Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



12. Братство. 1937.



Братство. 510


Смысл жизни среди древних эпох понимался глубже, нежели теперь. Все замечательные открытия современности не только не сосредоточили внимания на основном значении жизни, но часто даже уводили мысль в область механической обстановки. Нужно делать усилия, чтобы направить мысль на самую основу существования. Нужно сравнить уровень мышления древних философов с направлением рассуждений современных учёных. Помимо знания многих научных достижений, философы древности умели нередко дать очень углублённые формулы жизни. Необходимо, чтобы искусство мышления снова превозмогло внешние придаточные условия бытия.

Братство. 511


Знает ли человек о размерах своей деятельности? Может ли человек определить рождение добра или зла от своих поступков, пока человеческое мышление пребывает в оковах земных? Поистине, человек не знает размеров им творимого. Только мысль о надземном беспредельном Бытии уведёт сознание из темницы, но трудно сочетать надземное с земным в человеческом представлении.

Кто умеет не опечалиться призрачными противоречиями? Кто усвоит, что «чем выше, тем труднее»? Кто не вздохнёт, что приближение к Прекрасному не легко? Правда, озарение может быть мгновенно, но это не значит, что дальнейший путь будет лёгок. В обычном земном понимании человек приближением к познанию облегчает уже свой путь, об этом нужно весьма договориться. Познание открывает пути, но было бы малодушием предполагать облегчение пути. Каждая радость создаёт новую заботу, возрастает сложность восприятий.

Говоря о Тонком Мире, люди радуются, что там мысль будет единственным двигателем. Правильно, и сказать это вовсе не трудно, но легко ли действовать мыслью? Для таких действий нужно уметь мыслить. Нужно любить процесс мышления. Среди каждой деятельности нужно найти час для нарастания мысли. К тому же нужно различать мысль, порождённую самостью, от мысли Общего Блага.

Братство. 512


Сознательная передача мысли на расстояние находится ещё в зачаточном состоянии. Каждое начинание в этом направлении должно быть приветствовано, но для широких масс это будет малоубедительно. Потому наряду с опытами должны быть широко поставлены лекции о мыслительной энергии.

Братство есть прежде всего Школа Мысли.

Братство. 513


Сознание человека есть место встречи всех Миров. В волнах созвучий, в видениях, в чувствованиях приближаются все Миры. Сокровищница доверена человеку, сохранена ли она? Космический стук может раздаваться, и горе тем, кто не примут гостя.

Люди подумают, что стук дальнего гостя есть нечто отвлечённое. Но разве врач не знает о расстройстве организма, происходящем от неуловимых причин? Просторечие предполагает болезнь души. Много таких болезней!

Братство. 514


Существовал метод лечения естественными эманациями. Больных окружали соответствующими минералами или растениями вместо принятия внутрь. Конечно, такой метод предполагал утончение восприятий. Но если люди носят магнитные кольца и прикладывают листья растений, то и окружающее вещество будет также полезно. Не нужно полагать, что прикасание металлов и приближение известных растений не действуют на человека. Люди считают такие ощущения идиосинкразиями, но тем не менее свойства минералов и растений не могут быть оспариваемы. Люди пьянеют от одного запаха спирта. Они получают лихорадку от приближения к некоторым растениям. Можно повсюду замечать воздействие эманаций. Пусть эта область человеческих взаимоотношений будет исследована.

Братство. 515


Левитация не только была известна в глубокой древности, но и понималась разумно. Среди невежества средних веков даже мысль о летательных аппаратах считалась чем-то колдовским. Только теперь люди с сожалением оглядываются на невежд средневековья и принимают воздухоплавание как нечто естественное. Но так ли мыслили деды нынешнего поколения?

Напоминаю об этом, ибо много достижений находятся в положении средневековья. Так скоро будут снимать ауры, будут измерять мысли, будут аппараты, определяющие эманации, но сейчас лишь некоторые допускают такие возможности. Ещё недавно телевизия была сказкою, люди считали её недоступною, но приняли скоро как условие их комфорта. Нужно представить, что измерения мысли и определение эманаций не будут улыбаться многим, которые привыкли даже скрывать свой возраст.

Так подумаем о счастливых возможностях, которые будут расти вместе с понятием Братства.

Братство. 516


Старинные врачи определяли качество эманаций посредством прикладывания растений и металлов. Также употребляли известные породы собак, которые весьма чутки к эманациям человека. Но теперь самые простые аппараты, вроде электрической машины, отметят на экране ритм и качество эманаций.

Братство. 517


Немыслимо не чувствовать напряжения космических токов, которые поглощают психическую энергию. Может быть некоторая сонливость, может быть как бы рассеянность, может быть невольное раздражение — поучительно наблюдать такие признаки, которые сопровождают поглощение энергии. Люди склонны приписывать их своему недомоганию, но не забудем внешние причины.

Братство. 518


Хотящий повредить струнный инструмент злобно ударит по струнам, чтобы порвать их и привести в полное расстройство. Не то же ли самое происходит, когда вражеская сила вторгается, чтобы нарушить ритм труда? Только истинные труженики понимают значение ритма, они знают, как трудно достигается такой ритм. Нарушение его иногда равняется убийству или отравлению. Рука врага именно тянется, чтобы разрушить такое одно из самых утончённых достижений человека.

Невежды скажут, что струны легко заменяются. Но даже явные струны очень разборчиво избираются музыкантом. Много тоньше строение ритма труда. Нельзя залечить такие разрушения. Братство особенно заботливо охраняет труд в его лучшем ритме. Пусть и во всех содружествах также научатся обоюдно охранять труд, в этом будет высокая мера взаимоуважения.

Братство. 519


Не думайте, что многие понимают прекрасное созвучие труда. Также немногие понимают различие между общей работой и индивидуальной; для них это просто противоречие, между тем это лишь эволюция. Люди не должны терять индивидуальности, но в хоре каждый голос служит общему успеху, и в таком понимании нужно вспомнить об основах Братства.

Братство. 520


По всему миру, во всём ищите Братство. Напрасно думать, что высшие понятия осеняют лишь в исключительных условиях.

Братство. 521


Замечательно, что физическое усилие иногда создаёт особую чёткость мысли. То же самое бывает при реакции холода или жара. Не значит ли это, что мысль есть энергия? Утверждение мысли, как и измерение энергии, дадут много новых открытий. Много особых явлений сопряжено с объединением мысли. Вы читали о явлениях, которые умножались от количества присутствующих. Вряд ли можно представить, чтобы все присутствующие мыслили объединённо. Значит, действовала энергия мысли как таковая. Поток энергии помог общению сил Тонкого Мира. При каждом сборище людей можно замечать особое сгущение пособников из Тонкого Мира. Будем надеяться, что мысль людей будет привлекать добрых пособников. Братство в своём объединённом мышлении создаёт сильный поток Блага.

Братство. 522


Некто нашёл источник целебной воды, нёс её в сосуде и в радости опрокинул драгоценную влагу. Не каждое усилие помогает мышлению, иначе все борцы были бы мыслителями. Полезно повсюду приложить соизмеримость.

Братство. 523


Мысль о помощи особенно полезна. Сам нуждающийся и стеснённый мыслит о помощи другим, такое самоотвержение есть великий пробный камень.

Братство. 524


В разных эпохах появлялись особые темы и символы, которые не могли рассматриваться как единичное творчество. Они оставались как знаки всей эпохи. Ныне особенно прозвучала тема — Атлантида. Совершенно независимо в разных частях света люди вспомнили о забытых катаклизмах. Не будем считать эти воспоминания угрозами. Мы далеки от угроз. Мы можем напомнить и остеречь, но никто из Нас не употребит мрачную силу внушения ужаса. Свободная воля остаётся отличием человека. Можно сожалеть, если эта превосходная энергия устремляет безумцев в пропасть. Можно озаботиться предупреждением, но нельзя сломить закон свободной воли. Среди судеб Атлантиды можно видеть, что предупреждения изливались щедро, но безумцы не слышали. Также и среди других эпох можно усмотреть напоминания.

Братство. 525


Атланты овладели воздухоплаванием, они умели скрещивать растения, они употребляли мощные энергии. Они знали тайны металлов. Они изощрялись в убийственных орудиях. Не напоминают ли эти достижения некоторые из иных веков?

Братство. 526


Сближение миров будет проходить под знаком науки. Следует усвоить, что многие подробности великого процесса проявляются как бы разрозненные и неожиданные. Конечно, такая кажущаяся разрозненность представляется лишь глазу человека. На самом деле система явлений очень обстоятельна. Пусть самые различные учёные ведут свои наблюдения. Ясно, что никогда до сего времени не замечалось так много феноменов учёными. Пусть они пока воспринимаются хотя бы утилитарно, главное, чтобы на научных страницах остались наблюдения. Со временем такие обрывки будут соединены в одну систему. Так можно и на отдельных фактах установить широкие области, подлежащие научному определению.

Братство. 527


Течение мысли иногда подвержено самым неожиданным воздействиям и вторжениям. Очень честный мыслитель не скроет, что дисциплина мысли бывает нарушена посторонними влияниями. Притом сила воздействия бывает настолько мощна, что сама первоначальная мысль совершенно меняет направление. Не будем судить, почему происходит такое воздействие. Может быть, сила мысли привлекает иные подобные дополнения? Может быть, происходит скрещение пространственных токов? Самое главное в том, что, очевидно, влияет посторонняя энергия. Такие наблюдения часто происходят в Братстве.

Братство. 528


Нужно всеми силами привлекать сотрудничество науки.

Братство. 529


«Привычка — вторая природа» — мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их не легко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победою над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдёте их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнёта такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь. Каждый может назвать среди известных ему людей подобных неизлечимых. Между тем для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости.

У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождении от привычек. Такие испытания должны быть неожиданными. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще от них человек защищается больше всего. Они как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорождённых привычек нет. Атавизм, и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции.

Братство. 530


При познании истинных ценностей привычки обихода будут ничтожны. Лучшее освобождение приходит при сопоставлении ничтожного с величием. Не надо думать, что не следует говорить о малом на пути к Братству. Справедливо пожалеть, что основы Содружества и Общины не поняты человечеством. Главные враги сотрудничества будут малые привычки самости.

Но можно ли мыслить о Братстве, если даже сотрудничество не осознано?

Братство. 531


Если Миры на испытании, то и каждая частица их испытывается. Можно предвидеть, что кто-то ужаснётся от такого положения. Но лишь недомыслие может препятствовать приветствовать закон эволюции. При расширении сознания можно полюбить такое непрестанное движение. Неужели лучше пребывать в несменной темнице ошибок и заблуждений? Напротив, много радостнее чуять постоянное испытание, которое порождает чувство ответственности.

При каждом сотрудничестве на пути к Братству ответственность будет основою продвижения.

Братство. 532


Эволюция, как прекрасный закон движения, должна пониматься и в отношении центров человеческого организма. Как симфония требует смены ключей, так и организм опирается на различные центры. Такая смена не будет означать отмирание одного из центров, но она будет знаком развития следующей возможности.

Обратим внимание на формулу — мысль-сердце. Пусть она не сразу будет понята; не будем насиловать мышление, но всё же некоторые устремят внимание по этому направлению — оно ведёт к Братству.

Братство. 533


Уменье не насиловать чужую волю будет одним из труднейших испытаний. Насилие не даёт доброго урожая, но нужно всё-таки вести и уберечь на опасных тропах. Много опытного и заботливого руководства нужно приложить.

Братство. 534


Неосознание Беспредельности ведёт ко многим заблуждениям. Так люди начинают воображать, что Земля есть центр Вселенной, или пытаются измерять и определять размеры проявленного Мироздания. При этом забывают, что проявленное постоянно эволюционирует. Не может быть даже момента статики. Но настолько люди проникнуты мерами земными, что они стараются подвести под них даже немеримое. Не будем пресекать все поиски. Мы радовались даже малыми полётами стратосферными, но следует остеречь от негодных заключений, среди которых Земля может оказаться центром Вселенной. Такое самомнение не прилично просвещённому учёному. Может быть, он считает каждую точку Беспредельности условным центром, но проще, что он не сознаёт Беспредельности.

Братство. 535


Многие, наверное, будут осуждать указание на постоянную эволюционность всего сущего. Но даже с точки зрения всех учёных такой процесс усовершенствования неотрицаем. Только невежды могут стараться задержать всё в бездвижении. Они будут так поступать из незнания прошлого и от неумения мыслить о будущем. Тысячи предположений могут быть предъявлены, но пусть они будут в движении, о движении и вследствие движения.

Братство, прежде всего, испытывает приближающихся на осознании движения и Беспредельности.

Братство. 536


Нельзя подражать тёмным инквизиторам, которые пытались заключить Вселенную в темницу неподвижности.

Братство. 537


Среди изречений классического мира можно находить указания на глубокие основы Бытия. Правильно сказано, что «сон подобен смерти». Уяснено в трёх словах, что оба состояния относятся к Тонкому Миру. Но такое значение забыто, и представление о неподвижности тела поставлено во главу смысла. Между тем уже в младших школах учат изречения древних. Можно при этом указать на значение слов и тем уже заложить многие верные понятия. Утвердить истину в простых словах равно явлению нестираемой скрижали.

Также зачем ограничиваться так называемым классическим миром? Можно иметь из глубин древности самые меткие изобретательные выражения, только бы знать многие значения старых наречий.

Братство. 538


Правильно похвалить аюрведическую медицину. Нужно понять, как многие тысячи лет оставили наслоения опыта и мудрости. Но не будем, по примеру невежд, мертвенно разделять гомеопатию от аллопатии. Не будем забывать накоплений Китая и Тибета. Каждый народ имел особые угрожающие опасности и особенно озаботился противостать им. Так будет врачом-победителем тот, кто соберёт лучшие цветы.

Братство. 539


Братство иногда называлось целительною Общиною. Такое наименование имеет двоякое значение. Действительно, Братство, прежде всего, заботится о целительных началах и между своими сочленами устанавливает их. Каждое Братство, как истинное единение, уже будет носителем здоровья. Следует обращать внимание, насколько совместное житьё обоюдно укрепляет состояние организма, если осознана гармония. Пусть такое начало взаимного укрепления исследуется наукою. Особенно поучительно наблюдать, как даже в телесном отношении взаимопомощь имеет великий смысл. Если могут быть ненасытные вампиры, то также могут быть и неистощимые благодетели.

Братство Благодетелей есть Твердыня непобедимая.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».