Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1964.



Грани Агни Йоги. 1964 г. 391. (Авг. 4).


Каждое касание к людям, предметам, окружающему и чему бы то ни было производит в человеке реакцию той или иной силы и длительности. Можно назвать ее звучанием организма на внешние воздействия. Чем сильнее и продолжительнее сопротивление, тем заметнее реакция. Сила, степень и характер реакции зависят от многих условий. Есть люди приятные и неприятные. Приятные для одних могут быть весьма неприятными для других. Это происходит от схожести или расхождения аур. Когда две ауры созвучат в гармонии, они тянутся друг к другу. Часто, обывательское определение человека зависит именно от этого обстоятельства, Носителю Света созвучны светлые ауры и не звучит отталкивающая тьма. Одно и то же явление на двух различных людей часто действует совершенно различно, часто вызывая противоположные ощущения. Вопрос в том, как установить иммунитет духа от нежелательных воздействий окружающего. Даже соприкасание с получающим и духовное даяние неизменно приносят ответную реакцию, и взамен дающий получает в той или иной мере как бы часть их несовершенств на себя. Также и Учитель, взамен даваемого Им Света, берет на себя несовершенства ученика, которые Он преодолевает в себе, то есть реакцию которых нейтрализует в себе. Каждый дающий большой или малой степени подлежит тому же условию. Будем знать, что, давая, всякий раз принимаем на себя часть несовершенств получающего, которые должны претворить в себе в явления Света. Отсюда реакция после совершения даяния всегда ощутительно явна и всегда требует восстановления равновесия. И здесь иммунитет духа будет заключаться в том, чтобы не поддаваться воздействию, ибо если слепой поведет слепого, то есть слабый – слабого, оба упадут в яму. Вот почему при напряженном даянии реакция на него неизбежна. Получивший, взвалив тягость свою на плечи дающего, уходит освобожденный, а тот, кто дал, должен перелить тягость этих несовершенств в своей башне духа. Что же касается прочих, то здесь можно до какой-то степени от них оградиться, по возможности не вступая в соприкосновение без необходимости. Всякая праздная болтовня исключается совершенно.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 392. (Авг. 8).


Можно ли состояние Пралайи сознания использовать целесообразно? Можно и должно. Всегда, во всяких условиях возможно что-то укрепить, что-то улучшить, кому-то и как-то помочь. Словом, время спада волны использовать на утверждение достигнутого уже раньше. Ведь прежде чем брать новые высоты, надо закрепиться на старых. Много найдется у каждого, что следует пересмотреть и ненужное выбросить. Вам тяжело с некоторыми людьми вследствие их недостатков. Тяжело и Учителю и тем, кто над вами, по той же причине. Причину следует устранить, если хотите быть вместе. Часто по тем, кто за вами идет, можете видеть, что именно в них вас отягощает особенно сильно. Если эти недостатки есть в них и если они нетерпимы при совместном пребывании, то тем более нетерпимы они в вас самих, при утверждении Близости Нашей. На других можно прекрасно учиться, если свои недостатки еще плохо видны или к ним установилось снисходительное отношение. В рай не пускают грехи, а к Нам наросты и язвы духа, которые для длительного Общения являются серьезным препятствием. Уныние считалось когда-то чуть ли не смертным грехом. Мы считали его препятствием к Общению. Но нечистое мышление хуже всего. Оно притягивает сознание к низшим слоям астрала и лишает возможностей сближения. Каждый может легко обнаружить в себе, что именно мешает ему стать к Нам ближе, чтобы мешающее устранить. В любом состоянии можно любить Учителя и силою этой устранить все преграды пути.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 393. (М. А. Й.).


Пространственный ужас, который породило людское сознание, уплотнил темное окружение земного шара до такой степени, что кажется, нет уже уголка на планете, где бы можно было от него уйти. Только немногие Ашрамы остались оплотами Света и очень немногие сознания, могущие тьме противостать и с нею бороться. Не в ощущении страха заключается этот ужас, а в том, что он отемняет сознание, лишает его доступа Света и погружает в беспросветную безысходность. Много силы надо собрать, чтобы сохранить связь с Иерархией и не допустить в себе это мертвящее начало. Уже не столько темные, сколько яд распущенной тьмы воздействуют на сознание и препятствуют течению эволюции. Конечно, Свет победит, но сколько ненужных страданий и трудностей создают себе люди отрицанием духа и пищи его, которая является Светом.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 394. (Гуру).


Будем помнить всегда, что, как только дух наш всем осознанием своим и всем устремлением обращается к Свету, Свет озаряет его, и никто и ничто не может тогда лишить человека животворного воздействия этой энергии высшей.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 395. (Авг. 9).


Хочу Напомнить о том, что рост духа идет своим чередом в зависимости от своих сроков и своих накоплений, но не внешних причин. Мгновенное озарение тоже обуславливается не мгновенными, но далекими причинами, глубоко уходящими в прошлое. Нужно замечать все, все подробности состояния сознания. Даже почерк зависит от состояния психической энергии в данный момент, когда эта энергия уже начала действовать в организме. Способствовать ее росту можно, усиливая сознательность ее применения. Тогда она начинает расти, подобно цветку, за которым заботливо и внимательно ухаживают. Также и сознание внутренней силы дается ощущением присутствия этой огненной мощи, то есть психической энергии. Кто-то силен орденами, чинами, богатством, положением в обществе или высотою на лестнице государственной власти, но Света Носитель силен энергией Агни. Он сильнее всех обычных людей, какое бы высокое положение они ни занимали, ибо силен он независимо от внешних причин и плотного мира. А когда он сбросит с себя тело земное, сила останется с ним, возвышая его над условиями Тонкого Мира и позволяя ему быть свободным и сильным и там, в то время как все остальные, не овладевшие силою Агни, силу свою потеряют, ибо в Тонком Мире ни чины, ни ордена, ни бывшее высокое положение в земном окружении никакого значения не имеют, равно как и земное богатство и все прочее от Земли. Только качества духа и огненная носительница мощи – психическая энергия, великий Аум, дают духу настоящую власть над теми слоями, в которых он пребывает. Итак, в Тонкий Мир войти можно обладающим властью, можно войти не жалким, растерявшимся обывателем, который страшится всего и перед всем готов растеряться или склоняться униженно, но входит как власть имущий. Овладение собою приводит и к овладению сперва миром астральным, а потом и выше его лежащими мирами. Владыкою всех миров предназначено стать человеку. Это положение прежде всего надо принять в сознание, чтобы, приняв, начать утверждать его в жизни и наращивать в себе элементы огня. О накоплении огненной мощи в микрокосме Говорю. Огонь – стихия высшей подвижности. Без движения он никогда не бывает. Ровно горящее пламя не означает неподвижность. Огонь может либо накапливаться, либо расточаться. Огонь дается всем, но одни расточают его, а другие накапливают. Накапливание Агни идет, прежде всего, осознанием Близости Иерархии и Того, Кто Ведет. Постоянство этого осознания аккумулирует Агни. Каждое растущее качество духа – накопитель огня. Каждое утвержденное качество – горящее пламя. Пламя преданности, пламя любви, пламя устремления, пламя бесстрашия, пламя всех прочих качеств являются атрибутами Носителя Света. Каждое пламя, даже малейший огонек каждого доброго качества заботливо обережем и поставим в благоприятные условия роста. Симфония растущих огней и даст духу ту мощь осознания власти, которая позволит ему войти в Мир Надземный Носителем Света и силы.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 396. (М. А. Й.).


Сознание силы своей надо укреплять и утверждать в себе ежечасно, может случиться, что какое-нибудь ничтожество заставит почувствовать вас свое бессилие против него и тем даст тьме повод торжествовать. Против нас, когда мы с Владыкой, никто не силен. Все можно преодолеть и над всем утверждать силу Агни, если явить постоянство связи с Владыкой и ритм в преодолении противодействий. Каждое действие человека способствует либо накоплению, либо расточению Агни. Потому будем очень осмотрительны и внимательны в своих поступках, чувствах и мыслях. Будем на страже всегда в охранении Агни.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 397. (Гуру).


Есть сильные духи, которые отказываются от Девачана, чтобы не прерывать Служения Свету. Накопления их велики. Эту жертву называют огненной. Возможности Служения в Мире Надземном велики. Там нет ограничений плотного мира. Подвижность среды и пластичность ее и материи позволяют энергии Агни проявляться свободно и мощно. Будем считать Мир Надземный миром неограниченных возможностей духа.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 398. (Авг. 10).


Вся земная жизнь приобретает смысл постольку, поскольку она является подготовкой к Надземному пребыванию. Даже самая длительность пребывания в Незримых Мирах во много раз превышает земную. Одно это уже показывает значимость послесмертного существования. Правда, после него снова придется вернуться на Землю, и так – много раз, но опять-таки только для того, чтобы собрать новый материал и новый опыт для жизни в Надземном. Таким образом, каждое нужное накопление используется духом на Высших Планах Бытия. Именно опыт земной нужен для Надземного Мира. Как же иначе расширять сознание и приобретать знания. Космос един, но в разных аспектах или градациях утонченности или разрежения. И можно представить себе поле проявления во внеплотном мире грубого, невежественного и неразвитого духа по сравнению, скажем, с великим философом или поэтом. Требуется утончение и расширение мышления. Знание специальности хорошо, но лишь при уме синтетическом, в противном случае специальность подобна одной колее, свернуть или отойти от которой человек уже будет не в силах. Замкнуть беспредельность Космоса в ограниченности какой-либо специальности – значит лишить себя возможности видеть жизнь во всем ее многообразии. Многообразие Космоса являет собою действительность пространственной жизни. Все земные знания хороши, но при условии осознания двух миров. Без этого условия они делаются однобокими, и двигаться духом с ними нельзя, как нельзя идти на одной ноге. Для движения нужны две. Проще всего сразу признать себя гражданином двух миров, живущим постоянно в обоих. Люди в них и живут, только не отдают себе в этом отчета и не хотят признать этого факта. Разве процесс мышления и вся внутренняя жизнь человека – явление плотного порядка? Разве мысль, запечатленная в ярких образах, мысленных картинах, скажем, художника, писателя или поэта, – явление плотно-материального порядка? Разве эти мысли можно взвесить на обычных весах или увидеть земными глазами, хотя тонким зрением своим их видит художник, поэт и писатель, прежде чем облечь их в символы красок или печатных букв и слов. Даже содержание обычной книги заключается не в бумаге и типографской краске, но вне их, ибо они являются лишь средством выражения во внешних символах ее внутреннего содержания. Герои и персонажи Шекспира существуют не в самих книгах великого драматурга, но вне их. Символику жизни надо понять, чтобы увидеть, как Мир Тонкий переплетается с плотным и неотделим от него. Разрыв происходит при оставлении физического тела, но и тогда содержание Тонкого Мира в значительной степени обусловлено миром земным, ибо каждый предмет или вещь или плотная форма имеют своего двойника в Мире Незримом. Термин «незримый» не особенно удачен, ибо Мир Тонкий прекрасно зрим и даже более ярко, чем мир плотный, но только зрением тонким. Для жителей Тонкого Мира он гораздо более реален, чем мир земной: он является для них единственно реальным, как реален земной мир для обитателя мира земного. Наличием плотного или тонкого тела, то есть пребыванием сознания в том или ином в данный момент, и обуславливается реальность и видимость того или иного мира. И только Адепт не связан ограничениями плотного тела, и ему доступны иные миры. Чтобы утвердить их доступность, надо допустить их в сознание и признать существование Тонкого Мира. Это допущение позволит усмотреть присутствие его там, где до той поры ничего не замечалось, и тогда тонкие проявления начнут учащаться, и то, что было отрицаемо раньше, начнет уявляться для сознания в формах неотрицаемо сущего. Звук и цвет – явления Тонкого Мира, равно как и запах. А разве видны радиоволны, или атмосферное электричество, или магнитные излучения полюсов, или тысячи явлений, не видимых глазу земному, но зарегистрированных научными аппаратами. Граница между видимым и Невидимым Миром нарушена уже давно, наука разрушила эти преграды, только люди не хотят сделать из этого соответствующих выводов, но их сделает наука, и перед ее выводами и утверждениями придется отступить невеждам всех калибров и отрицателям всех ступеней. Новый Мир идет под знаком соединения двух миров, и никакое невежество или отрицание не воспрепятствует людям познавать несомненное.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 399. (М. А. Й.).


Каждым взглядом своим человек постоянно переводит плотные формы в тонкие и наполняет ими Мир Тонкий. Этот процесс происходит постоянно в сознании всех людей, каждый из которых является трансформатором плотных явлений в тонкие. Надо отдать себе ясный отчет в происходящем процессе, чтобы представить, чем же наполнен Мир Тонкий, какими образами и формами, если помимо этого, чисто механического, репродуктивного процесса сознание человека, вдобавок к нему, обладает еще и творческой силой, способностью творить из имеющегося у него материала новые тонкие формы, уже независимо от наличия плотных. Таким образом, связь человека с Миром Незримым настолько сильна и постоянна, что отделить их, эти два мира, один от другого уже невозможно. И хорошо, когда взор человека обращен на Красоту мира земного и все прекрасное, что создано в нем также и рукой человеческой, и хорошо, когда формами красоты наполняет он Мир Тонкий и насыщает ими пространство, ибо, будучи органически связанным со своими порождениями, вступает он в их сферу, освобожденный от тела. И когда все они пронизаны Красотою и ею звучат, пребывает он в Мире Тонком в его высших слоях. Порождения и порождающий связаны незримою нитью, и хорошо, когда эта сияющая связь от Красоты и связует его с Красотою во всех ее формах, с Красотою Незримого Мира.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 400. (Гуру).


Признание двух миров – ближайшая задача эволюции. Ее выполняя, выполняем Поручения Учителя. Мир Тонкий вокруг нас, в нас, над и под нами. Он пронизывает собою все и является в некотором смысле душою вещей и предметов, растений, животных, людей. В этом смысле даже старинные вещи имеют свою душу, каждая особенную в соответствии с тем, чем была насыщена своими владельцами. Есть душа и у розы, она выявляется в ее аромате. Зловоние или аромат обуславливаются внутренней сущностью предметов, вещей и явлений. Все это явления уже тонкого порядка. Мир Тонкий вокруг, но надо его усмотреть, направив на него сознание и желание видеть. Мир Тонкий доступен.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 401. (Авг. 12).


На феноменах далеко не уехать, они как наркотик – надо все время увеличивать дозу. Не способствуют они и продвижению, если являются целью. Дело не в феноменах. Они будут как следствия продвижения духа и раскрытия центров. Но тогда феноменальная сторона утрачивает свое самодовлеющее значение. Раньше эти проявления называли чудесами. Но чудо у одних вызывало сомнение, у других вздергивало сознание на высоту, им не заслуженную, с которой оно быстро спускалось до прежнего уровня. Погоня за феноменами сама по себе вредна и бесцельна. Что из того, что кто-то что-то увидел, если это не возвысило дух и не заставило его сделать выводы, приводящие к действию, то есть не дало ему практических достижений и усовершенствования. Сколько феноменов было явлено Елене Петровне Блаватской, а пробудили они лишь нездоровый интерес и требования новых демонстраций. И только очень немногие из видевших их преуспели. Поэтому Мы предпочитаем, чтобы восхождение духа сопровождалось знаками, которые служат как бы вехами проходимого пути. Когда же приоткрываются центры и утончается опыт в восприятиях Незримого Мира, то феноменальная сторона становится естественным познаванием Тонкого Мира, причем проявления его делаются реальностью для познающего, но не для посторонних и феномены утрачивают свою специфическую окраску и свойство вздергивать сознание на не заслуженную им высоту. Познавание сущего сопровождается знаками, если оно закономерно.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 402.


Выделение астрала и посещение Тонкого Мира неполезно, если оно не преследует определенной цели познавания и изучения действительности. Эти явления допустимы, но под руководством Учителя. Многие утопают в явлениях астрального мира, не продвигаясь кверху ни на шаг. Касания с некоторыми слоями астрала не только не полезны, но, наоборот, задерживают эволюцию духа, ибо не дают ему импульсов к утверждению в жизни моральных основ. Темные, особенно больших степеней, очень много знают о Невидимом Мире, но это не делает их светлыми. Поэтому следует установить определенное отношение к так называемым феноменам, а не обманываться их кажущейся значимостью. Мы разрушаем очарование астрала, чтобы заменить его суровым познанием, основанным на действительном опыте и понимании законов Незримого Мира.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 403. (М. А. Й.).


Аппарат человеческий – огненный, и овладение им ведет к овладению Агни. Путь – через себя. Вот почему каждая, даже малейшая победа над собою уже означает способность в какой-то мере управлять своими огнями. Сколько разнообразнейших возможностей дает к этому каждодневность, и как плодоносно их можно использовать, и сколь же невежественно и бессмысленно упускается людьми драгоценное время. А время не ждет, каждый момент приближая нас к переходу Великих Границ, когда будет столь яро нужна каждая крупица знания и каждый огонек, которым овладел дух!

Грани Агни Йоги. 1964 г. 404. (Гуру).


Касаясь мысленно Нас и к Нам устремляясь, входите в соприкосновение с тем неисчерпаемым резервуаром Света и Мощи, с которым связаны Мы, и получается объединение в Свете. Этим значительна связь с теми, кто связан с Владыкой. Звенья Иерархической цепи остаются последовательными в своей неизменности и прочности. Перескочить через звено невозможно. Надо всегда, чтобы кто-то подошел через кого-то. Такой посредник является как бы поручителем перед высшим его. И если вы скажете, что не знаете того, кто перед высшим сошлется на вас, то как же можем поручиться за него мы, когда позван он вами. Поручительство – явление сокровенное. Обычно не понимается оно теми, кто позван. Но тем более внимательно следует к нему отнестись. Те, кто отверг позвавшего, когда-то о том пожалеют. Огни признательности превышают огни других приношений.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 405. (Авг. 13).


Не будем смущаться необходимостью раздвоения сознания. Умение одновременно вести два или даже несколько действий возбуждает к одновременной активности несколько центров, и это очень полезно для усовершенствования огненного аппарата. Не только писание двумя руками или одновременные разговор, слушание и диктовка, но и все действия, требующие разностороннего внимания и сосредоточения, очень развивают огненные способности. Это не означает разбросанность мысли, но наоборот, – жесткий над ними контроль и удержание каждого потока их в своем русле. К далекому идеалу всезнания, всемогущества и всевидения можно добавить и способность вседелания, когда части духа совершают работу по определенным заданиям одновременно и сознание участвует в них. Чтобы достичь далекого, надо начинать с близкого, положив начало нужному достижению. Надо непременно начать, чтобы было возможно продолжить. В Мире Надземном, где продолжается все, малые начинания подобных явлений следствия большие дадут. Из малого семени дерево вырастает огромное, надо лишь его посадить. Нива сознания – это почва, на которой произрастают разные зерна далеких и близких посевов. Вековые посевы тоже дают свои всходы, не пропадает и не исчезает ничто, но все дает свои плоды во времени.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 406. (М. А. Й.).


Борьба с пространственными воздействиями тоже входит в систему обучения йога. Много сил и энергий извне устремляются на огненное сознание, чтобы в той или иной форме оказать на него влияние. Среди этих разносторонних вихрей и потоков надо удержать свою линию и свою индивидуальную тональность. Негоже качаться подобно былинке под ветром духу, утвердившемуся на Владыке. При всех условиях и обстоятельствах ярое осознание незримого Присутствия даст духу непоколебимую опору среди пространственной дисгармонии. Ошибочно думать, что пространство спокойно всегда и что токи его гармоничны. Пространственные бури и ураганы – явления, с которыми приходится очень считаться. Невозможно им противостать, если они даже не ощущаются. Но именно колебания пространственных состояний вызывают миллионы улыбок или слез, тоску и омрачения на лицах людей. Или же вызываются болезни, эпидемии и психические неуравновесия или, наоборот, бодрое, здоровое самочувствие человека. Воздействия эти и причины их столь многообразны, что уследить и схватить их невозможно. Знание действия звездных лучей и магнитных условий на данный момент может помочь при изучении токов пространства. Во всяком случае, будем помнить одно – дух неразрушим и дух вечен, ничто не может уничтожить его, и знать, что равновесие духа есть та мощная сила, которая может противопоставить себя дисгармоническим токам пространства и даже бурям и ураганам, бушующим в нем.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 407. (Гуру).


Мы в действии постоянно. К Нам устремляясь, можно приобщаться к действиям Нашим и Нам помогать. Дел и задач столько, что времени не хватает, и каждый желающий помочь приветствуется Нами. Но надо, чтобы сознание соответствовало заданию. Не можем поручить ответственного дела сознанию, его не понимающему. Ценны те, кто понимает. Пространственное сотрудничество возможно всегда, если сознание позволяет. Оно облегчается при созвучии. Много условий надо явить, чтобы созвучие было постоянным.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 408. (Авг. 14).


Хороший ученик – это сплошной вопросительный знак. Но вопрос вопросу рознь. Праздные вопросы не допускаем, бывают также касающиеся вещей сокровенных, еще не подлежащих оглашению вследствие того, что сознание их не готово вместить. На них отвечаем в размере вместимости сознания, но рано или поздно каждый вопрос получает ответ.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 409. (М. А. Й.).


Мы готовы помочь, Мы можем помочь, если соблюдены некоторые условия. Даже Сам Спрашивал: «Веруешь ли?», то есть имеется ли налицо нужная степень приемлемости. Иначе иглы сознания заставляют отскакивать посылаемое благо, отбрасывая его, словно вихрем. Если нарушить законы приемлемости, то в результате – сломанная рука или нога или та или иная степень повреждения организма. Ведь даже сознание можно надломить насильственной помощью. Поэтому сознание, постоянно открытое навстречу Лучу Владыки, – лучшее условие для получения помощи. Постоянство открытости обуславливает и постоянство помощи. Но многие ли постоянно помнят о Нем, всегда готовом прийти на Помощь? Даже те, кто знает сравнительно много, даже они не всегда в состоянии утвердить постоянное памятование и постоянное предстояние. Причин тому много. Но главная из них – непонимание того, что пройти в будущее можно лишь только Владыкой. Формула: «Я в вас, и вы во Мне» требует глубокого осознания. «Без Бога – ни до порога». Так, без Владыки ничего не достичь и никуда не дойти. Знающие это могут применить знание свое в жизни, чтобы еще более утвердить себя в Свете.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 410. (Гуру).


Полнота ощущения пульса духовной жизни осознается благодаря связи с Владыкой. Тускло сознаниям, не знающим Его. Временные услады земные и обладание вещами не дают настоящего счастья. Слишком уж непрочно оно и зависит от столь многих причин, тоже неустойчивых и непрочных. Мало задумываются над тем, в зависимость от кого и чего ставят свое счастье. Но Камень Основания недаром был назван так, ибо Владыка поистине есть Камень Вечного Основания Жизни. И когда люди счастье свое и будущее свое ставят на это Основание, – прочно оно и нерушимо, и осмыслена тогда жизнь полнотою ее мироощущения.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 411. (Авг. 16).


Каждое прикосновение к людям не без последствий. Каждое обращение к ним влечет за собою тот или иной результат. При этом обычно проявляется сущность человека, хотя бы до некоторой степени, таков характер внешних касаний. Являясь лакмусовой бумажкой для проявления человеческой сущности, ученик не может избежать этих следствий. В периоды особого напряжения пространства и особой дисгармоничности токов следует эти касания ограничивать только такими, которых нельзя избежать. В случае же желания как-то и чем-то помочь лучше сделать так, чтобы касание это было молчаливым. Просто свет собственной ауры освещает другую ауру, которой дается свет. Процесс можно усилить сознательной посылкой мысли. Всякое же ненужное словесное обращение придется оставить.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 412. (М. А. Й.).


Пусть каждый сучок, увиденный в глазу другого человека, послужит стимулом к тому, чтобы усмотреть бревно в своем собственном. Пусть каждый недостаток в другом человеке проявителем служит своих собственных. В других недостатки очень легко замечать, но, заметив, лучше обратиться на себя и посмотреть, не остался ли где хвостик неизжитых еще слабостей того же порядка в собственном сознании. Правильна мысль при анализе характера героев из произведений хороших писателей подумать о том, не угнездились ли где-нибудь в своем собственном характере черты, столь неприятные в других людях. Такая суровая самопроверка может очень продвинуть, ибо очистка от векового сора требует напряжения и внимательности.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 413. (Гуру).


Часто задумываются над тем, как преуспеть в устремлении своем к Свету. И ответ очень прост: надо довести себя до такого состояния, чтобы свет этот свободно и постоянно изливался в мир на людей и на все окружающее из своей собственной ауры. Все состояния, нарушающие это свечение, подлежат искоренению. Раздражение, зависть, злоба и все прочее в этом же роде – не от Света. Так, борьба за утверждение Света в себе станет борьбою с тем, что еще не изжито в себе от ветхого человека.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 414. (М. А. Й.).


Распределим Близость к Нам по ступеням. Тогда одни окажутся ближе, другие дальше. С каждой ступени можно подняться еще ближе, то есть еще выше. В этом слове «выше» – ключ к сближению. Чем выше поднимается дух по ступеням усовершенствования, тем ближе становится к Нам. Степень искренности легко поддается самопроверке, ибо если стремление приблизиться еще сильнее, то самопреображение идет напряженно и быстро. Если оно не происходит, значит, желание сближения – на языке и на словах, но не на деле. Это различие между словесным, или поверхностным, желанием и действительным следует различать. Первое инертно, бессильно и не дает следствий, второе быстро сближает и дает ощущение Нашего Присутствия. Самопроверка природы желания близости Нашей хороша тем, что не допускает самообмана, когда под видимостью самых, казалось бы, искренних чувств прячется нежелание привести себя в форму, приличествующую служителю Света. Это в равной степени относится и к Близости Иерархической вообще.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 415. (Гуру).


Ощущение невозможности заменить звенья Иерархической цепи, непосредственно связанные с духом, на какие-либо другие указывает на глубокое и правильное понимание наших взаимоотношений. И в самом деле, представим себе всю планету и все человечество, со всеми выдающимися деятелями, то все же не найдем никого, кто был бы нам ближе Владыки или тех, кого Он послал, чтобы принести нам жданную весть. Так, Владыка, Матерь и Гуру остаются навсегда и везде, во всех мирах, ближайшими звеньями цепи Света. Когда это осознано – путь к Свету прям.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 416.


Распределение по лучам фактически происходит еще на Земле, пока в физическом теле, там же, то есть в Мире Тонком, когда отбрасываются земные наслоения, дух освобождается для того, чтобы полностью слиться со своим Лучом, к которому он тяготел и с которым был уже неразрывно связан и в плотном существовании. Любимому ученику посылается Луч, и он неотрывно в нем пребывает. Связь эта устанавливается в веках и на все будущее. Те, кто от тьмы, Луча не имеют и не имеют такого тяготения к Свету, чтобы найти в себе силы оторваться от тьмы. Те, кто бессознательно служит тьме, когда начинают понимать свое истинное положение, ужасаются и готовы бы отвратиться от тьмы, но притяжения темного полюса настолько сильны и так они связаны с тьмою, что энергий и воли для противодействия не хватает. Обреченность свою сознают, но сделать ничего уже не в состоянии. К Свету надо притянуться еще на Земле. Из Твердыни протянуты Руки и льются Лучи, и многие примыкают и притягиваются к ним бессознательно, не зная ни о Твердыне, ни об Учителе. Но все дело в служении тьме или Свету, и этим условием определяется притяжение к Лучам и распределение по Лучам. Но следует знать, что если в Стане Света действуют Лучи Света, то на стороне тьмы действуют лучи тьмы и притяжение их действует на темных духов, увлекая их в бездну. Есть и промежуточное состояние, довольно серенькое, бесцветное и унылое. Все степени состояний имеются в Мире Надземном, и каждое притяжение к ним основано на принципе соответствия, или закона созвучия. Закон непреложен, но справедлив, ибо то, что есть в человеке, что накоплено в нем в течение его жизни, притягивается к соответствующим слоям пространства, родственным и близким природе, сущности, характеру этих накоплений. Закон обойти или обмануть невозможно: каждый имеет окружение по себе. Происходит как бы продолжение в созвучных им условиях тех устремлений, которые свойственны духу. Конечно, обжора фактически обжираться уже не сможет, так как нет физического тела, нет и еды. Но пластичность материи Незримого Мира и творческой способности духа, заменившей ему земные способности, позволяет из этой материи создавать желаемые формы, желаемые яства и обжираться ими воображаемо, ибо мысль становится там действительностью, видимой и ощущаемой как реальность. Разница в том, что на Земле переполненный желудок дает ощущение удовлетворенности, хотя и временной, но там ее нет и быть не может, так как вожделение к пище живет, а насытиться ему фактически нечем. Только когда энергии вожделения исчерпают себя на своем породителе, наступает освобождение от этого рабского состояния. Потому лучше овладеть собою уже на Земле и не позволять ни одной страсти владеть собою, ибо процесс изживания ее в Мире Незримом очень мучителен. Тот, кто овладел своей мыслью и подчинил ее воле и обуздал свои чувства, надев на них серебряную узду духа, может спокойно войти в тот мир, где все движется мыслью.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 417. (Гуру).


Земное пребывание можно считать как выбор путей в Беспредельность. Следует лишь помнить, что этим временным состоянием не исчерпывается ничто, но все лишь начинается, чтобы развернуться затем до своих пределов в Мире Надземном. Отсюда значение каждого начинания и утверждения его на Земле. То, что свяжете, то есть утвердите на Земле в сознании своем, утверждено будет и там. Ведь полем посева зерен всех начинаний является сознание, в котором укореняются зерна допущенных мыслей. И мысли посеянные всходы дадут. В сфере человеческого микрокосма сам человек выращивает следствия мыслей и сам же их пожинает. Мыслью замыкает себя в круг ее проявления и мыслью же и освобождает. Значение мысли в оформлении судьбы человека нельзя переоценить – столь огромно оно.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 418. (М. А. Й.).


Все ученичество построено на созвучии. Если созвучия нет, сознание надо поднять и возвысить до какой-то степени соответствия с сознанием того, к кому оно устремляется. Ни в унынии, ни в раздражении, ни в неудовольстве, ни в страхе, ни в суете, ни в рабстве у всех прочих отрицательных качеств созвучия или единения не достичь. Вот почему столь настоятельно нужна работа над собою. Недостатков достаточно у каждого ученика. Каждый недостаток уже одним тем, что это недостаток, может быть трансмутирован в положительное качество, ибо каждый недостаток имеет свой противоположный полюс. Мало учесть свои недостатки, надо отыскать и увидеть антипод каждого, чтобы утвердить последний в сознании для последующего применения или уявления его в жизни. Выкристаллизованный в сознании мыслью до рисунка в мозгу, станет он там магнитом, ведущим и определяющим поступки и действия ученика. Много времени можно посвятить этому светоносному процессу. Каждое мгновение такой работы окажется плодоносным. Не надо вымученных усилий, не надо каких-то особых напряжений, надо просто сесть и спокойно подумать о своем том или ином недостатке, сознательно вызвав в воображении яркий образ его противоположности и себя, утвердившего это противоположное недостатку качество в своем внутреннем мире. Утвержденное и внедренное там, проявиться должно оно и вовне, в действиях, поступках и мыслях. Так, трансмутация собственного характера по линии родственных противоположностей станет доступной, возможной и осуществимой. Для примера возьмем суетливость, унижающую достоинство духа, расточительницу психической энергии, погружающую дух в ничтожество и ставящие его в рабскую зависимость от всех и от всего. Противопоставим этому мелкому, низменному качеству спокойную сдержанность, самообладание, осознание достоинства духа и независимость его от подчинения воображаемым условиям момента. Представим себя свободным от этого унижения, решившим покончить и покончившим с суетливостью навсегда. Утвердим антипод этого качества ритмом в течение нескольких дней и увидим, что антикачество суетливости начало уже проявляться в делах каждого дня. Осознание победы утвердит и упрочит. И нужное качество приобретено.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 419. (Авг. 18).


Мало добиться выполнения пространственного приказа, надо еще удержать созданное положение на желаемый срок. Противодействующие силы от времени до времени будут делать попытки разрушить его, и эти попытки следует всякий раз пресекать самым решительным образом. Наши люди на прицеле у темных всегда, а темные готовы воспользоваться каждым случаем, каждым человеком, животным, птицей, грызунами и даже насекомыми, лишь бы только через них протолкнуть то, что сможет разрушить или в какой-то мере нарушить результаты ваших трудов. Каждую такую попытку следует встретить совершенно спокойно и спокойно пропустить ее мимо сознания, чтобы, пропустив мимо, решительно, твердо и уверенно тотчас же восстановить нужное положение. Расстраиваться, огорчаться, отчаиваться подобными рецидивами не следует. Плотина удерживает постоянный напор воды, точно так же и ваша психическая энергия сдерживает постоянно напор темных противодействий и вредительства. Не будем забывать, что, кроме темных сознательных и бессознательных злоделателей, силы хаоса постоянно стремятся вторгаться в стройность построения жизни и в сознания человеческие. Борьбе с хаосом отводится немалое место в активности Служителя Света.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 420.


Отметим и еще одно обстоятельство: это упорное стремление сознания вернуться на старое пепелище, то есть снова погрузиться в исчерпанные условия жизни. Прошлое представляет собою сильный магнит. Для Огненной Йоги оно сожжено, но сжигание его не просто и не легко. Новое часто может быть еще недостаточно совершенно, и сознание с ним еще не сжилось, в то время как старое привычно и удобно, хотя и является оно оковами духа. Ветхий человек внутри – ярый защитник старого, привычного обихода в сознании и в жизни, и потому это – сильный и упорный противник эволюции духа. В тепле и уюте, в спокое и благополучии куда приятнее и легче, чем в трудностях, нужде, лишениях и в холоде, и многие предпочитают тепло и уют. Но неуютно на Земле восставшему духу и благополучие душит его. Огонь и благополучие несовместимы, борьба и спокой – тоже. Борения духа – удел идущего к Свету. Мы Знаем напряжения огненные. Мы Знаем невыносимые пространственные нагнетения, и Мы Знаем суровость подвига, но Мы не Знаем спокоя.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».