Сибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне
Издательство РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

8. Мир Огненный. Часть I. 1933.


Мир Огненный. I. 90
Отвергнутые возможности могут быть обсуждены не только морально, но и химически. Действительно, как же назвать разрушение уже сформировавшейся реакции, когда ценная огненная энергия собрана великими и долгими трудами, чтобы быть невежественно размётанной. Но эти огненные частицы, вызванные для определённого соответствия, надолго остаются дисгармоничными и снова потребуют уже удвоенных трудов, чтобы приложить их к созиданию. Повторяю, что недопустимо нарушить чей-то духовный праздник. Преступно вторгаться в уже слагаемое целое сознание. Явление Кармы разве не происходит от этих неразумных вторжений? Особенно недопустимо явление насилия в огненных областях.
 
Мир Огненный. I. 91
Мысленно соберём все приближения огненные, рассмотрим признаки вдохновения или прозрения. Мы найдём тождественные признаки, которые укажут на общую основу, притом вне лежащую. Так и должно быть, Огонь сердца соприкасается с Огнём пространства. Только этими способами получается зарождение, вернее, оплодотворение мыслетворчества. При этом нужно проявить высшее уважение к сложности аппарата, соприкасающегося с Огнём. Тончайшие золотые сплетения нервов почти неуловимы глазом. Нужно заглянуть в них третьим глазом, чтобы навсегда запомнить и проникнуться уважением.
 
Мир Огненный. I. 92
Виденное золотое сплетение составляет основание «чаши»; можно судить об утончённости внутреннего аппарата. Так утончённость может направлять мысли к бережности между человеческими существами. Не нужно оскорблять друг друга. Во имя Огня не нужно оскорблять. Не все исправления производятся молотом. Требуются и очень малые приборы и осторожные касания. Опять старая истина, но пока не применённая.
 
Мир Огненный. I. 93
О свечении пламенного сердца многие вообще не поймут. Но те, кто видели эти Огни озарения, знают, насколько это явление жизненно. Сам Огненосец замечает эти мгновения Света, но многие условия позволяют или мешают присутствующим усмотреть нерукотворный Огонь. Конечно, свойства присутствующих, несомненно, влияют на качества самих явлений. Можно легко представить такую тьму гасителей, когда будет лишь мерцать звезда Света. Но иногда самое простое и прекрасное сердце возжжёт новую силу Огненосца. Кроме человеческих воздействий и условий Тонкого Мира множество явлений природы влияют. Так, при грозе свечение может усилиться, когда масса электрическая нагнетает и внутренние Огни. Вода тоже может благоприятствовать явлениям внутреннего свечения при некоторых минеральных особенностях. Конечно, хуже всего непроветренный, ядовитый воздух домов. Конечно, если он является рассадником болезней, то насколько он может подавлять эманации сердца! Уявление свечения чаще, чем думают, но предубеждение и рассудочность всегда найдут свои умышления. Несчастье в том, что люди не могут найти несвязанные суждения. Пресловутая освобождённость, о которой так любят говорить, прежде всего, не будет рабством суждений.
 
Мир Огненный. I. 94
Когда Призываю — «помогите мысленно», тем Оказываю особое доверие. Не каждого можно просить о мысленной помощи. Нужно быть уверенным в свойствах мыслей и в сосредоточенности сердечной энергии. Такие отборные мысли как сильное радио. Нужно уметь собрать всю преданность и уметь не загромождать мысли посторонними чувствами. Ураган необходим, чтобы донести посылки, крайняя необходимость и будет неуклонностью. Неправильно думать, что мысль нужна для земного плана, может быть, она ещё более нужна для Тонкого Мира, создавая мощное сотрудничество. При нагнетении Мира часто можно создавать равновесие именно мыслями.
 
Мир Огненный. I. 95
Воздействия токов, отмеченные вами, имеют двоякое значение — они уравновешивают толчки космические и умножают силы посылок. Это так называемая психофизическая терапия. При сгущении тьмы такие сильные токи полезны.
 
Мир Огненный. I. 96
Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг как нечто призванное и не устать говорить и мыслить о нём. Несчастье порождается умалением подвига. Точно в малую дверь вносят большое подобие храма и при толчках ломают самые ценные украшения.

Опасно в день знаменательный вносить свои сетования. Как пояснить, что такие грубые приёмы подобны падению молота на струны приготовленного инструмента. Человек, изрыгающий самые разрушительные слова, как младенец прибавляет: «Ведь небо не обрушилось!». Он не может усмотреть разрыва внутренних нитей, которые ничто и ничем не может связать; так часто наносится непоправимый вред. Но каждое сердце, познавшее Огни, утвердит понятие подвига, ибо без него тесна и невозможна жизнь. Так понесём подвиг всех трёх Миров.
 
Мир Огненный. I. 97
Шамбала проявляется под самыми разнообразными Обликами в связи с понятием века. Правильно изучать все циклы легенд Азии. Так можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью, как самою неизвестною и исконною частью материка.

Связь иероглифов с начертаниями островов Пасхи несомненна. Так показано уявление нового сочетания народов, что вполне соответствует древнейшим сведениям. Так ещё раз видите, как летописи сохранили верные исторические данные, но люди лишь с трудом принимают их. Верно заметили, что данные о Калачакре обходятся молчанием, это не только из невежества, но из ужаса коснуться основ. Человечество с одинаковым содроганием обходит колодцы знания — это о всех мирах, и о Мире Огненном также содрогнутся.
 
Мир Огненный. I. 98
Ищите деление людей по стихиям. Не только по качеству крови, но и по свойству нервного вещества можно будет замечать прямую реакцию по стихиям.
 
Мир Огненный. I. 99
При каждой болезни можно применять мысленное лечение или облегчение, но такая мысль должна выталкивать болезнь из организма со всею силою без колебаний и без промежутков. Но если подобная мощь невозможна, то лучше вообще о болезни не думать и предоставить низшему Манасу вести внутреннюю борьбу. Самое вредное — мысленное шатание и представление победы болезни. Лучше, в таком случае, отвлечь внимание больного от его состояния. Когда люди заговаривают о гибельном исходе болезни, они сами приближают его. Самая несложная болезнь может принять размеры опасные при питании мысленном. Следует наблюсти в больницах, как влияют мысли на процесс болезни. Даже заживление ран зависит от психической энергии. Приходим опять к тому же Огню, порождаемому мыслью. Все лечения лучами, тепловым воздействием, световыми применениями являются теми же огненными воздействиями, которые слабы по сравнению с мощью мысли. Потому самый жизненный совет — развивайте мысль огненную.
 
Мир Огненный. I. 100
Правильно соображение о синтетическом значении земного существования. Нужно сохранить всю силу сознания при достижении высших сфер Тонкого Мира. Но лишь синтетическое сознание даёт эту возможность. Также нужно приучиться к скорейшей ориентации, но что же кроме синтеза поможет в этом? Люди говорят о зоркости, но под таким качеством понимают зоркость в одном направлении. Но даже хорошие дозорные погибали от устремления в одном направлении. Можно ли оценивать все богатства Природы, если наш глаз не навык к подвижности?
 
Мир Огненный. I. 101
Не может быть оправдания там, где есть ненависть. Зову к доброжелательству, но не к слабости. Можно всё отдать на Служение Свету, но на Огне нужно испытать доброжелательство. Нужно понять это струнами сердца. Но когда встретите тигра, не думайте о помощи; есть мера мерзости.
 
Мир Огненный. I. 102
Мысль, по своей безвременности и безмерности, принадлежит к Тонкому Миру, но и в этом построении нужно различать ещё более глубокие возможности. Мысль огненная идёт глубже мысли Тонкого Мира, потому огненная мысль справедливее являет творчество высшее. Каждый, при внимательности, может различить эти два наслоения мысли. При обычном мышлении часто мы осознаём течение как бы второй мысли, очищающей и углубляющей первую. Это не есть раздвоение мышления, но, наоборот, это будет признаком, что более глубокие центры приняли действенное участие. Этот пламенный процесс имеет в индусской метафизике особые термины, но мы не будем их касаться, ибо это поведёт к спорам и к западной аргументации. Не помогут такие прения, когда нам нужно напомнить простой факт мышления, связанного с Огненным Миром. Даже дети восклицают — «осветило» или «озарило меня!». Так называются моменты решений правильных и мгновенных. Можно припомнить, как решала задачи Ковалевская. Характерно такое огненное состояние, связанное с Огненным Миром. Вы знаете, как поверх тонких мыслей являются глубокие, которые иногда трудно отделить от мыслей Тонкого Мира. Это невозможно при состоянии нашей планеты. Но одно ощущение этого двойного порядка мыслей должно заставить нас осознать деление миров.
 
Мир Огненный. I. 103
Конечно, иногда мы имеем дело с давними воспоминаниями, но могут быть случаи огненного просветления. Так было и в том случае, о котором вспомнили. Мир Огненный приносит нам молнии озарения, совершенно так же, как в грубом проявлении грозы. Так же как грозы постоянно снабжают Землю очищенным запасом праны, так же и Мир Огненный проливает постоянно волны воздействий. Жаль, что редки приёмники, но если начать упражнять сознание на общение с Огненным Миром, то такой приёмник может естественно утвердиться. Но самое простое для всех миров прилепиться крепко к Иерархии.
 
Мир Огненный. I. 104
Жестокосердие есть мертвосердие. Умершие сердца наполняют Мир тлением.
 
Мир Огненный. I. 105
Если можно различать слои мысли, то также можно ощущать разные виды деятельности. Сперва вся деятельность кажется происходящей на земном плане. После, среди так называемых сновидений, отделяются чувствознания как бы отдельной деятельности, происходящей не только на земном плане. Так образуется первое осознание привхождения и других миров в наше существование. Затем уже в состоянии полного бодрствования начинают замечаться мгновенные отсутствия, не связанные ни с каким заболеванием. Так ещё глубже намечается связь миров и наше участие в них. Нелегко сознанию охватить представление о мирах незримых, по причине нашей плотной оболочки мы очень трудно сознаём все возможности вне нашего зрения. Нужно привыкать мыслить о целых мирах, реально существующих. Тонкий Мир не есть только наше состояние, он именно представляет из себя целый мир со всеми возможностями и препятствиями. Явление жизни Тонкого Мира недалеко от земного, но в иной плоскости. Всё заработанное не исчезает, наоборот, оно умножается. Но если здесь трудно сохранить ясность сознания, то там это ещё труднее, ибо встречаются множества явлений новых для нас порядков эволюции. Так особенно нужно хранить завет о ясности сознания. Конечно, это и выражается истинным синтезом. Но если сознание так нужно для Тонкого Мира, то насколько же оно необходимо для Мира Огненного!
 
Мир Огненный. I. 106
Мастер-плавильщик советовал новому работнику, как подходить к печи раскалённой. Но работник непременно хотел только узнать о химическом составе пламени. Мастер ему сказал: «Сгоришь, пока подойдёшь к пламени. Химическая формула не спасёт тебя. Дай одену тебя, и сменю обувь твою, и защищу глаза твои, и укажу дыхание полезное. Сперва запомни все переходы и смены жара и холода. Могу самое огненное дело сделать тебе привлекательным. Ты полюбишь вспышки и сияние огней. В напряжении пламени ты найдёшь не ужас, но трепет восторга, и огонь, правильно воспринятый, укрепит сущность твою». — Так можно советовать каждому, начавшему мыслить о Мире Огненном. Принесём сначала преданность полную и вырастим ту степень любви, которая действует как Свет негасимый. Если мир земной основан на рукотворчестве, то привлекательно приближаться к мыслетворчеству.
 
Мир Огненный. I. 107
Один китайский философ, зная ужасные лики низших слоёв Тонкого Мира, решил притупить их впечатление. Для этого он наполнил свою спальню самыми страшными изображениями. Находясь среди этих отвратительных личин, он надеялся, что хуже худого не будет. Такой метод отвратителен, хотя в той или иной мере люди любят его. Наоборот, Мы учим делать глаз незрячим на отвратительное. К тому же невозможно представить всю меру ужасов, созданных людскими пороками. Даже здесь, в земном мире, мы часто ужасаемся нечеловеческими обликами, но можно представить, во что они превращаются при обнажённой сущности своей! Мы и здесь часто испытываем натиск этих тёмных сущностей. Они пытаются уничтожить всё опасное для них. Они стараются обессилить во время сна, чтоб тем легче подбросить вред, пользуясь нарушением равновесия. Нужно не считать эти тёмные порождения суеверием. Каждый учёный должен понять глубину перспективы Бытия. Он понял неисчислимость малых организмов; он видел кости великанов-животных и может увидеть ещё больше, если заглянет вглубь пещер Гималайских. Так учёный отмеряет в бесконечность и считает бесконечные величины простыми математическими решениями. Значит, именно учёный должен допускать и беспредельность огненных образований. Так нужно от грубейших арифметических нулей послать воображение в Беспредельность, помня, что пустота не существует.
 
Мир Огненный. I. 108
Просите Урусвати рассказать о многообразии Огней, виденных ею. Пусть все эти лучи, звёзды, Лотосы огненные, цветы и все прочие явления Огненного Мира живут и утверждаются. Невозможно в земных словах изобразить всё качество этих огненных видений. Как прозрение за какими-то пределами открывается Огненная Область. Не определить её временем, не указать причину возникновения, ибо слишком не в земных мерах Огненная Стихия. Но если мы видим её и в грубых проявлениях и очень тонких, значит, даже наше плотное бытие может предвосхищать сферу высшую. Приобщение Огненное незабываемо, если хотя бы однажды совершилось. Так соберём мужество для восхождения.
 
Мир Огненный. I. 109
Трёхмерность есть оковы демона — так сказал кто-то. Действительно, тот, кто сковал человеческое сознание трёхмерностью, был настоящим тюремщиком. Как же можно было сокрыть прочую, прекрасную, высшую мерность! Дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы условных ограничений. Древняя мудрость нигде не настаивала на трёх измерениях. Лишь при огрубении человечества ограничение заняло умы. Замечательно, что люди начинают заниматься ограничением, когда светильники сердца потухают. Можно привести множество исторических примеров этому самоумалению. Но человеческое сознание не хочет понять основы самоусовершенствования. Тем оно пытается закрыть самые ценные возможности.
 
Мир Огненный. I. 110
Познавание огненных воздействий распределено по чувствам. Первое впечатление будет зрительным со всем огненным разнообразием, затем присоединится слух с музыкой сфер, с колоколами, со струнами Природы. Затем приходит утончение осязания с ощущениями ритма, жара и холода. Труднее всего с обонянием и со вкусом. Но Урусвати знает, что значит слышать запах человека на дальнем расстоянии. Теперь Урусвати знает и другое очень трудное. Ощутить вкус металла, находящегося в Тонком Мире, уже является очень большим утончением. Но не только нужно иметь силу различать эти воздействия, но их нужно уметь заметить. Такое различение очень редко, но выходя за пределы трёхмерности, оно делается доступным.
 
Мир Огненный. I. 111
Приближаясь к Огненному Миру, нужно твёрдо усвоить качество постоянства. Очень нелёгкое качество в связи с подвижностью. Оба качества не значат лишь жевать ту же корку или суетиться в той же мышеловке. Нелегко утвердить эти качества в духе, когда не оставлены трёхмерные ограничения.
 
Мир Огненный. I. 112
Правильно замечено, что для приспособления к растительному питанию, после мясной еды, требуется около трёх лет. Но если для чисто физических условий нужно такое время, то для преображения сознания нужен не меньший срок; если только кармические условия не подготовили особые возможности. Преобразить сознание — значит войти в особый мир; значит получить особую оценку всего происходящего; значит идти вперёд без оглядки; значит покинуть сетования и обрести доброжелательность. Не покажется ли странным, что наряду со сроком для питания приходится ставить этическое понятие доброжелательства? Но по счастью, каждый врач поддержит нас в этом, ибо доброжелательство есть лучшее средство для пищеварения. Люди любят, когда духовные основы поддержаны и пищевыми советами.
 
Мир Огненный. I. 113
Принцип позволяет нам найти представление о последующих степенях того же порядка. Каждый человек может научиться плавать, как только он оборет стихию в сознании. В том же принципе человек может лежать на воде, при известном упражнении человек может сидеть на воде. Подвигаясь дальше, человек-Йог может стоять на воде. Конечно, такое стояние, так же как и левитация, будут уже огненными действиями. Вы знаете левитацию и помните, какое огненное напряжение требуется предварительно. Но левитация не так трудна, ибо стихия Огня близка воздуху. При всём телесном совершенстве человек немедленно утонет или упадёт при малейшем сомнении. Рефлекс сомнения есть самый поразительный.
 
Мир Огненный. I. 114
Не нужно удивляться толпящимся кругом тёмным сущностям. Если бы вы в цветнике своём нашли льва, то, наверно, в доме произошёл бы переполох. Для тёмных вы являетесь тем самым львом на их огороде. Они потратили не мало стараний, чтобы вырастить свой чертополох, и вдруг явился непрошеный лев. Право, иногда жаль всех трудов человеконенавистничества. И всё-таки отсутствие сомнения сильнее всех тёмных тенёт.
 
Мир Огненный. I. 115
На глазах человеческих совершаются многие духовные воздействия с физиологическими последствиями, но люди не желают замечать их. То же можно знать, посещая Тонкий Мир, где эти явления гораздо отчётливее. Разложение астрального тела зависит также от огненного соприкасания. Когда огненное существо приближается к известным слоям Тонкого Мира, можно видеть поразительное явление. Огненная сущность будет как бы пробным камнем. От прикосновения его одни тонкие тела усиливаются в своей огнеспособности, но другие немедленно разлагаются. Процесс этот происходит очень быстро, как от Огня. Так можно сопоставить ряд поразительных восхождений и заслуженных отходов. Огненные качества могут проявляться не только из Огненной Сферы, но даже из огненных земных воплощённых. Следует постепенно привыкать к мысли, что и здесь, на Земле, могут быть проявления высших огненных качеств. Нужно допустить это не только потому, что оно непреложно, но и по многообразию явлений Природы. Могут не допускать, чтобы выделившееся тонкое тело могло произвести чисто физическое действие, как писание, но вы знаете, что это возможно, и не Мне убеждать вас в этом. Конечно, при таком действии нужна огненная энергия.
 
Мир Огненный. I. 116
Усилие необходимо при направлении огненной энергии, которую для сокращения будем называть Агни. Усилие это, конечно, не физического, даже не тонкого порядка. На Востоке понимают эту молниеносность. На западном языке вообще не существует обозначения этому тончайшему понятию. Потому так трудно говорить о Мире Огненном. Из языков восточных тоже это понятие иногда отмирает за непригодностью к современному сознанию. Так многие знаки Тао* свелись к внешнему начертанию.
 
Мир Огненный. I. 117
Сколько высоких бесед происходит! Какое множество знаков Высшего Знания проливается в жизни людской, и попираются они, как шелуха! Но кто же мужественно думает о завтрашнем дне? Наоборот, завтрашний день обычно остаётся рассадником ужасов, в которых тонет сознание. Нужно обратить внимание на чудеса каждого дня. Начнём от колыбели весь путь доверия и самоусовершенствования.
 
Мир Огненный. I. 118
Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она, как бы сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час. Он как камень чудесный, который вы знаете. Не забудем качество камня и утвердим его нашим знаменем.
 
Мир Огненный. I. 119
Нужно приветствовать всё, что имеет жизнеспособность. Нужно приветствовать каждую искру, ибо из неё растёт Огонь. Так будьте доброжелательны.
 

Параграфы 91 - 120 из 668
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец


Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».

 

 
Мысли на каждый день

Из буйной заросли берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна.

Община, 15