Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1971.



Грани Агни Йоги. 1971 г. 301. (Май 23).


Служение Красоте может быть сознательным, постоянным и углубленным. Прежде всего – Красота в мыслях. Мало кто не постыдится мыслей своих, если сделать их доступными для лицезрения. А надо, чтобы не постыдились. Ведь когда-то все же придется столкнуться с отсутствием тайны, и к этому сознание должно быть готово. Пока же можно упражняться в таком мышлении упорно, настойчиво и целеустремленно, насыщая образы мыслей своих Красотою. Ни раздражение, ни зависть, ни ложь, ни лесть, ни страх, ни все прочие отрицательные качества духа не согласуются с Красотою. Только насыщенная Красотою мысль может быть ясносияющей. Реакция такой мысли на сознание благотворна и возвышающа. Она как бы поднимает сознание над суетой и сутолокой жизни. В ней Свет. Не войти в Царство Света с неочищенной мыслью. Крылатые, чистые, пронизанные Красотою мысли возносят дух в Высшие Сферы. Скажите тем, кто хочет быть с Нами, чтобы соблюли мысль.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 302. (М. А. Й.).


Так трудно нести, не расплескивая, Чашу Даров Учителя. Сколько раз сам замечал в жизни своей, что, насытившись Светом до предела вместимости сознания, вступал вдохновленным в условия жизни обычной – и постепенно, а то и сразу окружающие люди и обстоятельства лишали тебя сокровища. Как трудно удерживать полученное! Ибо окружающая обстановка находится с ним в яром противоречии. А удержать надо! Куда же пойдут, обобранные и лишенные Света? Бывало и так, что, получивши от тебя радость подъема и крылья, получивший уходил и тут же растрачивал эту энергию на самые обыденные дела. Пусть все это служит суровым уроком тому, как бережно и зорко приходится охранять огни духа от попрания обыденностью. Очень бережно и заботливо их надо оберегать от угашения.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 303. (Гуру).


Только неизменный, и неуклонный, и каждодневный ритм Общения позволит донести Чашу до конца нерасплесканной. Как солнце каждое утро посылает лучи свои на Землю, так же Посылает и Учитель Свой Луч, и в этом Луче и счастье, и Забота, и все самое наиценнейшее, что может иметь ученик. Без этих посылок не выдержал бы он борьбы со своей низшей природой и со страшным противодействием окружающей его среды. Его внутренний мир и его устремления так далеки от обычности, что обычность восстает против них, и в этом особая трудность.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 304.


Не мешало бы также и другим позаботиться о своем облике, который уносит с собой человек в Мир Надземный. «Нестираема маска подлинной сущности». Терзаемый своими пороками, вожделениями и страстями здесь еще может их внешне прикрыть, но там тайное становится явным и видимым, и от себя никуда не уйти. Аура – выразительница и носительница сущности человека – являет лик свой в созвучных ей формах. Ужасны лики людей, живущих в низших слоях астрального мира, чудовищны в своем безобразии. Но как прекрасен другой полюс жизни, озаренный Светом и Красотою. Прекрасны лики людей и сияние, окружающее их внешние формы. Там, где творит мысль и все движется мыслью, царит и управляет Закон созвучий и соответствия внутреннего состояния человека с внешним обличьем его. Вот почему Мы Настаиваем, чтобы и здесь, на Земле, внутреннее состояние человека соответствовало его внешнему выражению и чтобы оно было прекрасно. Двуличие, лицемерие, ханжество, ложь, неискренность порождают дисгармоничные формы, которые несут на себе печать тьмы.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 305.


Быть прямым, честным, правдивым и хорошим человеком прежде всего выгодно для самого человека и полезно для окружающих, ибо действует на них положительно. И это очень важно для будущего, ибо от следствия – хорош человек или плохой – уйти некуда, оно всегда сопровождает его. Если бы люди знали и верили в это, изменилась бы жизнь на Земле. Но они полагают, что со смертью тела кончается все, а потому дозволено все, ибо безразлично – хорошим или плохим был сам человек. Этим ужасно отрицание Основ. Оно привело человечество к чудовищной безответственности. Живут по принципу: «Хоть час, да мой, а там хоть трава не расти». И боятся лишь законов людских, стремясь обходить их всеми законными и незаконными способами. Если не остановить это движение множеств вниз, люди погубят и себя, и планету.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 306. (М. А. Й.).


Для полноты Общения устраняется иллюзия пространственной отделенности. Но это еще не все. Необходима сонастроенность, или созвучие, которая позволяет войти в контакт. Но это еще не все. Нужны самоотрешение и как бы забвение самого себя. Много условий требуется соблюсти, чтобы Общение состоялось. Но наиглавнейшее из них всех – это любовь, которая без всяких нарочных дум создает именно то, чего никакими другими способами и усилиями достичь невозможно. Достигайте любовью.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 307. (Гуру).


Верить непоколебимо, всему вопреки, даже очевидности плотной, даже убедительности земной – будет качеством сужденного ученика, непреложно ведущим его к цели.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 308. (Май 26).


Телесные чувства свойственны телу, и дело совсем не в том, чтобы они не проявлялись (проявление их вполне естественно), а в том, чтобы владеть ими, и господствовать над ними, а отнюдь не быть их безвольным рабом. Даже чувства голода или жажды можно подчинить воле. Они не исчезают, но не владеют сознанием и не превращают человека в жалкое существо. То же самое и физическая боль. И боли можно не поддаваться, хотя и ощущаешь ее. Особенно успешно можно бороться с ощущением холода. Можно даже вызывать жар в замерзающих руках или ногах. Йоги побеждают холод весьма эффективно и показательно – и холод, и жар. Предела победы над плотью нет. На маленьких ежедневных опытах можно постепенно утверждать и укреплять эту власть и стремиться к тому, чтобы не тело владело человеком, но дух.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 309. (М. А. Й.).


Гармония сознаний даже между близкими людьми достигается очень медленно. Но когда она состоялась, отягощения друг другом уже не происходит, уже нет усталости при общении, даже очень длительном. Явление такой гармонии довольно редко. Если же ее нет, то можно внимательно и заботливо следить за тем, чтобы не отягощать близкое сердце и стремиться давать, но не брать. Тогда отягощения сильного не получается и при длительном общении. Стремление получить, и как можно больше, очень обременяет. Ученик, приносящий дары своего духа, не отягощает Учителя. Когда же ученик стремится не только получить, но отдать что-то, это уже служит ручательством гармонии взаимоотношений и понимания животворного взаимообмена. В основе его будет любовь.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 310. (Гуру).


Мы прекрасно понимаем, что встречаются нам или приходят к нам люди, обремененные своими несовершенствами. Мы им не судьи. Но каждую искру добра в них, каждое светлое качество и все хорошее, что они творят, мы заботливо отмечаем, утверждаем и даем им импульс к дальнейшему развитию блага. Так поступайте и вы. Только осуждение надо оставить, ибо оно отталкивает и отчуждает.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 311. (Май 27).


Правильно определили состояние сознания в преддверии событий как томление духа. Состояние тяжкое. На пределе напряжения – разрядка. Дух, распятый на кресте материи, мучительно страдает. На кресте страданий умирает малое «я», и «Я» большое рождается к жизни. Это и будет воскресение духа. Все ли страдают? Нет. Только те, чей дух подошел к порогу воскресения. Остальные живут жизнью обычной, вернее, жили, так как сейчас планета вступила в полосу необычности и пострадать должны массы, чтобы пробудился дух. Много бедствий и катастроф обрушивается на землян, чтобы проснулись от вековой спячки. «Но молчит дух человеческий».

Грани Агни Йоги. 1971 г. 312. (М. А. Й.).


«Ушли мои земные силы, но тело Света готово вострепетать по Слову Твоему, Владыка». Да, силы земные могут уйти. При смерти тела они совсем его покидают. Прана, сила земная, уходит из тела. Но остается Высшая Четверица, насыщенная силой иного порядка, силой огня. И чем больше накоплено было его при жизни на Земле, тем ярче и активнее жизнь духа в Надземном. Вопрос только в том, каковы кристаллы огненных отложений и каков характер Агни. Разные бывают огни. Есть огонь творящий и огонь поядающий. Характер огней возжигается и утверждается при жизни на Земле. Уберегитесь от возжигания черных огней. Ненависть, злоба, жестокосердие и прочие свойства подобного рода зажигают черные, дымные огни. От их отложений в Мире Надземном освободиться трудно необычайно, и очень мучительно это освобождение. Оберегитесь от низших огней.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 313. (Гуру).


Лучше жить в настоящем, чем в прошлом, и лучше жить в будущем, чем в настоящем. Почему? Потому что будущее – символ эволюции, в нем все возможности прогресса. Настоящее – следствие прошлого, и в нем изменить уже ничего нельзя. Самое малое изменение уже затрагивает будущее, хотя бы и близкое, и возможно лишь в нем.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 314. (Май 28).


После окончания каждого данного воплощения следствия его, или плоды, ассимилируются и усваиваются в Мире Надземном. И память о предшествовавших жизнях доступна не всем. Плоды прежних жизней были усвоены раньше, и особой надобности переживать их вновь нет. Так что звучат мелодии жизни последней, и на ее струнах разыгрываются ее особенно впечатляющие события. Памятование прошлых жизней приходит при синтетическом мышлении и способности подниматься над уровнем обычности. Но в Чаше хранится все, от самого начала. Только доступ к накоплениям ее, равно как и на Земле, открыт лишь развитому духу. Но встреч бывает много, и много неожиданных, и много из прошлого. Расширенное сознание может много вместить. Собранное на Земле знание помогает. Но это не обычное земное знание. Учение жизни открывает очи души и позволяет увидеть ей то, что иначе остается закрытым.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 315. (М. А. Й.).


Путь духа тернист. Тернист земной путь устремленного к Свету духа. Каждый несет свой крест, плюс Ноша мира сего. Выдерживают не все. Но велико счастье тех, кто доходит!

Грани Агни Йоги. 1971 г. 316. (Гуру).


Верить легко, когда есть доказательства тому, во что верят. Но когда их нет и вера основана на пробивающемся знании духа, тогда сохранить непоколебимость веры много труднее. Помните формулу: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Видимость плотная восстает против, и ее победить нелегко.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 317. (Май 29).


И даже в то время, когда сознание полностью погружено в суету окружающей видимости и поступления прекращаются Свыше, Основы остаются непоколебимыми и неизменяемыми. И все же можно мысли направить на них, чтобы понять, сколь эфемерно все то, что окружает в данный момент человека, сколь непрочно, неустойчиво все и скоротечно. Эти мысли помогут не погружаться с головой в болото обывательского существования и тиной его не покрываться. Свинья тоже живет, но рыло ее всегда обращено книзу.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 318. (Май 30).


Даем по устремлению, оно обуславливает получение. Неважно, отчего оно начинает угасать, но, если это происходит, поступления прекращаются и огонь духа поникает. Устремление, утвердившееся на знании Основ, не может потухнуть. Оно имеет свой ритм, и чередование ритма не следует принимать за угасание.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 319. (М. А. Й.).


Счастливая пора опекаемого дитяти давным-давно миновала. Суровая действительность не оставляет места розовым мечтаниям. Она требует действий, соответствующих моменту. Несчастья обрушиваются и тяжко обременяют. Спасение – в духе, свободном от цепей плотного мира. Именно на берегу реки Вечности сидят ученик и Учитель, и бурные воды материального мира мимо несутся, унося в мелькающих волнах своих все иллюзии Майи земной.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 320. (Гуру).


Сказано прямо: «Отойдите от жизни мертвой», чтобы не стать мертвецами. Мертвым предоставляется «хоронить своих мертвецов», а желающим жить предлагается следовать за Владыкой, приняв на плечи свои тягость креста.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 321. (Май 31).


Сознание может подняться над двойственностью астральных эмоций и этим путем хранить равновесие. Иначе как же не огорчаться, скажем, потерей чего-то, если радовались приобретению этой самой вещи. Именно в радости о чем-то обычно лежит корень печали о нем же. Радуясь людской похвале, тем самым обрекаем себя на огорчения при порицании. Эту двойственную природу личных переживаний надо понять, чтобы не стать жертвою переживаний на положительном полюсе, обуславливая тем самым неизбежность противоположных ощущений. Поэт, прозревший этот закон, сказал: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». К этому можно добавить: не привязывайся ни к чему – и тебе нечего будет терять; не радуйся малым эгоистическим радостям, если не хочешь огорчаться; не очаровывайся также ничем, если хочешь избежать разочарований и не веселись слишком, чтобы не плакать, то есть храни полное равновесие и бесстрастие, когда на одном из полюсов базарная марионетка начинает свой танец, чтобы дергать сознание и заставить его изображать жалкую роль ярмарочной куклы-паяца, реагирующей на все по мере того, как дергают веревочки, которыми она связана и которые приводятся в движение чьими-то чужими руками.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 322. (М. А. Й.).


Опыты над собою, заключающиеся в том, чтобы волею заставить себя никак не реагировать на те или иные внешние явления или воздействия, увлекательны очень и очень поучительны. Поняв их значение, можно постепенно подойти к утверждению одного из важнейших огненных качеств духа, а именно – к равновесию. Невозможно его удержать, если была уже допущена реакция сознания, безразлично какая – положительная или отрицательная, на одном из полюсов. Например, достаточно прийти в восторг от какого-то поступка кого-либо из окружающих, чтобы тем самым обеспечить себе огорчение такой же точно силы при поступке противоположном со стороны этого же человека. Так отдает себя сознание во власть переживаний того или иного порядка, если позволяет себе им поддаваться на полюсах. Равновесие должно быть очень зорким, чтобы не допускать этих реакций.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 323. (Гуру).


Представьте себе знаменитого певца или артиста, вызывающего восторг толпы и почитателей, овации, аплодисменты, букеты цветов, газетные похвалы, всю славу земную, окружающую этого удачника. Но представьте себе и полюс обратный: полное забвение, когда в болезнях, бедности кончает такой человек жизнь свою, всеми забытый и всеми оставленный. Два полюса в действии. Всем сознанием и эмоциями погружаясь в один, неизбежность другого вызывает человек к утверждению. И только равновесие может спасти от этих противоположных качаний, когда даже слава земная не может нарушить его.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 324. (Июнь 1).


Это верно: если волей Учителя поставлены в определенные условия, значит, они и являются наилучшими для продвижения. Их сбросить нельзя до срока. Ими приходится жить и в них погружаться. Только пусть погружение это не заставляет забывать об основной цели воплощения и о том, что все это дается или для получения опыта, или для расчетов по старой задолженности. Но сами по себе условия эти не имеют ни смысла, ни цели и, взятые отдельно, в отрыве от жизни перевоплощающейся Триады, ставят человека в круг безысходности.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 325. (М. А. Й.).


При анализе сновидений очень трудно отделить их сокровенную сущность от последующего вмешательства низшего манаса и мозговых впечатлений. Это осложняет процесс, но, как бы то ни было, следует помнить самый факт общения, если оно имело место. Тонкое тело восприняло и запечатлело то, что нужно, хотя это и не дошло до земного ума.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 326. (Июнь 2).


«Царство Мое не от мира сего». Не Мое Царство, где люди живут, раздираемые междоусобиями, ненавистью, жестокостью и прочими темными чувствами. Биржевые спекуляции, погоня за наживой, угнетение и насилие – разве это Царство Мое? Разве уничтожение людей, отравление газами и всевозможными химикатами всего живого возможно в Царстве Моем? Конец Кали Юги не есть царство Света. Свет будет, когда Юга Света настанет. А сейчас, когда столько ужасов творится людьми на Земле, все силы духа надо собрать, чтобы выдержать натиск последний тьмы уходящей, зная, что кончается черный век крови, войн и насилий.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 327. (М. А. Й.).


Значение даже малого круга так велико! Когда он силен и гармоничен, легко защищаться от темных нападений и легко устремляться. Где двое или трое собрались во Имя Владыки, там Он посреди них, тем силен круг. Магнитная сила Его, притягивающая высшие энергии, намного превосходит силу участников Его, взятых отдельно. В единении скрыта великая сила. В единении можно творить чудеса. Так трудно противостоять тьме в одиночку. Значение круга надо понять. Спасение человечества в единении добром.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 328. (Гуру).


Понятие единения обнимает собою единение между принявшими Учение и единение их с Иерархией Света и Тем, Кто Ведет. Единение направлено и вверх и вниз по линии Иерархии и к близстоящим. Много хороших попыток было разрушено отсутствием единения и много уже состоявшихся объединений – сознательными, злобными и упорными усилиями темных. Оплот против тьмы всегда неизменно являлся и является целью их злоухищренных нападок.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 329. (Июнь 3).


Внешние изменения не принесут пользы, если мышление остается прежним. Много мыслей негожих было допущено когда-то. Заряжены они сильной энергией, порожденной желаниями. Время прошло, желания утратили свою силу, но мысли, порожденные ими, остались. От времени до времени они вторгаются в сознание и требуют сочетания с ними. Если это не остановить решительным и бесповоротным вмешательством воли, то в Мире Надземном, где обостряется все, они оседлают своего породителя и увлекут его в созвучные желаниям сферы, выбраться из которых трудно необычайно. Потому во избежание этих печальных следствий когда-то допущенных мыслей надо их победить и дозор держать крепко. Не побежденные и не обузданные здесь, там они одолеют окончательно.

Грани Агни Йоги. 1971 г. 330. (М. А. Й.).


Если человек, положим, десять лет успешно боролся со своими нечистыми мыслями, но вдруг поскользнулся, и они вновь им овладели, хотя бы на короткий момент, плоды десятилетних усилий в одно мгновение сведены будут на нет. А в Мире Тонком даже короткое вожделение может сбросить вниз на несколько ступеней. Вот почему копье над поверженным драконом должно не дремать и зоркость не оставлять воителя. Даже поверженный, он вдруг может подняться и броситься на победителя.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».