Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1972.



Грани Агни Йоги. 1972 г. 451. (Гуру).


Если вода долбит камень, то и мысли упорства освободить сознание от всякой скверны не могут не принести своих благодетельных результатов. Надо лишь неотступность явить и устремление к свободе. Знаете многие примеры этой победы духа над немощью низших его оболочек. По пути указуемому, пройденному раньше другими, куда легче идти, чем прорубать целину. А путь этот был Указан людям давно, Указан Сказавшим: «Я Есть Путь, Истина и Жизнь».

Грани Агни Йоги. 1972 г. 452. (Авг. 11).


При утверждении контроля над мыслями очень важно, чтобы мысль попала под луч сознания. Будучи таким образом освещена, она выявляет свою сущность и сгорает под лучом, если негодная. При этом нетрудно отмечать, сколько мыслей негожих пытаются вторгнуться в сознание и угнездиться в нем. Подбрасываемые и раздуваемые темными мысли выявляются тут же, и облегчается с ними борьба. Когда такая зоркая настороженность уявлена в применении, можно ее углубить и внимательно наблюдать за своими чувствами и их характером, не дозволяя, чтобы несветлые чувствования и переживания омрачали ауру. Окажется, что множество мелких эмоций постоянно стремится нарушить гармоническое и спокойное состояние ауры. Даже при малом раздражении и прочих чувствах несветлых заградительная сеть ослабевает и выжигается фосфорная ткань нервов. От подобных эмоций человек может бесконечно устать и чувствовать себя совершенно разбитым, если они достаточно сильны и дисгармоничны. Значит, самоконтроль означает и охрану здоровья. Узда на всех чувствах ученика является ступенью, не одолев которой не может он двинуться дальше. «Спокойствие есть венец духа». Равновесие, утвержденное прочно, мощною охраною служит от вторжения хаотических волн беспокойного моря людского. Как же неотложно, спешно и настоятельно нужно утвердить в себе эти великие качества – спокойствие и равновесие. И можно ли променять их на что-либо или принести в жертву разным мелким и крупным переживаниям, в которых утопают обычные люди. Спокойствие достигается большою ценой и готовностью ради него пожертвовать всем, что его нарушает.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 453. (М. А. Й.).


Из малых песчинок складывается огромная гора. Из малых и маломалейших усилий и каждодневных побед над собою, пусть даже будут они очень малы, складывается великое достижение. Когда Владыка Сказал: «Пусть путь будет победным», имел Он в виду победную каждодневность над, казалось бы, малыми вещами, которая со временем вырастает в дела большие и великие. С мелкими мыслями и чувствами много труднее бороться, чем с большими. Зато и победа над ними приводит к следствиям, имеющим огромное значение.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 454. (Гуру).


Каждая мысль, допущенная когда-то во внутренний мир человека, рано или поздно, но предъявит ему свой законный счет и потребует себе место в его сознании, чтобы воздействовать на него согласно своему характеру. Вот при таком предъявлении прежних счетов нужны особая зоркость и настороженность, чтобы встретить незваную гостью во всеоружии той ступени, которой достиг дух. Если мысль нехорошая и достигнутой ступени не соответствует, она или испепеляется или просто изгоняется из поля сознания. Если она хороша, то принимается и усиливается уже самим фактом приемлемости, находясь вне поля сознания, и хорошие и плохие мысли растут, и потому приходится сталкиваться с этими, но уже возросшими и усилившимися, мыслями, идущими из прошлого. Им можно порадоваться, если они от Света, и встретить в штыки, если от тьмы. Многое, что могло быть допущено в прошлом, совершенно недопустимо на новой, достигнутой духом, ступени, и потому в отношении этих мыслей требуются особые зоркость и внимательность.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 455. (Авг. 12).


Положение в мире будет все время ухудшаться, пока не совершится Приход. И удивляться этому не будем. Надо, чтобы дух пробудился. Удары по веществу материи должны возрастать, чтобы пробить ее толщу и духа коснуться. Толстокожие люди малочувствительны к этим ударам. Их ничем не пробьешь. Нужны очень сильные потрясения и бедствия, чтобы проснулись. Безумцы стоят в некоторых странах у власти. Безумна политика их. Не останавливаются перед самыми чудовищными преступлениями. Человеконенавистничество, разрушения, смерть несут они людям.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 456. (М. А. Й.).


Разделение человечества по полюсам – Свет и тьма – еще не закончилось. Каждый день его углубляет и будет углублять, пока пропасть между полюсами не станет непроходимой. И тогда те, кто на стороне тьмы, предадутся ей безвозвратно. Для кого-то уже уготовано место на Сатурне. Можно представить себе, как очистится атмосфера планеты, когда негодные уйдут навсегда. Сейчас еще сильны и делают много зла, но приближается конец их властвованию. Свет-победитель изгонит тьму и тех, кто себя тьме предал.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 457. (Гуру).


Стойкость непоколебимая духа нужна, чтобы выдержать до конца. Помимо ужасов, внешне творимых, ратники тьмы, которые очень активны и в мире астральном, яро набрасываются на каждого воина Света, на каждого светляка, чтобы Свет в них погасить. Усилия их длительны, упорны и беспощадны. Хищною стаей сторожат вокруг, выискивая каждое слабое место, чтобы вонзить свои когти. Бодрствуйте духом. Бдительность нужна постоянная и крепкая как сталь. Видите на множестве мелочей, как охотятся за вами, как используют всех, и друзей и врагов, чтобы внушить им мысль и действия, могущие вам повредить, как каждое обстоятельство поворачивают против и как, в одном получив отпор, выискивают тотчас же другое. Станьте еще ближе к Владыке, так, чтобы врагу не протесниться.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 458. (Авг. 13).


Формула «да минует меня Чаша сия» характерна для высших ступеней служения человечеству, когда долг выполняется до конца. На начальных ступенях заметны стремление к учительствованию, наставничеству, желание иметь как можно больше учеников и всех поучать. Ответственность и бремя наставничества не осознанны, забота течет о себе, для собственного самоудовлетворения. Происходит явление себеслужения. И только когда понимается, какое бремя и какую ответственность берет на себя тот, кто хочет быть истинным наставником, начинается служение Свету. Тогда прекращается «зазывание на свой двор», исчезает желание всех поучать и формула «да минует меня Чаша сия» становится спутницей духа, несущего Земле Свет. И встречи тогда, проходящие под этим знаком, приобретают другое значение. Не легки они несущему Свет, ибо часто обременяют и отягощают непомерно, ибо велика усталость от них и часто заканчивается заболеванием вследствие перерасхода психической энергии. Приходящие и берущие ее не понимают, ибо ослеплены хорошестью своею и не подозревают, как неистово поглощают они чужую энергию. Ведь они так устремлены и так хотят знать, что подобные соображения им даже не приходят в голову. Бережность в отношении того, от кого они получают, явление редкое необычайно. Обычно требуют: дай, дай, дай, а имеют ли право на получение и понимают ли, чего это стоит дающему, до сознания получающих не доходит. Рамакришну «растерзали его почитатели». Пусть это постоянным напоминанием будет того, что выдача психической энергии сверх меры законной недопустима. Может быть, поймете сейчас, чего стоили Матери Агни Йоги обращающиеся к Ней и почему Она так ценила твои письма, не требующие от Нее ничего. Бережность к расходованию драгоценной мощи Учителя указывает на высокую степень сознательности ученика и на право его стать еще ближе.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 459. (М. А. Й.).


Благо стремящимся что-либо принести Учителю самим, прежде чем взять у Него. Благо что-то Учителю приносящим. Принесший всегда получает, ибо имеет на это законное право. Понимание этого можно расширить и даже при каждодневном Общении стараться что-то принести, хотя бы немногое. Указание о приносимых корзинах и кувшинах можно понять еще глубже и шире и знать непреложно, что приносящий получает всегда. Правильно и ко времени вспомнили слова: «Что еще могу принести Тебе, Владыка?»

Грани Агни Йоги. 1972 г. 460. (Гуру).


Благо вам, если есть в вас нужда и вы можете насытить голод духа обращающихся к вам. Но выдача – по сознанию. Выдавать по сознанию – значит думать не о себе, не о том, что наполняет в данный момент ваши мысли, но думать о нем, обратившемся к вам за помощью. Это уже требует известной степени самоотрешения. Негоже уподобиться глухарю, закрывшему уши ко всему окружающему и знающему, как вести лишь свою песню. Много чуткой самоотверженности надо явить, оказывая нуждающимся духовную помощь. И тут основным условием будет формула: «Отвергнись от себя».

Грани Агни Йоги. 1972 г. 461. (Авг. 14).


Ясночувства развиваются медленно. Форсировать нельзя. Требуется пробуждение центров. В условиях города зажженные центры дадут обострение восприятий, а значит, и зараженной атмосферы людского скопища, что вызовет целый ряд нежелательных явлений. Потому лучше искусственно чувства не обострять и к этому не стремиться. Все придет в свое время, когда создадутся нужные и благоприятные условия.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 462. (М. А. Й.).


Но стремиться к очищению сознания от всякого сора, к контролю над мыслями и овладению своими чувствами и эмоциями можно всегда, во всяких условиях и без всякого вреда для своей психики и здоровья. И достижения в этом направлении много ценнее, чем какие-либо феномены психизма, которые вредны безусловно.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 463. (Гуру).


«Румяная добродетель» и суровая огненная власть над чувствами и собою общего между собой ничего не имеют. Слишком уж много лицемерия, мягкотелости, постного масла и клерикального душка заключено в первой. Но незаметна и невидима миру суровая огненная дисциплина духа. Особенность ее в том, что не перед людьми, но повседневно перед ликом пространства научает себя ученик. Поступая наедине, показывает знание Основ в практическом применении этого знания в жизни. Самым лучшим каждодневным приношением Владыке будет каждодневная, постоянно усиливающаяся светоносность ауры ученика. Каждая добавленная к ней искорка Света и будет теми дарами духа, которые люди заменили приношением металла, драгоценных камней и всякого рода пожертвований. Вещи куда легче принести в храм, чем поступиться «тараканами за пазухой», то есть маломалейшим своим недостатком или слабостью.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 464. (Авг. 15).


Раньше считали, что гнев Божий проявляется в различных бедствиях: эпидемиях, засухе, наводнениях, землетрясениях, войнах и прочих несчастьях, которые обрушивались на людей, забывших о Боге. Теперь можно пояснить, что микрокосм и макрокосм связаны тесно и что микрокосм человеческий наделен мощными энергиями. Когда сознание отвращается от Высшего Мира и Иерархии Света и нарушает гармоническую связь с макрокосмом, разновесие это действует на природу, на все, что окружает человека, на подземный огонь, на стихии, и человечество в целом становится разрушителем планетных устоев и здоровья Земли. Обратный удар стихий может быть страшен. И никакая техника не спасет от расплаты за злые дела человеческие. Словно безумие овладело миром: омертвляются реки, озера, водоемы. Уничтожаются безответственно животный и растительный миры. Отравляются почва и атмосфера, и чудовищная жестокость и воображаемая безнаказанность руководят действиями безумцев. Но следствий не отвратить. И бессильны люди перед мощью стихий, выведенных из равновесия. Знаки и предупреждения даются, но видеть их не желают, а главное, не хотят знать и верить, что, отвратившись от Сил Высших, Сил Света, силы тьмы, разложения и уничтожения на себя навлекают, вызывая их к ярому выявлению.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 465. (М. А. Й.).


Книги о Гуру выходят ко времени. Мало его остается для прожигания масла в лампадах. Коротко время. И Сроки подходят. Но молчит дух человеческий. А так как молчит, то удары пробуждающие становятся неотвратимыми. И чем больше упорства и непонимания явят люди происходящему, тем мощнее будут эти удары. И надо во всеоружии быть, чтобы встретить стихийные волны в готовности духа. Тем Говорю, кто уши имеет, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть нависшую над миром опасность.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 466. (Гуру).


Жизнь – это лучшая школа. И заметить нетрудно, как при достаточном устремлении и постоянстве каждодневно даются все новые и новые уроки, расширяющие сознание и приносящие новый опыт и знания. Каждый урок отличен один от другого. Даже при повторности есть в нем новизна. И никакие теории и абстрактное знание не заменят жизни и того, что она дает и чему учит. Конечно, и в этом Рука Учителя, ибо Он Направляет течение жизни ученика. Не забыты, не оставлены, но в постоянной заботе Учителя Света дети Его.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 467. (Авг. 16).


Сокровищница Наша неисчерпаема, но доступ в нее открыт не всегда, а если и открыт, то не всегда одинаков – иногда легок, иногда труден. Причин к тому много: состояние пространства и характер токов, состояние организма, условия среды окружающей, мысли людские и так далее. И все же при устремлении воспринимать можно почти всегда. Ритм помогает. Установленный прочно, как на крыльях несет.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 468. (М. А. Й.).


Внешняя сторона жизни Гуру всей сокровенной глубины внутренней не отражала. Потому писать о нем можно, касаясь той или другой стороны, но никогда не проникая в то, что скрыто от глаз посторонних. «Много тайн в жизни Архата». Он может иногда кое-что выдать, но лишь в пределах дозволенного. Огненная печать крепка на устах. Вот почему все попытки описания жизни Архатов неполны и несовершенны. И лишь стоящие на той же ступени лестницы жизни, как и они, могут коснуться сокровенного, но и то лишь в допущенных Учителем Света границах. Знаете случай, о котором рассказывал Юрий, когда он, будучи еще совсем мальчиком, заснул в кабинете отца и, проснувшись, увидел, как в кабинет сквозь стену вошел человек в восточном одеянии и имел долгую беседу с его отцом. Потом Юрий был спрошен, как очутился он в кабинете, и сказано ему было, что ему там не место. Где и когда и в какой биографии может быть помещена подобная вещь! Да, «много тайн в жизни Архата».

Грани Агни Йоги. 1972 г. 469. (Гуру).


Если считать, что в каждом данном воплощении выявляется лишь только часть сокровенной сущности человека, то можно представить себе, какова же она во всей своей полноте и целостности, когда плотная оболочка не может даже вместить и выявить всех его накоплений. Невозможно судить по внешней стороне жизни Архата о его внутренней сущности, не умаляя ее. Символ преображения Спасителя указывает на то, что глаза Его учеников не в состоянии были выдержать ослепительного сияния Света Его Сокровенной Сущности.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 470. (Авг. 17).


Мелькающий, как в калейдоскопе, поток планетных событий и того, что происходит в личной жизни: войн, бедствий, падения условных ценностей и неустойчивости всего и во всем, переменчивости в состояниях астрала и настроений, – должен еще более утверждать в том, что поток, несущийся мимо, не может затронуть Безмолвного Рекордера внутри. Основание и Основы следует очень беречь от натиска вышедших из равновесия стихий и вторжения хаоса. Все пройдет, дух пребудет. Нельзя опираться ни на что преходящее. Цитадель духа охраняется крепко. А все, что так тяжко ложится на сердце и обременяет его, – только ступени, или подножие, или упор для ноги по пути восхождения духа. Только так утверждаясь, можно понять значение преходящего и ценность того, чему учит человека мир плотный. Когда было Сказано людям, что Царство духа не от мира сего, этим Указывалось на сущность непреходящего.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 471. (Гуру).


Жизнеописание Носителей Света очень нужно для того, чтобы показать людям наглядно и воочию, как надо жить, устремляться и трудиться на Земле для Общего Блага. Слова могут быть бессильны, но пример применения на практике, в жизни обычной, Велений Учения Жизни неотрицаемо убедителен. Указано ясно: «рукой и ногой человеческой». И не абстрактное теоретизирование, но действия чисто земные, насыщенные огненной целеустремленностью, убедительнее всех слов. «Проповедь отошла, осталась жизнь». Так, изучая земную жизнь Служителей Света и Им подражая твердо и неуклонно, находите ту узкую тропу, которая ведет в Свет.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 472. (М. А. Й.).


Трудность написать биографию Посланника Света заключается в том, что всей глубины Его духа нельзя постичь уровнем сознания биографа, орбитой которого ограничено его понимание. И все пояснения, все толкования, все попытки дать яркий и впечатляющий Образ Посланника за пределы высоты духа самого жизнеописателя не выходят. Возможны и другие, чисто внешние, сторонние ограничения. Но бывают и исключения, когда пишущий находится в тесном духовном контакте с Посланником или вдохновляется по Лучам Иерархии, тогда в такой биографии можно найти глубины, превосходящие глубину сознания автора книги. И об этих глубинах можно лишь сердцем судить. Полную исчерпывающую биографию Гуру дать людям время еще не пришло. Но то, что дается, нужно неотложно и срочно, ибо приблизились сроки.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 473. (Авг. 18).


О чем же писать? О неизбежности огненной. Вот уже и настала она. И небывалая засуха, поразившая весь центральный район многострадальной Родины вашей, есть результат столкновения пространственных огненных энергий с дисгармоничным состоянием планеты. Неуравновесие этих сочетаний охватывает всю Землю, но проявляется в формах различных, вплоть до расстройств психических. Особенно болезненно реагируют чуткие организмы, несущие на себе усиленную нагрузку. И даже разрушители темные не могут похвастаться тем, что они счастливы. Ищут спасения в наркомании и всевозможных эксцессах. Счастье – в духе, но отвергается дух, и потому ушло счастье. Тяжек этот переходный период от тьмы прошлого к Свету будущего. Спасение от губительных огненных волн – только в духе.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 474. (М. А. Й.).


Трудность воздействия на людей в том, что сверх вместимости сознания своего не могут воспринимать. А надо, чтобы устремление к восприятию исходило изнутри. Внешнее и насильственное только лишь скользит по поверхности, не проникая внутрь и не оставляя следа. И тогда только мощные стихийные воздействия и удары могут пробудить дух. Отсюда и происходящее на Земле. Не было времени такого тяжкого и столь напряженного. Планета больна. И вывести ее может из этого состояния лишь противоположная поляризация сознания человечества, которое ввергло дом свой земной в разорение и бедствия. А дома другого, столь хорошо приспособленного для жизни, в Космосе нет для землян. И сколько эонов потребуется для того, чтобы остатки человечества, уцелевшие от угрожающей Земле гибели, могли приспособиться к новой планете.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 475. (Гуру).


Безответственность людей за планету, за дом свой земной, есть результат невежества и незнания. Но как же дать знание, если глухи и слепы земляне ко всем грозным знакам и предупреждениям, которые щедро посылаются им. Дано Великое Учение Жизни, и мощно насыщается им пространство. В этой нужной, важной и срочной работе по цементированию пространства может помогать Нам каждый, кто знает Учение Жизни. Подобно лучам во тьму, вонзаются мысли Света во мрак, окутавший Землю, и рассеивают его. Не пропадают бесследно ни одно усилие, ни одна попытка, ни одно устремление, ни одна искорка Света, но все вносит свою долю в великое строительство Нового Мира.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 476. (Авг. 19).


Давление становится невыносимым. Многие организмы уже перегорают. Смерть снимает обильную жатву. Ощущение этой пространственной тягости приписывают чему угодно, но только не ее действительной причине. А причина вся в том, что неуравновесие планеты порождено духом человечества, его коллективной мощью, направленной не на созидание, но на разрушение. И, подобно тому как физическое тело человека теряет равновесие и заболевает, вследствие нарушения законов природы, точно так же заболевает и Земля, на которой он живет и которая чутко реагирует на нарушение человеческих законов гармонии и согласованности. Если люди отвращаются от Высшего, они обращаются к низшему. Если отвращаются от Света, обращаются во тьму. Но тьма разрушительна и дисгармонична. Болезни, бедствия, войны, наводнения, засуха, ураганы, землетрясения есть следствия воздействия дисгармоничных и разрушительных энергий человечества на природу. Даже цветы вянут и погибают от влияния на них вредоносной и темной ауры человека и болеют животные. Но какова же коллективная мощь всех людей в целом, если она устремлена на разрушение, вражду, самоистребление и лишена доброй, строительной согласованности!

Грани Агни Йоги. 1972 г. 477. (М. А. Й.)


Но близятся сроки. Но идущие огненные волны не остановить ничем. Но или придется их духом принять и трансмутировать во благо, или их мощь, отвергнутая и непринятая, ринется на разрушение. Или принять Свет, или погибнуть во тьме, под яростью ударов стихий, выведенных из равновесия злой волей человека.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 478. (Гуру).


Нарушая закон духа и Света, убивая, разрушая и утверждая неистовое человеконенавистничество, думают эти преступники против Земли и Неба, что защищены денежными мешками и что могут уйти от ответственности и остаться безнаказанными. Напрасны надежды. Придется за все отвечать, содеянное ими, и полностью оплатить. Ужасна участь этих цивилизованных делателей зла.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 479. (Авг. 20).


Когда Мир Мой и Мое займут в сознании вашем первенствующее место, отодвинув мир ваш и ваше на задний план, к постижению Истины приблизитесь небывало. Иначе шум и сутолока торжествующей суеты заглушат Мои Зовы. Надо также усвоить практически, что отвергать жизнь земную с ее обязанностями и долгом нельзя, но что надо научиться сочетать земное и высшее гармонически, не забывая при этом, что путь к вершинам познания лежит по Земле. Когда осознанны цель и путь к ней, можно идти, твердо ступая. Во времени совершенно забывается, что ел, и что пил, и как протекала обывательская сторона жизни какого-нибудь землянина, скажем, две или три тысячи лет тому назад, но не забываются идеи и мысли Великих Духов, принесенные Ими в мир, или великие произведения искусства и подвиги. Так, действия и плоды труда рук человеческих разделяются на короткие и малые, ограниченные данным воплощением человека, и длительные, уходящие далеко за пределы одной жизни и питающие множество людей на протяжении долгих столетий. Многие легенды крепко хранят память о жизни и подвигах народных героев и великих, самоотверженных деяниях духа. Так и в жизни своей можно сурово отделить дела короткие и обычные текущего дня от дел длительных и вневременных, уводящих дух на путь Беспредельности. Вечная жизнь духа, заповеданная людям всеми Великими Учениями Мира, не сказка, но огненная действительность Высшего Мира, сужденная человечеству от начала времен.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 480. (М. А. Й.).


Возлюбивший кого-нибудь и что-нибудь больше Владыки «несть Его достоин». Так, любовь к Позвавшему, которая превыше всего, скорее и ближе всего приближает к Нему и ставит сознание в непосредственное с Ним соприкосновение. Непосредственное означает – без всяких посредников. Когда оно достигнуто, поступление мыслей, идущих из неиссякаемого Источника Жизни, льется широким потоком в сознание человека, научившегося любить. Но коротки чувства людские. Полюбить на всю жизнь, на все время, навсегда, и пронести эту любовь через жизнь на Земле и в Мирах, и нести ее неумаленной через все воплощения – значит найти узкую тропу, ведущую в Беспредельность, и восходить по этому звездному пути, не имеющему конца.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».