Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



13. Надземное. 1938.



Надземное. 540


Урусвати знает, как много полезных записей можно найти вне государственных книгохранилищ, в семейных архивах. Большое заблуждение думать, что государственные хранилища могут исчерпать весь материал, оставшийся в рукописях. Такое же заблуждение полагать, что огромное количество напечатанных книг покрывает наиболее важные вопросы жизни. Наоборот, можно утверждать, что самые важные записи остались неизданными или погибают в семейных подвалах.

Устрашающа мысль, что множество человеческих неповторяемых достижений гибнет. Следует начать охранять частные архивы, но это начинание нелёгкое.

Невозможно предположить, что всегда будут особенно интересны архивы людей известных, могут быть самые замечательные записи среди неизвестных обывателей. Они могли быть свидетелями очень поучительных явлений, они могли слышать от старших поколений утверждения, которые даже не были повторены потомками. Никому не приходило на ум печатать такие записи.

Также много хроник пропадает в монастырях и в разных конгрегациях. Очень велико количество уже пропавшего, но многое ещё зарыто в пыли. Не должны люди говорить, что они не имеют сведений по различным вопросам, они должны чувствовать, как многое заботливо записано и лежит в темницах. Пусть каждый отнесётся внимательно, когда он слышит о записях, кем-то хранимых. Многие блестящие мысли были погребены от скромности и от лености. Также и среди книгохранилищ найдутся неразобранные свёртки рукописей.

Мыслитель поощрял в своих учениках желание охранить семейные записи.

Надземное. 541


Урусвати знает, с каким трудом сопряжён разбор семейных архивов. Сведения, наиболее значительные, могут быть упомянуты небрежно, имена, самые известные, могут быть помянуты условно или буквами, или прозвищами. Наконец, всё изложение может быть составлено в условном стиле. Последнее случалось нередко из опасения преследования, потому некоторые архивы, и которые считаются изученными, на самом деле содержат много незамеченного.

Такие архивы, как Шуазеиля, Гёте, Строганова, содержат не мало полезных сведений. Такие данные особенно показательны для внутренней жизни Нашего Братства. Нужно благодарить Адемар за оставленные записи, без них многие страницы деятельности Сен-Жермена не были бы оповещены.

И кто-то будет изумляться, к чему понадобились записи Адемар, когда Мы могли пояснить всё ещё полнее? Но люди ценят показания их современников, и такие записи будут в глазах человечества доказательством гораздо более действительным, нежели Наше анонимное извещение.

Также нужно изучать записи арабские и записи Ирана, там можно найти свидетельства путешественников, так можно понять, почему Мы так часто говорим о сотрудничестве. Повествование, повторенное в разных веках лицами историческими, даёт самое реальное свидетельство.

Удивительно, как проникали сведения о Братстве в неожиданные страны. Можно найти их в Ирландии, в Норвегии, в Испании, туда несли сведения мореходы с Востока. Пусть исследователи не пресекают пути свои. Находки могут быть неожиданными.

Мыслитель поучал не отчаиваться: «Ищущие, не можете знать предела нахождений».

Надземное. 542


Урусвати знает, что главная основа Нашей внутренней жизни есть упражнение мышления. Заблуждается, кто полагает, что после известного уровня мышление не может быть развиваемо. Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто полагают существование в каких-то праздных шествиях; труд во всём, так же и в устремлении мышления.

Сожалеем о тех, кто воображает, что ему незачем мыслить. Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум. Они возникают из хаоса и тают так же быстро, как хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование, явленное в мышлении.

Вы хотите узнать о Нашей Внутренней Жизни. Хотя токи приносят самые разнообразные земные события, но и среди таких смятений Мы находим время помыслить. Для мыслеобразов не требуется продолжительного времени, их чёткость достигается постоянным упражнением. Такие упражнения в совершенствовании не требуют определённого настроения. Когда сущность устремлена к общему благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом направлении.

Устремление может быть сурово, или радостно, или постоянно сожалительно и сострадательно, это будет как бы ключом мышления, но чёткость образа зависит от запаса психической энергии.

Некоторые полагают, что Нам нечего заботиться об этом запасе, глупцы не понимают, что гармония энергии должна быть оберегаема. Один может медленнее восстановить запас психической энергии, другой может успеть это быстрее, кому-то достаточно закрыть глаза и глубоко вздохнуть, чтобы восполнить понесённый ущерб. И Мы должны восполнить Наш запас, отрицать это было бы ненаучно.

Иногда вы не получаете скорого ответа, в этот час могут происходить самые спешные события, но, может быть, происходит восполнение запаса психической энергии. Будем обо всём мыслить человечно и не ошибёмся. Микрокосм поймёт состояние Макрокосма. Так и о Нашей Внутренней Жизни мыслите человечно. Во всех помыслах сохраните красоту образа и сумейте полюбить образ труда на общее благо.

Мыслитель говорил: «Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны».

Надземное. 543


Урусвати знает, что состояние полной дозорности тоже есть одно из оснований Нашей Внутренней Жизни. Не думайте, что такой дозор будет чем-то сверхъестественным. Люди нередко отличаются особою чуткостью. Они имеют тонкий, настороженный сон и улавливают сотрясения воздуха. Такое происходит без всяких длительных подготовлений, психическая энергия работает самостоятельно, когда она не обременена внешними условиями. Но если энергия работает при бессознательном к ней отношении, то насколько проявляется она при сознательном и устремлённом труде над нею. Прибавьте ещё длительность Нашего существования и можете представить себе, как прогрессируют многие качества.

Люди утверждают, что бессменный напряжённый дозор должен быть чем-то несносным, но такое опасение неосновательно. Любой деятель, имеющий способности, не считает такой труд несносным. Он настолько привык к нему, что не сможет пребывать без него.

Также и высокая чуткость, развитая разумно, не может отяготить нас. Она становится естественной, особенно когда и сон становится очень кратким. Лучше даже назвать такой сон отдохновением.

Не всегда отпускаем тонкое тело, чтобы сознательность не покидала. Если Мы хотим выйти в Тонкий Мир, тогда Друг принимает на себя дозор, Он же наблюдает и за телом, чтобы не допустить нежелательных токов. Так вы видите, что дозор при наличии некоторых аппаратов есть неотъемлемое условие Нашей Внутренней Жизни.

Мыслитель поучал: «Пусть каждый пытается развить в себе чуткость, он может тогда преуспевать стократно».

Надземное. 544


Урусвати знает, что некоторые стороны Нашей Внутренней Жизни подвергаются неправильному толкованию. Так, говорят, что Мы оказываем преимущество тем, кто встречался в прошлых жизнях с Нами. Люди по неведению считают это несправедливым, но сами они предпочитают иметь сотрудниками тех, в ком они могут быть уверены.

Они желают, чтобы их окружали уже испытанные сотрудники. Никто не будет называть такой выбор несправедливым, это — человеческая сторона. Но, кроме того, не забудем о гармонии, которая необходима для сотрудничества. Немало времени требуется, чтобы сгармонизировать нервные центры. Нам нужны согласные устремления, чтобы по возможности не расходовать энергию бесцельно. Но кто же может лучше способствовать общей работе, как не лица, уже когда-то к ней приобщавшиеся? Ясно, что Мы избираем доверенных деятелей из тех, кто уже потрудился на общее благо.

Мы помогаем тем, кто несёт особое поручение. Это вполне справедливо, ибо вокруг таких посланников сгущается много тяжких токов. Многие хотят избавиться от таких деятелей и если бы могли, то уничтожили бы и Нас. Но нельзя сказать, что Мы ограничиваемся лишь старыми друзьями, входы сотрудничества открыты, но лишь испытанные деятели умеют понять, что значит доверие, великое доверие до конца, несмотря ни на что. Такие условия сотрудничества не навязаны, не приказаны, но познаются опытом. Также лишь опыт показывает, в чём заключается Наша помощь. Близорукие не признают её, ибо судят от себя, от своего кругозора.

Мыслитель утверждал: «Высшая Помощь так прекрасна, что лишь возвышенный ум понимает её красоту».

Надземное. 545


Урусвати знает, что некоторые впадают в такое заблуждение, что даже заподозревают Нас в самости. Такое заблуждение основано на том, что, по словам обвинителей, Мы помогаем лишь там, где Нам выгодно. Кроме того, Мы не оказываем помощи людям, которые желают её получить, и, наконец, Мы помогаем не в том виде, как люди себе представляют. Такие обвинения нередко произносятся громко, но ещё чаще мысленно.

Люди не желают понять, что помощь возможна на основе космических и кармических законов. Также люди не желают признать, что гармоническое объединение требует значительного времени и обоюдных устремлений. Люди кричат о помощи, не дав себе труда подготовить путь к ней. При болезнях к Нам обращаются обычно, когда организм непоправимо нарушен.

Надо слышать все тайные и гласные обвинения жестоким Лентяям, не желающим уделить часть своей неисчерпаемой энергии. Так шепчут люди, о Нас знавшие, они слышали о целесообразности и соизмеримости, но эти понятия для них остаются отвлечёнными. Иногда не знающие о Нас менее вредоносны, нежели те, кто безответственно заражает пространство.

Учение достаточно указывает, насколько разумно должна быть распределяема энергия. Она не должна расходоваться во вред множеств обстоятельств. Так, Наша Внутренняя Жизнь имеет многие стороны, которые могут быть улучшены при разумном людском сотрудничестве.

Мыслитель просил учеников, чтобы они поступали целесообразно: «Научитесь пустить стрелу в середину цели».

Надземное. 546


Урусвати знает, что внутренняя жизнь Деятелей основана на многих дисциплинах. Самодеятельность, мужество, целесообразность, неутомимость, милосердие, уважение Иерархии и многие другие дисциплины развиваются прилежно и сознательно. Нельзя представить себе разумную жизнь, если она не охранена от беспорядочных проявлений.

Деятели знают, что каждая дисциплина принята ими добровольно, и не пожалеют они о трудах, на себя возложенных. Они понимают, что самодеятельность должна быть развита до крайней степени. Прежде чем обратиться к Руководителю, каждый деятель спросит самого себя — не может ли он ещё что-то совершить самостоятельно?

Также и все прочие дисциплины могут быть развиваемы в любых условиях жизни. Люди это не могут понять, ибо они воображают Деятелей как царственных богачей и не понимают, что мы проходим все трудности жизни и на них укрепляемся. Лишь немногие согласятся испытать полноту земного пребывания, ибо намного превзойдут горести, происходящие от людского неведения. Но Деятели знают, что каждая дисциплина необходима для продвижения. Лучше принять полную ношу, нежели сновать по тому же пути.

В Учении ясно сказано задание Деятелям, и каждый может решить, которая дисциплина необходима ему. Наша Внутренняя Жизнь полна суровой дисциплины.

Мыслитель настаивал, чтобы ученики полюбили дисциплину, без неё нельзя укрепиться в действии.

Надземное. 547


Урусвати знает, что в мире всё неповторяемо. Закон един, но воздействия его на материю производят неисчислимые сочетания. Человечество делится на два определённых типа: один чует это неповторяемое богатство Космоса и другой, для которого всё неподвижно, однообразно и не имеет ни значения, ни красоты. В последнем виде человечества найдёте эгоистов, которые сами себя ставят превыше всех великих проявлений Природы.

Но некоторые аппараты, которые приняты и у Нас, показывают несказуемое разнообразие энергии и субстанции материи. Маятник жизни принадлежит к таким аппаратам. Он может применяться для показания качеств психической энергии, для исследований почвы и для передачи мыслей. При последнем опыте можно видеть, что мысль ударяет по психической энергии и действует с большою скоростью. Некоторые полагают, что маятник выражает их собственные мысли, это может казаться оттого, что посланные мысли уже отражаются на сознании, но, во всяком случае, такая передача показывает, как мысль претворяется в физическую энергию и даёт замечательные, разнообразные показания.

Некоторые аппараты требуют передачи каждой буквы и нуждаются в участии нескольких лиц, так они уподобляются физическому телеграфу. Но мы говорим сейчас о мысленной передаче, так можно судить о процессе формирования мысли. Уявление разнообразия можно видеть при показании психической энергии. Только чуткий глаз различит показания самых индивидуальных особенностей.

Мыслитель уже в своих записях указывал на неисчислимые особенности душ человеческих.

Надземное. 548


Урусвати знает, что жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют продвижению человечества. Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания, — значит, в мире неблагополучно.

Учения общественные указывают на основы продвижения, и нигде не найти восхваления четырёх названных пороков, около всех указаний отмечается одно и то же восхождение человеческого сознания. Самые крайние учения не превозносят ложь. Но ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые как оковы человеку.

Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям. Даже некоторые философические общества рассуждают о высших предметах и немедленно после предаются самым позорным порокам. Нужно посмотреть в корень общественной болезни. Только оздоровление внутренней жизни поможет повысить и общественные проявления.

Так, кроме научного познавания, кроме кратчайших восторгов, приносимых искусством, нужно мужество, чтобы улучшить внутреннюю жизнь. Мужество развивает и терпение. Человек, терпеливый по природе, будет мужественен и вынослив.

Нужно противоставить хаосу лучшее проявленное, которое живёт в нас. Только такой самодеятельностью можно восходить беспрестанно. Люди боятся слова «нравственность», но охотно рассуждают о нравах, точно такие понятия не имеют одного корня. Но нрав не изменится без воздействия всей внутренней жизни.

Мыслитель поучал: «Нравы народов сложат историю человечества. Пусть эти огни светло пламенеют».

Надземное. 549


Урусвати знает о симпатиях и антипатиях, возникающих в человеческих отношениях. Часто люди не могут даже различить причину таких нарастающих чувств. Поверх кармических и физических причин должно быть ещё нечто, полагающее грань между людьми. Она, эта грань, существует, и не что другое, нежели психическая энергия, является причиною.

Можно заметить, что люди, обездоленные психическою энергиею, начинают ненавидеть тех, кто обладает ею в высокой степени. Люди не знают этого закона, они ищут причину ненависти среди всевозможных условий. Но и зависть в большинстве случаев тоже основана на завидовании о психической энергии.

Мудро наблюдать различные типы людей. Помимо расовых и классовых различий нужно усмотреть нечто международное. Различие качеств психической энергии лежит, как меч, между человечеством. Люди не признают причину, породившую в них ненависть и зависть. Они и не могли бы пояснить причину, ибо этот тип людей обычно вообще не знает о психической энергии. Для них эта энергия есть пустое отвлечённое понятие. Но к ним особенно приложимо прозвище нищих.

Каждый завистник, клеветник, ненавистник прежде всего — нищ. Он лишил себя высшего накопления. Он и в прошлом также не озаботился узнать об основах Бытия. У Нас с болью наблюдают, как вредят и себе, и другим такие нищие.

И невозможно дать им облегчение, для них каждый дающий уже ненавистен.

Мыслитель знал таких непримиримых завистников. Он говорил о них: «Посмотрите, как сгорбил их груз ненависти».

Надземное. 550


Урусвати знает, что одержатели особенно не выносят большего запаса психической энергии. Они, как стрелы, отскакивают от прочного щита. Тем сильнее бывает их злоба, и одержимые устремляют ненависть даже против своей пользы. Можно часто наблюдать, как одержимые поступают вопреки здравому смыслу, лишь бы изрыгнуть зло.

Нужно понять, как много таких злодеяний, которые совершаются, чтобы ублажить невидимого злодея. Люди называли их демонами, но проще назвать их отбросами. Нельзя предполагать, что для одержания требуются какие-то мощные демоны. Каждый земной преступник непременно стремится стать одержателем и тем питать свою неизжитую ненависть.

Нужно признать, что не только малодушные, но и все предающиеся сомнению легко становятся добычею одержателей. При таком заболевании человек не знает сам, что он делает, и посторонние изумляются скорой перемене лица. Но будет время, когда научные аппараты покажут двойственность таких опасно больных. Много исторических событий произошло под одержанием, — не забудем это.

Мыслитель говорил: «Иногда кажется, что вместо Архонтов говорят какие-то призраки, любя пищу кровавую».

Надземное. 551


Урусвати знает, что некоторые радикальные деятели живут ретроградно. Значит, они не деятели, но временные вредители. Личный пример требуется, как в распространении высшей Истины, так и в любом обиходе.

Мы можем произнести понятие терпения, или мужества, или милосердия, если мы сами имели отвагу проявить такие качества. Мы можем поискать в прошлом, могли ли мы быть героями и страдальцами? — только тогда мы можем утверждать эти основы земного бытия. Но в поисках прошлого не нужно ограничивать себя лишь каким-то всенародным, великим деянием. Можно находить великолепные свидетельства и среди повседневной жизни, и каждый день можно преобороть внутренний хаос и приручать дикого зверя. Нужно ценить каждый отличный поступок. Не только всенародный подвиг, но и достижение внешне незаметное может служить овладением лучшею ступенью.

Уже говорил, что трудно судить, где граница великих и малых деяний. Поистине, так называемое малое деяние может заложить зёрна самые превосходные. Мы знаем, о чём говорим. Люди называют такие продвижения испытаниями, но не лучше ли назвать их совершенствованием? Зачем плакаться об испытаниях, когда можно ликовать о совершенствовании и преуспеянии.

Мыслитель побуждал учеников, чтобы они хотя бы в чём-то преуспевали каждый день.

Надземное. 552


Урусвати знает, что зачаток болезни знаменательнее, нежели последствия. Предупреждаем о зачатке, ибо впоследствии уже невозможно помочь, но зачаток очень поддаётся мысленному лечению, Говорю о психических и телесных заболеваниях. Особенно полезно, когда несколько мыслей соединены в одном направлении. Заболевший нередко и не подозревает о возможности заболевания. Полезно, если сознание его открыто и не противится благодатным посылкам. Поэтому так необходимо чутко прислушиваться к пространственным посылкам.

Не нужно впадать в ханжество и воображать несуществующее, но всё же пусть сознание будет на страже. Печально наблюдать, как люди вспоминают о возможной помощи, когда она уже бесполезна. Много примеров, когда люди могли быть излечены, но их сознание противилось и отталкивало руку помощи.

Люди, даже мало знакомые с законами психической энергии, иногда бессознательно способствуют полезным воздействиям. Мы радуемся, когда хотя бы бессознательно человек попадает на правильный путь. Нужно очень осторожно обращаться с такими несознательными людьми, их легко можно отвратить, но лёгкое дружественное касание может открыть их запечатанную сокровищницу. Нужно не только терпение, но и великая снисходительность. Это качество поможет во всём, и также в мысленном лечении. Добрый врач знает, как заботиться и чем помочь больному.

Мыслитель убеждал врачей, чтобы они поняли, как их сердце и воля являются лучшими лекарствами.

Надземное. 553


Урусвати знает, что качество снисходительности толкуется превратно; его понимают или как высокомерие, или как попустительство. Так как оба понятия позорны, то и само понятие снисходительности не употребляется в хорошем значении. Но Мы его употребляем как одно из качеств человечности. В общежитии оно оказывается обоюдным. Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания. Люди иногда выказывают эти благие качества сознательно, но чаще того они выказывают снисходительность по доброте, не придавая значения таким улыбкам.

В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит всё старание, чтобы внести знание по человечности. Мы уже давно говорили о беседах по сознанию, такие беседы по сознанию можно назвать человечными.

Нас спрашивают о Нашей Внутренней Жизни, — она человечна и основана на великом терпении. Не заподозрите Нас в гордыне, когда говорю о великом терпении. Оно должно быть большим, испытанным и основанным на человеколюбии.

Нельзя, чтобы в обиходе люди могли легко преуспевать в терпении. Наполненность пространства не способствует приобретению терпения. Немало токов препятствуют людям, которые о них даже понятия не имеют. Мы знаем, насколько трудна земная жизнь. Заблуждается, кто по неведению считает жизнь лёгкой. Но мудро установлено переходное состояние, истинная закалка клинка духа. Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком.

Не легка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Не следует их садить преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад. Так Мы перечисляем основы Нашей Внутренней Жизни. Если в ком есть желание и твёрдость приложить их, пусть будет так. Чем напряжённее час, тем большая заслуга совершенного действия. Мы не скрываем о сложности основ жизни, и в этом доверии обоюдно укрепляется человечность.

Мыслитель понимал, как много препятствий на пути человека. При столкновении он шептал: «Обойди этот камень».

Надземное. 554


Урусвати знает, что человек является вместилищем всего сущего. От зачатков всех болезней до высших трансцендентальных возможностей он может вызвать в себе. По своему допущению он может вызвать любую болезнь, но он же может естественно приобщиться к Высшим Силам. Только нужно человеку понять его неразрывность со Вселенной. Несчастья происходят, когда люди забывают о своих возможностях. Но они забывают об этом слишком часто, потому и бедствий слишком много.

Никакая специальная наука не может заменить осознания о назначении человека. Соединительное звено миров — человек. Он не должен забывать это своё назначение. Удел его велик во всех областях труда. Он не может уклониться от даров, ему предоставленных, иначе он будет источником бедствий. Особенно в дни Армагеддона человек должен помыслить о сущности своего здесь пребывания. Он не может отлучить себя от предопределённых возможностей.

Никакая внешняя религия не спасёт человека, если он ограничивается внешними условностями. Уявление космических феноменов не должно быть забыто. Учёные пусть заглянут за границу случайности. Пусть кто-то начертает связь между настроениями человечества и физическими феноменами. Пусть наука судит о тончайших сочетаниях и соотношениях. Не будем насиловать, но выскажем пожелание, чтобы наука шире осветила сущность человека.

Мыслитель знал, что будет время, когда наука заглянет по ту сторону земного существования.

Надземное. 555


Урусвати знает, что большинство людей совершенно не способно для передачи мысли на расстояние. Они даже не представляют себе, что значит сосредоточение мысленное, их мысли подобны бабочкам около огня. Они не хотят представить, что мысли, разбитые обиходными мыслишками, являются какофонией. Они очень возмутились бы, если телеграфист вставил бы среди сообщения свои слова. Они будут негодовать, если среди игры виртуоза кто-то начнёт трогать струны. Это будет недопустимо, с точки зрения слушателей. Но если мысли будут прерваны какими-то нелепыми восклицаниями, это не будет осуждено, ибо даже не понимают значения мысли вообще. Но нужно признать, что мысль является основною сущностью бытия.

Скажут, что для сосредоточения мысли нужны какие-то особые школы. Вовсе нет. Каждый человек может упражняться на сосредоточении мысли, начиная с простейших предметов. Если заставить себя помыслить чётко хотя бы четверть часа в день, то уже будут добрые следствия.

Кроме того, не забудем, что каждую мысль кто-то слышит. Не стыдно ли допускать мохнатое мышление в пространство? Мы очень огорчаемся, когда вместо ясных мыслей до Нас доходят какие-то шершавые обрывки. Даже когда кто-то Нас призывает, и то среди Имени попадают какие-то обрывки. Нужно щадить получателя и пытаться посылать кратко, ясно и без лишних добавлений. Сами решите, что для вас самое главное, и найдите наиболее подходящее выражение.

Мыслитель учил: «Если можете самое возвышенное выразить кратко, сделайте так».

Надземное. 556


Урусвати знает, что атлантам было ведомо воздухоплавание. Не покажется ли странным, что после гибели Атлантиды это достижение исчезло? Ведь некоторые оставшиеся атланты могли знать тайну полёта. Но вместо того в летописях мелькнули краткие записи о воздушных кораблях, и затем это открытие было надолго забыто. Малое сведение о Соломоне и его летающем корабле осталось в виде сказки, так же как и сказка о ковре-самолёте. Уже много раз человечество мечтало о крыльях, но эти поиски продолжались тысячелетия.

Почему человечество должно было лишиться надолго такого преимущества? Но не одно достижение было забыто, как бы отнято. Не могло быть иначе, когда люди забывали о своём коренном назначении.

Не нужно удивляться, что и теперь многие нахождения задерживаются. Можно слышать, что нужные записи исчезают и уже готовое открытие откладывается.

Люди готовы верить разным сказкам, но не замечают действительности. Прогресс имеет свои кривые. Пора обратить внимание на волны человеческих достижений. Правильно скажут, что история донесла лишь обрывочные сведения, но и эти краткие намёки помогут вдумчивому исследователю.

Мыслитель признавал древность Земли и человека. Он утверждал, что планета пережила много катастроф. Он же писал и об Атлантиде, но люди долго считали это сказкою. Лучшая действительность для невежд — сказка.

Надземное. 557


Урусвати знает, что тонкое тело питается добрыми деяниями. Многие примут это за парадокс или за нелепость. Для них тонкое тело не существует, а понятие добрых деяний весьма относительно. Но на самом деле тонкое тело крепнет от всего возвышенного, потому добрые мысли и деяния так полезны.

Также искусство приносит мгновения высшей проявленной радости, такая пища для тонкого тела самая питательная. Когда древние речения напоминали о питании воздухом, они имели в виду воздействие добрых сочетаний на тонкое тело.

Иные полагают, что тонкое тело нерушимо и потому никакие земные воздействия не могут нарушить его, но такое толкование неосновательно. Тонкое тело есть всё-таки тело вещественное. Оно может болеть, может укрепляться или даже разлагаться. Оно имеет свою жизнь, иногда она даже не согласуется с плотным телом. Среди разных влияний именно тонкое тело может отзвучать ранее плотного.

Мы говорили о так называемых живых мертвецах. Они успели умереть в тонком теле, хотя плотное ещё живёт. Психическая энергия находится в таких случаях в ненормальном состоянии. Она почти выходит за тонким телом, но если физическая работа сердца происходит, то и энергия продолжает быть привязанной к разложенной оболочке.

Нужно понять, что такие организмы уже не могут творить поступательно и катятся по наклонной плоскости. У Нас называют такие организмы пустыми оболочками. Но не нужно смешивать их с одержанием, которое может происходить при ослаблении тонкого тела, поистине оно питается возвышенными деяниями.

Мыслитель настаивал, чтобы человек обновлял сердце музыкой. Явление музыки понималось как вся сфера Муз.

Надземное. 558


Урусвати знает, как многоцветна Агни Йога. Внимательный глаз в пламени может различить многие оттенки. Условия окружающие влияют на цвет пламени. Также в различные времена является особая надобность Йоги. Можно увидеть и величие Радж Йоги, можно заметить сияние Бхакти и узреть напряжение Джнана Йоги, но можно найти и главную потребу светлой Карма Йоги. Труд неотступен в дни смуты человечества. Так среди различных цветов Агни Йоги найдём стебель Карма Йоги, на этом основании оправдается человечество.

Не будем удивляться, что не всегда давалось предпочтение суровой Карма Йоге. Иногда её как бы забывали под впечатлением величия и улыбки других достижений. Мы знаем, что Карма Йога не может дать таких стремительных достижений, как Бхакти, но труд будет спасительным якорем планеты. Пусть пурпур Радж Йога величественен и голубое сияние Бхакти прекрасно, но не менее прекрасен синий и фиолетовый цвет Карма Йога. Он как бы получил нечто от пурпура и также уплотнил голубое сияние. Труд и величественен, и полон любви. Так в пламени Йоги, названной Агни Йогой, усмотрим цвета труда.

Нужно, чтобы человек глубоко постиг красоту процветания труда. Пусть он смотрит на труд не как на хлеб насущный, но как на спасение планеты. Именно труд сознательный создаёт целительную эманацию, которая может бороться с отравленными низшими слоями атмосферы.

У Нас наблюдают тружеников. Среди них выявляются истинные карма йоги, но часто они не могут себя так назвать, ибо и не слышали о таком слове. Наш друг Иван Стотысячный не ведает такого слова, но он знает труд.

Мыслитель учил: «Никакая история не может перечесть истинных тружеников, их список ведётся за облаками».

Надземное. 559


Урусвати знает, что каждая Йога требует глубокую дисциплину. Это следует запомнить, ибо некоторые полагают, что различные Йоги не нуждаются в глубокой дисциплине; думают, что имеются лёгкие и трудные Йоги, и мечтают о наиболее лёгкой. Внутренняя дисциплина всех Йог — одинакова.

Напряжение всеначальной энергии должно быть мощно. Оно образует иммунитет, который так нужен при открытии центров. Кто-то назвал Йога человеком с ободранной кожей; сравнение грубое, но не лишённое истины. Действительно, если бы Йог не вырабатывал иммунитета, то он не вынес бы прикасания пространственных токов. Урусвати знает, что некоторые токи дают болезненные, скребущие и даже колющие ощущения. Можно представить себе, что было бы без образования иммунитета!

Сейчас кто-то начнёт насмехаться, когда скажем, что главным фактором для приобретения иммунитета является добрая мысль. Не может стать Йогом не признающий силу добрых мыслей; они будут лучшим привратником при вступлении в Мир Тонкий.

Сколько людей воображают себя йогами, а сами полны злобы! Люди полагают, что внезапное озарение самосильно перенесёт их через все препятствия. Озарение может быть внезапным, но для этого требуется большое внутреннее напряжение. Нужно накопить такое состояние. Не скрещивание ног, но сосредоточение доброй мысли скорей поможет. Добровольная, каждодневная дисциплина мысли даст лучшие следствия.

Мы много раз возвращаемся к понятию добровольности. Она будет самым близким условием дисциплины. Малейшее представление о насилии уничтожит все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует. Дисциплина добра есть саморождающаяся радость. Какой нерушимый иммунитет создаётся радостью! И спокойствие Йога не от замкнутой невозмутимости, но от внутренней пламенеющей радости, — таков путь дисциплины. Скажут — как легко! — но они не знают, что радость есть особая мудрость.

Мыслитель поучал: «Кто научился радости, тот вступил на путь мудрости».

Надземное. 560


Урусвати знает, что психическая энергия реагирует даже на малые атмосферические проявления, к тому же эта энергия самая индивидуальная. Узнавать её качества тем труднее, что даже не имеется номенклатуры для названия её проявлений. Можно проследить, что психическая энергия отвечает на всё касающееся деятеля.

Можно слышать самые отрывочные, хаотические слова, которые могут показаться бессмысленными, но каждое из них произносится с прямым или косвенным отношением. Сам деятель не может закрыть свой аппарат, чтобы пресечь дальние одновременные зовы, но он чувствует, если нечто имеет особое значение.

Нередко трудно определить, когда будет самое сильное значение услышанного, но сообщения складываются в хранилище сознания. Со временем они вынырнут из глубины сознания и подтвердят происходящее.

Так Мы наблюдаем все неисчислимые свойства психической энергии. Невозможно подчинить её простому закону, но есть особое очарование в разнообразии проявлений этой энергии. Щедрость космическая сказывается во всех неповторяемых явлениях, которые человеческий ум никогда не охватит. Это не препятствует изучению энергии. Она как нескончаемая книга Природы. Потому Мы призываем всё человечество к коллективному изучению всеначальной энергии.

Мыслитель уже предвидел, что человек может победить Природу, если поймёт, в какие врата нужно выйти на эту битву.

Надземное. 561


Урусвати знает, что Руководитель не может насиловать свободную волю ученика, но в то же время руководство должно продолжаться. Эта задача трудна даже для опытного Руководителя. Можно видеть, что такие же трудности находятся в каждом быту.

Не надуманный метод, но звучание сердца может найти консонанс, который найдёт путь к совершенствованию свободной воли. Она может быть воспитана, но какие нежные касания требуются, чтобы не раздражить её. Учитель должен знать, что воля есть самая драгоценная, уявленная победа. Лишь воля куёт приближение к пути эволюции. Нельзя растоптать этот цветок, процветающий в течение многих существований. Пусть самая утончённая забота проявится около просвещения воли, именно воли.

Утверждаю, что не только образование, но и просвещение нужно, когда руководство касается такого чувствительного аппарата, как воля, — она связана с психической энергией. Она есть как бы проявление устремления вперёд. Она постоянно вибрирует и должна развиваться. Утеря воли есть разложение. Без воли невозможно встретить волны хаоса.

Мыслитель помогал ученикам напрягать волю на самых обыденных предметах. Он говорил: «Лук не должен оставаться без употребления, иначе он рассохнется и сломается».

Надземное. 562


Урусвати знает, что в Хрониках древних Мистических Братств повествуется о многих препятствиях, которые встречались на пути посвящённых. Из этих записей можно видеть, что Братства были очень осведомлены в законах Бытия. Учителя таких Братств предупреждали вступающих о неизбежности нападения сил тьмы. Явление ужасов не должно было смущать Братьев, наоборот, они знали, что по мере восхождения нападения становились сильнее.

Много советов было преподано, как избежать смущения и сомнения. Даже существовал торжественный гимн, который надлежало петь во время особых гонений. Радость должна была выражаться, когда несправедливость обрушивалась на Братьев. Также указывалось, какое сочувствие должно окружать теснимых, их до'лжно было приветствовать, как получающих почётные знаки.

Но одно условие не было указано: именно, Хроники не говорят о богатстве и о деньгах вообще. Причина проста — каждый вступивший в Общину отрекался от личной собственности. Если же у него были деньги, он объявлял их и назначался хранителем этого общего достояния. Только при возвышенном мышлении могло существовать такое объединение, основанное на полнейшем доверии.

Удивляться не следует, что могли жить такие Общины.

С точки зрения современности они должны быть нелепостью, но в давние времена, когда люди не имели железных крыльев, они иногда обладали крыльями Света. Не признают люди, что их предки могли иметь взлёты мысли, ведшей их к прекрасному самоотвержению. Но Земля имела и таких жителей, и они умели мыслить об Общем Благе.

Мыслитель предлагал гражданам: «Если вы забыли о подвиге, пройдём на кладбище. Пусть саркофаги предков напомнят вам об отваге, когда жизнь была отдана за родину. Некрополь иногда окажется живее Акрополя».

Надземное. 563


Урусвати знает, что лишь меньшинство человечества полагает, что после ухода от Земли нет ничего. Не следует с этими людьми говорить о Тонком Мире. Они не вынесли воспоминаний. Сознание их не могло вместить и удержать действительность Тонкого Мира. Невозможно словами внушить им непрерывность жизни. Только на личном опыте, постепенно, они познают сущность вещей и научатся углублять сознание.

Можно найти таких отрицателей среди людей, которых называют практическими реалистами. Конечно, оба эти определительные употребляются неправильно. Они должны быть отнесены к действительности, но неподтверждённое отрицание есть невежество. Также осторожно нужно подойти к большинству человечества, которое по-своему толкует надземное существование. Они представляют себе Тонкий Мир разнообразным в зависимости от традиций их верований. Но Тонкий Мир настолько разнообразен, что каждое представление о нём будет иметь какое-то основание. Потому не следует разубеждать людей, что их представления не могут иметь места. При мыслетворчестве могут быть созидания самые необычные. Существо Тонкого Мира оказывается покрытым как бы паутиною человеческого воображения.

Пусть также на опыте жители Тонкого Мира научатся различать красоту восхождения. Нельзя насильно заставить людей знать красоту, если их глаза ещё не могут понять действительности. Но вот о чём следует озаботиться, нужно, чтобы люди поняли непрерывность жизни, чтобы они приняли эту истину как непреложность, чтобы они полюбили путь восхождения. Не будем спорить, как лучше приблизиться к этому познанию, но пусть помнят, что каждый путник приблизится к истине, если хочет. Пусть люди захотят, и ничто земное не может препятствовать этому желанию.

Мыслитель говорил: «Воля к добру даст победу. Каменотёс, равно как и зодчий, оба создают храм».

Надземное. 564


Урусвати знает, что особенно жестока религиозная распря. Нужно не вмешиваться в споры о религиях. Нужно творить добро, и пусть люди не пожирают друг друга во имя Милосердного Бога.

Учение хорошо, когда оно находится в достойных руках. Можно это же применить ко всем человеческим установлениям. Давно замечено, что форма жизни зависит от добропорядочности Правителей. Нужно направить всю терпимость, чтобы не вмешиваться в соседние верования.

Можно осторожно внести в образование ознакомление со всеми верованиями, но мудро должен быть преподан этот предмет. Мы говорили о вреде, который получается от насилия. Запомните, что насилие есть отравление сознания. Каждый волен произносить свои основы. Пусть он выражает их за себя и ради себя, чтобы не было подозрения о желании совратить кого-то.

Трудно признавать и не насиловать. Только утончённое сознание подскажет, где находится прекрасная граница, которая устремит к свободному служению. Люди боятся этого слова, ибо в нём заключается обязательство. Надо мужественно принять всё, что связано с долгом, ради Общего Блага.

Мыслитель поучал: «Слышите, как шумят на площади? Они опять свергают старых богов, чтобы населить Олимп новыми».

Надземное. 565


Урусвати знает, что любовь к человечеству не исключает любви к родине. Можно встретить заблуждение, что отдельный народ тонет в понятии человечества. Некоторые воображают, что такое толкование будет знаком широкого мышления. Мы достаточно часто говорили о всём человечестве и устремляли к нему внимание, тем более уместно теперь сказать о понятии родины.

Не без причины человек рождается в определённой стране и принадлежит к определённому народу. Кармические условия устремляют человека к определённому месту. Перед воплощением человек узнаёт причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно. Может быть нежелание возвращаться на Землю, но в конце концов оно становится неизбежным, и в последнее мгновение оно становится добровольным.

Прикасание к различным народам создаёт особую близость или отчуждённость, но веские причины направляют пришельца к определённому народу. Зная всё это, можно понять притяжение человека к родине. При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине.

Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определённому месту, но и к определённому заданию послужить некоему народу.

Люди нередко отвергают родину вследствие разных привходящих обстоятельств. Они не знают сущности вещей и не исполняют своего кармического задания. Нередко они скажут старую циническую пословицу — «где хорошо, там и родина». Большое заблуждение в таком цинизме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от родины. В смутах теряется достоинство человеческое. Под миражом всеобщего понимания люди теряют всякое понимание. Значит, нужно обратиться к основам, действительно научным основам. Познание законов Кармы научит различать назначения человека.

Из этого не следует, что такой человек окажется связанным или обездоленным. Крылья могут нести его по всему миру. Он будет любить всё человечество, но он будет знать, что служит родине.

В Учении Жизни должно быть ясно сказано о назначении человека. На пути множество препятствий и смущений. Мало кому хочется прослыть ретроградом. В желании обобщений человек готов позаботиться о народонаселении всех планет и забыть о нуждах своей родины. Пусть человек получит напоминание, где должны быть приложены его лучшие силы.

Мыслитель стремился развивать истинное понимание родины. Он говорил: «Граждане, служите родине и знайте, что вы пришли сюда выполнить великий долг».

Надземное. 566


Урусвати знает, что каждый из Нас, устремляясь к Надземному, не пренебрегал земным. Можно ли пренебрегать Землёю, которая питает человечество и где происходят подвиги совершенствования? Человек понимает ценность Земли, но часто толкует её превратно.

Вы могли заметить, что каждый из Нас трудился о земном, даже те, кто предпочитали монастырскую жизнь, и те не обрекали себя на отшельничество. Они продолжали созидание и приносили труды на пользу человечества. Они не были златоносцами, но общались с мирянами и оставляли по себе память как миротворцы и строители.

Мы не осуждаем отшельников, которые силою мысли приносят великую помощь. Посмотрим, как эти подвижники умели повелевать психическою силою. Они настолько очищали духовную сущность свою, что опережали человечество. Но Наша работа заключается в непосредственной помощи людям.

Наша Внутренняя Жизнь определяется одним словом — «Мы помогаем», и такой труд очень тяжек, ибо люди всячески отмахиваются от действительной помощи. Они просят о ней, но, когда она начинает образовываться, люди не только не способствуют ей, но как бы ополчаются против неё.

Не однажды Мы предупреждали людей, чтобы они не препятствовали. Но люди судят по-своему, и каждое более обширное понимание уже страшит людей. Так Мы не часто получаем сотрудничество, но оно ценно, ибо Земля требует чрезвычайных устремлений руками и ногами человеческими. Так Надземное заставляет подумать о земном.

Мыслитель, будучи великим философом, требовал, чтобы ученики становились деятельными гражданами.

Надземное. 567


Урусвати знает о магнитных бурях, которые воздействуют на самочувствие людей, животных и на всё сущее. Но поверх таких воздействий человек находится под влиянием психических бурь. Можно признать, что такие психические бури существуют кроме пространственных токов. Такие токи могут быть чрезвычайно тяжкими, но их воздействие усугубляется психическими бурями.

Магнитные бури происходят вне человеческого участия, но психические бури имеют зарождение по причине именно человеческого безумия. Можно наблюдать во время сильных войн и потрясений, насколько усиливаются не только заболевания, но и психические неравновесия.

Удивляют Нас врачи, которые не производят наблюдений именно во время войн. Они скажут, что в такие времена потребуются по большей мере хирурги, но упускают из виду, что также нужны и врачи-психиатры. Упускают необычные обстоятельства, которые никогда раньше не сгущались так, как сейчас.

Не примите это как философию Армагеддона, но наличность столкновений так напряжена, что требуется целительное воздействие. Не будем унывать, ибо и такие мировые грозы принесут очищение. Но всё-таки будем знать, что внутренняя жизнь напряжена.

Мыслитель предвидел, что с количественным ростом человечества умножатся опасности, видимые и невидимые.

Надземное. 568


Урусвати знает, что неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением нечто ложное, но на самом деле правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления.

Обычно люди, слыша какое-то сообщение, подставляют своё эгоистическое понимание. Они не столько разбираются в смысле, сколько занимаются иллюзорными, своими толкованиями. Но при несовершенстве воображения и толкования будут ограниченны.

Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности, между тем развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Не забудем, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении.

Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно называют мечтателями людей, одарённых воображением. Мечта ума просвещённого будет реальным провидением.

Нужно ясно договориться о значении воображения. Особенно это необходимо в век переустройства мира и переоценки ценностей. Нужно пересмотреть условное значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков. Туда, в Надземное, пусть увлекает истинное знание. Нужно быть смелым при пересмотре быта.

Мыслитель поучал: «Может быть, наши глаза засорились пылью; очистим от неё дом наш».

Надземное. 569


Урусвати знает радость любования совершенством качества. Можно любоваться величием Природы; можно любоваться самоотверженным подвигом; можно любоваться высоким качеством произведений; можно любоваться стройностью машин; можно любоваться всюду, где выявлено высшее качество. Такое восхищение будет одним из самых неэгоистических чувств.

Людям дан прекрасный дар не только творить, но и восхищаться качеством. И богач, и бедняк, и владыка, и нищий одинаково могут восхищаться, и такая радость образует как бы целительный купол над многострадальной Землёю.

Люди справедливо ужасаются количеством мерзостей, отравляющих Землю. Они спрашивают, чем покрыть такие язвы человечества? Одною из самых верных мер будет радость. Она есть лучшее противоядие, как физическое, так и психическое. По счастью, никто не лишён радости.

Светла радость о высоком качестве. Не самость, но общее благо рождается в мгновение зарождения радости. Мы живём этою радостью. Природа и творчество дают неисчерпаемые радости, иначе ужасная Битва покрыла бы всё мраком. Спросят о Внутренней Жизни Нашей, — она не только в трудах, но и в радости.

Мыслитель знал целительное свойство радости. Он учил: «Даже раб последний не лишён радости Мироздания».




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».