Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1966.



Грани Агни Йоги. 1966 г. 031. (Янв. 12).


Личное пусть не заслоняет всечеловеческое. Первое конечно, второе продолжается не прерываясь. Вошедший в поток мировой жизни и утвердившийся в нем устанавливает непрерываемость своего сверхличного сознания. Отрешение от личных интересов и всего, что связано с самостью низшего «я», и означает тот процесс, когда душу свою потерявший обретает ее в сферах жизни сверхличной, пробивая этим скорлупу своей ауры. И тогда начинает действовать в нем глаз мировой, а затем космический. Ограничения самости ужасны. Движения от себя и к себе создают мир, равный булавочной головке, ввергая дух в темницу безысходности. Явление самоотверженности космично. Недаром во все времена и у всех народов Земли так почитались герои. Героизм и самоотверженность – явления одного порядка. Без самоотверженности нет героизма. Героические подвиги являются апофеозом самоотвержения. Творите героев.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 032. (М. А. Й.).


Воздадим должное каждому акту самоотверженности. Длительность следствий его во времени приносит свои огненные плоды. Пространство не забывает таких действий. Люди могут забыть и даже вовсе не знать многих неизвестных героев. Но героические деяния запечатлеваются в свитках Акаши, и следствия их сопровождают героя во всех его жизнях. Жертвенность и героизм близки по духу, ибо подвиг являют собой. Подвигом отличается потолок взлета духа. Подвиг духа крылья дает. Подвиг не умирает в пространстве. Героические деяния в пространстве живут, вдохновляя людей на свершение новых.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 033. (Гуру).


Все временное поток жизни уносит с собою, но все вневременное остается с духом. Одно от другого необходимо в сознании отделить, удерживая около себя элементы вневременного. Так можно накопить истинные сокровища. Трудно даже представить себе, что удерживают около себя обычные люди столько нагромождений, столько ненужного, темного, серого. Нелегко освободиться от этих нагромождений, ибо они являют собою груз тяжкий. К Свету легче свободным от груза идти.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 034. (Янв. 13).


Если неизменяем Учитель, то и отношение к Нему не должно изменяться или колебаться в зависимости от колебаний внешних условий, удачи или неудачи, радости или горя. Если свое отношение к Нему ставить в связи с их переменчивостью, то любовь и преданность к Учителю станут флюгерами для каждого ветра. Отсюда недалеко до принципа «куда ветер дует». Базарные марионетки тоже дергаются и совершают движения в зависимости от того, кто и как дергает их за веревочки. Не уподобимся куклам базарным в отношениях своих к Учителю Света. Дикари ублажают своих божков дарами или же их бьют, если дела идут скверно. Аналогия весьма впечатляющая.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 035.


Формула «Владыка, в руки Твои предаю Дух Мой» произнесена не в минуты спокоя и благополучия, но на кресте, в момент тяжких страданий, на пороге смерти. Имеющий уши пусть услышит.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 036. (Янв. 14).


Можно ли ставить восхождение духа по Лестнице Света в зависимость от исполнения личных желаний, обращаемых к Иерархии? Личность живет желаниями, столь же временными и преходящими, как и она сама, и столь несовершенными и эгоистическими. Корни желаний уходят далеко в прошлое, еще более несовершенное, чем настоящее. Жить жизнью желаний – значит жить самостью. Йог заменяет желания приказом чистой мысли. Но для этого мысль должна быть очищена от элементов самости. Сколько людей, сидящих на берегах неисполнимых и неисполненных желаний! Сущность устремления к Свету так далека от желаний самости. Самость хочет всего для себя, для своей личности малой. Идеи и требования Общего Блага так далеки от нее. Но с самостью необходимо расстаться, ибо первое условие вступления на Путь Света – это «отвергнись от себя и следуй за Мною».

Грани Агни Йоги. 1966 г. 037. (М. А. Й.).


Превосходство духа утверждается на противодействиях окружающей среды. Оно может достигать такой силы, что даже физические страдания утрачивают над сознанием власть и перестают ощущаться. Ведь все ощущения относительны и условны. Загипнотизированному человеку или даже просто под внушением можно произвести операцию без ощущения им боли, из этого видно, что ощущения могут быть контролируемыми волей, чужой или своей. Путем долгого опыта жизни и страданий утверждает дух свою власть над собою, то есть над своими оболочками. Идущие к Свету рано или поздно утверждают ее.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 038. (Гуру).


Когда Карма или Учитель ставит ученика перед неизбежностью через что-то пройти, уклонение невозможно. Выход один – собрать все силы духа, все мужество, всю стойкость, чтобы не нарушить непреложности и ритма шага. Только такой ритм непреложности будет достойным сужденного победителя. Тот, кто, погружаясь в свои переживания, ощущения и страдания, начинает шататься или блуждать, тот не дойдет.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 039. (Янв. 15).


Чем больше возмущается, протестует и негодует дух на течение его кармы, тем крепче ее цепи – она пристает к нему плотно, подобно тому, как прилипло отравленное одеяние к телу Геракла. Крест кармы надо нести спокойно и мужественно. Только так можно исчерпать или погасить ее, не усугубляя. Много ошибок может совершить человек, восставая против Иерархии и приписывая Ей, а не себе самому неотвратимые следствия своих собственных заблуждений и проступков. Недаром древний философ, проданный в рабство, воздал благодарение ему, воскликнув: «Ну, кажется, я могу уплатить свои старые долги». За тяжкую карму, кроме себя самого, не на кого пенять. Это понимание освободит от желания обвинять кого-либо другого или Того, Кто Прилагает усилия, чтобы ее облегчить и ускорить. Старые долги надо платить, и чем спокойнее и сознательнее уплата, тем ближе освобождение. В конечном счете тяжесть или легкость кармы обуславливается сознанием. Малое сознание потерю собственности будет считать несчастьем, большое – освобождением. Так, отношение к карме зависит не от нее, но от сознания. Трудно идти через жизнь, лишившись привычного окружения, но перед переходом Великих Границ лучше не иметь ничего и быть свободным от привязанностей земных и земной собственности. Таким образом, несчастье для одного может оказаться благословением для другого. Дело не в фактах, но в отношении к ним. Факт сам по себе лишен эмоциональной стороны. Один страдает от голода, не поев день или два, другой выдерживает многодневное голодание и восхищается духом. Один страдает от небольшой боли, другой истязает себя и носит вериги или власяницу. По этому можно судить, сколь относительны переживания человеческие и насколько обуславливаются они состоянием сознания. Тот, кто понимает это и владеет преходящими состояниями сознания, тот близок к освобождению от власти кармы над его духом. Ощущения человеческие весьма относительны. Воин в бою, будучи ранен, не только не ощущает боли, но даже не замечает ран. Часто, выполнив ответственное поручение или передав важное донесение, он падает без чувств от усталости или потери крови. Напряжение психической энергии преодолевало телесную слабость, и когда оно прекращалось, тело вступало в свои права и заявляло о себе. Но дух сильнее тела, когда призван уявить свою мощь. Часто герой на подвиг идет, даже не думая о том, что может пострадать или уже страдает его тело. Превосходство духа поднимает сознание над болями тела или его неудобствами. Мирный обыватель заболел бы тысячами болезней и простуд, если бы его поставили в те условия, в которых находится на фронте боец. Сила духа неисчерпаема, когда призвана, и особенно, когда призвана сознательно. При восхищении духа можно не видеть, не слышать, не ощущать и не переживать того, что иначе остро бы ощущалось, но и наоборот. Все в духе, все от духа, и дух властвует над всем, если призван.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 040. (М. А. Й.).


Как бы ни был отягощаем дух обстоятельствами, справедливость все же требует признать, что именно эти трудности и отягощения особенно плодоносны тем опытом и знаниями, которые они приносят. И чем они напряженнее и невыносимее, тем более дают они богатые и ценные следствия. Получение и приобретение пропорциональны плате. Но многие платить не хотят, хотят получать просто так, нахватавши поверхностных сведений о возможностях достижений и о скрытых способностях, заложенных в человеке. Но даром ничего не дается, все надо заработать и за все заплатить. Путь достижений нелегок. Боящийся трудностей жизни или мечтающий о легкости достижений, не подходи!

Грани Агни Йоги. 1966 г. 041. (Гуру).


Отходят все, не утвердившие Учения Света жизнью своею. Волны житейского моря смывают построения на песке. И удивляются оставшиеся у разбитого корыта, куда все ушло и где те розовые замки, за стенами которых так уютно и, казалось бы, прочно чувствовало себя окрыленное беспочвенными мечтаниями сознание. Но суров путь, сурова жизнь, и подвиг суров. Не в розовых мечтаниях, но в борьбе и преодолении заключается продвижение духа. И только преодолевающему открывается узкая тропа, ведущая в жизнь.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 042. (Янв. 16).


Один допускает проступок вопреки своей воле, не будучи в силах бороться с собой. Другой делает то же самое с соизволения воли. Поступки могут быть одинаковы, но роль воли различна. В первом случае нечто совершается в рабстве, во втором – в свободе. Когда в свободе, воля не страдает, когда в рабстве, она разрушается. Сам по себе поступок не столь важен, как отношение к нему и мотив. Наркоман – это человек с разрушенной волей и раб своей слабости. Слабость и своеволие не годятся для эволюции. В борьбе видов за существование выживают сильные. Тот человек, чья воля владеет действиями, кто даже проступки свои совершает с соизволения воли, но не ей вопреки, тот может дойти до полной победы над собою и себя преодолеть.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 043. (Янв. 17).


Солнце восходит и заходит, и лучи его озаряют Землю вне зависимости от того, что на ней происходит. Точно так же и Лучи, льющиеся из Твердыни, могут постоянно озарять сознание, если сердце открыто для них, вне зависимости от того, что происходит с человеком. Таким образом, постоянная открытость сознания и сердца Лучам Света Иерархии, несмотря ни на что и вопреки самым тягчайшим условиям жизни, будет служить ручательством постоянства с ней связи. Многие, не выдержав испытаний, закрывают для доступа Света сердце свое. И тогда отрыв неизбежен. Не понимают отходящие, что связь духа со своим Иерархом устанавливается поверх всех его временных оболочек и движений, постоянно идущих в них. Тело умирает, и с ним уходит все земное и заменяется окружением тонким, но связь с Тем, Кто Ведет, остается. Остается она и тогда, когда сбрасывается ментальное тело, ничто не нарушает и не может нарушить этой связи, если только сам человек, в ослеплении момента, не нарушит ее. Свет Иерархии светит для всех, желающих его видеть, и особенно для видящих Солнце.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 044. (Гуру).


Оболочки затемняют знание духа. Также затемняют они и Близость Того, Кто с нами всегда. Если принимать за реальность жизнь в оболочках и призраки Майи, то Учителю места не будет средь них. Вопреки очевидности утверждается силою духа действительность, и движение к Свету совершается при всех и всяких комбинациях внешних условий или состояниях оболочек. Только так можно дойти.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 045. (М. А. Й.).


Где бы человек ни жил и каково бы ни было его окружение, он хочет пить, есть и спать, иначе тело не выдержит. Вот точно так же он должен хотеть пищи для духа и постоянно поддерживать ею в себе жизнь духа, который тоже нуждается в питании Светом. Ритм связи с Учителем Света является пищей для духа.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 046. (Янв. 18).


Не все ли равно, где происходит Общение в духе с Учителем Света: на Востоке или Западе, на Севере или Юге, в этом мире или Мире другом, Надземном. Ни место, ни расстояние, ни окружающее значения не имеют. Общение – в духе. Так же, хотя бы на время, можно отбросить все мешающее и все рассуждения, какими бы логичными и убедительными они ни казались, если только они препятствуют контакту. Обычное мышление всегда будет противоречить Высшему, ибо давно было сказано, что земная мудрость – вражда против Господа. Поймем это широко, отбросив клерикальный налет. Логика огненного мышления столь же, или даже более, разнится от логики обывательской, как логика бесконечно малых и больших величин от обычных правил арифметики, или законы плоскости от законов трехмерного мира или Миров Высших Измерений. Лучше всего просто отложить все обычные мысли и, освободив от них сознание и таким образом очистив его, предоставить ему, подобно зеркальным водам затихшего озера, отражающего небо и звезды, отражать ясно и без искажений уже не свои мысли, но мысли Высшего Мира. Они несутся в пространстве и доступны восприятию сознаний, не омраченных и не затемненных волнами мыслей житейских.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 047. (М. А. Й.).


До самого последнего момента надеялся Гуру, что поправится и поедет на Родину. Мне тоже была дана надежда на поездку и желание встречи. Ученики Христа также жили несбыточной надеждой на скорый приход Учителя. Почему это происходило? Не потому ли, что надежда есть мощный двигатель духа. Неважно, как, отчего и почему, но очень важно, чтобы надежда, устремляющая дух к восхождению, не умирала. И если надежда не осуществилась, то она все же выполнила свое назначение и продвинула дух на новую ступень понимания. Таким образом, сама по себе надежда на что-либо не существенна, но ее способность продвигать сознание и его расширять ценна необычайно. Вместо сетования на несбывшиеся надежды и ожидания лучше помыслить о том, насколько они подняли дух по Лестнице Света и приблизили к цели. Ценность огненной мощи надежды не в том, на исполнение чего надеется человек, а в том, что эта сила дает ему энергию жить и победно идти по пути Света. Это понимание трудно внедрить в мозг, но без надежды нет жизни. Не убивать, но растить и лелеять в себе будем каждое семя надежды. Без надежды – безнадежность, безысходность и беспросветный тупик. И скажем спасибо всем тем, кто зажег наше сердце надеждой, хотя бы даже неисполнившейся и неисполнимой, если эта надежда зажгла в нашем сердце огни.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 048. (Гуру).


Надежда на Великий Приход, надежда на эволюцию мира, надежда на утверждение Новой Эпохи Огня – разве это не мощнейшие двигатели прогресса, дающие стимул для совершенствования духа. Владыка Майтрейя Говорит всем людям и людям Дает огненную надежду непреложности на преображение мира. Есть надежды людские, надежды земные, надежды преходящих миражей личной жизни, но есть надежды Космические, покоящиеся на непоколебимом знании Космических Законов. Эти надежды, вернее, это знание непреложности уявления будущего, ведут Тех, Кто Руководит эволюцией планеты и ее человечества. Эти надежды, вернее, это знание будущего, несут на себе печать непреложности. Иерархия Света этим Живет. Иерархия Света Действует знанием этим.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 049. (Янв. 19).


Удержать достижение много труднее, чем добиться его. Поэтому Настаиваю на приложении знаний на практике. Примененное остается даже во время пралайи сознания. Непримененное утрачивается. Теория хороша, если только она сопровождается практикой. Утвержденного в применении от человека отнять уже невозможно. Неудачи в приложении Учения зависят не от Учения, а очень часто от темных противодействий. Упорством и настойчивостью преодолевается многое. Опытный ученик не отступает даже перед самой упорной неудачей. Может быть, остается сделать всего один шаг до победы. Все неприложенные знания покоятся на песке и рассыпаются прахом при столкновении с суровой действительностью жизни.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 050. (Гуру).


Думающий о Свете, стремящийся к Свету, ищущий Света, Света хотящий имеет его. Только отвращающийся от Света погружается во тьму. Таким образом, мысль о Свете уже Свет порождает в сознании и осветляет его. Мысль о Носителях Света с Ними связует и создает мост, или канал соединения с Ними, в пространстве. Когда очень темно, будем думать о Свете. Только он, только Свет может победить тьму и внутри и вовне.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 051. (Янв. 22).


Можно позволить оболочкам прозвучать на той или иной волне, но при условии, если отойти в сторону, наблюдая при этом, как они воспользуются предоставленной свободой, и ни на миг не отождествляя себя с ними. Это, конечно, трудно. Но ведь даже актер на сцене все время следит за собой, за тем, как исполняет свою роль. Это раздвоение не мешает ему быть хорошим исполнителем и понимать, что всякая роль временна, как бы хорошо она ни игралась. Необходимость земных воплощений указывает на то, что условия плотного мира нужны и их избежать или уклониться от них невозможно. Через них надо пройти независимо от того, хочет этого человек или нет. Отвращаться от них не будем. Но и высшего назначения духа тоже не следует забывать. Следовательно, решение – в мудром сочетании Надземного и земного. Корабль, идущий в далекую гавань, имеет свое назначение, и это не мешает капитану стройно, размеренно, соблюдая строгий порядок, регулировать жизнь на корабле. Без этого корабль не дойдет до цели. Так и в жизни земной человеку приходится через нее проходить, имея в виду конечную цель и в то же время не забывая, что ее не достичь, если земное не будет упорядочено и подчинено ей. Гармоничное сочетание духовного и земного и будет правильным решением жизни.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 052. (Янв. 23).


Когда цветы духа попираются и топчутся некоторыми людьми, испытание становится особенно трудным. Не для них, жестоких и темных, растились они. Многие утонченные организмы не выдерживают условий земных, не их в этом вина. Не научились еще люди ценить этих предвестников нарождающейся расы. Но все же когда-то время придет, и эти цветы человечества будут почитаться сокровищем народов.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 053. (Гуру).


Как просто, легко и беспрепятственно освобождается дух от, казалось бы, совершенно безвыходных обстоятельств и тяжкого окружения, когда наступает срок. И то, что стало глухой, беспробудной стеною, вдруг исчезает. И дух обретает свободу, которой был тяжко лишен.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 054. (Янв. 24). (М. А. Й.).


Когда окружающие условия становятся слишком уж тесными и невыносимыми, можно, убрав элемент времени, помыслить о далеком будущем, как бы стирая границы, отделяющие нас от него. Будущее это неотъемлемо, оно непреложно наступит. Осознание его сделает это будущее реальным фактором внутреннего мира человека и двигателем духа. Придет это будущее, и настанет время, когда человек будет в состоянии действовать в любом из своих проводников, когда внутренние возможности заменят ему и телеграф, и телефон, и телевизор, когда исчезнут болезни, нищета, безобразия, насилия и войны, когда преображенная человеком Земля станет садом цветущим, прекрасным, а Дальние Миры – реальностью для сознания, доступной и близкой, когда красота и гармония будут царствовать на Земле и смерть утратит свое жало, ибо ее не будет существовать для духа. Все это будет, все это определено в будущем для человека эволюцией сущего. И все это может стать, даже теперь, непреложной и неотрицаемой реальностью для сознания. Все в духе. Недостижимого нет.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 055. (Гуру).


Меч Александра и Гордиев узел пусть будут символами того, как могут быть решены в духе многие проблемы земные. Ведь это для тела и ощущений земных – теснины, границы, преграды. Но в духе – свобода, и для мысли преград быть не может. Перенесение бытия в мысль даст духу свободу. Зачем же искать далеко то, что близкого ближе.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 056. (Янв. 25).


При неуклонности ритма всегда остается возможность почерпать плодоносно из сокровищницы пространства в периоды между пралайями сознания. Надо лишь помнить, что не бывает испытания, не имеющего конца, и что периоды пралайи сознания сменяются подъемом. Все в природе подчинено закону периодичности и изменений и закону полюсности. По мраку ночи можно судить о сиянии дня и по тягости ноши земной – об освобождении от нее духа. Дворец богача и лачуга бедняка нередко сменяют друг друга. Как же иначе закалится дух, как не на смене противоположностей. Даже стали не закалить, не применив этого принципа. Говорю к тому, чтобы не отчаивались, видя кажущуюся безвыходность земного окружения или временного стечения обстоятельств. Я Дал, Я Даю, Я Дам, но не раньше, чем надо. Имеющий терпение до конца путь утверждает победный.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 057. (М. А. Й.).


Многое прощается при неуклонной твердости шага. Изменения в оболочках не могут быть решающими, ибо всегда временны, но изменения в духе решают все. Будем внимательны к последним и очень осторожны, принимая решения духа. Так, имеет мало значения вопрос, что пить и что есть или во что одеться. Но положение становится фатальным, если возникает вопрос о том, как относиться к Общению, к устремлениям духа, к утверждению Серебряной Нити или Основам Сокровенного Знания. При неизбежных изменениях внешних условий вопросы из области духа остаются неизменными, ибо Основы непоколебимы. Таким образом, можно отделить преходящее от непреходящего и временное от вечного. Дух вечен, и вечная жизнь, и есть жизнь духа и в духе. На чашу весов полагается жизнь тела и в теле, и все это зависит от того, которая перетянет.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 058. (Гуру).


Ларец для тех, кто, пройдя через горнило земных испытаний, сумеет удержать Серебряную Нить связи с Учителем. Испытания на прочность связи одни из труднейших. Для кого-то это были костры, пытки, растерзание зверями, для кого-то одиночество и лишение привычных условий, для кого-то богатство и власть. Для каждого свое, но не менее трудное, чем для другого. И выдержавшие прошли через все, не порвав связей духа. Удержать Серебряную Нить много труднее, нежели ее установить. Об этом следует думать, ибо земная жизнь есть проверка стойкости духа, подготовка его для жизни в Надземном.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 059. (Янв. 26).


Интересно отметить, что мысль или решение, принятые или продуманные в течение дня, ночью, во время сна, продолжались и проявляли себя в действии. Но так как сон – это малая смерть в миниатюре, то, по аналогии, легко допустить, как те же мысли или решения будут влиять на послесмертное состояние человека. Мысль – явление тонкого порядка, хотя и порождается мозгом. В ней как бы одновременно проявляются свойства обоих миров. Порождать ее можно в мире земном, через посредство мозгового аппарата, а действие ее продолжается и в этом мире и в том. Объединение миров совершается мыслью. Дитя незримого плана, она царствует в обоих мирах. Фотографирование мысли покажет, что это не абстракция, но реальная сущность, облеченная в конкретную форму. Пора бы уже понимать, что абстрактное представление о мысли условно и неверно. Мысль есть реальность, более длительная и устойчивая, чем преходящие условия плотного мира. Казалось бы, видимый явно предмет мира земного и незримая мысль – какое может быть сравнение, и, однако, мысль по сущности своей более реальна, чем даже земные предметы. Камень может существовать тысячелетия, но символ или мысль, запечатленные на камне, все же переживают длительность существования камня, ибо в хрониках Акаши сохраняются навсегда. Так, когда мыслим о вещах преходящих и неистребимых в пространстве, мысль отнесем к непреходящим и неуничтожаемым.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 060. (М. А. Й.).


Думали ли о том, что карма человека как сознательно мыслящего существа есть следствие кристаллизованных мыслей, порожденных им в прошлом? Не столько поступками, сколько мыслями порождается карма. Поступки как следствия мысли тут же себя и исчерпывают, и для совершения новых нужны новые мысли. Но мысль, не исчерпавшая себя в действии, остается в ауре мыслителя и будет в ней пребывать до тех пор, пока не выльется в действии. Бережно прожить жизнь – значит соблюсти мысль, не порождая неизбежности нежелательных следствий, вызываемых мыслями отрицательного порядка.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».