Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Напутствие Вождю.



Напутствие Вождю. 30


Каждое забастовочное движение недопустимо, как разрушение производства. Лишь при очень грубых формах государства могут происходить такие безумства. Человечество находится на достаточной ступени разума, чтобы понимать устранение спорных вопросов путём разумных совещаний. Каждое разрушительное условие должно быть спешно раскрыто. При состоянии вражды не может быть речи о кооперации. Разумные силы должны объединиться, чтобы избежать опасности катастрофы. Если бы к механическим открытиям добавить понимание духовное, то равновесие могло бы быть достигнуто.

Напутствие Вождю. 31


Кроме кооперативов существуют братства для культурного общения. Не многие поймут, где граница делового кооператива и братства Культуры. Но каждая школа, каждое учреждение может объединить круг людей, способных стремиться к духовному совершенствованию. Нужно всячески способствовать единению. Целые кадры подвижных наставников должны посещать такие братства и приносить радость познания. Правительство поощряет образование наставников. Они могут быть различными специалистами, но когда приходит время отпуска, они уделяют часть времени посещению братств. Очень важно, чтобы наставники были различных специальностей, только тогда они могут разнообразно толковать о привлекательных открытиях и достижениях в различных отраслях.

Особенно нужно поощрять детей в их стремлениях к усовершенствованию жизни. Можно дать призы молодым изобретателям, при этом не следует ограничивать лишь механическою частью жизни. Такие же усовершенствования могут быть везде, даже в очень возвышенных областях, — так ум народа выйдет из сна. Но каждое усовершенствование позитивно в сущности своей. Только непрестанным увлекательным движением можно достичь народного расцвета.

Напутствие Вождю. 32


Как различно протекают планы строений! Когда-то Мы говорили — отдайте всё. Теперь Идём дальше и Говорим — возьмите всё, но не считайте своим.

Простой разум поймёт, как невозможно взять с собою земные вещи. Но они созданы при участии духа, и потому не следует пренебрегать ими.

Как можно пройти мимо цветов природы? Но творения труда тоже цветы человечества. Если запах и цвет их несовершенны, то надо пожалеть.

Напутствие Вождю. 33


Хорошо понять владение вещами без чувства собственности. Хорошо иметь вещи, чтобы беречь их и даже наполнять их благою аурою с мыслью передать их другим. Явление руки творчества живёт в доме без привязанности собственностью и улучшенное понесёт радость дальше. И знак руки дающей сохранится непрерывно — в этом оправдание вещей. Пониманием этого решается труднейший вопрос. Говорю для мира, ибо главная погибель мира от привязанности к несуществующей собственности. Поведать это народу новому — значит излечить страх старости.

Явление владения без собственности откроет путь всем без условного наследия. Кто может улучшить, тот и владеет. Это касается и земли, и лесов, и вод — все достижения механики и разных родов изобретений подлежат тому же. Легко представить, как заработает народное творчество, особенно зная, что лишь дух даёт лучшее решение. К очагу духа протянутся вопросы, как лучше? И мечи духа поразят всякое лукавство. Поистине выгодно сделать лучше — закон простой, как и всё в духе.

Напутствие Вождю. 34


Когда представится затруднение с наследством, можно сказать: завещания отменены, но можно оставить Государству пожелание, чтобы пользование известными предметами передано было известному лицу на пробное трёхлетие. Так наследство будет превращено в кооперацию достойных. Можно поручить особым выборным следить за качеством работ. Полезно углублять сознание о постоянной испытуемости, ибо народ ещё не умеет работать при сознании испытания. Между тем всё вещество мира взаимоиспытывается. Только нужно под испытанием понимать улучшение.

Напутствие Вождю. 35


Устремление к истинному кооперативу лежит в основе эволюции. Кооперативное устройство — единое спасение. Уничтожить путь невежества можно лишь пробуждением творчества. Пусть формы его будут даже чудовищны, пусть на задворках из лучинок солнце делают. Но кипучий поток пробьётся через стены материи. Новые нахождения обострят собирательство. Вместо биржевой игры пусть будет стремление нахождений, поддержанное кооперативом.

Напутствие Вождю. 36


Не живите на доходы от денег. Эта прибыль нечистая. Лучшее перемещение благ в обмене вещей или, в крайности, можно допустить в обмен на деньги, оборачиваемые непосредственно.

Преступную спекуляцию надо преследовать неуклонно, ибо земля больна спекуляцией. Каждая эпоха имеет свою болезнь — теперь болезнь спекуляций. Не надо думать, что человечество всегда было подвержено этой болезни. Но она признак существенной перемены, ибо постепенно пройти не может и нужен пароксизм эволюции, чтоб разбить заразу.

Напутствие Вождю. 37


Милостыня денежная должна быть уничтожена, помощь работою или вещами. Не должно быть безработных, когда направится народ по пути духа. Наше дело — показать благо совершенства не для Незримого Мира, но для самих себя.

Напутствие Вождю. 38


Главное непонимание будет в том, что труд есть отдых. Отменить придётся многие развлечения. Главное, надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение. Ряд развлечений должен быть уничтожен, как рассадник пошлости. Фронт образования должен очистить притоны глупцов, сидящих за кружкой пива. Также явление ругательства должно найти более строгое наказание. Также явление узкого специализма должно быть порицаемо.

Напутствие Вождю. 39


Почтим Вождя со всем пониманием. Явим утверждение Вождя, сохраняющего постоянное горение в удаче и в неудаче. Вождя несёт пламя неугасимого подвига. Учение жизни не прерывается ни усталостью, ни огорчением. Сердце Вождя живёт подвигом. У него нет страха, и слова «боюсь» нет в его словаре. Ярко зажигает он своим примером свет и создаёт сознание народа.

Руки Вождя не знают покоя. Голова Вождя поддерживает тяжесть дел. Рассудок Вождя изыскивает твёрдость решений. Мощь опыта разбивает чужую немощь. На пределе ущерба наполняет возможности новые. На черте отступления строит твердыни. На глазах врага развёртывает Знамя. Называет день утомления днём отдыха. Допускает явление непонимания, как сор на пороге. Сокровенное может сокрыть в складках рабочей одежды. Чудо для Вождя лишь след подковы. Мужество для Вождя лишь лук в колчане. Решимость для Вождя лишь хлеб обеденный.

Напутствие Вождю. 40


Четыре камня полагает Вождь в основание действий своих. Первый — Почитание Иерархии. Второй — Сознание единения. Третий — Сознание соизмеримости. Четвёртый — Применение Канона «Господом твоим».

Напутствие Вождю. 41


Дисциплина свободы отличает Вождя. Не только дух дисциплинирован, но и качество внешних действий. Слишком печалиться не в обычае Вождя. Слишком широко считать людей не в обычае Вождя. Слишком много ждать не в обычае Вождя. Нужно мочь заменять сложный план более простым, никогда наоборот, ибо противники действуют от простого к сложному.

Напутствие Вождю. 42


Нужно проявить дисциплину духа, без неё не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для свободного она будет садом прекрасно-целебным.

Понимающий дисциплину духа поймёт направление огня и дойдёт до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещён тысячью огней Общего Блага.

Напутствие Вождю. 43


Ясный, краткий приказ труден, но зато он сильнее магического жезла. Утверждение легче, но приказ как нежданный столб пламени из вулкана. Сосредоточенное чувство личной ответственности лежит в приказе. Указание неисчерпанности силы звучит в приказе. Устремлённость Космоса явлена в ярости приказа, как волна сокрушающая. Утрите слёзы благости, Нам нужны искры возмущения духа!

Какую плотину делают сожаления, но крылья растут на конце меча!

Напутствие Вождю. 44


Обратите внимание, чтобы указы подготовлялись заранее и тем могли входить в сознание исполнителей. Потому без сотрудничества приказ подобен полёту стрелы против ветра. Даже неожиданность приказа должна быть предвидена. Тогда неожиданность превратится в пережитую напряжённость.

Вождь умеет вызывать сотрудничество не только в поступках, но и в мышлении. Только тогда можно отпустить сотрудника на расстояние. Явление поручения обязывает к самостоятельным действиям. Поток понесёт устремившихся.

Напутствие Вождю. 45


Можно научиться, как поощрять духовных людей. Правда, они творят подвиги духа не ради поощрения, но всё же и они нуждаются в нём и в охранении духовного направления. Каждый Правитель должен знать не только силу порицания, но и должен понимать благо поощрения. Последнее труднее, но какая Благодать исходит, когда Правитель знает, что кому нужно для цветения «лотоса»! Можно иметь много отшельников, но их благая напряжённость не даст высшую меру энергии, если окружающие силы будут враждебны. Потому следует сердце упрочить в стремлении к пониманию самого лучшего.

Напутствие Вождю. 46


Плох Вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть её можно лишь полным знанием.

Именно без страха и по возможности сам, так должен действовать Вождь. Правильно явление личной ответственности. Не чудеса, не цитаты, не манифестации, но утверждение, скреплённое личным примером. Даже ошибка в дерзновении легче исправима, нежели согбенность бормотания. Драгоценно действие, не нуждающееся в аппаратах и в помощниках. Открывший драгоценную формулу не может прокричать её в окно, ибо вред покроет самую лучшую пользу.

Именно, как сосуд закрытый, как гора неразграбленная, как лук, стрелою напряжённый, — так стоит Вождь. И что напиток сосуда пламенен, и что гора неистощима, и что стрела смертельна — так действует. Ибо кто осмелится утверждать, что трудность не есть скорейшее достижение! Молочные реки прокиснут, и кисельные берега для сидения неудобны. Итак, в кольчуге личной ответственности поспешает Вождь.

Удача лишь там, где проявлено полное мужество. Мелкие сомнения родят рабскую боязливость.

Напутствие Вождю. 47


Врач предвидит течение болезни, и вы принимаете предложенные меры. Астроном предвидит солнечное затмение, и вы запасаетесь необходимым освещением. Социальный психолог предвидит течение событий, тогда вы кричите — пророк! — и в ужасе прячетесь в самые зловонные уголки. Конечно, вы делаете это будто бы для сохранения научных методов, но в сущности лицемерие и страх мешают вам поразмыслить, где больше настоящего знания — в близоруком ли суждении врача, ползающего по внешним покровам, или в дальнозоркой меткости социального провидца, в котором сочетался опыт с непреложностью. Вспомните ваших социальных пророков, которые на столетия вперёд намечали события человечества. Вы не называете их мистиками или ханжами. Вместе с Нами вы зовёте их дальнозоркими психологами. На этом определении Мы с вами согласимся и остановимся. Кстати, вспомним, что осуждённое слово «пророк» значит «предрекающий». Истинный Вождь всегда предрекает течение событий, значит, это понятие не менее реально, нежели медицина и астрономия.

Напутствие Вождю. 48


Наблюдайте показания сейсмических кривых. Они располагаются не по экватору и не по меридиану, но дают свою кривую. Иногда усиленная деятельность потрясений и сдвигов совпадает с напряжением так называемых солнечных пятен — получается напряжение Солнечной системы. Не нужно быть пророком, чтобы понять, что мозговая деятельность в эти сроки будет протекать особенно.

Социальные стремления также имеют свою кривую распространения. Осмотрительно нужно не прерывать это следование событий. Трещины сдвигов одинаковы как в почве, так и в народных стремлениях.

Народный Вождь должен быть на гребне всех новых горизонтов. Новый мир должен явить чуткость лучшего сейсмографа.

Если кто усложнит шествие народов, тот может получить венок невежества. Нельзя оправдываться незнанием законов, также непристойно для водителя переменить направление на обратное. Никто не может руководиться личным, но, сопоставляя ценности Общего Блага, можно выбрать путь скорейший. Нужно не рассыпать ни одной возможности.

Кажется, сказана простая, надоевшая истина, но ведь её никто не применяет, и план действий изготовляется во тьме комнаты, а не на сторожевой башне. Нужно наблюдать не так, как хочется, но так, как есть в действительности.

Напутствие Вождю. 49


Строитель должен знать, как нагрузить столбы дома. От несоизмеримости происходят — разрушения, кощунство, ложь, предательство и все безобразные явления.

Разве может стоять здание, где блохе приписывают свойства гиганта; где кочергу ищут больше Господа; где вихрь сравнивается с комариным полётом?

Условия строительства полная соизмеримость мысли и выражения — это оплот правды красоты. Упражняться в жизни легко без умолчания и преувеличения.

Пристально следит Вождь за сотрудниками, чтобы выражение их соответствовало бы значению. Только таким путём могут сотрудничать различные существа.

По красоте будет лучшее суждение, ибо некрасиво сказать — «я пущу гиганта в ларчик» или «орёл парит, как курица».

Как часто разрушаются лучшие аппараты несоизмеримостью, которую легко избежать при малом внимании.

Напутствие Вождю. 50


Что страдает больше всего? Соизмеримость. Если соизмеримость не соблюдена, разрушается и решимость. Решимость Вождя до последней черты. Не та решимость, которая идёт удобно и соответствует личным привычкам. Не та решимость, которая полезна телу. Решимость Вождя пределами духа ограждена. Потому невозможно преградить устремление Вождя. Воители и собиратели идут этой решимостью.

Напутствие Вождю. 51


Рядом с соизмеримостью надо понять необходимость. Так последнее испытание будет проба необходимости, иначе говоря, каждый испытуемый должен сказать, что считает самым необходимым. По качеству немедленного ответа будет измерено его сознание.

Спросят — с чего начинать каждое действие? — С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия.

Потому лихой конь даже концом копыта чует, на какой камень ступить раньше. Так чуется порядок подвижности, соизмеримости и необходимости.

Напутствие Вождю. 52


Степень полезности может меняться. Ведь степени полезности равны числу листьев на дереве.

Напутствие Вождю. 53


Нужно различать вещи повторяемые от вещей неповторяемых. Можно отложить вещь обихода, но зовы сроков нужно ловить безотлагательно. Можно утверждать, что момент космической возможности невозмещаем. Есть кушанья, которые можно переварить лишь в известном порядке. И ловец не ходит на охоту от безделья.

Напутствие Вождю. 54


Подвиг не есть отказ, но есть вмещение и движение. Так, когда Говорю «отказавшийся», нужно понять «вместивший». Невозможно представить сущность отказа, ибо около гнездится запрещение, но вмещение показывает сознательное понимание.

Когда Вождь вместил величие построения будущего, тогда ничто не может остановить рост духа.

Верность — качество духа высокого напряжения, и явление вмещения делает истинный подвиг радостным получением. Так может развиться подвиг, ибо светлое получение ведёт за собою следующее.

Устремитесь в будущее мимо сажи настоящего.

Умейте — надо не разрушать, но собрать лучшее терпение.

Напутствие Вождю. 55


Стандарт жизни надо умело обойти. Лучшие люди опередили мир, тучами отягчённый. Хотящий дойти в Новую Страну должен не только отбросить все предрассудки, но и войти путём новым.

Утверждение жизни надо строить на применении местных условий. Если где есть сто языков, надо понять сто психологий. Одно выражение для всех подобно колонне казённого дома. Единство в многообразии даёт следствие урожая.

Напутствие Вождю. 56


Бывает, что самый несомненный план может подвергнуться затруднениям. Спросят — как найти решение без чрезмерной затраты энергии? Может быть изменение по существу плана, или по размерам, или по месту. Изменить план по существу равно предательству. Урезание плана по размерам подобно близорукости. Решение Вождя будет в перемене места так, чтобы новые условия ещё углубили основное значение. Не одобряется принцип — биться и погибнуть. Мужественнее будет не терять сил и победить. Но для этого нужно всё понимание правильности устремления, вся непоколебимость напряжения.

Как счастливо, если можно найти новое место, углубляющее потенциал предыдущего. Вождь не ограничивает плана одним решением места — важна сущность плана.

Напутствие Вождю. 57


О непреложности и о подвижности плана. Условия эти особо трудны для совмещения, хотя граница их обозначается ясно пониманием луча солнечного сознания. Для проведения плана в жизнь нужно каждый час быть готовым к подвижности. Кажущаяся изменчивость не больше как вибрация жизни. Пути к вехам непреложности дышат и волнуются подобно волнам.

Утверждая план, существо Вождя уже готово к кратчайшему пути. Подвижность может рождаться лишь из сознания непреложности плана.

Напутствие Вождю. 58


О несоизмеримости сроков. Рядом с океанскою волною даются малые ручьи событий. Разве можно смешать ручей с океаном? Но на земле всегда поспешают смешать личное с мировым. Рука ощущает толщину ткани, так дух должен отличать глубину событий.

Вождь не должен увлекаться кажущейся величиной событий, ибо между основными узлами могут быть разноцветные привидения, и ручьи могут временно менять русло. Явление узловой волны возносит мгновенно, но перед каждой волной лодка замирает. Самая чувствительная лодка вздрогнет сильнее, ибо пыль взрыва наполняет уже атмосферу. Потому соизмеримость сроков и событий не должна быть забыта.

Удача ускорения, так же как замедление, идёт волнами, потому, усмотрев волну ускорения, надо успеть бросить в неё возможно больше зёрен.

Напутствие Вождю. 59


При строительстве Вождь наблюдает, чтобы под личиной исполнения заветов не обнаружилось своекорыстия. Уничтожение творческих завоеваний следует за тёмным своекорыстием. Скажут — этот червь слишком свойственен невежеству человечества. Тем более нужно знать причину его зарождения. Самая существенная причина будет преимущество. Надо всеми силами разрушать этот вредный призрак. Сотрудничество прежде всего предусматривает равенство. Допустите ошибку против равенства и вы сразу натолкнётесь на губительное преимущество. Явление неравенства создаёт качели — большой подъём одного создаёт лишь больший подъём другого. Единственный выход избавиться от расшатывания столбов — это равенство.

Находятся циники, которые говорят — пусть качаются, тем более энергии в пространстве. Замечание не лишённое смысла, но именно дело строительства настолько нуждается в заботливости, что явление истинной экономии сил должно быть допущено. Самый экономный принцип — равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».