Можно рассматривать ряд воплощений как ряд отдельных жизней, но лучше смотреть на смену воплощений как на одну жизнь. Правда, жизнь одна, и с момента овладения человеческим сознанием жизнь не прекращается со всеми последствиями, и окружающие космические токи вызывают единообразные ощущения в разных фазах жизни. Это одно из самых связующих жизни обстоятельств, доказывающее одно природное начало. Промежутки воплощений можно называть сном или днём, это зависит от точки зрения. В прошлом может быть это сон, в будущем может быть день. Это зависит от успеха эволюции.
Можно наблюдать, как через многие века наступает тождественное ощущение при подобной вибрации. Эти наблюдения полезны, чтобы понять неделимость жизни. Если бы люди могли скорее вместить неделимость жизни, они усвоили бы целесообразность и ответственность.
В древнейших заветах указаны день и ночь Брамы — это, казалось бы, даёт объяснение состояниям жизни, но после Атлантиды появилось неразумное понятие смерти и земная жизнь заключилась в раковину предрассудка. Появилось отрицание вместо познавания. Между тем день и ночь Брамы начинается между каждым биением пульса. Сперва промежутки пульса, затем промежутки телесного сна, а потом телесного и тонкого состояния, и так до пульса Манвантары.
Человек должен изменить своё сознание, введя себя в цепь неразрывных сознаний. Путь расширения сознания даёт ступень осознания каждого шага жизни. Это же создаёт ту необычность, о которой Мы уже говорили. Такая необычность есть лишь правда!
Однажды французский вельможа сказал гр. Сен-Жермену: «Не приложу ума понять всю чепуху, которая около Вас происходит». Сен-Жермен ответил: «Не трудно понять мою чепуху, если ей уделите столько же внимания, как и своей; если прочтёте мои представления с тем же вниманием, как и список придворных танцоров. Но беда в том, что порядок менуэта будет для вас значительнее, нежели целость Земли».
В этом слове заключается и беда нашего времени. Мы имеем несчётное время для всяких подлых занятий, но не находим часа для наиболее важного.
Не случайно Говорю о сознании служения, именно это сознание уничтожает обычность атмосферы и даёт согласие для выполнения задачи. Можно лечить нервы дисциплиною, но сознание служения есть лучшая дисциплина.
Огонь нуждается в приёмах осмотрительности, это качество нужно развивать, и служение есть мера зоркости. Как лепестки цветка закрываются и поникают от грубого касания, так закрывается лотос охранения, когда неистовая угроза поражает пространство. Как заботливый работник Зову сотрудников для несения сокровища.
Керуб изображался с крыльями без прочих человеческих конечностей. Это могло быть символом нечеловеческой эволюции. Но Будда уже изображался в человеческом облике с лучами оплечий. К полной человеческой природе добавлено одоление стихии, и в этом подвиг. Но люди не могут оценить подвиг естеством человеческим. Если они получают представление о лучах оплечий, они немедленно начинают уничтожать смысл других конечностей. Получается карикатура керуба с безжизненными колбасами — полная оторванность от земли без всякого смысла.
Потому Нами принято сперва закалить на чередовании неожиданностей, затем уничтожить чувство личной собственности, затем дать поручение особой опасности, и после этих очищений принято обратить к земле, где среди кажущихся обычных условий происходит высшая необычность. Можно представить качество крыльев, когда тело находится среди несовершенства окружающих, крылья расцветают всеми сияниями от ударов людей.
Когда спросили райскую птицу — откуда её блестящее оперение? — она ответила — «множество отравленных стрел скользило по мне, и сильнейший яд дал лучшую окраску». Так будем благодарить стрелков!
Можно заметить много малых феноменов там, где астральный мир близок. Сперва Мы разрушили очарование Астрального мира, чтобы Майя не угрожала, но лишь создался взгляд правильный, Мы снова уделили внимание астpалу. Уже без отвращения и без очарования будем Мы рассматривать тонкое тело во имя эволюции. Физическое тело поглотило астрал, как толстая кора поглощает эпидерму сока дерева. Тело развратило астрал, но если дать астралу возможность окрепнуть, он предъявит телу справедливые условия.
Как парус, наполненный бурею, так несётся Наш корабль. Усмотреть можно, насколько каждое прошлое положение было проще настоящего. Это не значит, что настоящее тяжело и плохо, — это развитие действий. Когда засада ждёт врага, передаётся приказ — не шумите. Так лишь незнающий только повышает голос, но воины блюдут тишину, ибо знают, что крик — их гибель.
Удостоверяю, насколько положение может быть блестящим, но тонкость чеканки вершит творение. Учитель радуется каждому движению по правильному направлению. Может ли сказанное касаться каждого шага? Только вехи Могу поставить, таков закон.
Боль есть органический факт и не может быть уничтожена сама по себе. Конечно, можно заменить боль наркотиком или волевым приказом. Зато можно перевести боль на другое сознательное существо. Применялось издавна групповое восприятие боли, как, например, в Египте при болезни фараона, но не часто получался полный эффект, ибо требовалось не только согласие, но и стихийное объединение группы.
Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звёздах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное, не засорить и не запугать их.
Так как Мы достаточно говорили о насущности Агни Йоги, то, конечно, не для зрителей нужно готовить чуткие организмы, но для жизни, как овладетелей суждённого пути.
Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не Говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребёнка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни Йогов, но лишь открыть им путь, — космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте.
Изворотливость и находчивость совершенно разные свойства. Изворотливость — защита, лукавство, окаменение. Находчивость — будущее, движение, преданность. Никто не порицает за находчивость. Когда корабль стремится к назначению, не всё ли равно, идёт ли он правым или левым бортом? Когда он лавирует против ветра, никто не изумляется зигзагам сложного пути, ведь всё-таки он преодолевает препятствия. Явление изворотливости, наоборот, вызывает отвращение. Можно видеть, что изворотливость не имеет назначения, она лишь отстаивает настоящее, она символ несуществующего.
Нужно оценить огонь находчивости. Если мы посмотрим, когда зажигается огонь, то много лучшего пламени будет сопровождать мужество и находчивость.
Утверждаю, что радость работы есть лучшее пламя духа. Явление радости сопровождается усилением работы центров. Много подвигов совершено явлением радости.
Урочный час нужно понять для самой основы совершаемого, ибо часто относят к подробностям и, не видя их, забывают об основе. И что же нам охранять — подробности или основу? Нужно помнить, что подробности часто губили основу, ибо люди держатся лучше около призраков, нежели следуют основе мирового значения.
Подвиг, синтез и настороженная зоркость выражаются трёхцветным пламенем. Подвиг — серебряное, синтез — зелёное и настороженность — жёлтое. Эта триада достигается упражнением сознания в различных условиях жизни. Можно указать на эту триаду как на овладение условием самопожертвования.
«Чаша подвига» — так называется часть древней мистерии. Сосуд четырёхгранный наполнялся гранатовым соком. Внутренность сосуда была покрыта серебром и внешность красной медью. Утверждение подвига сопровождалось возношением чаши. После сок выливался на четыре стороны, как готовность служить благу без ограничений.
Удовлетворение не живёт в Нашем доме. Кто из Нас может быть удовлетворён? Сама стремительность мироздания вопиет против удовлетворённости. Неужели радость в завершении? Мы движимы радостью начала. Это не абстракция. Начало отвечает движению, и линия продолжения создаётся инерцией. Удар начала — Наш колокол. Если Мы отнимем от мира начинания Наши, значительная часть ткани мира исказится.
Кто может рок изменить? И где упор? Лишь на мысли. Не верят люди мысли достаточно. Воля людей застёгнута на семь застёжек. Человек говорит — я собрал всю мою волю. Между тем в это время он и боялся, и сомневался, и ненавидел, и шатался. Так не действует воля. Она может послать стрелу, лишь когда все тяжести сняты. Называли это свойство бесстрастием, но это неверно, лучше определить как освобождение. Возьмём пример стрелка. Если он будет навязывать в разных местах стрелы предметы всякого веса, то полёт стрелы не станет вернее. Если бы люди научились сравнивать свои внутренние действия с физическими явлениями, они значительно бы обогатили своё сознание.
Если собрать всю волю, то всё-таки нельзя вызвать огонь пространства. Эти явления стихии не подчинены приказу, но вырастают из расширения сознания. Называем сознание Нашим садом, где растут плоды труда. Работа над расширением сознания происходит на двух планах. Каждый план не сливается с прочими явлениями жизни. Как ход подземный не затрагивает растительность и как метеор не зависит от погоды. Люди трудно понимают эти наслоения двух планов. Требуется настороженность сознания, но мало кто владеет ею. Каждый феномен огня не только требует физических условий, но зависит от состояния сознания. Неожиданность феноменов не так трудно объяснить, стоит без предрассудков заглянуть в своё сознание и уловить бывшие физические условия. Можно будет заметить замыкание тока, которое даст явление.
Вы видели расцвет третьего глаза, не легко увидеть сияние психической энергии. Мы пользуемся стеснением атмосферы, чтобы помочь уявить утверждение сознания. Существующее в глубине сознания нужно вызывать. Все ступени накопления нелегки. Нельзя насиловать рост завоевания психической энергии. Круг третьего глаза труден. Это единение с пространственным огнём недалеко от желёз, которые наполнены проводами центров.
Три огня, затем чаша подвига и третий глаз — это часть мистерии Нашей. После нужен покой не менее четырёх дней.
Советую наблюдать, при каких действиях и мыслях являются звёзды, их окраску и величину, эти указания как благость миров. Пространственный огонь как бы металлизируется, и жизнь наполняется сиянием праны действительности. Лишь остаётся следить за знаками без предубеждения и замечать, к которой мысли они относятся.
Конечно, они довольно обычны для психоглаза, но не следует утопать в обычности. Лишь для слабых ежедневная работа над Учением скучна. Искры Космоса неповторяемы. Можно дать целую главу наблюдений над звёздами.
«И тростью смешал все начертания на песке» — в этом движении вся щедрость Учителя, всё Его богатство, всё забвение прошлого и стремление в будущее. Но люди, как Сказал, из всего делают обычное; не только личное, не только государственное, даже духовное не может быть продолжено со всем энтузиазмом. Но ежедневная работа, освящённая Именем Учителя, не будет обычною или томительною. Если же забудем, для чего трудимся, то скука покроет нас саваном разложения, и все шуты мира не вызовут улыбки. Как напомнить о каждодневной работе Учителя, когда Его творчество разметается в пространство и вихри уносят начертания, но с улыбкою смешивает знаки Учитель, ибо Он не утомится рассыпать искры подвига.
Многоцветные искры приобщают нас к пространственному сознанию. Но огонь Космоса не может быть явлен в полной мере, иначе испепелится естество человеческое. Разве только кто посвятит себя огню, в естестве проходя все ступени приближения к стихии.
Также и в изучении основ жизни можно дать разноцветные знаки основ, но всё Учение не должно и не может быть изложено, ибо вся жизнь не вмещается в листы, и Учение не имеет в виду творить заводные статуи. Истинно, ни один Учитель не оставил законченного свода Учения. Подобная законченность противоречила бы Беспредельности и предполагала бы полную ограниченность последователей.
Мы можем указывать направление. Мы можем звать летать. Мы можем утвердить труд. Мы можем указывать свет, но пути и способы не должны быть рабством. Расширенное сознание укажет, где карма должна остаться невредимой. Невредимость кармы есть забота каждого сообщающего основы Учения. Набросить непомерную тяжесть непростительно. Миновать возможности недостойно.
Учитель направляет течение сознания. Пусть ученик не замечает касаний. Так каждый вступит в область Учения как в жизнь, не отклонившись, но для этого надо перечитывать Учение в разных состояниях духа. Будет ошибкой уделять Учению лишь состояние покоя или возвышенности. Всепроникающий огонь есть лучший символ Учения.
Через три столетия после ухода Благословенного Учение уже наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл Учения, потому теперь Зовём к особой терпимости, отклоняя споры.
Спросят — как защищать Учение, не отвечая на нападки? Лучшей защитой будет развитие действия в сторону невраждебную. Можно разбить враждебные утверждения созиданием новых оплотов. Знаете, как Мы не избегаем врагов, но нельзя на них тратить силы.
Всё услышанное и увиденное посредством центра колокола заслуживает особого тонкого внимания. Слой высокой психической энергии связует с огнями пространства. Редко можно видеть эти огни в большой мере. Как небесный свод полон сияниями дальних миров, так сверкают огни над теменем. Утончается этим путём качество психической энергии. Мы должны радоваться каждому утончению психической энергии. Ведь здесь, в воплощении, мы кристаллизуем психическую энергию. Когда мы переходим в астрал, мы должны принести не только сознание о будущем, но и зажечь устремление кристаллом психической энергии, иначе переходящие погружают себя в сумерки пережитков. Потому ценно накопление психической энергии.
Именно качество психической энергии значительно. Правильно предполагать, что потенциал психической энергии разлит даже в низших организмах. Он даёт инстинкт, но не сознание. Он отвечает низшим слоям атмосферы и вращается в них. Он будет затрагивать центры низшей половины организма. Потому надо уметь управлять психической энергией, посылая её на подвиг. Психическая энергия утончается образом мышления. Стремление ввысь есть лучшее задание для центра колокола. Конечно, нельзя заставить себя мыслить вверх, это направление мышления становится естественным после долгого опыта. Значит, хотя именно психическая энергия возносит нас, но сознание, ею порождаемое, утончает качество энергии. Великий Змий опять укушает хвост, заключая круг.
Явление утончения энергии может быть отражаемо в излучениях. Умение зафиксировать излучения будет ознаменованием победы сознания.
Люди часто впадают в отчаяние, не видя никаких возможностей. Обычно они забывают одного из главных союзников, забывают течение событий. Мы не говорим, что следует бездейственно ждать неизвестное, но иногда возможности ожидаемые не являются. Но иногда они изжиты и вообще больше не существуют.
Так же как мы подошли к природе Астрального мира, установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их. Когда дело касается искренних побуждений, тогда все работники Общего Блага должны быть вместе. Особенно когда дух развит и сознание не дремлет.
Отчего будем слушать одни осуждения? Только на низших ступенях произносятся слова осуждения, затем они становятся неуместными, где зерно стремления упадает на чашу.
Культура бактерий полезна лишь для изучения их природы с целью уничтожения их. Именно, их нужно научиться уничтожать. Этот элемент вредит лучшим секрециям и может считаться врагом психической энергии. Как ржавчина останавливает колёса, так эти отбросы механических процессов затемняют чувствознание.
Явление мира Астрального нередко входит в план физический. Как нелепо встречают существа физического плана каждое явление, не входящее в их законы! Так же будет ошеломлён каждый, вошедший в Астральный мир без осознания его.
Люди совершенно разучились понимать и применять психическую энергию. Они забыли, что каждая энергия, приведённая в действие, порождает инерцию. Почти невозможно остановить эту инерцию, потому каждое проявление психической энергии продолжает своё воздействие по инерции, иногда даже продолжительно. Можно уже видоизменить мысль, но следствие прошлой посылки всё-таки будет пронизывать пространство, в этом сила психической энергии, но и качество, заслуживающее особой заботливости. Можно лишь светлым сознанием управлять психической энергией, чтобы не засорять путь свой прошлыми посылками. Часто мысль случайная и несвойственная надолго мутит поверхность океана достижений. Человек уже давно забыл о мысли своей, но она продолжает лететь перед ним, освещая или затемняя путь. К сиянию луча припадают малые светочи, обогащая его. К сору присасываются тёмные, пыльные части, пресекая движение.
Когда Говорим — летите светло, или — не сорите, Предупреждаем о действии.
Всё сказанное о психической энергии относится к каждому действию. Здесь нет ничего отвлечённого, ибо психическая энергия заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе, и дело просвещения научить человечество обращаться с этим сокровищем.
Если наступило время говорить о физических видимых отложениях психической энергии, значит, действительность вступила в очевидность, значит, люди должны неотложно стремиться к овладению психической энергией. Огонь пространства и психическая энергия связаны между собою и представляют основание эволюции.
Бактерии разделяем на разрушителей прямых и косвенных. Сказанное вчера относится, прежде всего, к первой категории. При слиянии астрала с физическим телом первые вредны.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».