Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1963.



Грани Агни Йоги. 1963 г. 181. (М. А. Й.).


Любимому первые мысли, Любимому первый привет, к Любимому сердца стремление. Любимому радость и свет.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 182. (Гуру).


Постоянство и непрерываемость Служения Свету является отличительной особенностью Архата.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 183. (Апр. 15). (М. А. Й.).


Правильным будет считать такое состояние сознания, когда поступательного движения ничто уже не в силах остановить. Мало ли что может задержать путника в пути, путь продолжается все же, ибо цель, словно огненный светоч, призывно сияет вдали.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 184. (М. А. Й.).


Усилия и попытки овладеть астральной оболочкой и подчинить ее воле повторяются бесчетное количество раз, несмотря ни на какие временные уступки, повторяются до тех пор, пока власть над нею не утвердится окончательно и бесповоротно. Очень важно понять, куда влечет человека своеволие этого проводника. Ведь проводник – это инструмент или орудие воли, но отнюдь не наоборот. Загляните в сумасшедшие дома, в притоны картежников, наркоманов и пьяниц, в ночлежки погибших людей и поймете, куда устремляет астрал свои жертвы. Много несчастий, и сверх этих всех, он порождает много трагедий, насилий, убийств, скандалов и ссор. Причина несчастий людских в неуемном астрале. И самая страшная трагедия человечества, одержание, вызывается им же, ибо одержатели действуют всегда на астрал и через астрал. Овладение им – ступень, через которую надо пройти, победу свою утвердив.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 185.


Искоренение низших эмоций, гнездящихся в астральном теле, следует начинать именно с него, оставив в покое те внешние фантомы, которые облекаются формой и оживают только потому, что их питает и дает им энергию корень, утвердившийся в астральном проводнике, словно больной зуб. Если зуб безнадежен, его удаляют. Если корень эмоции нехорош, его следует вырвать. Но для этого надо понять, что враг скрывается внутри и что внешние выявления лишь фантомы, под внешнею формой которых прячутся истинные причины всех так называемых искушений. Искушения св. Антония, облеченные в формы, и обступавшие его видения коренились в элементах астрала, в нем еще не изжитых, принимая обличья внешних явлений. Происходит в этом случае как бы объективизация собственной субъективности. Бесполезна борьба, пока не осознан тот факт, что причина его коренится внутри. Ничто извне не может затронуть того, кто в себе не имеет ничего, могущего созвучать с внешним воздействием. Курение уже не соблазн для того, кто его победил, хотя бы курильщики и курили вокруг. Астрал требует переживаний, астрал хочет реагировать на все, чтобы жить. На известной ступени эволюции духа эта оболочка совсем не нужна. Можно некоторые периоды дня проводить в условиях полного замолкания астрала, астрально не реагируя никак на воздействия, обычно вызывающие в нем движение. Это отсутствие астральных реакций в человеке столь необычно для людей, что они испытывают чувство беспокойства и даже страх, когда видят, что кто-то не реагирует никак на то, что, по их мнению, должно волновать человека! Если невозможно провести целый день, не давая астралу себя уявлять, то на какое-то время всегда можно заставить усилием воли его замолкать. Молчание астрала будет победой над этой назойливой оболочкой, не знающей удержу ни в чем, если воля его не подчинила себе. Победить его надо любою ценой, иначе невозможно подняться дальше известной ступени. Хорошо, когда что-то или кто-то, постоянно нас испытуя, вызывает нежелательные эмоции астрала, ибо это дает возможность начать с ними борьбу, но не с тем, кто или что вызывает эти эмоции, ибо он или оно или что-то тут ни при чем, а именно с корнем, с причиной, засевшей внутри. Борьба нелегка, но победа столько дает, что стоит над ней потрудиться.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 186.


Победы добьемся мы ритмом. Ритм, набирая мощь, сосредоточивает ее, и она растет каждодневно, усиливаясь повторением в своем спиральном, восходящем движении. Не смущаясь ничем, не останавливаясь ни перед чем, не оборачиваясь ни на что, пламенно, устремленно идет путник Великого Пути за Позвавшим. Посланники Света приходят к тому, кто Свету сужден. И тогда решается навсегда жизненный путь того человека, Вестник к которому постучался, чтобы сказать ему, что пришло его время. Смысл этого явления понимается мало, но значение его глубоко. Появление Вестника меняет всю жизнь.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 187. (Апр. 16).


Надо, чтобы Облик Владыки вытеснил из сознания все, не созвучное со Светом. Потому сколько бы и как бы усиленно ни упражняться в этом наинужнейшем делании, кроме пользы и утверждения в Свете, упражнение это не даст ничего. Доведение яркости Изображения до степени видимости – достижение, значение которого нужно понять во всей его глубине. Когда мысль постоянно устремлена на известный предмет, он становится близким. Мыслью приближаем возможности того, на чем сосредоточивается ее сила. Но часто ни настойчивости, ни упорства для этого не хватает, и тогда достижение неосуществимо. Медленность же процесса указывает лишь на то, сколь велико достижение. Ведь одновременно с ним и параллельно ему растет способность и сила коагулировать материю Тонкого Плана в зримые формы. А это уже способность Архата. Могущество это, могущество духа над веществом стихийной материи, внешне может и никак не проявиться, ибо внешне носитель его такой же, как все, но внутренне, а главное в Мире Надземном, по этому направлению нарождается будущий Учитель. Из малого и незаметного родится большое и великое.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 188. (М. А. Й.).


По силе и степени любви получаем от тех, кого любим, но при условии взаимности. Победительница огненная, любовь, явно себя утверждает поверх всех ограничений времени, пространства и тела. Это и есть мир огненной действительности и реальности жизни сердца. Жить психожизнью всего сердца – значит утверждать то, что не видимо глазу земному, но что вибрирует в мыслях и чувствах поверх зримости плотной. Раз избранное направление по цепи Иерархии не изменяется уже никогда: ни в этой жизни, ни в Мире Надземном, ни в будущих жизнях. Поэтому укрепление и упрочение нитей сердца послужит только во благо. На зовы сердца Мы отвечаем всегда, ибо они неотменно доходят до Нас. Поверх жизни обычного мира идет жизнь необычности всех трех миров. Сердце участвует в ней, и соприкасание с ними идет через сердце.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 189. (Апр. 17). (М. А. Й.).


Растущую силу свою применяйте во благо, и тогда рост ее будет законен. Много страданий еще на планете, и там, где возможно, нужно помочь. Деятельность Иерархии заключается до известной степени в помощи людям. Ради людей пришли Владыки с далекой звезды. Им подражая, будем и мы помогать.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 190. (Гуру).


По заказу ни писать, ни воспринимать невозможно. Но когда благоприятна волна, использовать ее следует возможно полнее. Упущенное не повторяется. Спросите – почему? Двух одинаковых моментов никогда не бывает. Каждое мгновение изменяется мир,, природа не повторяет себя, кажущееся повторение всегда идет на высшем или низшем обороте спирали. Тождественность явлений не есть их повторение. Даже одни и те же ноты музыкальной шкалы различны по октавам. Неповторимы и встречи, неповторимы и жизни, и в этом залог обновления жизни.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 191. (Апр. 18).


Сны постепенно приобретут стройность и смысл и прозрение в действительность Тонкого Мира. Сразу нельзя – без закалки утончения восприятия не выдержит плотная оболочка. Непривлекательность некоторых движений астрала у некоторых людей столь явна, что отталкивает своим уродством. Запах, цвет излучений и окраска мыслей – все некрасиво. Привычные мысли становятся лярвами и поглощают светимость и накладывают свой отпечаток на физическое тело. Именно так действуют привычные низкие мысли. Гнезда свивают они в ауре человека. Осветление ауры достигается освобождением от этих упырей и вампиров. Ведь мысль есть живая сущность Тонкого Мира, независимо от того, высокая она или низкая. Обыкновенные мысли уходят в пространство, привычные оседают на ауре. В течение жизни их накапливается много. В ауру врастают они. Проводники привыкают вибрировать на них, собирая и аккумулируя в себе созвучные им элементы (или вещество разных состояний). Очищение от них необходимо для непрерываемого продвижения. Трудно залечивать язвы духа в Надземном, ибо сила притяжения из созвучных ауре слоев соответствующей материи мыслей почти непреодолима. Если эти мысли и силу их магнитного притяжения и притяжения к ним не победить здесь, то как же одолеть их там, где обостряется и усиливается все до предела и приобретает яркую видимость? Притяжение низших слоев ужасно. Только тот свободен от этих слоев, кто от них не имеет в себе ничего, могущего им созвучать. Закон созвучия действует на всех планах, во всех мирах. От него не уйти. Но использовать силу его сознательно, целеустремленно и на уровне высших слоев Тонкого Мира возможно, но начать надо здесь.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 192.


Формула Дельфийского оракула Nosce te ipsum... знаменательна тем, что указывает путь, следуя которому можно определить качество своих энергий и те притяжения, по которым они действуют и будут действовать и после освобождения духа от тела. Встреча со стражами Порога и есть тот момент, когда образы собственных мыслей, вылившихся в яркие и стойкие формы, возникают перед сознанием и неодолимо втягивают его в свою орбиту притяжения. Всю жизнь на Земле человек сочетался с ними, то есть жил в их окружении, питая их своими желаниями и устремлением и нагнетая этим их живучесть, то есть думая о них известное время. И вот теперь его собственные порождения, сросшиеся с ним очень прочно, предъявляют свой счет и право на дальнейшее с ними совместное существование. Если же желания и устремления высокого порядка, они поднимают дух в свою сферу, если низкого – увлекают его вниз. Но кто хочет увлеченным быть в бездну? Отсюда последняя, смертельная борьба между тем, что высшего есть в человеке и что низшего в нем. Лучше борьбу эту начать много раньше, сейчас, когда еще в теле, когда можно ослабить или даже совсем одолеть притяжение нежелательных мыслей, с легкостью большей, нежели там, где так трудна эта борьба. Если можно час или день провести в чистых мыслях, то в сфере их можно провести и неделю, и месяц, и год и всю жизнь. Царствие Света силой берется, и прилагающий усилие восхищает его.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 193. (М. А. Й.).


В сущности говоря, борьба с самим собою не прекращается никогда, на какой бы ступени ни стоял человек, ибо каждая следующая ступень требует закрепления нового, достигнутого и преодоления старого, пройденного, еще остающегося в душе. И чем выше подъем, тем труднее преодоление. Не под силу стоящему на лестнице жизни ниже на несколько ступеней преодолеть то, что преодолевает вышестоящий. Вот почему нужна последовательность и постепенность. Не перейти через мост, не дойдя до него. Но задачи текущей ступени по силам всегда, иначе бы ее не достигнуть. Явление невозможности происходит не от недостатка сил, а от неумения сосредоточить их все в данном пункте, на данной задаче, сосредоточить и собрать так, как линза собирает в фокусе лучи или полководец – таран в месте главного удара. Можно уделить внимание и время собиранию сил для преодоления в себе того, что еще не изжито и что требует спешного изживания. Время не ждет, и масла в лампаде остается не много.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 194. (Гуру).


Прыгнуть выше себя в теле физическом невозможно, но в тонком выше подняться легко, если выйти из тела. Тонну металла рукой не поднять, но в духе невозможного нет ничего. Нет невозможности в себе победить то, чему уже быть непристойно. Но подготовка нужна, подготовка к этому мощному усилию духа. Тот, кому не с чем бороться, тот никуда не идет и, не идя, не дойдет. Насущность преодоления указывает на явление срочности пути. Зуб гнилой вырывают. Также вырывают из сознания и то, что мешает на данный момент. Надо только решиться и решиться бесповоротно. Очень уж невыгодно из-за гнилого зуба рисковать воспалением челюсти и даже заражением всего организма. Столько теряется из-за ненужных задержек.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 195.


Явление восприятия высшего сопровождается Лучом Иерарха. Связь внетелесна и потому не прерывается смертью. Любите Меня и удвойте силу. Возлюби Господа твоего всем сердцем, всем разумением... – та же формула древних заветов того же порядка.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 196. (Апр. 19).


Могут спросить: почему так настаиваем на очищении. Ответьте: при абсолютной зрительной памяти и способности создавать яркие и четкие образы мысли они будут настоящим бедствием и для их породителя, и для окружающего, и для пространства, если сознание нечисто. Также и обостренная восприимчивость при наличии в проводниках зараженной низкими мыслями материи вызовет и созвучия соответствующие. Словом, получится конвейер зла. Вот почему неготовые сознания, безрассудно коснувшиеся без предварительного очищения, кончают одержанием, или сумасшествием, или расстройством здоровья. Мудро Учитель ведет, постепенно углубляя познание и укрепляя организм советами йоги. Кто-то сетует на медленность Пути и на то, что не открываются центры в желаемой мере. Не от мудрости эти мысли. Ведь огненный аппарат человека очень легко пережечь. Трудно совместить тягость плотного существования с возможностями безудержного устремления и знанием Тонкого Мира. Только равновесие поможет удержаться на гребне волны. А равновесие духа – одно из самых труднодостижимых качеств. Но достоинство всех положительных качеств духа в том, что их можно развивать и усиливать беспредельно и притом совершенно безопасно для организма. Как бы ни росли преданность, или любовь к Иерарху, или мужество, или спокойствие, или самообладание, кроме пользы своему обладателю, они не дадут ничего. Можно подумать о том, сколь ценны эти нетленные и неотъемлемые накопления и сколь же нужны для продвижения, сколь необходимы они в Мире Надземном. Что же является наинужнейшим в жизни земной? Утверждение качеств всеми помыслами, всем устремлением, всем желанием. Но кто же захочет время терять над тем, что не имеет в себе того, за чем обычно гоняются и чего ищут люди. Но захотевший и руку к тому приложивший спело пожнет и в этой жизни, и в той, и в тех, которые будут.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 197. (М. А. Й.).


Учитель видит ауру и каждое пятнышко грязи на ней, и это мешает Ему подойти еще ближе и еще больше дать. Ведь в каждом наросте духа кроется величайшая опасность, если знание поступает не параллельно с очищением. При желании продвигаться быстрее процесс очищения оболочек следует вести в полном соответствии с силой этого желания. Обычно же получается так, что продвинуться каждый не прочь, но расстаться с вековым сором не хочет,, соизмеримость во всем, и Учитель соизмеряет степень даяния со степенью напряжения процесса освобождения от всех темных и серых нагромождений. Мало думают подошедшие к Учению о том, сколь настоятельно необходимо это освобождение. У Учителя забота, как двигать дальше, а ученик силы в себе иногда не находит, как сбросить мешающий груз, и продолжает топтаться на месте, теряя драгоценное время. Конечно, жить можно даже в хлеву, но Обещан ведь был дворец духа. Поспешим, поспешим, ибо время не ждет и близятся грозные сроки.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 198. (Гуру).


Если есть стремление подойти еще ближе и быть с Нами вместе всегда, то для этого надо привести себя в состояние, соответствующее тому окружению, в котором находимся мы. Из наших бесед и из книг знаете, чем мы живем, и круг наших стремлений, и духовную атмосферу, сопутствующую нам, и потому ваша задача – подняться до нее, войти в нее и наполниться ею. Что-то придется оставить позади, с чем-то расстаться и что-то переродить. Желание ваше принимаем, примите наше и вы – видеть вас в светлых одеяниях духа и без всякого груза земных пережитков.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 199. (Апр. 20).


Одна из тайн Надземного Мира заключает в себе понимание того, что в этом мире всем движет мысль, и все создает мысль, и все зависит от мысли. Астральное тело движимо мыслью, и все желания его зажигает и поддерживает или угашает мысль. Не так ли и в мире земном, ведь и в нем желание или вожделение можно разжечь или погасить мыслью. Но там вдобавок к этому передвижение в пространстве совершает тоже мысль. Та же энергия уявляется и в мире ментальном. Освобожденная знанием от невежества, мысль свободно творит то, что ей доступно по уровню ее развития. Мысль поэта, художника и композитора, мысль писателя по своему творческому размаху сильно отличается от мысли базарного менялы, ибо каждый из них живет в сфере своих мыслей. Куда пойдет меняла от своей лавки и кубышки с золотом? Мысль – или освободительница, или тюремщик. Создает мысль человек, ее творец и породитель, но, созданная им, она становится его властелином. И даже знающие о возможности власти над мыслью и ее порождениями не всегда могут проявлять эту власть. Кроме знания, необходим еще опыт овладения мыслью. Наркоман, пьяница и курильщик отлично знают о вреде наркотиков, вина и никотина и, зная, все же остаются рабами своих привычек, когда-то допущенных к рождению мыслью. Только применение в жизни явления власти над мыслью освобождает от рабства у мыслей своих. Большинство людей – рабы своих мыслей, рабы порождений своих. Сперва породили, а потом пошли в кабалу, сперва добровольную, а затем в подневольную. Как может быть свободным дух в Мире Надземном и распоряжаться своими мыслями, если здесь, на Земле, он находился во власти и подчинении своих мыслей? Но есть мысли, дающие свободу, например, мысль о том, что ее энергией передвигается в пространстве и летает тонкое тело,, и есть мысли, кующие цепи, например, мысль о том, что человек умирает со смертью физического тела, лишающая его возможности быть там живым, а не неподвижным чурбаном или каменным истуканом,, отрицающий жизнь и движение там в мыслях своих – их не имеет, утверждающий мыслью – живет. Надо лишь только понять, что верховным фактором жизни духа является мысль, но мысль, озаренная знанием высших законов и вооруженная опытом применения их на практике, – сперва на Земле, а потом и в Надземном. Только мысль, примененная в жизни, дает силу ею творить. Человек властен создать причину тем или иным поступком, но уже не властен уничтожить ее следствия. Человек властен создать мысль, но не властен нейтрализовать ее следствия до тех пор, пока не будет создана мысль другая, ей противоположная и большего потенциала. Ввиду этого обстоятельства приходится быть очень разборчивым в том, какие мысли приглашаются и допускаются в сферу своего сознания, ибо каждая или возвышает или устремляет вниз,, освобождает или накладывает цепи,, осветляет ауру или отемняет ее, ибо каждая от тьмы или Света. Но от самой мысли никуда не уйти.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 200. (М. А. Й.).


На Земле мыслью нельзя изменить цвет волос или глаз. Это сфера кармических утверждений, касающихся очень широкой области жизни человека. Но отношение к ним – уже во власти воли, и это зависит от мыслей. Они могут идти самотеком, являя собою тип рефлекторного мышления, но могут направляться и контролироваться волей, и в этом отношении власть мысли над кармой не имеет обычных ограничений. Над кармою властвует мысль.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 201. (Гуру).


Мысль усиливается чувством, то есть энергией сердца. Без нее мысль – от мозга. А мысль мозговая – это птица об одном только крыле. Не полетит птица такая, ибо не может.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 202. (Апр. 21).


Мне судить не приходится, каждый сам осуждает себя тьме или Свету. Астрал, как вода, стремится пробиться через каждую щель. Даже малые щели опасны, ибо становятся больше. Через каждую ползет своеволие астрала. Минуты полного замолкания астрала полезны. Не нужны его переживания духу. Можно обходиться и без них. За поступком уследить легче, чем за словом, а за словом – легче, чем за мыслью.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 203. (М. А. Й.).


Отрешение от чего-либо состоит не в том, чтобы его не иметь, но в том, чтобы не быть привязанным к нему и не быть им связанным. Все, что совершает человек, совершается им или в свободе, или рабстве у совершаемого. Можно представить себе игрока за столом, совершенно спокойного, бесстрастного и безразличного к тому, выиграет ли он или проиграет, теоретически – можно. Это и будет свободой от того, что делает человек. И тогда он владыка своих поступков и действий. Одинаковость в удаче и неудаче, в радости и горе, в здоровье и болезни и во всех обстоятельствах жизни будет ступенью достижения равновесия духа, высшего огненного качества, дающего власть над полюсностью противоположных явлений. Никак не реагировать астрально на волны внешних воздействий означает подчинение астрала воле и овладение им. Достижение – из редчайших.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 204. (Гуру).


Если чего-то не удалось достигнуть с первого раза, то удастся со второго, или с третьего, или с тысячного, или стотысячного, но удастся обязательно и непременно, ибо недостижимого нет. Хотящий добьется, упорством возьмет.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 205. (Апр. 22).


Всякая жизнь человеческая, как бы необыкновенна и интересна она ни была, заканчивается смертью, с которой и прекращаются и все начинания, и все построения человека, касающиеся его личности. Личность умирает с телом. Поэтому очень полезно на все личные дела смотреть как на явления, яро ограниченные продолжительностью одного воплощения, то есть знать их настоящую ценность. Все внешне физическое и все вещи, которыми владеем, имеют значение только на это время. Хорошо отделить в сознании то, что окружает человека и длится для него на одну только жизнь в теле, от того, что продолжается с ним за пределами смерти тела. Ни тела, ни одежды, ни вещей в Мир Надземный не взять. Ни вожделений, ни страстей, ни раздражения, ни страха, ни привычек, ни слабостей и всех переживаний астрала не взять в Девачан, потому что в Девачане не будет астрального тела и того, чем оно живет. Таким образом размышляя, можно отделить в себе элементы различной продолжительности и отвести им в сознании должное место. Смешивать их нельзя, так как путаница приведет к несоизмеримости. Поклажа, которую несет человек в жизни земной, может быть облегчена освобождением от ненужной. Много ненужного висит за спиной, отягощая путника бесконечного пути. Анализ покажет длительность каждой вещи, каждой привычки, каждого качества и их взаимоотносительную ценность. От ненужных вещей и имущества освободит смерть. Но что освободит от злобы, страха и похоти? Злоба не в физическом теле, но глубже. Чем заражен и насыщен астрал? Что унесет он с собою в Мир Тонкий? И как освобождаться от этого тяжкого груза? Лучше всего делать это сейчас, не теряя мгновения: полезное взять, вредное, темное и недоброе отбросить. Ведь сбросить астральное тело можно не прежде, чем оно себя изживет. Только элементы непреходящего можно спокойно брать в путь далекий – это качества духа, но светлой шкалы, дающие возможность Высшей Триаде выявляться и жить на плане ее существования сознательно.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 206. (М. А. Й.).


На что устремлена мысль – даст плод в сфере устремления мысли. Земное отдайте Земле, но памятуя, что не ради земного на Землю пришли, но ради того, чтобы в жизни земной собрать через земное те накопления духа, которые не умирают, но продолжают сопутствовать духу и в Высших Мирах. В этом цель вашей жизни, ее не забудьте среди суеты жизни обычной.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 207. (Гуру).


Искусство требует того, чтобы отдать ему сердце и поставить его превыше всего остального. Ведь это есть путь совершенствования духа. Искусство – это мир творчества духа, а творчество – удел человека и на Земле и в Мирах. Понимание глубочайшего значения искусства будет зовом Нового Мира.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 208. (Апр. 23).


Столько трудов, столько забот, столько переживаний, и все для того, чтобы смениться новыми и быть забытыми даже уже в этой жизни, не говоря уже о следующих. Стоит ли каждый раз городить огород сызнова, чтобы вскоре заняться другим? Не равнодушие и безразличие указуется, но целесообразность и соизмеримость. Не лучше ли отдать силы на то, что значения своего не теряет во времени, а наоборот, усиливается, возрастает и приобретает все больший и больший смысл? Итак, разделим все, что занимает сознание человека, на две сферы: одна состоит из вещей преходящих, связанных с внешним и меняющихся постоянно,, другая – из вещей непреходящих, продолжающихся из жизни в жизнь. Этой другой сфере и отдадим свое сердце, зная, что там, где сердце, там и сознание. К области явлений, имеющих очень длительное существование, относятся качества духа, которые растут или уменьшаются в зависимости от восхождения или нисхождения духа. Скажем, страх или мужество будут сопутствовать человеку из жизни в жизнь, возрастая или ослабевая в своей силе. Качества духа развиваются и растут по восходящей или нисходящей дуге – или эволюция или инволюция. На протяжении нескольких воплощений можно проследить эволюцию или инволюцию растущего качества, когда оно возвышает дух или низводит его по ступеням лестницы жизни. Малого и не имеющего значения нет ничего. Зернышко малое в жизни одной может дать всходы большие в другой, и хорошо, если семя было благое. Ведь и сорняки дают свою поросль. Нива сознания пусть будет заботою дня, ибо в течение дней и ночей жизни земной разрастаются или умирают ростки зерен добрых и злых. Так среди изменчивого потока явлений земных идут струи течений более глубоких, уходящих вовнутрь. Внешний человек родится, стареет и умирает, и быстро меняется облик его в течение жизни, но внутренняя сущность его остается почти неизменной, если только он не приложит сознательно к этому руку. На примере алкоголика можно видеть уже более ускоренное, чем обычно, падение духа, ибо падение совершается иногда очень быстро, но не без далеких причин. Так же и восхождение может идти планомерно и быстро, как, например, в случае ученичества. Эти внутренние процессы сознания, так мало зависящие от внешних условий, являют собою самое значительное в человеческой жизни. Ничто внешнее не может их заменить и никакое земное благополучие прикрыть трагедию падения духа или умалить подвиг восхождения его по Лестнице Света. Две жизни у каждого человека, и следует думать о том, какое значение имеет каждая из них.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 209. (Апр. 25).


Если сердце отвращается от соприкосновения с кем-то, сердцу можно поверить и соприкасания избегать. Что же, как не сердце, подаст первую весть? Полагаясь на его голос и предупреждения, утончаем его. Сердце – страж верный. Сколько желающих прильнуть к магниту горящего сердца. Тянутся все: и те, кто от света, и те, кто от тьмы. Не с целью благою тянутся темные руки. Особенно опасны прикрывающиеся, ибо иначе как могут они подойти? И горе нераспознавшим. Распознавание – качество, совершенно необходимое. Распознает сердце. Значит, воспитанию и утончению, то есть культуре сердца, следует уделить достаточно времени, а главное – внимания, ибо очень часто сигналы сердца остаются в небрежении. Сердце требует только свободы уявлять свои чувствования и ощущения и хочет, чтобы с ними считались. Много ошибок проистекает от того, что не принимаются во внимание первые предупреждения сердца. Сердце дано человеку как независимый орган или аппарат для восприятия того, что неощутимо для мозга. Воздадим должное сердцу.

Грани Агни Йоги. 1963 г. 210. (М. А. Й.).


Чтобы жить психожизнью всего сердца, надо, чтобы оно, солнцу подобно, все освещало, на что падает его луч, когда в свете его видно отчетливо ясно и то, что красиво и глаз привлекает и что безобразно, на что глаз не хочет смотреть. Сердце, как солнце, имеет лучи и шлет их вокруг естественно и без всяких усилий. Особый луч образуется тогда, когда энергия сердца сосредоточивается на выбранном объекте или субъекте, и тогда действие сердечной энергии особенно мощно. Конечно, такие посылки отягощают горящее сердце, но ведь лучший передатчик энергии этой – любовь. Важно отметить, что и прочие чувства, такие как, например, преданность или устремление, тоже служат прекрасными передатчиками. Сердце – это чудесный аппарат духа, требующий бережного изучения и тонкого подхода. Путь восхождения духа устилается сердцем. Каждый имеет в себе судию, и судья этот – сердце.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».