Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



7. Сердце. 1932.



Сердце. 90


Смотрите на часы Общения как на молитву, как на отбрасывание всего злого и разрушительного. Если мысль не противоречит добру, значит, Врата Блага открыты, это самая нужная гигиена сердца.

Сердце. 91


Обратим внимание на некоторые, как бы неудачные, действия, но которые в основе своей имеют как бы особое значение. Иногда можно наблюдать, как человек совершает какие-то действия почти без возможности успеха, но нечто заставляет его действовать именно так. Подобные действия обычно бывают недурными по существу, но они отплачиваемы часто несправедливо. Всё это кармические платежи; получающий, конечно, забыл о них и растерял по пути многие духовные накопления; но платящий тем не менее стремится отдать долг, хотя бы даваемое одеяние уже было не по мерке. Тем не менее долг будет заплачен, если даже его не сумеют принять. Можно также наблюдать платёж за других, близких по сердцу лиц.

Сердце. 92


Древнее сказание передаёт, как некий Царь, желая освободиться от всех посторонних влияний, спросил совета у Мудреца; тот сказал: «В сердце своём найдёшь освобождение». Но Царь возмутился, отвечая: «Недостаточно сердца, стража вернее». Тогда Мудрец простился, говоря: «Главное, тогда не спи, Царь!» В сказании указано, как единая защита, наше сердце. Недаром все Учения предписывают перед сном молитвы, чтобы утвердить благую связь. Человечество не любит подумать, что больше трети жизни оно проводит во сне, подвергаясь особым и неизвестным воздействиям. Наука мало уделяет внимания значению сна, этому пребыванию в Тонком Мире. Разве не нужна крепкая связь с Иерархией, когда мы на пороге неведомого нашему обычному сознанию? Подумайте, почти половина жизни проходит вне земного существования! Конечно, продолжить сознание в следующую область поможет сердце, готовое ко всем трём мирам. Кто же захочет иметь участь Царя, положившегося лишь на стражу?!

Сердце. 93


Во всех Заветах явлены символические повести, как пустынники и святые заставляли демонов служить и работать на пользу. Действительно, это вполне возможно в случае бескорыстного импульса. Утверждаю, насколько все тёмные служат построению, когда сила приказа самоотверженного сохраняет сердце повелевающее. Но одно условие может быть опасным и губительным — раздражение, полное империла, открывает доступ тёмным. Где раздражение, туда направляются разные пришельцы, стремящиеся поживиться и усилить действие яда. Сколько ткани порвано, сколько испытаний, опытов нарушается к радости злобствующих. Советуйте принять это не как сказку, но как опасную действительность. Не исчезает начало добра и зла.

Сердце. 94


Здоровье есть следствие прошлого, потому мудрее хозяину позаботиться о том, чтобы не создавать последствий. Понять нужно сущность Учения, преображающего сердце. Если это не важно и не наполняет жизнь, то все слова и знаки обращаются в ненужный мусор.

Сердце. 95


Признательность есть одно из самых реальных по последствиям понятий. Можно приучаться к нему даже на мелочах. После в школах нужно говорить о признательности, как о залоге благосостояния.

Сердце. 96


«Болезнь от греха», — говорит Писание. Скажем — болезнь от несовершенства прошлого и настоящего. Нужно знать, как приступить к излечению болезни. К огорчению всех врачей, совершенствование будет истинной профилактикой. Можно понять, что совершенствование начинается от сердца и имеет не только пространственное значение, но и узкоматериальное. Матери носят детей у сердца, как панацеи успокоения, но обычно не знают, что держание у сердца есть мощное воздействие. Так и в Тонком Мире мы берём к сердцу для укрепления и излечения. Конечно, сердце теряет много энергии от столь сильного применения. Но также не раз изображалось сердце матери, пронзённое мечами и стрелами, — символ вобрания в сердце всех явленных болей.

Не только выраженные болезни, но при зародышах их особенно действительно излечение сердцем. Теперь почти забытое средство, но оно не менее мощное, нежели переливание крови, ибо воздействием сердца передаётся тончайшая энергия без неприятных низших примесей крови. Ту заботу о сердце дающем нужно не забывать при мысли о совершенствовании.

Сердце. 97


После двух недель кажущегося поверхностного устремления человек приходит к заключению или о своей непригодности, или об отсутствии Высшего Мира. Между тем тот же самый человек говорит слуге своему после года службы: «Слишком краток срок, ещё не могу повысить тебя». Даже в земных, низших делах люди понимают значение сроков. Лишь в соображении высшего порядка люди не хотят знать сущность усвоения. Трудно говорить тем, кто сердцем не дорос или успел угасить его. Казалось бы, огни сердца очень естественны и просты в проявлениях, но какие долгие сроки нужны, чтобы это соединяющее понятие низшего с Тонким Миром обозначилось в физическом мире. Конечно, множество огней требует приспособления к ним, чтобы ввести кажущуюся случайность в цепь ритма. Мало кто стремится стать вселенским гражданином. Много забот требует звание это, и наблюдательности, и зоркости, и, прежде всего, неукротимого устремления.

Сердце. 98


Как же внушить неготовым людям, что предмет Мира Высшего заслуживает сердечного отношения? Трудно с людьми, ничего не знающими, но ещё труднее с людьми, проглотившими Учение, как ложку похлёбки, от них можно ждать особого предательства и извращения. Нет такого знамения, которое убедило бы совращённое сознание, что ему нужно смотреть не столько на ближних, сколько внутрь себя. Как можно видеть огни, когда глаз ищет морщинку на лице соседа! Можно холодным сердцем удивляться и сомневаться в достижении другого и засыпать золою каждую искру сердца.

Удивляетесь, как люди могут глотать без вреда яды, но не подумаете, откуда пришёл иммунитет? Не от строения стенок желудка, но от огня, заложенного в сердце.

Сердце. 99


Несбыточным может казаться новый Тонкий Мир тем, кто не обращал внимания на так называемые феномены, удостоверенные фотографиями, Икс-лучами и подписями свидетелей. Припомним — кто-то отзывается на космические явления; кто-то слышал дальние голоса; кто-то участвовал в Тонком Мире, видя его; кто-то светился; кто-то поднимался на воздух; кто-то ходил по воде; кто-то ходил по огню; кто-то поглощал яды без вреда; кто-то не нуждался во сне; кто-то не нуждался в пище; кто-то мог видеть через твёрдые тела; кто-то писал двумя руками; кто-то мог привлекать животных; кто-то мог понимать язык без знания его; кто-то мог понимать мысли; кто-то мог читать закрытыми глазами закрытую книгу; кто-то не чувствовал боль; кто-то среди снега развивал жар сердца; кто-то мог не чувствовать утомления; кто-то мог помогать лечением; кто-то мог явить знание будущего. Так можно перечислить все явленные феномены и множество поучительных примеров из жизни. Но на мгновение соберите все эти качества в одно тело и получите новое человеческое преображение, указанное во многих Учениях. Главное в этом преображении, что все отдельные части его уже явлены, даже среди несовершенного существования. Значит, при определённом устремлении можно сильно подвинуть человечество к преображению всей жизни, потому будем помнить о великом огне и о здании огненном — сердце. Ведь не сказка, но дом Духа!

Люди хотят свидетельства, но перед ними множество удостоверений, значит, прежде всего, нужно помнить о них и понять силу мысли и огня сердца. Думайте! Мышление указывает человеку значение Культуры.

Сердце. 100


Целители разделяются на две группы: одна являет исцеление наложением рук или непосредственным взглядом; другая на расстоянии посылает сердечный ток. Конечно, для будущих построений второй способ имеет преимущество. При сердечном излучении не нужно поражать многие центры больного, но, не отягощая его внимания, можно лишь действовать на больную часть, поддерживая организм в борьбе за равновесие. Вы знаете, насколько неощутимы Наши касания, чтобы не нарушать самодеятельность. Также вы помните, насколько Мы избегали физических проявлений, допуская их, насколько нужно было для очевидности известной ступени. Мы стремимся дальше, как только увидим понимание. У Нас зовут лентяя нарушителем закона жизни. Целители сердечным током действуют как в физическом, так и в тонком теле. Нужно обращать внимание на феноменальную сторону жизни, она гораздо существеннее, нежели кажется.

Сердце. 101


Нужно соизмерять силы, когда их требуют во всех направлениях. Можно понять значение битвы, когда утомлённые воители возвращаются для новой битвы. Истинно, первая задача Йога в распределении и экономии сил. Недаром щедрый сердцем не будет напрасно махать руками. Ныне особенно нужна бережливость, ибо не надо лишними тратами напрягать энергию. Нужно быть на дозоре.

Сердце. 102


Даже самый высокий Йог иногда действует и исцеляет сознательно, иногда же по Высшему Лучу без личных решений. Если бы люди усвоили, что есть Высшие Лучи, они обереглись бы от смешанного воздействия. Пространство переполнено разнородными, скрещивающимися лучами и токами. Без устремления к Иерархии сколько случайных и злонамеренных перебоев могут пресекать чистое устремление! Мы привыкли уже к тому, что люди лишь в опасности, очевидной для них, прибегают к Нам, но во время главных опасностей, незримых, они не умеют держать связь с Иерархией. Так нужно привязать себя к Лучу Иерархии, именно слиться с ним, как неотрывная часть. Ведь даже высший Йог иногда действует по Высшему Лучу.

Сердце. 103


Как можно уберечь людей, если они сами не желают держаться спасительной нити? Удержание по правильному направлению уже есть победа. Наша помощь готова литься, лишь бы было кому и во что. Кто же может помочь Нам своим прямым и простым устремлением? Сердце может найти этот провод и верный путь.

Сердце. 104


Люди не хотят наблюдать явления Тонкого Мира, рассыпанные везде. Также они не могут представить, что этика есть практическая фармакопея, чтобы простейшим путём привлекать пространственные энергии. Не утомитесь, твердя о необходимости сознания применения сердца для привлечения высших возможностей. Люди забывают о приложении самого простейшего способа дезинфекции жизни. Много говорят о значении огня, но совершенно забывая, что живой огонь есть лучший очиститель. Люди получили электричество, но должны были изолировать сущность энергии, оставив лишь мёртвый свет. Костёр, дрова, лампада, свечи будут очищать пространство и уничтожать многие заразы. Можно видеть у знающих людей наряду с электричеством также и живой огонь, который так легко привлекает пространственное пламя. Спросите врача — какое место занимает зажжённая свеча среди дезинфекции? Он, наверно, сочтёт этот вопрос бессмысленным, потому что ему не приходило в ум подумать о живом огне. Откуда же лампады во храмах, как не для очищения? Откуда же древние обычаи окружать больного огнём? Так огонь бывает врачом и охранителем. Живой огонь в печи часто предотвращает болезни работников. Костёр, как очищающий символ, поистине, медицинское понятие.

Сердце. 105


Даже о таких простых предметах, как живой огонь, нужно говорить в книге «Сердце». Лучшие люди довольствуются светом электричества, забывая, сколько болезней приносят энергии, заключённые умышленно. То же и с лучами. Почему не замечают, как Икс-лучи действуют на сердце? Также не хотят замечать влияние металлов на сердце. Нужны многие опыты, чтобы хотя немного научиться управлять сокрушающими условиями. Люди желают освободиться от болезней, но спешат умножить их.

Пусть не думают, что Мы отсталые противники изобретений, напротив, Мы зовём к открытиям новым.

Нужно очень принимать во внимание особые условия настоящего времени. Нужно понять сдвиг народов, образование новых явлений огненных, которые могут тяжко влиять. Кто может сохранить торжественное настроение, поступает правильно. Согласие и бодрость, но очень берегите сердце.

Сердце. 106


Главное недоумение обычно в том, почему люди не могут видеть Тонкий Мир физическим глазом? Но, конечно, потому что глаз не может ещё преодолеть трансмутацию эфира. Представьте себе фотографическую съёмку против окна; никогда не удастся получить ясное изображение внутренних предметов и дальних очертаний. Также выходя из темноты на солнце, мы бываем ослеплены и поражены силою синего света. Умножив эти световые явления до бесконечности, получим свет Тонкого Мира, который неподготовленному глазу покажется тьмою. Также иногда недоумевают — почему некоторые, казалось бы, ограниченные люди имеют видения Тонкого Мира? Прежде всего, потому что они если и понизились сейчас, то в прошлом они имели какое-то очищенное действие, иначе говоря, сердце их когда-то уже пробуждалось. Особенно замечательно, что качество сердца не исчезает, оно может очень однобоко проявляться, но всё-таки будет в потенциале.

Также отчего женщины часто пробуждаются для Тонкого Мира? Потому что работа сердца гораздо тоньше и тем трансцендентальность является облегчённой. Истинно, Эпоха Матери Мира основана на осознании сердца. Именно, только женщина может решить проблему двух миров. Так можно призывать женщину к пониманию сердцем. Это будет, прежде всего, полезно ещё тем, что качество сердца вечно. Уже много разных подвигов среди женщин, но теперь, вместо костра, женщине дано пламя сердца. Не забудем, что при каждом важном достижении необходимо женское начало, как основа и сущность. Сердце не может открыться для Тонкого Мира, если не будет понято особым подвигом.

Сердце. 107


Сколько сказано о языке сердца, но всё же для большинства он остаётся неприменимой отвлечённостью. Не будем настаивать на высших формах этого способа сообщения, постараемся усвоить начальные основы, которые должны быть явлены незамедлительно и без особых подготовлений. Каждый язык, прежде всего, имеет назначение взаимопонимания, значит, нужно стараться не только понять собеседника, но и делать для него свою речь легко усвояемой. Для этого умейте говорить на языке собеседника. Говорите его словами, его построениями, только так он легко запомнит и примет в сознание вашу мысль. Так научимся вмещать слова собеседника и незаметно перейдём к характеру его мышления. Форма высшего общения будет уловление мысли без звука.

Сердце. 108


Нужно научиться вмещать сорок способов чужих выражений. Каждое наше выражение озадачивает противника, но его собственное привычное выражение сразу входит в сознание, как его собственное мышление. Так можно своё сознание приучить к гибкости выражения. У Нас это зовётся сердечным переводчиком. И в других сердечных соприкасаниях главное избежать самости, которая может быть названа тёмным глазом. Необходимо, чтобы основы Учения применялись в жизни не как прихоть одного дня, но как длительное упражнение без всякого раздражения и огорчения.

Сердце. 109


Поранение тонкого тела должно стать предметом научного изыскания. Такое поранение случается гораздо чаще, нежели можно думать. И при битве, и при неудобствах возвращения в физическое тело можно наблюдать повреждение, которое всегда отражается болью физическою; притом болевые ощущения сосредотачиваются на наиболее напряжённом месте организма. Конечно, чаще всего страдает сердце. Можно понять, что сердце является жизнедателем, но зато пламенное сердце больше всего стремится в бой. Самым ценным среди физических ощущений будут пульсации сердца, когда они связываются с развитою работою тонкого тела. Также поучительно явление изменения веса, когда тонкое тело покидает физическое.

Сердце. 110


Множество опытов можно произвести в связи с тонким телом, но, прежде всего, нужно усвоить чувствительность сердца и понять моментальное движение тонкого тела. Если врач применит технику отнятия ноги к исследованию сердца, он, конечно, окажется убийцей, как часто и бывает. Особенно возмутительны случаи применения к сердцу ядов, забывая, что сердце не может воспринять яд, и тонкое тело повреждается от подобных преступных лечений. Насколько проще, для прекращения страдания, действие внушения и растительное лечение. Для этого нужно иметь лиц, знающих, что такое внушение.

Сердце. 111


Истинно, всё сердечное преуспеяние покоится на моральных основаниях. Эти основы претворяют физическую природу и оживляют дух. Конечно, вас могут спросить — как стоит это условие у тёмных, если иерофанты владеют некоторыми огнями? Правильно понять, что тёмная аморальность покоится на дисциплине страха. Нужно видеть, насколько жестока эта дисциплина! Когда мы очень бережно принимаем во внимание закон Кармы и ценим индивидуальность, на той стороне — дисгармония и разрушение, и основы поддерживаются тиранией. Конечно, на низших ступенях страх является надёжным средством. Так тёмный устрашитель появляется, как суровый кредитор. Но можно иметь в виду сплочённость тёмных, аморальных уничтожителей. Часто малоподготовленные воины не хотят знать силу врагов, но ведь можно пронзить сердце как от груди, так и через спину. Потому умейте изучать приёмы врагов.

Сердце. 112


Не только токи, но и зовы Пространства нарушают физическое равновесие. Множество тянется к магниту пламенного сердца. Зовут в страдании, и великодушное сердце не может отказать зовущему. Так устремление к магниту может отнимать энергию его, но это неизбежно, и каждый магнит подлежит этому условию. Конечно, потенциал сердца только возрастает от этих упражнений. Но явление зовов имеет другое важное значение, ведь пространство пронизывается лучшими устремлениями, и эти лучи плетут светлую сеть Мира. Понявшие сеть лучших зовов поймут подвиг отшельничества, которое вовсе не одиночество, но, наоборот, служение, открытое страждущим.

Сердце. 113


Человечество ужасается всему так называемому сверхъестественному, забывая, что ничто поверх сущего не может быть сверхъестественным. Потому очень настаивайте, что Агни Йога и Учение Сердца ничего сверхъестественного содержать не могут. Особенно будьте осторожны с молодыми до тридцати лет, когда не все центры могут функционировать без вреда сердцу. Необходимо высказывать, насколько Наша Йога не содержит никакого насильственного колдовства и никогда не будет производителем хаоса. Нужно зажигать молодых подвигом, который преобразит их сущность и незаметно для них самих подготовит сердце для будущего совершенствования. Так нужно как можно проще и радостнее отплывать к Острову Белому, как иногда зовём Наше Место.

Сердце. 114


Приобщение к Агни Йоге происходит просто, так же как многие знаменательные опыты и достижения совершались просто. Каждый шаг ценен, когда он непосредственен в своём неуклонном стремлении. Мы проходим столько специальностей только для того, чтобы слить их в сердце претворения. Кто же не запылает, если костёр уже подожжён! Сколько сердец уже готово к будущему воспламенению!

Сердце. 115


Не отрицай, не ужасайся, не удивляйся — эти условия облегчат соединение феноменальной стороны с обычностью. Конечно, вы на собственном опыте убедились, что феноменальная сторона совершенно естественно вошла в жизнь вашу, нисколько не нарушая производительности труда, но даже увеличивая работоспособность. Это замечание имеет тем большее значение, что принято думать, что усмотрение феноменального в жизни отрывает от производительности. Совершенно наоборот, явление стремления к беспредельному учит, как велики человеческие возможности. Также много недоразумений вокруг понятия испытания. Конечно, известно, что даже миры находятся на испытании, но мозг людей привык к судебному и школьному испытанию, потому он всегда способен представить себе каких-то испытателей, полных уловок и ухищрений, лишь бы осудить несчастного, попавшего в их руки. Между тем испытателей нет, но есть наблюдатели — как человек распорядится своими знаниями? Конечно, нужно пенять не на наблюдателей, но на самого себя.

Сердце. 116


Испытания делаются для самого ученика как вехи пути, которые он замечает, когда переходит в Тонкий Мир. Так мы учимся для проверок в разных состояниях, потому следует понять сущность производимой работы. Сколько незаметных трудов в физическом мире дают прекрасные следствия в тонком состоянии — так широко нужно оценивать труды. Часто, казалось бы, отвлечённое производство даёт самые конкретные нахождения и, казалось бы, самые точные исчисления дадут лишь опыт терпения. Явление испытания самое благодетельное и входит в систему древних Учений.

Сердце. 117


Нетерпимость есть признак низости духа. В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. Сердце неограниченно, значит, какое же скудное сердце должно быть, чтобы лишить себя беспредельности! Нужно искоренять каждый признак, который может вести к идолу нетерпимости. Человечество изобрело разные преграды к восхождению. Тёмные силы всячески пытаются ограничить эволюцию. Конечно, первым натиском будет действие против Иерархии. Слышали все о силе Благословения, но по невежеству превратили это благодатное действие в суеверие. Между тем сила магнита и есть усиление Благословением. Много говорят о сотрудничестве, но при каждом созидании нужно утвердить сознание. И что же непосредственнее укрепляет мощь, нежели луч Иерархии!

Кто поймёт сущность труда непрерывного, кто укрепится сосредоточием на Иерархии, кто освободится от сложных формул, чтобы перенести в сердце средоточие, тот поймёт сущность будущего.

Сердце. 118


Утверждаю, что мы служим преображению материи в энергии, и тем никто не может умалить значение человека и его прохождение через низшие слои. Это бытие можно считать послами переодетыми, настолько сущность не отвечает случайной форме жизни; она может быть прекрасна!

Утверждаю устремление к явленному построению Храма Сердца. Так будем называть осознание сотрудничества.

Сердце. 119


Великий дар открывать ясновидение прикосновением к солнечному сплетению. Этот процесс может совершаться как в физическом теле, так и в тонком, ибо принадлежит к числу процессов неразрушимых, но для этого нужно владеть сильным магнитом сердца. Так можно, при известном развитии, творить полезные действия, поднимая дух человечества. Конечно, следствие и выражение ясновидения очень различны, но потенциал его приводит организм к среде, которая в разных обстоятельствах ведёт человечество к совершенствованию. Недаром дар открытия ясновидения и яснопонимания принадлежит Матери Мира.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».