Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



4. Агни Йога. 1929.



Агни Йога. 269


Совершенно верно вы заметили, что не возвращаемся к уже обсуждённым предметам. Но если проследить Наши обсуждения, то можете заметить восходящую спираль, иначе быть не может. Если хотя бы один раз вы допустите меньшее суждение, оно даст излом спирали. То же будет, если вы перескочите в суждении на большое расстояние, опять произойдёт перерыв. Между тем все линии жизни не могут быть произвольно прерываемы, и это усматривается на каждом явлении. Вопрос лишь в том, может ли суждение восходить постоянно? Конечно, если условимся понимать покой как очищение мышления. Этим избежим главного врага.

Агни Йога. 270


Каждый имеет своего врага. По врагу узнаем значение лица, как тень зависит от высоты предмета. Не следует особенно заниматься врагами и не следует относиться к ним пренебрежительно. Человек без тени не существует.

Акбар, названный великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вёл список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя? «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу».

И ещё говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».

Ни одно Учение не было поднято друзьями. Если враг тень, то клевета трубный звук.

Агни Йога. 271


Сознание ассимилирует движение с принятыми формами, — это комбинация символов. Нужно оценить символ сознания. Конечно, символ лодки гораздо значительнее современного корабля, ибо лодка больше соответствует опасности стихий.

Даже в зерне дух подвергается воздействиям стихий, потому хорошо быть другом огня всесвязующего.

Агни Йога. 272


Учитель никогда не умаляет. Можно формулировать, когда сам факт произошёл.

Агни Йога. 273


Разрешается смысл пониманий разных взаимоотношений Учителя и ученика. Именно, не похожи ступени приближения к Учению. Столько привлекательности на первых ступенях и столько ответственности на последующих.

Замечено в астральном мире, что обладающие средним сознанием не стремятся в высоту. Среднее состояние избавляет их от мучений, но в то же время не накладывает обязательства самоотверженной работы. То же самое наблюдается в росте духа. Первые зовы и приятны и благостны, и состояние опекаемого дитяти неответственно, но сознание растёт, и дух становится достоин особых поручений. Каждое поручение противоречит ветхому земному разуму и потому сопряжено с трудностями и опасностями. Истинно, мало кто научается радоваться преодолеванию препятствий! И многие готовы даже пожалеть о прошлом среднем сознании. Указы становятся кратки, и работа зависит от самодеятельности. Друзья становятся редки, и препятствия громоздятся, как неприступные горы, между тем как завоевания как будто неощутимы. Воздействия тончайших энергий неочевидны, переходящие, так называемые священные боли мучительны. Разделение и посылки духа необъяснимы, но выше всего поднимается исполнение желаний общей полезности. Расширяется духовное сотрудничество, не ограниченное пространством. Как подражание дальним мирам изменяет отношение к окружающему, и пространственная работа перестаёт быть пустым звуком. Начертания поручений становятся радостью и как бы своею неотъемлемой работой. Иначе и быть не может. Конечно, эта радость не козлиные прыжки. Оценка окружающего делает лица строгими, но жизнь преображается, и с вышины наблюдаются кольца земного дракона. Неустрашимость, посланная ещё в первом зове, приближается к новым волнам света.

Агни Йога. 274


Придворный историк Акбара однажды сказал Правителю: «Среди Правителей наблюдается неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно, вдали от народа, их свергали за ненужностью. Другие входили в жизнь каждого дня, к ним привыкали и свергали за обычностью». Акбар улыбнулся — «Значит, Правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя все действия». Так решил мудрый Правитель и предуказал будущее, — видимый невидимо!

Агни Йога. 275


Веданта правильно указывает, что дух остаётся неприкосновенным. Огненное зерно духа остаётся в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманация зерна изменяется в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, веданта имела в виду зерно, а буддизм говорил о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетаются подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремляющий человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как веданта имела суждение об основе. Можете прибавить к пламени любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня останется неизменною. Не Вижу противоречий основ веданты с буддизмом.

Агни Йога. 276


Правильно, что в Индии имеются представления о привхождении тонких энергий в жизнь. Нужно быть готовым к научному принятию явлений. Тьма понижает качество энергий в несчётное количество раз, но открытое сознание может воспринять часть энергий. Тучи тьмы преграждают лучи солнца, но часть света и тепла достигает землю. Все учения не имеют противоречий. Путь обычных опытов не пригоден.

Агни Йога. 277


Правильно сказано, что невидимые силы сильнее видимых. Так же правильно сознание, что близость Учителя неотъемлема.

Правильно чувство о пространственных токах, влияющих на всю жизнь. Неужели люди не замечают сгущения токов с года Земного Дракона? Хвост Дракона как магнит, но его надежды напрасны, ползая по земле, не получить спасительной энергии. Именно к этому году послан знак дракона. Нужно рук земных остерегаться. В течение десяти лет можно ожидать изысканных предательств. Новая эра начинается среди грома и молнии. Что же вызовет явление грозы? Необычайная тупость.

Как долго тянется это десятилетие, когда уже готово пришествие новых энергий!

Агни Йога. 278


Учитель находится в отношении ученика часто в тяжком положении. Ученик даёт обещание следовать всем Указам Учителя, но как только получается Указ, то немедленно найдутся причины видоизменить его. Ту же трудность испытывает Учитель, когда его обвиняют в бездействии. Представьте положение стрелка, когда он напряжён для выстрела, а за спиною ему кричат — почему он не выстрелит? Малые дети если и не видят причины, то всё-таки повинуются водящей руке. Но взрослые пытаются прибавить в готовую реакцию что-нибудь по своему настроению. Можно сравнить с погорельцами, которые бросают незаменимые рукописи, но зато спасают любимую постель.

Откуда идёт презирание Указа? Всё-таки от недоверия. Непостижимо, насколько легко принимаются дары Учителя и забываются лучшие заветы Его. Сколько обдуманных посылок отвергнуто и полезных действий разрушено вследствие легкомыслия! Одною рукой воздаётся почитание, другая же сыплет жемчуг в пропасть, забывая, что насыщение пространства личными посылками есть заражение пространства. Забывая, что избранный Руководитель по опыту своему не умалит ученика. Как же нужно ценить сотрудничество, крепкое доверием!

Когда сами сделаетесь учителями, настаивайте на немедленном исполнении указа. Не давайте частых указов, они делаются обычными, но, если дело требует, дайте краткий указ. Пусть знают, что указ неотменяем. Проще, нужно следовать, соединяя самодеятельность с сотрудничеством. Искажение указа подобно поезду, сошедшему с рельс. Лучше не принимать даров, нежели исказить волну.

Агни Йога. 279


Вы слышали легенду о нагревавшемся троне Индры*. В основании её лежит психофизическое явление. Явление особого напряжения психической атмосферы создаёт чисто физические рефлексы. Ярко противное действие нагнетает огненную энергию, и опять нужно искать равновесие.

Агни Йога. 280


Среди вражеских ударов Акбар был спрошен — «откуда столько нападений?». Акбар отвечал — «дайте и врагам минуту занятия».

Агни Йога. 281


Что значит безумие в Боге? Отчего пророки древности назывались безумцами? Именно ввиду костра чувствознания, отделявшего от них всё остальное. Ценное качество, отделившее от обычного мышления.

Агни Йога. 282


Люди умеют принимать меры против грубых проявлений стихий, но ко времени приобщения новых энергий нужно будет утончить воздействие на них. Ещё недавно от молнии люди прятались под дерево или бежали опрометью. Теперь же уже нашли действительные способы самоохранения. Конечно, так же будет и с тонкими энергиями. Но своевременно осознав их, можно избежать множества потерь.

Как можно устремить внимание на новые энергии? Чувствознание будет помощью острому зрению. Скоро люди будут отделяться по чувствознанию. Надо возможно внимательнее отличать людей с открытым сознанием. Не образование, не опытность, не дарование, но именно огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу. Именно огонь чувствознания указывает на особенность новых знаков среди обычной жизни. Можно предвидеть, что учреждения будут особенно охранять жизнь таких чутких сотрудников. Как вехи прямого пути станут такие сознания. Научные наблюдения будут направлены огнём чувствознания. Не аскеты, не изуверы, не суеверы, но знающие огненную Йогу не покинут руль жизни. Правда, жертва их будет велика. Постоянно они будут находиться на черте взрыва, тогда как могли бы спокойно продолжать своё существование. Но покой не свойство огня. Огонь постоянно что-то уничтожает, чтобы творить. Такие огненные устремления как на плавильном пламени испытывают ощущения.

Сейчас ещё не совсем понятно, почему Мы так заботимся о встрече новых возможностей, но скоро люди будут искать применить неслыханные откровения, не имеющие решения в жизни. Тогда кто-то вспомнит о Знаках Агни Йоги.

Агни Йога. 283


Когда вас назовут мечтателями, скажите — знаем только действие. Когда спросят — чем подтверждается Учение? — отвечайте — только жизнью. Когда предложат защитить Заветы, скажите — нельзя ответить невежеству. Когда будут поносить Учителя, скажите — ещё сегодня ночью помыслишь о непоправимой ошибке.

Агни Йога. 284


Значение важно, не форма. Самодеятельность важнее всего. Также краткость будет признаком преуспеяний. Когда живём на границе двух миров, тогда знаем выпуклость изображения. Когда посланец говорит весть, он знает больше.

Агни Йога. 285


Истинно, много времени тратят ищущие пути, но зато знающие путь могут прилагать силы для завоевания. Мы желаем им идти с восхищением. Каждый шаг Наша радость. Мы готовы дать силы не падать.

Нужно пережить трудные токи, даже бег корабля встречает препятствия стихий.

Агни Йога. 286


Успешны в жизни, кто особо правильно понимает сущность вещей и кто усвоил особое извращение вещей, различие лишь в следствиях. Понявшие сущность вещей не привязаны к ним, но извращавшие остаются рабами вещей. Если кто не успешен, тот не поместил себя на чашах весов, но пребывал в середине. Где же мера понимания или извращения вещей? Если оно изменяет условия жизни. Но если ничто не изменилось, то и действия мысли не было. Не могут преуспеть, кто медлит понять. Множество влачит слабость и неподвижность. Жизнь есть оковы, тогда как жизнь есть завоевание. Ручательство успеха в движении.

Агни Йога. 287


Махаяна так же относится к хинаяне, как буддизм к веданте. Махаяна знает и указывает на существо стихийного мира, но хинаяна указывает на следствия и причины, минуя происходящие эманации, порождённые причинами. Учение высекает искры из хаоса стихий. Можно изучать эти облики, но так же верно сосредоточиться на причине и следствии. Если Будду назовём причиною, то Майтрейя следствие.

Агни Йога. 288


Конечно, мираж не являет действительности, но сам он является действительностью. Потому правильно понимать реальность Майи, зная всю предательскую извращённость её.

Знающие путь, найдите огонь дойти!

Агни Йога. 289


Благословенный говорил о трёх Учителях: один получил божественные дары и ушёл от земного труда, другой получил дары и отпустил нить понимания жизни, третий, получив дары, не покинул землю, умея связывать нить понимания. Польза его превышает прочих.

Знак жизни — крест.

Агни Йога. 290


Разве герои древности похожи на героев современности? Разве герои древности нуждались в запасе неистощимого энтузиазма? Их подвиги были кратки, и один взрыв огня мог напитать их энергию. Теперь же длительность подвига и совершенная истощённость сил земной атмосферы требует непомерного напряжения энергии. Самый тяжкий удар, самый грозный призыв вспыхивает от одного взрыва, но длительность и повторность нуждаются в целом ряде токов. Значение современного героя поддерживается сознанием, что ему неоткуда ждать сотрудничества.

Когда он говорит — не могу покинуть поле битвы, он впитывает новые силы. Мы готовы дать поток, возобновляющий силы соответственно твёрдости решения не покидать битвы, но знаем, как трудно нести свет во тьме, ибо этот свет видим другим, но не несущему. Кроме того, спящие не выносят света.

Вообще наблюдайте, кто не нуждается в тьме для сна, огонь их духа уничтожает тьму. По отдельным привычкам узнаем бойцов. Когда же их зрение блуждает по тьме, содрогаясь от беспросветности, Мы говорим — вас слушает пространство. Сеятель не считает брошенные зёрна, ибо он сеятель, но не жнец. Кто же идёт более радостно на работу? Сеятель, но не согбенный жнец. Правою рукою широко раскидывает зёрна сеятель, ветер уносит многие зёрна, но поёт сеятель, ибо для него не пусто поле, он уйдёт, насытив пашню. Ему безразлично, какой жнец опустошит его посев и кто сумеет собрать новые зёрна.

Посев поручается более доверенному работнику. Длинно поле, но опытная рука не устанет. Нам сказано — «творите героев».

Агни Йога. 291


Конечно, правильно сказать: если бы исчислить время, потраченное на злобу, то человечество содрогнётся. Конечно, известность в понимании людском смешна. Мы можем допустить её, как обувь для удобства ходьбы.

Агни Йога. 292


Уявление внешних сил стоит на низших ступенях. Вы знаете, как подымаются на воздух, но если всё человечество подымется на воздух бесцельно, какое безумие получится! Вы знаете, как предметы теряют и увеличивают вес, но в современном состоянии человечества это состояние неприменимо. Устремление к осознанию духа должно быть раньше укреплено.

Можно искать разрешения многих явлений в силе воли.

Агни Йога. 293


Особенно вредны пересекающиеся токи. Даже участвуя в жизни, мы предпочитаем стрелы с одной стороны, нежели разбросанные по всем направлениям. Можно легко понять подавленность настроения, когда над головой мчатся стрелы неизвестно откуда. Когда не избежать наполнения именем пространства, тогда особенно нужно беречь здоровье. Давление крови увеличивается, напряжение центров даёт подавленность. Один враг любой силы лучше невнятных дотрагиваний. Учитель должен очень наблюдать за этими периодами, особенно когда огни уже напряжены. Но неизбежны эти взрывы жизни. Каждая утверждающая сознательная деятельность должна возбудить водоворот мысли. И если духовное развитие уже велико, то и рефлекс необузданных волн тяжек.

Конечно, люди с неразвитыми центрами легко не замечают полёта стрел, но это не значит, что им можно позавидовать. Мы говорим о постоянной радости, но радость эта — особая мудрость.

Агни Йога. 294


Люди любят таинственность. Область изучения духа поставила бы их перед многими закрытыми дверьми. Почему люди избегают всего неизвестного для них? Ибо в школах им говорят — делайте как все.

Устремляйте дух к неизвестному, такое устремление даёт новые формы мысли.

Агни Йога. 295


Учение предполагает не только открытое сознание, но и желание утвердить в себе степени приложения. Невозможно думать, что отвлечённый условностями ум мог бы принять Учение. Явление неблизких людей минует применение пользы книги. Такие люди не нужны, даже если бы любопытствовали.

Скажут вам — как обращаться с этими рассыпанными зёрнами? Они не могут даже допустить, что кроме их системы может быть ещё другая. Учёт дела делается одним способом, но мышление зависит даже от внешних условий жизни. Сравните мышление города с деревней, с путевым движением или при полёте. Основание и метод будут совершенно различны.

Понять и приложить Учение Агни Йоги может тот, кто соприкасался с Учениями жизни и ощущает необходимость украсить и заново осмыслить своё существование. Тучи сомнений не подавляют ищущего выход, только бы выйти из лабиринта! Приказ необходимости наполняет находчивостью и не мешает суждению о непонятой системе.

Когда же обратят внимание на необъяснимые боли, тогда даже связанное сознание вспомнит об Агни Йоге. Главное, не стремиться лично увидеть принявших Учение. Пути нужды неожиданны. И не делайте Учение слишком лёгким. Лёгкость овладения даёт пренебрежение. Можно терпеть незнание, но пренебрежение недопустимо. Не мешает некоторое искание.

Агни Йога. 296


Желание знания происходит от забытого знания в прошлом. Так же как воображение есть следствие прежних опытов.

Агни Йога. 297


Который час научит людей отличать великое от ничтожного? Час довольства превращает и извращает действительность. Час гнева изгибает клинок жизни. Час горя принижает. Час ежедневного труда отуманивает. Трудно неосвобождённому сознанию отличить вещи в темноте. Как ожидать, когда люди поймут мощь психической энергии? Как безумцы, играют они на границе взрыва и в заблуждении считают планету самым твёрдым телом.

Нужно понять, как люди стараются забыть о плачевных примерах. Уничтожение целых материков заботливо изъято из старых писаний. Также затемнены многие указания на события мировых судеб. Мы не любим терзаться, — говорят блюстители человечества. Они готовы скрыть от самих себя своё разорение и поражение. Земные властители говорят — у нас всё спокойно. Покой бездействия обеспечивает им высокие седалища. Они обычно любуются солнечным закатом и спят во время восхода. Но невидимое Правительство говорит — нелепо скрывать сущее!

Примеры бывшего научат осмотрительности.

Ищите энергию, которая изменит ваше существование, если будет сознательно призвана. Неужели не желаете вовремя вооружиться? Последний час может научить человечество. Мы не пророки в ярочных шкурах. Мы, как простые врачи, предупреждаем — пора делать прививку! Впрочем, есть такие храбрецы без рассудка, которые во время мора пируют. Кладбища не теряют своих прихожан.

Мы говорим ради тех, кто может жить.

Агни Йога. 298


Начиная дела, умейте радоваться началу. Обычные люди хотят видеть цветы и плоды, но испытатели радуются первому ростку, ибо это есть пробуждение жизни.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».