Автор статьи о египетском искусстве был прав: египтяне действительно пытались на изображении умершего запечатлеть вневременность человеческой сущности, заключенной в смертное тело. Отсюда и отсутствие на лице и в выражении глаз всех временных чувств преходящих. Особенность астрала в преходимости его уявлений. Спокойствие утверждается еще и потому, что оно поднимает сознание над калейдоскопической сменностью состояний астрала – как бы победа непреходящего над преходящим. Погружение в астральные эмоции и есть ярое предание себя во власть преходящего. Мы Утверждаем, что ценность высочайших качеств духа заключается в их вневременной постоянности. Преданность на сегодня, или мужество, или любовь, или устремление, или спокойствие – звучат нелепо. Так качества утверждаемые возвышают дух над временностью и преходимостью условий земных и вводят его в сферу непреходящего. Спокойствие духа, отражающееся в лице человека, и беспокойство мятущейся астральной оболочки, выражающееся в каждой черте и движении лицевых мускулов, указывают на ступень, достигнутую духом в процессе овладения своими оболочками. Для зрячего картина ясна во всех подробностях. Ошибочно думать, что лицевая и внешняя угодливость и выражение всех прочих чувств, нарушающих величие и торжественность, спокойствие духа, могут дать человеку что-то положительное или помогут достичь желаемого от тех самых людей, в присутствии которых паяц уявляет себя, кривляясь и вибрируя на все лады, лишь бы угодить, лишь бы понравиться и произвести впечатление. Худшего рабства и зависимости от окружающих невозможно даже вообразить. Ведь это рабство добровольное, самоутвержденное, вызванное ничтожеством помыслов и представлений. Лишь отсутствие достоинства духа и самоуважения вызывает к жизни эти убожества духа. На известной ступени сознания маска снимается прежде всего с собственного лика: маска угодливости, заискивания, лепетания и желания произвести впечатление. Уж лучше замкнутая суровость и холод сдержанности – ущерб будет меньше. Астральный паяц пользуется каждым случаем, чтобы выступить на сцену и себя уявить. Вот к нему-то в себе и нужна самая суровая и беспощадная жестокость, ибо нет у человека врага более хитрого, коварного, многоопытного и опасного, могущего лишить его всех достижений и накоплений, если дана ему власть над собою. Повторяю, холодная, суровая, молчаливая сдержанность, без угодливых жалких улыбок, лучше и плодоносней всех ужимок астрала, столь яро уничтожающих достоинство духа. Нет ничего в мире, ради чего стоило бы поступиться достоинством духа, ибо при уступке теряется даже то, ради чего она совершалась.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1960.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».