Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



11. Аум. 1936.



Аум. 420


Полноправие влечёт за собою и полную обязанность. Без такого понимания полноправие превратится в произвол. Среди женщин можно найти добросовестность, которая даст качество эволюции.

Без врождённого стремления к качеству нельзя овладеть чувством совершенствования.

Аум. 421


Женщина может быть и судьёй и защитницей, ибо несправедливость уменьшится, когда в самих судилищах будет отвращение к недоброму началу. Такое отличие должно преобразить весь быт.

Когда Говорю — вы, женщины, можете понять сотрудничество, — тем Хочу вызвать из глубины сердца дремлющие огни.

Аум. 422


Кооперация есть признак эпохи. Много о ней написано, но жизнь требует утончения этого понятия. Все вычисления не помогут укрепить сотрудничество. Вы могли убедиться, как одна злая воля уже нарушила всё строение. Не нужно думать, что можно прикрыть ужасное состояние какими-то внешними обязательствами. Если не будет доверия, то сотрудничество превратится в ядовитую банку скорпионов. Утверждаю, что осознание психической энергии утвердит твёрдое основание кооперации. Не отвлечённое понятие, но очевидность энергии даст новые мысли.

Аум. 423


Каждая область жизни настолько усложнилась, что везде требуется сотрудничество. Нельзя назвать ни одной отрасли труда, где бы человек мог считать себя уединённым, потому кооперация делается как бы наукою жизни. Но чтобы придать ей научное основание, необходимо признать её во всей жизни. Нельзя призывать к ней как к чему-то отвлечённому. Следует в каждом школьном предмете указать, в чём именно будет заключаться сотрудничество.

Каждое законодательство должно уделить большое место кооперативному началу. Пусть каждая отрасль будет защищена твёрдыми законами. Жизнь многообразна, и сотрудничество не может быть обусловлено одним выявлением. Тонкие энергии привходят в каждый труд и должны быть очень осторожно обережены законами. Проявление тонких энергий входит в разные человеческие сознания. Невозможно определить грубым словом тонкие сочетания.

Мысль должна быть так воспитана, чтобы поверх условности чуять наибольшее полезное применение. Кто-то не поймёт, какое отношение к законам кооперации имеет воспитание мышления, но сотрудничество есть гармония человечества.

Аум. 424


Много противодействия будет оказано кооперации. Одни по самости не пожелают вообще принять её; другие своекорыстно воспользуются ею, но существование её будут отрицать; третьи соединят понятие кооперации с ниспровержением всего порядка.

Будет множество возражений, потому насаждение сотрудничества делается одним из самых трудных заданий. Подымется бездна атавизма, будут приведены самые нелепые примеры отживших веков; будут перечислены преступления, порождённые нечестным сотрудничеством. Слишком часто явлены преграды и забыты новые условия жизни. Увлечение механизацией может быть разрешено разумно кооперацией. При этом кооперация не должна быть ограничена лишь некоторыми видами труда.

Сотрудничество должно быть принято как основание Бытия. Лишь при самой широкой кооперации можно найти истинное соотношение государства и народного труда. Иначе губительная задолженность государства будет возрастать. Разрешение такой проблемы посредством войны будет признаком варварства. Не об уничтожении народов думать, но об упорядочении планеты!

Когда психическая энергия займёт подобающее положение, когда женщина войдёт как охранительница культуры, когда кооперация сделается основанием созидания, — вся жизнь преобразится. Знание и творчество займут явленное положение. Говорю «явленное» в том смысле, что среди далёких веков можно найти примеры понимания значения науки и искусства.

Сотрудничество откроет лёгкие пути к совершенствованию.

Аум. 425


Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовём женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном.

Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела.

Аум. 426


Какими земными словами выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утвердить, что та же энергия приводит в движение и миры? Как пояснить, что она же и в мысли, и в действии? Она же и побуждающая, и останавливающая причина. Она же не мерит малое и великое. Кто поймёт, где Первопричина всего? Кто же может пронести знание о великой энергии по всему свету?

Может быть написана книга о малых причинах и о великих следствиях. Конечно, такое определение возможно лишь от земного измерения. Но поучительно проследить, какие причины порождали большие следствия, — можно изумляться малости видимых причин. Многие даже вообще не упомнят ничтожных побуждений. Посмотрим, как могло получиться такое несоответствие? Можно найти объяснение в кармических причинах. Кроме того, человек трудно различает малое от великого.

Явленная психическая энергия должна напомнить о присутствии великой энергии во всём. Так научимся осмотрительно относиться к малому. Умейте помыслить о великой энергии.

Аум. 427


Бережное отношение ко всем явлениям — трудная ступень. Нужно твердить о соблюдении зоркости, чтобы не злоупотреблять сокровенной энергией. Много советов можно найти к такому пути. Любовь, добро, милосердие и многие другие качества бывают указаны, но их нужно утвердить осознанием великой энергии. Не легко упомнить об этом в волнах жизни!

Аум. 428


Почему при опытах над психической энергией участие женщины так нужно? Почему женский уход за цветами так благотворен? Почему при болезнях прикосновения женщины так целительны?

Можно назвать множество явлений, когда именно женщина может дать особое напряжение психической энергии. Но не обращено должного внимания на такие особенности женщин. Среди врачей редко понято, почему участие женщины при операциях может быть особенно полезным. Вечно-женственное начало не нашло ещё справедливого толкования.

Учёные не допускают, что одно присутствие некоторых людей равняется сильнейшему аппарату. Не происходит опытов, которые могли бы графически отмечать различные людские воздействия. Несказанно полезен каждый опыт с психической энергией.

Аум. 429


Никто не должен отрицать, что он не имеет в чём-то особого значения. Применение, может быть, не найдено, но это не значит, что возможность отсутствует.

Аум. 430


Много подземного огня. Никто не обращает внимания на соответствие событий с явлениями природы. Не столько от небрежности происходит это, сколько от неумения связывать события с космическими проявлениями. Между тем именно этот год может дать показательные явления.

Аум. 431


Космические проявления отвечают не только войне физической, но и столкновению в духе. Устремление нагнетённой энергии может рождать водовороты на дальних расстояниях.

Аум. 432


Могут спросить — откуда происходит утомление при опытах с психической энергией? Кроме напряжения внутреннего, должно быть какое-то внешнее условие?

Предположение правильно. При выделении напряжённой энергии получается своего рода магнит, который привлекает особое давление внешней пространственной энергии. Такое внешнее нагнетение способствует утомлению. Но с другой стороны, такой магнит привлекает устремлённое внимание и делает действие убедительным. Ораторы и певцы чуют утомление не только по причине напряжения нервов, но также от давления психической энергии, привлекаемой из пространства. Получается весьма сложный процесс: с одной стороны, вдохновение и с другой — нагнетение.

Аум. 433


Можно сказать всем, насколько единение необходимо. Уже указано, что единение есть реальный двигатель. Сказано, что единение есть магнит. Оно есть целитель, здоровье, оно есть спешное достижение. Что же ещё добавить?

Если сказанное не действует, то будет бесполезно сказать, что единение есть гармония с Иерархией. Если Указанное не вмещается, то тем более не вместится представление о Иерархии. Но это будет означать дом без основания. Каждый вихрь опрокинет такое зыбкое строение. Откуда возьмутся силы противостать первому вихрю?!

Аум. 434


Многие исторические примеры доказывают, что даже сильнейшие люди бывали парализованы присутствием меньших по энергии. При этом можно рассмотреть, что препятствующие разделяются на два вида. Одни мешали лишь определённым лицам, другие же вообще прекращали токи психической энергии.

Первый вид понятен, ибо каждая дисгармония уже нарушает свободу устремления энергии, но второй вид представляет как бы космическое явление. Ничего хорошего нет в пресечении токов, нужно обладать большою отрицательною силою, чтобы пресекать даже сильнейшие воздействия. Такие люди называются космическими вампирами. При этом они по наружности не выдают себя и кажутся даже незначительными существами.

Не следует насиловать энергию, если почуете такое существо.

Аум. 435


Можно пожалеть, что многие языки для одного понятия уделяют разные выражения, затемняя смысл. Например, ложь прикрывается притворством, неискренностью, предательством, предубеждением, вымыслом и многими другими выражениями, в корне которых лежит то же самое понятие лжи. Можно различать разные степени, но основа будет неизменна. То же самое можно сказать о многих понятиях, которые насильственно раздробились в людском представлении. Не полезно такое раздробление, когда нужно уметь мыслить о единстве.

Сколько имён для того же самого!

Аум. 436


Взаимообмен энергий есть естественное явление, но выпивание чужой энергии без передачи своей уже недопустимо. Такое явление так же часто, как и заразные болезни. Но до известной степени можно бороться с такой ярой самостью. Если от младенчества люди будут внушать себе об обмене и сотрудничестве, то они будут и разумно обращаться с энергией.

Многие виды вампиризма не что иное, как невежественная распущенность.

Аум. 437


Многое, невыразимое словами, может быть дополнено символами. Во всяком символе будет, таким образом, элемент невыразимого. Можно прозреть значение сокровенного, но слова будут недостаточны.

Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимания на символы. Люди не любят указаний, ибо считают, что они подавляют их волю. Когда же люди остаются предоставленными себе, они полагают себя несчастными и покинутыми.

Символы как знамёна, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Также пренебрежение к символам может лишить постижения, невыразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии.

Аум. 438


Отчаяние дурно, но есть иная мера крайнего напряжения, которая необходима для достижения. Можно внешне почти отождествить её с пределом отчаяния, но по существу они будут противоположны. Отчаяние разрушительно, но предел напряжения созидателен.

Аум. 439


Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда Говорю о красоте, прежде всего Имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях. Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса.

Вы знаете, что и в Тонком Мире происходят нагромождения безобразия. Битва в Тонком Мире являет и подвиг, и отвратительные действия. Ужасны условия Тонкого Мира, когда пространство отравляется чёрными снарядами. Если земные взрывы потрясают твердь, то насколько разрушительнее действия тонких энергий! О таком соотношении земного с Тонким Миром мало мыслят; если сказать земным языком, последствия тончайших энергий во много тысяч раз превосходят земные воздействия. Они, конечно, отражаются на земных ощущениях, но многие объясняют их только дурной погодой. В лучшем случае их приписывают солнечным пятнам или затмению. Но дальше этого человечество не отваживается помыслить.

Аум. 440


Знание превыше всего. Каждый, кто принёс частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму.

Каждый имеет право получить доступ к Учению. Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок плохой советник! Но нельзя обойти все собранные познания.

Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание.

Аум. 441


Кооператив не есть закрытое общежитие. Сотрудничество, основанное на законе природы, содержит в себе элемент беспредельности. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Наоборот, кооператив открывает двери ко всем возможностям. При этом кооперативы связаны между собою, и, таким образом, трудовая сеть покроет весь мир.

Никто не может предопределить, какие виды сотрудничества могут развиться. Учреждения, основанные кооперативами, могут быть разнообразными и покроют задания просвещения, промышленности и сельского хозяйства. Невозможно представить ни одной отрасли, которая бы не могла быть усовершенствована кооперативом. Нельзя запретить, если люди сойдутся для сотрудничества в совершенно новом сочетании. Кооператив есть оплот государства и рассадник общественности. Откуда придёт общественное мнение? Откуда составится желанное преуспеяние? Откуда одинокие труженики получат помощь? Конечно, сотрудничество научит и единению.

Аум. 442


Многое возможно, только нужно исполнить предписанное. Особенно сейчас, когда человечество уже зубами хватается за каждую опору. Невозможно думать, что существование отдельных богачей есть признак благосостояния народа. Пора оставить заблуждение, что сотня дворцов уже есть государство. Пора понять и заглянуть в убежища бедноты, только там можно судить об истинном положении народа.

Уже пришло время осознать, где ценность и оплот развития сознания.

Аум. 443


Кто же они, которые не ценят и не любят единения? Они никогда не испытали чувства непоколебимости, всегда соединённого с единением. Они не знают мужества, неразрывного с единением. Они отвергли продвижение, которое сильно единением. Они не приобщились к радости, существующей в единении. Они презрели твердыню единения. Что же им осталось? Или гнуться под вихрем, или сохнуть под солнцем, или гнить в плесени предрассудков.

Кто же они, презревшие единение?

Аум. 444


Самый явный пример Майи и действительности можно найти в телах небесных. Может быть, тело разрушено тысячи лет тому назад, но на Земле ещё видят свет его. Кто же возьмётся определить, где существование и где призрак? Те же примеры найдём и среди земных явлений.

Аум. 445


Победители земные, где ваше существо и где призрак? Кто определит — победа или отражение дальних событий? Где будет граница действительности? Пусть собирают все цифры, но не найдут знаков решений. Только тончайшая энергия может отличить, где жизнь и где мертвенность.

Но люди предпочитают жить среди призраков.

Аум. 446


Много пробных камней. Можно испытать сознание людей на самых основных понятиях. Скажите им — эволюция и развитие, продвижение и подвиг, — и без всякого аппарата почувствуете, как принят такой зов. Он должен быть принят радостно, и мужественно, и вдохновенно, но чаще всего заметите шатание, сомнение и саможаление.

Не будет рождаться радость от саможаления и мужество от сомнения. Между тем одно слово о подвиге должно вдохновлять. Одна мысль о продвижении должна удесятерять силы. Какое дело подвижнику до всех драконов! Он не замечает разъярённых зверей, ибо вдохновение есть щит верный.

Уже знаете, насколько вдохновение соединяет с самыми Мощными Энергиями. Уже каждый испытал, насколько усталость отгоняется устремлением. Каждый ребёнок знает, чем можно преодолеть, но впоследствии бедный шатун спотыкается в неверии.

Аум. 447


Сами знаете, насколько легче руководить людьми устремлёнными. Сами знаете, как в движении стрелы не достигают и вращение их обращает их на врага. Много раз сами чувствовали, как крылья росли и покрывали пространства.

Не утомление, не раздражение, не раздвоение мысли доведёт до продвижения.

Аум. 448


Однажды некий ученик заметил, что Учитель беседует с прохожим стрелком. Ученик после спросил в удивлении: «Какое значение могла иметь такая беседа?»

Учитель сказал: «Спрашивал его, как он делает прочный лук и как он попадает в цель. Всегда уместно рассуждать о крепости, о меткости, об умении».

Аум. 449


Каждый человек испытывает явление вдохновения, но эти искры высокого подъёма бывают отдельными проблесками и не преображают всю жизнь. Но всё же такие состояния духа возможны даже среди тяжких условий. Представим себе, что такое возвышенное состояние станет постоянным и даст ещё высшее вдохновение. Ведь всё бытие так же повысится, и сама Природа отзвучит на эту эволюцию.

Люди полагают, что эволюция происходит или, вернее, должна происходить в каких-то долгих периодах, но это продвижение может быть ускорено в зависимости от человеческого желания. Если люди захотят, они могут продвинуться скорейшим способом. Все остальные элементы будут готовы для такого развития, но люди должны захотеть. Они не должны убивать каждое вдохновение. Они должны полюбить это как Высшее Собеседование.

Не нужно магических вызываний для любви. Не нужно пресыщения там, где беспредельность. Самым простым желанием можно стремиться к продвижению. Рост мышления уже будет неизмеримою радостью.

Лишь наряду с истинными нахождениями можно достичь вдохновения несменного.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».