Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



11. Аум. 1936.



Аум. 300


Излишне говорить о смысле устремления к Высшему Миру поэтам, музыкантам, художникам, ваятелям, певцам, ибо их выражение красоты основано на вдохновении. Кто же может обозначить грань между вдохновением и Иеровдохновением. Неразличима такая грань между вдохновениями. Каждое вдохновение содержит некоторую частицу Иеровдохновения. Только само сердце может определить степень восхищения. Сам участник красоты может почуять, когда поверх земных выражений нисходит Начало Ведущее. Потому излишне убеждать служителей красоты о её вершинах.

Если кто не трепещет осознанием творящей красоты, он не будет работником на поле творчества.

Аум. 301


Прочие области труда человеческого также не могут отрешиться от Начала Высшего. Труд земледельца не будет расширяться, если он будет рабом подённым. Каждая работа имеет творческую область. Мысль земная свяжет земными пределами, но эволюция содержит в себе и Высшее Начало.

Пусть будут написаны книги по разным областям труда. Пусть в них сравнивается труд рабский, ограниченный, с трудом вдохновенным и беспредельным. Нужно показать во всей научности, какие возможности открываются при обновлении качества труда. Люди, обиходом подавленные, теряют кругозор. Также глаза человека не могут сразу освоиться со Светом. Пусть наука всемерно помогает расширению кругозора.

Аум. 302


Можно замечать на подробностях жизни, сколько космических волн касаются Земли. Только невежды могут отрицать, насколько часто великие токи проникают пространство. События могут быть предуказаны, но также знаменательно проследить связь событий с психическими и физическими явлениями. И без астрологии, лишь наблюдением природы можно сопоставить явления физические с событиями.

Человечество творит больше, чем думают.

Аум. 303


Следует сказать человеку — не обессиливай себя; недовольство, сомнение, саможаление поедают психическую энергию. Явление труда отемнённого — ужасное зрелище! Можно сопоставлять следствия работы светоносной и работы отемнённой, когда человек сам себя обокрал.

Считаю, что наука должна и в этом вопросе помочь. Уже существуют аппараты для измерения давления крови, также будут аппараты для сопоставления отягощённого или вдохновлённого состояния организма. Можно убедиться, что человек, не поддавшийся влиянию трёх указанных ехидн, работает в десять раз лучше; кроме того, он сохраняет иммунитет против всех заболеваний. Так опять можно наглядно убедиться, что психическое начало главенствует над физическим.

Особенно сейчас можно видеть, сколько вреда наносит себе человечество. Каждая мысль — или камень созидания, или яд в сердце. Не нужно думать, что, говоря о самоотравлении, Мы имеем в виду нечто новое, — истина эта стара, как Мир! Но когда корабль близится к крушению, тогда следует вызвать к общей работе все силы.

Аум. 304


Заботы земные как камни с горы, чем ниже, тем стремительнее натиск обвала. Не лучше ли взойти на самую вершину, где нет камней обрывающихся? Устремление кверху преображает и заботы о земном. Они хотя и остаются, но смысл их меняется.

Так можно познавать, насколько вершина полезнее ущелья.

Аум. 305


Одержание и самоотравление — близкие соседи. То и другое одинаково мало признаётся людьми. При самоотравлении особенно легко одержание, но при одержании окончательно происходит отравление; такое отравление неотменно. Некоторые утверждают, что при одержании здоровье не только не ухудшается, но даже улучшается. Большое заблуждение, — только напряжение нервное даёт кажущееся здоровье. Но вторжение чужой психической энергии непременно откроет вход разным заразам. Одержание не есть психизм, но есть поражение всего организма. Скажем определённо — одержание есть не только заболевание психическое, но и явление заразы всего организма. Многие эпидемии имеют в основании одержание. Конечно, тёмный одержатель не будет заботиться о здоровье последователя. Каждая болезнь есть уже разложение, которое приятно тьме. Две психические энергии не могут долго жить вместе. Может быть периодически ослабление одержания, такой метод применяется одержателями, если они дорожат жертвой.

Аум. 306


Устремление к Высшему Миру есть лучшее средство против одержания. Помыслы о Высшем Мире оказываются лучшим противоядием. Возвышенные мысли не только влияют на нервное вещество, но и очищают кровь. Опыты над составом крови в зависимости от мышления очень показательны.

Аум. 307


Истинно, атмосфера тяжка. У Нас заметно уплотнение низших слоёв около Земли. Причин много, но нельзя, чтобы бой не имел последствий. Тем более нужно беречь здоровье и вообще быть осторожными во всём.

Когда Говорю о единении, то Имею в виду не только духовную необходимость, но и физическое здоровье. Люди не хотят знать это последнее обстоятельство и после сетуют на печальные следствия.

Аум. 308


При выздоравливании можно замечать, как иногда нечто препятствует процессу. Можно предположить, что сам больной задерживает устремление организма своим отрицательным отношением, но можно убедиться, что существуют и другие причины, лежащие вне человека. Пространственные токи будут сильными побудителями всяких реакций. В госпиталях, где возможны наблюдения над многими индивидами, следует умело наблюдать, почему приём того же лекарства действует различно. Среди пространственных условий найдутся многие разгадки. Не следует думать, что голубое, ясное небо уже будет показателем полезных токов; может быть, что грозное, облачное небо утвердит лучшие токи.

Мало наблюдают за пространственными токами, мало обращают внимания на различные человеческие настроения. Нельзя объяснять всё мыслями, напитывающими пространство. Кроме того, существуют тончайшие химизмы отдалённых миров, такие токи приходят в соприкасание с низшими надземными слоями. Можно представить себе, какие сочетания могут получиться! Человек и в этом случае мало заботится о своём ближнем.

Аум. 309


Проследите развитие науки за последние полвека; можно изумиться прогрессу знания. Нужно в школах показать наглядно, чем была наука всего пятьдесят лет назад и чего она достигла теперь. Такое поразительное сравнение может открыть глаза человечеству на возможности будущего. Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку! Повторим эту укоризну несчётное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится.

Такое напоминание тем уместнее, что наука, даже при быстром росте своём, всё-таки не выполнила и десятой доли суждённого ей за этот период. Причин много в косности человечества. Но всё-таки прискорбно видеть, что лучшие двигатели науки не оцениваются. Люди хотят исследовать пространство, скромные стратосферные экскурсии, опыты телескопические, наблюдения над светилами — все вращаются в заколдованном круге, ибо не признана психическая энергия. Без неё останется детским занятием самый смелый полёт. Без психической энергии не разглядеть пространственных путей.

То же самое происходит во всех областях науки. Неразумно пренебрегать высшей энергией. Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо.

Аум. 310


Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно. К сожалению, оно применимо ко многому. Разные стороны жизни находятся под инквизиционным давлением. Именно тёмное начало обессиливает лучшие начинания. Тьма гнездится в хоромах так же, как и в хижинах.

Не будем успокаивать себя тем, что будто бы какие-то умы за всех что-то выдумают. Человечество обязано мыслить, оно должно сообща устремляться к достижениям. Нельзя, чтобы хаос невежества, в пышных одеждах, вторгался и глумился над познанием.

Аум. 311


Для исследования атмосферных условий учреждаются станции в разных странах. Именно имеют значение наблюдения условий в самых различных странах.

Так же точно должны быть координированы в разных странах наблюдения над проявлениями психической энергии. Можно наблюдать, как иногда в самых отдалённых странах вспыхивают одновременно подъёмы духа, являясь показателем каких-то высших причин. Также можно видеть и подавленность, которая выражается среди самых различных людей. Такие массовые явления должны быть изучаемы. Но не существует учреждения, которое взяло бы на себя такое важное задание. Может быть, найдутся отдельные наблюдатели, которые отдают себе отчёт в важности такого сопоставления, но усилия их будут разрозненными и потонут в океане смущений и сомнений. Казалось бы, имеются Общества, посвящённые Высшей Мудрости, но при них нет отделов научных.

Нужно иметь сотрудничество всех народов, чтобы заботливо отмечать и сравнивать явления психической энергии. Такая всемирность покажет единство высшей энергии. Только такими наблюдениями можно естественно дойти до ясного представления о Мире Высшем.

На каком наречии, в каких словах найти доступ, чтобы люди поняли, в чём их преуспеяние!

Аум. 312


Именно ужасное время, но большинство людей не чувствует причин происходящего. Можно всеми трубами прозвучать — Армагеддон! Но люди только спросят — сколько стоит фунт Армагеддона? Никогда не было такого смешения ничтожного с великим. Можно бы надеяться, что люди если не понимают, то, по крайней мере, не мешали бы в Битве, но они мешают, и самые прямые пути делаются извилистыми.

Аум. 313


Много неблагодарности. Советую и вам на будущее запасаться терпением против неблагодарности и невежества. Чужие часто заботливее, потому Мы, прежде всего, отмечаем людей по признаку признательности.

Аум. 314


Каждый может наблюдать явления психической энергии в любом месте и в любое время. Нужно сосредоточить внимание и хотя бы кратко отмечать замеченные проявления. Наверное, среди таких заметок будут и ненужные, но этим не следует смущаться. Записи имеют огромное значение, ибо проявления психической энергии необычайно быстро забываются. Каждый день нечто необычное происходит. Не нужно считать, что имеют значение лишь какие-то потрясающие явления, иногда уловление мысли или нахождение нужных страниц может дать очень показательный пример работы психической энергии. Кроме того, путь внимания выработает и терпение — качество, необходимое для исследователя.

Аум. 315


Вы имеете обширную переписку с разными странами. Если ваши друзья начнут такие же записи о психической энергии, то легко может получиться значительное сопоставление не только самих фактов, но и индивидуального к ним отношения. Также и климатические условия и местные события должны вносить характерную окраску. Всё разнообразие условий жизни может быть заметно при таких записях. Мужество неуклонного внимания поможет углубить наблюдения.

Аум. 316


Правильна мысль записывать разные установления, полезные для человечества. Эволюция требует новых форм во всём. Нужно находить полезные выводы из сложившихся обстоятельств. Пределы знания расширяются. Между отраслями науки создаются новые взаимоотношения. Многое, недавно казавшееся разделённым, теперь оказывается растущим из одного корня. Появляется надобность в новых сочетаниях сотрудничества. Необходимо проследить прежние деления, чтобы заменить их более целесообразными. Такая нужда имеется во всех областях жизни — от философии и верования до самых практических наук.

Употребляя слово «практические», Делаю так не по смыслу, но применяя лишь обычное, принятое выражение. Ведь действенность очень отдалена от так называемой практичности. Умение различать, насколько действенность опережает механическое представление жизни, научит понять, какое обновление нужно человечеству для эволюции.

Не следует огорчаться, что некоторые нужные учреждения не сразу найдут признание. Пусть мысль работает. Люди не поспевают за лётом мысли, и тем не менее мысль ведёт Мир.

Аум. 317


Могут спросить — что общего между Аум и полезными учреждениями? И то и другое есть выражение гармонии, — таким образом, не могут высокие понятия быть разделёнными. Только предрассудок может так ослепнуть, чтобы не видеть путей к Единству.

Аум. 318


Иногда люди доходят до такой ограниченности, что умеют всё сделать ничтожным. Самое Высочайшее Собеседование для них как крупа на мельницу! Устремление ослаблено всевозможными суевериями. Такая зараза гнездится в самых противоположных людях.

Сказано о Пути Среднем, или Золотом, — лучше сказать о Тропе, так узок проход между чудовищами.

Аум. 319


Много драконов стерегут, чтобы препятствовать каждому продвижению. Многоцветны эти чудовища! Среди самых отвратительных будет серый дракон повседневности. Он пытается даже из самого Высшего Собеседования сделать пустую, серую паутину. Но люди даже в обыденности умеют сохранить свежесть обновления. Люди ежедневно умываются и находят освежение перед следующим трудом. Также и духовное умывание не должно стать пыльною ветошью. Немногие умеют одолеть дракона повседневности. Но такие герои удесятеряют свои силы и каждый день поднимают в Поднебесье свой новый взор.

Если Беспредельность существует, то и дух человека не имеет мгновения обыденности. Радость может зарождаться от необычности ощущений. Но Высокое Собеседование не может стать обычным. Скука не в Беспредельности, но в человеческой ограниченности.

Не дадим серому дракону ликовать, он совсем не силён, и отвратительность его лишь в безобразии обихода. Где удалена грязь и безобразие, там серый дракон существовать не может.

Так одоление повседневности есть почитание Высшего Мира.

Аум. 320


Кто любит точные знания, тот должен уметь принять их. Многие могут говорить о своей преданности к точным знаниям, но на деле оденут каждый факт в пёстрые лохмотья предрассудка. Они не ощущают недействительности своих же предпосылок. Они умеют жаловаться на недостаток материала для наблюдения и в то же время пренебрегают самыми неповторяемыми событиями. Они хотят обернуть Мироздание по состоянию сварения желудка. Они отвернутся от самого яркого явления, если оно не соответствует их настроению. Но разве таков путь точного знания? Где же терпение? Где же доброжелательство? Где же неутомимость? Где же наблюдательность? Где же внимательность, которая открывает врата?

Не устанем твердить, насколько все врата открываются, где нет жалоб, недовольства и отрицаний.

Аум. 321


Песчаные бури являются очагами заразы. Нужно замечать, где проходят волны этих ужасных вредителей. Не полезно допустить такие разрушения. Народ может справедливо осудить тех, кто допустили разрушение жизни. Целые века люди способствуют, чтобы наполнить низшие слои атмосферы частицами разложения.

Не пора ли задуматься о соотношении психической энергии с окружающими атмосферными слоями? Нельзя отравлять психическую энергию целых поколений! Столько прекрасных душ погибают от отравления планеты!

Аум. 322


Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Представим себе Землю без тружеников и увидим возврат к хаосу. Несломимое упорство выковывается трудом, именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Истинный труженик любит свою работу и понимает значение напряжения.

Уже Называл труд молитвой. Высшее единение и качество труда возникают от ритмичности. Лучшее качество труда растит ритм Прекрасного. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного.

Труд, молитва, красота — все грани величия кристалла Бытия.

Аум. 323


После труда работник и добрее, и терпимее. Много усовершенствования происходит в труде. В труде эволюция!

Аум. 324


Творение добра должно быть настолько естественным состоянием человека, что не нужно и говорить о таком назначении. Человек не может указывать на свои добрые дела как на нечто особенное; иначе можно предположить, что обычное состояние человека во зле и только в виде исключения он иногда допускает и что-то доброе.

Много заблуждений накопилось в течение тысячелетий. Люди начали считать добро на золото. Люди понесли в храм золото и драгоценные камни, уверяя себя, что они представляют лучшие достижения в мире. Люди внушили себе ложные понятия о сокровищах — они помнили сказание о золоте как источнике зла, но поспешили сделать из сказания сказку. Можно найти в истории человечества повторные восстания против золота. Каждый великий Учитель являлся повстанцем против золота, и люди спешили убить каждого, кто осмеливался восстать против их любимого кумира. Конечно, Говорю не о самом куске золота, но обо всём ужасе, его окружающем.

Аум. 325


Среди сокровенного особенно остаётся неизвестным, кому принесло наибольшую пользу посланное добро. Никто не знает, кому помогло его добро. Можно предположить, что мысль добра достигает определённое лицо, но это будет лишь предположением. Мысль, может быть, очень помогла кому-то, нам неизвестному. Такая мысль будет посланцем добра, и человек спасённый не будет знать своего спасителя, и признательность его обратится к Высшему Миру. Когда он хочет выразить свою восторженную признательность, он посмотрит вверх, в вечное Горнило Творящей Мысли.

Аум. 326


Безымянные мысли получают и сокровенную признательность. Каждая мысль добра получит и лучшую благодарность. Не нам судить, где раздастся песнь признательности. Не надо опережать слова признательности; самая прекрасная песнь благодарности звучит в минуту радости. Но о такой радости кем-то была послана мысль.

Скажем благодарно — Аум!

Аум. 327


Если человек прочтёт все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости, то он не человек. От таких жестокосердных не зазвучит признательность. О качестве признательности часто Повторяю в разных символах. Необходимо понять качество признательности — как адамант Бытия.

Аум. 328


Тайною Мир держится. О Тайне, о Сокровенном говорят все Заветы. В то же время сказано — нет тайны, которая не стала бы явной. Любители искания противоречий могут торжествовать, им кажется, что найдено нечто несогласуемое. Но они будут мыслить от Земли, и, конечно, всё надземное покажется им нелогичным. Но приложите те же слова к Миру Тонкому и Высшему, и земные противоречия найдут своё объяснение. Конечно, всё тайное, совершённое на Земле, уже будет явным на Высшем Плане, и Тайна, недоступная в плане Беспредельности, покажется логичной.

О земных противоречиях нужно уметь мыслить, они происходят лишь от ограниченного представления. Как только будут реально осознаны Миры Высшие, немедленно разрешатся земные недомыслия.

Аум. 329


Жаль, что при окончании высшей школы забыто полезное испытание, применявшееся в древности. Ученики должны были изложить избранное ими задание перед самыми разными слушателями. При этом требовалось, чтобы были найдены выражения, понятные для всех, — задача трудная. Нужно было найти для одних слова простые и не утомить ими более образованных слушателей. Не всегда собрание было удовлетворено, но ученики всё-таки прилагали лучшие усилия быть понятными и в то же время затронуть сложные и высокие понятия. Такие упражнения нужны всегда.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».