Вполне справедлив вопрос, как накопляется психическая энергия? Прежде всего сознанием или самоотверженностью и подвигом. Во всех случаях психическая энергия остаётся неотъемлемой. Если она накоплена сознанием, она будет утончаться, но при других накоплениях возможны случаи, когда энергия соберётся в эмбрион и будет ждать условия проявления. Во всех нахождениях психической энергии можно предполагать в прошлом какой-то светлый поступок инстинкта.
Сознание накопляется медленным опытом. Можно на простом опыте показать, как этот судья претворяет наши действия. У неявленного человека вызывают какие-то действия и наблюдают, как он их выполняет. Затем посылкою воли лишают его сознания и заставляют его произвести те же действия — сравнение будет поражающее.
Ещё недавно мысль устремлялась к феноменам, так называемым проявлениям энергии. Но теперь можно думать об обновлении жизни и шагах в будущее. Нужно собрать всё мужество, чтобы забыть о чудесном и перевести это понятие в реальность. Это трудно, но нужно побороть ограничение условных понятий. Также трудно не впасть в обычность, ибо движение в эволюции всегда необычно, ибо сочетание частей бытия будет не похоже на бывшее.
Можно ли построить жизнь среди ненавистничества конца Кали Юги? Но всё задание будущего Сатиа Юги должно выразиться уже теперь, среди вражды и уничтожения.
При каждом опыте можно заметить противодействие низшей материи. Путём очищения и извержения удаётся удалить вредящие низшие части. Человеческое бытие подвержено общим законам. Разве при каждом поступательном действии не возникает самое тупое сопротивление? Разве не приходится напряжением огня сокрушать непоследовательность и гнилость? Подобно лабораторному опыту нужно отделить все мертвенные процессы. Если хотите проверить, кто подвержен низшим воздействиям, предложите в собрании действие Общего Блага. Будьте уверены, что возражатели не являются освобождёнными от мёртвой материи. Люди легче, нежели почвенные отложения, дают о себе свидетельства. Потому, отбирая огненных, смотрите на испытания, которые они не замедлят представить.
Также при психической реакции явленный процесс нарастает. Так же человек углубляет начатое направление. Мало кто может скрыть свою сущность.
При развитии огня можно неошибочно судить о встреченных явлениях. Из давно указанного чувствознания брызжет огонь напряжения психической энергии. Что же скроется от него?
Вот найдены Уру и Свати в Космогонии. Повторены знаки наступающего Аквариуса и сочетание с Сатурном. Можно видеть ещё раз, насколько Космогония атлантов шла правильным путём. Не только осознавался химизм лучей, но и действенное сотрудничество Светил. Именно то, к чему после долгих блужданий снова приходит человечество. Но ещё нужно осознать простую вещь, что населённость тел Космоса не значит формы земли. Люди не могут мыслить себя в иных проявлениях, но какие радости должны возникнуть от сознания сотрудничества! Легко нужно приближаться к самым обобщающим условиям.
Изучая накопления психической энергии, можно заметить, что энергия действует наподобие пульса Космоса — приливы и отливы накопляют мощь. Не мудро ждать только приливов, иначе как построится накопление? Как тончайшая пряжа, создаётся ткань сотрудничества центров, объединённых огненной нитью. Как сложное сияние Вселенной, психическая энергия сияет огнями. Атма можно назвать её. Уру и Агни нужны, чтобы дать Свати сознания.
Кто-то скажет: если осознание психической энергии заведёт на край Вселенной, нельзя ли обойти эту сложную энергию? Нельзя, истинно нельзя обойти то, что само приближается к нам.
Вы замечаете, как иногда даже о важных обстоятельствах Говорим кратко, едва упоминая. Это значит, что в настоящий час нельзя усложнять волны пространства. Это условие мало соблюдается и наносит непоправимый вред. Так будем уважать значение кристалла мысли.
В таинствах Египта было действие, называвшееся «Заострение Меча». Испытуемый помещался в глубокой темноте, к нему приближался Великий Иерофант и открывал ему некоторые из Тайн, и свет озарял Иерофанта, затем всё снова погружалось во тьму.
Затем подходил жрец, называвшийся Искусителем. Из тьмы голос Искусителя вопрошал: «Брат, что видел и слышал?» — Испытуемый отвечал: «Меня почтил присутствием Великий Иерофант». — «Брат, убеждён ли ты, что был Сам Великий?» — «Мои глаза видели и уши слышали». — «Но образ мог быть обманчив, и голос может быть подложным».
Тогда испытуемый или испытывал смятение и был оставляем, или он исполнялся твёрдости и говорил: «Можно обмануть глаза и уши, но ничто не вовлёчет в обман сердце. Вижу сердцем, слышу сердцем, ничто нечистое не коснётся сердца, ибо заострён меч мне доверенный».
Тогда снова приближался Великий Иерофант и показывал ему чашу, полную красного напитка, и говорил: «Прими и испей чашу свою, осуши её, чтобы узреть тайну дна».
На дне было изображение распростёртого человека, заключённого в круг змия, и надпись — «Ты сам, всё отдавший и всё принявший». Так то же Учение во всех временах, но тьма невежества заставляет забывать смысл их.
Мы видели, что психическая энергия имеет ближайшее отношение к огню и представляет неотъемлемое приобретение и имеет аккумулирующее свойство. Значит, эта энергия может быть накопляема на предметах, которые вызовут напряжение воли. Успешное накопление энергии может даже заставить предмет светиться или сообщать мысль внушённую. Вот научное объяснение священных предметов. Правильно будет найти в них отложение психической энергии, если только нелепые посылки не сотрут ценные накопления.
Люди с запасом психической энергии должны составлять сокровище государства. Не миллионами двуногих должна гордиться страна, но складом психической энергии. Ради одного запаса энергии можно пощадить тысячи неведающих.
Как магнит, каждое напряжение психической энергии привлекает к себе зародыши энергий, разлитые в недрах людей. Значит, каждый собственник сознательной энергии будет сам по себе общественным благом. Так заботливо отнесёмся к каждому накоплению энергии.
Конечно, при развитии сознательной психической энергии можно предвидеть аппарат, накопляющий эту энергию, но человеческая энергия будет непременным проводником.
Для опытов с психической энергией необходимо терпение и неуклонность наслоений. Вредно несоизмеримо посылать энергию, ибо стремительность может поражать поверхность спокойных наслоений.
Старая пословица говорит: «Сатаны повод крепок» или «Узревший лик сатаны не забудет его вовек». У старых людей сохранились понятия о неповоротливости человеческого сознания.
У Нас главный совет, чтобы протолкнуть разумную подвижность.
Чистое, свободное, неустрашимое сознание, какое сокровище оно может дать человечеству! Но привычка, как оковы, держит неопытных.
Можно дать аппарат, собирающий психическую энергию, но кто будет проводником? И многие ли могут оценить применение энергии к жизни?
Скажем сегодня о труде. Сознательное развитие психической энергии являет насыщенность труда. Явить можно в короткое время результат действия многолетнего.
Правильно думать, насколько явленная человеком психическая энергия повысит достоинство человеческое. Одно устремление мысли в этом направлении является уже благом.
Придёт к вам некто и скажет о желании подойти к Агни Йоге. Спросите его — что подвигло его на это решение? Скажет — ищу доказательств. Подумаете — не наш. Или скажет о бедственной судьбе. Подумаете — не наш. Или скажет о намерении победить врагов своих. Подумаете — не наш. Или скажет о стремлении к богатству. Подумаете — не наш. Или скажет о преимуществах земных. Подумаете — не наш. Или скажет о желании покоя. Подумаете — не наш.
Но вот некто скажет — хочу совершенствования. Спросите — какую мнишь награду? Скажет — приближение к Учению.
Порадуйтесь о пришедшем, ибо дух его постучался правильно. Может он начать следить за собою. Может безболезненно отгонять неполезные придатки. Поймёт он, что нужно не страдание, но освобождение. Поймёт он, что нужно не явление чуда, но чувствознание. Поймёт, что не ценно мозговое заучивание, но осознание и применение.
Просияв в первый день, он не поникнет назавтра. Пойдёт он, как слон счастья, раздвигая кусты. Примет удачу, как улыбку солнца. Изгонит скорпиона страха. Примет дар, как светильник на пути. Поймёт осознание и развитие огней, как магнит привлекающий. И поймёт, что огни растут, подобно растениям, неуловимо. Поймёт, что огонь сжигает прошлое и озаряет будущее. И поймёт, что значит подвиг!
Мы избегаем повторений, но иногда Мы вынуждены возвращаться к прежнему предмету. Обращайте внимание на эти повторения, значение их зависит от личных непониманий или от космических осложнений, требующих особого внимания. Так нужно твердить об отношении к психической энергии. Конечно, она неотъемлема, но можно её привести в состояние сна, и тогда она будет самокристаллизоваться, но не будет действовать. Ту почву нужно снова будить плугом самоотверженного труда. Конечно, ни одно зерно её не пропадёт, но нужно разбудить эти наслоения, потому в Учении так осуждено неподвижное самомнение. Истинно, лучше гореть, нежели почивать.
Правда, о силе мысли говорят очень давно, но от этого сущность положения не изменилась. Никто не следит за своими мыслями, не желает наблюдать причину и следствие мысли. Между тем какие замечательные опыты могли бы быть произведены неотложно среди жизни! Не нужно для них исключительных условий, только внимание и подвижность сознания. Например — вы испытываете телепатические сообщения, можно наблюдать, какие внешние и внутренние условия влияют на качество сообщений. Настроение бодрости или сонливости, раздражение или радость, усталость или устремлённость, всякое состояние действует сильно на качество и напряжение сообщения. Кроме того, личная природа участников полагает свои отпечатки. Разве не важно всё это отметить внимательно?
Ведь замечено, что некоторые свойства участников отражаются даже физически. Некоторые можно превозмочь, но другие, часто кармические, непоправимы. Разве только особым напряжением воли, но воля творится мыслью.
Предлагаю отмечать все сообщаемые телепатические сообщения. Отмечать нужно по первому непосредственному ощущению без различных рассуждений.
Можно наблюдать, как влияют на сообщения посторонние устремления. Можно видеть, как иногда даже лучшие климатические условия затемняются дальними зовами. Например — нуждающийся в далёкой стране волочит за собою хвост обращений и может вторгаться в сообщения.
Наблюдая обстоятельства, можно выяснить лучшие условия и привести к совершенству.
Все лучшие изобретения не дадут окончательного решения. Если простая молния, или магнитная волна, или землетрясение, или ураган могут нарушить их, не лучше ли обратить внимание на культуру мысли?
При организации психической энергии ничто не уничтожит следствия её. Кроме того, волны мысли не переполнят пространство. Кроме того, энергия тончайшая не будет зависеть от низших слоёв.
Как прекрасно наблюдать стремление мысли, причины зарождения её, сочетания разновременности, соседство сознаний разного развития и вечного соискательства высших и низших сфер. Всё это создаёт несравненное бытие.
Сферы психической энергии проникают все препятствия. Все физические и механические проявления не имеют цены сравнительно с тончайшей энергией, ибо всё будущее зиждется на тончайших энергиях, на возвращении грубой материи в область света.
Мы избегаем всего, что касается механики мускулов. Ведь даже мускулы должны выражать посылки воли. Мы не любим механического письма, ибо оно всегда затрудняет восхождение сознания. Оно не даёт совершенствования тонкой энергии. Отправным обстоятельством всё-таки будет чувствознание. При развитии чувствознания не угрожает опасность, которая связана с механическими видами сообщений.
Так будем давать преимущество всему, что возвышает культуру мысли.
Способ автоматического письма несовершенен, получается постоянное раздвоение. Воздействие идёт на центр над кистью руки, но сознание тоже привыкло владеть тем же центром — два канала будут бороться, и тонкость выражений не достигается.
Вреднее всего так называемые невольные мысли. Каждая сознательная мысль уже содержит некоторую организованность, но хуже всего малые бродяги, которые без смысла засоряют пути.
Попробуйте увидеть куски своей ауры по желанию. Это невозможно, ибо закон психической энергии, кроме желания, нуждается в подходящих условиях. Такие условия не возникают мгновенно, но их нужно накопить на почве высших воздействий. Но и к высшим воздействиям путь не лёгок, ибо они получают доступ в открытые врата. Всякое уклонение от общения с очагами тончайших энергий закрывает врата. К тому же нужно понять, в чём состоит плодотворное общение. Оно зависит не столько от напора устремления, но и от заботливого отношения к окружающим условиям. Иногда переходное время молчания является лучшим накопителем. Сознание в степени чувствознания даёт понять, какое действие отвечает необходимости.
Из составных частей развитых аур особенно трудно видеть насыщенный зелёный и благородный рубиновый. Два противоположения — изумруд и рубин. Первый есть синтез, и второй есть самоотверженность подвига. В туманных проявлениях оба могут встречаться, но чистыми можно видеть их редко, как редко бывает синтез и подвиг. Изумруд ближе к Чаше, рубин к Глазу Брамы.
Нужно развивать психическую энергию планомерно и усердно. Развитие психической силы зависит от гармоничности сочетаний, также от состояния физического.
Когда все книги прочтены и слова изучены, тогда остаётся применить узнанное к жизни. Если ещё книги прочтут и слова выслушают, то всё же применение остаётся вне жизни и даже любые знаки не заставят изменить привычки. Но нужно найти путь к подвижности сознания. Сердце может почуять стыд недостойной траты времени.
Мы вовсе не желаем быть суровыми. Мы предпочитаем видеть радость достижения. Но привычка веков заставляет меч держать готовым, ибо страх всё ещё владеет людьми. Победа над страхом будет порогом нового сознания.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».