Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1968.



Грани Агни Йоги. 1968 г. 151. (Гуру).


Когда ваше терпение в ожидании будущего иссякает, помыслите о том, что Учителя Братства тоже Пребывают в ожидании. Они многое Знают, многое Видят, Видят сужденное будущее планеты, которого еще нет, но которое будет, и все же вынуждены ждать, как и вы, ибо течение сроков нарушить нельзя. Помните картину «Ждущие». Только постарайтесь понять, что ожидание не есть бездеятельность и пассивность. Мы признаем только ожидание действенное, когда человек сознательно подготовляет себе в нем место, утончая свою сущность, расширяя свой кругозор и сознание.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 152. (Март 13).


Через периоды ужасных давлений тоже надо пройти и выдержать их, не теряя связи с Учителем. Как бы ни были они сильны, не могут они сокрушить дух, ибо дух несокрушим, и ничто не может уничтожить его. Именно только испытания дают эту несломимую уверенность в нерушимости духа. Через столько уже прошли, и все они в прошлом, а дух остался. Река жизни течет мимо, а сидящие на берегу, ученик и Учитель, созерцают ее, не втягиваясь в ее поток и ее водовороты. Трудно научиться смотреть, как бы стоя в стороне, как бы будучи только зрителем, словно в кино или театре. И смотрит человек, и переживает, и получает радость или огорчается за героев, сознавая все время, что он – только смотрящий, но не участник происходящего. Это можно усвоить, если понять, что царство духа не от мира сего, но выше. Можно яро отметить, что все Великие Духи, приходившие на Землю, Считали Себя только путниками, приходящими в мир и имеющими свой особый путь дальше в будущее, в жизнь, которую Полагали Они вечной. Так и вы стремитесь осознать себя путниками пути беспредельного, путниками в Беспредельность. Конечно, мировые события имеют большое значение для людей. Но ведь были они и сто, и двести, и тысячи лет тому назад. И тоже имели значение для людей того времени. И все они прошли и сменились другими, имеющими не меньшее влияние. Сменятся и уйдут в прошлое и события текущего времени, но останется дух, который так же будет смотреть на поток уже новых событий, так же, как и прежние, обреченных на забвение во времени. Хочу, чтобы более ярко осознали мысль о преходимости текущего часа и о непреходимости и вечности духа. Говоря, что «и это пройдет», Соломон имел в виду мысль о нерушимости духа и превосходстве его над всеми текущими явлениями жизни плотного мира. Нелегко сочетать это положение со значимостью, необходимостью и смыслом земных воплощений. С одной стороны, мираж Майи и проходимость и кажущаяся реальность земных снов, с другой – путь земных воплощений как единственная возможность эволюции духа и приобретения им опыта и знаний, столь нужных для его развития. Многое зависит от умения сочетать полюсы противоположных явлений, ибо на явлении противоположностей основана жизнь.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 153. (М. А. Й.).


Лишь бы только Владыка Жил в сердце, и тогда хватит сил пройти через все, и пройти победителем. Так что мысль надо положить ко Владыке, но не к случайностям внешних условий. Случайности уйдут, как пришли, но Владыка Останется в сердце и Станет не отделимым от него. Слиться сердцем с Владыкою Света будет утверждением Света в себе. Для преодоления внешних противодействий силы духа надо направить на объединение сознания с Учителем, а не на внешние обстоятельства, и тогда только можно будет в сердце силу найти преодолевать их и противостоять им. Пусть каждое противодействие научит постоянству единения. Неужели не видите, как условия жизни яро подталкивают вас к непрерываемому предстоянию перед избранным Иерархом.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 154. (Гуру).


Только связь с Иерархией делает непобедимыми воинов духа. Перерыв связи уже есть поражение. Потому главная забота – о том, чтобы укрепить всеми мерами, всем устремлением и всем желанием нить этой сияющей связи. Даже думание об этом уже помогает. Можно явно представить ее протянутой и вибрирующей в пространстве. Эти нити являют собою планетную сеть Света. Поддержание ее есть обязанность каждого сотрудника Света.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 155. (Март 14).


Через овладение мыслью тоже надо пройти как через ступень необходимости. Мысль растущего сознания становится сильнее, и если не иметь власти над ней, над любой мыслью, допущенной в сознание, то овладеет она. Быть в рабстве у собственных мыслей недопустимо, хотя бы потому, что психиатрические больницы часто дают весьма убедительный пример того, к чему это приводит. Многие крайности в человеческом поведении вызваны неумением управлять своими мыслями. К счастью, тренироваться в этом искусстве можно всегда, и именно упражнения в этом, упорные и постоянные, могут дать желаемые результаты. Можно начинать с малого, чтобы постепенно приобрести уверенность и в большом. При этом хорошо отметить, как прилипчивы негожие мысли, вызванные каким-либо вожделением, и как трудно от них освобождаться, если они привычны и имеют глубокие корни в памяти. Но мысль порождается человеком, и тому, кто ее творит, дана власть над нею, дана, так сказать, в принципе, в потенциале, который и нужно утвердить уже практически, в применении. Полная аналогия, что человеку дана власть над всякою плотью, но тоже в потенциале, в действительности же в той или иной степени ее Достигли только Великие Духи и весьма редко кто из людей. Также дана человеку власть и над своим собственным телом, тоже в потенциале, но большинство людей стали рабами своего тела. Но вернемся к овладению мыслью, ибо и власть над телом достигается тоже через нее. Нельзя перейти реку, не дойдя до нее. Необходимость предварительного подхода указывает на то, что не сразу, но постепенно и последовательно, шаг за шагом, приближается человек к цели. Начав с мыслей малых, можно, обуздав их и подчинив воле, переходить и к большим и упражняться в этом упорно и постоянно. Вот что-то огорчило и долбит сознание. Что долбит? Мысль. Надо отбросить ее. Вот что-то нарушило равновесие. Что нарушило? Мысль. Надо ее отогнать. Вот не дают мысли заснуть, мысли интересные, увлекательные, хорошие. От них тоже надо уметь освобождаться – от хороших так же, как и от плохих. Всякими и всеми мыслями надо привыкнуть воле распоряжаться. При этом следует иметь постоянно в виду, что легче не допускать нежелательные мысли в сознание, чем, допустив, от них защищаться. Пока творится мысль, человек волен над нею, но, когда она создана и пущена в пространство, она начинает свое самостоятельное существование как живая, пульсирующая энергией сущность, и тогда уничтожить ее почти невозможно. Правда, ее можно сжечь, но для этого требуется огненная энергия большего напряжения, чем то, которое породило эту мысль. По опыту знаете, как живучи некоторые мысли, как они живут в глубинах памяти десятками лет, чтобы вновь возвращаться и возникать перед сознанием во всей своей силе. Вот кто-то бросил курить, решительно и бесповоротно. Желание от времени до времени вновь возникает, даже во сне человек иногда курит, но время проходит – и твердость решения побеждает мысли о курении, и они уже больше не тревожат победителя этой привычки. Так же точно протекает процесс и во всем прочем, где хочет освободиться человек от власти привычек, и особенно от нежелательных привычек мышления. Можно внушением заставить себя не думать о чем-то, чтобы тем больше облегчить эту задачу. Работа над собою в деле овладения мыслью и подчинения ее воле очень увлекательна и интересна, а главное – плодоносна. Ведь и все нежелательные переживания и эмоции возникают только при попустительстве мысли, то есть при ее содействии. Распущенность эмоций и неумение владеть своими нервами есть следствие распущенности мыслей и неумения ими управлять. И как же тот, кто не может управить собой, то есть своей мыслью, может управлять мыслями других людей, явно вредящими и ведущими к падению. Так поймем необходимость ступени овладения мыслью.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 156. (М. А. Й.).


Расширение сознания обуславливается ритмом новых поступлений. Пусть привычка к потоку новых восприятий не превратится в обыденность и не потонет в сумерках повседневности. Пусть необычность звучит на ключе устремления к новым нахождениям. Дается именно то, что нужно на данный момент. Но это нужное надо усваивать практически, немедленно прилагая получаемые указания в жизни. Спросите: почему так много дается? Во-первых, потому, что дается не для одного получателя, но и для тех, кто пойдет после. Во-вторых, дается и для пространства, ибо воспринятая, и оформленная, и кристаллизованная мысль становится достоянием уже многих могущих ее воспринять. В третьих, даже малое, взятое от всех этих богатств, малое, но хорошо усвоенное и приложенное в жизни, даст несомненную пользу.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 157. (Гуру).


Уже Говорилось о том, что при неумелом сочувствии и жалении жалеемый и жалеющий – оба попадают в яму беспросветности. Так что и жалеть надо умеючи. Сострадание заключается совсем не в том, чтобы заразиться и омрачиться переживаниями страдающего человека, а в том, чтобы, сохранив свое равновесие и светлое, и бодрое состояние духа, поднять страдальца до себя и тем осветлить его, облегчить его состояние и дать импульс поднять сознание из той ямы, в которую оно погрузилось. Надо научиться светлому состраданию, не позволяющему опускаться во время помощи вниз.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 158. (Март 15).


Человек может забыть то, что с ним случилось в какой-либо день, год, несколько десятков лет тому назад. Он может забыть очень много и все же оставаться самим собою, ибо квинтэссенция памяти выражается в его сознании в виде разных способностей и самосознания. В Тонком Мире нужны опыт, знания и все качества духа, но не нужны воспоминания о земном и привязанности к земным вещам и местам. О них там можно забыть и их не вспоминать, совершенно не чувствуя от этого какого-либо ущерба, и скорее – наоборот, получая от этого свободу для проявления, не зависимого от привязанности к земному. Когда побежденная низшая дуада отпадает и дух освободится от нее и идет дальше, он совершенно не чувствует, что потерял или утратил что-то ценное, ибо все его «Я» он ощущает в себе и с собою. Так отваливаются земные наросты для свободы полетов и полной жизни сознания в Высших Мирах. Для того чтобы читать, нужно знать грамоту. Для того чтобы понимать высшую математику, тоже нужна подготовка. Без подготовки и знания нельзя иметь понимания и осознания жизни в Сферах Высоких, ибо сознанию без соответствующих накоплений там нечем жить. Самый глубочайший символ ничего не говорит неподготовленному уму. Когда Говорю, что в Мире Надземном жизнь раскрывается по сознанию, Имею в виду именно подготовленность духа к жизни в Мире Внеплотном. Кто жил на Земле Красотою, увидит ее. Кто жил в свинарнике, грязи и был покрыт грязью, увидит свинарник и ничего более, пока не отмоет грязь. Все, что есть на Земле, имеет свое отражение в Мире Надземном, но усиленное во много раз. Спросите: почему усиленное? Отвечу: на Земле человек видит то, что существует в тот момент, когда он смотрит. В Мире Тонком явления наслаиваются одно на другое, сочетая в себе и прошлое, и настоящее явления, и этим они усиливаются в степени воздействия на человека, созвучащего им по своей сущности. Вот почему там все усиливается и обостряется и почему там много труднее бороться с тем, что еще не изжито и что влечет в низшие сферы. Этим и опасны воронки притяжения вихрей астральных, вовлекающие магнитно в свой водоворот созвучных им духов. Притяжение к Сферам Высоким парализует низшие притяжения. Но создается оно на Земле. Невозможно, устремляясь вниз на Земле, вдруг начать устремляться вверх, освободившись от тела. Дух будет двигаться по направлению, утвержденному в плотном мире. И благо тем, кто на Земле к Свету стремился, ибо если на Земле что-то мешало, то притяжение становится сильнее и обостреннее. Хочу уточнить это обстоятельство: на Земле надо есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и массу всевозможных обязанностей чисто земных по отношению к своему телу и людям. Там все это чисто земное отпадает и путь для чистого устремления становится открытым и свободным. Хорошо помыслить о том, что составляет сущность надземной свободы, и о том, как ее утвердить.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 159. (Гуру).


Все остается, как было Сказано. Великий План неизменен. План не виновен в том, что сознание людей, несмотря на все несчастья и бедствия, все еще не готово. Во сколько же миллионов жертв оценивают люди пробуждение духа?! А ведь бедствия и неуравновесие планеты будут усиливаться. Безумие отемненных сознаний возрастает. Не видят безумцы, какую участь готовят себе.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 160. (Март 16).


Почему приписывать тяжкое состояние духа нездоровью или каким-либо личным причинам, когда так нехорошо в пространстве и когда антагонистические токи действуют так угнетающе. Ведь каждый момент можно дать себе ясный отчет о характере пространственной ноты, на которую звучит организм. Говорится об этом к тому, чтобы бережно относились к расходованию психической энергии. Ведь если внимательно проследить за собой, то можно заметить, что очень много говорится, чувствуется и мыслится лишнего. Все это можно сократить, имея в виду экономию психической энергии. Вместо десяти слов можно с успехом сказать три. Мыслить и говорить четко, ясно, кратко – качество йога. Лучше эту энергию направить на полезную волну. Только подумать, сколько ненужного, вредного и лишнего вообще говорится людьми и сколько делается! Об экономии сил духа не думает никто. Почему люди так боятся молчания? Качество молчания обычно присуще сильным и сдержанным людям. Конечно, ценно только молчание сознательное, ибо в противном случае молчаливость пня можно поставить в заслугу. Точно так же ценно, когда человек может делать и не делает, но не тогда, когда не делает потому, что не может. Конечно, имеется в виду неделание вещей, не соответствующих достигнутой ступени. Овладение собою и контроль над собой, в сущности говоря, нужны для экономии сил и накапливания Агни. Заметьте, как мгновенно обессиливает себя человек, допустивший раздражение или страх или подпавший под власть нежелательных эмоций. Победа над собою – наинужнейшая, и тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 161. (М. А. Й.).


Будем постепенно обрубать или ослаблять нити земных устремлений. Самое важное – это понять ограниченность и короткость орбиты их проявления. Одно это понимание уже освобождает от многих иллюзий, в особенности же от иллюзий собственности. Нет ничего хуже, чем унести с собою в Мир Тонкий неизжитую собственность и быть там привязанным к ней. Столько вещей нужно человеку на Земле, и ничего – там. Но это надо понять, чтобы не брать с собою. И какое облегчение психики, когда человек идет туда свободным от ярма собственности.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 162. (Гуру).


Как бы это еще сильнее, еще доходчивее сказать и пояснить, что и рабство и освобождение – в духе. Если в духе человек не освободился от чего-то, хотя сделал это фактически, то нет ему от этого никакой пользы. Например, отказался от чревоугодия и перешел на воду и хлеб, а сам исходит вожделением к тому, от чего отказался. Он создает такие яркие мыслеобразы объедения, которые надолго привяжут его именно к тому, от чего хотел он освободиться. И так же точно происходит во всем прочем, от чего не в силах освободиться человек в духе. Не изжитое в духе остается с ним, хотя кажется ему, что отбросил и преодолел в себе искореняемый недостаток или свойство.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 163. (Март 17).


Великие Духи так же неуклонно Подчиняются Космическим Законам, как и все Сущее. И Приходят на Землю не для того, чтобы нарушить Закон, но чтобы исполнить. Кроме того, каждый из Них Имеет свою определенную миссию, связанную с определенными условиями и добровольной неизбежностью ее выполнения. И Могли бы порою Они вызвать могучие силы для освобождения себя от страданий, но не Делают этого, чтобы не нарушить Закон и выполнить Поручение так, как должны. Невежество полагает, что Они не Болеют, не Страдают, что законы жизни физического тела не для Них. Но так рассуждают люди лишь по неведению. Высшие Духи особенно чутки ко всему. Утонченность аппарата заставляет воспринимать всю тяжесть окружающего несовершенства и ответствовать на страдания и обращения к Ним приходящих. И если Соломон и Акбар провели жизнь во всей славе земной, то даже и это не освобождало их от Ноши мира сего. Слава земная имеет значение для обычных людей, но для Духов Великих это тяжкая Ноша. И не Соломон ли сказал, что даже «во многом познании много печали, и кто умножает познание, умножает скорбь». Ношу земную Великие Духи Несут не только тогда, когда Живут среди людей, но и когда Пребывают в Твердыне и вне земных оболочек, ибо Приняли на Себя великую ответственность за Землю. Труд до кровавого пота и постоянный планетный Дозор как на Земле, так и в Мире Надземном – Их светоносный удел.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 164. (Гуру).


Если мысленно представить себя свободным от ограничений плотного мира, то дух устремится туда, куда влечет его сердце, и к тем, с кем связывает его огненное чувство любви и желание быть вместе. Так, устремлением и любовью обуславливается направление духа в пространстве, когда плотное окружение перестает существовать. Каждый человек свое будущее определяет сам, и ведет его мысль. Думают все, но как различны между собою мысли людские, и сколь же различны те сферы, в которые влекут они дух. В этом великое значение мыслей, и в этом же и ответственность человека за каждую из них. Мысль – это сила, влекущая и устремляющая сознание вверх или вниз, во тьму или к Свету. Ответственность за мысли – вот та спешная и неотложная задача, которую необходимо осознать каждому человеку.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 165. (М. А. Й.).


Самое трудное искусство – это умение обращаться с людьми: и научить нужно, и указать на недостатки или ошибки нельзя, ибо обидятся тут же, и нужно помочь, пояснить и продвинуть. Мы стараемся избежать прямых указаний и особенно критики, не говоря уже о недопустимости осуждения. Осуждение отталкивает сильнее всего, даже на расстоянии. Видеть, знать, чувствовать недостатки человека и все же не осуждать – свойство Архата. И прохожих близко к сердцу допускать нельзя. И так не хочется видеть в подходящих только прохожих, ибо среди них могут быть и сопутники, и друзья. Так же невозможно подавлять людей и громадой доверия. Из необоснованного доверия родится предательство. Овладение искусством подхода к сердцам человеческим достигается опытом и любовью.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 166. (Март 19).


Дом, разделенный в себе, – символ весьма примечательный, отсюда и половинчатость, когда существо человека раздирается противоположными устремлениями. Дух хочет подняться кверху, а астрал тянет вниз к тому, что допускал он в прошлом. Под всевозможными предлогами хочет он повторения того, что было когда-то, и хочет оседлать мысль. Сопротивление и своеволие этой оболочки могут быть очень сильными. А темные в это время особенно стараются подбросить самые нехорошие мысли. Отстраненные волей, они набрасываются вновь. Подпасть под их власть – значит погрузиться в бездонное болото. В эти моменты хорошо повторять какую-либо краткую молитву, чтобы волны ее отбивали натиск тьмы. Полнота Помощи оказывается при полноте устремления и желания освободиться от насылаемых воздействий. При разделенности сознания и его половинчатости Помощь доходит только частично. Монолитность мышления означает искреннее и сильное желание расстаться со всеми «тараканами за пазухой» и всем прочим сором. Как идти вперед, когда одна нога шагает вперед, а другая назад. Ведь если шаг назад совершается не наяву, а во сне, то это только показывает, что нежелательные свойства и желания еще не изжиты в подсознании и не вырваны с корнем.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 167. (М. А. Й.).


Как бы ни было трудно, надо пройти через все, и пройти победителем. Кто же обещал путь легкий? Над мыслями – постоянный и беспощадный контроль, над каждой, над маломалейшей. Молитва Иисусова – в тех случаях, когда натиск мысленный особенно силен. И постоянная готовность отражать каждую попытку воздействовать на ваше сознание через кого-то из окружающих. Сейчас разгул тьмы на планете, и невозможно ослабить дозор.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 168. (Гуру).


Что делать? Вооружаться терпением, мужеством и решимостью претерпеть все до конца.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 169. (Март 20).


Получая Помощь и обращаясь за Помощью, следует привести себя в соответствующее состояние. «Когда кто-то шатается» или допускает другие негожие мысли, «он выпадает из Луча». Твердый и решительный приказ воли действует безотказно. Вред получается, если оставлены какие-то лазейки или желание потворствовать той или иной слабости. Приказ всего сознания сокращает возможности попустительства для подлежащих изжитию свойств. Но когда что-то еще остается и с чем-то даже подсознательно еще не хочется расстаться, то остается и соответствующая лазейка или щель для проникновения темных воздействий. Требуется полнота очищения сознания и памяти от всякого сора. Изгнанные мысли возвращаются вновь для проверки твердости решения от них освободиться, и, изгнанные повторно и не один раз, они уже не беспокоят, как не тревожит окончательно и полностью искорененная привычка курить. Для постоянства Помощи и Охраны нужно постоянство созвучно настроенного сознания, постоянно соблюдающего контроль над мыслями, чувствами и поступками. Дайте явление соответствия, чтобы было куда послать Луч.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 170. (Март 22).


Для физического тела физические предметы обладают различной степенью плотности и проницаемости. Кусок дерева плотен, имеет вес, объем и так далее. Для тонкого тела предметы Тонкого Мира обладают плотностью, весом, объемом и проницаемостью, соответствующими структуре тонкого тела. Для птицы и рыбы воздух и вода тоже являются соответствующей их природе средой. Поэтому часто умершие не понимают, что они умерли, так как, благодаря одинаковой утонченности их тонкой оболочки и утонченности материи астрального мира, они не чувствуют этой разницы. Они так же, как и на Земле, берут в руки предметы того мира и пользуются ими по аналогии с предметами земными. Им так же легко или трудно ходить или взбираться на гору. Но для духов более высоких, и подготовленных, и умеющих наблюдать, особенности Тонкого Мира становятся очевидными. И для них свойства проницаемости предметов и эти особенности их собственной оболочки и способов передвижения делаются доступными для применения. Обычный обитатель Надземного Мира может остановиться перед стеной или горой, как перед препятствием, знающий пройдет через них, как будто бы они состоят из воздуха. Так же свободно может изменять он и себя и свое тонкое тело, придавая ему любую форму. Свободно может он и ходить, и бегать, и летать, и передвигать волей предметы, и изменять их форму. Свойства Тонкого Мира зависят от ступени сознания его обитателей и изменяются в зависимости от опыта и знаний человека. Освоиться со своеобразием Внеплотного Мира можно довольно быстро, если сознание позволяет и имеет достаточно накоплений. Яркость и реальность этого мира для человека столь же убедительны, как и мира земного, и даже еще более. Соответствие материи тонкой оболочки с материей окружающей его среды углубляет эту реальность до такой степени, что о мире земном не хочется даже и думать или смотреть на него. Каждая мысль становится видимой реальностью и создает видимое окружение человека вдобавок к тому, что уже есть. Опыт научает различать особенности явлений, творимых мыслью, от других предметов и вещей Тонкого Мира, особенно от тонких двойников или тонких форм того, что существует на Земле. Сколько трудов и усилий надо приложить, чтобы построить дом или машину или новое изобретение облечь в плоть, но там все творится мыслью без всяких физических инструментов и мускульных усилий. Творит мысль. От несовершенства мысли зависит и несовершенство творчества. Художник может продолжать создавать там прекрасные картины, но посредственный маляр далеко не пойдет. Земные желания и устремления создают соответствующие формы. Служители Красоты, мысля о прекрасном, украшают Мир Тонкий прекрасными формами мысли.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 171. (М. А. Й.).


Почему все внешнее так яро мешает? Мешает ли? Может быть, не мешает, а, наоборот, способствует. Ведь все способности и свойства всех живых организмов вырабатываются только благодаря противодействию среды. Видимо, несмотря на все пояснения, полезность трудностей и противодействий еще не осознают. Чем сильнее давит пресс, тем больше выжимает он из семян масла. Тепличные условия – для тепличных растений, но не для жизни суровой. Учитель Хочет видеть вас сильными и закаленными жизнью. И то, что невыносимо тяжко для временной и смертной личности, очень хорошо и полезно для духа и выработки им соответствующих качеств.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 172. (Март 23).


Закон жизни не позволяет нарушать свободной воли людей. Если же они сами его нарушают, то и ответственность сами несут. Действия человеческие порождаются свободной волей, но результаты их уже подлежат карме и свободной воле, их породившей, и избегнуты быть не могут. Таким образом, свободная воля кует цепи свободы или рабства, то есть подчинения цепи причинности, ею самой созданной. Это очень важно отметить и понять. На мысли очень ярко иллюстрируется это условие. Человек творит мысль – это в его власти. Он свободен создать мысль любого порядка, но свободен до тех пор, пока не закончен процесс творчества. Когда же мысль оформлена и пущена в пространство, она начинает самостоятельное существование и воздействует на своего породителя и окружающее уже независимо от того, хочет он того или нет. Для того, чтобы нейтрализовать такую мысль, он должен создать другую, но уже большего потенциала. Та же картина получается и со всеми действиями человеческими: их последствия он должен исчерпать на себе, рано или поздно, в этой жизни или в других, в этом мире или в Мире Надземном. Единственная свобода, которая всегда неотъемлема от человека, – это свобода выбора. Где бы он ни находился, в каких бы условиях ни оказался, но выбрать устремление к Свету или во тьму всегда он свободен. Таким образом, повернуть с тропы зла на путь Света человек может всегда. В этом заключается дар свободной воли, которой никто и ничто не может отнять у человека. Все воздействия, которые производятся на него со стороны, давят на окружающие его условия, на его тело или оболочки, но если дух его крепок и несломим и свободная воля его утверждение нерушимости и неуязвимости духа сделала целью своею, то нет ничего в мире, что могло бы сломить дух. Примеры такого несломимого мужества и стойкости мы видим на жизни тех Великих Духов, которые Свет свой Пронесли неугашенным через всю жизнь, и ни муки, ни страдания, ни поношения, ни преследования, ни вся тьма, на Них ополчившаяся, не могли Их сломить. Они Дали людям пример несломимой стойкости духа. Их свободная воля восторжествовала над всем, что противодействовало и что восставало на Них со всех сторон. Свобода духа силой берется и завоевывается в процессе титанической борьбы с тьмою. Свободою воли творится светлая карма, которая становится уже не цепями, но крыльями духа.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 173. (Гуру).


Зову на бой с самим собою, ибо в борьбе Света против тьмы необходимо победить не только темных супротивников Света, но и себя самого, то есть победить в себе то, что еще не от Света, что не изжито и что не соответствует тем светлым одеждам духа, в которых надо встретить победное и сияющее будущее, сужденную Новую Эру человечества. Итак, борьба на два фронта: один – внутри, другой – вовне, но внутренний фронт важнее, ибо к чему победа вовне, если внутри поражение. Так соберем все свои силы для двустороннего противостояния тьме и будем постоянно помнить о сужденной победе.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 174. (Март 24).


Годовой Праздник Иерархии Света имеет очень большое значение в жизни планеты и влияние на дальнейший ход мировых событий. Это Праздник напряженного объединения всех Сил Света, связанный с астрологическим положением Земли. Земля получает космопространственный импульс в форме прилива новых энергий, действие которых распространяется на идущий год. И Мы Собираемся в Башне, чтобы коллективно принять эти волны и далее направить их к манифестации уже в сферах земных. Волны этого прилива идут по всей Лестнице Иерархии сверху донизу, усиливая Ее мощь и единение. И где бы ни находились воины Света, они объединяются в этот день в едином устремлении к Свету, напрягая нагнетение сети Света планетной. Защитная сеть начинает сиять особым напряжением. Импульс для новых начинаний получает каждое сознание, обращенное к Фокусу. Можно в эти часы отложить все обычные заботы и мысли и сердцем сосредоточиться на Твердыне, держа перед собою Высшее, что имеем. Сила таким образом объединенных сознаний несокрушима и является прочным оплотом против сил мрака и разрушения. Силы хаоса и разрушения можно остановить мощным объединением Сил Света и созидания. Старый мир обречен. Свет победит тьму.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 175.


Разгул тьмы вызван осознанием ее обреченности. Потому и хватаются они за крайние меры, граничащие с безумием. Это уже не неистовство злобы, но именно безумие, когда обреченные на уничтожение служители тьмы и их сторонники и пособники применяют самые удушающие методы и способы истребления жизни. Безумие темных указывает на близость конца. Наблюдайте внимательно.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 176. (Март 26).


Когда особенно тяжко на сердце, считайте, что в пространстве нехорошо. Аппарат духа не может не реагировать на пространственное неблагополучие. Изменить его не в воле отдельного человека, ибо это есть следствие многих и сложных причин. Одно Могу сказать: в такие моменты держитесь за Меня крепко. Единственный якорь, который может удержать в любую бурю, – это якорь Иерархии. Мировое напряжение и разновесие все время усиливаются. Собственными силами уже не удержаться. Океанская буря – ничто по сравнению с пространственной. Ее эпицентр – в Тонком Мире. Ошибкою будет думать, что там сейчас покой. Там столкновение полярностей обострено. В него вовлекаются и обитатели Надземного Мира. Напряжены оба мира, этот и тот, но главное происходит в том. Течение событий определяется всей Триадой. Но решение их – в Мире Высшем. Предадимся Иерархии окончательно и бесповоротно. Своемыслие ни к чему. Решается судьба планеты. Обычные дела утрачивают свой смысл, если отделить их и изолировать от главного русла мирового течения. Судьба каждого отдельного человека зависит от общепланетной судьбы. Человек, будучи частицей мира, не может себя отделить от него. Так или иначе, но в явлениях мировой жизни участие принимают все. Думают, что можно от нее отделиться, замкнувшись в кругу личных интересов или одури благополучия. Но сердца человеческие начинают звучать на неблагополучие мира, тем уже разделяя его и неся на себе часть Ноши земной. Сердца просыпаются, чтобы принять участие в происходящем. В вихри событий вовлекаются все и притягиваются к полюсам Света или тьмы, согласно природе своей. Не ответствующих на притяжения нет, и этим вершится решение судьбы каждого отдельного человека. Причем каждый решает свою судьбу сам, ибо сам и судья, и решатель. Но выбор свободен – решать, к какому из полюсов устремиться и примкнуть в это необычное время на переломе Эпох.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 177. (М. А. Й.).


Как бы ни было напряжено время, это не мешает нам продолжать двигаться по раз и навсегда принятому направлению. Колебания и шатания допустимы и возможны лишь до известной ступени. Когда путь свой решен, назад нет возврата, и это исключает явление неустойчивости. Как бы ни было тяжко, все же можно всегда что-то делать полезное. Пусть это будет что-то малое, но из малых песчинок образуется гора. И когда все время, которое есть и будет, принадлежит нам, можно спокойно накапливать сокровища духа. Так и в тяжкие дни постараемся сделать нечто полезное на Общее Благо. Может быть, надо кому-то помочь. Может быть, куда-то надо послать мысль о победе. Может быть, нити связи с Миром Высшим усилить. Много полезного можно творить в дни мировых нагнетений.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 178. (Гуру).


Путники беспредельного пути называются так потому, что путь эволюции, путь восхождения духа не имеет конца. Каждое достижение, как бы высоко оно ни было, показывает, что за ним должно последовать новое, еще более высокое. И где бы, на какой бы ступени ни осознал себя победитель, эта ступень временна, это только упор для дальнейшего подъема. Успокоиться нельзя ни на одном достижении, ибо остановиться – это значит начать спускаться обратно. Двигаться можно только вперед. Назад пути нет для восставшего духа. При этом очень хорошо и полезно осознавать свои несовершенства на данной ступени, чтобы тем лучше увидеть совершенства следующей, которые могут оказаться несовершенствами для ступеней, еще более высоких. Состояние и ощущение восхождения, постоянного и обязательного во всех условиях и во всех мирах, необходимо утвердить как самую сущность жизни. Это высший долг духа перед самим собой. Когда восхождение совершается по Лучу, продвижение становится светоносным, приносящим свои дары пространству.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 179. (Март 27).


Навязчивые нечистые мысли показывают, что мысль – это не абстракция, но реальность, что она обладает силой, способной сопротивляться, и притом очень упорно, волевому усилию освободиться от нее. Мысль в пространстве растет, и к энергии, вложенной ее творцом, добавляется еще энергия роста, и с течением времени можно получить на себя гиганта зла, выросшего из мысли, вначале более или менее слабой. Каждое ее возвращение к своему породителю и сочетание с ним, то есть принятие ее в сознание, увеличивает ее потенциал, пока она настолько не возрастет, что уже совершенно овладеет своим породителем. Потому с подобными мыслями надо бороться, пока они еще не овладели волею человека. Нельзя им давать новой пищи, нового питания, даже на короткое время. Ибо, напитавшись и получив новый заряд, они снова уйдут в пространство, чтобы вернуться опять. Все они будут ждать творца своего у Порога в Тонком Мире, чтобы предъявить ему счет и потребовать места в его сознании, когда он освободится от тела. Светлые и чистые мысли вознесут, но темные ввергнут в пучину мрака. Надо понять эту незримую реальность и силу мыслей и то, что борьба с ними не легка. Легче не допускать мысли известного порядка, чем, допустив, их укрощать. Все люди действуют под влиянием мыслей. Мысль обычно предшествует каждому сознательному движению человека. Без мысли нельзя. Мысль – это великий дар эволюции людям, это творческая сила духа. Опасность возникает тогда, когда эта сила устремляется человеком на зло. Воля должна овладеть мыслями и взять их под контроль. Человеку дана власть над всякою плотью, а также и над материей мысли. Не рабом своих мыслей, но владыкою их должен стать человек. Это осознание превосходства духа над материей мыслей требует особо глубокого понимания. Оно дает и силу овладеть тем, что по природе своей подвластно и подчинено человеку. Творец мысли всегда сильнее своего творения, если он понимает иерархическое взаимоотношение этого порядка явлений. Только неосознание значения первородства духа и превосходства его над всем им творимым приводит к позорному и безвольному рабству человека у мыслей своих. Цель эволюции духа – привести его к власти над материей плотного, Тонкого и Огненного Мира и сделать владыкою всех трех миров.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 180. (Гуру).


Все противоидущее – вовне, дух – внутри. Он не уязвим ничем внешним, даже тем, что идет от облекающих его оболочек или через них. Отделенность свою от оболочек рано или поздно придется осознать, ибо все они сброшены будут, но останется дух. Ядро духа вечно, оболочки временны. С уничтожением и смертью оболочек не уничтожается и не умирает дух. Когда сознание переносится в область духа, становится он бессмертным сознательно. Это и будет ступенью непрерываемого сознания, которая является огненным достижением Архата.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».