Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1965.



Грани Агни Йоги. 1965 г. 511. (Нояб. 15).


Анализируя прошлое, необходимо в корне пересмотреть и изменить нежелательное отношение к некоторым людям. Неизмененное, оно остается таким, каким было, и последует за своим обладателем в Мир Тонкий. Процесс трансмутации вредных наслоений касается и этой стороны жизни. Любовь или ненависть, не будучи видоизменены, будут сопровождать дух и за порогом земного существования. Есть чувства возвышающие, дающие радость и Свет, а есть и совершенно противоположные этим. Они-то и подлежат пересмотру и перерождению. Там, где все только продолжается, там трудно изменить цепь неизбежности, но на Земле это легко и возможно, а главное – должно.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 512. (Нояб. 16).


Так и разделим школу жизни на дневную и ночную. Ночью, во время сна, можно так же прекрасно учиться и учить, как и днем. Сон смерти подобен, то есть и во сне, и в смерти не кончается ничего, но все продолжается по линиям устремления сознания. Именно во сне проявляется то, что еще не изжито и что подлежит контролю и искоренению. Да! Да! Даже во сне контролировать можно импульсы низшей природы соответствующим настроем сознания перед моментом отхода ко сну. Этим путем расширяется понятие школы жизни. У Нас нет сна в вашем понимании этого слова, ибо непрерываемость сознания позволяет бодрствовать и днем и ночью, ночью – на планах внеплотного мира.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 513. (М. А. Й.).


Мы заняты очень. Во снах потому и видишь меня в окружении людей. Так же, как и на Земле, приходится и помогать, и лечить, и охранять, и вести. И даже еще больше, ибо земное ничто уже не мешает. И если не всегда удается уделять времени даже ближайшим, – значит, условия планетные особенно напряжены и от Нас требуется работа особенно напряженная. Это следует знать, чтобы постепенно приучаться быть Нам помощниками. Поймем, что безделья или приятного времяпрепровождения в розовых снах нет для учеников Владыки. Но есть труд без конца, и ответственный очень. На подвиг Владыка Зовет земной и надземный. И трудно сказать, который труднее.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 514. (М. А. Й.).


Упорство противодействия всем усилиям создать нужное положение и защититься от нежелательных явлений, конечно, вдохновляется тьмою, имеющей близкий подход к людям, легко поддающимся ее внушениям. Разоблачение этой хитрой механики темных всегда до какой-то степени сдерживает их, ибо они очень не любят находиться под лучом мысли, предпочитая ставить под удар своих вольных и невольных посредников, за спинами которых они так тщательно и искусно прячутся. Разящий луч устремим не на пособников, но на тех, кто за ними стоит, заботливо оберегаясь и избегая разоблачения.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 515. (Гуру).


Ничему личному нет места в Горней Обители, и ничто личное не допускается туда. И дойти до Нее можно, оставив все личное внизу. Для допуска в Башню, хотя бы и временно, приходится освобождаться от всего, что связано с личностью малой и ее переживаниями. Вначале приходится внимательно отделять личное начало в себе. Личности в микрокосме своем следует отвести ей принадлежащее подслужебное место, чтобы не вторгалась она в ту область, где должны затихать эмоции и чувства личного «я». Ибо только «душу свою (то есть свое малое, личное «я») потерявший обретет ее» в своей Высшей Бессмертной Триаде.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 516. (М. А. Й.).


Победами над собою обозначаются ступени роста сознания и освобождение его от цепей личных пережитков. Происходит внутренняя трансмутация сознания, когда одно за другим сбрасываются наслоения, или наросты духа, накопленные в прошлом, далеком и близком. Духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Даже блестящий интеллект выдающегося ученого и философа может быть очень далек от духовности. Духовность и эгоизм личности – явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 517. (Гуру).


Не низшим, и личным, и малым в себе касаемся мы при Общении Духов Высоких, но высшим и лучшим, что имеем в себе. В путь дальний лучше брать только высшее, ибо все остальное может настолько затруднить и отяготить путь, что двигаться будет почти невозможно. Но не двигающийся вперед неизбежно и неумолимо начинает пятиться назад, ибо неподвижности не существует. Человек либо поднимается, либо опускается. Стоячая вода загнивает, и начинается разложение. В самом топтании на месте или в кажущейся неподвижности или остановке уже заключаются элементы инволюции духа.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 518. (Нояб. 19).


Несоответствие между тем, что человек делает, и его пониманием того, что он должен или не должен делать, порождает в сознании его несогласованность. Чем она сильнее и глубже, тем более губительно отзывается она на росте и развитии духа, препятствуя его эволюции. Давно уже сказано, что лучше не знать, чем знать и не применять знание. Разрыв между высшим началом в человеке и его низшими проявлениями может привести к полному отделению высших принципов, и тогда целая страница целого воплощения вычеркивается из Книги Жизни. Даже малые несоответствия очень опасны, так как из них растут большие. Первым признаком несоответствия служит расхождение между словом и делом. Даже в маломалейших делах, поступках и мыслях недопустима несогласованность с основной установкой сознания и целью пребывания на Земле человека. Трудно являть согласованность в тяжких условиях плотного мира, но дух должен победить. Зовем на бой с самим собою, ибо путь жизни есть путь преодоления низшей природы в себе.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 519. (Нояб. 21).


Познание человека происходит так, что познающий смотрит со стороны, примеряя к себе или другим отношения людей. Точно так же можно оценивать и самого себя, встав от себя в стороне и рассматривая себя словно как бы постороннего человека. Много интересного и нового можно обнаружить в себе при такой установке, в особенности в отношениях своих к людям. Обычно человек совершенно различно смотрит на свои собственные недостатки и на такие же недостатки в других. К себе – снисхождение и терпимость, к другим – нетерпимость и осуждение. Равнодушие к чужим переживаниям допускает, но равнодушие и бессердечие людей к своим собственным воспринимает болезненно и осуждает. Так, анализируя со стороны достоинства свои и недостатки, можно получить более или менее правильную оценку своей личности. Отойти от нее и посмотреть со стороны необычайно полезно, ибо помогает отделению сознания от ее власти. Связанность сознания со своей личностью порождает в результате то, что называется личным сознанием, то есть сферою малой, ограниченной, неверной и всегда ложной в своем представлении о вещах и в своем понимании характера окружающих его людей. Для познавания человека недостаточно одних только уроков жизни, хотя бы очень суровых и горьких, нужно еще и умение познавать явления с точки зрения неличной. Особенно интересно при этом отметить, как один и тот же поступок, совершенный нами самими и другим человеком, получает в наших глазах разные оценки. Пока не научимся мерить одинаковой меркой себя и других, от власти личного начала в себе, низшего «я», над сознанием не освободиться. Так можно начать пересматривать заново всю свою жизнь с самого начала, как бы со стороны, как бы жизнь постороннего человека, зорко отмечая все то, что подлежит осуждению и от чего следует освободиться.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 520. (Гуру).


Только суровая школа жизни может научить понимать, насколько низшее «я», то есть личное начало в себе, личность, может мешать эволюции духа и приобретению Высшего сознания. Представьте себе, что было бы, если бы один из тех людей, кого человечество причисляет к сонму Великих, занялся бы исключительно только тем, чем занимаются обыватели, то есть собою и своими личными интересами. Он перестал бы быть Великим и ничего не оставил бы после себя людям, как не оставляют миллионы обывателей, уходя из жизни земной. Пусть это соображение послужит наглядным уроком того, сколь бесполезно и не нужно человечеству то, что связано с низшею природою человека. Учитель Указует идти по вершинам, когда низшее «я» уже невозможно влачить за собою.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 521. (Нояб. 22).


Одни и те же внешние условия для одних могут служить причиной радости, а для других – горя или недовольства. Не сам ли человек является причиной такого воздействия? Давно сказано, что человек есть мера вещей. Поэтому нельзя приписывать обстоятельствам и делам самодовлеющего значения, ибо это значение определяется сознанием. И можно ли винить Учителя за то, что те или другие условия вызывают в ученике недовольство. Может быть, другой ученик только бы радовался, будучи в таком же положении. А так как радость, хотя и временами, все же посещает его, несмотря на трудность положения, то причина страдания не вовне, но в страдающем сознании. Ведь шли же герои на подвиг, на страдания, трудности и муки с просветленным лицом, наполненные восторгом духа.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 522. (М. А. Й.).


Постоянство и несломимость устремления, несмотря ни на что и вопреки всем обстоятельствам жизни, есть основное условие успеха в достижении полноты слияния сознания с Сознанием Великого Сердца. Невелика честь оказаться шатуном. Невелика честь сломиться духом под тяготой обременяющих условий. Невелика честь допустить поражение. Ведь и победа, и поражение в духе. Все внешнее тут ни при чем. Пусть будет – что будет, но дух непоколебим, нерушим и неуязвим ничем внешним, хотя бы сама очевидность яро утверждала обратное. Все в духе, от духа и духом. Духом, силою духа утверждается победа в себе, хотя бы весь мир шел против него. Вспомним слова Владыки: «Идет Князь мира сего, но не имеет во Мне ничего». Все темные силы зла обрушились на Победителя мира, но не сокрушили Его.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 523. (Гуру).


Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 524. (М. А. Й.).


«Засвечусь ли?» Как засветиться, если элементы Света не собраны во время воплощения? Это невозможно. Следовательно, основная забота – это собирание и накапливание наинужнейшего. Как собирать, если условия не позволяют? Нет и не может быть условий противных, ибо все начинает служить победителю. Когда одержана победа над собой, все начинает служить человеку. Дело не в условиях, но в себе самом.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 525. (Нояб. 24).


Иконопочитание в основе своей имеет в виду принцип обращения к различным Духам, стоящим на тех или иных ступенях Лестницы Света, заслуженных ими или же воображаемых. Обращение обычно связывает сознание обращающегося с Теми к Кому оно обращается. Икона – изображение – является фокусом сосредоточения связующим. Не к иконе идет обращение, но к Тому, к Духу Того, Кто на ней изображен. Это не имеет никакого отношения к фетишизму, если только принцип понят правильно. Высшая форма обращения – в духе, без всяких посредствующих предметов. Священные изображения и священные предметы имеют под собою строго научное обоснование. Добавим к этому, что каждый предмет, побывавший в руках человека или обращавший на себя его мысли, насыщен соответствующими эманациями. Есть предметы добрые, наполненные Светом, есть злые, насыщенные тьмою. Яд этих последних опаснее обычных ядов, ибо воздействует незримо, но сильно.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 526. (Нояб. 25).


При всех состояниях сознания направление Эволюции в сторону духовности остается неизменным, так как это относится уже к Основам. Следует чаще о них вспоминать, когда колеблется все. Тонкое прочно прикрыто плотным. Но, несмотря на прикрытие, оно существует. Утверждаясь на Основах, утверждаемся на действительности. Майя, отступи. Можно отличать, как по мере приближения к завершению цикла земного воплощения вещи и обстоятельства окружающие утрачивают свое кажущееся самодовлеющее значение, заменяясь в этом процессе углублением явлений непреходящих. Призраки Майи земной в Надземном теряют свой смысл. Человек, способный мыслить, разрушает их мыслью. Так же подлежат разрушению и призраки Майи астрального мира. Они более легко поддаются воздействию мысли, чем земные на Земле. И тут и там освобождение в мысли. Много упорства надо явить в борьбе с Майей всех видов и форм.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 527. (М. А. Й.).


Ошибкою будет считать, что когда-либо прекратится борьба духа с тем, через что он проходит, за то, чем должен он стать в будущем. Это будущее есть у каждого духа, на какой бы высокой ступени лестницы жизни он ни стоял. Утверждение будущего – так можно назвать этот процесс. Наилучшим его осуществлением будет устремление в будущее и жизнь в нем, в этом будущем. Сознание Агни Йога настолько устремлено в будущее, настолько сжилось с ним и сделало его реальным, что мощные вибрации будущего яро ощущаются теми, кто приближается к такому сознанию Агни Йога и соприкасается с ним. Устремимся в будущее, начертанное Владыками, и сольемся с ним, как его неотрывная часть. Только так можно победно пройти через трудности и препятствия настоящего.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 528. (Гуру).


Пассивное ожидание будущего не будет решением жизни. Строитель жизни не может быть пассивным или бездеятельным. Когда нельзя строить руками или деятельностью внешней, он будет строить мыслью. Уже замечали, как осуществлялись в жизни ваши прошлые мысли. Вы думали ярко и законченно, проходило время – и люди осуществляли ваши мысли. Пусть это послужит уроком того, сколь мысли реальны и какую силу имеют они, если созвучны Общему Благу. Действовать мыслью много труднее, нежели руками, ибо не всякий владеет силой ее. Мысль, устремленная в прошлое, недейственна, ибо в прошлом не может она проявиться. Только в будущем мысль настоящего может уявить свою мощь. Это следует знать. Не в прошлое, но в будущее следует уходить мыслью от порой невыносимой тягости текущего момента.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 529. (Нояб. 26).


Лекарство непринятое или совет непримененный пользы не приносят. Мало знать метод ближайшего подхода ко Мне, нужно применить его на деле. Неужели только темные нападения могут заставить к сознательному устремлению удержать Мою Близость. Сейчас время такое, что в отдалении от Меня не устоять и не выдержать натиска тьмы. Устоять можно только лишь в единении яром со Мною. Темные стражу свою усиливают и пользуются каждым мгновением слабости или небрежения. Чаще поминайте Имя Мое и стремитесь удерживать избранное Изображение в сердце своем. Сознание, коснувшееся Света, при нападении тьмы будет яро стремиться к Фокусу Иерархии Света.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 530. (М. А. Й.).


В чем тайна успеха? В несломимой стойкости духа. Разве можно тогда не дойти, если при всех, даже самых невыносимых, условиях движение, пусть даже замедленное, идет только к Свету! При постоянстве устремления нельзя не дойти. Немного стоит любовь непостоянная, временная, с перерывами, равно как и все прочие качества духа, не утвержденные постоянством и непоколебимостью. Ближайшими считаем тех, кто твердо стоит на ногах, не шатаясь, не колеблясь.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 531. (Гуру).


Когда внутренний мир духа, созданный великим трудом многолетних усилий, неколеблем прибоем волн плотного мира или астральных течений, тогда можно сказать, что дом духа воздвигнут на основании прочном. Основание зиждется на Основах. От Основ не уклоняйтесь ни на волосок, ибо Основы неотрицаемы и непоколебимы. Огненными словами утвердите и утверждайте их в духе, ибо на них держится мир.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 532. (Нояб. 27).


Невозможно заменить Мир Мой миром своим, ибо крушение личного мира неминуемо. Мой Мир – мир неумирающей правды или действительности огненной. К нему приобщиться возможно и войти в орбиту его притяжения. Каждая Моя мысль с ним сближает и расширяет его. Коснувшись его, трудно уже удовлетворяться размерами и содержанием личного мира. Так, мир правды сверхличной не укладывается в личный мирок.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 533. (Гуру).


Можно ли остановить бег времени? Следовательно, движение в будущее неостанавливаемо. И, следовательно, будущего у человека не может отнять ничто. Мыслями сегодняшнего дня строится завтра. Значит, и будущее человечества строится мыслью. Отсюда – важность значения мыслей о будущем.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 534. (Нояб. 28).


Мой Мир не сочетается с маленькими, личными мирками землян. Чтобы войти в него, необходимо из личного мирка выйти и оставить его, ибо два эти мира несоизмеримы. Мысль не нова. Давно уже Сказано было, что душу свою потерявший обретает ее, и о том, что для того, чтобы следовать за Позвавшим, надо отвергнуться от себя. Таким образом, самость низшего «я» является той преградой, которую приходится преодолевать стремящимся к Свету. И это тоже не ново. Не ново и то, что знающие это условие все же о нем забывают всякий раз, когда погружаются в мир личных переживаний. Знание без применения – капитал мертвый. Лучше знать мало, но применить это малое, чем много знать и не применить ничего. Импульс применения Учения Жизни на практике ценен только тогда, когда он является импульсом самоисходящим, но не навязанным со стороны. Всякое навязывание бесцельно и бесполезно, ибо в конечном итоге не приносит ничего, кроме вреда. Следует научиться не навязывать даже несомненно хороших вещей. Когда сознание доходит само до необходимости применения в жизни той или иной мысли и применяет ее, тогда достижение несомненно и прочно.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 535. (М. А. Й.).


Огонь – двигатель духа, без огня нет продвижения. Главная задача – удержать в сердце огонь. Но столько тушителей вокруг, невольных и вольных, сознательных и бессознательных, темных, серых и даже светленьких. Обременение ползет отовсюду. Потому для защиты сердечных огней нужна круговая оборона. Только Владыка Один никогда не обременит огней сердца. Обращение к Нему всегда стимулирует рост огней. Поймем практически и жизненно, что мысль о Владыке есть соприкасание с Огнем-жизнедателем, то есть со Светом. Круговую оборону сердца следует понять как готовность его к защите от всех потенциальных тушителей или обременяющих, и даже часто очень хороших людей, но могущих расхитить Сокровище. Ведь по закону сообщающихся сосудов от горящего сердца каждый берет. Много Духов Высоких были растерзаны не врагами, но своими почитателями, ибо давали без меры, сверх меры законной и допустили полное опустошение Сокровищницы.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 536. (Нояб. 29).


Даже неудачная попытка выполнить Указание полезна. Неудача сейчас – при скрещении токов, удача – когда токи изменятся. Многое, очень многое зависит от пространственных условий. Человеческий организм, являя собою часть целого, находится с ним в тесной взаимосвязи. Арфа духа реагирует и отзывается на все пространственные звучания. Это и есть пространственное созвучие. Трудно сейчас, в период великого переустройства мира, когда рушится старый мир в своем видимом и невидимом аспекте. Ведь и в Тонком Мире разрушение его закристаллизованных форм велико. Не может быть ни спокоя, ни умиротворения, пока не наступит завершение. Так же как беспокойны и неуравновешенны стихии, точно так же неуравновешенны и антагонистичны и пространственные токи. Не мудро преисполниться миром и спокоем, когда вся планета в огне напряженного переустройства. И как может это произойти, когда Мы в напряжении неимоверном Стараемся удержать равновесие и предотвратить взрыв. Трудное время, тяжкое время – не могут чуткие духи не созвучать на него и преисполниться спокоем. По всей цепи Иерархии проносится эхо небывалого напряжения. События быстро следуют одно за другим, потрясая пространство на далекие расстояния. В орбиту планетного переустройства включены все. Нет теперь уголков на Земном шаре, где в счастливом неведении люди могли бы оградиться от Кармы планетной и не ответствовать на мировое переустройство. Эпоха огня приближается, и волны пространственного пламени касаются всех. Небывалое время. Все великое и все низкое выявляет себя для утверждения и жизни, для уничтожения и смерти. Победа суждена Свету и поражение – тьме.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 537. (М. А. Й.).


Спасение – в единении всех, кто от Света, вокруг Фокуса Иерархии. Другого выхода нет, другого решения нет. Чем темнее, неустойчивее, напряженнее вокруг, тем надо теснее сплотиться и стать ближе к Великому Сердцу. Единение с Ним и единение между собою. Трудно сказать, которое легче. Когда разъединяются все и вся, единение особенно осуществлять нелегко. Многие вместо единения, подобно улиткам, пытаются спрятаться в раковину самости. Но отделение от Фокуса Света не спасет никого. Ведь Сам Владыка Сказал: Утверждаю спасение всем, кто со Мною.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 538. (Гуру).


Зовом момента пусть будет мысль – в единении устоять, несмотря ни на что. Формула «претерпевшие до конца спасены будут» остается по-прежнему в силе и быть может еще более актуальной сейчас, чем когда бы то ни было раньше. Уловить точно тональность пространственной ноты может только чуткое сердце. В пространстве нехорошо, и потому так невыносимо тяжко на сердце. Все мужество и стойкость надо собрать, чтобы выдержать натиск бушующих стихий.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 539. (Нояб. 30).


Требуется время, и притом немалое, чтобы достичь того состояния, когда личные дела уже более не окрашивают аурических излучений. И в этом случае качество самоотвержения имеет решающее значение. Отойти от себя и своих переживаний непросто, так как они непосредственно касаются нас. Своя боль куда ощутимее, чем боль соседа. Но все же порою боль, причиняемая близким людям, очень ранит наше сердце. А оно должно утончиться до такой степени, чтобы на всякую боль окружающего ответствовать чутко. Чуткое сердце – символ сострадания. Только оно может вместить боль мира. Велика ноша сердца такого. Ее несет на себе чуткое сердце. Страдания за близких и дальних, за людей, за весь мир несказанно обостряют восприимчивость сердца. Утончение идет через страдания и сострадания. Жизнь часто ставит ученика именно в такие условия, чтобы сердце могло расти и восприимчивость его умножалась. В священном горниле страданий куются крылья Алайи.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 540. (М. А. Й.).


Жестокость людская – признак конца Кали Юги. Все темное в человеке выявляется напряженно для трансмутации. Не выявленное, как может оно преобразиться? Соприкасание с людьми очень сложно и болезненно очень. Человечности не хотят люди явить и бережности к окружающим. С этим приходится сталкиваться, чтобы еще лучше и глубже понять человеческую природу. За знание надо платить, а за познавание человека – особенно тяжко.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».