На ваш молчаливый вопрос собеседник обычно всегда отвечает, хотя, быть может, и не тотчас же, как на прямой вопрос, вслух. Это указывает на то, как действует мысль. Это научит умению вести двойную беседу: обычную и молчаливую, с помощью мысли, без слов. Столь же эффективна и беседа на расстоянии, но требует большей чуткости, а при воздействии проще: посылается мысль, принимаемая для исполнения. Но при беседе на расстоянии надо уловить реакцию собеседника на посланную мысль, запрос или желание, знать, что происходит с собеседником. Нужна большая изощренность сознания. Это не ясновидение, не яснослышание, но чувствознание, или знание духа – высшая форма познавания. В ясновидении и слышании все же имеются элементы психизма, хотя и высокого порядка, но чувствознание свободно от них, и развитие этого качества, даже самое напряженное, уже не заключает в себе опасностей, связанных с психизмом. В явлениях ясновидения можно утонуть с головой и оторваться от жизни, то есть потерять равновесие. Чувствознание же, наоборот, будучи следствием пробужденных огней, не уводит человека от жизни, и смекалки его не лишает, и не делает его беспочвенным мечтателем. Чувствознанию не угрожает лунное погружение в астральный мир, что Нами считается весьма нежелательным и опасным. Действия духа молниеносны и связаны с работой огненной мысли. Можно просто знать, не прибегая к обычным методам познавания. После посланной мысли хорошо ощутить реакцию на нее со стороны того, кому она посылается. Эту реакцию сознания на желание почувствовать сущность какого-нибудь события или явления ощутить очень ценно. Что-то произошло, вы сосредоточиваетесь на происшедшем, и вдруг явно чувствуете, что серьезного или опасного для вас, или близких, или кого и чего бы то ни было в том, что произошло, нет, или, наоборот, есть, и эта опасность значительна. Это и будет реакцией утонченного сознания на сущность происходящих явлений. Нужна же утонченность, нужно чувствознание, ибо, почуя нежелательное стечение обстоятельств, можно их нейтрализовать, разбив центр их сгущения соответствующей огненной посылкой, направленной волей с определенной целью. Мысль посылается с заданием и выполняет поручение. Можно избегать лишних слов или писем. Мыслью можно передать гораздо больше. Там, где ясно и четко действует мысль, письма уже не нужны, разве лишь для подтверждения безошибочности восприятий. Язык Тонкого Мира не нуждается в словах, чем можно пользоваться и на Земле. Им много и часто пользуются люди, только не хотят дать себе отчета в понимании действительности. Чувствознание проявляется довольно резко, когда, войдя в дом, наполненный горем, ощущается давящее чувство омрачения и безрадостности. Для начала хорошо внимательно прислушиваться к тому, что говорит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубежденных восприятий и спокойное уравновешенное сердце. В противном случае зеркало духа искривляется и не дает правильного отображения. Лучше всего астральный проводник из процесса убрать. Он окрашивает все воспринимаемое цветом своих эмоций, плохих или хороших, не все ли равно, если они искажают действительность. Фотопленка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Так же и бесстрастное сознание, не отемненное эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней. Сверхличное тем и хорошо, что из него изъято астральное начало, ярое личною самостью своей. Можно, можно жить без него и быть спокойным, уравновешенным и счастливым. Но с ним, не подчинив его воле, невозможно. Астрал – враг чувствознания, а самость – стержень враждебности высшему познаванию.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1956.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».