Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1968.



Грани Агни Йоги. 1968 г. 241. (М. А. Й.).


Пусть каждая нежелательная мысль, идущая из прошлого, или от окружающих людей, или от темных, посылаемая ими с целью воздействия, служит причиной, чтобы изменить ее на противоположную и использовать силу ее на создание полезного и светлого мыслеобраза. Так можно научиться и привыкнуть всякую мысль обращать на пользу, так можно подражать в этом Учителю, так все можно заставить служить Свету. Зачем тратить время на вредные и ненужные мысли, когда каждую мысль можно обратить на добро, на нечто светлое и созидательное. Этим путем возможно преображать и людей, мысля о них положительно и вызывая из их глубины образ, достойный человека. Творящая сила мысли мало применяется практически. Теория и практика расходятся слишком широко. Но мысль к услугам человека всегда. В своем мысленном мире он – верховный повелитель. Эту власть над внутренним миром своим и мыслью своею должен осознать человек во всей ее значимости и нераздельности. Нельзя отдавать эту власть никому и ничему. Нельзя отказываться от явления примата духа. Отдать ее кому-то – значит стать рабом. Быть психически во власти кого-то недопустимо. Человек – владыка своей мощи, в своем микрокосме он – высшая власть. Эта власть осуществляется мыслью, которой он овладел.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 242. (Апр. 27).


Тем или иным переживаниям, мыслям и эмоциям физическое, астральное и ментальное тела обучены человеком. На это обучение потребовались и энергия, и время. И можно ли удивляться, что оболочки его ведут себя так, как поощрялось и допускалось в прошлом. Если настоящая ступень сознания полагает, что то или иное поведение недопустимо, то оболочки приходится переучивать заново, вкладывая в этот процесс большее усилие, чем вложено в них было раньше. Иначе прошлого не победить. Если прошлые импульсы все еще сильны и не поддаются усилиям их потушить, значит, обучающий не явил должной, степени напряжения своих усилий. Но отступать или складывать руки ни в коем случае недопустимо, ибо это будет поражением и отдачей себя во власть прошлых свершений, усиленных и возросших во времени. Растут семена как хороших, так и дурных деяний, и потому их необходимо вырывать с корнем. Если сорняки появляются снова, а они очень упорны, искоренение повторяется до тех пор, пока они не перестанут давать отростки. Опасность в том, что наряду с положительными качествами духа растут и наливаются силой неискорененные отрицательные свойства. Только сам их творец и создатель может их уничтожить, понимая, что они могут преградить путь восхождения духа. Половинчатого решения быть не может, ибо оно будет причиной неуспешности в этой борьбе.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 243. (М. А. Й.).


Силу противостояния злу можно почерпнуть только от Иерархии Света. Если каждую не созвучную со Светом мысль заменить светоносной, устремленной к Единому Фокусу Света, то и мыслям таким не будет уж места в сознании. Просто одно заменяется другим, негожее – светоносным. Не думайте, что вам одним приходится вести эту борьбу. Все проходили или проходят через нее, и чем выше ступень, тем борьба напряженнее. Малому сознанию противостоят малые темные силы, а духу большому – иерофанты зла. Вся трудность борьбы из-за них, из-за темных старателей, которые яро раздувают каждый недостаток и все, что еще не изжито внутри. И борьба эта приобретает уже не личный, но пространственный характер.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 244. (Апр. 28).


Путешествия хороши и полезны еще и потому, что аура человека отрывается от насиженного места. Трудно даже представить себе, насколько прирастает она к привычным и обжитым условиям и насколько связана ими. Окружение становится столь вросшим в сознание, что тюрьма духа уже не замечается вовсе, как не ощущается здоровым телом нормальное атмосферное давление. Подобные прирастания к месту становятся особенно драматичными при переходе в Тонкий Мир, когда человек психически продолжает пребывать в привычном земном окружении. Странники в этом отношении совершенно свободны, ибо не имеют земного дома. Благополучие земное сказывается цепями в Мире Надземном. Если пересмотреть обычную жизнь с точки зрения условий Тонкого Мира, то окажется, что их оценка и полезность могут быть совершенно противоположными оценке земной. Потому орден странствующих и нищенствующих монахов в основе своей мог иметь правильное понимание связанности духа собственностью и жилищем. Но, конечно, свобода и связанность заключены в сознании. Если оно достаточно расширено и озарено пониманием, оно может быть свободным от привязанности к Земле и от рабства у вещей. Много видов различного рабства существует среди человечества. И главная беда в том, что это не осознается. Сидящий в темнице рвется на свободу, но тот, кто этого не осознает, никогда не сможет устремиться к освобождению. Также не осознается, что физическое тело – это тоже тюрьма для духа, или крепкий футляр, из которого нельзя выйти, футляр, имеющий пять отверстий для внешних восприятий. Футляр, могущий двигаться, есть, пить и жить психической и животной жизнью, но футляр, постоянно носимый с собою, со всею его неуклюжестью и тяжестью. Полеты в тонком теле и пребывание в нем дают представление о надземной свободе, правда, тоже ограниченной, и только огненное тело предоставляет духу безграничную свободу проявления. Многое нужно понять, от многого освободиться и многое усвоить практически, прежде чем научитесь сознательно действовать в своих более утонченных проводниках. К тому же все они должны быть оформлены, иначе сознательная активность в них невозможна. Путь Огненной Йоги открывает перед человеком эти возможности и рано или поздно позволяет их осуществить.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 245. (М. А. Й.).


Победителю дозволено все. Мера вседозволения распространяется на духов, достигших очень высокой ступени. Но ни в коем случае не распространяется она на обычных людей. Для них остаются мерки земные и надземные, если они хотят иметь правильное представление о действительной ценности вещей. Богатство хорошо в руках развитого сознания, но оно будет проклятьем для малого духа, точно так же и земная власть и все то, что имеют и чего так яро домогаются люди. Только расставаясь с телом, понимает человек, насколько ненужным становится вдруг все то, что он до этого момента считал необходимым, важным и значительным. В эти минуты может произойти переоценка всех ценностей. Но даже и это редко бывает. Уходят отягченные земными пережитками и ненужным хламом. Тех немногих, которые осознали все это и говорили об этом, считали чудаками, сумасшедшими, шарлатанами. И голос их оставался голосом вопиющего в пустыне. Сейчас мир снова поставлен перед проблемой переоценки всех ценностей, и снова люди тупо и невежественно восстают против истины жизни и признания жизни духа основой всего. И если раньше можно было отмахнуться от этого знания и продолжать жить во тьме, то теперь, на смене двух Юг, это уже невозможно. Придется либо войти в новую Эпоху Огня, признав Основы, либо исключить себя из эволюции и стать Космическим сором. Сейчас середины не будет. Два фокуса притяжения сознаний действуют мощно: полюс Света и полюс тьмы, и выбор возможен только того или другого. Великое разделение никому не позволит оставаться в стороне. Решается участь планеты, а с нею и каждого духа, живущего на ней и связанного с нею.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 246. (Гуру).


За отрицание, отвергание и непонимание Основ человечество расплачивается тяжко: войнами, кровопролитиями, стихийными бедствиями, болезнями и всевозможными несчастиями. Но, несмотря ни на что, глаза все еще опущены к земле. Мощи стихий мракобесием и жестокостью не одолеть. Выход в другом, выход в том, чтобы поднять головы кверху и обратиться от тьмы к Свету. Неуравновесия человеческие будут вызывать взрывы стихий, равновесие же, то есть гармония сознаний, воспринявших Свет, может привести стихии в спокойное состояние. Энергии человеческой батареи сильны необычайно. Их коллективная энергия может вернуть планете утраченное равновесие, если будет вместо разрушения обращена на строительство и созидание.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 247. (Гуру).


Хорошо установить привычку рассматривать некоторые понятия и явления с точки зрения Тонкого Мира и этим определять их действительное значение. Например: понятие собственности, или высокое положение в обществе, или земные знаки отличия (титулы, родовитость), вражду и добрые отношения. Многое можно пересмотреть таким образом и понять действительную ценность вещей и явлений. Многое предстанет в совершенно ином свете. Многое потеряет свою ценность. Тонкое понимание приближается уже к космическому. Космическое сознание – удел тех, кто освободился от иллюзий темных. Хорошо и здесь приложить сознательные усилия для раскрепощения сознания от всяких запретов.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 248. (Апр. 30).


Тяжко и неповоротливо мышление плотное, легче и быстрее тонкое, но вневременно и молниеносно огненное. Конечно, счетные машины могут состязаться с мозгом, но мышление Огненного Мира совершено не нуждается во времени и не может измеряться даже секундами. Ковалевская решала задачи мгновенно. И чувствознание, столь близкое Огненному Миру, тоже не измеряется земным временем. Так, каждый из миров отличается от другого своеобразием своего мышления. Это, так сказать, психомеханическая сторона мышления. Но сам материал мысли тоже отличен в каждом из них. Обычно мысли человека заняты тем, что его окружает. Это касается, главным образом, плотного мира. В тонком эта зависимость видоизменяется, и уже само окружение творится мыслями его обитателя. В Мире Огненном мысль есть его выражение, и ее творческая мощь достигает своего апогея. И все же привыкать к меркам мышления Тонкого Мира можно уже на Земле. Это, во-первых, освободит от связанности земными условиями, во-вторых, подготовит к условиям Тонкого Мира. Отношение ко всему придется пересмотреть заново и найти каждому земному явлению его действительное место в общей схеме вещей. И тогда золотая монета не заслонит Солнце, а земные сны и переживания – действительность. Не мысля о том мире, люди уподобятся стоящим на одной ноге, забывая, что на одной ноге далеко не уйти. Одного признания, что существуют два естества, еще недостаточно. Нужно понимание природы обоих, и смысла и роли каждого в эволюции духа, и устремление к Свету. Темные иерофанты прекрасно знают о Тонком Мире и применяют это знание практически. Но лучше ничего не знать, чем служить тьме. При анализе условий Тонкого Мира можно отметить, как отпадают за ненадобностью многие условности плотного мышления. Отсутствие земных границ, виз, паспортов и прочих отличий человеческих, транспорта, обычных жилищ и всех прочих особенностей плотного мира заставляет изменить и мысли обо всем этом и перестраивать мышление заново. Лучше к этому быть подготовленным заранее и знать, от чего освободиться. Особенно обременительны и связывающи земные привычки. К чему воображаемое курение или объедение? Но есть привычки и похуже. Мышление приходится освобождать от стольких земных пережитков, это для неподготовленного духа труд тяжелый необычайно. Но некоторые приходят туда уже свободными. Человек добрый, готовый поделиться с другими последним, что имеет, приходит туда не связанным собственностью. Также свободен от нее и тот, кто знает, что все земные вещи даются только на время и только до тех пор, пока человек в теле. Но обычно о том мире не думают, и переходят в него с мышлением земным, и пребывают в его окружении. Положение и состояние – противоестественные. Невозможно перечислить все случаи связанности сознания, накладываемой на него личностью. Хорошо научиться представлять себя в Тонком Мире освобожденным от тела и приспосабливать свое сознание к новым условиям. Но для этого нужно полюбить этот прекрасный мир, и устремиться к нему, и в то же время, не отрываясь от Земли, выполнять на ней свой долг перед собой и людьми. Для жизни духа нужны оба мира, но при понимании каждого из них.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 249. (Май 1).


При каждой более или менее значительной перемене в жизни человек перестраивает свое мышление, приноравливаясь к новому положению. В детстве, юношестве, зрелом возрасте думает он по-разному. На войне или в мирной обстановке мышление идет по-разному. В путешествии или дома мысли текут не одинаково. Так и при переходе Великих Границ изменяется мышление людское. Отсутствуют мозг и тело, а человек продолжает мыслить и создавать мысленные образы. Творческая способность мыслей усиливается во много раз и приобретает новый аспект. В том мире, где все движется мыслью, приобретает она и особое значение, очень отличающееся от земного. Для пытливого ума поле исследований расширяется, и самый процесс познания того мира становится захватывающим и интересным, если к этому проявляется склонность. Все ново, все необычно, все иначе, чем на Земле. Отсутствует перспектива в ее земном выражении. Вещи видны со всех сторон: и изнутри, и снаружи. Проницаемость предметов совершенно иного порядка. Близость и дальность людей и явлений обуславливаются магнитностью мыслей. Познавание явлений и соприкасание с ними идут по созвучию или сродству. Учиться легко, и нетрудно иметь наставников, соответствующих запросам духа. Для того, кто любит красоты природы, есть чем наслаждаться. Удивительный мир, интересный, захватывающий, привлекательный и прекрасный, если сознание позволяет и может звучать на волне Красоты.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 250. (М. А. Й.).


Только признание Незримого Мира и понимание связи между обоими позволяют установить правильное отношение к жизни и обязанностям своим – к тому, что окружает человека. Однобокое понимание делает его слепым и безответственным. К чему долг, или самоусовершенствование, или воздержание от чего бы то ни было, если со смертью тела для человека кончается все. Жизнь лишается смысла. Если жить для других, то и они ведь тоже умрут, и тоже без всякого смысла. Значит, в конце концов получается бессмыслица уже планетарная и общечеловеческая, так как умрут рано или поздно все. То, что не имеет конечного смысла, лишает этого смысла и все промежуточные звенья или отдельные жизни людей. В отрицании Незримого Мира и бессмертия духа заключаются великое невежество, несостоятельность и нелепость человеческого недомыслия, ибо это логически лишает человеческое существование всякого смысла и цели.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 251. (Гуру).


Не по недостаткам их мы ценим людей, но по достоинствам и положительным качествам духа. Недостатки можно изжить, а положительные качества приумножить. Поэтому Учитель Указует устремляться вперед, не останавливаясь и не смущаясь своими несовершенствами. Если не следовать этому Указанию, то окажется, что и двигаться дальше нельзя никому, так как совершенных людей нет. Знаете, что Учителя Приближали к Себе несовершенных, и знаете, что, несмотря на это обстоятельство, многие из них устремлялись вперед и многого достигали. Только невежество может остановить свое продвижение из-за того, что считает себя недостойным обратиться к Свету.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 252. (Май 2).


Сила влечения к противоположному началу может иметь как высшие, так и низшие проявления. В случае высших утверждается творчество в области духовной и интеллектуальной. Сила, не устремленная вниз, устремляется ввысь. Близкие ауры объединяются для творчества. И тогда оно как бы подогревается и питается невидимым огнем. В мире животном творческая сила проявляется в продолжении рода. Гений стремится остаться бесплодным, ибо сила его устремлена на творчество в Высшие Сферы. Учитель Посылает силу своему ученику, и Он Имеет в виду, чтобы сила полученная была израсходована на продвижение духа. Если ученик не готов или не оправдал доверия Учителя и направил полученную от Него силу вниз, дальнейшее поступление ее прекращается.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 253. (М. А. Й.).


О равновесии можно было бы написать целую книгу, настолько это качество духа глубоко, сокровенно и изумительно. Потому так редко оно встречается в людях. Потому и понимание его так редко озаряет сознание. Его можно развивать беспредельно. И радость в том, что начинать можно с малого. Каждый успех в его утверждении принесет радость. Когда столько времени теряется зря, всегда можно найти минуту для упражнения в этом нужном качестве. На равновесии держится мир. Величайшие Планетные Духи Являют высочайшую степень проявления этого качества.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 254. (Гуру).


Иногда очень полезно помыслить о том, что устремляться в будущее и восходить возможно в любых условиях жизни, что процесс восхождения есть внутренний психологический процесс, который может идти независимо от внешних обстоятельств, а часто и вопреки им. Путь духа может пресечь только сам дух. Но есть ли что-либо в этом мире и том, на что можно было бы променять возможность свою двигаться к Свету, расширять сознание и обогащать его новыми накоплениями? Если кто-то прельстится чем-то, будьте уверены, что его ждет горькое разочарование, когда рассеются призраки прельщения и окажется он около разбитого корыта. Путь Света оберегается всею силою духа и знанием, что за каждым фантомом прельщения скрыты яд, колючки и тьма.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 255.


Болтливость есть не что иное, как распущенность психической энергии, вызывающая ее утечку и расточение. Применение психической энергии в малом научит применять ее и в большом.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 256. (М. А. Й.).


«Устами своими чтут Меня, сердце же их далеко от Меня». Давно было Сказано это, но как яро подходят эти слова к текущему времени. Сколько слов произносится при обращении к Высшим Духам, и как далеки сердца человеческие от Тех, к Кому обращены слова. Так же и Учитель не Нуждается в словах, даже самых возвышенных, но Нуждается в сердечном обращении, если кто хочет установить с Ним контакт. Без такого обращения связь невозможна, ибо устои моста – на обоих берегах. И слова ничто – при сердце молчащем. И вообще слов надо поменьше, люди очень много говорят. И чем больше говорят, тем меньше делают, так как энергия, нужная при делании, растрачивается в словах. Не может болтун быть хорошим работником, как не может дырявый паровой котел дать рабочий пар. Ученики должны понимать ценность молчаливой сдержанности.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 257. (Гуру).


Для того чтобы понять красоту или некрасивость своих поступков, надо посмотреть на себя со стороны и представить себе, как бы отнеслись вы сами, если бы кто-нибудь другой поступал так, как поступали вы. И тогда картина будет ясна и никаких пояснений не потребуется. С себя люди обычно спрашивают весьма мягко, но с других очень строго. Чтобы исправить эту несправедливость, надо от себя отойти и посмотреть на поведение свое так, как если бы анализу подлежали поступки совершенно постороннего человека.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 258. (Май 5).


Материалисты могут успокоиться – тонкие тела имеют вес и объем и вполне материальны, только плотность этой материи отлична от обычной, и ее состав и химизм обнаружить и изучить труднее, чем это делается в химических лабораториях. Эта материя не видима физическим глазом, но ведь и многие газы тоже глазом увидеть нельзя. Высокочастотная фотография, изобретенная супругами Кирлиан, уже позволяет улавливать, видеть и изучать излучения тонкого тела. Скоро и ауры будут фотографировать, а также некоторые предметы Тонкого Мира. Все миры материальны, только разной степени утончения, разреженности и вида материи. Но если научно исследовать атмосферу храма, концертного зала, спортивного стадиона и карточного или какого-то другого притона, то можно будет обнаружить в них присутствие некоторых газов, весьма различных по своим свойствам и удельному весу. Скоро и такие исследования станут доступными для науки. Фотография Кирлиан позволяет регистрировать излучения также животных и растительных организмов. Но можно будет фиксировать излучения и некоторых других предметов. Все вещи плотного мира окружены аурой того или иного порядка. Многие люди понимают, что веревка, на которой сушится белье, и веревка, на которой кто-то повесился, отличаются друг от друга. И даже отрицатель тонких явлений не захочет положить под подушку веревку повешенного. Люди инстинктивно чувствуют приятность или отталкивающие свойства некоторых предметов. Но привлекательность или неприятность излучений человеческой ауры они ощущают всегда и говорят: этот человек приятен, а тот очень неприятен, несимпатичен. Не хотят только дать себе отчет в том, почему именно в их организме при соприкосновении с теми или иными людьми возникает совершенно определенная реакция на невидимые излучения чужой ауры. Но можно научиться тонко отмечать, как собственная аура реагирует на встречные излучения и почему именно так, а не иначе. Поле для наблюдения широкое, и возможностей – без конца. Мир Тонкий позволит себя изучать, если на него обращены внимание и мысль.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 259. (М. А. Й.).


Да, это верно, до Нас надо духом подняться и к Нам устремиться, чтобы войти в Общение с Нами. Но в то же самое время нельзя упускать из виду, что люди окружены обитателями Тонкого Мира и что многие из них стремятся внушать воплощенным свои мысли и чувства. Тонкий Мир принимает самое горячее участие в делах плотного мира, и только преграда, разделяющая миры, не позволяет многого усмотреть. Но навязчивые образы или мысли и тяжкие чувства часто посылаются именно оттуда. Темные в этом отношении очень активны. Не всегда пространственные условия им благоприятствуют, но когда течение светил неблагоприятно для Земли, тьма распускается вовсю и пространственная тягость ощущается явно. В соответствии с этим и окружающие живые люди настраиваются в созвучии с состоянием пространства и охотно выявляют свои отрицательные свойства. Умение владеть своим астралом утверждает власть и над некоторыми токами пространства, но обычно люди являются безвольными жертвами пространственных воздействий и даже не пытаются с ними бороться.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 260. (Гуру).


Да, и еще раз да – требуем приложения Учения на практике. Оно может быть столь широким и разносторонним, как сама жизнь. Во всех настроениях и состояниях духа можно найти созвучную им точку приложения. Хочу сказать, что надо умело отыскивать то качество, на которое охотно звучит сознание в данный момент, и уделить ему время для практического упражнения или применения. Нельзя вторгаться диссонансом ни в свое, ни в чужое настроение. Лучше найти и затронуть созвучные струны.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 261. (Май 6).


Естественный путь раскрытия внутренних способностей и возжжения огней безопасен, в то время как насильственный, при помощи разных упражнений и дыхания, – опасен. В первом случае развитие идет параллельно расширению сознания и его очищению, во втором раскрытые силы могут оказаться не соответствующими моральному уровню. И тогда падение неизбежно. Для примера можно взять способность создавать яркие мысленные образования, стойкие и активные. Если они окажутся нечистыми, насыщенными вожделениями, то увлекут они породителя своего в бездну. Утончение восприятия тоже не менее опасно, ибо созвучие с различными сферами пространства идет по соответствию открытости приемника с тем, на что или к чему устремлен дух. Если устремление недостаточно высоко, то неизбежен контакт с нежелательными сферами астрала. Лучше идти естественным путем, нежели, развив в себе некоторые способности, сделаться жертвой темных поработителей, которые постоянно на страже и готовы воспользоваться каждым пятном на ауре, чтобы через него воздействовать на человека.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 262. (Гуру).


Каждый посланник Света или ученик, воплощаясь, берет на себя определенную миссию, которая заключается в том, чтобы оставить на Земле после себя плоды своего труда в той или иной форме. Каждый Служитель Света оставляет после себя нечто нужное и полезное людям. Только во времени познается человечеством ценность оставленного богатства. Только во времени разгорается в сознании людей светоносность такого духовного наследства. Такие духи часто проходят жизнь незамеченными, преследуемыми и не понимаемыми современниками.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 263. (М. А. Й.).


Трудно охранить каждодневность от обыденности, и особенно в отношении Общения. Но обыденность лишает огня, и от нее тускнеет дотоле живая и пульсирующая новизной новых поступлений связь. Каждодневность необходима для продвижения, и немало усилий приходится прилагать, чтобы не вторгалась в нее серая обыденность. Почему тянутся к вам близкие духи? Чуют живую струю жизни духовной, которую обыденность не в силах преодолеть и погрузить в серые сумерки обычности и обывательщины. Правильно считать, что угашение огня сердца смерти подобно. Но знаете, как трудно поддерживать его в условиях отравляемого дыханием старого мира. Старый мир готовится к последней, решительной, но безнадежной схватке с Миром Новым. В это столкновение вовлекаются все.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 264. (Гуру).


За каждым человеческим характером и его свойствами стоит целый ряд жизней, уходящих в далекое прошлое. Потому так трудно и поддаются воздействию свойства людские, и невозможно завидовать чьим-то способностям или талантам, заработанным в прошлом долгими усилиями и трудами. Обычно в человеке видят его настоящее, забывая, что он есть ходячая кристаллизация своих прошлых накоплений. Если их хорошо понять, то можно вызвать из прошлого лучшие нахождения и на них строить продвижение духа в будущее. Все не свойственное и чуждое духу долго не удержится им. Но добрые прошлые накопления, вызванные к жизни, дадут хорошие результаты. Понимание человеческой сущности сложно, но канон «Господом твоим» будет ключом к душе человека. Его применяя, можно много пользы принести людям.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 265. (Май 8).


Плотное окружение может быть совершенно одинаково. Но в одном случае сознание может быть крепко пришпилено к нему и за пределы его никуда не стремиться, в другом может свободно мысленно носиться по просторам планеты, жить в будущем и устремляться к Далеким Мирам. Свобода или связанность духа зависит не от внешних условий, но от устремления. Тот, кто в мыслях научился отрываться от них на Земле, в Мире Надземном, где все движется мыслью, познает радость свободы. Некоторые предвосхищают ее еще здесь, в мире плотном. Только примененное днем Учение даст навык применять его наставления и ночью. Если в дневном бодрствовании человек допускает чувство страха, он может быть испуган и ночью. Это касается и прочих чувств и эмоций. Изживание нежелательных свойств в жизни освобождает сознание от них и в Тонком Мире. Земные привычки и поведение очень трудно поддаются искоренению после перехода в тот мир. Но знание Учения от многого освобождает, и земные пережитки отпадают, как ненужная шелуха. Хорошо и полезно временами помыслить о том, чем отличается воплощенное состояние от развоплощенного, и запечатлеть это различие в памяти. Отправляясь жить на далекий Север или в тропики, человек учитывает различие условий, и приспосабливается, и готовится к ним. Вот такое же ясное представление необходимо иметь и о путешествии более далеком, о переходе в мир других измерений. Не удивляйтесь, что приходится так много об этом говорить – слишком уж далеко земное сознание от понимания Надземного Мира. Чудовищна неподготовленность людей, переходящих туда. Сколько ненужного хлама приносят с собою, и загромождают им пространства Тонкого Мира, и обезображивают его, вместо того чтобы украшать. Красота как земного, так и надземного сада во многом зависит от человека. Если теперь отравляют и загаживают свой земной дом, свою планету, то то же самое делают и с теми слоями пространства, которые доступны воздействию непросвещенных сознаний.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 266. (М. А. Й.).


Поведение наедине или перед Ликом Пространства показывает знание Основ. Лицемерие является ярким выражением невежества. Кого хочет обмануть лицемер? Обманывает только себя, ибо пространство видит и слышит. Все запечатлевается в свитках Акаши. И встреча со своими собственными темными порождениями весьма неприятна. Лицемер окружен своими творениями и здесь, и там, где тайное становится явным. Внешняя, земная, прикрывающая их здесь форма исчезает. А внутреннее содержание ее становится видимым. Кого же обманул лицемер? Так, познавание законов Тонкого Мира освобождает от совершения многих ошибок. Все злое остается в ауре человека и сопровождает его. Трудно с таким багажом пребывать в Мире Надземном. Можно понять насущную и настоятельную необходимость освобождения от всякого сора.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 267. (Гуру).


То, что наиболее ярко и длительно, сознательно и упорно запечатлевалось в сознании, то и будет сопровождать человека в его дальнейшем странствовании после освобождения от тела. Поэтому каждодневное ритмичное Общение со своей Иерархией имеет большое и глубокое значение. Ритм установленный может продолжаться и там, сближая еще теснее с Фокусом устремления. Ограничения земные исчезают, и Близость становится возможной. Не видимый земному глазу аспект Общения становится видимым там. Порадуемся возможности в жизни земной упрочить и утвердить надземные связи.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 268. (Май 9).


Что же людям нужнее всего? Конечно, признание непрерывности жизни, проявляющейся во всех трех мирах. И если знающие об этом все же в поступках своих далеки от совершенства, то что же сказать о незнающих? И все же знание это, даже при наличии некоторых несовершенств, очень сильно влияет на сознание человека. Если бы все люди имели его, жизнь на планете преобразилась бы в корне. Поэтому так настоятельно нуждается человечество в принятии Учения Живой Этики. Принятое и признанное, оно преображает человека. Правда, не сразу искореняется все кристаллизовавшееся в прошлом веками, но благое влияние его на сознание несомненно. Удивляетесь, почему принявшие Учение оказались не такими совершенствами. Но чья в этом вина? Не склонность ли чья-то умиляться масками? Мы Учим суровому познаванию человека. Это познавание требует отбрасывать все личные предпосылки, предвзятости, предубеждения. Самообман при умилении не менее вреден, чем подозрение в том, чего нет. Как заботливо в школе жизни раскрываются лики людские, словно кто-то заставляет людей выявлять свою скрытую сущность. Одни подходят и становятся ближе, другие подходят и становятся недоброжелателями. Помимо всего, каждый определяет свое отношение уже не к вам, но к Фокусу, от которого вы получаете Луч. Этим и вы принимаете участие в Великом Разделении, происходящем в мире. Сказано было, что «Принес в мир не мир, но меч». Меч духа дает силу помогать в процессе планетного разделения и распределения духов по полюсам. Вас принимающие – Меня принимают. Вас отвергающие и идущие против враждебно – идут против Меня. Не личными мерами определяется разделение, но психопространственной тональностью духа. Не вы осуждаете кого-то, но каждый сам, сознательно или бессознательно, делает выбор и определяет этим будущее свое.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 269. (Гуру).


Телу нельзя запретить чувствовать голод и прочие телесные ощущения, но корректировать их, владеть ими и не давать им властвовать над сознанием и можно, и должно. Не убиение чувств предписывается, но полный над ними контроль. Возможности к проверке себя даются постоянно. При этом следует помнить, что та или иная телесная настроенность соответствующе может настроить и сознание и открыть его каким-либо посторонним влияниям. Контроль нужен как самозащита от сторонних воздействий.

Грани Агни Йоги. 1968 г. 270. (Май 10).


Хорошо взять себе за правило каждодневно отмечать какое-либо явление тонкого порядка. При внимательном отношении к ним они будут замечаться все чаще и чаще. Они замечаются и так, но невнимательное отношение не задерживает их в сознании. Все, к чему есть любовь или склонность, останавливает на себе наблюдение человека. Подобные упражнения не опасны и не нарушают равновесия. Хорошо послушать тишину. Хорошо сосредоточиться на восприятиях с закрытыми глазами. Конечно, обычная жизнь и обиход отвлекают. Отшельники уходили от них в уединение. Но теперь этого делать нельзя. Именно в самой середине жизни надо суметь ощутить оба мира как одно нераздельное целое; разъединены они в сознании человека, но не в действительности. Действительность сущего этого разделения не знает. Даже некоторые животные очень чувствительны к явлениям Тонкого Мира. А знаков кругом рассыпано множество. Повысим внимание.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».