Утверждая в себе желаемое качество, вызываете его тень, его противоположность, потенциал которой растет в соответствии с ростом ее антитезы, то есть утверждаемого качества. И чем больше выросло качество, тем сильнее противоположность его, тотчас же делающаяся активной, как только основное качество пошатнулось. С другой стороны, устремленное тело вызывает сопротивление среды, в которой оно находится, сопротивление, пропорциональное силе устремления. Это сопротивление надо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Пасть может лишь тот, кто поднялся. И чем выше подъем, тем глубже возможно падение. Падший Ангел – хороший пример падения Высокого Духа. Вот вы утверждаете бесстрашие, и тотчас же появляется нечто, вызывающее или могущее вызвать страх, чтобы устрашить и проверить. И так во всем, при утверждении любого качества духа. Антипод растущего качества является как бы постоянной угрозой и напоминанием того, что как бы высоко ни взлетел дух, всегда можно упасть. Словно бы путь горний идет по краю бездны разверстой, в которую можно свалиться. Это ощущение близости бездны и реальность ее очень характерны для восходящего духа. Потому и указуется «копье не дремлющим над драконом». Потому и указуется бодрствование постоянное. Бездна всегда угрожает падением восходящему духу. Чудища мрака, стерегущие вход, есть объективизированные фантомы антиподов утверждаемых качеств. И только познавший Близость Учителя может познать весь мрак безысходности и ужасов тьмы, если Учитель отвергнут. Потому Говорю: «Идущему с Нами нет возврата назад». Путь вспять отрезан – или падение в бездну, или восхождение к сияющим вершинам все новых и новых достижений, к Свету новых побед. Силы антагонистические и ярое сопротивление их не сны, но реальность, противопоставляющая мощь свою силе устремленного к Свету духа. Отсюда – неизбежность борьбы и неизбежность победы. Победа является как бы нерушимым обязательством того, кто раз навсегда решил путь свой к Свету. Знание этого пусть не пугает, но силы дает идти непреклонно, ибо путь только вперед. Самая устремленность поступательного движения уже охраняет от падения. Когда фантомы антагонистов, эти чудища мрака, уявляют лик свой и силу свою, равную силе утвержденного качества (духа), надо на них возрасти духом, то есть силу данного качества и степень его увеличить и силой его сокрушить призрак. Он яро появится вновь, когда качество это усилится больше. Отсюда постоянство борьбы, постоянство испытаний и так называемого искушения и даже прельщения, которыми пользуются темные силы, ибо антагонисты служат как бы перчатками для служителей тьмы, или формами, в которые они облекаются, чтобы пресечь путь духа и встать на пути преградою Свету. Отсюда и нужность дозора и настороженности постоянной, ибо чудовища кругом. Ярость их прямо пропорциональна силе огненного устремления духа и желанию его Свет утвердить. Но, зная закон, не смущайтесь. В этом мире земном нет света без тени, ибо двойственно все. Но там, в Сферах Высших, есть области духа, где отсутствует тень. «Свет без тени» – так Указую запомнить. И нет там чудовищ из мрака, и нет там земных притяжений, и нет того страшного сопротивления среды окружающей, которое каждому идущему духу приходится постоянно преодолевать. Вы же борьбой не смущайтесь. Этой борьбы спутник – победа. Победа, победа, победа над всем и во всем – вот огненный путь сужденного победителя. К победе Зову, ее Утверждаю и огненным знаком Венчаю чело тьму победившего духа.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1958.
Вы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».