Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1954.



Грани Агни Йоги. 1954 г. 091.


Принимайте все как должное, не отбрасывая кармы. Ее надо исчерпать. Это и значит идти формулой «Да будет Воля Твоя, Владыка». Неизбежного не избежать, потому лучше явить спокойствие, когда оно приближается, нежели утопать в вихрях тревог, волнений и опасений. И если даже имеются действительные причины для беспокойств, их лучше воспринять в огнях спокойствия. Ибо, насколько плодоносно спокойствие, настолько бесцельно, бессмысленно и несостоятельно беспокойство. Малые чувства земные отметаются за их полной несостоятельностью. Стоит ли тратить время, энергию и мысли на вещи совершенно бесполезные во всех отношениях? Качества есть свойства, которые постоянно имеем при себе и носим с собою. Не лучше ли озаботиться тем, чтобы ноша эта была добрая. Один идет, легко и быстро шагая, другой – сгибается под тяжестью самоналоженного груза, спотыкаясь и падая. Но упав, с грузом трудно подняться. Можно подумать о том, как освободиться от неполезного груза. Возьмем раздражительность. Груз явно неполезный. Кому она нужна? Менее всего ее носителю, а также и окружающим. И все-таки обладатель ее продолжает ее носить, отравляя себя, и окружающих, и пространство. То, что возможно в обывателе, недопустимо в ученике. Потому поклажу свою надо пересмотреть, заботливо отобрать, что нужно в путь дальний. А так как каждое отрицательное качество имеет свою противоположность в положительном его полюсе, трансмутацию можно и легче вести по прямой линии родственных противоположностей, заменяя низшее высшим по роду своему. Было бы что заменять и чем. Лишь тепленькому нечем производить замену. И потому тепленькие отвергаются как не могущие дать плод. Потому и мытари, и грешники, и разбойники, и блудница более привлекаемы для трансмутации своих качеств, чем румяно-добродетельные ничтожества. Либо холоден, либо горяч, но тепленьких среди учеников не бывает. Часто сетуют, что среди многих, прикоснувшихся к Учению, много людей несовершенных, но и это не беда, ибо праведников место в раю. Зачем им земные испытания, если они праведники? И, кроме того, не есть ли это заслуга, если несовершенное сознание тянется к Свету, в то время как так называемые хорошие люди тупо Учение отвергают или же просто к нему безразличны. Часто они остаются и глухи, и слепы, а если это так, то к чему их хорошесть? Не ими ли пополняются ряды противников Нового Мира? Не малые ли, сирые, и убогие, и лишенные приняли Мир Новый в момент его зарождения? А те, кто стоял наверху общественной лестницы, его отвергли. И не так ли было раньше, когда Я Пришел в мир и Принял позорную смерть из-за них, не принявших Меня и тоже стоявших наверху общественной лестницы и возглавивших противоборствующих Мне? Не так ли уже было когда-то? Потому Говорю: лучше с дикарями, чем с напыщенными глупцами, надутыми своей хорошестью, подобно мыльным пузырям. Не надо их, хотя они и во фраках.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 092.


Утверждаю изменчивость и преходимость всего внешнего при постоянстве и неизменности Учителя. Поэтому в твердыню духа внутри можно всегда удалиться от бурь и вихрей внешнего мира. Карта мира была когда-то иной, другие народы населяли Землю. Культура была не похожей на современность, и был иным лик городов и селений. Но был Владыка, и были около Его близкие и ученики. И так же серебряная нить уже связывала их вместе. И так же Учение Жизни в форме доступной и нужной проливалось на Землю. И они, ближайшие, были распространителями его. Язык и одежды были другие, но сущность и характер взаимоотношений и служения Свету оставались все теми же. Разве что Свет усилился в напряжении, и опыт идущих за Мной и со Мной углубился. Говорю о сущности, неизменной во все времена. В мелькании дней и ночей надо четко различать сияние Вечного Света. При спирально-круговом движении быстрота смены явлений велика на периферии. Чем дальше от центра, тем сильнее; чем ближе, тем замедленнее, пока, наконец, в самом центре сознание не обретает точку неподвижности, или равновесия, когда как бы останавливается бег времени и дыхание Вечности касается духа. Тогда можно созерцать поток жизни, не входя в него. Тогда вечное внутри можно отделить от временного вовне, тогда можно ощутить в сердце Камень Вечного Основания жизни. Но для этого сознание надо перенести внутрь, оторвавшись от цепкости внешних явлений, в которые погружается, в которые врастает и с которыми отождествляет себя сознание. Считаю: такие погружения в молчаливый мир, который внутри, нужны для сохранения равновесия духа между вечным и временным. Иначе временное захватит сознание настолько, что утратит оно ощущение и понимание непреходящей ценности духа. Конечно, все окружающее и течение внешних событий жизни имеет важное значение, но... они пройдут, как бы важны они ни были. Важнее и значительнее то, что не проходит, сливаясь с уходящими волнами потока. Зову к пониманию истинных ценностей жизни, которые есть сегодня и которые остаются таковыми всегда. Есть книги, которые забываются тотчас же по прочтении; есть много писаний человеческих, и особенно газетных, которые живут только один день; есть книги, живущие годы и десятки лет, и даже века и тысячелетия; есть рукописи, хранимые Нами многие тысячелетия и до сих пор не утратившие своей жизненности. Так видим, как касание Вечности насыщает строки писаний элементами долговечности и непреходимости в зависимости от наличия в них искр Вечного Света. Предметы искусства также насыщены ими, и в разных степенях. Среди преходящего будем искать и замечать искры Вечного Света, вложенные в творчество рук человеческих. Зову к распознаванию Света в формах на Земле и в условиях земных явленных. Един Свет, но многообразны его формы, и насыщены они Красотою. Свет везде: в распускающейся розе, в цветущей яблоне, луче далекой звезды, в картине художника, в песне утренней птицы. Так будем учиться везде находить искры Единого Света.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 093.


Считаю, что воин в тебе, который есть Я, непобедим, если памятование постоянное утвердилось. Не знает поражений идущий со Мною. И даже ошибки служат на пользу. Словом, непреложен становится путь лученосный.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 094.


Учитель Полагает, что прыжки на Пути происходят все-таки вследствие малой уверенности в Учителе. В Присутствие верят, но эта вера не столь убедительна, как присутствие обычных живых людей. Конечно, эти присутствия разные и сделать невидимое действительностью не так просто. Полное утверждение незримого Присутствия делает действительным Присутствие Учителя. Близость Учителя становится реальным фактом жизни. Тогда качество непоколебимости становится достижением и человек живет в двух мирах. Значит, задача заключается в том, чтобы незримое сделать видимым и тайное явным. Не будет уверенности, пока глаза не увидят и ухо не услышит. Вера есть чувствознание, или предварительная ступень знания. Но увидеть и услышать то, на что они направлены и устремлены, рано или поздно все же необходимо. Верою можно идти до известного предела, за которым начинается знание. Эту границу между верою и знанием рано или поздно придется переступить. Соединение двух миров в сознании должно стать столь же реальным и обычным, как и явления мира земного. Сперва неясно и туманно и потом – лицом к лицу. Для ученика утвержденного Присутствие является фактом неоспоримым, и потому тверд, непреложен и непоколебим его путь. Путь Агни Йоги есть утверждение действительности в жизни.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 095.


Если есть желание вещей или явлений земного порядка, их надо иметь и через них пройти, чтобы понять их преходящую природу и от них освободиться. Дух завершающий от этих притяжений свободен. Притяжение к вещам, которое может создаться при благополучии и полнообеспеченности, может стать настолько сильным, что высшие притяжения будут совершенно парализованы. Потому Говорится, что при наличии устремления дозволено все и допустимы ошибки. Но при отсутствии его все допущенное и все ошибки обращаются против. При устремлении ошибки ничто, ибо крепнет огонь духа и каждая ошибка научает чему-то, но она обращается в тяжкий груз на ногах, когда засыхает устремление. Так же обстоит дело с притяжением к делам и условиям жизни земной. Они учат, дают опыт, помогают изучать жизнь, пока горит огонь сердца. Все служит тогда восхождению духа. Но стоит этому огню поникнуть, тотчас же все обращается против отступника. Силы, служившие продвижению, превращаются в энергии задерживающие. Дело не в самих вещах, но в состоянии духа, который и обуславливает природу этих явлений в их отношении к восхождению сознания. Сами по себе они инертны, состояние духа придает им ту окраску, которая для продвижения становится решающей. От духа исходят энергии, наделяющие явления силой влиять на сознание. Сперва дух сам вкладывает в явление это характер и степень притягивающей силы, а потом сам становится его добровольным узником. Если явление имеет власть над сознанием, эту власть дух вложил в него сам. А раз дух вложил в него сам, то может от него и освободиться. Человек живет под властью различных потенциалов, как бы связанных с вещами и явлениями внешнего мира и влияющих на него. Но эта власть дана им самим. Если потенциал энергии высшего порядка – высшее притяжение действует. Человек – властелин своего мира – сознательно или бессознательно творит и порождает зерно этих энергий, которые потом на него же и воздействуют. Сам породитель и сам же очиститель своих порождений, если они несостоятельны. Потому, каковы бы ни были эти притяжения, они допустимы лишь при одном условии – при наличии ярого устремления духа к пути высшему. Когда устремление поникает, чудовища встают во весь рост и бросаются на незадачливого землянина. Храните огонь устремления поверх всех желаний и условий земных. Ничто не страшно и ничто не может остановить до тех пор, пока горит его священный огонь.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 096.


Пиши. Предвзятости суждений не избежать, если при анализе положения оставаться только на том, что было. Ведь жизнь идет вперед, и меняется ее выражение. Со старыми мерками к мерке сегодняшнего дня подходить нельзя, если желательно избежать ошибок. Ведь должные перемены настанут, их надо увидеть. Между тем, что было, и тем, что будет, его характер и окраску нужно почуять, если не хотим жить в мире призраков. Будущее совершится, путь к нему лежит через сегодня и завтра. И сердце должно почуять окраску текущего дня. Очевидность платформой для суждений быть не может. Но и на нее надо смотреть непредвзято, нужно пламенно верить и нежданно ждать. И лучше пламенно ждать и не дождаться, как это делали апостолы в Великом Служении, чем, отбросив надежду, разлагаться заживо в стоячем болоте, где застой разложения.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 097.


Способность приобретенная требует бережного отношения, иначе может быть утрачена. Не будем судить, хорошо или худо написанное, но если огонь творческий горит, гасить его не годится. Кто знает, сколько веков постоянных усилий и устремления потребовалось, чтобы он загорелся. Потому способность утвержденную следует заботливо утончать. Построение и творчество идут по Лучу. Если оно не всегда соответствует настроению, значит, что-то не ладно с настроением, но не с творческой способностью заработанной. Уже Говорил: устремление должно быть безусловным. Основа жизни не может зависеть от удачи или неудачи складывающихся событий. План Владык непреложен. Детали зависят от комбинации местных условий. Неизменен План, хотя подробности его осуществления могут измениться, подчиняясь целесообразности общей задачи. Сатиа Юга изменит лик Земли. Преобразится человечество. Настанут другие времена. Карма личная и карма общечеловеческая в одном колесе. Перемены коснутся всех сторон жизни, но прежде всего – Общее Благо. Общее, но не личное. И личное будет приноситься в жертву Общему, пока Общее Благо не вознесет личное до себя и не сольются они в счастье общечеловеческое. И личное уже не будет противопоставляться Общему, ибо пойдут они рука об руку в устроении жизни земной, но это в будущем. Ныне же тьма столь сгустилась, что в сумерках потонули огни будущего, замыкая круг безысходности. С обольщением тьмы надо бороться. Цитадель тьмы разрушена. Остались лишь следствия, и как бы ни были они тяжки, Лучи огненные рассекают мрак. Вижу, как задыхаются близкие при давлении непомерном, но перед победой полной и окончательной устоять духом и в духе надо. Девятый вал самый мощный. Достигнув апогея, волны следствий начнут сбывать и уменьшаться, и когда засияет обещанный Свет, не радостно будет неустоявшим. Сила цепи измеряется по слабейшему звену, сила духа – по времени наинапряженнейшему. Мало устоять, утопая в сиянии Лучей посылаемых и ощущаемых, но как устоять перед глупою стихией? Призовем Образ Учителя, мысли и сердца любовью к Владыке наполним, стойкость усилим, зная, что отступления нет.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 098.


Считаю, что вся тьма собравшаяся не может преградить путь духу. Истинно так: как бы ни была сильна тьма, она временна, и в этом ее слабость. Но дух вечен, и вечен импульс жизни, пульсирующий в нем стремлением к эволюции. На Высших Планах, где есть противодействие материи и стихии, но нет иерархии темных, это обстоятельство выражено особенно ярко. Все стремится развернуть свой потенциал, преодолевая условия момента. Так же дела будут обстоять и на Земле, ибо с Сатаной покончено. Как только посев злой будет изжит и нейтрализован, условия жизни земной изменятся в корне. Можно будет наблюдать, как периоды неуравновесий будут сокращаться, пока совсем не сойдут на нет. Сейчас многое еще перемешано в беспорядке. Планета выздоровеет. Приходится много говорить о будущем, ибо настоящее не удовлетворяет. Нет ничего в этом мире земном, что могло бы сравниться с великолепием грядущего Света. Потому настоящее можно претерпеть во имя будущего. Но претерпеть надо до конца, пока Свет не наступит. Утешение не в настоящем, но в будущем. В настоящем – лишь труд во имя будущего, труд творческий, труд победный. Потрудимся для Света и Иерархии!

Грани Агни Йоги. 1954 г. 099.


Не следует удивляться тому, что мысли посылаемые порой не соответствуют личному мышлению и даже находятся в противоречии с ним. Личность земная есть результат прошлого. Мысли Мои могут не вмещаться в ее ограниченный круг, и тогда особенно яро надо суметь от нее отойти и встать как бы в стороне и вести Запись, не считаясь с тем, нравится ли это малому «я» земному или нет, соответствует ли малости или превосходит ее, и, быть может, намного. Хорошо и полезно отметить эти два различных вида мышления: малое – от самости, и большое, от Учителя идущее. И когда противоречия возрастают, какой-то из двух этих видов мышления должен пострадать, и какому-то воля должна отдать предпочтение, и какое-то должно господствовать. Конечно, мысли Мои идут вразрез с интересами, желаниями и мыслями ветхого человека в тебе. Он думает лишь о себе и своих личных интересах. Но Учение дается во имя развития Индивидуальности и в ее интересах. Говорю: через страдания приходим к Свету. Но кто же хочет страдать добровольно? То есть чье малое «я» принимает страдания охотно? Личность страданий не хочет. Даже Спаситель Произнес: «Да минует меня чаша сия». Это слова личности, Индивидуальность уже утвердила: «Впрочем, не так, как я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя». Так конфликт между личностью и Индивидуальностью есть неотъемлемая ступень восхождения духа. Борьба неизбежна, и Индивидуальность должна победить. В помощь Учитель мысли нужные Посылает. И мысли эти низшему не принадлежат. Сумейте отделить низшее от высшего и последнему отдать предпочтение. Сумейте мысли запечатлеть независимо от того, что они личности не созвучны, и ее покой нарушают, и желаниям ее не соответствуют. Никогда не Говорил о слиянии самости с Сознанием Моим. Высшее соединяется с высшим, а личное и самость остаются внизу, покинутые их обладателем. Тот, кто ставит Дело Учителя прежде себя, на верном пути и победном. Не будем смущаться двумя видами мышления. Расхождение между ними будет уявляться до тех пор, пока высшее не победит и не подчинит низшее.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 100.


При замене старого здания новым первое разрушается, хороший и добрый материал отбирается для новой постройки, сор отбрасывается. При смене Юг происходит разрушение старого мира, материал человеческий пригодный со старых мест убирается, космический сор идет в переработку, все годное применяется при новом построении общества, все заменяемое и все отбрасываемое вопиет о несправедливости. Но эволюция не считается с личностями, хотя бы их было миллионы. Во имя Общего Блага интересы общечеловеческие в планетно-эволюционном размахе обуславливают отбор и построение. Формы, непригодные к жизни, эволюция уничтожает. Они вымирают, вырождаются и заменяются новыми. При смене Юг процесс ускоряется. Миллионы отбросов идут в переработку. Миллионы убираются со своих мест и заменяются новыми. Старые же в случае пригодности получают новое применение. Целые расы, государства, народы стерты с лица Земли неумолимым ходом эволюции. Египет расцвел и пал. Вавилон расцвел и пал. Рим расцвел и пал. Сотни примеров истории говорят, что эволюция не щадит никого и ничего. За периодом расцвета следует период упадка и гибель отжившей формы. Новое рождается и живет, старое вырождается, дряхлеет и умирает. Где новое, там жизнь и подъем эволюционной спирали и расцвет. Где старое – засыхание, коллизия* и смерть. С новым – жизнь, со старым – смерть. С Новым Миром – подъем на гребне спиральной волны эволюции и расцвет, с миром старым – разложение, одряхление и конечный уход с исторической сцены. Потому Говорю: обречен мир старый законами исторической необратимости и неумолимым законом эволюции. Строители призваны к стройке Нового Мира и нового общества на новых условиях общественных взаимоотношений. Кто руку свою прилагает к построению Нового Мира, как бы ни была трудная и непосильная задача – идет в ногу с эволюцией. Кто против – обреченный на смерть и противник Света, ибо эволюция будущего несет человечеству Свет. И если личные интересы страдают во имя Общего Блага и интересов эволюции, то жертвы принесенные оправданы законами жизни и свершаются во имя восхождения всего человечества в целом. Видим развалы городов когда-то великих царств. Все ушло в забвение, все предано смерти. Против эволюции бороться нельзя – поражение неминуемо. Разделение планеты на миры Новый и старый не случайно. Великое разделение предшествует гибели старого мира и расцвету и благоденствию Нового. И для каждого личного сознания встает роковой вопрос: с кем и с чем? Никакие оправдания не спасут от неумолимых следствий, если решение будет идти с миром старым. Лучше погибнуть в борьбе за утверждение Нового Мира, чем в сытости и довольстве утопать в старом. Не о личном, но Общем Благе идет речь. Кто избрал чашу Общего Блага, личным своим должен поступиться – несовместима самость с построением Нового Мира. Это оскалы-гримасы прошлого, нет им места в будущих начертаниях. Ничто перед эволюцией личные страдания и смерть миллионов, но перед сияющим величием грядущего нового человечества Сатиа Юги – ничто все страдания людские. По трудам – и плоды, по плате – и получение, по усилиям – и награды, по трудностям настоящего – и Свет будущего. Что из того, что кому-то трудно невыносимо и кто-то не выдерживает. Эволюция идет вперед, утверждая новые формы жизни. И если кто-то, не выдержав, умирает, поступательное движение народов от этого не остановится. В процессе жизни личность есть явление временное, обреченное на уничтожение и замену личностью новой с каждым очередным воплощением. Личность есть временная оболочка, одеяние Индивидуальности, даваемое ей на одну жизнь с целью накопления очередного нужного опыта жизни. Сама по себе личность значения не имеет. В случае неудачно сложившейся личной жизни какой-то либо одного из целого ряда воплощений вся фильма жизни данной личности стирается из рекордов Индивидуальности, не оставляя следа. Индивидуальность не только от этого ничего не теряет, но, наоборот – выигрывает. Потому личности, ни своей, ни чужой, не следует придавать не принадлежащего ей значения. Для эволюции все формы жизни – лишь временные, обреченные на уничтожение оболочки, при помощи которых достигаются формы ее выражения и утверждения более совершенные. Сама же по себе форма, как таковая, есть явление временно-обреченное. Потому не следует ни связывать себя, ни отождествлять себя с этой формой и считать ее истинной Индивидуальностью человека. Потому и страдания – ничто перед великолепием цели конечной. Лишь высшая мудрость дает оправдание жизни и страдания. Счастливые или горестные сны жизни земной лишь в свете эволюции и осознания нерушимости вечности духа могут быть поняты. И если Я Мир Мой Даю вам, то Мир Мой не от мира сего преходящих и меняющихся форм. Потому Говорю о Твердыне Духа, о светимости внутри нерушимой и смерти не подлежащей. Потому Утверждаю жизнь среди разрушения смерти и смены форм постоянной. О жизни Говорю и к пониманию жизни Призываю. Эволюцию плотную можно принять, лишь поняв закон жизни. Иначе потонет сознание в ужасах бессмысленных смертей и непрекращающихся страданиях. Хочу, чтобы осмыслили каждый шаг жизни и каждую ступень. Уклонившийся от построения Нового Мира заслуги иметь не будет. К старому обращенные – с ним и пребудут. Новое – новым. Мужество не теряйте. Особенно темно перед самым рассветом.

__________
* От лат. collision – столкновение противоположных сил, стремлений, интересов.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 101.


Друг Мой, что пользы думать о том труде, который судьбою надлежит выполнить, когда результаты его обречены на уничтожение и забвение. Плоды трудов важны, но лишь как результаты опытных накоплений, откладываемых в сущности человека. Все же внешние плотные следствия земные обречены. Лишь самый процесс труда имеет значение для развития огненных энергий и утончения аппарата человеческого. Конечно, человек питается и живет от плодов, или же результатов своей работы. Но Говорю о космическом вневременном значении труда. С точки зрения земной труд самодовлеющий и необходим, ибо без него человечество существовать не может. В Космосе трудятся все: от Создателя планеты до духов стихий. Все Иерархии трудом и в труде существуют. Без труда нельзя. Он столь же нужен и в Мире Тонком, хотя там человек и освобожден от необходимости думать о пище, и крове, и одежде в обычном смысле этого слова: там трудятся мыслью. Ритм дня и ночи приучает к ритмическому труду здесь. Ритм труда нужен и там. Миры Высшие от обязанности трудиться не освобождают. Думают, что вверху славословие и песнопение, упуская из виду, что труд и преуспеяние – везде. Можно ли представить себе бездействие покоя Планетного Духа и погружение в ничегонеделание? Мир Высший не для лентяев. Пространство полно неотложными задачами. Мысль везде. Значит, мысленный труд нигде не отказан. Чем выше сфера, тем напряженнее труд. Огненное трудовое напряжение Высочайшего Духа даже невозможно себе представить. Труд есть основа жизни и здесь, и в мирах. Весь Космос создан в результате творческого труда и им же поддерживается. Воля участвует в космическом строительстве – воля и труд напряженный. Лентяй думает избежать труда. Но укрыться негде. Можно временно прятаться во тьме, но это не есть решение, ибо тьма пожирает свою жертву. Но ведь тьма на Земле. В смысле земном ее нет на Высших планетах. Есть Хаос как антипод проявленной материи, но кто же захочет устремиться в объятия Хаоса, когда даже самое понятие так далеко от человеческого сознания. Не странно ли, что пчелы и муравьи трудятся? Космические Законы равно касаются и низших собратьев. Труд – по сознанию. Среди человечества дезертиры труда несут тяжкую карму. Бездельники здесь в Мире Тонком пожинают плоды безделья, которые прежде всего сказываются в функции психической огненной энергии, которой живет дух в пространстве. Лентяй в пространстве не может летать, ибо огня не имеет. Когда земные плоды труда в красоте выявляются, то служат они двум мирам: и земному, и Надземному. Плоды труда человеческого служат на Земле ступенями материи восхождения духа. Без труда нет восхождения. В трудах восходим, хотя бы земные плоды их были временные и преходящие. Но и временное имеет значение для Вечного. Плоды Беспредельности и то, чем она насыщается сознанием человеческим, во временном создается. И когда разрушится земное как временное обиталище человека, в беспредельном пространстве будут собраны плоды всех трудов, ради которых трудятся люди под Солнцем и из результатов которых человечество создает обитель свою в Невидимых Сферах пространства. Труды земные – прообраз и отражение трудов неземных в Сферах Незримых. Великие произведения искусства, пройдя свое мученичество и будучи уничтожены на Земле, не уничтожаются, но продолжают существовать в пространстве, наполняя Сокровищницу общечеловеческую и планетную. Потому так важно строить на Красоте, ибо строительство идет для Космоса. Коллективное человечество нашей Солнечной системы трудится космически. Велика цель и велико задание, потому в труде не поникнем, памятуя, что ступени восхождения человеческим духом в труде создаются. Труд поймем широко. Под знамена труда Призываю возлюбленных Моих и всех, кто следует за Мною. В труде оправдание жизни, ибо бессмертны энергии огненные, трудом в человеке рождены. Небесный Огонь трудом утверждается, в трудах разгорается и поддерживается, чтобы стоять неугасимым вечным пламенем духа.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 102.


Спасение от себя во Мне. Как иначе можно от себя отвергнуться? А от малости своей отойти все же придется. Так великое и малое становятся полюсами сознания, между крайними точками которых сознание может двигаться, тяготея к одному из них предпочтительно. Движение сознания может совершаться по приказу воли, если воля достаточно воспитана. Но есть явление закона спирали сознания, или его ритма, которое от воли не зависит. Когда сознание наверху и в подъеме, хорошо использовать это состояние плодоносно и с пользою. Когда внизу – занять его чем-то все же строительным, вреда не приносящим. Эти детали зависят уже от воли человека. Потому спирали сознания можно регулировать волей. Можно любое состояние взлета развеять по пустякам, но можно и в момент затухания почерпнуть полезное знание. Времени не упустим! Время, потерянное без пользы, вернуть нельзя.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 103.


Сын Мой, напрасно терзаешь себя догадками о том, как и что ожидает каждого. У каждого своя карма, и карма одного отличается от кармы другого. Одному может быть очень хорошо, для другого плохо. И люди, и условия приходят кармически. Все выводы будут неверными. Всего предусмотреть нельзя. Не лучше ли положиться на Волю Владыки, сделав со своей стороны все нужное, для того чтобы избежать возложения. И разве самая главная забота о вещах обихода и условиях земных? Нужные условия Дам, если главное не будет заметено суетою личных условий. Цель жизни может быть только в утверждении Света в себе делами своими, мыслями своими, чувствами своими. И всякие условия, где бы и какими бы ни были – лишь фон, на котором утверждается мистерия жизни. Условия меняются и уходят, но свет утвержденный остается с утвердившим его. Потому зачем обременять себя мыслями о том, что может быть вокруг, когда далекая цель сияет светом чудесных возможностей? Живут все, и все окружены какими-то условиями, хорошими или плохими, но лишь немногие, очень немногие знают, для чего живут, куда идут и какой смысл преходящего окружения. Не в нем дело, но в неуклонности восхождения при всяких и во всяких условиях. Это тоже следует осознать. Что бы ни делалось, что бы ни говорилось, что бы ни мыслилось, что бы ни приходило, но восхождение идет неуклонно. Никакие обстоятельства, поступки и мысли, ни внешние, ни внутренние, не могут прерывать пути неуклонности. Если остановился – то перед новым продвижением. Если сделал несколько шагов назад – то лишь для разбега и прыжка вперед. Если действия не являешь – то лишь потому, чтобы собрать силы. Если в суету погружен – то для того, чтобы познать ее тщетность. Если допустили ошибку – то для того, чтобы потом не ошибаться. Так каждое обстоятельство служит подножием лестницы восхождения. Корабль идет к цели далекой, и все, что на нем и в нем, движется с ним вместе туда же. Так же точно и все происходящее в микрокосме человеческом: все точки его направлены к единой цели, являя собою монолит устремления. «Устремлен всегда и всею своею сущностью» – таков девиз ученика. Отделить устремленную в будущее сущность свою от того, через что она проходит и оставляет позади себя, необходимо. Тащить за собой хвост окружающих и изжитых условий – значит замедлить или даже остановить продвижение. Двигаться можно, лишь освободившись от совершенно ненужного груза. Вот почему так необходим в жизни принцип бездомного хождения. Человек находится постоянно в отрыве от окружающего, к которому он не может себя привязать в силу созданных им же для себя условий. Вот почему так нужны путешествия, вот почему так благодетельна всякая смена внешних обстоятельств. Сознание не должно привязывать себя ни к чему. Тысячами малых нитей соединяет себя человек с тем окружением, в котором живет, утрачивая всякую подвижность. Связанность – в духе. Связанность – в мыслях. И в мыслях, и в духе надо учиться свободе, и тогда можно иметь все, и даже, подобно некоторым йогам, сохранять неподвижность часами и днями. Опять приходим к тому, что решение всего может быть не во внешних условиях, но в духе. Потому Говорю: «Не привязывайтесь ни к чему и ни к чему не привязывайте своего сознания». На самые любимые вещи смотрите как на нечто, временно находящееся в нашем владении. Весы Беспредельности применяются везде. Хочу видеть вас свободными от тенет духа. Меня можно принять лишь в свободе и духом свободным.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 104.


Ученику дается наставление не предаваться мыслям, связанным с его личностью. Круг личности слишком мал, надо из него выйти. Сперва на планетный простор, а потом – космический. Потому дела общенародные, дела общечеловеческие – отдушина для духа и спасение от удушающих объятий самости. Даже забота о семье, о других людях посильно разбивает этот роковой круг личной заинтересованности. Советую наблюдать за проявлениями самости в себе. Не будет преувеличением сказать, что все зло на Земле – от думания о себе.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 105.


В случае нужды надо обратиться к Владыке.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 106.


Сын Мой, почему в вихрях впечатлений новых забывается наиглавнейшее? Уже Говорил: можно все, но со Мною. Не препятствием Входит Учитель в жизнь, но утверждением. Пусть бессодержательно и неинтересно становится все, что делается без Меня. Смертью все красивое убирается из картины, и остаются одни серые тени. Учитель не Разрушает, но Дополняет жизнь человека, давая ей яркие глубокие краски. Отложить памятование об Учителе – значит прервать нить жизни и прервать путь. В себе надо утвердить вечно неизменяемое при течении внешних явлений, как бы неожиданны и непривычны они ни были. Это неизменяемое в себе, не поддающееся воздействию быстротекущих временных условий, следует охранять волей. Учитель Принадлежит к той сфере жизни, которая, хотя и входит во все детали каждодневности и касается их, но которая не принадлежит им, и – не от мира земной очевидности. Так нужно в сознании соединить две сферы: Небесную и земную, памятуя о непреходимости первой и краткосрочности и изменчивости второй. Оставить Учителя и позволить себе быть затянутым в воронку кратких явлений внешней жизни, хотя бы и ненадолго, будет поступком невежества. Сила живой связи с Учителем, как цепи непрерываемой, крепка каждым своим звеном и оценивается по слабейшему из них. Не нужно допускать моментов, когда забывается Учитель. Если они сильнее этого памятования, значит, они зло, и именно силой своего противодействия непреодоленного. Шум суеты даже в ничтожестве своем уже является злом, если он заглушает и заслоняет Учителя. Не следует думать, что оно распознается по рогам и хвосту. Повседневность и вихрь, затмевающий Свет, занятость, будут злом, если они Учителя отдаляют. Преодолевается все, мешающее связи. Борьба идет не с этими препятствующими явлениями, но с состояниями сознания, отвлекаемого от основного направления. И когда уже отвлечь ничто не в состоянии, тогда лишь можно сказать, что дозволено все. Именно, не дозволено все, что нарушает контакт, и на все нарушающее надо возрасти духом в силе противодействия и умения хранить Близость с Учителем. Жизнь и ее испытания хороши тем, что показывают слабость неочищенных мест микрокосма нашего. Также нужно учиться вести Записи во всех условиях, пусть даже будут они краткие, лишь бы не нарушался ритм. Сохранение ритма – задача нелегкая. Победа в этом направлении должна быть полной. И еще Хочу сказать о трудностях житейских и напряжениях сопутствующих. Почему в гуще их неизбежной надо непременно забывать об Учителе? Ведь не забываем же наполнить свой желудок, или дышать, или одеться даже в очень тесных условиях. Когда нужность Учителя будет осознана как пища, и воздух, и одежда как одеяние духа, тогда можно будет говорить о том, что Предстояние непрерываемое достигнуто. Не забыты, не оставлены, но знакам – срок. Итак, неотъемлема Близость Владыки, но ее надо хранить как самое ценное в жизни. Среди мелькающего множества явлений быстротекущих и мелькающих надо усмотреть и различить непреходящую Основу жизни. Погнавшись за призраками блистающими, можно остаться ни с чем. Поток унесет их с собою, и незадачливый искатель земных утех, услаждений и благополучия окажется с пустыми руками. Когда со Мной, Я в сознании Первенствую – дозволено все. Но когда что-то мешает и встает между нами преградой, эта преграда по силе противодействия стала становиться злом (этому противодействию). Итак, со Мною всегда при всех и всяких условиях. Помни, что условия уйдут, но Учитель Останется. Если дозволяем моменту настолько захватывать сознание, что Учитель забывается, допускаем ошибку всякий раз, когда это происходит. Пусть никто и ничто не имеет силы отдалять от Учителя. Я с вами всегда.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 107.


«Там, где двое собрались во Имя Мое, там Я посреди их». Не выражен ли в этих словах основной закон сотрудничества, что объединение сознаний усиливает мощь сочетаемых энергий, усиливаясь в магнитной способности своей. Такие объединения имеют силу привлекать Луч Учителя в такой степени, какой не может явить одиночная аура. Ядро, составленное из двух, трех и более объединенных аур, в магнитной силе своей возрастает. Следовательно, для привлечения Высших энергий объединения сознаний очень нужны. Значение коллектива в смысле умножения огненной энергии участников его ныне совершенно не понимается. Но век психической энергии наступает. Полезность единомыслия надо понять именно со стороны энергетической. Крепко объединенный коллектив в сто человек сильнее необъединенного и разрозненного в тысячу и в пространственном отношении много полезнее своей конструктивной сущностью. Но диссонанс разрушителен. Кооперация сознаний лежит в основании строительства Нового Мира. Воздействие коллектива – мощно. Не может ему, объединенному, противостать отдельное сознание. Коллектив будет силой воспитывающей и кузницей сознания. Но если коллектив объединен с Иерархией Света, мощно привлекая к строительству энергии Высшие, то сила его неодолима. Когда-то объединится все человечество. Когда-то будет едино стадо и един Пастырь. Когда-то элементы и стихии подчинятся его воздействию и великие задачи планетно-космического строительства будут решаться слитой в единое целое волей всего человечества. Перед народами лежат новые пути. Законы единения будут руководящей силой жизни. Воля огромного числа людей, собранная в единый фокус для манифестации нужного явления, дает следствия, изумительные по своей силе. Все народные моления могли бы быть поистине чудесными по своим результатам, если бы участники и руководители их имели понятие о силе психической энергии масс. Рычаг, на одно плечо которого действует огромная объединенная сила, дает удесятеренные следствия в точке приложения ее в действии. Можно приветствовать все действия строительные объединения, основанные на понимании законов психической энергии. Новый век есть век единения во всем. Объединения во Имя Владыки будут особенно сильны огнями своими.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 108.


Смерть – это возвращение в дом Отчий.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 109.


Нет явления более прискорбного, нежели постепенная утрата веры в Учителя. Верю не потому, что все за, но все против. Пусть Камень веры не будет зависим ни от чего внешнего. Твердая вера есть непоколебимое состояние сознания. Верю, несмотря ни на что и вопреки всему. Верю, потому что сердце чует и знает. Эту веру пронесу через и мимо всех призраков очевидности и чудовищ мрака. Очевидность не может дать основание для веры, ибо вера есть особое состояние сознания, обосновывающегося на вещах невидимых, но доступных познаванию духом. Если колеблется вера, не внешнее тому причина, но изменения в состоянии сознания. Ведь отношение к внешнему всегда обуславливается внутренним, но в неведении своем полагает человек, что какие-то вне стоящие условия веру его подрывают. Когда сердце горит могучим пламенем духа, никакие внешние обстоятельства не могут влиять на явление веры. Ведь вера есть неосознанное знание того, что есть, но что незримо для глаза. Мозг еще не знает, но сердце уже чует и предвосхищает идущее знание. Вера есть двигатель жизни, ибо переносит непреложность будущего в настоящее. Верой, или сердцем, можно почуять близость и реальность Мира Огненного, далекого и недоступного чувствам земным. И как бы далек он ни был, он близок, и на время становится ярко ощутимой реальностью, ибо время приближает его возможности и невозможное делает доступным. Далеки берега огненные, но вера на мгновение пересекает далекое расстояние, и огненная действительность становится достоянием горящего сердца. Итак, вера далекое делает близким. И, вдвигая будущее в настоящее, преображает его в огнях грядущего Света. Темно настоящее, но светло будущее. Свет его сердцем может быть познаваем. Все преобразители жизни шли Светом будущего. Никто из них, великих, не оборачивался в прошлое и не довольствовался настоящим. Прошлое и настоящее признавались лишь как ступени в будущее и лишь по своей ценности и значимости для этого будущего. Они были движимы тем, чего не было в настоящем, но что видело в будущем их огненное око. Страна, которая устремлена в будущее, на верном пути. В этом устремлении в будущее – ее сила. Его еще нет, но будет. Это утверждение невидимого глазу будущего в настоящем в самом широком смысле этого слова и называется верою. Она проявляется во всех областях жизни и незнаемо движет действиями людей. Всякое строительство основано на непреложном верознании того, что задуманный и существующий в будущем План утверждается и осуществляется в настоящем. Настоящее есть поле утверждения будущего. Безгранично оно и сияет всеми возможностями для тех, кто может и смеет дерзать. «Безумству» дерзающих «поем мы песню», ибо им принадлежит жизнь и будущее. Надо понять, что невозможного нет, и дерзать всеми силами духа. Владыка утверждает Новой Страны дерзновение, устремленное в широкие просторы будущего. Гаснущие и тлеющие огни старого мира ничто по сравнению с пламенем дерзновения Нового. Впервые осуществляется План Владык в планетном масштабе. И Ведущей стране принадлежит заслуга водительства. Непреложен План и подвижен, и целесообразны формы и пути его осуществления. Не все ли равно, какой тропой достигается вершина, если восхождение не прерывается. Идущий избирает путь, моменту соответствующий. Впереди – сияющая вершина будущего, и на нее устремлен взор. Чтобы достичь, надо иметь полную непоколебимую веру в это сияющее светлое будущее человечества. Труден путь, и внизу мрак, но вершина сверкает всеми огнями.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 110.


Да, друг Мой, коротко учение о людях, но длинно познание. Пусть осмотрительность Гуру будет всегда напоминанием. Опыта горького не избегай. Как же иначе научиться распознаванию ликов, когда из-за масок выдвигаются когти, бывает тяжко, но зачем же маски принимать за действительность? Пока центры не откроются, нужна сугубая осторожность. Не следует осуждать, но знать надо. Надо знать без осуждения. Допущенные близко могут вредить. Потому лучше близко никого не допускать. Лишь после долгой проверки и испытаний возможен допуск близкий. Учитель Знает и, Зная, подвергает постоянному испытанию. Даже знание сущности человека не освобождает от необходимости проверки, ибо много неожиданностей может скрываться под внешними оболочками. В различных условиях испытывается дух, дабы явил все грани. Потому заповедана великая осмотрительность и зоркая настороженность. Но никакая зоркость не освободит от неизбежных кармических встреч и неизбежной платы или переживаний. Но будем благодарить этих самовольных учителей, обогащающих наш опыт и дающих возможность познания людей. Опыту нужному и неизбежному порадуемся. Он избавит нас от роковых и ненужных ошибок.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 111.


Луч посылаемого счастья нуждается в сердечном приятии. Именно нужно посильно открыть ему сущность свою и в осознании его держаться. Благодать силою берется и устремлением. Нужно это постоянное усилие в удержании сознания на высоте должной. Безвольное подчинение случайным течениям жизни – разрушительно. Пусть будет тверд и определен курс корабля. Говорю о том, как не только устоять, но и продвигаться. Жизнь есть взаимодействие энергий внешних с энергиями микрокосма человеческого. Равнодействующая устанавливается волей. И тогда говорят: он знает свой путь. Непреложность раз навсегда избранного пути определяется высотой духа. Мои знают путь предуказанный, путь непреложности, путь устремления к Владыке. Когда цель огненно запечатлена в сознании и осмысливает всю жизнь, можно идти уверенно и твердо. Что же будет наиглавнейшим среди явлений, толпящихся вокруг? Все, ведущее к цели. Отсюда необходимость суровой целесообразности. Ученик идет к Самому Владыке, и спешен его путь. Среди миллионов обычных сознаний мало знающих путь. Все идут и спешат, но не зная, куда. Вот он, растерянный, торопящийся и озабоченный – куда торопится он? О чем его забота? К чему все тревоги и дела его, которыми он перегружен? Спросите его, торопящегося. Ответа не будет, ибо не знает он ничего и пуста его жизнь. Лишь цели Общего Блага, осмысленные признанием Учителя, делают путь сознательным. Потому те, кто в Луче, путь свой знают. Хочу напомнить, что доверенным Нашим дается и Поручение. И тогда непреклонным становится шаг несущего его. Исполнители миссии Учителя на действиях своих имеют печать непреложности. Также Хочу, чтобы осознание постоянства Служения Владыке стало как бы самой природой ученика. Служу всегда, везде и во всем – в этом ключе нужно уверенно проходить жизнь. Можно ли мириться с тем, чтобы осознание этого прерывалось и время заполнялось ненужными пустяками? Но даже и пустяки оправданы, когда все делается со Мною. Утверждаю все, что творится в единении с Учителем.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 112.


Поверь, Мой друг, что в жизни этой среди ее страданья и трудов не встретишь никогда ты счастья без несчастья и радости без горя или чего-нибудь другого, не двойственного в существе своем. У света – тень, у молодости – старость, у жизни – смерть, за утром день и вечер. Так все идет, сменяясь в циклах противоречий или полюсов своих. Явления идут, сменяясь противоположностью своею. И встреча – вестник расставания, чтоб снова встретиться потом и снова разойтись. И в этой вечной смене полюсов вещей, явлений и событий земная жизнь течет, с надземным переплетаясь. Ты это знай и помни, что за полюсом явлений тяжких тебя его обратный полюс ждет, уже иной, ему контрастный, его грядущий антипод. И так во всем, и так всегда в неумолимой смене ночей и дней проявленных явлений (вещей). Себя собою отрицая и утверждая в полюсах явлений, текут они потоком бесконечным перед сознанием твоим, которое одно, но двойственное тоже всегда во всем, пока его не озарит Свет Беспредельный, Свет без тени.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 113.


Мои друзья, Мои враги насыщаются магнитом Моей ауры и следуют за Мной. И те, и другие кончают подражанием Мне. Лишь равнодушные, то есть ни горячие, ни холодные, остаются вне сферы ее воздействия и потому остаются на месте в разложении. Потому пример Савла поучителен. Потому предпочитаем ярых врагов гнилым друзьям. Враг не всегда означает сознательного служителя тьмы. Потому будьте внимательны к врагам. И друзья, и враги служат Мне. И то, что не в силах выполнить друг, часто успешно выполняет враг. Часто Используем врагов для действий полезных и нужных. Часто враги помогают обострить качество и мужество укоренить. Нельзя упускать из виду нужность и полезность врагов. Только не следует ими огорчаться. Личные огорчения могут затуманить и сделать непонятной их очередную полезность. Враги – лучшие учителя. Каждый старательно и добросовестно не жалеет времени и сил, учит чему-то. При достаточной зоркости и внимательности можно увидеть, какое именно качество укрепляет и усиливает очередной враг. Можно даже с благодарностью улыбнуться их добросовестным стараниям продвинуть дух по лестнице восхождения незнаемо для себя. О полезности врагов следует думать. Многие качества были заботливо взращены ими. Так глаз пусть остается зрячим на добро, кем и чем бы оно ни усиливалось. Вообще нужно обывательский взгляд на вещи оставить. Полезно не то, что нравится или приятно, но то, что продвигает по пути. Критерий личной приятности ложен и часто приводит к ошибочным выводам. Хорошо то, что служит и полезно для эволюции и находится в гармонии с нею. Это же мерило Прилагаем и к людям. Мягкотелая добродетель часто в смысле полезности для эволюции равна нулю. В процессе расширения сознания многие отправные точки мышления придётся изменить. Личная точка зрения в планетных масштабах совершенно неприменима. Чаша Общего Блага заменяет личное общечеловеческим. Тело – лишь временный аппарат для сношения с внешним миром и самодовлеющего значения не имеет. Ему свой срок и свое время. Смерть есть смена износившегося аппарата на более лучший и тонкий, с тем чтобы, когда придет время, получить снова и плотный аппарат, но уже более совершенный и более приспособленный к возросшим требованиям духа. Эволюция мудро ведет развитие Новой Расы. В каждом данном физическом теле развитие центров может достичь лишь определенных пределов. Потому смена тел есть нечто неизбежное и нужное крайне. Потому Говорю, что все служит мудрому нарождению Новой Расы. Нужно же, наконец, понять полезность явления смерти. В экономии природы она играет важную роль. Мудры Законы Космические, ибо в конечном результате имеют в виду Благо. Мудро Водительство иерархическое. Не может быть успокоения, когда решается участь планеты. Мужество надо держать готовым постоянно. Трудные времена. Учитель не Забыл, но Занят. И не Его внимания надо к себе требовать, но свое к Нему обратить. Учитель напряженно Устремлен вперед. Идущие за Ним устремленно, следуйте за, не Учитель за учеником, но ученик за Учителем должен находиться в следовании постоянном. Для получения непрерываемого следование непрерываемое требуется.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 114.


Друг Мой, сила духа познается лишь в трудных условиях и в них же и утверждается. Мускул, лишенный движения, атрофируется, так же и сила духа поникает при жизни безоблачной и легкой. Разлагается дух в благополучии. Отягощающие обстоятельства нужны, чтобы вызвать к действию энергии нужные, которые в противном случае обрекаются на вымирание. Именно по слабому месту должна бить жизнь, чтобы его укрепить и породить нужную силу. Но при всех обстоятельствах одно условие необходимо, а именно стойкость, или непоколебимость духа надо твердо приять, что бы ни происходило вокруг. Твердыню внутри обрести и утвердить надо. Именно без Учителя, именно, когда один, именно, когда тьма окружила и дали сокрылись во мраке, чего ждать? Победы Света над тьмою. Учитель Поставил на страже за личной ответственностью. На страже нужно достоять до конца. Пусть колеблется все, но не дух. Недопустима слабость, когда перед Учителем стоят трудности непомерные и Ему нужна поддержка. На кого Смогу опереться в час трудный, если все воины сложат оружие и поникнут духом в унынии безнадежности, не предадут ли этим Учителя и Дело Его? Потому стойте крепко. Полководец без войска – не сила. Так же и крепость неохраняемая уже не крепость. Отсюда несменный и стойкий дозор. Один в пустыне жизни, но с Владыкой, опора друзьям и врагам устрашение – так уявляется стойкость. Пламя ее – внутри, ее ощущать можно. К спокойствию стойкость прибавим. Укрыться можно лишь в башне духа, ибо спасение в ней. Как маяк света высится она во тьме окружающей, внешней, и другим светит. Велика радость, если в час нужды Могу на кого опереться как на Себя. Трудные дни протекают. Сгущена тьма. Вы, немногие устоявшие, помогите удержать равновесие планеты. Не хорошести, не святости, но стойкости и непоколебимости Требую в час темный планетный. Помогите удержать сеть Света. Неужели оставите Одного, как оставили когда-то?

Грани Агни Йоги. 1954 г. 115.


Когда становится особенно темно, подумаем о Свете. Мыслью о Свете свет к себе приближаем. И мысль становится светящейся. Но мысль окрашивает ауру и все существо человека, и мысль же его поднимает из тьмы к Свету. Я – Свет и врата к Свету. Мыслью обо Мне к Свету сознание приобщается. Быть со Мною – значит быть в Свете. Так мысль о Владыке будет подобна повороту рубильника, включившему ток Света в сеть. Все просто, ибо все в духе, и мысль царствует над всем! Царство духа есть область быстрых решений. Жить в духе – значит жить в сфере, где все возможно. Почему ограничивать возможности плотными условиями? Ведь в них даже чудо является нарушением равновесия стихий. То, что просто и естественно в тонких условиях, в плотных требует затраты энергии невероятной. В этом – преимущество тонких состояний. Чтобы коснуться их, сознание должно само утончиться и соответственно утончить свои проводники. Остается все то же, но, подобно симфонии оркестра, понимание зависит от утонченности музыкальной. Конечно, многие стороны жизни открываются для утонченного сознания, и становится оно созвучным волнам пространственного огня, то есть пламеннозвучным. Нельзя ночью судить о яркости Солнца, нужно дождаться дня. Близок День Владыки, когда Солнце увидите. А пока живите мыслью о Солнце Великого Сердца. Мысль о Владыке поможет вам донести свет ваш немеркнущим до сужденного дня. Мыслью ко Мне примкните. Мысли о Мне куют крылья духу. Помните о Владыке.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 116.


Владыка не Может оставить, но может быть оставлен. И тогда предоставляется человек самому себе. Оставление это происходит по разным причинам. Но каковы бы они ни были, не могут они быть самооправданы. Самооправдание не поможет и не в состоянии изменить следствий прискорбных и разрушительных. Если что-то отдаляет или отделяет от Владыки, значит, оно сильнее энергии серебряной нити. Подумать надо, чему даем власть над сознанием своим, чтобы могло оно затемнить самое главное. Можно жить без всего, что ныне нас окружает, и можно лишиться всего, но не серебряной нити связи с Владыкой. Все можно заменить чем-то, но что заменит порванную нить? Когда нарушается соизмеримость между самым главным и накипью жизни текущей, действительность искажается и жизнь принимает уродливые формы кривой очевидности. Призраки оживают, и делается призрачный мир суеты миром призрачной очевидности. Уже Говорил: Я – жизнь. Значит, реальное основание жизни лишь на Мне строится. Построение не на Мне, а на чем-то другом, есть построение лжи, заблуждения и мрака. Потому Должен войти Владыка во все построения жизни индивидуального сознания как Начало, утверждающее истинное соотношение вещей и явлений. Получается тогда правильное соотношение двух; «я» человека и Космоса. И находит себе человек место в последнем как его часть и как выражение Космических предначертаний, или Космической Воли. И тогда можно говорить о слиянии с Космосом или утверждении в сердце Космической Правды. Призраки наполняют жизнь, и мир живет ложью. Искажено все. Человечество утопает в нагромождениях сознания. Я – Меч сверкающий духа. Мною разрубается запутанный до невозможности узел жизненных противоречий. Или погружение в водоворот неразрешенных противоречий, или принятие в сознание Владыки как меча, разрубающего гордиев узел жизни. Примите Владыку сердцем, так, чтобы стал Он прочным, и крепким, и непрободаемым щитом между вами и кипящей пеной жизненных явлений. Так через Облик Владыки можно смотреть на жизнь, и брать жизнь, и делать ее возможной и приемлемой, не искажая пути и не отклоняясь от цели чудесной. При смене времен бредут тени людские по лику Земли, но следующие за Мною идут твердо и светло, огням сияющим подобные. Примите Владыку не мозгом, но сердцем, поставив Владыку прежде всего. Как Могу стать кормчим вашего духа, если не предадите Мне своего сознания и своего сердца? Но предавшиеся Мне могут продвигаться не смущаясь, не колеблясь, не являя сомнения. Конечно, сложна жизнь и препятствия громоздятся, как стены высокие и глухие. Но Меня призывайте чаще, себя Мне предавая. И там, где остановитесь или замедлите вы, не Промедлит Владыка и колебаний не Явит. Так предайте себя Владыке и вложите руль в Его Руку, и будет путь ваш тверд и прекрасен. Красотою достигнете и непоколебимостью дойдете, ибо с вами Я, и когда вместе, не устрашат и не остановят нас никакие призраки. Со Мною вместе стоим перед мутным потоком жизни. Его волны не захлестнут и не погасят пламени духа, ибо мы вне и над ним. В жизни, но не от жизни этой, в мире, но не от мира сего человеческой лжи и нагромождений.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 117.


Друг Мой, степени Близости, а значит и степени Руководства бывают разные. Большая Близость и Руководство дает ближайшее. Чем ближе оно, тем более затрагивает карму. Когда сознание смерти и кармы переплетаются, Руководство входит во все детали жизни ученика. И тогда Учитель Берет на себя часть его кармы. Для Руководства ближайшего требуется слияние сознаний полное. Тогда указания начинают приобретать все более индивидуальный характер. Можно дать целую книгу Записей, не вторгаясь в личную жизнь руководимого и не затрагивая ее прямо и непосредственно. Для такого тесного сотрудничества, когда указание касается всей жизни ученика, нужна очень большая степень приближения. Конечно, и вся жизнь в этом случае должна измениться соответствующим образом. Отвечаю на вопрос, почему нет прямых указаний на все случаи жизни. Указания даются при повторных событиях или в случаях, имеющих особое значение. Но не нужно ждать указаний на все, пока определенная ступень Близости еще не достигнута. Это не значит, что Учитель далек и что он не Знает, что происходит с учеником. Учитель и Видит, и Слышит, предоставляя жизни выявить себя для явления самодеятельности.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 118.


Невозможно считать исполнение желаний идеалом счастливой жизни. Желания часто не могут исполниться тотчас же в силу различных условий. Между желанием и исполнением протекает известный срок. И если он достаточно длинен, может ли поручиться желающий, что сознание его в момент назревшего исполнения не будет желать уже чего-то другого. Сознание часто перерастает желаемое, и оно становится ненужным. Часто проходит чувство, вызванное желанием. Тогда исполнение желания отягощает и становится ношей непосильной. Потому нельзя полагаться на желание оболочек и слепо следовать им. На что же можно полагаться и где те желания, которые не изменят? Опять возвращаемся к Миру Владыки и всему, что с Ним связано. В этой области можно желать огненно, не боясь, что осуществление желаний повлечет за собой пресыщение духа. Можно красиво и пламенно желать утверждения Света. Сила желания к Свету продвинет, и Свет наступит по магниту устремления. Многие люди желают, но желания их, в лучшем случае, ограничиваются одною жизнью. Почему не желать, имея перед собою длинную цепь жизней? И то, что неосуществимо в одной, делать близким и достижимым в другой. Одного желания недостаточно, оно должно сопровождаться рядом усилий или действий, приближающих его возможности. В цепи жизней осуществимо все, если желание достаточно сильно. Родители и условия жизни часто выбираются по желанию. И, наконец, надо знать, как воля может осуществлять желания духа. Желание, выраженное достаточно сильно, есть семя, бросаемое в пространство, долженствующее дать плод и выполнить желание. Зерна желаний дают всходы и плоды. Желайте четко и осмотрительно. Растущая воля имеет дар осуществления желаний. Конечно, сейчас не время для личных желаний. Конечно, тяжкие времена пройдут. Но все, связанное с желанием получения Света, даст свои благие плоды. Желайте светло и огненно, желайте возрастания духа, желайте Близости Учителя.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 119.


Друг Мой, нужно ли напоминать о том, что напряжение огненное в пространстве вызывает нагнетение событий – причина и следствие. Организм человеческий должен как-то отвечать на пространственное воздействие, и организм отвечает. Люди – создания пространственных лучей. Лучи же и отвечают. Огнеотзывчивость человека есть свойство его организма. Только реакция эта выражается в форме различной в зависимости от уровня сознания. Низкое сознание даст реакцию низкого качества и низких огней. Потому Хочу поднять общий уровень сознаний человеческих, дабы реакция общепланетная не была разрушительна в своей сущности. Если Свет, который Принес миру Спаситель, вызвал во многих бешенство и ярость низших огней, злобы и ненависти, то можно представить себе, как могут воздействовать на сознание масс идущие огненные волны. Их нельзя отвергнуть или не принять. Неведомо и незнаемо проникают они в центры человека и вызывают реакцию явленную. Тяжко напряжение в мире, и тяжко мятутся люди. Нельзя встать в стороне от воздействий огненных. Огонь или обновит и спасет, или сожжет и уничтожит в зависимости от состояния нервной системы человека. Сеть обычная необычного тока напряжения не выдерживает. Так же и нервная сеть человека – сеть света – и у организма не выдержит нагнетения огненного, если не подготовлена к тому соответственно. Не только все слабое перегорает, но и все злое, и все нечистое. Нужно очищение нервной сети, чтобы огонь воспринять безболезненно. Лучшим фильтром для огненных волн будет спокойствие и равновесие. Призма спокойствия поможет распределить пространственные волны огня, льющиеся в организм, гармонично, не нарушая его правильной поляризации. Если обычные неприятности нарушают эту поляризацию энергий в центрах, то что же тогда можно сказать об огненных волнах. Никому и ничему не дозволено нарушать спокойствия духа, ибо в равновесии духа спасение наше. Пусть люди делают, что хотят, пусть мучают и терзают вас, пусть низость свою являют, но вы, сделав все возможное, явите равновесие спасительное. Зачем же беспокоиться о невозможном, если вы не в силах ему помочь? Но равновесие и спокойствие ваши вы в силах охранить и сохранить при всяких условиях, как бы ни бесновались и неистовали окружающие вас. Тьма тоже хочет выявиться в разложении своем. Именно, дайте ей выявиться, чтобы потом, когда напряжение ее неизбежно ослабнет, подавить лучами света. Храните спокойствие любой ценой во дни напряжения огненного, что крайне необходимо. Щит спокойствия охраняет и защищает надежно. И придут, и отяготят вас, и будут дергать сознание ваше на тысячу ладов за тысячи нитей, но равновесие удержите, но сохраните спокойствие, ибо спасение в нем. Башня духа прочно может стоять лишь на этом основании. Во Мне обретете и то, и другое. Владыка пусть Будет основою спокойствия вашего. Ибо, когда колеблется все, непоколебим лишь Владыка. Ищите во Мне напряжение ее равновесия и Утвержу его вам прочно и непоколебимо. Я Сказал.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 120.


Сын Мой, что предпочтем явлению счастья Близости Владыки? Что предпочтем, с тем и останемся, но не с Владыкою. Есть вещи, совместимые с путем и не совместимые. Последних надо избегать. Сор порога вреден, ибо мешает Общению. Да! Да! Нельзя совместить легкомыслие, распущенность и восхождение духа. Аура проступков долго сопровождает совершившего их. И – благо, если они хороши и красивы. Но безобразие и ложь не от Света. Сказал: дозволено все, но не мерзость и безобразие. Есть мера вседозво-ления. Кто же думает, что можно соединить несоединимое, не от мудрости так полагает. Когда-то все же выбор придется сделать и отделить в сознании своем нужное от ненужного и Свет от тьмы. Есть поступки, и мысли, светоносные, есть поступки и мысли отемненные. Первые будем приветствовать, от вторых убережемся. Одеяние духа требует чистоты. Через чистую ауру поступление Света идет беспрепятственно. Храните ауру чистой. Пусть все отправления духа и тела будут чисты, а также и мысли, их сопровождающие. Немного внимательности и контроля, и серые пятна легко могут быть удалены из ауры. Каждая мысль не без последствий. Не поступки надо беречь, но мысли, их сопровождающие, ибо мысли окрашивают действия наши. Поступок есть следствие прошлого. Но мысли новые, связанные с поступком старым, укрепляют во зле, если они от тьмы. Однажды, приступив, ученик к Учителю, сказал: «Учитель, многое удалось мне изжить и на многие чувства наложить узду духа. Но осталось еще несколько непобежденных, что делать мне и как победить их?» Учитель Ответил: «Победа и поражение – в духе. Не проступком связан человек, но мыслями и чувствами, его вызвавшими». Потому освобождение в духе и мыслях. И в духе надо искать решение. Если проступок совершается в свободе духа от мыслей обычных и порабощающих, ранее ему сопутствовавших всегда, власти действие данное над сознанием уже не имеет. Не в рабстве, но в свободе духа учитесь совершать дела и поступки. Так можно достичь освобождения от власти низших чувств и эмоций над сознанием. Все дозволено лишь в свободе. Формула вседозволения относится к свободным духам. Менее всего ее надо понимать как попустительство и потворство неизжитым страстям. Зову к борьбе и победе над собою. Себя надо победить, иначе новому сознанию не родиться.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».