Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


Введение в Агни Йогу (С.В. Стульгинскис)

9. Эволюция огненного человека




УЧЕНИЕ ОБ ОГНЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Много есть чудес на свете;
Человек — их всех чудесней!
Софокл

Люди — существа огненные. Излучаемая духом человека эманация и развиваемая им духовная энергия есть энергия огненная. Она обладает всеми свойствами, присущими огненной стихии, — огненная энергия есть высшее проявление Космического Огня. Эта огненная энергия, или Агни, явлена в каждом человеке. Её средоточие — сердце, потому она называется сердечной энергией.

Об этой огненности прекрасно знает сердце человеческое. Часто говорят: «воспламенился дух» или «загорелось сердце» — значит, когда-то люди знали об огне сердца и пламени духа. «Он загорелся желанием», «сгорал от злобы», «засох от зависти» — во множестве ясных выражений люди напоминают об огненности. «Пламенный» взгляд напоминает об огне, посылаемом во взгляде; «огненный» взгляд заставляет людей обернуться и даже вздрогнуть — всякий трепет уже близок к Огню и сопровождает его. «Горячее» рукопожатие напоминает о той же энергии.

Своей огненной природой человек познаёт подземные воды и руды — это свойство из оккультизма уже перешло в область материальную. Огонь показывается и в температуре, и в пульсе, и, главное, — в том трепете, который сопровождает все огненные явления. Огонь — это все тончайшие духовные и душевные проявления, которые утверждают все лучшие человеческие действия. Движение мысли тоже принадлежит области огненной.

Огонь развивается и накапливается духовным совершенствованием — полным отречением от личных, эгоистических желаний и действий, постоянным стремлением к добру, свету и истине. Наоборот, состояние гнева, злобы, ревности или раздражения порождает в организме особый яд, названный Махатмами империлом. Тончайшие кристаллы огненной энергии, так же как и кристаллы империла, осаждаются на стенках нервных каналов, где и вступают в единоборство. Как и в каждой борьбе, побеждает сильнейший.

Освоенная человеком и используемая в благом направлении огненная энергия даёт ему защиту от многих бед и болезней. Эта энергия двигает людей на героические подвиги, помогает в самоотверженной деятельности, направленной на Общее Благо, даёт большую нравственную силу для борьбы со злом и тьмой.

Все низкие побуждения разрушают нашу нервную систему и являются главной причиной болезней и отравления атмосферы. В противовес этому эманации благих самоотверженных устремлений очищают окружающее пространство, увеличивают запас огненной энергии, а следовательно, увеличивают жизнеспособность человека.

Чистый порыв самоотверженного служения людям создаёт иммунитет против заражения эпидемическими болезнями. Это положение подтверждалось многочисленными наблюдениями над врачами и медсёстрами, работавшими в холерных и чумных бараках. Не наблюдалось случаев заражения среди врачей и медсестёр, работавших самоотверженно и без страха, если только они сами не нарушали грубо правил элементарной осторожности.

Творить добро, проявлять доброжелательство и сострадание к людям, самоотверженно трудиться для Общего Блага нужно потому, что эта деятельность будет создавать творческие, созидательные энергии. Значит, такая деятельность будет для нас самих выгодна и практична. А предаваться злобным и мстительным побуждениям и делам — невыгодно и непрактично, так как это отравляет наш организм империлом и служит причиной многих болезней.

Агни Йога говорит: для того чтобы не быть опалённым, когда Космический Огонь начнёт проявляться в нашем плане, надо развить в себе высший аспект Космического Огня — духовную, или огненную, энергию, называемую также психической. Изучивший, развивший в себе эту огненную мощь и овладевший ею преуспеет с Космическим Огнём и будет готов управлять волнами огня.

Так, Агни Йога — это система развития огненности в человеке. Советуется не опоздать с изучением и применением этой энергии — ведь океан волн огня может нахлынуть неудержимым потоком и смыть все запруды, обращая течение мысли в хаос.

Развитие огненной энергии есть самая насущная задача человечества. Она изменит наше существование, если будет сознательно развита. В настоящее время многие могут образовать свою огненную энергию. Не единицы, но большинство могут достичь ощущения этой энергии. Пришло время осознания и развития её — пора делать прививку! Первое средство против огненных болезней — это огненная энергия.

АНАТОМИЯ ДУШИ И ДУХА

Мудрость всех веков указывает: «Познай самого себя». В таком совете обращается внимание на то сокровенное, которому в Новой Эпохе суждено стать явным. Ясно одно: великие силы и возможности таятся в человеческом организме, о котором люди составили лишь телесное, плотное представление. Поэтому рассмотрим все составные элементы человека, как их понимает йогическая психология древней Мудрости Востока.

Мы замечаем, что наше тело подвержено постоянным изменениям: в течение приблизительно семи лет оно возобновляется полностью, до последней частицы. Но оно сохраняет свою тождественность. Под изменяющимся покровом есть нечто относительно неизменное — остаётся свидетель всех произошедших перемен. Помимо тела есть некто, кто заносит в списки все эти изменения.

Агни Йога говорит: как есть физическое (плотное) тело человека, так же существуют два психических, или душевных, тела его: материальное тело чувств и желаний (так называемое астральное) и материальное тело мышления (так называемое ментальное). Эти два психических тела соответствуют западному понятию души. Все эти три тела (физическое, астральное, ментальное) называются личностью человека — смертной, преходящей частью его.

Эта личность является орудием, инструментом сущности человека, называемой индивидуальностью, что соответствует западному Духу. Агни Йога считает её бессмертной, вечной, единой для всех жизней: её качества, умноженные и усовершенствованные в одной жизни, переходят вместе с Индивидуальностью в следующее воплощение.

Наконец, божественной основой Индивидуальности является Монада — бессмертная частица божественного Космического Огня. Монада есть подлинное, истинное «Я» человека — повелитель того микрокосма, который называют человеком. Монада вдохновляет Индивидуальность, чтобы та выполняла свою миссию в её воплощении на Земле, и побуждает её к раскрытию и развитию её качеств. Она даёт ей силу очищать и дисциплинировать личность.

Таким образом, в человеке существуют как бы три «я»: «Я» божественное, сверхчеловеческое, неизменное — это Монада; «Я» высшее, человеческое, развивающееся — это Индивидуальность; «я» низшее, подчеловеческое, дисциплинируемое — это личность. Два последних рассмотрим более подробно, так как с ними придётся иметь дело в процессе ежедневной работы над собой.

Индивидуальность — духовная, или огненная, бессмертная, или вечная, — одна для всех воплощений, или жизней. Она и есть «Чело-век», что означает дух, или чело, преходящий веками. Индивидуальность троична:

  • Воля (Атма) — Духовное Бытие, приёмник вдохновения Монады;
  • Любовь (Буддхи) — Сердце Высшее, чувствознание (или интуиция) — Сверхсознание, носитель высоких духовных эмоций;
  • Мудрость (Манас) — Разум Высший, ум философский, Сознание Высшее; сфера его деятельности — мысли абстрактные.

Личность — материальная, смертная, преходящая. Она является отражением троицы Индивидуальности и поэтому также троична:

  • ментальное тело — интеллект, рассудок, ум низший (житейский), сознание низшее; его продукция — мысли конкретные;
  • астральное (тонкое) тело — «сердце низшее», инстинкт, подсознание; это область чувств, желаний, страстей — эмоций низших;
  • физическое (плотное) тело — материальное бытие: самая грубая, самая ощутимая, видимая часть человеческого микрокосма.

Таким образом, Агни Йога различает четыре вида сознания. Подсознание, инстинкт — сознание астрального тела чувств; сознание низшее — сознание ментального тела конкретных мыслей. Оба эти сознания принадлежат смертной личности — душе. Сознание Высшее — сознание Манаса, то есть Мудрости, Ума Высшего; Сверхсознание, Интуиция — Сознание Буддхи, то есть Сердца, Любви. Оба сознания принадлежат вечной Индивидуальности — Духу. Современная наука говорит только о подсознании и едином сознании; Сверхсознания она не знает, относя его проявления к подсознанию.

Каждая мысль и эмоция человека имеет свой индивидуальный цвет, но настолько тонкий и прозрачный, что он не может быть нами видим. Все они оставляют свой след около человека в виде излучений. Эти световые излучения вокруг человека имеют название ауры. В настоящее время учёные уже производят удачные снимки аур на особо чувствительных цветных фото- и киноплёнках.

ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ САМОДИСЦИПЛИНЫ

Личность — это житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя и именно в этой жизни — она заботится только о личном, она откровенно эгоистична. Индивидуальность, будучи вечной, смотрит дальше, выше, шире, глубже. Она заботится не о себе, она живёт единством человечества, природы. Она — носитель общественных стремлений, носитель коллективизма.

В обычной жизни личность производит сильное давление на человека: она старается внушить ему, что именно она есть его истинное «я», — для того чтобы получить все те «ценности», которые желает для себя. Как же выражается давление тел личности на человека?

Когда у человека есть работа, которую необходимо исполнить, его физическое тело желает отдыхать и гулять или есть и пить. Когда есть случай помочь кому-либо, физическое тело думает: сколько труда это будет стоить, пусть же кто-то другой сделает это.

Астральное тело человека имеет свои желания — десятки желаний. Оно желает, чтобы он сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, завидовал чужому богатству, предавался унынию. Оно хочет всего этого и много другого. И хочет оно этого из стремления к страстным вибрациям, к беспрестанной их смене.

Ментальное тело человека (тело мысли) желает мыслить себя горделиво обособленным, думать много о себе и мало о других. Оно заставляет человека думать о собственном прогрессировании, а не о работе на Общее Благо и о помощи другим. Во время медитации оно силится заставить думать обо всём том, что нужно ему, а не о том единственном, что нужно самому человеку.

«Нет рабства более позорного, чем рабство духа», — сказал Сенека. Независимость и свобода духа человека — основа творчества его. Потому надо учиться побеждать всё, что давит дух твой, — надо освободиться от давления личности, своего низшего «я».

Физическое тело твоё — животное, тот конь, на котором ты ездишь. Ты должен жить, не замечая тела, но разумно заботясь о нём. Важно осознавать себя не телом, но духом, живущим в теле, всегда чувствовать себя над ним, всегда управлять им. Надо уметь отличать свои желания от желаний своего астрального тела, необходимо не захватываться его чувствами и переживаниями. Твоё ментальное тело, твой ум — вовсе не ты, он — твоё орудие. Необходимо распознавание, ты должен быть всегда на страже.

Не принимай тела личности твоей за себя самого — ни физическое, ни астральное, ни ментальное. Ты должен знать их все, уметь стоять в стороне от них и чувствовать себя господином. Когда твоя личность желает чего-либо, остановись и подумай: действительно ли это желаешь ты, Индивидуальность. Необходимо найти в себе более пристальное распознавание и способствовать разделению в себе личности и Индивидуальности.

Так можно установить два голоса, которые слышит человек в себе: голос Индивидуальности — голос служения, голос общественный, ибо стремления высшего «Я» — общественные, альтруистические (стремление служить народу, родине, обществу, человечеству, природе); голос личности — голос личный, голос эгоизма, ибо её стремления — личные, эгоистические (брать, заставить других служить себе). Так по содержанию голоса можно различать, откуда он исходит. Для сознательной жизни очень важно научиться хорошо отличать как голос духа, или Индивидуальности, так и голос личности.

Способность различения этих голосов даёт человеку возможность навести настоящий порядок в своём вокальном дуэте в жизни. Принцип этого порядка таков: низшее подчиняется высшему. В личности чувства должны подчиняться рассудку, интеллекту. В Индивидуальности Разум должен подчиняться Сердцу, Любви, а в общем — личность должна подчиняться Индивидуальности. Надо научиться прислушиваться к этому Высшему Голосу в себе, осознавать в себе Вечный Огонь, а также подмечать его в других.

Такой порядок Агни Йога называет дисциплиной духа. И добавляет, что такая духовная самодисциплина — начало всего. Эта самодисциплина означает полную диктатуру Индивидуальности, или духа, над всеми прочими элементами психики человека.

Во всех элементах человека действующим лицом является Монада, это индивидуализированное Божественное Я Абсолюта. Её присутствие и даёт это чувство «я» как Индивидуальности, так и личности. Будучи самосознательно, это «я» часто самообманчиво отождествляет себя с тем элементом, в котором она действует наиболее энергично.

У человека чувственного — пьяницы и развратника — его «я» сливается с физическим телом и с природой желаний и страстей (астралом): из них извлекает он свою гордость, мыслит себя и эти тела как одно, ибо вся его жизнь — в них. У дельца-бизнесмена, хитрого комбинатора и спекулянта, интенсивно использующего свой житейский ум для наживы, его «я» отождествляется с рассудочным эгоистичным интеллектом. Для учёного его «я» заключается в высшем разуме, ибо из деятельности последнего вытекают все радости учёного, в нём вся его жизнь. Для поэта, живущего интуицией и творчеством, красотой и любовью к человечеству, его «я» совпадает с сердцем — средоточием его жизни. Но бывают случаи, всё больше учащающиеся, когда уровень духовности человека поднимается до высшего синтеза. Человек тогда не только мудро понимает состояние мира, не только сострадает с порабощённым народом, но он совершает волевой подвиг — самоотверженно борется за его свободу. Так, полнее всех выполняя назначение настоящего человека, он более всех приближается к истинному «Я» — к Монаде.

ОГНЕННЫЕ ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Огненная энергия производится духовными центрами человека. Этими центрами также воспринимается Космический Огонь. Что такое эти огненные центры, называемые на Востоке чакрами?

В физическом теле человека кроме органов восприятия находится множество разнообразных желёз и целая сеть тончайших нервов, которые образуют узлы и сплетения. Все эти органы, железы, нервы, нервные сплетения и узлы имеют свои соответствия в невидимых телах человека — астральном и ментальном, а также в бессмертной сущности человека — Индивидуальности. Эти соответствия называются огненными центрами нашего сознания. За редкими исключениями, все они находятся в спящем состоянии.

Считается, что в человеческом организме этих огненных центров имеется сорок девять, но главных огней, или чакрамов, — семь. Сердце — самый главный центр, ибо от него зависят все прочие. О значении этого центра и его раскрытии будет рассказано ниже. Центр Чаши находится над солнечным сплетением на уровне сердца. Затем идёт центр лёгких. Центр Колокола находится в темени. Глаз Брамы, или Третий Глаз, находится на лбу над бровями. Физический орган центра гортани есть щитовидная железа. Центр Кундалини находится у основания спинного хребта.

Раскрытие огненных центров — следствие развития духовности. Центры начинают просыпаться только у высоконравственных людей. Их действие начинается, когда человек духовно созрел для этого. Так что это проблема не технического, а нравственного порядка.

Некоторые люди стремятся ускорить раскрытие огненных центров в обход нормального развития, без духовного совершенствования, при помощи «оккультных» книг, написанных невежественными людьми, или при помощи самозваных «учителей», имеющих крохи знания.

Самодеятельное напряжение центров механическими упражнениями, приёмами хатха йоги, ритмическим дыханием с задержками является крайне опасным и к нормальному раскрытию не приводит. Физическое и частичное раскрытие одного-двух центров может надолго задержать истинное духовное развитие человека. Искусственные насильственные меры нарушают законы и сроки. Несвоевременное, непоследовательное развитие некоторых центров приводит к расстройству нервной системы, к сумасшествию, одержанию и ранней смерти или даже самоубийству.

Ускорение процесса раскрытия духовных огненных центров возможно только путём работы морального самосовершенствования. Центры начинают открываться только в результате упорной работы над воспитанием своего характера. Таким образом, вопрос — как раскрыть духовные центры, иначе говоря, как стать огненным — сводится к работе над собой: к приобретению положительных качеств (ибо они возжигают огни в соответствующих духовных центрах) и искоренению отрицательных качеств, которые эти огни гасят.

Только так можно обратить на себя внимание Высокого Учителя. Великие Владыки, стоящие на страже эволюции человечества, зорко следят с самого раннего детства за теми индивидуумами, которые завоевали себе право на открытие огненных центров. Если человек готов к открытию и трансмутации своих огней, если его организм и психика достаточно подготовлены к этому и сердце горит устремлением, то Учитель не замедлит появиться. Если ученик готов — готов и Учитель, — говорит восточное изречение. Нет необходимости нахождения Учителя в соседнем доме, Учитель может руководить и на расстоянии.

РАЗВИТИЕ ОГНЕННОСТИ ДУХА

Кто хочет Света, пусть не страшится
быть огненным.
Нужно жизнь наполнить горением.
Мир Огненный

Приобретение огненной энергии и раскрытие огненных центров, иначе говоря, развитие огненности, достигается самосовершенствованием. Подробно об этом рассказывается в работе «Буду Огненным», посвящённой практике морального самовоспитания.
В этой работе дана подробная методика работы над собой: как произвести самоанализ, как составить план работы над собой, как совершается утренняя медитация, или психозарядка, и дневная реализация задуманного и как производится вечерний самоотчёт.

В этой работе дано следующее весьма важное предупреждение: если человек собирается совершенствовать себя только для своего личного возвеличения, для своих корыстных целей — у него ничего не получится, никаких огней он не достигнет. Ибо главным условием успешного духовного продвижения является устремление и готовность к служению Общему Благу. Когда такое устремление утвердится, станет второй натурой, тогда будет оправданно самосовершенствование, саморазвитие. Только тогда достижение огненной энергии будет несомненно.

Только самоотверженное служение благу всего человечества обусловит истинный прогресс индивидуальности человека. Её эволюция возможна только при служении Общему Благу во имя эволюции всего человечества, эволюции природы и всего Космоса. Все эти эволюции взаимообусловлены — одна без другой не может существовать. В самосовершенствовании заложен весь смысл существования — как отдельного человека, так и всего человечества.

В чем суть работы над собой? Она представляется двоякой.

1. Огненное очищение личности, изгнание всякого зла из неё, искоренение всех отрицательных качеств — страстей и пороков, дисциплинирование личности, превращение её в послушное орудие.

2. Раскрытие и развитие Индивидуальности: ращение добра в себе, раскрытие всех вложенных в Индивидуальность божественных начал, развитие всех положительных моральных качеств характера.

Как холод означает отсутствие тепла, а тьма — света, точно так же страх — это отсутствие мужества, раздражение — самообладания. Отсутствие определённых положительных качеств Индивидуальности (Духа) вызывает соответствующие отрицательные качества личности (души), которые являются как бы болезнями, или язвами. Агни Йога говорит: «Не мудро сказать — вырви скверну твою, но лучше сказать — пусть благо наполнит сущее твоё. Утро заменит ночь!»

Поэтому процессы очищения личности и развития Индивидуальности идут параллельно и одновременно: каждое развиваемое положительное качество изгоняет противоположное ему отрицательное. Такой работой над собой достигается развитие огненности — приобретение огненной энергии и раскрытие огненных центров.

КАКИЕ КАЧЕСТВА СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ?

Все приобретаемые качества нужны человеку прежде всего для того, чтобы с максимальной пользой служить другим людям. Для того, чтобы способствовать прогрессу человечества. Помочь утвердить на земле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов. Так, первую группу составят качества Служения Общему Благу (в скобках указаны соответствующие отрицательные качества личности):

  • • чувство долга (пренебрежение долгом);
  • • правильное отношение к собственности (скупость, собственничество, алчность);
  • • правильное отношение к труду (тунеядство, лень);
  • • чувство долга (косность, пережитки);
  • • общественная активность, инициативность (пассивность, равнодушие);
  • • готовность к служению человечеству (эгоцентризм);
  • • готовность к борьбе со злом (непротивление злу);
  • • самоотверженность (карьеризм, самолюбие);
  • • готовность к подвигу (конформизм, оппортунизм,легкомыслие).

Эти качества являются первыми ступенями к огненности.

В настоящее время, с окончанием тёмной эпохи, или Кали Юги, завершился тот длительный период, когда развивался разум человека. На сей цикл эволюции разум уже достиг апогея своего развития. А теперь начинается Сатия Юга, период интенсивного развития следующего аспекта человеческой Индивидуальности — сердца (любви).

Сердце — это та область духа человеческого, из которой исходит вдохновение на людей, воодушевлённых высшими стремлениями и идеями. Это центр самоотверженной любви, сострадания, героизма. Это центр интуиции, или чувствознания, центр сверхсознания. Сердце остерегает человека от ошибок, предупреждает об опасности.

Значение сердца в том, что оно — средоточие огненной энергии. Нельзя постичь пламень, не понимая мощи сердца, обители Агни. Смысл пользования огненной энергией лежит в области сердца. Высокие эмоции выводят из состояния обычности, повышают вибрации, которые утончают и открывают наши огненные центры — чакрамы. Все духовные центры зависят от главного — от нашего сердца. Потому раскрытие центров начинается с воспитания сердца. Развитие сердца в нашей эре является наиглавнейшей задачей.

Так, во вторую группу войдут качества сердца, «сердечные качества».

Ведущие к братству:

  • • коллективизм, единение (эгоизм, индивидуализм);
  • • братское соревнование (ревность, зависть);
  • • уважение к человеку (умаление);
  • • вежливость (грубость);
  • • благодарность, признательность (неблагодарность);
  • • доверие (недоверие, подозрительность);
  • • верность (предательство вероломство, измена);
  • • дружба и братство (презрительность, враждебность).

Ведущие к любви:

  • • терпимость (нетерпимость, фанатизм);
  • • неосуждение (осуждение, пересуды, клевета);
  • • необидчивость (обидчивость, мстительность);
  • • дружелюбие, культура общения (недружелюбие);
  • • чуткость и бережность (нечуткость);
  • • стремление помочь (отказ в помощи);
  • • сострадание, сопереживание (жестокость);
  • • любовь (ненависть, злобность).

Ведущие к радости:

  • • совесть (самодовольство, самоуспокоенность);
  • • моральная чистота (лживость, низость мысли);
  • • благородство, великодушие (мелочность, малодушие);
  • • чуткость к красоте (пошлость, безвкусие);
  • • оптимизм (пессимизм);
  • • радость (печаль, уныние);
  • • торжественность (обыденность).

Особенно этими качествами приобретается огненность человека!

Заповедуются непоколебимость и твёрдость духа. Только при наличии такой твёрдости можно строить. Твёрдость не есть жестокость или что-то противоположное мягкости. Это, скорее, сила крепости. Она выражается в несокрушимой воле, идущей навстречу раскрытию духовной жизни. Всё, что принимает сердце извне, должно пройти сквозь его твёрдость. И ничто не поколеблет его устремлённости.

Так, третья группа состоит из качеств воли — «волевых качеств»:

  • • терпение (недовольство, нетерпеливость);
  • • самообладание (раздражительность, волнение);
  • • собранность (разболтанность, рассеянность);
  • • устремлённость (удовлетворённость, распущенность);
  • • мужество (трусость, страх);
  • • преодоление препятствий, трудностей, опасностей (уклонение от препятствий);
  • • стойкость перед испытаниями, страданиями (саможаление, отчаяние).

В вопросе развития огненной энергии многое зависит от сознания. Можно лишь светлым сознанием управлять психической энергией. Чем выше сознание, тем высшего качества будет огненная энергия. Поэтому тот, кто хочет приобщиться к этой высшей мощи огня, должен позаботиться об улучшении и повышении своего сознания. Расширение сознания способствует утончению и преображению наших духовных центров. Развитие сознания напрягает все центры. Открытие огней очень зависит от утончения сознания.

В основу утверждения сознания надо положить знание. Деление на знание и невежество будет делением Света и тьмы. Поэтому изгоняйте всякое невежество и без напыщенности просто больше знайте. Познание должно наполнять всю жизнь. Сознание, как вещество тончайшее, должно быть всегда пополняемо. Знание есть путь огненный. Знание раскрепощает человека. Чем больше мы знаем, тем легче нам понять всю глубину и размеры великого плана эволюции и сложность жизнестроения. Потому — не только самовоспитание, но и всестороннее самообразование!

Расширение сознания приведёт к Мудрости. Она живёт в глубинах духа. И пробудить её в себе может только сам человек. Мудрость есть глубокое проникновение сердца в мировую сокровищницу и познание скрытых причин всего. Мудрость принадлежит каждому просветлённому сердцу, раскрытому в понимании жизни.

Четвёртую группу составляют качества мудрости:

  • • простота и скромность (самомнение, высокомерие, гордость, честолюбие, тщеславие);
  • • честность, чувство чести (лицемерие);
  • • правдивость (неправдивость, лживость);
  • • искренность (фарисейство, ханжество);
  • • чувство соизмеримости (несоизмеримость);
  • • внимательность, наблюдательность (рассеянность);
  • • вмещение, синтез (предубеждение, сомнение, скептицизм, шатание).

Развитие лишь одного качества не даёт общего следствия. Если кто-то постарался не сквернословить, другой — не раздражаться, третий — не бояться, то такие полезные подробности будут всё-таки отдельными рычагами: не поднимет каждый всю тяжесть. Если одно качество разовьётся прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный.

Также мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. Только радуга синтеза даёт продвижение. Для долгого пути соберём возможно больше качеств; пусть каждое из них будет лучшей степени! Путь не краток, и каждый запас будет полезен. Кто дерзнёт утверждать, что то или иное качество ему не пригодится? Именно, случается, что самое пренебрежённое будет спешно нужно. Так мы поймём все качества, потребные для того, чтобы стать огненным!

В указанной работе «Буду Огненным» даны исчерпывающие характеристики всех моральных качеств, подлежащих внедрению в характер человека.

ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА

Выше мы проследили восхождение человека, начиная с зачаточной души до состояния духовно развитого человека, отметив различные ступени развивающегося сознания — от смутных ощущений дикаря до отчётливой работы мыслителя. Теперь скажем о последних ступенях человеческой эволюции, которые для огромного большинства человечества ещё впереди. Они уже пройдены небольшим числом старших сынов нашей расы, и в наше время их проходят наиболее опередившие остальное человечество — это так называемый путь ученичества. Если эволюция человеческого сознания на её низких ступенях могла происходить помимо сознательного участия в этом процессе самого человека, то переход его за пределы обыкновенного сознания, до ступени сверхчеловека, или богочеловека, не может совершиться без сознательного устремления к этому самого человека и без участия в этом процессе Учителя Мудрости, одного из Великих Иерархов.

Вступление на путь ученичества — это вступление на ускоренный путь развития сознания с целью достичь высшей ступени эволюции человека. Решивший стать учеником подобен человеку, который вместо кружного пути, медленно ведущего к намеченной цели, к вершине горы, избирает еле заметную крутую тропинку, ведущую прямо кверху, через скалы, заросли и дебри. Конечно, такой путь избирают лишь наиболее решительные, мужественные и устремлённые, и, конечно, такой путь лёгким быть не может. Этот путь очень труден и предъявляет большие требования к желающему вступить на него.

Учителя не перестают наблюдать за человечеством и отмечают всех, кто благодаря чистой жизни, бескорыстному труду ради общего блага, благодаря умственным усилиям, обращённым к благородной цели, и искренней преданности идеалу становится во главе человечества, делаясь способными воспринять усиленное духовное воздействие. Каждый желающий воспринять подобное воздействие должен обладать особенной восприимчивостью. Когда человек своими личными усилиями пробивается в передовую человеческую волну, выказывая при этом любящую и бескорыстно деятельную натуру, в таком случае он становится предметом особого внимания со стороны неусыпных хранителей расы и его ставят в условия, благоприятные для проявления его духовных сил.

И по мере того как он успешно выдерживает испытание, он получает дальнейшую помощь, пока стремление не приведёт его к вратам Пути.

Его вступление на Путь ставит его в положение ученика, или челы, находящегося на испытании; один из Учителей Мудрости и Сострадания принимает его под Своё покровительство и помогает ему на узком и крутом Пути. Учитель видит его усилия, направляет его шаги и приводит его к условиям, наиболее благоприятствующим его прогрессу, следя за ним с нежной заботой и мудростью.

Тех, кто готов исполнять определённые условия, Учителя допускают в число Своих учеников с целью ускорить их эволюцию и пополнить ими ряды Братства. Принятие в ученики есть величайшая привилегия, есть редчайшее явление, но зато и великая ответственность! Что же делать, чтобы заслужить, чтобы стать достойным такой величайшей привилегии? Сказано, что «когда ученик готов, Учитель не замедлит». Не должна ли эта готовность заключать в себе определённые условия? Определённые качества, которые ученик должен с самого начала приобрести, ставятся перед ним как условия для ученичества. На этой начальной ступени не требуется доведения их до совершенства, но ученик должен хотя бы отчасти овладеть ими, прежде чем он будет допущен к Посвящению.

Первым условием является устремление и готовность к самопожертвованию в служении Общему Благу, ибо никто не может быть приближен, если он думает почерпнуть знание лишь для своего личного возвеличения. Когда самоотверженное устремление утвердится в сердце и станет второй натурой, тогда достижение сокровенной цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всей искренностью — действительно ли имеется такое огненное устремление и самоотвержение и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание больших знаний прежде всего для корыстных целей? Малейшие признаки такого скрытого желания являются самым большим препятствием на пути духовного продвижения. Для успеха нужно понимание, принятие и несение подвига самоотречения в жизни.

Вторым условием на пути приближения к Учителю является установление правильного отношения к Нему. Об этом подробно рассказано выше. Любовь и преданность, почитание и признательность — этим должно гореть сердце кандидата в ученики. Преданность надо показать учителю на деле — преодолением всех препятствий. Для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование об Учителе, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. Что бы мы ни делали, мысль наша должна держаться около Него, всё совершается во Имя Его.

Третье условие — работа над собой. Для того чтобы стать принятым учеником, следует, прежде всего, работать над нравственной, духовной стороной своей жизни, что даёт неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Это простейший путь к приближению. Связь с учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою. Глубокое, всесторонне продуманное уяснение себе всех качеств, которые необходимо приобрести для того, чтобы стать принятым учеником, чрезвычайно важно. В отдельной работе «Буду Огненным» указано, как работать над собой; там же (а также в последней части настоящей работы) перечислены все качества, которые необходимо приобрести. Без этих основных качеств, которые требуются от тех, кто стремится приблизиться к Великому Учителю, никто не сможет быть принят в ученики, несмотря даже на большие интеллектуальные способности.

Принятием ученика Учитель возлагает на Себя страшную тяготу, которую невозможно представить себе, не зная сокровенных законов. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в своё сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, может знать каждую его мысль, каждое его чувство.

Можно понять, как для высокого сознания Учителя должны быть тяжелы и нестерпимы дисгармонические вибрации, порождаемые неочищенным мышлением ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной сокровенной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно пресечь эту связь. Но каждое обрывание серебряной нити болезненно обоюдно и несёт свои последствия.

Это только часть тяготы, о другой сейчас говорить не приходится. Потому Великие Владыки, стоящие на Несменном Дозоре, направляющие мировые процессы для удержания равновесия мира и ведущие гигантские космические битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются, кто прошёл и очистился через многие огненные испытания и проявил свою готовность, преданность и самоотверженность не в условиях благополучия, но на краю пропасти.

В Древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное их число выдерживало это напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуждения, взвешиваются его способности находчивости, мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д. И, конечно, как и раньше, лишь мало кто выдерживает.


Назад в раздел : Введение в Агни Йогу (С.В. Стульгинскис)



Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».