Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1962.



Грани Агни Йоги. 1962 г. 361.


Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Отнесем это изречение к условиям Надземного Мира, когда все деяния, совершенные человеком на Земле, видит он в зримых, ярких, запечатленных в пространстве образах. Видит он, и видят другие: близкие, друзья и враги, и особенно последние. И много мужества надо, чтобы пройти и через это тяжкое испытание, не замедлив шага, не смутившись и не потеряв равновесия и достоинства духа. Много, много мужества надо, чтобы и через это пройти. Но можно себя и к этому подготовить и мысленно представить себе, как пойдет это испытание и как его выдержит дух. Дух нерушим, неуязвим, неуничтожаем. Можно пройти через все, зная, что судья – только Владыка, что судить может только лишь Он, но не смотрящие враждебно и жадно и осуждающие жестоко. Но Он не судья, Он Заступник и Друг и Отец, а потому и через это можно пройти, крепко держась за Серебряную Нить Связи. Следует помнить при этом и знать, что победителя не судят.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 362.


Но зачем же откладывать это тяжкое испытание раскрытия своей скрытой за плотною оболочкой сущности и всех деяний своих до какого-то надземного срока, когда уже ничего исправить нельзя, в то время как ныне, сейчас, все свои чувства, мысли и поступки можно, осознавая незримое, творить перед тысячей внимательных глаз, смотрящих из Тонкого Мира, глаз друзей и врагов, и перед Ликом Владыки и все рекордирующим Всевидящим Оком Пространства.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 363. (Авг. 8).


Всевидящее Око. В свитках Акаши запечатлевается все происходящее во Вселенной. Пространство видит и пространство фиксирует в памяти природы все явления жизни. Кроме того, памятью обладает и сама материя. Вибрации, исходящие от живых существ, растений и неодушевленных предметов, наслаиваются на всем, вблизи чего они находятся. Даже безмолвный камень является свидетелем всего, что когда-либо происходило около него. Тяжко и явно наслаиваются эти отложения на камнях, вещах и предметах, и эти наслоения при известных условиях могут быть видимы. Ничто из бывшего на Земле никогда не исчезает, но хранится в свитках прошедшего. С уничтожением вещей и предметов, живых существ и растений, с уничтожением целой планеты не уничтожаются рекорды Акаши. Пространство все видит и все запечатлевает. Память природы бездонна. Также и жизнь каждого отдельного человека зафиксирована на фильме пространственных рекордов. Не забыто из нее ничего. И все неуничтожаемо. Отсюда и символ Всевидящего Ока Пространства, искаженный впоследствии позднейшими толкованиями и непониманием сущности <...> записей. Поведение перед Ликом Пространства, пространственное поведение, когда человек поступает наедине, показывает знание Основ. Фильм индивидуальной жизни, вернее, всех пройденных жизней, хранится и в сокровенной памяти духа, в которой запечатлено все, через что когда-либо проходила духо-монада человека от начала начал. Запечатлены также и все подробности данного воплощения. После освобождения от тела узлы прошлых свершений становятся особенно близки участнику их, и образы прошлого начинают преследовать их породителя, если сила их на Земле была полностью не изжита. Как бы фильма прошлых деяний развертывается перед их творцом и заставляет сознание снова и снова переживать пережитое, если сила его вибраций не исчерпана была при жизни в теле земном. Курильщик продолжает курить, а пьяница – пить, а скупец считать свои деньги, если эти привычки не были своевременно изжиты. Поэтому освобождение от земных пережитков необходимо для дальнейшего продвижения. Связанный этими пережитками человек должен ждать, пока вся сила их энергий не исчерпает себя на нем и не освободит его для восхождения в более высокие сферы. Осознание действительности пространственных рекордов и порождений психического порядка дает понимание того, что скрытого и тайного ничего нет. Все явно и все видимо и скрыто лишь слепотой человеческой и невежеством отрицаний. Не проходит и не исчезает ничто, но все остается в рекордах пространства.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 364.


«И если тебя ударили по левой щеке, подставь свою правую», – сколько ярого непонимания, глумления и невежества было уявлено относительно этого Завета. Многие даже вывели из него столь любезную некоторым теорию непротивления, между тем как этот Завет имел в виду самую решительную и трудную борьбу и победу. Петухи начинают драться, если один задевает другого. Собаки бешено бросаются друг на друга, если которая-либо из них задирает. От каждого удара кулаком человек приходит в бешенство и бросается на своего обидчика. Ярые вспышки астрала уявляются во взаимных взрывах и, не сдерживаемые волей, превращают людей в зверей, уже совершенно не владеющих собою, как не владеют собой дерущиеся собаки или волки. В этом уявляется астрально-животная природа человека. Но если, получив удар, ярость астрала сдержать и ее обуздать, если силы в себе найти даже для повторного получения удара и новой победы над собою и безумием своеволия астрала, то эта борьба с собою и эта победа над астралом своим явит собою пример необычного преодоления своей собственной природы и обуздания астрального начала в себе. Не непротивление это, но, наоборот, ярое сопротивление, борьба и победа над животным и зверем в себе, над астралом, который безраздельно властвует над волею обычного человека. В своей литературе имеете яркий пример подобной борьбы и победы. Когда Шатов ударил по щеке Ставрогина, и последний, вместо того, чтобы одним ударом сокрушить своего супротивника, отвел руки назад и остался так стоять, пока не покорил в себе зверя, автор, воистину, показал пример победы воли и преодоление ею бешеной вспышки астрала*. Внешняя видимость непротивления вызывается ярым противлением и борьбою со своей низшей природой, когда внешние условия понуждают ее проявляться особенно сильно. Явление касалось самого человека, его личности и процессов, происходящих внутри. Непротивление, столь мало понятое, можно и должно уявлять внешне, когда ярый астрал пытается восстать на защиту себя и всего, что он считает своим, и тогда обуздание и победу над ним можно добыть тем, чтобы внешне никак не реагировать на внешние воздействия, являя этим высшую форму равновесия и власти воли над низшим началом в себе. Только сильным под силу этот завет непротивления злому, идущему со стороны, только под силу тому, кто может себя победить и заставить умолкнуть астрал, когда животная ярость и бешенство готовы залить злобой ответной все сознание человека. Не противиться злу, причиняемому ее величеству самости, и стать выше ее и выше всех личных чувств и астральных эмоций будет победой воли над самым опасным и страшным врагом человека. Завет непротивления надо понимать мудро. Он только сильным под силу. Не может Учитель Света быть согбенным непротивленцем и не противиться злу. Он не пошевельнет пальцем для защиты лично Себя, если так надо. Но тех, кто осквернял Храм Господен, Он выгнал из Храма бичом. Это было активным противодействием злу. И Он же Сказал, когда все зло мира устремилось на Него: «Вот идет Князь Мира сего и не имеет во Мне ничего», и Себя не защитил внешне, хотя бы и мог, но Светом внутри восстал против тьмы и ее победил. Надо понимать и различать противодействие внутреннее и внешнее.
__________
* Ф. М. Достоевский. «Бесы».

Грани Агни Йоги. 1962 г. 365. (Авг. 9).


Заканчивая день, можно мысленно провести его перед собою и представить себе, что друзья и враги и тысячи глаз из Тонкого Мира следили за каждым поступком и мыслью, что видел Учитель, и Всевидящее Око Пространства запечатлело вс? фильму текущего дня. И если его можно не постыдиться и, достоинство духа храня, смело взглянуть на смотрящих, благо прошедшему дню и тому, кто его так провел, света его не омрачивши.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 366.


Как полезна каждая ошибка, если правильно понята и энергия ее обращена на обратное. Как же иначе учиться? Ошибкам научаемся улыбаться и радоваться препятствиям.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 367.


Неотвратимости будущего порадуемся и явим готовность.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 368. (Авг. 11).


Всякое решение в мире земном должно отзвучать и в Мире Надземном.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 369.


Основание взаимоотношения с лицами, имеющими особое значение в жизни человека, складывается как результат постоянных и длительных усилий. Сразу создать невозможно то, на что требуются долгие годы и, быть может, многие жизни. Случайные встречи обычно не имеют внутреннего смысла и так же быстро заканчиваются, как и начались. Во времени укрепляется сердечная нить. Она же приводит и к новым встречам с теми, с кем приходилось расставаться. Не кончается ничто, что связано огненными нитями преданности, любви, верности и общности устремлений. Конечно, связующим цементом Является Учитель. Он Объединяет сочетанных духов. Можно считать, что не прерывалось и не закончилось ничто – просто наступил перерыв или антракт жизненного действа, чтобы продолжиться снова, как только внешние условия дадут соответствующую комбинацию элементов. Это надо внедрить в сознание до рисунка в мозгу. Снова придете на Землю и будете вместе. Будете вместе и в условиях Надземного Мира. Памятование о близких и дорогих сердцу ушедших их приближает и утверждает эту близость на долгие сроки в грядущем. Все, что было, то есть, и все, что будет, утверждается ныне в сердце и мыслях. Кто с кем хочет быть, тот с тем или с теми пребудет, и особенно там (в тех сферах), где пребывание духа определяется мыслью. Мыслью творится будущее человека. Мысль, поддержанная и усиленная огнем сердца, творит особенно мощно.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 370.


Близок Владыка, и Забота Его течет поверх временных и преходящих состояний сознания, поверх переменчивости астрала, поверх впечатлений текущего дня и всего, что, подобно потоку, проходит перед внутренним оком человека, и поверх всего, что вовне тоже проходит мимо него и становится прошлым. Учитель – это прошлое, настоящее и будущее, явленное поверх их в Великом и Вечном ныне.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 371. (Авг. 12).


Итак, несмотря на все самые лучшие намерения, что-то внутри все же мешает их осуществить. Не удается и постоянный Образ Владыки и намерение соблюсти мысль. Указую усилия продолжать, каковы бы ни были результаты. Усилия нельзя приостанавливать ни при каких условиях, ибо это будет конец. Упорство и настойчивость в конечном итоге дадут свои следствия. Не следует забывать, что пространственные условия тяжки необычайно, и каждая попытка внесения света встречает ярое сопротивление окружающей сферы. Ведь тьма окружает носителя Света и следит за каждой попыткой его улучшить это окружение. Нелегко одному дерзать против тьмы. Но не вечно ее нагнетение и набухание. Космические условия скоро изменятся, и многое облегчится. И благо тому, кто не прекращал борьбы ни на час. Мало Свет миру несущих, но тем больше заслуга стоящих на страже.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 372. (Авг. 13).


Не бывает и вечного испытания. Каким бы длительным оно ни казалось, оно кончится, и условия жизни изменятся совершенно. Радость воплощений в том и состоит, что они разнообразны и не похожи одно на другое. Опыт, практически получаемый, варьируется так, чтобы составить полный круг возможного знания земных воплощений. Ошибочно думать, что одна полоса жизни пойдет неизменно. Обычен срок кардинальных изменений семь лет. Это период для особо важных испытаний. Также и особо значительные встречи отмечаются иногда периодами по семь лет. Каждый при этом делится на семь меньших подразделений – получается цикл, идущий как в сторону увеличения, так и уменьшения. Цикл выражается в ритме, повышающем и понижающем свою пульсацию. Это спираль индивидуальной жизни, на нить которой нанизаны личности отдельных воплощений. Сочетание Сканд позволяет акцентировать или уменьшать выявление тех или иных свойств или черт характера, развитие которых иначе могло бы совершаться за счет других, развитых менее и потому мешающих последним развиваться гармонично. Конечно, каждая индивидуальность отличается своими особенностями, но при гармоническом развитии духа они украшают и оттеняют эти особенности, уже не нарушающие общего строя данной индивидуальности. Недостатки и пороки, коренящиеся веками, рано или поздно подлежат изживанию и уничтожению. Иногда дают им держаться до срока, чтобы вызвать нужную силу противодействия. Даже сорняки нельзя убрать, пока не достигли они достаточного роста. Точно так же и с нежелательными чертами и свойствами человека. Слабое уничтожается сильным, сильное еще более сильным. Когда возрастание духа идет планомерно и неуклонно, энергии противодействия злому в себе достигают такого напряжения, когда все, подлежащее изживанию, преодолевается победно и прочно. Ничто не может помешать восхождению духа, который не смущается никакими своими недостатками, слабостями или нежелательными свойствами и продолжает устремляться вперед, несмотря ни на что. Часто темные усиливают и раздувают некоторые из этих свойств, чтобы задержать продвижение. И стоит только решить, что двигаться дальше нельзя, как они пожинают обильную жатву со своих злоухищрений. Тем-то и отмечены высокие духи, что устремлялись и шли, несмотря ни на какие свои несовершенства, которые в них были много сильнее, чем у обычных людей. Обычность и слабость слаба и в выявлении своих отрицательных свойств. Но сказано, что извергнуты будут из уст Высшего те, кто ни холоден, ни горяч, а только тепел, то есть ничтожен в выявлении своих огней. Это космический сор, идущий в переработку. Потому не следует смущаться ничем, но идти неуклонно и твердо к намеченной цели, несмотря ни на что. Это и есть путь сужденного победителя. Совершенных же нет на Земле, и делать им на планете нечего. Все борются, все идут и восходят, преодолевая в себе то, через что проходили когда-то. Достижения низших ступеней становятся недостатками на более высоких и подлежат преодолению. Относительно все, безусловна лишь любовь и преданность Владыке и устремление к Свету Его через все, что мешает этому движению к Свету.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 373. (Авг. 14).


Памятование постоянное об Учителе, независимое положительно ни от чего, утвержденное накрепко в сердце, должно быть огненно запечатлено в нем, и притом так, чтобы ничто уже не могло изъять этого памятования из сердца. И тогда можно идти и пройти через все, уже не смущаясь ничем и не останавливаясь ни перед какими препятствиями или сложностями жизни. Космическая связь духа – поверх жизни земной, в какой бы форме ни уявлялась она, на какой широте, в каком бы теле или народности: в бедности или богатстве, здоровье или болезни, счастье или несчастье. Тогда и ошибки – ничто и ничто все остальное, каким бы значительным оно ни казалось.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 374. (Гуру).


Не ничтожному и не малому свидетелями станете. К этому надо готовить сознание, не замыкая его в узкий круг обыденности. Пусть будет открыто оно для восприятий космического порядка. В готовности пусть будет оно, не затопляемое потоком впечатлений обычных. Сейчас необычности время, но надо, чтобы сознания были на страже его усмотреть. Способность распознавания необычного в обычном есть свойство Архата. Но ныне время настало, когда зовы необычности прободают даже глухие уши тугоухих. Тем более чуткости должны бы явить те, кто были предупреждены.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 375. (Авг. 17).


Сосредоточение общечеловеческого сознания нашей планеты на каком-либо одном выдающемся явлении эволюционного порядка способствует объединению народов в духе. Этот фактор психо-технического значения, собирая психические энергии землян в один фокус, усиливает данное явление необычайно и создает ступень к дальнейшему его развитию, потому космические полеты героев Великого Народа имеют и будут иметь свои очень большие следствия. Это объединение человечества на определенной мысли совершается во благо, несмотря на противодействия темных недоброжелателей и одержимых всех степеней. Это закладывает всепланетный фундамент для будущих достижений и преодолевает планетное сопротивление тьмы. Дальние Миры указаны как цель намеченных достижений, и каждый шаг в этом направлении хорош уже тем, что приближает к этой великой цели. Благо им, творящим Волю Космических Начертаний, и благо тем, кто духом и в духе поддерживает это великое дело освоения Космоса. Поистине замечательное время великих достижений и великих открытий и благо Ведущей Стране.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 376.


Усмотрите Руку Нашу во всех выдающихся событиях текущего времени и помощь тем, кто идет в ногу с требованиями эволюции. Удачи не будет Несущим на себе ярлык старого мира, и Помощи Нашей им нет. И все начинания их будут впустую, какими бы грандиозными ни казались они и сколько бы сил ни тратили на них противники эволюции, разрушители злые и человеконенавистники планетарные. Великой Стране, Родине вашей, начертано волей судеб нести Знамя Культуры и вывести человечество из тупика войн, угнетения, крови и противоречий старого мира. Мир Новый, который она утверждает, старый мир победит. Порадуемся всему объединяющему человечество во благо. Велико значение подобных событий. Это победная поступь Нового Мира и похороны старого.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 377. (М. А. Й.).


Много ненавистников в мире Нашей Великой Страны. Но это все та же темная свора, хотя и прикрывающаяся различными именами. Чуют они неминуемость своего поражения, отсюда их ярость, переходящая в безумие. Не просто это напряжение и противодействие тьмы уходящей. Они идут лозунгом «Погибнуть, но навредить». Ну и погибнут, только вред нанести не удастся в тех размерах, как намечено тьмою. Победа на Щите Света, и Свет впереди.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 378. (Гуру).


Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя ее великого будущего, понимая, что настоящее – это ступень к нему. Так думайте и вы. Великое время идет, и Великий Народ пролагает огненный путь в будущее.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 379. (Авг. 18).


Дом Отчий не на Земле. На Земле много домов было и будет, но Дом Отчий один, и возвращение в него суждено в сужденное время. Потому-то и много домов на Земле, чтобы ни к одному не привыкнуть и ни одного не считать своим. Дом Отчий – дом свой и навеки. Можно его оставлять для земных странствий, но только на время, чтобы познать, что родина духа не на Земле и что на Земле нет ничего, что бы можно было назвать своим. Те, кто познал, что Дом Отчий в Надземном, те свою жизнь на Земле проходили, постоянно памятуя о прибежище горнем, в Доме Отца, где дух отдыхает от странствий земных. Дом Духа связан с планетой и являет собою Твердыню ее, неуязвляемую потоком событий, несущих Землю в будущее. Дом Духа опорою служит сознания тех, кто уже понимает преходимость земного и непрочность домов и квартир, по которым ютятся, прячась от действительности, непросветленные пониманием ее люди. Но правда проста: нет на Земле ничего своего, все только школою служит для познавания сущего. И как оставляет школу, учебники, занятия, игры и стены ее тот, кто кончает ее, точно так же оставляет и дух жизнь очевидности плотной, в духе ее оставляет, хотя в теле и пребывает еще в ней. И тогда можно сказать, что человек этот не от мира сего. Великие Духи все были не от мира сего. Они жили в мире, Они исполняли миссию свою на Земле, но Дух Их был как бы над жизнью обычной, как бы вне рамок ее, ибо Знал, что Дом Отчий в Надземном, и память хранил он о нем. Нельзя, почитая что-либо своим, делить обладание этим с осознанием Отчего Дома. В нем столько всего, превосходящего по своему состоянию вещи земные, что, раз коснувшись его, уже невозможно земному придавать того значения, которое придает ему обычное сознание. Скучные песни Земли звуков Небес не заменят. Но отзвуки звуков надземных можно с собой принести в мир земной, и можно ими делиться с теми, кто их не знает. Свет и тепло Отчего Дома можно нести на Земле, ее озаряя и согревая светом Надземным. Так делали все Великие Духи, так делают те, кто за Ними идет.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 380. (Авг. 19).


За тело получает мучение дух, когда сброшено тело. Тело объедается, опивается, курит и предается излишествам, но дух отвечает, ибо наросты и язвы на духе, но не на теле. Наросты духа изживаются в Надземном, если не изжиты они на Земле. В этом ответственность духа за то, что творит он, будучи в теле. Мучения же состоят в том, что привычки и желания остаются, и даже в еще в более обостренном виде, но инструмента или посредника, удовлетворяющего их, уже нет. Астрал, насыщенный этими стремлениями, продолжает их переживать в своем воображении, в то время как осуществить их возможности он не имеет. Муки Тантала не символ, но печальная действительность. Положительные качества духа уже тем хороши, что освобождают его от нежелательных наростов. Эти наросты – огни, дымный и чадящий Агни, зажженный неумеренными и ненасытными желаниями и кристаллизованный привычками в сущности человека. Освободиться от них можно лишь на Земле, ибо в Надземном они будут жечь обладателя их, пока не истощится на нем вся их сила. Сам породитель черных огней на себе искупает заложенную в них энергию. Привычки – это цепи духа, даже хорошие, так как даже они, когда дух поднимается выше, уже стесняют его своими несовершенствами. Все хорошее хорошо на данной ступени, но становится плохим, когда дух вырастает из прежней одежды. Привычки же являются самой стесняющей рост духа одеждой – нечто вроде женских туфель-колодок в старом Китае, уродующих ноги и не дающих им возможности развиваться свободно и нормально.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 381. (Авг. 20).


Человек привязан к дому-тюрьме невидимыми нитями связи, которые после освобождения от тела становятся цепями надземного рабства. Между каждой вещью, которую ее владелец считает своей, и владельцем протянуты эти нити, или токи, и когда человек умирает, не умирают они, ибо они являются энергиями психического порядка. И, оказавшись без тела, человек притягивается этими токами к вещам, которыми он владеет или, вернее, владел на Земле и которые считал он своими. Потому собственность земная есть корень связанности человека в Надземном. Представление о воображаемой собственности и вещах не умирает, так же, как не умирает и воображение. Последнее, наоборот, обостряется еще больше, и человек получает способность творчества духа, способность творить в Мире Тонком. Все продукты его психического творчества получают особую реальность и жизненность. И когда эта сила творческого воображения направляется на неизжитое чувство собственности и ее объекты, они приобретают аспект земной Майи и сознание погружается в нее, как погружалось оно на Земле. Сила привычки к вещам, дому и местам не ослабевает, а возрастает в Мире Надземном, если дух не освободился от нее сознательным отречением от всякой собственности. Зло не в вещах, а в отношении к ним. Если бы люди видели, с какими длинными хвостами приходят они в Мир Тонкий и как долго волочатся за ними эти хвосты. Сказано: владейте всем, но ничего не считайте своим. Пусть пользу применения вещи минует опасность считать вещь своею. Всё дается во временное пользование и только на срок. Мудр был обычай перед смертью раздавать все свое имущество. В этом смысл завещаний, искаженный и не понятый завещателями. Вопрос освобождения духа от тюремного заключения плоти сложен тем, что не плоть и плотное окружение замыкают человека в тюрьму, а его мысли и сознание, то есть явления психической природы. Потому и борьба с ними происходит в сознании. Дозволено иметь что угодно, но не дозволено считать это своим. Нищий, не имеющий ничего, может быть еще более горшим рабом собственности, чем тот, кто имеет, ибо освобождение – в духе. И нити желаний, протянутые мысленно к вещам, которыми хочет обладать вожделенец, создают для него тюрьму еще более горшую, так как желание неудовлетворенное очень живуче. Только изжитое желание теряет свою силу и власть над человеком. Потому подавление желаний к цели никогда не приводит. Только изжитое в духе освобождает его от пережитков прошлого. Изживанию способствовать может только мысль, ибо мысль и тюремщик, и освободитель. Вот почему упор делается на мысль. Вот почему Советуем окружать себя мысленными образами красоты, чтобы даже в случае неполного освобождения сознания окружение было прекрасным. Можно представить себе, как от человека протянуты тысячи нитей ко всем тем вещам, которые составляют его воображаемую собственность, и можно представить, как все эти нити и объекты их притяжения следуют за умершим в Мир Тонкий, становясь вместо незримых нитей зримыми, только цепями рабства. Можно также представить себе всю нелепость чувства собственности в Надземном и всю ненужность его. Отрешение от вещей и чувства собственности – срочная задача эволюции духа, дабы каждый смог в духе сказать: истинно, не вижу вещей, которыми владею.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 382.


Трудно даже представить себе все разнообразие всех видов рабства, которым яро предаются люди. Но стоит помыслить об этом, чтобы понять и свою несвободу. Хуже всего, когда раб свободным себя почитает, даже не подозревая о рабстве своем. Потому Твердим постоянно о качествах духа, что они не только конденсаторы огней, но и освободители человека от рабства. Мужество освобождает от страха, преданность – от предательства, устремление – от привычек, равновесие – от воздействия со стороны, постоянство – от колебаний астрала. Каждое качество – освободитель. Так прибавим еще новое, расширенное понимание к значению огненных качеств и новые силы найдем в себе их утверждать.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 383. (Авг. 21).


Избавление придет через Владыку, избавление от того, что тяготит сознание и мешает свободному полету духа. Дух хочет, но не хотят оболочки, и потому тяжек путь восхождения. Ведущий поможет преодолеть сопротивление проводников. Сила сопротивления сосредоточена в накоплениях прошлого. Ведь столько надо преодолеть: условий, представлений, привычек, понятий, суеверий, и от столького отрешиться. За примерами не будем ходить далеко. Сознание привязано к месту, где находится тело. Где тело, там и сознание. Но дух – не тело. Дух там, где мысль. Дух вездесущ, то есть может силою мысли носиться, где хочет. И когда оболочки будут беспрекословно подчиняться тому, чего хочет дух, тогда будет преодолено и пространство, то есть привязанность сознания к месту пребывания тела. В духе можно носиться по просторам планеты, если сознание освободилось от власти над ним окружающего. Сопротивление окружающей среды велико. Влияют и мысли сферы ближайшей, преодолеть надо все. Осознание, что все сосредоточено в духе, но не оболочках и теле, духу свободу дает. Но как трудно достигается эта свобода. Нельзя думать, что то, что нагромождалось веками и даже тысячелетиями, может быть преодолено в одночасье. Может и в одночасье, если накопления велики. Но это не часто бывает. Обычный же путь восхождения духа тяжел и тернист. Все сводится к той работе, которую ведет над собой человек. Многие предпочитают безвольно плыть по течению жизни. Значение воли Отметим – оно велико. Вечная борьба и вечное преодоление – так обозначен путь духа. И там, где видите явление этой борьбы, там путь верен, в какой бы форме она ни проявлялась. Безвольных страдальцев в ученики не Берем. Воле Отводим должное место в общей схеме вещей. Ведь это огонь духа, явленный в действии. А действие – это то, что с Нами Сближает, если направление правильно. Явите действие волевое, ведущее к цели, и приблизится цель. Дальностью цели не будем смущаться, ибо время – элемент относительный. Огонь духа преодолевает иллюзию времени и далекое делает близким. Каждый взрыв огненного устремления служит тому доказательством. Только не стойте на месте. Застой и спокой – смерть духа. Чем напряженнее, тем труднее, чем невозможнее, тем лучше. Истинно, чем хуже, тем лучше, лучше застоя спокоя. Приветствуем борьбу и преодоление, Приветствуем отсутствие дома земного, Приветствуем каждую попытку сломить сопротивление внешней среды, Приветствуем дух, к Нам идущий в ненастье, средь мрака и бури земной. Кто к Нам идет, тот уже с Нами, в духе тот с Нами. Кто с Нами в условиях Земли, тот с Нами и в Мире Надземном. Я с вами всегда, и вы всегда будьте со Мною, чтобы сознания наши слились в этой близости в духе, ибо Я с вами всегда ...

Грани Агни Йоги. 1962 г. 384.


Когда Указую быть с Нами всегда, несмотря ни на что, Имею в виду не внешние препятствия, но нечто мешающее внутри, под какою бы формой это «нечто» ни скрывалось. Много предлогов изобретает идущее вспять сознание, чтобы оправдать задержки свои и разрыв связи с Нами. Но самое опасное и вредное из всех самооправданий – это ссылка на недостойность свою вследствие тех или иных проступков быть в духе со Мною. Знайте и запомните неизгладимо, что никто и ничто, никакие причины и самооправдания не могут оправдать отрыв от Владыки. Все это призраки Майи, часто усиливаемые внушениями темных и злобными посылками тьмы. Никто и ничто встать не может меж Нами, если дух не допустит этого наваждения, ибо Я с вами всегда.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 385. (Авг. 22).


Вот Говорим об отказе, о преодолении, о борьбе, о самоотверженности. Но все это можно заменить словом «вмещение», то есть пониманием истинного смысла вещей в общем порядке Вселенной. Каждой вещи, при понимании, отводится принадлежащее ей место, не больше того. Можно иметь все и владеть всем, но без обладания вещью. Можно, если осознано, что все, что окружает человека, только ступень на бесконечной лестнице восхождения духа, а все, что он имеет, даже тело его и все оболочки, не его, не ему принадлежащая собственность, но даны ему только на время. Это и будет вмещением, и тогда дозволено все, ибо тогда-то яд личной собственности не войдет в сознание, не отравит его и не заключит в круг безысходности. Искушение призрачным обладанием глубоко и значительно по своему смыслу: даже Великие Духи так искушались, даже Им предлагалась власть и все царства земные. Но Соломон был царем и Акбар императором, но они вместили и власть, и земное богатство, и дух их остался свободен. Понятие всевмещения есть явление глубокого порядка. Лишь слабость воли вмещению не подлежит, ибо безволие есть отсутствие огня. Так слово «отказ» Заменяем словом «вмещение», когда понимание окружающего осмыслено во всей полноте. Даже жертва есть не что иное, как вмещение новых возможностей, но не скудоумный отказ.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 386.


Следующая ступень эволюции – сношение с Дальними Мирами. И не все ли равно, с какой стороны и как подходят к ним люди, лишь бы подходили, лишь бы приближались, лишь бы приближали сознание к ним, лишь бы мыслями о них наполняли его. Так все пути кверху – эволюционны. И мудро Ведущий планету возводит на новую ступень понимания. Когда головы всех обратятся в устремлении своем кверху, в Космос, тогда двинется человечество с новою силой вперед, ввысь к звездам. Per aspera ad astra* – старый девиз получит новый смысл и значение, полезный уже практически и в приложении к жизни.
__________
* Per aspera ad astra – через тернии к звездам (лат.).

Грани Агни Йоги. 1962 г. 387.


А вы крепче держитесь Меня, и тогда не будете чувствовать себя оторванными от жизни. Свет Наш, даваемый пространству и людям, уничтожит чувство оторванности от жизненного потока эволюции.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 388. (М. А. Й.).


Космические полеты – Наших рук дело. Владыки силу к тому приложили, чтобы осуществление этой идеи выпало на долю Новой Страны, ибо Ведущей ей предначертано быть. Радуйтесь осуществлению заповеданной сказки, становящейся явью.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 389. (Авг. 24).


Вмещение пары противоположностей, или, как это говорили раньше, нейтрализация бинеров, есть достижение, которое можно назвать ступенью биполярного сознания. Куда бы и на что бы ни обратился взор, везде имеются эти два полюса вещи единой, обуславливающих ее существование. Вмещение означает и понимание, прилагаемое на практике в жизни. Говорим об отречении от земной собственности и Добавляем: владейте всем. Говорим об отрешении от всего земного и тут же Поясняем, что надо любить эту жизнь на Земле и, живя ею, сердечно интересоваться всем, что видит глаз, и принимать самое живое участие в ее потоке. И слава и известность – все допустимо, если осознан противоположный полюс явления. Видеть вещь в ее целостности: конец и начало, светлую и темную сторону, причину и следствие, здесь и там, потенциальное всемогущество духа при ограничении телом земным – будет ступенью Архата. И когда слышите крики «Осанна» и провидите в них ярость грядущих поношений, глумлений и преследования – это тоже ступень биполярного зрения духа. Ступень эта трудна необычайно, трудна необходимостью именно практического применения этого понимания, то есть вмещением. Личность и личное сознание – это тоже полюс существования духа, за которым стоит полюс другой – сознание сверхличное и интересы других: коллектива, народа, страны, всего человечества и даже человечеств дальних миров. Мало об этом знать, надо научиться жить жизнью сверхличной и интересами целого так, чтобы личность как самоцель и самодовлеющее начало перестала иметь свое прежнее значение, но, не перестав существовать, влилась бы как созвучное гармоническое явление в сферы сверхличного сознания, то есть чтобы личность превратилась в Индивидуальность и слилась с нею. Жизнью сверхличной, жизнью своей Бессмертной Индивидуальности жили все Великие Духи, полагая душу свою, личность свою за мир, хотя бы это и достигалось Ими ценою великих страданий и даже смерти того, что люди называют личностью в человеке. Именно этим путем сохраняли они свою Бессмертную Индивидуальность, которая росла и укреплялась в огнях испытаний. Оба полюса жизни: земной и надземной – совмещали Они в своем понимании, являя этим ступень биполярного сознания. Так же и, смотря на человека, видели Они не только один полюс его бытия – физическое тело и внешние уявления, но и другой – его скрытую от других невидимую сущность. Точно так же и каждый поступок имеет две стороны: одну, творимую явно, и тайно – другую, творимую в мыслях; одну, совершаемую ныне, другую – приносящую следствия в будущем, то есть конец; конец и начало, обе стороны вещи единой. Однополюсным сознанием обладают все, биполярным очень немногие. Путь к нему труден и очень тернист. Особенно труден он в процессе познавания человека. Можно отметить, что при первых встречах и соприкосновении с подходящими к Свету яро выявляется один полюс их существа, с тем, чтобы со временем так же яро выявить и другой. По признаку этому можно научиться распознавать ту, другую, тщательно скрываемую сторону человека, то, что закрыто внешнею маской, или даже то, что подошедший и не подозревает в себе, но что подлежит напряженному выявлению. Почему около некоторых людей происходит неизбежное выявление ликов? Не потому ли, что оба полюса вещи единой им становятся видимы явно. Человек хочет Света, и ... выявляется в нем все самое темное, самое неприглядное, все самое хитро и тонко скрываемое, выявляется для преодоления, изживания и победы или же для поглощения тьмою. Тьма во тьму и отыдет, но выявить ее надо, ибо время теперь счетов конечных, когда Свет и тьма расположились по полюсам и притяжения их, этих полюсов Света и тьмы, усилились необычайно. Ступени биполярного зрения можно порадоваться, хотя нелегка. Но крест познавания жизни и человека несут, кто восходит по лестнице Света.

Грани Агни Йоги. 1962 г. 390.


Сын Мой, порадуемся каждой тягости, ибо это – путь избранных Мною, а сама тягость – шаг приближения ко Мне. Что из того, если жизнь нелегка, но если ее каждый день сближает со Мною. Даром Свет не дается. И когда заплачено сполна, можно спокойно идти, крепко и твердо ступая. Те, кому легко, не могут иметь уверенности за завтрашний день, но тот, кто уплатил страданиями мерою полной, такою же мерою и получит сокровища духа, если знает свой путь и если знает, что идет он ко Мне. Это осознание осмысливает каждое страдание, каждое испытание, каждую тягость. Если Прошу, нагружайте Меня сильнее, Привожу в действие тот же Закон. И вам, идущим за Мною и ко Мне, вам Указую, радуйтесь отягощениям духа. Если Я Допускаю это отягощение, значит, послужит оно только на пользу. В легкости и сладости не зарождаются огни духа и не разгораются в пламя. Радуйтесь, дети, жизни нелегкой и Руку Мою усмотрите в течении вашей судьбы.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».