Сибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Музей Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне
Издательство РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально



 

7. Законы эволюции материи



БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ КОСМОСА

Сокровенное Знание — Древняя Мудрость Махатм Шамбалы — говорит: Вселенная беспредельна в необъятном пространстве космическом. Центр проcтранства — везде, а окружность его — нигде. Куда бы мы ни стремились — в любом направлении будет бездна. Если допустить, что существует какой-то предел пространства, возникает вопрос: что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно? Нет, нельзя никак вообразить Космос предельным. Космическое пространство никаких пределов не имеет, Космос простирается во все стороны беспредельно.

О вечности Космоса во времени Сокровенное Знание Махатм говорит: существует во всём мире Великий Космический Закон Аналогии — «как на Земле, так и на Небе; внутреннее подобно внешнему; большое таково же, как и малое». Что же именно мы наблюдаем? Всё, что существует в нашем мире, имеет начало и конец. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются здесь вечно. Как происходит смена дня и ночи, чередование лета и зимы, как рождается, живёт и умирает человек, называемый микрокосмосом, совершенно так же и Вселенная, или Великий Космос — Макрокосмос, рождается к жизни и через эоны растворяется в небытие, умирает.

Тот период времени, когда Космос существует, на Востоке называется Веком Брамы, или Великой Манвантарой. Для выражения длительности этого невообразимого периода Бытия требуется пятнадцать цифр в нашем обычном исчислении лет... И хотя Космос существует столь невообразимо долго, что это время кажется нескончаемым, всё же оно ограниченно — Вселенная не вечна.

Столько же времени продолжается «Великая Вечность Небытия», названная Маха Пралайей — великим всемирным растворением. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается, без начала и конца, чередование великих периодов Жизни и Смерти Вечного Космоса.

В сменяющихся циклах Бытия и Небытия наша Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении Миров — и вечна в целом. Число Манвантар беспредельно — в мироздании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. Тот Космос, который существует в наше время, — один из бесчисленных уже бывших и ещё будущих проявленных Космосов.

Аналогия идёт и дальше: как человек — от рождения до самой смерти — каждую ночь испытывает «малую смерть», засыпая от вечера до утра, так же бывают и Ночи Вселенной, когда умирает только всё живущее, а весь мир не исчезает, но остаётся в «спящем» состоянии, и к началу Дня всё снова оживает.

Этот период космического проявления Вселенной, когда Космос «бодрствует», когда всё сущее живёт, назван Днём Брамы, или Малой Манвантарой. А то время, когда Космос «спит», когда всё во Вселенной отдыхает, названо Ночью Брамы, или Малой Пралайей.

Сокровенное Знание говорит, что длительность Дня Брамы — четыре с лишним миллиарда лет. Столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического Календаря!

Чередование периодов активности и пассивности в Космосе отражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всём можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены миров можно видеть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания, ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи, так же как фазы луны и чередование зимы и лета в природе.

Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, Солнечная система и Вселенная в целом — всё в Космосе имеет периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.

ЕДИНСТВО — ЕДИНОЕ НАЧАЛО (АБСОЛЮТ)

Это Тайна из Тайн, Сокровенное из
Сокровенного. Не понятое людьми, Оно
остаётся ясным. Понятое людским разумом,
Оно теряет свою прозрачность. Таков закон.
Листы Сада Мории. Зов

Что устанавливает длительность Циклов Периодичности Вселенной? Что даёт импульс повторным рождениям Космоса из Небытия? Чем вызывается начало каждой новой Великой Манвантары? Сокровенное Знание повествует, что во время Великой Маха Пралайи, когда всё сущее растворяется в Небытие, всё же остаётся существовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, или Закон, который вызовет появление Вселенной, когда Маха Пралайя закончится.

Эту главную Основу Бытия, эту Единую Нерушимую Реальность, Единое Начало, Сокровенное Знание полагает в основу мироздания. Этот Единый Элемент есть Начало всего, Беспричинная Причина всего Сущего. Он является Единым Вселенским Законом всякого Существования — от Него происходит всё. Он беспределен и вездесущ, он присутствует везде, во всей Беспредельности, в каждой точке пространства Космоса.

На Востоке самое Высшее Понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. В своём великом почитании сокровенности этого Божественного Принципа Восток не решился Его обозначить никаким именем, как только словом «То» — именно «Неизреченное». Зная, что Космическая Жизнь в своём непроявленном аспекте перестаёт быть доступной для человеческого разума, мудрецы Востока склонялись в безмолвии перед её Непроявленным Первоисточником, как перед непостижимой Тайной, не допуская для Него ни имён, ни определений.

И всё же некоторые религиозно-философские системы Востока называют «То» Великим Неизвестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом, Парабраманом. Парабраман — это То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону проявленного Космоса. Указывается, что это Единое Начало настолько беспредельно, что Оно превосходит все измерения и превышает мощь человеческого понимания, и поэтому никакие рассуждения о Нём невозможны. Этот Вечный и Непреложный Принцип считается Неизречимым и Непостижимым. Величие и красота Беспредельности не укладываются в наши ограниченные представления и потому должны оставаться в пределах Несказуемого.

Абсолют есть Беспредельность, и всякие суждения будут лишь ограничивать Его. Человеческими выражениями и уподоблениями Он может быть лишь умалён. Всякая попытка постичь и определить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его. Поэтому Восток запретил всякие обсуждения Единого, сосредоточив всю силу познания лишь на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Поэтому Абсолют, Непознаваемая Причина Космоса, принимается как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Единого Начала. Стремление к познаванию Непознаваемого должно быть, оно есть залог эволюции, высшая цель и смысл жизни. Но полное познание Его невозможно и будет всегда ускользать от нас.

Это Единое Начало, существуя от вечности, является активным либо пассивным в регулярной последовательности космического ритма Бытия и Небытия. При начале периода деятельности Великой Манвантары совершается распространение этого Нерушимого Божественного Начала, и космические силы начинают вызывать Вселенную к проявлению Жизни. Когда же наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Единого Начала и Вселенная растворяется в Небытие.

«Дыхание» Непознаваемого есть принцип существования всего Космоса. В одной древней книге об этом сказано так: «Выдыхание Непознаваемого Начала рождает Космос, а вдыхание заставляет его исчезать, и этот процесс продолжается извечно».

ДВОЙСТВЕННОСТЬ — ДУХ И МАТЕРИЯ

Основа мироздания — Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, — находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи и Единство — Единое Начало — преобразуется в Двойственность, Духоматерию.

Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из пары противоположностей — из Духа и Материи, мужского и женского Начал. Дух и Материю можно назвать Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Матерью Мира, или Единой Материей, даёт плод, даёт Сына — Единую Вселенную.

О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое, Божественное Начало. Горизонталь — как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел.

* * *

В «Письмах Махатм» («Чаша Востока»), в которых выражена доктрина Востока, и тем самым мировоззрение Агни Йоги, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожаемо, существует непреложно, и потому оно не может иметь начала, равно как не может и перестать существовать. Материя (или Природа) действует присущей ей особой энергией. Ни один из атомов никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, то есть её материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но её принципы или элементы абсолютно неразрушимы».

Мы видим, как предельно чётко формулируется здесь бесконечность, неисчерпаемость, вечность и непреложность существования материи, её неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью её форм, свойств и состояний выдвигается принцип абсолютности её законов.

Указывая на то, что «в действии и в мышлении мы отделиться не можем от материи», что «мы обращаемся к высшим слоям или к грубейшим видам той же материи», Агни Йога провозглашает материальность мира. «Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого высокого и до самого низкого». Указывается, что «в основании всего сущего лежит светоносная материя» и что «человек — часть сознания высшей материи».

Материальность мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми невидимыми видами материи, со всеми её утончёнными, глубинными проявлениями. Это подтверждается в «Письмах Махатм»: «Мы верим только в материю как видимую природу и в материю в её незримости, как невидимый, вездесущий, всемогущий Протеус, в её непрерывном движении, которое есть её жизнь и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Всё, вне которого ничто не может существовать».

* * *

Сокровенное знание говорит, что дух не имеет проявления вне покрова материи, что дух немыслим без сосуществования с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал, духа и материи, в едином элементе — Духоматерии. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкая материя), и наконец обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи.

Агни Йога считает, что «материя есть состояние духа», другими словами, уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух — «известное качество материи», её завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Нет жизни, нет проявления Духа без Матери Мира — Великой Материи!

Дух существует лишь в материи, являясь её двигателем. Материя же, в свою очередь, несёт обязанность материального носителя духа и немыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будет ни материя, ни дух в отдельности, но их органическое взаимодействие.

При условии признания единого элемента — Духоматерии — основой всего сущего вопрос о коренном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестаёт быть неразрешимым. Популярный пример с магнитом, который объединяет в себе два противоположных полюса и в то же время не перестаёт быть одним предметом, как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духоматерии.

Такова концепция синтеза «первичного» и «вторичного» элементов в мировоззрении Востока, древнейшая доктрина которого передаётся Учением Агни Йоги. Подобно способности магнита при делении всегда сохранять два противоположных полюса, Духоматерия во всех своих бесчисленных дифференцированных состояниях и видах так же сохраняет своё основное и вечное свойство — полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духоматерии.

* * *

Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует неорганической материей, — так называемые минеральные ингредиенты — никогда не могли бы быть воплощены в формы. Так, следует признать, что в каждом минерале пребывает такой дух. Агни Йога видит наличие духа во всей живой и неживой природе. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом.

Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения. В мире может существовать и множество других, не известных ещё нам видов материи с необычными специфическими свойствами. Изучение законов наиболее плотной материи земного плана показывает Закон Беспредельности в эволюции материи и особые — скорее мыслимые, чем воспринимаемые физическими органами чувств — высокие состояния материи.

И учёные становятся перед проблемой беспредельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни Йоге даются ценные указания об огненности, жизненности чистейшей материи.

«Мы говорили о тонких телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о понимании слова «материя». Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы — носители Духа — имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями».

Агни Йога определённо говорит о возвращении Материи. «Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи». «Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтоб все научные достижения современности могли войти конструктивно в понятие материализма одухотворённого».

ТРОЙСТВЕННОСТЬ (ТРОИЦА)

Божественное Существование Едино. Одно Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самим Собой; та вечная Темнота, из которой родился Свет. Но в своём проявленном виде Единый является как Троица.

Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень всего. Слово «Воля», или «Могущество», более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо, пока нет Воли для проявления, не может быть и проявления, и, пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Вселенная имеет корни в Божественной Воле.

Затем следует второй аспект Единого — Любовь. Воля вдохновляема Любовью. Когда аспекты Воли и Любви проявлены, третий аспект должен следовать за ними, чтобы они могли стать действительными, — Мудрость, божественное Мышление в Действии.

Все три неразлучны, неразделимы, три аспекта в Едином. Их функции можно для ясности мыслить отдельно, но разобщить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присутствует в каждой. Так, в первой Сущности Воля преобладает как отличительное свойство, но и Любовь и Мудрость тоже свойственны Ей; так же и с другими Сущностями. И хотя употребляются слова Первый, Второй, Третий, поскольку проявления совершаются во времени и в порядке Самораскрытия, но в Вечности они собраны и взаимозависимы.

Троица есть корень основной троичности в жизни и в сознании. Эта истина имеет жизненное значение по отношению к человеку и его эволюции. Троичность представляет собою нечто, что можно проследить в Природе и в эволюции, и если понять это нечто, новым пониманием осветятся внутренний рост человека и все ступени развития его жизни.

Но есть и вторая Троица. Если рассмотреть внимательно свойства божественной Материи, то и она также троична, то есть существует в трёх нераздельных аспектах, без которых она не могла бы быть. Эти аспекты: Устойчивость (Инерция или Сопротивление), Движение и Ритм — три основных свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным, и потому они рассматриваются как проявление Силы Троицы. Устойчивость, или Инерция, даёт основу, опорную точку для рычага; затем возникает Движение, но оно могло бы произвести лишь хаос; и тогда появляется Ритм, который заставляет Материю вибрировать, делая её способной слагаться в формы.

Символ Тройственности, повсеместно употреблявшийся, — Треугольник, вписанный в Круг или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольниками, переплетёнными между собой; Троица Духа — с вершиной, обращённой вверх, Троица Материи — с вершиной, обращённой вниз; а когда треугольники окрашены, первый получает окраску белую, жёлтую, золотую или цвета пламени, а второй — чёрную или тёмный оттенок иной окраски.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ (ЛОГОС И КОСМИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ)

Когда заканчивается период Космического Небытия, перед зарёй новой великой Манвантары из Неведомого и Непознаваемого Абсолюта, из Беспричинной Причины всего сущего первым к Бытию возникает Первопричина Космоса, Великая Божественная Сущность, именуемая Логос.

Это наименование, взятое из древнегреческой философии, означает Первое Слово, рождающееся из Безмолвия. Это Первый Звук, посредством которого зачинается Вселенная, это вибрация, или движение, Космической Энергии. Логос — это также первозданный Свет, Ур, ибо Свет есть движение Материи. Это Свет не физический, это Свет Разума. Этот Свет есть также Божественная Мысль, дающая начало длиннейшему процессу созидания Космоса. Так, Логос есть олицетворение Космического Разума.

Логос — Творческое Слово, то есть Слово, несущее в себе Идею; следовательно, определённый Смысл, Цель и Законы Проявления, в нём заключённые, в которые Творец вкладывает своё Творчество, то есть частицу Себя. Это Творческое Слово положило основание проявлению Вселенной, поэтому Оно может быть также названо Первопричиной Космоса. И вся наша видимая и невидимая Вселенная возникла «через Него».

* * *

В начале новой великой Манвантары возвращаются из Небытия Великие Существа, завершившие человеческую эволюцию в прошлой Манвантаре на той или иной планете, в той или иной солнечной системе. Они называются Планетарными Духами, Создателями Миров. Они станут ближайшими сотрудниками Космического Разума. Так, проявленный Логос, начиная новую великую Манвантару, руководит целой Иерархией сознательных Творческих Сил, Божественной Иерархией духовных разумных Существ. В этой Иерархии каждый Иерарх исполняет свою роль, свою задачу в строительстве Космоса и управляет им на всём протяжении существования Вселенной.

Таким образом, между высшей точкой нашей Вселенной, Святой Троицей, и человечеством существует целая цепь из различных степеней и иерархий невидимых Существ; высочайшие из Них — это семь Духов Господних, семь Огней, или Пламеней. Каждый из Них — во главе обширных сонмов Разумных Существ, которые все разделяют Его природу и действуют под Его управлением; они разделяются по степеням. Так, существуют семь великих сонмов этих невидимых Существ, и Их Разум является Божественным Разумом в Природе.

Существует Великое Небесное Воинство, Иерархия Сил Света, различных степеней Боги, которые Создают миры и Правят ими. Все эти Создатели миров были ранее людьми. Но обладающего человеческими свойствами единого антропоморфического Бога, создателя неба и земли, всего видимого и невидимого, в мироздании не существует. Понятие Бога во всём величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлечённым и сольётся со всем Бытием.

Символ Иерархии — это лестница, первые ступени которой — на земле, а верхние скрываются в беспредельных просторах Космоса. Вселенная не строится и не живёт самотёком, жизнь Космоса планируется и регулируется Иерархией, направляющей Вселенную по пути плановой эволюции!

* * *

Прежде чем начать работу над строительством Космоса, Логос создаёт проект всей системы, долженствующей проявиться Вселенной, какой она должна быть с начала и до своего конца. Он создаёт прообразы всего, что будет, — прообразы всех форм и сил, всех эмоций, мыслей и интуиций, — и определяет, как и через какие стадии они должны осуществиться в эволюционной схеме Его системы. Таким образом, ещё до возникновения Вселенной вся её целостность заключается в Космическом Разуме, существует в Нём как идея — всё, что потом выливается в объективную жизнь в течение всего последующего процесса строительства.

Проект всего, что будет происходить в будущей Вселенной, создаётся не произвольно, не по прихоти Логоса: все эти первообразы — плоды предшествовавшего Космоса. Создавая проект Вселенной для новой Манвантары, Логос вызывает эти идеи из Небытия, в которое они канули в начале кончившейся Пралайи. Все эти первообразы, вызванные к новому Бытию, будут посевом для будущего Космоса — лучшего и более совершенного по сравнению с предыдущим. В этом основа Эволюции.

Среди многочисленной Иерархии Творческих Сил, подчинённых Логосу, находятся обширные сонмы Строителей, которые будут строить все формы по этим первообразам — идеям, пребывающим в сокровище Логоса, в Космическом Разуме. Эти Строители созидают или, вернее, воссоздают каждую «Систему» после Великого Периода Небытия. Логос же является Творцом Вселенной в том смысле, в каком говорится о Зодчем как о Творце здания, хотя он никогда не дотронулся до единого камня его, но, начертав план, предоставил всю ручную работу каменщикам.

Каждое материальное образование в нашем мире имеет своего создателя. А как на Земле — так и на Небе. В Космосе всё закономерно. Каждое явление имеет свою причину. Закон причин и следствий — ведущий космический закон. Всё в проявленном Космосе имеет своих Созидателей, и все энергии Природы во всей Вселенной работают и действуют под руководством разумных Строителей.

Над созиданием Космоса трудятся сонмы разумных Существ — от Великих Божественных Зодчих до рядовых каменщиков. Вселенная после Пралайи строится очень медленно, в течение многих миллиардов лет. Кто может вычислить, сколько эонов потребовалось на оформление одной только нашей крошечной Земли? Не растянется ли это «Творение», это строительство на сотни миллионов лет только для нашей планеты?

БОРЬБА СВЕТЛЫХ СИЛ С ТЁМНЫМИ

Как человек не есть высшая ступень в цепи живых существ, так и Земля — не высшая обитаемая планета в Солнечной системе. Существуют в ней планеты и высшей ступени — сверхчеловеческие. Так, на Венере продолжают свою высшую эволюцию Существа, бывшие людьми в предыдущих Манвантарах (Циклах) в других мирах. Можно сказать поэтому, что «люди» планеты Венера — все Махатмы!

Будучи Махатмами, обитатели Венеры не нуждаются в плотных телах, как это необходимо жителям Земли для человеческой эволюции. Махатмы Венеры живут на своей планете в тонких (астральных) телах, для которых не имеют никакого значения атмосферные условия планеты.

И вот примерно восемнадцать миллионов лет тому назад, на заре зарождения физического человечества (коренная раса лемурийцев), с Венеры на Землю пришли семеро Великих Существ — Семеро Кумар. Легенды называют этих Светлых Существ Сынами Огня, благодаря Их сверкающему виду, а также Сынами Разума. Кроме того, Их называют Великими Белыми Братьями.

Итак, первые Махатмы на нашу планету пришли с соседней — Венеры. Они пришли в телах из тонкой, «сверхфизической» материи. Но Они могут воплощаться и в плотной, когда это требуется в Их работе, и тогда по внешнему виду Они ничем не отличаются от людей. На протяжении времён Братство Махатм постепенно пополнялось людьми нашей планеты, завершившими человеческую эволюцию.

Великое Белое Братство Махатм пришло тогда на планету Земля, имея целью руководить на ней эволюцией младенческого человечества. Великие Белые Братья поселились надолго на нашей планете как Божественные Учителя, Наставники и Вожди человечества. Когда на заре нашей жизни нужно было дать какому-либо народу первые начала общины и государственности, первые основы знания, то один из членов этого Братства воплощался в том народе как предводитель племени или правитель, как жрец или пророк, который организовывал народ и закладывал основы цивилизации.

* * *

Один из этих Иерархов носил имя Люцифер, что значит Светодатель. Он также вначале участвовал в развитии сознания человека, помогал младенческому человечеству, как и другие Собратья. Но Люцифер не был высшим среди своих Великих Собратьев. И когда ему пришлось облечься в плотные земные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте — сорвался и пал. Когда Люцифер достиг сознания своей неограниченной мощи, когда он овладел многими космическими тайнами и силами, когда он увидел невежественность масс, окружающих его, — тогда нужна была огромная сила сердца, чтобы удержаться от многих соблазнов, и прежде всего — от гордыни духа.

Но Люцифер не обладал всеми божественными совершенствами; он не смог побороть в себе человеческого чувства гордыни, а также ревности к другим светлым Иерархам, с которыми он пришёл. Низшее естество в нём взяло перевес над божественным — и он возревновал и начал борьбу против Великих Собратьев. Так с течением времени совершилось восстание Люцифера, так произошёл отход его от пути Света, произошло падение во тьму.

В чём же было отступничество и предательство Люцифера? Вся многообразная жизнь Космоса с его стройным порядком, с его эволюцией осуществляется при помощи Космической Иерархии. Множество Иерархов различных степеней власти и могущества принимают деятельное участие в управлении необъятным Космосом. Люцифер, будучи одним из Братьев Великого Белого Братства, которое руководит эволюцией человечества нашей планеты, а Само подчиняется Космической Иерархии — Иерархии Солнца, порвал связь с Космической Иерархией и восстал против Неё и Её представителей на Земле — Великого Белого Братства.

Он нарушил принцип коллективного водительства Братства и великий закон Иерархического Начала в Космосе, чтобы не иметь над собой никакой власти, никакой ответственности перед Космической Иерархией и не делиться ни с кем властью, а стать полным и единственным властелином Земли.

Эволюция одной планеты возможна только в сотрудничестве с другими планетами, с другими дальними мирами и системами. Люцифер же не пожелал сотрудничать с другими мирами, с Космосом. Так он затруднил эволюцию всех ступеней жизни на нашей планете. Конечно, всё это задержало развитие земного человечества.

По космическому закону, когда человечество нашей планеты закончит эволюцию на Земле — тогда оно должно будет оставить Землю и перейти на следующую, другую планету, предназначенную Космической Иерархией для дальнейшей эволюции. Люцифер же захотел остаться в пределах только нашей планеты и также задержать всё человечество на этой самой планете, чтобы оно никуда не ушло, закончив свою эволюцию, а осталось здесь служить ему, став его рабами, прервав свою эволюцию. Так он сделал Землю большой тюрьмой, а людей — узниками.

Восстание Люцифера и проведение им плана обособления Земли вызвало сопротивление Великого Белого Братства — Оно оказало противодействие Люциферу и выправляло курс корабля планеты.

За долгое время своего отступничества и борьбы с Иерархией Люцифер завербовал много сторонников, так называемых тёмных. Эти силы тьмы образовали стройную дисциплинированную организацию, называемую сатанистами, или чёрной ложей. Их центрами стали наиболее крупные города, главный же центр находился в Нью-Йорке.

Указания о существовании врагов Света — воинствующих сил тьмы — содержатся во всех без исключения религиозных учениях. Но Сатане и его приспешникам для тёмных дел много выгоднее, чтобы люди думали, что ни Сатаны, ни тёмных не существует. И в конце концов им этого удалось достичь полностью: в наше время науки и техники всякая вера в существование Сатаны и тёмных сил рассматривается как показатель отсталости суеверного народа. И из-за того, что существование Сатаны и тёмных оспаривалось, они приобрели огромную власть над современным человечеством. Ведь когда люди во что-то не верят или что-то отрицают, то они совсем перестают этого остерегаться и защищаться, и так они тем легче попадают в тенёта приспешников тьмы.

Главная масса сил тьмы — в незримом психическом (астральном) мире. Для овладения умами и волей земного человечества силы тьмы нуждаются в сотрудничестве представителей мира физического. Но, чтобы не быть опознанными, тёмные силы всех степеней общаются с людьми, как правило, через нейтральных посредников. Представитель сил тьмы выбирает себе таких посредников, которые возбудили бы наименьшее подозрение. Так, при общении тёмной силы с человеком участвуют не менее трёх посредников. Не чёрненьких видите, но сереньких и почти беленьких!

Главным союзником сил тёмных является невежество людей. Чёрная ложа действует главным образом невежественными массами, и лучшие её служители вербуются из слабых умов. Если на низких ступенях сознания человек может быть пойман в сети тёмных лишь самыми низкими свойствами своей природы, такими как пьянство, зависть, корыстолюбие, чревоугодие и им подобные, то на более высоких ступенях сознания его ловят на тщеславии, на самомнении, на гордости, на утверждении своей непогрешимости... Тёмные очень любят большие интеллекты, которые развились за счёт сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать.

* * *

Дети мои, вы не замечаете, какая битва
идёт вокруг вас, тёмные силы тайно и
явно сражаются.
Листы Сада Мории. Зов

Великие Белые Братья всё время ведут упорную борьбу с Сатаною и силами тьмы. В переживаемое нами время эта борьба достигла небывалого напряжения и небывалых размеров. В первой половине нашего столетия в Психическом (Астральном) Мире началась последняя Великая Битва, решающая участь нашей планеты. Сроки этой Битвы указаны в вычислениях египетских и индийских. В еврейских писаниях эта Битва названа Армагеддоном — в память страшной битвы, происшедшей при городе Хар-Мегиддо, во время которой были совершенно уничтожены хананиты.

В дни грозной Битвы вся Иерархия собрана в Единой Твердыне, и все Светлые Силы — всё Братство — направлены сейчас на отражение непрестанных нападений и страшных ухищрений чёрного братства. В Бою за спасение человечества — самые большие Силы Света, в нём приняли участие даже Силы всей Солнечной системы!

Главные Силы Иерархии сейчас идут на гигантскую битву с тёмными разрушительными силами здесь и в Психическом Мире, на удержание столкновений народов до определённого срока и на подавление подземного огня, грозящего планете взрывом. Главная забота — отстоять планету от преждевременного взрыва.

Устрашающие столкновения Психического Мира отражаются здесь, на Земле, расстройством жизни, осложнениями, катастрофами и бедствиями. Границы между сражающимися извилисты, как между добром и злом. Явление Армагеддона нужно понимать не только в виде общепринятой войны, но и по событиям всей жизни. Сражение — в почтовом ящике, в улыбке ухищрённой лжи, в задержке Света. Битва гораздо драматичнее, нежели обыватели её понимают. В Битве Космической будут решены многие великие задания, которые дадут крутые повороты в истории и утвердят новые принципы.

Вот что сами Махатмы говорят о происходящем Армагеддоне: «В Космическом Бою утвердим ту основу, на которой держится само Бытие. В Космическом Бою явим то, чем строится жизнь будущего.
В Космическом Бою Мы отстаиваем Великие Законы. В Космическом Бою утверждается принцип Нового Мира». «Приближается Великая Эпоха, как же не побороть зло!»

Когда вокруг Света группируются светлые, вокруг тьмы — тёмные, когда напряжены космические силы — не может быть отступления. Если борьба неумолима, то и победа будет решительна. Будем помнить, что общими силами зло будет побеждено.

* * *

Эта мировая битва затрагивает всё сущее, но немногие понимают значение происходящего. Необходимо уяснить себе грозность переживаемого момента. Необходимо проникнуться серьёзностью и опасностью времени, ибо, истинно, ужасна Битва между Светом и тьмою. Нужно понять и осознать, насколько это время необычно. Нужно помнить, как Силы Света неустанно поражают тьму. Нужно всегда помнить о протекающей Битве.

Когда решается участь планеты, то силы расположены по полюсам Света и тьмы. Так весь мир разделился на белых и чёрных. Среди Битвы человечество не может избрать срединного пути, ибо только Свет и тьма являются противоположением, ибо только Свет и тьма будут оспаривать победу. Потому нужно всем импульсом искать Свет против тьмы.

Происходящая Битва требует распознавания путей Света и тьмы. Надо осознать силы, движущие действиями каждого явления. Бесчеловечная жестокость, крайняя нетерпимость, насилие — вот явные признаки слуг тьмы. Тьма всегда чернит всё Светлое, сеет вражду и разъединение, разрушает светлые начинания, подвергает осмеянию и поруганию. Так можно распознавать тёмных. Если человек или организация вносят разъединение, сеют рознь, вызывают вражду, разжигают ненависть — это сотрудники тьмы.

Следует разумно относиться к существованию злых, тёмных сил, враждебных всему, что в человеке есть высокого и светлого. Нужно развивать противодействие злу, противнику прогресса. Долг каждого — всегда быть на страже и по мере сил пресекать зло. Противление злу есть необходимое условие эволюции. Если хочешь добра, будь готов поразить зло, — говорит древняя мудрость. Приближающиеся сроки заставят всех участвовать в Армагеддоне. Все в нём повинны, и потому никто не может уклониться.

СОЗДАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ МАТЕРИИ (ПЛАНОВ ИЛИ МИРОВ)

После только что завершившейся Маха Пралайи, на заре новой великой Манвантары, пространство не обладает ещё никакой субстанцией, сколько-нибудь похожей на видимую или невидимую материю, какая имеется в настоящее время. Существует лишь Прекосмическая Субстанция — непроявленная девственная Пра-Материя — Мулапракрити, что означает в восточной философии Корень Материи. Будучи аспектом Парабрамана, Мулапракрити вечна; в сокровенной форме она существует и во время Маха Пралайи. Всё в себе вмещающая, всё в себе зарождающая, Мулапракрити есть Великая Матерь Мира.

Прекосмическая Пракрити есть «растворённая» материя — невообразимо разрежённая тонкая субстанция. Из этого «безатомного» аморфного вещества создаются все виды Космической материи — от тончайшего до наиболее грубого. Сотворением материалов, из которых затем будет строиться Космос, начинается первый великий этап деятельности Логоса и руководимой Им Иерархии Строителей.

Это творение начинается созданием первичных атомов. Энергия Логоса, называемая Фохатом, вихревым движением невообразимой быстроты внутри Прекосмической субстанции создаёт «вихри жизни». Облечённые в тончайшую оболочку из Прекосмической Субстанции, эти вихри-атомы заполнены энергией Логоса.

Так атомная энергия Логоса создаёт первичные атомы — атомы первого, самого тонкого состояния Космической материи. Затем энергия Логоса строит атомы второго состояния, вокруг некоторых первичных атомов образуя спиральные вихри из грубейших комбинаций первого состояния Космической материи. Атомы всех следующих состояний Духоматерии создаются аналогично атомам второго состояния.

Подобно тому как пар, вода и лёд являются тремя состояниями одного и того же вещества нашего физического мира, так же существуют семь состояний Космической Духоматерии, семь степеней тонкости её. Из них только седьмое состояние — самое низкое, самое грубое — видимо физическим глазом: это материя нашего физического мира. Шесть высших состояний нам, воплощённым жителям Земли, не видны и нашим физическим чувствам недоступны.

Каждое из семи состояний Космической Духоматерии образует свою особую Космическую Сферу — свой особый План, или Мир. Все Космические Планы находятся в том же пространстве, они разнятся между собою лишь тонкостью вибраций. В каждом Плане воспринимается лишь та Духоматерия, в основе всех комбинаций которой лежат определённого вида атомы.

Высочайший, или первый, План называется Миром Божественным. Его Духоматерию образуют первичные атомы и их комбинации. Второй План называется Миром Монадическим — его образуют атомы второго состояния Духоматерии. Об этих двух наивысших Космических Планах говорится как о недоступных нашему теперешнему пониманию, поэтому о них нам ничего не известно.

Кое-что известно о следующих двух Планах — третьем, называемом Миром Духа (Атмическим), или миром Нирваны, и четвёртом, названном Миром Блаженства (Буддхическим), или Миром Интуиции.

Значительно больше известно о пятом и шестом Планах — это уже Планы, или Сферы, доступные современному человеку. Пятый называется Миром Огненным, или Миром Ментальным (Миром Мысли), а шестой — Миром Тонким, или Миром Астральным (Миром Чувств). Уже сами названия показывают, что они являются «человеческими». О них будет рассказано ниже. Последний же, седьмой План, называется Миром Плотным — это наш физический мир, в котором мы сейчас живём.

Так в материи, в атомах проявляется жизнь, или сознание Логоса, — как род энергии, род вибрации: всё зиждется на вибрациях. Весь Космос состоит из вибраций истекающей Божественной Жизни. Её вибрации облекаются в основные формы материи, из этих форм развивается всё многообразие Космоса.

ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ (ЖИЗНИ)

Когда завершена первая великая Космическая Волна, когда закончен процесс созидания Космической Материи, а также процесс формирования планет для жизни на них, происходивший в течение бесконечных веков, тогда Логос приступает ко второму этапу деятельности: он начинает вторую великую Космическую Волну — Эволюцию жизни.

Жизнь — это проявление божественной энергии Космического Разума. Эта сила начинает строить различные формы из ранее созданной Космической материи, из всевозможных комбинаций всех её видов и всех Планов. Энергия Логоса соединяет на некоторое время химические элементы, образуя из них формы — минералы, живые организмы. Энергия Логоса есть та образующая энергия внутри всех форм, которую наука усматривает, но не знает, откуда она идёт. Она действует во всех формах, делая их всё более совершенными выразителями жизни в них.

Каждая форма существует только до тех пор, пока жизнь удерживает материю в этой форме. Так возникают явления рождения и роста, увядания и смерти. Организм рождается, потому что жизнь должна совершить определённую работу в нём. Он растёт по мере того, как эта работа идёт к завершению. Он проявляет признаки упадка, когда Космический Разум медленно извлекает жизнь из него, ибо эта жизнь выросла настолько, насколько было возможно в данной форме. А когда граница возможности для дальнейшего роста формы достигнута и ничего более не может быть выявлено через неё душою этой формы, той божественной частицей, которою Логос осеняет форму, тогда Он извлекает из неё свою энергию и форма разрушается.

Мы называем это смертью и гибелью. Но вместе с Его энергией удаляется и душа покинутой формы. То, что нам представляется смертью организма, есть не что иное, как удаление из него жизни. В течение некоторого времени эта жизнь будет существовать вне низших видов материи, в соединении со сверхфизическими, более тонкими её видами. Для этой души Логос строит новую форму, и смерть старой означает переход души в бо'льшую полноту жизни, в более совершенную форму, чтобы могли раскрыться ещё не проявленные, скрыто живущие в ней силы.

Когда жизнь покидает организм и он умирает, опыт, добытый жизнью при его посредстве, сохраняется. Этот опыт, в виде новых навыков, переплавляется в новые созидательные способности. Эти способности обнаружатся потом, при последующих усилиях жизни создать новый организм.

Жизнь, которая оживотворяла растение и побуждала его реагировать на воздействие окружающего, не погибает, когда растение умирает. Когда роза вянет, из её материи ничто не пропадает: каждая частица её продолжает существовать, ибо материя не может уничтожиться. То же происходит и с жизнью, создающей розу из материи, — эта жизнь также не пропадает, а только временно отступает, чтобы затем вновь появиться и построить новую розу. Опыт, который жизнь приобрела в первой розе относительно лучей солнца, бурь и борьбы за существование, — этот опыт используется ею для построения другой розы. Новая роза будет лучше приспособлена для жизни и для распространения своего вида.

Со смертью формы жизнь удаляется в свою сверхфизическую среду, сохраняя, в виде новых способностей творчества, те результаты опыта, через который она прошла. Формы, которые возникают и погибают одна за другой, представляют собой как бы двери, через которые жизнь то проявляется, то исчезает со сцены. Ни одна доля опыта не теряется, так же как не теряется ни единая частица материи.

Сверх того, эта жизнь эволюционирует, и её эволюция происходит посредством форм. Жизнь подлежит эволюции — это значит, что она становится всё более сложной в своих проявлениях. Пока она сохраняет соединения элементов в виде организма, сама она усложняется благодаря опыту, который приобретает через свой проводник.

Как существует эволюция формы, эволюция строения тел, так же существует эволюция и жизни сознания, её неустанного роста на всех ступенях Космоса, начиная от минерала и кончая Логосом мировой системы. Ибо в каждой форме таится жизнь, которая не исчезает, но развивается путём перевоплощения во многих формах.

* * *

Жизнь, по мере развития в физическом плане, образует последовательно три Царства Природы: минеральное, растительное и животное.

Под руководством Космического Разума прежде всего появляется минеральное царство. Работа жизни сперва происходит через посредство физических форм. Для нашего глаза минерал неподвижен и безжизнен, но в этой материи, кажущейся безжизненной, всё время работает Логос: в минералах идёт работа жизни, хотя и стеснённая, замкнутая, сдавленная. Жизнь в минерале — это та ступень развивающейся энергии, которая строит кристаллы различных геометрических начертаний. Материя кристаллизуется, следуя законам ритма и красоты, — с каким совершенством выполняются геометрические рисунки! В минеральном царстве Космический Разум, думающий числами, строит формы образцового порядка, ритма и красоты. Мир кристаллов является отражением Его геометрических законов, которые чувствует художник и понимает математик.

Следующее великое царство жизни — растительное. В этой стадии вещества земли становятся оболочками для такой жизни, которую могут видеть наши глаза. Если в минеральном царстве была достигнута устойчивость формы, то в растительном царстве вырабатывается пластичность, которая присоединяется к устойчивости.

Для того чтобы получилось следующее царство, животное, в сознании растительного царства потребовался новый импульс — стремление к подвижности формы. Сознание прикреплённой к одному месту формы жизни возжаждало способности передвигаться с места на место. Эта способность полностью осуществляется в животном царстве.

Как отдельный организм — лишь единица в обширной группе, так и жизнь, скрытая внутри организма растения и животного, — только часть общей групповой жизни, «групповой души». Эта душа есть неиссякаемый источник всех жизненных сил, достигающих сложности по мере своей эволюции. Каждый вид, каждая порода, каждая семья царства имеют свои отделы в общей групповой душе. Единица жизни, возвращаясь после смерти в душу своего отдела, вносит туда весь приобретённый ею опыт, которым все единицы жизни этого вида пользуются для своих последующих воплощений.

Последовательные появления отдельных ступеней жизни требуют огромных периодов времени, но в каждый период эволюционная работа делается по предначертанному плану. Каждый вид формы и жизни (сознания) появляется в эволюции только в определённое для него время.

На всех ступенях жизни Космический Разум и Его сотрудники работают, имея перед собой План Эволюции жизни, проникая во все процессы и детали проведения этого Плана. Существует сокровенная сторона Природы, которая составляет её жизненную, её сознательную сторону, вернее, Разум в Природе. Невидимые Разумные Силы управляют Природой.

В строительстве форм принимают участие сотни строителей и духов Природы — духов огня и воздуха, воды и земли. Мириады великих и малых строителей вечно работают, строя клеточки, формируя органы, лепя и раскрашивая цветы, выбирая из имеющихся в их распоряжении «факторов» то, что наиболее пригодно для выделки той особой формы, модель которой поставлена перед ними Иерархом, заведующим этим отделом. Природа — мастерская — до того обширна и полна чудес, что поражает наше воображение своим многообразным творчеством.

Куда ни взглянем на деятельность строителей Природы, везде раскроется очаровательный геометрический рисунок. Эти рисунки говорят о порядке, ритме и красоте, отражающих План Великого Космического Разума. Порядок, ритм и красоту можно найти во всей Природе: и в геометрии кристаллов, и в великолепии цветов, и в грации линий, членов, движений животных, как и в сложности ритма, не поддающегося анализу.

Глубокою мудростью пронизано и строение тела человека. Этой великой мудростью пронизана жизнь планеты со всеми её обитателями. Природа полна жизни, гармонии и единения. В ней всё взаимосвязано, всё переливается друг в друга и зависит от жизни и развития друг друга. Закон жизни и единения — такой Замысел Творчества включён в Природу.

Космический Разум наделил частью своего разума всё существующее. Разумом, или способностью мыслить, обладает всё: и минералы, болезненно реагирующие на некоторые кислоты и неприемлемые соединения, и зерно, растущее лишь кверху, и цветок, распускающий свои лепестки лишь при свете солнца, и птица, вьющая гнездо для своих будущих птенцов.

Хотя людям известен химический состав зерна и они могут создать его искусственным образом, но из искусственного зерна никакого растения произрасти не может, ибо в нём будет отсутствовать то высшее начало, которое Космическим Разумом вложено в естественное зерно как жизненный импульс, что и заставляет его в определённое время при определённых условиях давать жизнь определённому растению.

* * *

Космический процесс творения Материи, Природы и человечества можно изобразить следующей схемой.

Первую эволюционную Волну — создание Космической Материи — можно назвать образованием строительных материалов.

Вторая эволюционная Волна — создание ступеней Природы (жизни) — подобна построению дома из ранее созданных материалов.

Третью эволюционную Волну — сотворение человечества — можно сравнить с ростом обитателя построенного дома.

К этому можно добавить, что в природе происходит эволюция формы (тела) и жизни (души), а в человечестве — эволюция самосознания (духа).


Назад в раздел : Введение в Агни Йогу (С.В. Стульгинскис)



Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».

 

 
Мысли на каждый день

Каждая разбитая иллюзия есть ступень знания.

Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935