Некоторые европейские учёные, историки и философы в ХIХ – ХХ веках исследовали развитие духовной стороны жизни человечества, развитие общественно-культурных формаций. Самым крупным таким исследователем был немецкий философ и историк Освальд Шпенглер (1880 – 1936). Он стал известным после сенсационного успеха его главного труда «Закат Европы» (1918 – 1922), излагающего его философию истории.
История распадается у него на ряд отдельных, независимых, глубоко отличных друг от друга индивидуальных культур. Таких культур у него насчитывается семь: на Востоке три — вавилонская, китайская, индийская; на Западе четыре — египетская, греко-римская, византийско-арабская, западно-европейская.
Жизнь каждой культуры отождествляется им с жизнью биологического сверхорганизма. Как организм, все культуры проходят основные фазы своего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и смерть.
Старея и умирая, культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению. На этом этапе исчезает духовность, властвует техника. Согласно Шпенглеру, начиная с ХIХ века, то есть с победой капитализма, западная культура вступила в стадию упадка — заката.
А как с будущим? Прогноз таков: ожидается рождение русско-сибирской культуры.
Теоретически близкую к Шпенглеру философию истории развил английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1888 – 1973). Известность Тойнби принёс его основной труд «Исследование истории», вышедший в двенадцати томах (1934 – 1961). Прогресс человечества Тойнби связывает с процессом его духовного совершенствования.
Итак, философия истории утверждает, что будущая культура, идущая на смену уходящей западно-европейской, будет русско-сибирская. Насколько это утверждение реально?
История смены культур показывает, что каждая новая культура зарождается задолго до ухода старой. Таким образом, если России суждено быть носительницей новой культуры, то ход её истории должен это показать.
Четырнадцатый век был поворотным пунктом в становлении Русского государства. В это чрезвычайно ответственное время воплотился в России один из Великих Братьев Шамбалы. В мире Он стал известен как Преподобный Сергий Радонежский. Он был послан Шамбалой на подвиг поднятия духа народа и спасения России от татарского ига.
Смысл всей деятельности Преподобного был не во внешней церковности, но в Его высоконравственном воспитательном влиянии на современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, Он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому брались из ближайших народу понятий.
Именно, Преподобный Сергий не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была подвигом в самоотверженном служении Родине и Миру. Да, Сергий жил заветами Христа, но не церковными утверждениями. И Его отказ от митрополичьего поста не происходил ли оттого, что Дух Его знал все расхождения церкви с Истиной?
Введённая Им суровая дисциплина сделала из Его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники Общего Блага и творцы нового народного сознания.
Преподобный Сергий умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения. И зёрна Его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской стал возможным.
Прежде всего Преподобный учил людей своим личным примером. Труд в Его учении играл огромную, первенствующую роль. Он знал пламенную меру труда, потому непрестанный труд ставился Им как условие и средство духовного достижения. Так труд был возведён Им в священное понятие, неотделимое от духовного самосовершенствования.
Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, который своим личным примером ввёл в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению Им и учениками Его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторимую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над страшным врагом, если бы дух народа не был напитан огненной благодатью, исходившей во всей её неисчерпаемости от великого Наставника и Заступника?
Уже с половины жизни Преподобный вошёл в сознание народа русского как всенародный Учитель, Заступник и Ободритель. Кто может исчислить, какое множество народа шло к Нему со всеми своими нуждами, большими и малыми? Но слава о святости и мудрости Сергия распространилась по всей Руси и выдвинула Его на поприще государственной деятельности. Неоднократно Он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству.
Но апофеозом деятельности Преподобного было Его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия. Он знал, какое следствие будет иметь Его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми утеснителями. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского государства, она укрепила веру народа в свои силы, подняла дух его.
Кто же другой мог поднять весь народ и вдохнуть такую несокрушимую веру в правоту дела, а следовательно, и в победу? Самый мирный Подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословляет князя и воинство его на подвиг за правое дело, за народ, за Русь.
Преподобный в часы битвы пребывал со своею братией в церкви, посылая всю силу духа своего на помощь великому делу. Тело Его было здесь, но духом Он был там, где совершалась судьба России. Всё время битвы Он пребывал в непрестанном бдении, в духовном подъёме и прозрении всего хода битвы.
Среди народа живёт предание, что таинственный схимник передал Сергию чудесный камень с указанием зарыть его в определённом месте. Нигде не записано, где зарыт камень, но придёт время и будет указано это место. Так, ещё живо в народе понимание той духовной силы, которая в течение многих столетий питала Землю Русскую.
Облик Преподобного мощно запечатлелся в народном сознании. Народ возлюбил Его и поставил превыше других Подвижников. Память о Сергии не умрёт никогда, ибо велик магнит духа, заложенный Им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником.
Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой вождь идёт осенённый знанием высшим; таким вождём был Преподобный Сергий. Вдохнув героический дух в народ, Он устремил его в будущее. Таким Вождем остаётся Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом Их жизни.
Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой на новый подвиг.
Если пламенный Облик Сергия общечеловечен, то дело, сложенное Им, есть дело строения Государства Русского. На всех поворотных пунктах истории, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь Преподобного и твердыня духовной культуры, Им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных.
На протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую Им Землю Русскую. Но история повторяется, и кто может сказать, что годы гонения и разрушения святынь снова не сменятся великим, небывалым духовным подъёмом, который в стихийности своей превысит все до него бывшие подвиги?
Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили её очищению и возвеличению — так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что Мощь Его, неотступно стоящая на дозоре, не ждёт срока, записанного в Скрижалях Небесных?
Так начиная с ХIV века и после Сергия Радонежского Шамбала заботливо охраняет Россию и ей помогает. Вот факты последних трёх столетий. Король Швеции Карл ХII получил строгое предупреждение не начинать рокового похода против России (ХVIII в.) — этот поход положил конец развитию его государства. Императору Франции Наполеону было дано указание не нападать на Россию (ХIХ в.). Но, отуманенный успехами, обуянный гордостью, он не послушался. Следствие — разгром его армий. Зато Кутузов сумел соединить водительство с чуткостью к советам Шамбалы. Посол Братства приезжал приготовить вождя. Наставление посла Кутузов принял с полным доверием — в этом была удача его.
А о нашем столетии сказано, что один заносчивый монарх (немецкий кайзер Вильгельм II) получил предостережение не начинать войны против России (1914 г.), но он не послушался и предпочёл лишиться короны.
Счастье видеть чудеса щитами стоящие.
Листы Сада Мории. Зов
Согласно Учению Шамбалы, всё на Земле происходит по плану эволюции нашей планеты. Определено заранее, когда и где строиться новым государствам, где и когда созидаться великим городам. Предусмотрено, когда и где должны состояться большие открытия и откровения. Этот Космический план проводится в жизнь Братством Махатм.
Как предсказана была великая Светлая Эпоха человечества Сатия Юга, так же была намечена и страна, где начнётся Космическая эра нашей планеты. Эта часть Мира решает судьбу планеты.
Может быть, такая страна с земной точки зрения находилась в это время в самом непривлекательном состоянии, но Закон Высший уже определил место особого назначения. Космически уже сложились обстоятельства великого значения. Так утвердилась новая предназначенная ступень...
И в близком будущем мы увидим ещё одно великое чудо... Махатмы сказали: «Чудо идёт! Унаследуйте, ждущие! Новое чудо соберёт народы. Не об уничтожении народов думать, но об упорядочении планеты!» «Страна, которая вчера была великаном, может завтра стать карликом. Люди могут изумляться такой судьбе, но Мы видим нить причин. Можно увидеть лишь день сегодняшний, но нужно почуять день грядущий. Так, события мира являют мозаику, которую можно разглядеть лишь с Гор.
Посреди бури и смятения совершается карма и сроки исполняются».
Назад в раздел : Введение в Агни Йогу (С.В. Стульгинскис)
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».