Если дать человеку все то, что он желает иметь в мире земном, то духовная жизнь человека прекратится. Сознание утонет в вещах материального мира, и времени на устремление в область Высшего духу уже не будет. Потому от времени до времени отнимаются от людей вещи, дабы видели, что можно жить и без вещей, дабы знали, что рабство у вещей и свобода духа несовместимы. Вопрос о непривязанности к вещам – вопрос важный. Допущено владение вещами, но без привязанности к ним. Или, как Сказано: «Владейте всем, но ничего не считайте своим». Так можно уничтожать дракона личной собственности. Не сама по себе вредна собственность, но страшна она связанностью сознания, которую порождает. И человек, привязанный тысячами нитей к предметам, его окружающим, сознанием своим с ними и пребывает. Можно представить себе такое сознание, за пределами вмещения наполненного вещами, которыми владеет, когда не остается уже места ни для чего иного. Многое из того, чем владеем, требует заботы и внимания постоянных. Чем большим владеем, тем больше забот, тем больше внимания и тем менее остается времени для жизни духовной. Люди, с головой погрузившиеся в мир личной и призрачной собственности, Высшего Мира не знают. Не знают они и жизни духа. Дело совсем не в богатстве и бедности, но в отношении к вещам, которые имеем. Богатому труднее войти в мир духа, чем верблюду в игольное ушко. Аполлоний Тианский был богат. Будда Был царским сыном и Имел все. И это не помешало ни тому, ни другому сохранить полную свободу от власти вещей и богатства. Но для сознания, в жизни духа еще не утвердившегося, богатство будет концом и смертью души, ибо захваченное в замкнутый круг материальных явлений слабое сознание не будет уже в состоянии из него вырваться. И будет кружить по нему как белка в колесе, пока спасительная карма не лишит его всего того, чем владеет. Трагедия в том, что даже смерть не освобождает малое сознание от власти над ним привычной собственности. В Мире Тонком не освободившееся от вещей на Земле сознание с ними же и в их окружении и пребудет. Ибо мир личной собственности и вещей, которые имеет, в сознании человека существуют, но не в Космосе. Потому прежде всего хорошо усвоить себе истинное место земных вещей в общей схеме жизни, их предел и ограничение. Хорошо понять, что они нужны лишь в жизни земной и ею, и длительностью ее обусловлено право на владение ими. После они не нужны. Потому хорошо перед смертью раздать все, чтобы сознание, уходя в Мир Тонкий, уже не было ими связано и от них освободилось хотя бы таким путем. Хорошо думать, что ничто не принадлежит нам, а если чем и владеем, то лишь временно, с тем чтобы все передать это дальше. Вещи личного обихода полезно уничтожать во избежание смешения излучений. Много неполезных эманации хранят в себе старые вещи, особенно носильные. Старая одежда сжигается. Зачем распространять заразу. Правильно сохранять вещи и предметы, оставшиеся после людей высокого духовного уровня, и даже почитать их священными, ибо насыщены они благою аурой. Но чем насыщены вещи злых и порочных людей? Вещами можно владеть, но в свободе, насыщая их благими энергиями. Надо найти правильное и законное место всему, что вокруг, иначе малая монета может заслонить Солнце. Конечно, личные вещи остаются в пользовании человека. Нельзя и вредно иметь общую одежду и прочее. Но иметь вещи и пользоваться ими совсем не значит быть их рабом и сделаться человеком, которым вещи владеют, но не человеком, владеющим вещами. В этом все различие. Об освобождении от власти вещей следует думать. Слишком много рабства.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1954.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».