Где утро и вечер в пространстве, где верх или низ, где север, восток или запад? Где близко или далеко, где здесь или там? Законы пространства иные, чем трехмерные рамки Земли. В пространстве, где мы, там и дом. Центр познающего есть в нем отправная точка для постижения окружающих условий. Но центр этот быть должен свободным от методов мышления плотного мира. Первое условие для космического мышления – никакой собственности, ничего своего, даже продукты мысленного творчества отдаются пространству, дабы не связали они свободы духа. Нет дома, нет вещей, нет мыслей привычных, земных. В освобожденное от нагромождений сознание беспрепятственно уже могут вливаться космопространственные. Явления понимаются сердцем, как бы постигаются сразу, без особого мысленного процесса. Близко то, на что устремлено сознание, и оно там, где мысль. Жить в мысли там, значит жить в том, что создает или с чем связывает мысль, и жить так же реально и ярко, а, быть может, еще ярче, чем живет человек в мире плотном. Истинно, там неимеющий ничего и нищий духом имеет все, ибо не связан ничем. Но нищета эта особая, ничего общего с духовною нищетой не имеющая. Дух нищ, ибо отдал все земное. Там дух живет формулой «Не имеешь ничего. Ничего не почитаешь своим». Значит, можешь владеть всем, ибо твое все. Земной человек, сознание которого срослось с мыслями о том, что все то, что он имеет, его, ограждает себя непроницаемой стеной от сокровищ пространственных и мысленно владеет лохмотьями земных нагромождений и представлений, которыми окружал себя в жизни плотной. Свободных сознаний там мало, ибо, что связали на Земле, связанным остается на Небе, то есть в пространстве, когда сброшено тело. От каждой вещи, которой владеете ныне, дух должен сознательно отказаться, то есть не считать своей, а лишь находящейся в его временном пользовании, пока он в теле. Этим отношением, или сознанием этого, порывается нерасторжимая другим путем магнитная связь между человеком и вещами, которыми он владеет. Эта связь, не разрушенная на Земле, будет цементом, скрепляющим в пространстве стены его самоутвержденной тюрьмы. Еще более связанны те, кто жизни прожили во всей славе земной или у власти стояли и почитали эти земные фантомы реальностью жизни и достоянием своим неотъемлемым. Представить себе можно деспота древнего мира, почитаемого его подданными сыном бога и полагающего, что все принадлежит ему по божественному праву: и жизнь, и смерть людей, их имения и вся страна. Он, вдруг всей этой власти и мощи лишенный и продолжающий это все утверждать, будет в пространстве рабом снов преходящих, земных и не будет свободным. Чувство собственности в себе победить очень трудно. Если дворец, и земли под ним, и поля, и луга кто-то, ими владеющий почитает своими, то как же освободится он от этой призрачной собственности, если не сделает это заранее, когда еще на Земле? Там, в пространстве, продолжается то, что утверждено было для духа еще на Земле. Свободным идущий туда находит свободу, связанный – цепи. Потому Указуется ныне детям Земли: «Владейте всем, но ничего не считайте своим». Частица духа, погруженная в вещь, в ней остается и с нею, если считает дух вещь эту своей. Каждый раз человек, произносящий слово «мое», связь утверждает, или цепь, прикрепляющую его к объекту обладания. Но процесс этот психический и не настоящей землей или домом владеет тогда человек, но лишь мысленным образом вещи, ибо как можно владеть хотя бы пядью земли? И эта призрачная собственность на мыслеобразы сознания создает тот призрачный мир, в котором живет такой собственник. Вещами же могут пользоваться совершенно одинаково как те, кто их своими считает, так и тот, кто свободен от них. Иллюзия собственности разрушается со смертью, если смотреть на умирающего богача со стороны, ибо все оставляет он на Земле и с собой ничто не берет. Со стороны это видно и это понятно. Но если умирающий уходит в яром окружении тех мыслеобразов собственности, с которыми прожил всю жизнь, и несет окружение это в пространство, и в нем пребывает, пока не исчерпается энергия созданных им мыслеобразов и не разрушатся стены тюрьмы. Но если даже и разрушится стена темницы, чем будет жить там человек, ничего не имеющий, кроме земных представлений, и никогда не устремлявшийся выше? В пространство надо вступать подготовленным в духе, и вооруженным знанием, и освобожденным от земных пережитков. Тогда все богатства пространственной жизни становятся духу доступны.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1958.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».