Если считать ценность вещей и явлений по возможности удержать их около себя длительно, то самыми ценными окажутся те, которые неотъемлемы, которые в огне не горят, в воде не тонут, молью и ржавчиной не уничтожаются. Неотъемлем Владыка и все, что связывает с Ним и приближает к Нему. И если страдания, трудности и испытания приближают к Нему, то не будут ли они ценнее и нужнее тех явлений и условий, которые от него отдаляют и отделяют? Так приходится пересматривать заново свое отношение к жизни и расценивать ее по возможности приближения к Высшему. Надо лишь понять не как отвлеченность, но как самую удивительную действительность. Если рассматривать две жизни, одна из которых утвердила в сознании явление Учителя, хотя и была трудной, а другая была жизнью обывателя, хотя и в достатке и беспечальной, то разница между ними, с точки зрения духовной и послесмертной, будет поражающая. Один вступает в Мир тот, накопив и приумножив таланты свои для новой интересной и увлекательной жизни в Надземном, другой вступает в него нищим, глухим и слепым при этом. Один заплатил за вступление в жизнь Света, другой лишь получал земные дары и земные довольства. Если бы каждое явление расценивать с точки зрения полезности его для продвижения духа, то отношение к жизни изменилось бы в корне. Вот эту, иную, неземную точку зрения на вещи, и надо в себе утвердить, если есть твердое решение со Мной дойти до конца жизни этой и со Мною войти в жизнь ту. Обещал спасение всем, кто следует за Мною, но нужно следовать и в следовании от принятого направления не отклоняться. Если уклонение происходит, потому что путь слишком тяжек, значит, не понята цель и – испытания как средство приближения к ней. И даже не испытания это, но закалка металла бессмертной сущности духа, поднимающегося над миром земных сновидений. И именно во сне надо доказать себе и увидеть, что жизнь земная – лишь сон, столь же мимолетный, что и сны ночные. Не нужно что-либо считать своим. Это тоже поможет освободиться от многих иллюзий и понять ценность таких явлений, как красота и искусство. Можно их полюбить, можно природу любить, и звезды, и небо, и все то, что не принадлежит нам. Сознание, устремляясь к вещам, нам не принадлежащим, вырывается из малого круга самости и личности и выходит на просторы жизни сверхличной. Но Я Утверждаю жизнь в Мире Моем поверх накипи жизни земной. Как звезды над малостью тесной планеты, так и жизнь духа в пространстве над нею. Дух опытный жадно впитывает и вбирает в себя опыт жизни текущей. Она протечет мимо, но опыт останется, и самый ценный опыт будет от жизней самых труднейших. Можно отметить, что даже страницы заполняются Записями, ценность которых зависит от тягости и трудностей испытаний. Чем труднее они, тем ценнее и глубже сделанная Запись. Даром ничего не дается. Кто хочет получить, должен быть готов заплатить по степени глубины и пламенности устремления. Именно сила устремления вызывает соответствующую реакцию и противодействие плотных условий. К устремившемуся к вершинам духа испытания, горе и заботы придут вследствие слова, и можно ли сетовать на это свидетельство о том, что зов духа услышан и принят и среда окружающая, среда плотная, ответствует по созвучию с силой устремленного пламени. И каждому новому противодействующему надо противопоставлять силы растущего духа. Так возрастает огненная мощь духа. И уже не остается времени, чтобы тратить его на сетования, недовольства и прочее непонимание процесса раскрытия и развертывания цветка духа огненной сущности человека. Забота остается лишь о том, как бы правильнее понять каждое очередное испытание, то есть урок жизни, и извлечь из него опыт, знание, а главное, силу, им приносимую и скрытую в каждом противном явлении. Так можно научиться властной рукою брать от явлений противодействующих силу, в них заключающуюся, и возрастать на них духом. Возрастание духа на явлениях отягощающих и противных есть нужный, неизбежный и очень полезный и плодоносный процесс развития и роста внутренних огней. Не хлипкое, слезливое и безвольное подчинение жесткой судьбе-насильнице, но мудрое, холодное, спокойное, расчетливое накопление огненных энергий, извлекаемых сознательно и волею из всего, восстающего против носителя Света и идущего против него. Так мощная воля, решившая идти до конца, тьму себе служить заставляет, и тьма, воистину, служит, сама не зная того. Так будем сознательно встречать все тяжкое, все трудное, все противодействующее, забирая от противных условий энергии, которые могут усилить сущность нашу. Пусть и тьма потрудится во славу Света и послужит ему. Так тьма гниет для цветов Света, ибо, усилив носителя его и сыграв свою ноту, уйдет в разложение явное. Тьма Свету да послужит. Все, что противодействует избранным Моим – от тьмы. Это реакция безошибочная как для сознательных, так и для бессознательных служителей темных.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1954.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».