Было указано не раз на то, что явление Близости Учителя в значительной степени зависит от состояния сознания ученика и что нужное состояние, или настроенность сознания, поддерживается волей. Есть воля мозговая и воля сердечная. Первая ограничена во всем и непрерывности бодрствования не имеет. Вторая является двигателем дел. Нельзя людей зажечь мозгом, но сердцем можно. Так же и во все начинания свои можно вложить сердце, дабы были они успешны. Стоит сердце свое из чего-то изъять, и интерес к явлению исчезает. Можно ли регулировать огни сердца? Можно, волею их направляя. Возжжение огней много зависит от устремления воли, особенно когда приходят тому сроки, ибо огни можно и потушить, и зажечь. Будучи явлением тонким, яро подвержены огни воздействию воли. Так, например, страх или сомнения, допущенные волей, могут ослабить или даже потушить любые огни. Стихия тончайшая, в микрокосме человеческом утверждаемая, нуждается в совершенно определенных условиях для своего пробуждения и роста. Нельзя растить огни в унынии. Так же и злоба раздувает лишь черное пламя. Огни центров творящие могут начать проявляться в условиях полной согласованности организма человеческого. Отсюда забота о сосуде сознания и всего, что в нем. Трудно преуспеть при внутреннем неблагополучии. Ссылки на внешнее не помогут, ибо вовне все относительно, и черствый кусок хлеба, вызывающий сетования сегодня, может явиться причиной бурной радости и счастья во время голода. Отношение к внешним явлениям не от них зависит, но от сознания. И любое явление на огнях сердца можно претворить во благо. Сердце есть престол претворяющий, или алтарь, на священном огне которого происходит преосуществление даров внешних в энергии Высшие. Поток жизни приносит человеку свои дары, и преосуществляет их человек в сияющие Сокровища кристаллизованных огней, отлагаемых в Чаше. В этом сложном процессе воля имеет первенствующее значение. Можно значение ее свести на нет, и безвольно отдаться на волю внешних течений, и уподобиться соломинке в море, или былинке под вихрем, или листу, осенним ветром несомому неизвестно куда. Но можно предоставить потоку течь своим чередом, все силы духа собравши, чтобы незыблемость и устойчивость твердыни внутри охранить и сохранить. Безвольное трепетание сознания под вихрями внешних воздействий недопустимо. Но еще менее допустимы вихри внутренние, вихри астральные, перегруженные неизжитыми чувствами. От внешних еще можно как-то уберечься, но как уберечься от вихрей внутри? Единое спасение в воле, бразды правления твердо взявшей в свои руки. В собственном микрокосме верховный вершитель всех дел воля, призванная к действию. Ей и поручается внутренний мир человека. Царство внутри поручается охране воли, но воли, устремленной к Свету.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1954.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».