Пространственная жизнь в своих проявлениях разграничена по сферам. Каждой сфере соответствуют существа, ее населяющие. Население каждой весьма разнообразно, но тональность их созвучна настроенности сферы. Сферы разделяются, в свою очередь, по слоям. В основе деления лежит цифра семь. Живя на Земле, человек, тем не менее, прочно связан с определенными сферами в согласии с теми элементами, которые преобладают в его сущности. Связь эта устанавливается по сродству того, что есть в человеке, с тем, чем пульсирует та или иная сфера. Сферы пребывания после освобождения от тела, скажем, композитора или поэта, различны, один будет жить в мире беззвучных симфоний, другой в мире прекрасных образов. Обе сферы близки друг другу по природе, ибо относятся к области искусства. Основным ключом пребывания в Высших Сферах является красота, в низших – безобразие. Закон соответствия неотвратимо вовлекает развоплощенных духов в сферы, созвучные сущности каждого и тем элементам, которые накоплены человеком в течение его земной жизни. Внутренняя жизнь человека строится так, что он живет преимущественно теми или другими чувствами и мыслями, и эти чувства и мысли накапливают в нем элементы, им соответствующие, и приучают его оболочки вибрировать именно на них, а не на что-либо другое. Так происходит накапливание определенных элементов в сущности человека, которые становятся неотъемлемой частью его ауры. И притяжение к родственным сферам идет через излучения ауры. Никто не может пожать то, что не сеял, и очутиться в сферах, с которыми у него нет внутреннего сродства. Многие люди, имеющие высокие устремления и желания, но живущие, как свиньи, осуждают себя на соответствующее пребывание в слоях, созвучных фактическому их поведению на Земле. Прекрасные слова, даже самые высокие, не спасут от низших слоев, если слова не утверждены делами. Не по словам, но по делам пространственное пребывание и по мыслям и чувствам, осуществленным в действии.
Было бы очень печально, если бы из-за невозможности вместить смуту мира и тягость его прервался бы сознательный путь духа и погрузился бы он во тьму неосмысленного существования. По счастью, это почти невозможно, как невозможно одеть взрослого человека в пеленки младенца. Дух, мыслить привыкший, уже никогда не удовлетворится сумерками обывательского существования и не забудет, что, как бы ни было оно покойно и счастливо, окончится оно смертью тела и переходом в Мир Тонкий со всеми возможностями внеплотного пребывания. Смерть знающего отличается от смерти незнающего. А знание разве можно отнять? Но во многом знании многие печали. «И кто умножает познание, умножает скорбь». Так было Сказано тысячелетия тому назад. И с тех пор сущность познания и его следствия не изменились. Это – плата за знание. А скорбь, или тягости мира сего, есть испитие «Чаши яда земного» – это удел Тех, Кто Знает. Так Они и Зовутся – Искупителями. Отказаться от доли своей – значит отказаться от эволюции духа, ибо даже Держатели Мира несут на себе Ношу Мира сего. Надо понять, что знание требует мужества, а Великое Знание – мужества несказуемого. И только Готовность отдать все свое и себя самого на служение Общему Благу, бесповоротно и до конца, которого нет, может уравновесить это мужество духа. Потому Повторяю: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я Победил мир».
Как же можно не выдержать чего-то, если силы духа неисчерпаемы. Слабость плоти совсем не означает слабости духа. Слабости тела не будем бояться, но устрашимся каждой слабости духа, ибо если дух ослабел, то чем же и как же ему можно помочь? Но ведь сила или слабость тела опирается на его здоровье, то есть зависит от него, но сила духа – ни от чего внешнего и может проявляться ему вопреки. В этом и будет победа духа над плотным миром, или миром плоти, чтобы дух силу свою, несокрушимость свою и непобедимость землею смог утверждать независимо от плотных условий. Как бы ни были реальны они и какими бы неодолимыми они ни казались, все они волнам бегущим подобны, чтобы лишь пройти и замениться другими, тоже бегущими мимо. Дух же пребывает вовеки, каково бы ни было то, что в данный момент проносится мимо, чтобы вновь замениться другим.
Если бы любовь Учителя к ученику измерялась колебаниями настроений последнего, то о какой неизменяемости Учителя Света можно было бы говорить? Но, к счастью, неизменяем Учитель, и постоянна Его любовь, и состояния духа ученика на нее не влияют. Учитель может огорчаться и печаловаться зигзагами духа идущих за Ним, даже временно отдаляться, но Его любовь неизменна, и двери Отчего Дома открыты всегда для путника духа.
Друг Мой, жизнь вносит свои коррективы в каждое утверждение, раскрывая действительное значение каждого устремления. Говорят, что ад устлан лучшими намерениями. Конечно, эти намерения не осуществлены в применении к жизни. Одна сторона в человеке стремится подняться выше, другая упорно сопротивляется этому устремлению. Происходит борьба, и часто лучшие намерения нейтрализуются низшею природой человека. А идти все-таки нужно, ибо отстать от эволюции – значит погибнуть. Эволюция же совершенно не считается с формой, уничтожая непригодные миллиардами. Но и пригодные тоже уничтожаются смертью, оставляя духо-монаду, выявляющуюся в форме, бессмертной, хотя и не осознающей своего бессмертия; мотыльки-однодневки служат ярким примером того, как природа безжалостно уничтожает формы проявленной жизни. Как в большом, так и в малом, разница в том, что день жизни человека длится несколько десятков лет. Все живущее на Земле подлежит уничтожению, чтобы постоянно возрождаться в новых и еще более совершенных формах. Но есть формы и инволюцирующие. В последышах когда-то великих рас и народов можно видеть это вырождение форм. Но основное течение эволюционного порядка стремится вперед. Так же и дух человека из жизни в жизнь либо восходит, либо идет вниз. Дух, сознательно примкнувший к эволюции, сам направляет себя к совершенствованию и вступает в поток Космической жизни, нет которой конца.
Близость. Я с вами всегда, поверх всего: и хорошего и плохого – поверх всяких и каких бы то ни было обстоятельств. Нет времени, нет расстояний, разделяющих нас. Близости в духе ничто не может мешать, если она состоялась. Нет вещей, нет ничего отделяющего, и что может преградой служить Близости этой, если она не зависит ни от чего, что вовне. Зачем ставить меж нас что бы то ни было, даже если это только лишь мысленные образы. Их тоже надо убрать, если они отдаляют. Даже тело мешает, ибо оно от Земли, от праха земли. Оболочки мешают, ибо временны все. Только дух вневременен, и связь вневременна и поверх оболочек. Ее осознать будет победой над плотью. И когда убрано все, что мешает и что отделяет Меня от сознания, тогда благость становится явной. И тогда можно творить Моей силой и действовать ею. Сознание тогда пребывает в Лучах, посылаемых Мною, ибо ничто не мешает наполняться их Светом. Сколько испытаний и сколько трудностей, и только лишь для того, чтобы осознать Мою Близость. Поверх всех трудностей и всех испытаний даются они, чтобы приблизить ко Мне. Но они отдаляют негодных. Пусть мешающее только сближает и служит постоянным напоминанием Моего постоянного Присутствия и стимулом служит подойти еще ближе. Пусть энергии противодействия волею будут обращены на обратное, на сближение со Мною, и будет использована сила их противоположного полюса. И тогда чем хуже, тем лучше, то есть тем ближе ко Мне. Итак, как только что-либо отягчающее, неприятное, причиняющее боль, страдания или беспокойства появляются вновь, Лик надо ярко представить перед собою и Его так держать во все время идущих волн мрака. Разобьются тогда о Луч Света все противодействующие энергии и все, что старается отдалить от Меня. И тогда дух возжелает сам испытаний и – самых тяжелых, ибо будут они только сближать, хотя прежде только лишь отдаляли. И тогда близка будет победа над всем, что вовне, и над всем, что внутри, что мешает сливаться со Мной воедино.
Слияние – в духе. Слияние в духе возможно всегда, ибо зависит оно от состояния духа, но не от чего-либо, находящегося вне его. Следовательно, состояние духа превыше состояний всех прочих, то есть здоровья, болезни, избытка, нужды или каких-либо иных внешних условий. Готовимся жизнью к тому, чтобы все земное оставить здесь, на Земле. Готовимся жизнью к тому, чтобы перейти в мир иной, где все движется мыслью и где царствует мысль. И если сейчас не утвердим понимание это в сознании и сердце, то там утверждать будет поздно, ибо там уже действовать надо силою знания и опыта, приобретенного здесь, на Земле. Начало здесь, но продолжение там, продолжение начатого. И обязательно надо начать, чтобы продолжить. Многие начинают, но начинания эти все ни к чему, ибо касаются только земного и длительности только земной. Тот, кто сознательно хочет войти в Надземное Царство, должен сейчас начинать и утверждать линию духа. Мысль не умирает, если устремлена она за пределы земного существования. Мысль ограничена своею протяженностью во времени. Но если она устремлена в Беспредельность сущего и за пределы краткого земного воплощения, она поведет и в мирах. Туда, где ничто не кончается и где дух может продолжить свою сознательную жизнь в условиях внеплотного существования.
Итак, Лик, в сердце внедренный, становится ближе близкого, ибо становится между духом и телом, между духом и астралом, между духом и чувством и мыслью. Сердце – вечное достояние духа, оно бьется всегда, в нем Лик пребывает, отделяющий дух от всего, что временно его облекает и служит ему одеяньем. Тело умрет, будут сброшены тонкое тело и все оболочки, но Лик останется с духом, в сердце, внедрившем Его. Сердце бьется всегда. Даже при выходе в теле астральном можно яро ощущать биение это. То же и во всех оболочках, вплоть до огненного тела. Когда Лик так внедрен, что стал Он близкого ближе, пребудет всегда он в сердце, внедрившем Его, пребудет во всех мирах, во всех оболочках, во всех состояниях духа, как светоч, ведущий его в высочайшие сферы и охраняющий его по пути. Но надо поставить Лик Света ближе всего, прежде всего, превыше всего. Надо твердить себе постоянно, что с телом, в конечном итоге, придется все же расстаться, но Лик останется с духом, ибо с ним пребывает всегда, во всех мирах. Эту неотделимость в сердце внедренного Лика от всего, что временно дух облекает, как оболочки, и от всего, что вокруг него происходит, на каких бы планах существования он ни проявлялся, должен дух утвердить в себе навсегда, утвердить огненно, неизгладимо и пронести Лик, так утвержденный через всю жизнь земную со всеми ее испытаниями, и через все промежуточные миры, астральный и тонкий и ментальный, вплоть до Огненного Мира, когда слияние станет совершенным и ничто внешнее уже не сможет нарушить его. Так, Лик пусть войдет в сердце, «как камень, вточенный Горной водою в расселину», чтобы вечное Присутствие стало пищей и жизнью.
Если Образ Владыки удается пронести через жизнь и взять дальше с собою, то можно сказать, что жизнь на Земле прожита не напрасно и что самое главное, ради чего воплотился дух на Земле, выполнено было успешно. Но надо знать, что, при утверждении Света Владыки в себе, восстанут, яро противодействуя, все неизжитые чувства внутри и все, что от тьмы в мире внешнем, и все, что от тьмы в Мире Тонком, все могущее нанести вред, все стремящееся потушить каждую искорку Света. Процесс утверждения в сердце Лика Владыки нелегок именно благодаря ярому сопротивлению тех, кто идет против Света и кто вольно и сознательно или невольно и бессознательно находится на сослужении у темных и так или иначе им помогает. Зло творится рукой человеческой, но вдохновляется тьмою. И победа над тьмою будет состоять в том, чтобы Лик, в сердце внедренный, в нем удержать, несмотря ни на что, перед лицом всех жизненных испытаний. Если что-то стремится заставить позабыть Владыку, это что-то – от тьмы, и за ним и за ними стоят те же темные силы. Так пусть ничто, никогда не будет допущено встать между духом и Ликом Владыки, в сердце внедренным.
Когда что-то мешает подойти ближе к Нам, причину ищите в себе. И Мы радуемся, когда это мешающее преодолевается и становится возможным новый близкий подход. Следует очень вдуматься в то, что ничто не прерывается, хотя глазу земному и кажется иначе. Так отношения, установленные между Нами, не прерываются ни временем, ни смертью, но продолжаются в сфере, невидимой плотному зрению, и поддерживаются энергиями сердца, которое открыто всем мирам. Общение идет через сердце и переносится в сердце. Мир Высший сердцем живет, и бессмертие в сердце.
Когда внутренние огни горят, легко преодолевается все, что препятствует утверждению Света в себе. Но как поступать, когда огни затухают? Ритм уявления огней есть свойство развитого сознания. Оно не остается без ритма. Следовательно, чередование волн, подъемы и опускания являются следствием движения, но не остановки или затухания. Спокойно и в тишине можно встречать эти чередования волн, зная, что они неизбежны. Следует лишь внимательно следить за тем, чтобы опускание не было сильнее или глубже предыдущего и чтобы спираль была восходящей. Даже смена времен года спиральна во времени, ибо в природе ничто не повторяется, но все устремляется в будущее. И очень важно, чтобы в этом движении не идти вниз. На примерах вырождения рас, народов, родов и семейств можно судить о результатах нисходящего или инволюционного движения. Так же может инволюцировать и дух. По спирали нескольких жизней можно судить о том, восходящей или нисходящей будет спираль. Каждый дух имеет свою спираль. При очень внимательном анализе собственной жизни каждый может усмотреть характер ее движения и знать безошибочно, восходящее оно или нисходящее. «Поврежденные души» относятся к числу нисходящих. На каком бы витке нисходящей спирали ни находился дух, он может всегда изменить направление кверху и сделать спираль восходящей. За примерами не надо ходить далеко. Много дает их история. Но нужны потрясения, чтобы дух силы нашел произвести это изменение. Почерпнуть их можно только от Иерархии Света, вечно устремленной вперед в своем восхождении к вершине лестницы жизни.
Дело не в том, чтобы не страдать или не иметь испытаний, а в том, чтобы они не мешали восхождению духа. Погоня за миражем личного благополучия всегда кончается тем, что призрак его рассыпается в прах при достижении или осуществлении желаемого. Именно в самом осуществлении желаний скрыт яд, быстро разрушающий иллюзии счастья земного. Когда минуют первые впечатления от его достижения, становится оно уже не счастьем, а привычкой к нему и тут же утрачивает свои свойства. Астрал так устроен, что вибрировать на одной и той же волне долго не может и требует изменений. В этом причина его неустойчивости и желания перемен. На его переживаниях базироваться нельзя. Опору надо искать выше. Только в области духа можно найти основу для радости непреходящей. Но она будет не о себе и не о личном. Когда личная радость заменяется радостью космической, находит тогда человек основания для постоянства и непреложности своего шага в будущее.
Мы из всего окружающего выбираем явления наибольшей длительности и на них делаем упор. Стоит ли отдавать энергию и время на то, что ограничено малой длительностью? Чем дальше забрасывается якорь, тем более глубоко заглядывает человек в будущее и связывает себя с ним. Тот, кто все энергии духа привязывает к явлениям короткой длительности, тот с ними и пребывает, а когда они заканчиваются, то остается ни с чем. Потому проведение более длинной линии будет решением мудрым.
Сознание есть фокус преломления всех энергий, поступающих в него отовсюду. Энергии эти могут быть весьма разнообразны, но окончательная оценка их дается сознанием. Нет энергий хороших или плохих, таковыми их делает воспринимающий фокус. И часто бывает, что темная отрицательная энергия вызывает в сознании реакцию, противоположную ее природе, и служит человеку во благо. Во благо многое служит и кажущееся сознанию неприятным или тяжелым. Но в данном случае имеется в виду то условие, когда одно и то же обстоятельство на двух людей производит впечатление прямо противоположное. Это показывает, что определителем реакции является не само обстоятельство, но сознание, его воспринимающее. Зная это, можно учиться управлять реакциями сознания на внешние воздействия и подчинять их своей воле, то есть подчинять воле не внешние обстоятельства, но реакцию на них сознания. Кармические обстоятельства не в воле человека, но отношение к ним в его власти, ибо затрагивает оно не самые обстоятельства, но лишь свою собственную реакцию на них. В этом, и только в этом, заключается достижение власти над миром. Дело все в том, что когда эта власть над реакциями собственного сознания достигнута, тогда и внешние обстоятельства начинают гнуться под молотом воли. Таким образом, власть над всем, что вовне, утверждается только через победу над собою и через умение управлять процессами, происходящими в сознании. Факты жизни говорят о людях, которые волею определяли не только свою личную жизнь, но и влияли на судьбы целых народов. Конечно, в этом случае действовала огненная, или психическая, энергия, накопленная за целый ряд существований. Есть духи, сужденные сроком, и, пока сроки еще не наступили, никакие усилия воли не в состоянии приблизить желаемые духу условия. Пока же запомним, что в своем микрокосме владыка – сам человек. А не что-либо, находящееся вне его.
Тот, кто избрал тропу земного благополучия и удобства, тот, возможно, будет иметь желаемое, но если оно поставлено выше и прежде Учения, то оно и останется с избравшим и кончится вместе со всем, что завершает земное пребывание. А дальше?
Кампанелла, Ян Гус, Жанна д'Арк и многие другие, несть им числа, жестоко страдавшие за правду, которую они несли людям, служат ярким примером того, как реагирует окружающая человека среда на его лучшие устремления. Можно ли после этого удивляться, что жизнь каждого Служителя Света складывается совсем не так, как вправе предполагать он, рассчитывающий на какое-то снисхождение со стороны судьбы и людей. Свет, который внутри, вступает во взаимодействия с энергиями среды, в которой он стремится себя проявить, и тотчас же вызывает против себя ярое сопротивление и противодействие, ибо Свет этот не от мира сего и нетерпим этим миром. Только тот, кто способен на подвиг, может нести через жизнь свой светильник. Кому подвиг такой не под силу, тому лучше не начинать, ибо служение Свету несению груза Атласа подобно. Все испытуется сурово и строго, и все неспособное должно отойти. Только подумать, что в Твердыню в столетие доходят один или двое; не потому ли, что подвиг такой не под силу землянам. Позванных много. Каждому из них даются возможности, но где же дошедшие и где доходящие? Где же они, претерпевшие все, до конца?
В сверхличном, в космическом для личного места не остается. Уходящее малое «я» будет пытаться себя отстоять, забывая, что ограничено сроком, за пределом которого оно умирает. Надо понять, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, уходя из жизни, умирают навсегда, что даже память о них умирает в веках и что, вновь воплощаясь на этой Земле, дух их памяти на Землю о прошлом своем существовании не принесет. Правда, когда-то, со временем, дух вспомнит все, но очередному Афанасию Ивановичу нет до этого дела, ибо он-то сам ничего не помнит и вспомнить не может. Потому малому «я», ограниченному столь яро в своих проявлениях, воли давать не будем, ибо заведет дух в тупик. Смысл жизни и свобода – за пределами проявления малого «я». И если это малое «я», воплощенное в теле, в воплощении этом может что-то собрать, хотя бы крупицы, для «Я» большого, то это уже хорошо, ибо эти крупицы взять можно дальше с собой, за пределы малого круга, ограничивающего жизнь малого «я». Если смотреть на малое «я» как на собирателя нужного материала для «Я» большого, чтобы смогло проявляться Оно в Сферах Высших, то тогда проблема его решена, проблема отдельного земного воплощения человека, ибо тогда становится оно осмысленным и целеустремленным. Даже в течение отдельного дня можно что-то собрать и отметить и отложить в Чашу как нечто пригодное на дальнем пути. Каждый поступок, каждое действие можно осмыслить и одухотворить, то есть сделать полезным. И если высшим подвигом, доступным для смертного, является несение Света, то можно в чувствах и мыслях и поступках своих стремиться вносить Свет, но не тьму в мир, окружающий человека. И это сознательное внесение Света и будет тем подвигом жизни, который столь нужен Земле и людям, под солнцем живущим.
Что же добавить к уже сказанному? Разве то, что если записи эти дойдут до потомства, то жизнь была прожита не напрасно, и в сумерках одинокого и безызвестного существования удалось пронести через жизнь свой светильник неугашенным. Всякая добрая работа, совершаемая для других, тем самым уже полезна, но работа внесения Света считается из всех наивысшей. Если же они, то есть записи эти, и не дойдут, то подвиг этот незримый будет отмечен в Рекордах пространства как жемчужный узор духа, невидимо освещающий путь для людей.
Разделим дела свои, совершаемые в течение дня, на дела краткие и дела длительные, продолжающиеся за пределы данного воплощения, и им, длительным, отдадим свое сердце, изъяв его из дел кратких. И сердце пребудет тогда с тем, что не ограничено преходящими явлениями текущего дня.
Часто приходится думать о том, как можно помогать людям, когда самому нечем дышать. Распятый Христос молился не о себе, но о людях. Пример весьма поучительный. Это высшая степень самоотвержения. Требование «отвергнись от себя» является основою восхождения духа по ступеням Света. Без него невозможно служение Иерархии. Даже имя свое должен был изменить человек, уходивший от жизни обычной. Это условие по своему существу очень показательно, как требование полного отрешения от своей личности. Другой вопрос, насколько оно было эффективным, но сама идея хороша. Принимая Чашу Общего Блага, служитель Света должен себя позабыть и от личного освободиться.
Приближение к Свету всегда сопровождается отягощением духа обстоятельствами. Это условие неизбежно. Законы духа суровы. Все противодействующее и мешающее надо суметь победить. Вот уже самая запись эта – победа, ибо ведется в совершенно невозможных условиях противодействия. Не велика заслуга идти, когда ничто не мешает, но когда против все, то сила преодолевающая растет непомерно. Не следует лишь только бояться, что могут отягощения эти повредить или нанести ущерб. В конечном итоге принесут они благо и возможности новых побед и новых накоплений. Самому трудному порадуемся, ибо оно сближает со Светом.
Хранить равновесие среди дисгармоничных и скрежещущих условий плотного мира является большим достижением. Не забудем о том, что напряжение сфер Тонкого Мира выше земного, и нагнетение земных напряжений приготовляет дух к Надземному пребыванию. Упокой с отцами не для носителей Света. И там тоже борьба и преодоление, но при еще большем обострении и напряжении окружающих дух энергий. Но закалку духа надо пройти на Земле, чтобы быть готовым к напряжениям большим. Доктрина напряжения – доктрина огненная.
Снимите повязку с глаз, столь заботливо надетую тьмою, и увидите тогда все творимое на планете в Свете Лучей Матери Мира. Творчество это в своем воздействии захватывает самые глубины сознания, постепенно и незаметно преображая его. Именно в преображении сознания будет заключаться сущность происходящего процесса переустройства всей жизни. Бесполезно менять ее формы, если сознание останется в прежнем положении. Переменится сознание – переменится жизнь. Воздействие новых лучей идет на сознания, и результатом его являются происходящие сдвиги. В сознании людей должен разрушиться мир старый, чтобы Новый его заменил. Могучие силы направлены на пробуждение сознания народов, силы, сметающие тысячелетние кристаллические образования, нагромождавшиеся человечеством в пространстве в течение долгих веков. Их надо разрушить и их надо смести, чтобы мир старый лишить этого основания, на котором он утверждался.
В каких бы слоях Надземного Мира ни пребывал развоплотившийся дух, он облечен телом, или оболочкой, состав которой точно соответствует этому слою, точно так же, как физическое тело соответствует плотному миру, в котором оно живет и пищей которого оно питается. Только физический мир отделен от незримого плотной завесой, остальные миры переходят один в другой, постепенно утончаясь, и не имеют резких границ, подобно тому, как цвета радуги постепенно заменяются один другим при отсутствии видимой разграничительной линии. Поэтому и оболочки развоплощенного духа разной степени разреженности – от темных и грубых до светящихся и блистающих всеми огнями. По мере того, как дух освобождается от низших притяжений, он поднимается вверх, причем состав тонкой материи его оболочек, в которых он проявляется, все время меняется. Смерть вторая наступает тогда, когда сбрасывается тонкое тело, скорлупа, и освободившийся от нее дух смотрит на нее как на платье, сослужившее свою службу и ставшее ненужным. Собственно говоря, и физическая смерть должна быть простой, естественной и безболезненной, но человек слишком уж нарушает Законы природы и потому, умирая, страдает. Тот, кто в Мире Надземном упорствует в своих земных слабостях, привычках или пороках, остается надолго в низшей своей оболочке, грубой и неочищенной, пока не отвалится от него накипь земная. Бывают состояния и хуже. Лучше, конечно, сразу устремиться кверху, но это устремление должно быть последним на Земле и достаточно сильным – одеяние духа в Надземном готовит себе человек на Земле. Ведь и в теле земном люди живут в сферах различных и по слоям. Поэт и композитор, философ и подвижник, пьяница и картежник, наркоман и сексуалист и на Земле тяготеют к определенным сферам пространства и устанавливают с ними определенную связь. А там эта связь продолжается по силе своей и привязанности к тому, к чему человек устремлен. Все оболочки соответствуют степени утончения или грубости духа. Тела подвижника и обжоры в составе своем различны, так как и плотная материя имеет разные степени разреженности. Даже тела спортсмена и алкоголика сильно отличны одно от другого. Так можно заранее знать то окружение, в котором будет пребывать человек после смерти, и готовить себе одеяние духа заблаговременно.
Непосредственное окружение может заслонить весь горизонт жизни, как малая монета – солнце, и тогда сознание становится замкнутым в круг безысходности. Этот круг надо разрушить сознательно и волей. Разрушит его мысль, устремленная от неотрицаемых основ в будущее. На настоящем утверждать нельзя, ибо ни один момент его быть не может продолжен. Именно надо устремить мысль в будущее за те пределы, где умолкают голоса текущего часа. Так, устремляя себя и людей в будущее, жили все Великие Духи. Зов в будущее есть зов Света. Только в нем сосредоточены для человека возможности всех достижений. Магнит будущего мощен. Те, кто живет прошлым или же настоящим, те не имеют и не будут иметь части своей в будущем. Надо силы и волю собрать, чтобы направить энергии духа на будущее. Если хотите чего достичь, устремите мысль в будущее, в котором заключается все.
Пространственное Служение возможно всегда. Оно безлично. Оно совершается во имя эволюции сущего. Цель столь далека и столь грандиозна, что никакие преграды временных условий эпохи, народности, расы и положения в жизни не могут ему помешать. Сознательно творится только лишь то, что способствует продвижению всего существующего в будущее и разрежению плотного в тонкое, то есть утончению материи и в ней проявленных форм. Седьмой круг закончится одухотворением материи и переходом форм, ныне грубо материальных, в тонко светящиеся. На плане обычной видимости планета станет незримой, но жизнь останется, и формы ее будут проявляться на высших планах невидимости. В этом чудовищно длительном процессе преображений плотного в тонкое все не могущее эволюционировать будет отброшено, как Космический сор. Все сосредоточится в духе, и не надо будет вещей, не надо будет ничего из того, в чем ныне нуждаются люди. Мысль будет внешним выражением жизни, мысль свободная, не знающая никаких ограничений. И все, что может творить свободная, раскрепощенная мысль, будет становиться реальностью для создавшего ее духа. Но и эти условия всего лишь только подготовка для нового, Великого Цикла, для проявления духа в формах, еще более высоких и более совершенных на новых глобусах жизни, на бесконечном пути в Беспредельность.
Как примирить величие целей эволюции человека с несовершенствами людей и окружающей жизни и как пронести неумаленным через жизнь Свет сияющей мысли о высоком назначении духа? Сколько духов сгорало от невозможности вместить это противоположение и принять на себя тягости плотной эволюции. Но как же взойти без ступеней, когда для полетов еще не выросли крылья? Только с помощью Иерархии Света, вложив руку свою в длань Ведущего. На Него вся надежда, в Нем вся опора. Он Доведет, если помощь Его не отринута и если взор к Нему обращен постоянно и неуклонно. Он Видит и Знает и на страже всегда, чтобы охранить доверившихся Ему. Он Доведет.
Все слабое перегорит. Причина возможного перегорания организма – в собственной слабости. Силы в себе надо найти, чтобы противостать натиску внешних условий. Кто же и что же поможет, если дух не явит противостояния. И шлемом, и панцирем, и щитом может покрыть Иерарх, но даже щит надо держать своею рукой.
Конечно, реальным человек считает то, что его окружает непосредственно и с чем связывают его органы восприятия и мысль. Мысль должна быть очень сильна, чтобы превалировать над внешней средою. Отшельник, живущий в лесах или в горах и благодетельствующий мир мыслью, побеждает эту среду, ибо сознанием пробил скорлупу аурического яйца. Но это возможно лишь при победе над личным, которое замыкает сознание в круг ограниченности. Поэтому и нужны путешествия, так как отрывают они ауру от насиженного гнезда или, лучше сказать, личного скворечника. Все это правильно, и хорошо, когда это понятно. Но надо сделать еще шаг вперед и довести мысль до такого состояния напряженности, чтобы осмысленное и понятое смогло утвердиться в приложении на практике и чтобы мысль из беспочвенного мечтания превратилась в мысль творческую, ведущую сознание за собою. Самая малая хорошая мысль, но примененная в жизни, лучше самой большой, но непримененной. Только примененные мысли дают силу духу и порождают огни, образуя кристаллические отложения в Чаше. Хорошо мыслить ясносияюще. Сияние мысли дает ее применение в действии.
Когда внутри горит огонь ярого устремления, никакие обстоятельства: ни внешние, ни внутренние – не мешают продвигаться вперед. Отсюда вывод: всякие оправдания и ссылки на то, что мешают условия, – несостоятельны. Причину задержки надо искать в себе, в собственной неспособности подчинить воле состояние своего сознания. Самообман в этом случае очень вреден, ибо с его помощью перекладывается вина за задержку или остановку на кого-то или что-то, находящееся вовне, в то время как настоящая причина – угасание пламени сердца. Много примеров можно привести, когда тягчайшие условия жизни яро преодолевались пламенным горением сердца, и, наоборот, несмотря на самые благоприятные обстоятельства, огонь поникал. Честность признания – качество, необходимое для ученика. Только зная действительные размеры болезни и причины ее, можно успешно лечить. Самоедство, самоковыряние осуждены, но точный, нелицеприятный и суровый анализ состояния сознания необходим. Нужно только при этом учитывать и планетную тональность пространственного момента, ибо сейчас небывалое время и нагнетение велико.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».