порождением его противоположности. Так, у людей ненависть и любовь связаны тесно, радость и горе, успех и неудача, очарование и разочарование, взлет и падение. Но поверх двойственных личных земных радостей в пространстве звучит радость космическая, поверх всех двойственных чувств и ощущений – сверхличные чувства и мысли. Полюсность малых явлений малого «я» нейтрализуется огненной мыслью Надземной и сверхличным, неэгоистическим отношением к людям. И тогда не нужно ничего от людей, и не хочется брать, а лишь только давать, не требуя мзды. И тогда все личные уявления на полюсах можно нейтрализовать мыслью сверхличной, не давая им утвердиться своим желательным полюсом и вызвать тем неизбежное утверждение противоположного, нежелательного. Даже утвердив равнодушие к пище, тем самым сохраняем равновесие и при недостатке, и при изобилии плодов земных. Это равновесие духа при манифестации двуполюсности явлений силу дает подниматься над ними. И тогда не они управляют человеком и владеют им, а человек. Теневой полюс явления приходится принимать, если другой был принят уже раньше. Но отвергая этот другой, когда он возникает, не даем возможности уявлению для теневого. В сфере астральных явлений под каждым цветком – змея или шип острый. Все, что тешит астральные чувства и страсти, кроет в себе яд их противоположного полюса, несущего печаль, страдание и плату. Аскеты отвергали все это. Йог не отвергает ничего, но все принимает, не теряя равновесия духа и не позволяя ни сознанию, ни чувствам утверждаться на полюсах. Так, равновесие, спокойствие, контроль над собою, собой овладение есть состояние духа, поднявшего сознание над полюсностью явлений и утвердившегося в центре, где колебания полюсов уже не достигают центральной точки уравновешивания противоположностей. Это может быть применяемо широко во всем, возвышая дух над двуполюсностью земных уявлений и позволяя ему сохранить ненарушаемое равновесие.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 080. (Фев. 27).


В сущности говоря, пребывание духа во плоти, то есть в материи (плотной), есть не что иное, как процесс постоянной незатухающей борьбы с нею, преодоление ее и овладение ею. И не только дух человека, но каждая форма жизни с заключенной в ней Искро-Монадой преодолевает, утверждая себя, условия внешней материальной среды. В этом бесконечно-длительном процессе овладевает она царство за царством. Минеральное, растительное и животное следует друг за другом. Им предшествуют другие, незримые, флюидические, которые следуют одно за другим, постепенно становясь все более плотными и материальными. В процессе освоения человеком продуктов минерального, растительного и животного царств уявлены результаты миллионов лет его предшествующего существования на планете, и приспособления к ней, и овладение ее царствами. Для того, чтобы превратить их в кровь, ткани, мускулы и нервы и все сложнейшие органы тела с их функциями, потребовались миллиарды лет эволюции человеческого организма. Но эволюция микрокосма человека не останавливается на этом. Перед ним лежит необычное поле уявления высших энергий, которыми надлежит ему обладать, так же используя и ассимилируя их, как он ассимилировал грубую материю и низшие виды энергии. Импульс энергии, передающейся по нервам для того, чтобы двинуть рукой – явление одного порядка; несущаяся в пространстве огненная мысль, передающая далекую весть – другого; уявления сознания в ментальном и огненном телах отдельно от физического – третье. К возможности овладения тончайшими огненными энергиями подошел на Земле человек. Перед ним – Беспредельность. Безгранично поле уявлений высших энергий. В микрокосме человека заключены уже все тончайшие аппараты, или органы в своем потенциальном состоянии. Раскрытие их и приведение в рабочее состояние является ближайшей задачей эволюции. В разное время, у разных народов и у разных людей частично уже были в той или иной степени явлены эти скрытые свойства, ныне их надо объединить в одном организме, то есть в теле человека грядущей и уже наступающей Эпохи. Эпохой Огня называется она Нами, ибо огненные энергии достигают Земли, способствуя быстрейшему огненному преображению человека. Эти свойства теперь будут утверждаться все чаще и чаще и у большого количества людей. Будут раскрываться и функционировать огненные центры. И со временем ими будут владеть все. Процесс этот овладения огненными функциями человеческого организма всеми людьми очень долог.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 081. (М.А.Й.).


Сложение жизни идет путями, невидимыми рассудком. И это понятно вполне, если учесть то обстоятельство, что все существует и живет в двух мирах. Но Тонкий Мир глубже и шире, и в нем большая часть и основа явлений. Айсберг лишь малой частью своею виден на поверхности океана. Так же и явления материального мира. Сегодня они видны глазу. Но где же все то, что было и совершалось вчера? Оно существует в пространстве иных измерений, порождая следствия, уявляемые в настоящем. Цепь причин и следствий какого-либо явления, видимого в данный момент, уходит в прошлое, существующее в каких-то слоях пространства, и лишь верхушкой настоящего, подобно айсбергу, доступно лицезрению земным сознанием. Это прошлое запечатлено в ауре человека в виде кристаллических отложений определенного порядка. Все, совершенное человеком, есть в нем, являясь частью его настоящей, хотя и невидимой, сущности. Прошлое имеет возможность уявлять себя в настоящем по направлению, заложенному в нем раньше, подобно судну, управляемому рулем. Но воля свободна. Беря руль в свои руки, может изменять человек направление своих действий, хотя и привычных и принятых в прошлом. В них тоже была заложена воля когда-то. Все в человеке порождено его волей. Воля утверждает, и воля же отменяет или изменяет утвержденное раньше. Воля все может, если захочет. При мгновенном озарении и преображении человека огненная воля изменяет всю жизнь и все направления активности человека. Нет ничего в себе, чего не могла бы преодолеть или утвердить воля. Надо лишь огненно захотеть.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 082. (Гуру).


Посылая на подвиг, Владыка напутствует на принятие решений великих огненно преобразить свой дух. Много ничтожеств, но где же герои?

Грани Агни Йоги. 1959 г. 083. (Март 1).


Огромное большинство человеческих действий рефлекторны, то есть основаны на аналогичном действии в прошлом. Если двадцать лет назад человек при определенных условиях поступил определенным образом и решил, что поступил правильно, то и через двадцать лет при повторных обстоятельствах он, уже не рассуждая, поступит точно так же. Над рефлекторными действиями нужен контроль, ибо сознание может за это время и изменить свое отношение к явлениям жизни. Рефлекторность же поступков держит его в прежних рамках, и часто бывает слишком поздно, чтобы изменить совершенную ошибку. В контроле нуждаются все действия, ибо сознание растет, изменяя свое прежнее отношение к ним. Постоянный дозор, или бодрствование именно и нужны для борьбы с рефлекторно-лунной сущностью человека. Все свойства инстинктивно – животной природы его выражаются в рефлекторности этой. При бесконтрольной рефлекторности невозможен подъем. Апофеозом рефлекторности является сумасшествие, ибо поступки и мышление идут по проторенной в прошлом колее без всякого вмешательства управляющей воли. Так же в состоянии гипнотического сна бездумно выполняет человек и автоматически все приказания оператора, без всякого контроля обычного сознания. Также и в обычном сне или после смерти поступает человек не по-иному, а именно так, как привык, то есть рефлекторно реагируя на все. Вот почему нужен неустанный и постоянный контроль над всей активностью сознания, чтобы не сохранилось в глубинах его чего-то такого, что не соответствует настоящей ступени развития духа. То, что могло считаться правильным в прошлом, может быть совершенно недопустимым сейчас, и каждый пропущенный без контроля сознания рефлекторный поступок или действие будет в осуждение допустившего. Ветхий человек внутри есть средоточие всего несовершенного, новый – средоточие будущих возможностей, и между ними – борьба, и ветхий должен находиться под постоянным контролем нового, рождающегося постоянно и постоянно утверждающего новое свойство и качество духа в себе. Формула остается прежней: «если не родитесь вновь, не можете войти в царство Света», в будущее, несущее Свет.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 084. (Март 2).


«Он наш», – вопит тьма, если видит в человеке, сбросившем тело, элементы от тьмы. Тьма имеет право на свое, на то, что созвучит или созвучало ей и что не было изжито, изъято и выброшено из ауры человека. Созвучие с тьмою – сколь драматично созвучие это. И когда тьма предъявляет свои права на свою жертву, кто ей поможет, если она отказалась от тех, кто ей может помочь? Тьма пощады не знает и не забывает никого, кто сотрудничал с нею. Единственное спасение – Иерархия Света и нить, связующая с Нею. Как же надо беречь ее от порвания. Прошлое заключено в ауре человека, а также и связанность с тьмою, если была. По этому каналу и действуют темные при каждом новом приближении и при новых попытках. Можно ли уничтожить темные элементы в себе? Можно. Их можно выжечь яростно и огненно очень сильно возмутившимся и восставшим духом, уничтожая в себе их даже следы. Недовольство, обиды, осуждения, возмущение надо обратить не на того, кто даст руку помощи, но на темных поработителей, ибо они старательно раздувают эти чувства в сознании отемненной жертвы, чтобы, утвердив их и отрезав подходы к Свету, уже окончательно овладеть ею. Трагизм положения в том, что обычно жертва не осознает и не видит происходящего. Видеть может только Ведущий. И если он и снова Его отвергает и подвергает сомнению, то сознание настежь открыто для допуска темных шептателей, и тогда уже бессильны убеждения и желания охранить, ибо тьма допущена внутрь сознания и сердца. Но нельзя служить двум господам. Остается служение тьме, что и бывает обычно. Чтобы достичь этого, тьма вначале пользуется мало-малейшими зацепками, чтобы хоть за что-нибудь ухватиться, чтобы затем вползти уже прочно. Из маленькой лжи родится большая, из малого умолчания и утаивания создается подножие для земной пяты и поручни для мохнатых рук. В чем-то, хотя бы и в малом, отделяя сознание свое от Ведущего, жертва тем самым создает себе сферу, где утверждается тьма, ибо Ведущий в нее доступа не имеет, но имеют темные шептуны. Так малое умолчание и утаивание следствие приносит большое и очень плохое, ибо создает отделение сознания. Остерегайтесь молчащих и умалчивающих, в них тьма свила и вьет свое гнездо. Так малые вещи оборачиваются большими, создавая очаги темной заразы. И тогда каждую попытку и усилие освободиться от темных влияний темные легко сводят на нет. И тогда бесполезна борьба. Уже Говорил: «Молчащие очень опасны – в них ползет тьма». Печально, когда Слова и Предупреждения не помогают. Но еще печальнее, когда приходится оставлять обреченную жертву, ибо все попытки спасти остаются без результата. Волей свободной своей и желанием своим предавала себя жертва. Этой же волей, восставшей против всех темных попыток, может себя и спасти, если Руку Помощи примет всем сердцем и сознанием всем.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 085. (Март 4).


Даже думать и говорить о себе в третьем лице полезно, лишь бы отделить временное в себе от непреходящего. Временному существу этому можно давать различные поручения, указания и приказы. Он должен их выполнять, ибо подчинен воле. Отдающий приказ отделяется от исполнителя. Часто исполняющий не хочет подчиниться приказу, и тогда ясно видно наличие двух начал в человеке. Хозяин его может заставить усталое тело работать и выполнять тысячи заданий. На край света послать он может свое тело, или на подвиг тело пойдет. Тело уже приучено повиноваться во многом. Все, что оно делает в течение дня на работе или по дому, делает по приказу. Если посмотреть на человека, ставшего пловцом, акробатом, и на людей различных профессий, то можно увидеть, до какой виртуозности доходит умение человека владеть своим телом и заставлять его выполнять очень трудные и сложные задачи. Если собрать все то, что в разное время достигнуто разными людьми, в одном человеке, получится чудесное и необычайное. Значит, все эти возможности в потенциальном состоянии заложены в сущности человека. Но, кроме тела, есть область духа и духовных достижений. Мастерство художника, писателя, музыканта и т.д. К этому добавим чудесные способности йогов: ясновидение, яснослышание, хождение по огню и поднятие на воздух, владение астральным телом и бесконечные проявления других достижений и увидим, что человек – это нечто, заслуживающее глубокого изучения как средоточие необычного. Так и будем смотреть на жизнь, как на уявление чудесного и необычного во всем, кажущемся обычным, чтобы перевести все необычное в жизнь и сделать ее чудесной и полной необычности.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 086. (Март 5).


Пиши: случайностей не бывает. Определено все: от судьбы не уйти, плохой или хорошей. Беспокойство тем, что будет, надо оставить. Будет, что будет, и, конечно, не то и не так, как представляется это воображению. Много ли сбылось из предполагаемого в прошлом? Не много. Жизнь пошла по своему пути. Так же пойдет она и в будущем. Так о чем же забота? Сделать надо все, что созвучно Указу Владыки, остальное же предоставьте Ему и Владыкам Кармы. Сами видите, что есть нечто, не поддающееся никаким усилиям воли. Если это и есть Карма, Ее опрокинуть нельзя. Слишком уж много внимания и забот уделяется «священной» особе своей. Жизнь проще. В любых условиях может жить человек. Лишь бы дух не угас. Внешнее окружение не имеет значения. Немного осталось до того момента, когда придется оставить и тело, и все, чем владеем. Так о чем же забота? О том, что сегодня есть или будет завтра, чтобы потом исчезнуть совсем с горизонта сознания. Не стоит, не стоит, не стоит преходящему отдавать ни мысли, ни сердце, ни время. Это требует внимания, но совсем не такого, как это делается. Астральное начало надо изъять из области этой, чтобы освободить сознание от связанности настоящим и подчинения ему. Хорошо научиться относиться к настоящему точно так же, как относится человек к тому, что было десять лет назад. Пусть течет жизнь своим чередом. Ты же лишь только смотрящий, не имеющий ничего своего и ничего не считающий своим. Все временно и преходяще: и друзья и враги, и горе и радость, и болезнь и здоровье, и тело и мысли, и настоящее и будущее, и ненависть и любовь. Неизменяем лишь только Владыка и с вами всегда. Вот Камень вечного основания жизни, и Он – Безмолвный Рекордер, Смотрящий в тебе на все, что вокруг происходит. Он – это ты, а ты, сознающий себя человеком обычным, лишь проходящая тень. Отождестви себя с Безмолвно Смотрящим, называя обычного человека в себе в третьем лице. Пусть будет этот человек для тебя «он», а не ты. Он пошел, он сказал, он уехал, он огорчился, он подумал – все он, но не ты, стоящий над ним, над своим малым «я», как утес над бегущим потоком. Поток – это жизнь, а ты – лишь смотрящий и помнящий все. Ты вечен, и ты непреходящий, он же – обычный в тебе, всем сменам подвержен.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 087. (Март 6).


Сопоставляя прошлое с настоящим, можно сказать, что достигнута та ступень понимания происходящих явлений жизни, когда личное уже не мешает осознавать смысл этих явлений. Личные интересы, выгоды и удобства не имеют значения для эволюции, и она не считается с ними, но сверхличное понимание двигает сознание дальше и расширяет его. Все Великие Духи много страдали, выполняя свою великую сверхличную миссию жизни. Тело часто страдало, и тяжко томился дух от несовершенств окружающего. Но дух поднимался над несовершенством плотных условий и преодолевал в себе тягость Земли. Я Победил мир, в Себе преодолевши влекущую, притягивающую, порабощающую сознание силу его. Идущие Моим Путем ту же задачу имеют – укрепить мир в себе. Вот идет на вас мир, найдете ли силы в себе под тягостью жизни подняться и все же идти, несмотря ни на что. Это и будет преодолением жизни. В духе борьба и внутри. Вовне так же, как все, так же, как и у всех. Что-то больно, тяжко и неприятно, что-то стесняет и давит на сердце, но полезно и нужно для Общего Блага. Тьма и хаос болезненны очень. Но это нужно для эволюции. Следовательно, это есть Благо. Так личное благо и Общее Благо не всегда соответствуют друг другу. Это нужно понять и, поняв, принять всем сердцем. И, быть может, тогда и личное благо войдет в гармонию с Общим и станет частицей его. Личность умирает со смертью тела и сбрасыванием оболочек, с ней умирает все личное, но Общее остается, а также и сознание, живущее в нем, сверхличном.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 088.


Чтобы преодолеть магнитное поле притяжения непосредственно окружающей сознание сферы, нужно напряжение огней сердца большее, нежели напряжение этой среды. Понимания недостаточно, ибо только огнем сердца можно пробить скорлупу собственной ауры и стену мыслеобразов, толпящихся вокруг и порожденных собственным сознанием. Ведь эти мысли заряжены тем же огнем сердца, своими же огнями преодолевается свое окружение. Если напряжение этого окружения велико и сил не хватает, чтобы его преодолеть, – значит слишком много сердечной энергии было отдано окружающему и моментам текущего дня. Значит, день новый следует встретить иначе, уже не вкладывая в дела и заботы дня всего сердца, но уделив должную часть энергии его мыслям о Деле Владыки. Майя торжествует победу свою над отдавшимся ее власти сознанием, если сердце яро живет преходящим. Потому хорошо в момент ярого напряжения Майи отделить свое высшее «Я» от нее и смотреть как бы со стороны на себя самого, барахтающегося в ее сетях. Пусть Смотрит Безмолвно Смотрящий, как малое «я» отдается земной суете, и пусть не покидает сознание мысль, что все это так же пройдет, как прошел день вчерашний и тысячи дней, освободив сознание от своей власти, чтобы отдать его снова во власть текущего дня. Пусть не забывает дозорное сердце, что Майя и ярая ярость ее – это только обман, иллюзия мгновения, что все это вовсе не нужно в конечной игре, что это только дано, чтобы закалить дух против всех ее обольщений, обмана, прельщений, забот и суеты. Делайте все, как делают люди, но упорно твердя себе: все это Майя, все преходяще, все не имеет цены, все нужно лишь только на время. Причем, многое из этого «нужного» совсем не нужно. Великие Духи шли через жизнь не обременяя себя ни вещами, ни суетой дня. Учу и вещами владеть, но не считать их своими. И заботы иметь о чем нужно не отдавая во власть им ни мыслей, ни сердца. Разбухшая самость, как губка, вбирает в себя суету и ею живет. Но тот, кто Лик Мой поставит между суетою и тем, что происходит вовне, тот будет свободен от власти земной суеты. Но Изображение Учителя в сердце должно быть постоянным. Иначе волна суеты ворвется в сознание и затопит его. На жизни текущей учитесь преходимости жизни. Земная жизнь – лучший учитель, потому и дана, потому и учитесь, используя яро каждый опыт и каждый урок. А с опытом будут расти и силы, и знание жизни.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 089. (М.А.Й.).


Освобождение не придет без борьбы, а опыт стоит цены, уплачиваемой за него. Из плотного мира уносим с собой неплотное, выкристаллизованное в зернах приобретенного опыта жизни.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 090. (Гуру).


Улыбаюсь борьбе и победе и жизни, которая непреложно ведет устремленное сердце к Обители Света.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».