Тревога неминуема, когда смущение умов вызывает трепет низших слоёв. Не будем обращать внимания на такие проявления. Мы не мёртвые, чтобы не чувствовать современное смятение, наоборот, мы должны почерпать особую силу, прикрепляясь к Иерархии. Если мы возомним, что есть иной путь, то отдадимся на растерзание стихий.
Добрый разбойник и жестокий благочестивец по-прежнему живут на Земле. Можно предположить, что люди, как высшие элементы Земли, должны эволюционировать гораздо быстрее, нежели другие части планеты. Но происходит странное явление, люди отбросили этику духа и заключили себя в духовную неподвижность. Кажется, даже климат движется быстрее, нежели человеческое сознание. Многие изобретения уже не однажды посещали планету. Многое знали ушедшие народы, но качество мышления не много преуспело. Между тем люди много говорят о новой расе, о новом человечестве. Но не Голем будет прототипом новой расы. Качество мышления будет отличием от прошлых веков. Искусство мышления должно быть обновлено совершенно сознательно, но без понимания Трёх Миров невозможно повысить мышление до нового уровня. Кто не хочет самоусовершенствования, тот не будет мыслить в планетном масштабе. Кто будет считать беседу о Мире Огненном суеверием или язычеством, тот не может почитать облик Спасителя. Можно не удивляться, как медленно люди могут привыкать к честному мышлению, ведь многие смены жизни отнимали от них лучшие образы героев человечества. Люди видели постоянно, как именно героев на их глазах терзали и убивали. Таким мышлением не прийти к новому человеку.
Можно не раз произвести значительный опыт, как дух способствует даже развитию мускулов. Не Говорю о хатхе йоге, где физическое упражнение прежде всего утверждается. В других Йогах физическое упражнение не имеет такого значения, но духовное развитие сообщает мускулам особую крепость. Возьмите двух атлетов — пусть один идёт лишь физическим путём, но другой пусть поймёт мощь духа; насколько он преуспеет!
Почему иногда зло как бы представляется победителем? Только от неустойчивости добра. Можно чисто физиологическим путём доказать, что явление перевеса зла кратковременно. Зло возникает вместе с империлом, но этот яд может дать лишь первую очень сильную вспышку. Затем он переходит в разложение и постепенно разрушает своего же породителя. Значит, если Агни хотя бы отчасти выявлен, он не перестаёт усиливаться. Так, когда империл будет уже разлагаться, Агни, наоборот, приобретёт полную силу. Потому так Советую выдержать первый натиск зла, чтобы предоставить его собственному пожиранию. Кроме того, при поединке зла с добром, иначе говоря, империла с Агни, последний будет пропорционально возрастать, тогда как империл будет разлагать своего владельца. Так можно наблюдать поединок низшего с высшим, но только полное сознание может ободрить для противостояния злу. Полезно помнить это и собрать не только силы, но и терпение, чтобы побороть уже суждённое к разрушению. Утверждаю, что истина «Свет побеждает тьму» имеет даже физиологическое основание.
Но кто же поможет собирать полезные примеры? Можно перечислить их, но мало кто из врачей даёт себе труд подмечать, среди наблюдаемых им случаев, движения и значение Огня. Не Советую Нашему врачу применять все наблюдения на себе. Он может истощиться явлением переутомления. У него множество примеров вокруг.
Сердце может болеть, когда Иерархия затрагивается недостойно. Сердце — центр, Иерархия тоже центр; от самого главного передаётся в самое Высшее и обратно. Когда люди невежественны в чём-то, они не должны грязнить это им недоступное. Они должны иметь достаточно человеческого чувства, чтобы понять, где начинается Непроизносимое. Не надо надеяться, что можно бросать камни в лучшее Изображение. У некоторых невежественных людей живёт самомнение, что им всё позволено. Но когда они обеззубели, то пусть не удивляются, но поищут причины поближе.
Отдавание есть божественный признак. Неистощимость отдавания проходит в разных степенях во всей Природе, но Огонь будет самою яркою в отдаче стихией. Сам принцип Огня есть претворение и постоянное отдаяние. Огонь не может существовать без жертвы отдаяния, также и огненное зерно духа существует отдачею. Но жертва тогда делается истинной, когда она становится природою человека. Умственная, насильственная жертва не будет ни естественной, ни божественной. Только когда жертва становится неотъемлемым признаком жизни, она становится нераздельной с сознанием. Так Огонь своими качествами учит нас при восхождении. «Буду как Агни», — пусть скажет себе каждый желающий постигать. Нужно полюбить жертву огненную, как ближайшее средство общения с Миром Огненным. Без этого жертвенного устремления не легко подняться из когтей зла. Как Огонь неуловим, так же подвижно становится сознание, приобщившись к Агни. Нужно приблизиться к жертве путём не уныния, но огненного великолепия. Не придать Огню иного определения, как великолепие. Также и Мир Огненный не может быть помыслен иначе, как явление величественности.
Можно чувствовать, как иногда посылки огненные претыкаются о стену тьмы. Лишь в особых случаях тёмного натиска возможно преткновение. Нужно ли при таком натиске истощать запасы Огня или нужно избрать другое направление? Уже знаете, что набухание тьмы кратковременно, потому лучше немедленно избрать иное направление для посылок. Твердыня тьмы как бык картонный, стоит лишь знать его свойство.
Если чувствуете особую сонливость и усталость, не пытайтесь побороть её. Лучше быть очень бережными с запасом огненной энергии. Кто знает, как много жертвуется ценной энергии на благо часто совершенно незнающих людей. Пусть утверждают, что огненных посылок не существует, но сами они охотно пожирают чужую силу.
Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром различных зарождений. Казалось бы, прекрасно сознавать, что мысль человеческая содержит субстанцию так мощную; но только мысль высшая и напряжённая даёт энергию достаточно сильную. Но мысль малая, непроявленная, беспокойная, шаткая не только не даст творящего импульса, но причинит явление вреда. Не имея правильного соответствия притяжения и отталкивания, ничтожные мысли как бы образуют уродливые конгломераты и засоряют пространство; называем их пространственною слизью. Много энергии уходит на претворение этих мертворождённых уродов. Можно представить себе, насколько можно было бы увеличить пространственную продукцию без этих человеческих порождений. Притом не будем обвинять только первобытных народов, мышление их потенциально не слабо, но серединные продукты цивилизации совершенно мельчают в качестве мысли. Измельчание производит все остальные слизистые продукты. Такое измельчание грозит обратить благость Агни в гнев. Не мало примеров вредности маленьких мыслей. Столько лучших каналов засорены осколками только потому, что человечество не уважает мысль. Безмозглое суеверие, наверно, осудит напоминание о насущности мысли; будут противоставлять природу Благодати, тогда как низшие, плотные слои вообще несоизмеримы с высшими. Дисциплина мысли неминуемо повлечёт к Высшим Огненным Сферам. Вместо заразителя человек может стать очистителем пространства.
Ничтожные мысли не только засоряют пространство, но именно они мешают передаче мыслей на дальние расстояния. Каждый участвующий в передаче мысли знает, как иногда выедаются части посылок; как тёмное облако затемняет ясные выражения. Именно малые слизкие уродцы пересекают путь посылок. Сами уродцы по бессилию неслышимы, но их слизь достаточна, чтобы уплотнить пространство и нарушить токи! Потому для скорейшего передавания мысли нужно просить человечество воздержаться от ничтожных мыслей. Даже небольшая заботливость о мысли даст уже полезные следствия. Кроме того, слизь мышления может быть источником эпидемий.
Очень поучительно по жизнеописаниям следить, какие привходящие обстоятельства помогали окончательному выявлению жизненной задачи. Можно заметить, как многие качества случайности помогали движению по суждённому направлению. Конечно, не случайность, но многие глубокие причины действовали в этом подвиге. Можно видеть в этом участие Тонкого Мира. Когда дух избирает известную задачу, он сообразуется с многими помогающими воздействиями. Часто в Тонком Мире остаются Союзники и Сотрудники, которые контролируют привходящие обстоятельства. Так можно наблюдать многие малые импульсы, ведущие к определённым целям. Стоит оценить таких светляков с придорожными вехами!
Когда Советую постоянно устремляться к Иерархии, то нужно понять всю нелёгкость такого Указа. Каждый с лёгкостью примет это, но при первом случае забудет. Он будет помнить о самых малых сущностях, но самое главное будет упущено. Образ Руководящий потонет в малых осколках. Но каждый Йог знает нить серебряную, как единую путеводную звезду. Когда сердце забудет о главном, пусть хотя бы мозг твердит о нужном спасении.
Кто говорит, что герои не нужны, тот изгоняет себя из эволюции. Замечайте, где граница посредственности, безверия и самости, там самоуничтожение. Могут проходить десятки лет, пока процесс самопожирания обнаружится, но он будет нарастать от часа отрицания Иерархии. Невозможно представить себе утверждение наступательного движения без Иерархии. Нужно твердить это простейшее Учение, ибо люди стремятся к пропасти. Лучи оплечий мучительно болят уже не от судорог планеты, но от скрежета человечества. Как смерчи разделяют воду на столбы, так закрутилось человечество разделённое. Очень знаменательный год восстания духа человеческого. Огонь можно удержать лишь до известной степени. Он неминуемо прорвётся через все явленные преграждения.
Насколько легко происходит одержание, настолько трудно достигается сотрудничество с Тонким Миром. Во-первых, люди вообще мало думают о настоящем сотрудничестве; во-вторых, они вообще не допускают существования Тонкого Мира. При одержании происходит насилие нежелательное, но разумное сотрудничество упускается из сознания. Много жителей Тонкого Мира хотят применить свои знания, но им не дают доступа из-за разных суеверий и страха. Если бы вы знали, сколько волнений сейчас в Тонком Мире, когда новое разделение человечества потрясает пространство. Не следует думать, что настоящее время обычно, оно неповторённо и может начать Новую Эру. Но творите героев — так заповедано.
Нужно не малое воображение, чтобы начать мыслить об Огненном Мире. Нужно суметь представить себе Иерархию до Мира Огненного; но когда высшее воображение истощится, то придётся найти всё дерзновение, чтобы обратиться к великим Ликам Огня.
Всякое убийство противно огненной природе. Каждый, помысливший об Огненном Мире, не только не должен убивать, но обязан препятствовать пролитию крови. Он должен понимать, что кровь пролитая не только производит смущение в некоторых слоях Тонкого Мира, но и противоречит природе земной. У некоторых народов запрещено проливать весеннюю смолу деревьев по тем же причинам. Но если народ от древности понимал значение сока деревьев, то как же не понять значение открытой крови? Даже сам переход в Тонкий Мир без пролития крови избавляет от приближения тех тёмных тварей, которые немедленно притягиваются к эманациям крови. Кроме этих физических причин, пора запомнить, что значит прекратить жизнь вне срока. Уничтожение земных врагов, посредством убийства, есть создание сильного врага на Тонком Мире. Не раз Мы напоминали о Карме, но если это слово кому-то не нравится, назовём это Небесною Справедливостью. Никогда не затрудняйте собеседника каким-то настойчивым названием. Мысль должна быть направлена к сущности понятия, вне его принятого выражения.
Одно — предвзятое убийство, но другое — защита. Когда вы подвергаетесь нападению тёмных, необходимо защищаться. Мысль о защите не есть убийство. Каждый может защищаться, прежде всего, силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя её щитом, но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлёт спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы. Конечно, нужно мужество и находчивость для такого действия.
Часто ощущается звучание Природы. Народы древности даже угадывали определённый звук мира или смятения. Но учёные могут истолковать это явление огненными причинами. Ведь звучат вихревые волны Огня, чуткое ухо может даже в полной тишине услышать это великое звучание. Можно слышать сочетания тех же вибраций и в шумах Земли. Говорят, что Лао Цзы часто беседовал с водопадами; не сказка это, ибо он слушал звучание Природы и обострял чуткость слуха до различения качества вибраций.
Нужно помнить, что Великое Служение приобщает к познанию великой Цели. Поймите её во всём объёме так, как только можете, при всём напряжении духа. Прекрасно такое напряжение, когда к нему слетаются незримые сотрудники. Они укрепляют панцирь, они защищают от стрел и освещают путь. Как на крыльях может идти человек, он приобрёл несчётных сотрудников, но они повинуются Иерархии. Так иногда поверх физических соображений возвысим дух до высших твердынь. Нужно это говорить, как щит Великого Служения.
Лучше идти ко сну с молитвою, нежели с проклятием. Лучше начинать день с благословения, нежели в ожесточении. Лучше принимать пищу с улыбкою, нежели с ужасом. Лучше приступать к труду с радостью, нежели с унынием. Так говорили все матери Мира; так слышали все дети Мира. Вне Йоги простое сердце знает, что нужно для преуспеяния. Можно подставить все определения, но смысл основы радостной и торжественной сохранится во всех веках. Но Йога Огня должна усилить основу восхождения. Агни Йог, прежде всего, не ипохондрик; он зовёт с собою всех сильных духом и радостных. Когда же радость теплится даже в самых трудных условиях, Агни Йог преисполняется несломимой мощью. Там, за самым трудным восходом, начнётся Мир Огненный. Явление Мира Огненного непреложно, Йог знает, что ничто не удержит его в достижении Огненного Мира. Так первая молитва матери и само Великолепие Огненных Миров на той же нити сердца.
Когда Разрешил вам записывать беседы, то не Скрывал, что люди произнесут много злых слов около самых добрых понятий. Кто мыслит о добре, не должен удивляться, если его назовут ипокритом, некромантом, убийцей и лжецом. Как одержимые, будут прилагать самые несоответственные названия. Там, где не мыслят о благе, там готов весь злобный язык.
Сегодня день тяжкий, потому Расскажу вам сказку. «Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся садху и вошёл в хижину женщины, перебирая чётки. Он просил пристанища. Но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все её просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать ей о жизни святых, и демон начал повествовать, подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водою и, конечно, полила самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею Пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в неё, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии Браме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила демона и Риши вместе славословить. Но из Высших Обителей не ужасались, но улыбались такому сотрудничеству. Можно даже заставить и демона сотрудничать в молитве».
Ещё сказка о сердце. «Собрались люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног — так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы, — задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один, вновь пришедший, сказал: "Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, состязание великодушия. Пусть ваши зубы, кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному"». Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось не обсуждённым, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжёт огни сердца.
Много раз деление сердца устремляло ум находчивый, но как делить то, что наполнено одним Огнём? Можно зажечь таким Огнём многие лампады, но делить Огонь нельзя. Так одно целое устремление к Иерархии неделимо. Считаю, многие шатания от несознательного понимания единства Иерархии. Настаёт время, когда все условия жизни начнут гнать людей к пониманию единой Иерархии. Мудро указывалось, что наибольшее разделение даст толчок к единению. Не есть ли настоящее время наибольшего разъединения? Может ли человечество разделяться ещё больше? Это заря сложения единения. Ущерб месяца ободряет к принятию нового серпа. Не младенец ли на нём?
Особо посмотрим на сражение в Тонком Мире. Несметные полчища сражаются на всех планах. Нужно твёрдое сердце, чтобы познать силы эти. Но и на Земле могут болеть оплечия от столкновений. Нужно предупреждать людей, насколько они зависят от Тонкого Мира. Часто люди ищут решения — отчего получается как бы внутреннее сотрясение? Причина его может быть и в явлении Тонкого Мира.
Всякое несоответствие и неуравновесие является признаком хаоса. Когда среди низшей природы замечаются эти признаки, можно надеяться, что при переходе в высшие состояния они могут преобразиться. Но что же сделать с высшими земными творениями — людьми, если они окажутся преисполненными самого хаотического неуравновесия? Между тем в течение многих веков, среди различных достижений нужно поражаться росту неуравновешенности. Никто и ничто не заставляет людей думать о ценностях равновесия. Учения всех народов говорят о Золотом Пути; именно меньше всего думают о нём люди. В неуравновешенности, в хаотичности человечество дожило до приближения восстания Огня. Но даже на самой границе опасности люди будут противиться каждому полезному совету о самосохранении. Они будут по-прежнему метаться от самого старого до самого нового, хотя бы и призрачного. Как сказать, что Агни Йога не стара и не нова. Стихия, всегда и везде сущая, не подлежит определению времени. Огонь у порога! Нужно напомнить о встрече его и понять, что лишь Агни — психическая энергия — может быть единственным толмачом* при приближении Огня.
Можно производить полезные наблюдения над утончением чувствительности к огненным проявлениям. Полезно наблюдать, как чувствует наша ладонь или лоб тепло человеческое на расстоянии. Различна такая чувствительность и различно теплоиспускание. Можно постепенно, закрыв глаза и уши, ощущать тепло человека на значительном расстоянии. Такое наблюдение есть показательное утверждение человека как средоточия огненной энергии.
Бессонница, действительно, может быть следствием недопущения в Тонкий Мир, когда напряжение столкновения слишком сильно. Умение и привычка выделения тонкого тела может вызвать его немедленно при засыпании. Но нельзя рисковать, когда напряжение чрезмерно; можно и не вернуться. Потому при этой битве тьмы и Света не нужно попадать в водоворот бездонный.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».