Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



11. Аум. 1936.



Аум. 480


Каждый, с людьми говоря, уподобляется рыбаку, закидывающему сеть. Нужно дальше закидывать, чтобы ближе поймать. Только что успеете ободрить, как уже нужно наблюдать, чтобы не возгордился. Природа требует методов среднего пути.

Но и вдохновение и красота не лежат в середине, значит, и середина, как равновесие, не умаляет, но утверждает напряжение энергии. То же самое называем Нирваною. Эта средина не низшее трепетание, но равновесие высшего напряжения.

Аум. 481


Напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо в периоды смятения условия жизни очень трудны, и единственная причина должна заключаться в повышенной деятельности психической энергии.

Но следует вполне разбираться, в чём состоит напряжение психической энергии. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое напряжение не приведёт к лучшему результату. Напряжение энергии, прежде всего, понимается с психической стороны. Нужно не забывать, в чём лежит импульс каждого действия. Так можно увидеть, что усилие энергии будет рождать физический рефлекс, но каждый рефлекс есть только отражение истинной причины.

Аум. 482


Когда врач запрещает человеку, потерявшему равновесие, умственную работу, он поступает не мудро. Известны примеры опытных врачей, которые, наоборот, напрягали деятельность психической энергии. Конечно, такие целители должны были обладать значительным запасом психической энергии, чтобы распознавать, к какой области познания направить больного.

Утомление не полезно, но напряжение жизнедательно. Но граница между этими состояниями очень сложна. Опытный врач, утончив свою психическую энергию, может указать, где мера полезного напряжения.

Аум. 483


И козлы на дворе скачут, но такая мера напряжения не для человека. Пусть очень исследуют особенности каждого спорта. Многие виды таких напряжений не способствуют жизнеспособности.

Также пусть так называемые воспитатели тоньше разбираются в способностях учеников. Ту же истину нужно высказать всем, кто намерен распределять работу и вознаграждения по способностям. Решение правильное, но раньше нужно уметь определять способности.

Невозможно судить о качестве энергии, если сами судьи не будут знать о ней.

Аум. 484


Не отгоните, если кто хочет изучать энергию с чисто научною целью. Только смотрите, чтобы цель не оказалась псевдонаучной. Научная задача основана на доброжелательном допущении, но псевдонаучная полна отрицания. Также не отяготите исследователя преднамеренными методами. Каждый исследователь имеет право на свой путь. Если даже его путь будет сложным, он, может быть, найдёт нежданную, новую подробность. Нехорош обычай педагогов, которые осмеивают каждую попытку своеобразного решения задачи. Нужно приветствовать поиски новых приближений к истине. Если твёрдо убеждение, что истина одна, не может быть опасений, что найдётся какая-то другая истина.

Следует проявить самое широкое допущение, только так можно строить сотрудничество.

Аум. 485


Убеждение в неправильности собеседника должно быть проверено тщательно. Особенно должна быть проявлена наблюдательность за способом выражения. Часто люди говорят об одном и том же в совершенно разных выражениях. Также и наоборот, люди умеют говорить в тех же самых словах, подразумевая различные значения.

Особенно при суждении о предметах высших нужно проявить осторожность, чтобы избежать недоразумения.

Аум. 486


Обо всём происходящем задайте себе вопрос. Почему случается именно в такой и не в иной форме? Почему сейчас, а не раньше? Много мыслей возникнет вокруг каждого события. Мышление направится ко многим причинам, и попутно многое осветится.

Аум. 487


Туманные рассуждения о призраках, о предчувствиях и внушениях отдадим на суд истинной науки. Не убоимся предоставить учёным рассмотреть все явления в свете строго научного изучения. Но пусть будет такое изучение действительно строгим, иначе говоря, справедливым. Только это условие необходимо, когда касаемся законов космических.

Пусть сравнивают передачу мысли на расстояние с радио. Пусть приложат к видениям основы телевизии. Пусть припомнят новейшие открытия, они лишь помогут в вопросе психической энергии. Пусть не боятся сопоставлять видения с открытиями научными. Ведь не ради кощунства или самомнения можно черпать сопоставления из всех областей природы. Физика пусть подтвердит самые наивысшие психические проявления.

Если психическая энергия есть энергия, то она не будет противоречить законам физики.

Аум. 488


Всеми мерами пытайтесь открыть доброе желание и вмещение. Не найти ни одного утверждения науки, которое вы не можете принять; таким образом, на вашей стороне будет преимущество. У вас не будет повода к раздражению, ибо вы допускаете любое научное соображение. Иногда вы будете сожалеть о способе выражения, но сущность найдёт место в вашем сознании. Такое допущение создаст отличное преимущество.

Аум. 489


В чём же Руководство? Конечно, в указаниях самого нужного и в обережении от самого опасного. Нужно подумать, что означает само слово. Обычно люди подставляют под него своё значение, в нём будет зарождение недоверия, то есть зарождение разложения. Не может учёный вести опыт, предпосылая недоверие. Можно наблюдать, что такой опыт потеряет три четверти вероятия.

О Руководстве подумаем.

Аум. 490


Во всём происходит движение, так же вибрирует Руководство. Высшими качествами Руководства будут — отзывчивость, зоркость и вмещение. Плох будет Руководитель, окаменевший на одном приказе! Высшее Руководство и невидимо и неслышимо. Особая наука, чтобы дать не меньше и не больше, принимая во внимание планетарные условия.

Не удивляйтесь, что руководимые нередко вообще не признают Руководства. Истинно, Руководитель этим не огорчается. Учитель плавания поддерживает вновь плывущих и ободряет, шепча: «Вы сами плывёте». Так бывает во всех областях. Не мудро было бы со стороны Руководителя перечислять все космические и кармические условия. Такие нагромождения могут лишь напугать и подавить энергию.

Сложно соприкасание мировых событий — карма рас и племён, карма личности, карма плотная и тонкая, карма давняя и настоящая, все они образуют сложные клубки. Изменить карму трудно, всё же до известной степени её можно регулировать, в этом отношении Руководство весьма необходимо.

Не нужно понимать Руководство как нечто заоблачное, в разной степени Руководство происходит и в плотном мире. Потому издревле заповеданное понятие Гуру весьма многозначительно, и уважение, и преданность, и любовь живут около этого понятия. Живой провод психической энергии работает в таких сочетаниях Учителя с учеником.

Руководство есть многострунная арфа!

Аум. 491


Нередко слышите нелепые рассказы, как одновременно появляются воплощения одних и тех же лиц; получается нечто невежественное и вредное. Отрицатели воплощения пользуются такими выдумками, чтобы опрокинуть возможность перевоплощений. При этом забывают причину, несколько ослабляющую преступность измышления. Некоторые люди припоминают подробности из определённой эпохи, когда они мечтали быть известной личностью, такое воспоминание мечты и складывает воображение воплощения; получается ошибка в лице, но не в эпохе. Ребёнок воображает себя полководцем, и такое представление уже упадает в его «чашу».

Многие помнят свои прошлые жизни, но по затемнению сознания вызывают их же прошлые воображения. Нужно осторожно и не слишком осуждать чужие заблуждения. Кроме самомнения и невежества могут быть лишь частичные ошибки без позорных побуждений. Конечно, могут быть и разные одержания и нашёптывания со злыми умыслами, но об одержании говорилось достаточно.

Аум. 492


Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель остаётся и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в Цепи Вечности. Так же по нисходящей линии и каждый ученик будет Учителем.

Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного Учительства, — только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования. Не будем искать предела в Беспредельности. Не будем понимать познавание как нечто законченное, в этом ограничении мы утеряем радость Бытия.

Аум. 493


«Не даю, но примите». Руководитель очень редко скажет, что Он даёт. Только в случае необходимости подтвердит свидетельство Своё и даст явление Своего Я. Во всей жизни Руководитель скажет — «примите». Он утверждает, что дар через Него идёт от Иерархии. Следует запомнить эти формулы, ибо в них заключается радость Иерархии, которая работает для блага.

Нельзя относиться непродуманно к словам, в них заключается как бы печать ограничения. Нет причины позабыть спасительную связь Иерархии! Потому — «не даю, но примите».

Аум. 494


Жизнь символизируется рекою или стремительным потоком, никогда озером или колодцем. Движение предуказано жизнью. Движение всего и во всём — основа сущего. Нужно полюбить движение не столько внешнее, сколько внутреннее.

Не замечают движения небесных тел, несмотря на всю их стремительность. Земля представляется глазу обывателя недвижимой. Так и внутреннее движение невидимо земному зрению, но сущность человека должна сознавать непрестанное движение, только им может трепетать сердце. Невозможно представить себя недвижимым, когда планета даёт пример непрестанного круговращения, она существует этим движением. Так не может человек пребывать в недвижимости. Но сознание подскажет, что суета есть лишь мнимое движение. Опять приходим к пути ритма и гармонии. Суета есть диссонанс, и может он лишь раздражать и раздроблять накопления. Только расширенное сознание понимает, где граница между устремлением и суетливостью.

Многие вообще не понимают, к чему такие подразделения, но они, наверное, не слышали музыку сфер и не знают значения ритма.

Аум. 495


Также неопытны те, кто полагают, что в Природе возможна тишина. Понятие тишины вообще отсутствует. Только начинающие поэты воспевают тишину и сами же тому противоречат. Но наука установила радиоволны, которые схватываются некоторыми людьми без аппарата. Психическая энергия открывает внутренний слух. Не может молчать пространство, оно наполнено звучанием всех трёх миров. Оно полно, ибо нет пустоты.

Пусть люди помнят, что тишина может быть лишь для глухих, но даже так называемые глухие имеют внутреннее звучание, которое может быть даже изысканнее внешнего.

Аум. 496


Слепорождённые, несомненно, видят внутренно, но не знают, как передать впечатление словами. Краски их многообразны и тоньше, ибо они прилежат в этом Тонкому Миру. Нужно наблюдать за выражением их лица, чтобы заметить внутренние эмоции.

Глухие и слепые часто бывают добрыми и менее раздражительными, не только по причине их удаления от земной жизни, но и по близости к Тонкому Миру.

Аум. 497


Представьте себе, как к сложной машине подходит невежда. Он не думает о смысле аппарата, но хватает за первый рычаг, не сознавая последствий. Совершенно то же самое происходит с человеком, который упомнил лишь одну подробность целого Учения и удивляется, что не видит общего следствия. Так же как неосторожное обращение с машиной грозит невежде гибелью, так же находится в опасности человек, пренебрегающий сущностью Учения.

Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то только постарался не сквернословить, другой — не раздражаться, третий — не бояться, но такие полезные подробности будут всё-таки отдельными рычагами, не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение. Если кто заметит, что им овладела одна сторона, пусть прилежно повторяет и другие части данных указаний.

Даём много прикрытого и постепенно Приближаем осознание. Пусть не боится человек подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики.

Так приближение к синтезу научит пользоваться всеми подробностями.

Аум. 498


Не Хочу утруждать, но Подтверждаю, что негармоничность подробностей может нарушить всё строительство. Нужно полюбить каждый цветок растущий. Не будем самомнительно поправлять законы Бытия.

Аум. 499


Около понятия синтеза много недоразумений. Некоторые хотя и допускают полезность его, но считают, что синтез — всего понемногу. Они оправдывают себя тем, что не может человек знать всего при современном развитии знания. Но разве синтез есть знание всего? Наука со всеми её отраслями не может быть усвоена одним лицом, но смысл её должен быть осознан. Он может быть вполне усвоен и утверждён в сознании.

Только невежда может притворяться, что ему непонятен смысл синтеза. Невежда легко принимает одну механическую отрасль и готов прикрыть свою узость предубеждением о невозможности совмещения.

Аум. 500


Нужно примерами историческими доказать, насколько вмещение и совмещение бывали признаками широты и ясности ума. Скоро машина позволит людям освободить значительную часть дня. Нужно подумать, на что будет расходоваться это свободное время?

Нужно признать, что совмещение нескольких занятий будет неизбежным, иначе можно впасть в отупение. Только расширение сознания может помочь в разумном распределении дня. Но явление расширения сознания происходит от любви к познанию и от стремления к высшему качеству.

Синтез поможет полюбить качество всей жизни.

Аум. 501


Говорят о каких-то особых синтетических характерах, но такое самооправдание неверно. Не существует природного синтеза без тщательного воспитания психической энергии. Также упорствуют, что физические науки препятствуют развитию обобщения, но каждый знает великих физиков, астрономов, химиков и механиков, которые были, прежде всего, отличными синтетическими умами. Не будем перечислять их, но можно сказать, великая наука воспитывает и великие умы.

Много зоркости, неутомимости, преданности было заложено в основание каждого синтеза. Понятно, что человек, развивающий наблюдательность, увидит вокруг себя много обобщений и поймёт, насколько эти широкие пути привлекательнее. Именно, синтез основан на убедительности и привлекательности. Синтез настолько широко охватывает сущность, что отрицание чуждо синтетическому уму. Не нужно приписывать каким-то счастливчикам особый дар синтеза. Нужно труженически развить в себе это ценное качество.

Аум. 502


Следует отучаться от приписывания себе разных освобождающих свойств, иначе говоря, саможаление вредно. Мужество выедается каждым приступом саможаления. Не мудро считать, что' не могло состояться в прошлом. Такие высчитывания называются колодцем прошлого, гораздо лучше родник будущего. Каждый может испить живой воды.

Нужно полюбить, что дух живёт в будущем.

Аум. 503


Аум есть сочетание лучших вибраций, значит, около таких сочетаний нужно уметь осознать лучшие качества. Нужно очистить мышление от всех мешающих мелочей. Нужно не растить сад обид и огорчений. Нужно каждый час понимать как вход в суждённую работу. Нрав свой нужно воспитать, чтобы ничто не могло мешать обновлению сознания.

Аум. 504


Должно испытать все полезные качества. Недостаточно вообразить о мужестве, о терпимости, о преданности и обо всём, составляющем доспех подвига. Не годится в начальники тот, кто не испытал бесстрашия на деле. Каждый может вообразить себя храбрым, но в действии часто выходит обратно. Нужно противоставить себя большому ужасу, чтобы удостовериться — не заполз ли страх? Когда Говорю о росте благодаря препятствиям, Имею в виду такие же испытания на действиях.

Нужно привыкать, что каждое указание есть ближайшее необходимое познание. Так, Мы видели нередко воображаемых героев, которые начинали дрожать перед первою опасностью. Также видели желавших быть терпимыми и свирепо раздражавшихся при первом возражении. Также знали таких преданных людей, которые убегали при первом нападении. Можно перечислить многие случаи, когда воображаемые качества не существовали. Но также знаем многие подвиги, когда люди сознательно превозмогали физические невзгоды и делали из недостатков лучшие украшения. Такое воспитание воли есть уже подвиг.

Аум. 505


Также часто люди воображают себя тружениками, но при первой необходимости постоянного труда падают духом. Давно сказано — будьте одинаковы в счастье и несчастье, в удаче и в неудаче. Обычно не прилагают таких советов в жизни; думают, что сказавший это, может быть, сам не применяет своих советов. Но Мы знаем о применяющих в жизни эти качества. В земном бытии можно назвать примеры показательные.

Нужно уважать тех, кто способны к постоянному труду.

Аум. 506


Червь сомнения есть символ очень показательный. Именно червь подобен бацилле, разлагающей психическую энергию, и влияет даже на состав крови. Когда-нибудь учёные покажут психическую и физическую особенность человека, впавшего в сомнение. Такие последствия болезни сомнения будут среди самых заразных.

От младенческого возраста нужно употреблять лучшую профилактику против сомнения. Здоровая, разумная пытливость не породит сомнения, но всякое невежество будет источником самых уродливых сомнений. Сомнение будет прежде всего уродством и в конце концов приведёт к предательству. Эпидемия предательства есть уже планетарное бедствие.

Так из ничтожного червя образуется самый ужасный дракон.

Аум. 507


Для опыта над психической энергией сомнение есть самое большое препятствие. Свободное, смелое допущение будет крыльями опыта. Вы замечали, как мысль может проситься на волю. Вы, может быть, хотите приковать мысль к определённому направлению, но сущность психической энергии шлёт сознание в иные сферы. Допустите и такие полёты, ибо работа мысли многообразна. Понятие делимости духа подсказывает и делимость мысли. Но бывают обстоятельства, когда психическая энергия напряжена и мысль настолько устремлена по дальнему назначению, что такое состояние может показаться безмыслием. Но такое ощущение происходит от перемены направления энергии.

Аум. 508


Знание приводит к простоте. Люди, хорошо друг друга знающие, не нуждаются в длинных и сложных рассуждениях. Они предпочитают обмениваться сущностью вещей. Прекрасно знание, ведущее к смыслу; лишь мнимая наука будет захлёбываться в нагромождениях и тем затемнять своё назначение. Поучительно наблюдать большинство комментариев, которые усложнили самые простые места основ. Целое исследование можно составить, наблюдая за сложными путями комментариев. Психология комментаторов, усвоившая местные наслоения, часто совершенно утрачивала основную задачу. Такую же судьбу имеют все человеческие отношения, когда в суете люди утрачивают представление о своём назначении.

Тщетно стучится психическая энергия, но ледяная рука наркоза умеряет движение жизнедательницы. Явление простоты пусть поможет освободиться от шелухи.

Аум. 509


Та же простота поможет рассмотреть, где Добро. Вы уже слышали, как слова о Добре назывались учением зла. Вы уже знаете, что злые ненавидят Добро; для них оно будет и жестоким, и несправедливым. Зло не признаёт Добра. Такое положение настолько очевидно, что не нуждается в пояснении. Между тем в каждом Учении найдём очень настойчивые указания о том же. Такие повторения доказывают, насколько постоянно требуется напоминание, что зло не признаёт Добра.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».