Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1964.



Грани Агни Йоги. 1964 г. 361. (Июль 19).


Люди ждут для продвижения какого-то подъема или вдохновения, в то время как двигаться вперед надо всегда, при всяких настроениях. Возможно ли это? Возможно, ибо во всякое время можно являть лик, достойный ученика. И сдержанность и спокойствие и все прочие качества духа можно удерживать постоянно, не ожидая взлетов. Моменты вмещения всех свойств пламени не служат ручательством наличия их, когда эти моменты проходят. Всегда готов, – может сказать только дух, закаленный в преодолении своих недостатков. Как может Ведущий рассчитывать на полнозвучное сотрудничество, если ведомый не в форме и сам нуждается в помощи. Большинство последователей Учения думают и надеются на помощь, и мало кто хочет не брать, но давать. Дающие сотрудники особенно ценны, ибо трудно давать, когда самому не хватает воздуха в отравленной атмосфере низин. Потому так много берущих.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 362.


Возможность является порою в результате усилий и устремлений многих жизней. Мало возможность иметь, надо ее еще и удержать. Удержание возможности – вопрос большой важности, так как утраченная или пропущенная возможность обычно не возвращается. Требуется целый ряд новых и подчас напряженных усилий, чтобы ее восстановить. Учитель посылает возможности. Ваша задача не только их реализовать, но, главное, удержать завоеванное. Много упорства и выдержки требуется проявить при сживании организма с новой возможностью. Нужно понимание важности достижения. Деньги и драгоценности люди умеют хранить. Но нет бережности к тому, чтобы сохранить ценность духа. Главным врагом возможностей и укрепления их являются обыденность и внешние условия жизни. Их часто ставят в сознании на первое место, оттесняя новую возможность на второй план. А потом, когда наслаивается отемнение заботами дня и уходит родившаяся возможность, восстановить ее нельзя. Сопротивляемость воздействиям окружающей среды должна быть выработана и приобретена любою ценой, ибо без этой способности не установить иммунитет духа. Когда ученик или Посланец Наш посылается в Мир, предполагается, что он достаточно силен, чтобы не поддаваться воздействиям того окружения, в котором ему приходится быть. Тот, кто хочет приблизиться к Нам, не может этого сделать до тех пор, пока устремление его не преодолеет воздействий его окружения. Много мужества надо, чтобы духом подняться над ними. Во время этой борьбы следует помнить, что заботы текущего часа, какими бы значительными они ни казались, через какое-то время уйдут в прошлое, как ушли тысячи других, когда-то яро звучавших и ныне забытых, и, уйдя, заменятся новыми, такими же ярыми и требующими всех сил и внимания, чтобы заслонить незримую действительность и нанести ущерб жизни духа. Это и будет обманом, или иллюзией Майи. Так часто за чечевичную похлебку временных уступок иллюзиям преходящего часа упускается наинужнейшее. Но ведь кончится Майя земная, и уйдут все заботы и все, что теперь занимает поле сознания. Что принесем мы туда, где нужны накопления духа и где каждая удержанная возможность расцветет своим цветом.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 363.


Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Цель всех трудов – приобрести нужные качества духа. Цель не в самих трудах, но в том опыте, знании и развитии способностей духа, которые приносят человеку его земные труды. Но происходит подмена понятий. Труд становится самоцелью, но не средством к достижению незримых накоплений. Цель – накопить кристаллы огней, а средство – труд и земные заботы, дела и все сложности и трудности жизни. При этой замене основной цели целью другой происходит сдвиг основных понятий – и целью становятся средства, которые сами по себе лишены конечного смысла. Лишенная реальной цели жизнь становится бессмысленной, и дух задыхается в темнице, созданной собственными руками. Решение – в ясном сознании истинной цели бытия человека на Земле и в мирах. А краткое земное существование – только лишь подготовка к сознательному пребыванию в Мире Надземном. Вот почему и уделяется должное время собиранию необходимых для этого элементов в течение жизни земной. Человек на Земле – лишь собиратель того, чем будет он жить в Мире Незримом, где царствует мысль и где все движется мыслью и где накопления мысли являются тем единственным неотъемлемым богатством, которые человек уносит с собою с Земли.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 364. (Гуру).


Непоколебимость и стойкость, мужество и устремление – так заповедано каждому ученику. При этих условиях можно расти. Не быть же былинкой, ветром клонимой. Дух несломим. Упорство являя в движении к цели, до цели дойдем.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 365. (М. А. Й.).


Чудеса творятся любовью. Отменено чудо, и жизнь стала чудесной, полной явлений чудесных и необычных. Сама жизнь уже чудо. Утверждая необычное в обычном, делаем чудо законным. Собственно говоря, путь йоги и есть утверждение необычного. Оно на каждом шагу, его надо лишь усмотреть, но столько ненужного перед глазами. И разбегаются глаза на земное. Равновесие заключается также и в том, чтобы уравновесить в сознании Надземное и земное, не давая перевеса ни тому, ни другому. Если дать перевес Надземному, получится витание в заоблачных высях, а отсюда непрактичность, оторванность от жизни и в результате «идеальные слюни»; если дать перевес земному, голос духа замолкнет, и станет триединая сущность человека двуединой, то есть двуногой. Равновесие в срединном пути. На Востоке называли его золотым. Дается новый аспект качества равновесия. Оно заключается не только в спокойствии и умении собою владеть, но и находить середину во всем, эту узкую тропу счастья, ведущую в жизнь. По-земному может казаться несчастьем она, но семя познается по плодам, а сущность явления – по его следствиям. И узкая тропа, ведущая сознание в вечную жизнь духа, открывает перед человеком врата в Беспредельность. Этим путем достигается бессмертие, то есть ступень непрерываемого сознания.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 366. (Гуру).


В общей схеме вещей понятие «Гуру» остается священным. Это тот, кто позвал, кто открыл путь ближайший и кто поручился перед Высшими. Посланником Высших надо Гуру считать, мостом, соединяющим с Ними. Каждый может ясно представить себе, что бы с ним было, если бы его Гуру не встретился ему на пути. Кто бы завесу с глаз приподнял, кто бы книги открыл, кто бы к Владыке приблизил? Так Гуру, Владыка и Матерь – понятие, к Свету ведущее. Не умалим ни одного, ибо это Света ступени. Владыку почтим. Матерь почтим. Гуру почтим и каждому воздадим должное. Понятие Гуру в Учении Жизни охранено. Сказано: каждый имейте Учителя на Земле. Понятие Гуру возвеличено мыслью Востока. Распространяется оно на тех, кто ведет учеников верхним путем. Признательность Гуру – ведущая мощь.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 367. (Июль 23).


Много доверия надо, ничем не сломимого, чтобы идти непоколебимо и твердо ступая. Если ваш шаг каждый вдвигается сознательно в будущее, как следствие приносящий, то и направление движения вашего останется неуклонным. Веру имейте в Меня до конца. Вера – это мощная сила, это огненный двигатель духа, это предвосхищение и предвидение будущего, уявленное в чувствознании сердца. О доверии Говорим всем подходящим, о вере – ближайшим. Вера творит чудеса в области жизни духовной. О щит веры разбиваются как о скалу гигантские волны, самые ярые нападения темных. Так об огненный камень пламенной веры разлетаются брызгами противодействия, ухищрения и злоумышления тьмы. Веру имейте и дойдете до Нас. Так или иначе, но жить надо, и надо двигаться в будущее, ибо время идет, время не ждет. Так не лучше ли все время, которое есть, отдать на Служение Свету. Ведь если начать служить тьме или быть в чем-то с тьмою созвучным, то предъявит и тьма свои счеты, когда придет срок, и по счетам придется платить за каждое попустительство, за каждую слабость, за каждый недостаток, не преодоленный в себе. Потому Говорю о преодолении и победе, что победителя не судят и победившему себя прощается все. Сможете ли яро вместить слова Мои о преодолении и победе? В них радость звучит освобождению духа от власти над ним земных притяжений. К свободе Зову и Хочу Дать духу вашему крылья. Но знайте, без пламенной веры в беспредельные возможности духа не вырастить крыльев и не полететь.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 368.


Дети Мои, любимые дети, не потому Ставлю вас перед лицом трудностей жизни, чтобы обременить, но потому, что Хочу вас приблизить больше еще и утвердить в Свете. Даже дерево укрепляется корнями против вихрей и ветров. Утвердить вас Хочу в явлениях Света и выработать в вас те качества духа, которые необходимы для совместной с Нами работы. Мы Идем на пределе огненных напряжений. Как же сможете выдержать их, если не подготовить ваш организм в суровых и трудных условиях жизни. Вся ваша жизнь у Нас на виду. Я Говорю, все победите, если со Мною. Так встаньте плотнее и тверже и ближе еще, если хотите дойти.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 369. (М. А. Й.).


Два мира, Незримый и зримый, идут на соединение друг с другом. Сфера объединения миров – сознание человеческое. Огненная действительность не знает этого разделения. Все есть единое в сознании, единство вместившем. Но в представлении множеств миры разъединены. Ближайшей задачей эволюции является их воссоединение, как было когда-то, когда оболочки людей не были столь плотны. Следовательно, объединение миров предполагает и утончение, то есть разрежение плотной оболочки, чтобы через нее могли поступать вибрации Тонкого Мира. Они поступают и сейчас, только либо истолковываются иначе, либо отрицаются вовсе. Отрицание несомненности – болезнь века. Надо разрушить вавилонские стены рассудочного отрицания. Сейчас главный фокус приложения Энергий Света, посылаемых из Твердыни, – сознание человеческое. Столько залежей затверделых и плотных надо расплавить. Огненные Энергии стучатся во все поры человечества, и доступ им следует дать, иначе взрыв неминуем. Открытое и без отрицаний сознание их может принять, и тогда ассимиляция идущих Огненных Энергий делается возможной. Стены отрицания надо пробить. Но сколь же неповоротливы люди в принятии всего нового. Если это новое может быть обращено во зло, то принимается оно охотно, но всякое доброе начинание встречает ярое противодействие, словно люди боятся каждой искорки Света. Но движение эволюции непреодолимо и – или надо ее принять, или погибнуть, ибо Космические волны эволюции в конечном итоге сметут все противодействия.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 370. (М. А. Й.).


Почему же столь трудно памятование о Нас постоянное? Не потому ли, что где-то угнездились еще не изжитые слабости духа? Освободитесь от них – поле сознания станет свободным для приложения Наших энергий. Надо сделать так и добиться того, чтобы сознание было свободным всегда. Для этого оно должно стать просто чистым, свободным от сора, от малых, ненужных мыслей, от всего, что без всякого ущерба для себя и кого бы то ни было может быть спокойно вышвырнуто из сознания. В этом смысле контроль над мыслями особенно нужен. Просто сор заменяется истинными ценностями. Только подумать, до чего же ничтожно и засорено мышление обывательское! Если бы утрудили себя очищением от мысленного сора, насколько бы преуспели! Но тем более тем, кто Света коснулся, необходимы этот контроль и постоянная чистка. Привычные блохи мышления очень мешают. И тогда постоянное памятование о нас станет возможным и достижимым.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 371. (Июль 24).


Распространение мыслей в пространстве имеет очень сложный узор. Одни мысли висят около своего создателя и незримо насыщают своею сущностью всю атмосферу вокруг. Мысли, обращенные к людям, устремляются к ним через расстояния, которые их отделяют. Мысли, посланные сознательно вдаль, достигают объекта посылки. Способность мысли к движению вкладывается в нее породителем мысли. Есть мысли крылатые, и есть мысли, лишенные крыльев. Мысль обладает магнитною силой притягивать созвучные мысли к себе и, в свою очередь, притягиваться к мыслям созвучным. Мысль в пространстве растет именно благодаря своим магнитным свойствам. Мысль имеет свойство уплотняться и даже кристаллизоваться в устойчивые образования. Мысль неуничтожаема, то есть ее вещество не может быть уничтожено. Против мысли сторонней может быть создан заслон против ее проникновения. При этом следует помнить, что мысль, чужая мысль, обычно проникает в сознание по созвучию. Мысль страха не войдет в бесстрашное сердце, ибо не имеет в нем родственных элементов. Иммунитет духа от заражения негодными или низкими мыслями зависит от отсутствия в нем элементов, низким мыслям созвучных. Когда темные отравители посылают волны убийственных мыслей, они отыскивают в ауре своих жертв хотя бы малейший хвостик нехороших мыслей, чтобы за него уцепиться и проникнуть в сознание. Потому так упорно Твердим об очищении и контроле над мыслью. Пока очищение не закончено, контроль должен быть особо суров. Потом, когда аура очистится окончательно, щитом от мыслей сторонних и вредных будет служить утвержденная чистота. Чувства раздражения, страха, уныния, недовольства тем не хороши, что они очень тесно связаны между собою одной и той же основой, которую можно назвать тьмой, и потому допуск в сознание мыслей одного порядка создает канал для привлечения темных мыслей другого, и сознание заливается тьмою или отемняется, становясь фокусом магнитного притяжения для нежелательных, негодных, недостойных и низких мыслей всевозможных оттенков. Так, например, темные мысли сомнения мощно притягивают к породителю поток мыслей, казалось бы, к сомнению не имеющих никакого отношения. Но когда он допущен, за ним следует целый ряд родственников, знакомых, прохожих и всякого сброда и отребья. Одни цепляются за других и входят без спроса и приглашения. За сомнением следует неуверенность, колебание, неустойчивость, беззащитность, страх, безнадежность, а затем уже автоматическое разрешение поступков и слабостей, которые при защитном состоянии были недопустимы. Сила сопротивления ослабевает, и, если человек бросил курить, он начинает курить, если бросил пить – пить, и так далее. Словом, он погружается в объятия тьмы от допущения маленькой змейки сомнения, за хвост которой тотчас же ухватились темные твари. Будем помнить, что темные на страже всегда, чтобы нанести хотя бы какой-нибудь вред. Они знают прекрасно, что наибольший вред может быть причинен, когда запущена хотя бы одна темная мысль. Поэтому особенно опасайтесь малых мыслей. Большую заметить легко и от нее оборониться и усилить контроль, но малая требует особо острого внимания. Ауры людей, с которыми жизнь заставляет соприкасаться, часто являются рассадниками и питомниками самых омерзительных мыслей. Соприкосновение создает канал связи, и если ослаблен дозор, яд может проникнуть. Низкие слои астрала и низкие мысли заразительны ужасно, и если иммунитет духа не утвержден, опасность заражения велика. Можно оборониться Владыкой, когда Владыка живет в сердце, но сердце для этого быть чистым должно. Об очищении сердца следует думать, ибо чистое сердце – сильный магнит для мыслей светоносных и чистых.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 372. (Июль 25).


Друг Мой, сотрудничество поймем как созвучие, любовь взаимную – тоже. Круг объединенных сознаний мощен созвучием. Оно не может быть установлено сразу, нужно время. Иной раз для сживания требуется целая жизнь. Углы расхождения сглаживаются годами. Если же созвучие устанавливается сразу, значит, оно было уже достигнуто в прошлом. Настоящее и прошлое лучше всего рассматривать как ступени в будущее. Тогда каждая из них приобретает смысл и значение целеустремленности. Ведь каждое слово и действие можно сделать целеустремленными, и каждую мысль. Это тройное созвучие дела, слова и мысли мощно продвинет вперед и приблизит ко Мне. Отметить необходимо, что желание и устремление подойти еще ближе часто не гармонируют с мыслями и делами – язык продолжает болтать, а мысль отемняет пространство. Это несоответствие должно быть изжито. Все существо человека, подобно летящей стреле, устремляется созвучно в полете. Это и будет полнотой устремления. Тогда можно говорить о монолите действия. Монолит действия явлен, когда все оболочки вибрируют в однотональном ключе. Если какая-либо из них пытается звучать на свой лад, этот лад перестраивается на желаемой волне. Ведь микрокосм человека создан так, чтобы подчиняться воле ведущей. Человек в нем владыка. Прежде чем осознать власть над всякою плотию и ее утвердить, надо ее осознать и утвердить над своим собственным аппаратом, полным чудеснейших возможностей. Но, к сожалению, возможности эти, даже достигнутые, так часто упускаются вследствие небрежения или неумения их удержать. Идти полнострунно – значит яро стремиться удерживать и укреплять каждое достижение. Если хотите преуспеть, используя все возможности духа, огненно напрягайте все свое существо к достижению поставленной цели. Куда и насколько продвинетесь, если одною ногой сделаете шаг вперед, а другою назад. Не продвинет и топтание на месте. Как очаги восстания против верховного решения воли двигаться к Свету, вспыхивают внутри узлы сопротивления гармонии устремленного движения. Вот вспыхивает дымный огонь недовольства или раздражения, вот начинают чадить вспышки сомнения, уныния, страха, суетливости и всех прочих изживаемых отрицательных качеств, которые продолжают омрачать путь и задерживать продвижение к Свету. В своем внутреннем мире, где владыка сам человек, допускаются восстания и сопротивления оболочек, не желающих подчиниться воле. Хочет выйти из-под власти астрал, бунтует ум, не подчинивший себе своеволия мыслей. И тело восстает, как раб непослушный против своего владыки. Но все три должны быть подчинены безусловно и должны капитулировать безоговорочно. Ведь недаром же и не без причины носили власяницы и истязали непослушную плоть те, кто этими неуклюжими методами стремился утвердить власть над своими оболочками. Им подражать не будем. Но крепко запомним, что противодействие и сопротивление оболочек надо преодолеть, и достичь этого можно постоянным и неустанным упражнением и применением верховной власти духа над ними, власти, которая дана человеку в своем потенциале от начала времен. В этом нужнейшем делании не преутомимся, ибо перед человеком лежат два пути: путь поражения и путь победы.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 373. (М. А. Й.).


Счастью слияния в духе что предпочтем? Счастье слияния нам открывает врата к возможностям высшим. Научитесь любить, умейте любить светоносной, внеличной любовью и ею достигнете все. Когда говорю о внеличной любви, хочу этим сказать, что сила этого чувства распространяется на прошлое и будущее за пределы того отрезка времени, которым ограничена жизнь личности, то есть ее земного воплощения. Назовем эту любовь вневременной и внетелесной, ибо не связана она ни временем, ни телом. Когда она неуклонно растет, а росту ее нет предела, и становится силой, то можно ее применять в сфере трансмутации низших свойств человеческой природы в высшие. Сколько усилий было сделано в прошлом, чтобы себя преодолеть и победить, и сколько их было напрасных. Я говорю вам, себя победите любовью. Не любовью к себе победите, но любовью к Владыке и тем, Кто Позвал вас и Приблизил к Нему. О трансмутирующей и преображающей силе любви думают мало. Многие способы применяют, упуская самый надежный и близкий. Если действительно любите так, как думаете и говорите, то силою этой, сознательно устремленной на преображение своей низшей природы, можете достичь того, чего не достичь никакими упражнениями, медитациями, молитвами или убиением плоти. Впрочем, последнее идет против Закона жизни. Ибо плоть дана человеку не затем, чтобы ее убивать, а затем, чтобы использовать возможно полнее все скрытые и чудеснейшие свойства человеческого организма. Говорю вам: путь победы пусть будет устлан любовью.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 374. (Гуру).


Качества духа есть формы утвержденных в микрокосме огней. Укоренившиеся привычки – не что иное, как кристаллизованные огни как бы постоянно действующей энергии. Ведь по своей сущности человек – существо огненное, и все процессы и явления, происходящие в нем, так или иначе связаны с огнем и огненны по своей природе. Даже каждый импульс, идущий по нервам, – огненный ток. Таким образом, можно усмотреть во всех проявлениях микрокосма человеческого два вида огней: Светлого Агни и огня темного. И тогда темные и светлые качества духа, рассматриваемые с точки зрения их огненности, могут быть классифицированы безошибочно. Скажем, в суетливости тоже проявляются беспорядочные дымные вспышки, но как далеки они от явления Светлого Агни. Дымный, удушающий чад уныния тоже вызван тлеющими огнями астрала. Но все это низшие формы огней. Они яро уявлены во всех низких страстях. Преображение человека можно рассматривать как трансмутацию огней из низших в высшие, из темных в светлые. Огнь поядающий и огнь творящий создаются волей и сознанием человека. Ведь каждое движение ауры связано с огнями и светом. Все эти движения огненны. Постоянство дозора требуется для того, чтобы поставить под контроль всю огнеактивность микрокосма, и чтобы, поддерживая и раздувая светлый огонь, темному пламени не давать возможности вспыхивать и проявляться.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 375.


Рассмотрим явление поста не с точки зрения греховности пищи обильной и объедения, не с точки зрения угодности воздержания Богу или других клерикальных соображений, но под углом утверждения власти духа над той скорлупой, в которой временно он живет. И тогда кажущееся бездоказательным воздержание в пище или отказ пожирать трупы приобретут смысл и необходимость. Или человек чем-то владеет, или что-то владеет человеком. Едят все и делают разные вещи и производят различные действия все, но одни как рабы, другие как овладевшие. Дело не в самом делании, а в его волевой психоструктурности. Нам не надо рабов, Нам надо духом свободных. «Раб божий» – порождение прошлого, сын Божий, сын Света – зов в будущее.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 376. (Июль 26).


Путь преображения единственно правильный. Когда он становится сознательным и целеустремленным, процесс ускоряется. Касается он всех сторон жизни. Сущность его заключается в раскрытии свойств и способностей, заложенных в человеке. Идеал – всезнание, всеведение, всемогущество и так далее. Но даже Готама Будда Говорил, что Он не Достиг полноты этих качеств. Основное их свойство – беспредельность, беспредельность развития качеств и способностей духа. Если на то, чтобы заговорили немые расы, потребовались миллионы лет, то на развитие и всестороннее утончение огненных возможностей духа потребуются многие эоны. Можно помыслить о расе седьмой. Можно помыслить о пятом, шестом и седьмом круге, о следующем цикле и манвантаре, и тогда становимся лицом к лицу с Беспредельностью, в которой живет и эволюционирует дух, раскрывая все новые и новые свойства и развивая свои способности. Можно подумать о Дальних Мирах, мирах высших Земли, где будущие ступени эволюции, намеченные для земного человечества, будут достигнуты и осуществлены, но Дальние Миры не предел. Есть Далекие Звезды и системы миров, где по бесконечной спирали эволюции, устремленной вверх, достигнуты такие могущества духа, о которых невозможно иметь представление. Но схема эволюции духа начертана в звездах и отмечена в анналах Сокровенного Знания. В словах Иисуса Христа она выражена кратко и ясно. «Вы боги», – так Сказал Сам. Но сколь же ревностно обходит молчанием официальная церковь это поразительное утверждение. Готовы они, ревнители церкви, человека назвать и рабом божьим, и грешником, и существом, заклейменным первородным грехом, и кем угодно, но только не богом. Не тьма ли старается яро надеть намордник уничижения и отрицания на великие, огненные возможности человеческого духа? Все достижимо, – утверждает Учение Жизни. Беспредельность возможностей духа есть то основание, на котором утверждается эволюция человека. Учением Жизни указывается путь в будущее, находящийся в полном соответствии с Космической Волей. Космическая Воля в определенном аспекте и есть та Мировая Сила, которая движет эволюцией сущего. Ведь эволюционирует все, что живет и пульсирует в бесконечном пространстве всех измерений. Есть высоты, которые находятся далеко за пределами человеческого понимания. Путь бесконечен. Конца нет. Высшие аспекты материи – вне доступности их изучения в данном круге, и даже цикле. Но в циклах грядущих времен раскрываются перед человеком и будут раскрываться все новые и новые тайны, овладение которыми будет приближать его все более к всемогуществу, всеведению и всезнанию, хотя до конца эволюции он будет так же далек, как и ныне. Таков путь жизни духа.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 377. (Гуру).


Должны осознать, что в Тех, Кто вас выше, имеете пример и образец того, чего вы сами можете достигнуть и кем стать. Именно ценность примера в том, что воочию видите возможности конкретных достижений. Если достигли они, то, следовательно, можете достигнуть и вы. Подражание Высшему Облику указывает на способность духа к дерзанию. Давно сказано: дерзай, чадо. Дерзание – это крылатое качество, качество, дающее духу крылья. А идеал, который имеете перед глазами, воплощенный в Облике Учителя Света, есть тот огненный двигатель, который устремляет дух ваш вперед. Но устремление – великий магнит. Оно не только устремляет дух ваш к цели желанной, но приближает к вам Тех, к Кому устремлен ваш дух. Получается явление взаимопритяжения – процесс, дающий явные следствия, отражающиеся в форме растущих поступлений. Сущность явления выражена уже давно в формулах точных и кратких: «Стучите, и отворят вам, ищите и обрящете». Можно ли более кратко и ясно выразить сущность Закона устремления и его магнитные свойства. Говоря об устремлении, обычно имеют в виду только полюс устремляющегося сознания, упуская другой, который насыщает стремящийся дух созвучными устремлению энергиями. О магнитной природе устремления следует думать, ибо осознание Закона усиливает мощь его действия. Не будем забывать, что осознание есть почти овладение.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 378. (Июль 27).


Вы спрашиваете, почему, когда говорите об исполнении ваших желаний или успешном завершении дела, часто бывает, что это сопровождается неудачей и даже разрушением достигнутого. Первую причину указали правильно – темные, которые на страже всегда, легче всего получают информацию, когда мысль выражена словами и произносится вслух. Даже начертания или запись читается легче, чем улавливается мысль. В Тонком Мире можно ограждать свои мысли. Но произнесенное слово, подобно вывеске или плакату, – доступно всем. Правда, когда касается оно высших понятий или выражено в символах, понимание затруднено. Таким образом, никогда не выражайте вслух того, чем не хотели бы информировать темных. Пространство имеет глаза и уши, и не всегда принадлежат они светлым или дружественно настроенным существам. Будучи оповещены об удаче, они тотчас же принимают меры к тому, чтобы уничтожить благие следствия.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 379. (М. А. Й.).


В конечном итоге, все следствия самости, направленные от себя и к себе, бессмысленны, так как все они сосредоточиваются на собственной персоне или личности, которая, как таковая, просуществует всего лишь несколько десятков лет. Но если нечто теряет всякий смысл и значение, скажем, через сорок-пятьдесят лет, то, следовательно, оно не имеет ни смысла, ни значения и в самом начале. Какой смысл что-то строить вихрю на разрушение или что-то начинать, зная, что все это закончится ничем и превратится в ничто. Поэтому все действия и поступки свои можно разделить на имеющие смысл и не имеющие смысла; на конечные, то есть не длиннее данной жизни, и длительные, уходящие за ее пределы. Первые связаны с личностью и самостью, вторые – с Бессмертной Триадой, ибо служат накоплению тех элементов, которыми она может сознательно жить в Мире Надземном. По жизнеописанию Учителей Света можете видеть, как временное и проходящее заменяли Они вневременным и вечным и как их слова, поучения и мысли переживали тысячелетия, не теряя своей актуальности. Можно сократить сферу личного и расширить сферу сверхличных, вневременных устремлений, за счет первой увеличить вторую. Это и будет сознательным собиранием элементов бессмертия для последующей жизни духа в пространстве.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 380. (Гуру).


Как обрести силы, столь нужные для продвижения? Как не утомиться в делании? Как идти не колеблясь, не шатаясь и не являя небрежения к наинужнейшему? Только пониманием Поручения. Идя в мир, каждый дух берет на себя определенное задание или миссию, которую помнит бессознательно. В случае приближения к Учителю сознание просветляется к пониманию этой своей миссии, или цели данного воплощения, или Поручения, и тогда осуществление порученного должно стать во главу угла всей психоактивности человека. Понимание это отодвинет на второй план все дела, дотоле занимавшие первый, и поможет осознать, что уклонение от поручения будет утратой возможностей духа. На примере преданных учеников прошлого можно видеть, насколько они преисполнялись ведущей идеей послужить Тому, Кто Позвал их на Путь Жизни. Путем смерти и к смерти идут все, ибо узка тропа, ведущая в Жизнь. Но те, кто увидел эту тропу и кто знает, для тех решение может быть только одно: идти и дойти до положенного. Можно помнить и знать, что идущих к Нему Ждет Учитель.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 381. (Июль 28).


Вначале позванный горит всеми огнями, и тогда обычно в нем очень сильно желание делиться своим светом, учить и зазывать на свой двор. И чем меньше знания, опыта и накоплений, тем больше желания поучать. Со временем эта горячка проходит, и он понимает, что раздавать надо мудро. Но все же желание иметь как можно более учеников достаточно сильно. Все это лишь первые ступени неопытности. И только тогда, когда руководство становится не удовлетворением самости, но жертвой, тогда руководитель готов. Знаете, что Адепт, делясь своими знаниями с учениками, отдаляет свое приближение к Нирване и что каждое даяние в этом смысле становится жертвой. Так нарождается по Лучу будущий Иерарх-Водитель. Учитель – это дух, Жертву постоянно приносящий. Нарождение будущего Учителя Света идет по этому признаку. Только неопытность стремится раздавать свое знание, не задумываясь ни о чем. Но ответственность за каждую крупицу выданного знания будет свидетельством мудрости. Потому запомним, что ступень истинного даяния начинается тогда, когда становится оно жертвой.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 382. (Гуру).


Если время, которое остается еще прожить на Земле, затратить на то, чтобы еще более приблизиться к Владыке и к нам, то эта затрата будет наиболее целесообразной и мудрой. А потом, когда тела со всеми его ограничениями не будет, как снаряд, выпущенный из орудия, устремится ваш дух к Тому, Кто Позвал, устремится, минуя все низшие сферы, каверны, и бездны, и вихревые воронки астральных течений.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 383. (Июль 29).


Если кувшины приготовлены, то в них можно налить, и если принесены корзины, то их можно наполнить. Хотящему будет дано. По созвучию получаем и, зная это, все же не всегда соблюдаем закон, полагая, что Учитель обязан наполнять нас сиянием Света даже тогда, когда сознание отемнено звучанием иного порядка, ничего общего со Светом не имеющим. Звучите светоносно и полнострунно, и поступления не замедлят. Если же темные и недостойные мысли вторгаются или уже проникли в сознание, его следует немедленно перестроить на светоносной волне, чтобы было возможно установить созвучие со Светом. Свет звучит. Звучат его краски в гармоническом сочетании этих созвучий. Сказано: «В Свете Твоем узрим Свет», – Добавлю: своим светом. Так чистое, светоносное состояние сознания необходимо для восприятия Света от Нас. Луч надо встретить в открытое ко Мне сознание, но сердцем, очищенным от всего, что его отемняет.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 384. (М. А. Й.).


Когда что-то делается не для себя, но для других и для мира, сила делания умножается и приобретает оно пространственное значение. В этом сила служителей Общего Блага. И хорошо, когда такое действие может быть посвящено и посвящается Владыке, то есть совершается во Имя Его. Слишком уж много людей, делающих все во имя свое. Энергии свои отдавая и посвящая Владыке, творим для Света. Это особенно нужно теперь, когда на планете слишком много творится для тьмы. Борьба с тьмою проявляется не только вне себя, но, главное, внутри собственного сознания, ибо оно представляет собою в миниатюре поле планетной борьбы Сил Света с тьмою. В микрокосме человеческом постоянно происходит борьба между тем, что собою представляет человек в настоящее время, и тем, чем должен он стать, между его идеалом и нагромождениями прошлого. Конечно, идеал должен победить, ибо прошлое сжигается для Огненной Йоги. Отметим при этом, что знать – это одно, но применить знание в приложении к жизни – совершенно другое. Только применение даст ассимиляцию Высших Энергий. Человек, знающий Указания Учителя и применяющий их, наполняется Светом. Знающий и неприменяющий – хуже незнающего, ибо ведает, что творит. Такая ответственность неприменяющего тяжелее ответственности незнающего, ибо не так спросится с того, кто не знал. «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят», – так молился Спаситель за неведающих, но не молился Он за Сатану, познавшего всю глубину зла и знавшего, что он творит через своих сознательных слуг и неведающих.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 385. (Июль 30).


Раз и навсегда установили, что гармоничность внешних и внутренних обстоятельств в значительной мере зависит от самого человека. Не может быть внешней гармонии, если внутренняя не состоялась. Но при достижении внутренней утверждается возможность влиять и на уравновешивания внешней, действующей на сознание и окружающей человека непосредственно. Следовательно, основной упор делается на устремление привести в порядок свой внутренний мир и установить в нем равновесие. Слишком много зависит от него, чтобы можно было пренебрегать этим условием. Если хотите повлиять или изменить что-то вовне, создайте нужное состояние для свободного и беспрепятственного действия психической энергии в своем собственном микрокосме. Как же хотите на что-то влиять вне себя, когда в собственном хозяйстве духовном нет нужных условий, необходимых для этого упорядочения. Действовать можно через себя. Даже Нам трудно оказывать посильную помощь, если ваше сознание не настроено на созвучной волне и не приведено в состояние готовности принять Нашу помощь. Мало ее хотеть, надо еще установить хоть какую-то степень соответствия.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 386. (Авг. 1).


Уединение или одиночество и молчание много способствуют сохранению в порядке канала Общения. Произносимые слова и, особенно, касающиеся Сокровенного Знания, очень размагничивают человека. Потому служение – всегда жертва. Это не значит, что надо прекратить соприкосновение с людьми, но значит, что следует говорить только необходимое и нужное. И лучше всего отвечать на вопросы. Вопрос как бы предопределяет направление ответа и созвучит с сознанием вопрошающего.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 387. (М. А. Й.).


Мне очень хотелось всегда создать такой канал пространственной связи, чтобы действовал он безотказно. Стремление к проявлению у духов, освобожденных от тела, остается, и, когда оно связано со Служением Общему Благу, установленный провод может быть очень полезным. Конечно, возможности Служения в Мире Надземном расширяются, но провод, близкий и находящийся в готовности, ценен и нужен. Когда соединение миров состоится, процесс Общения будет протекать легко и свободно. Но все же в основе его будет лежать созвучие близких сознаний. Нужно ли повторять, что для сживания сознаний требуется долгое время. Временные восторги и объединения не ценны тем, что так же быстро кончаются, как начались, и постоянство и длительность связи им недоступны. Сегодня горячо приветствуют и оживают духом и даже взлетают, чтобы вскоре же одеревенеть и забыть о происшедшем. Это в лучшем случае, а в худшем после криков «осанна» следуют крики «распни». Качество постоянства необходимо для ученика. Отсутствует оно у мотыльков духа.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 388. (Авг. 2).


Да! Да! Да! После каждого духовного даяния дающий ощущает, что он как бы взял на себя часть несовершенств получающего. Часто это реакция весьма определенна. Даже в обычной беседе можно почуять подъем или утрату силы, а тем более последнее заметно при отдаче огня. Когда Агни накапливается в организме, то передача его происходит словом, мыслью и чувством, а часто непроизвольно при соприкосновении по закону сообщающихся сосудов.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 389. (М. А. Й.).


Конечно, забота меньшего сознания – о том, чтобы не отяготить большее. Редко сознательно эта забота уявляется у подошедших и даже в учениках. Как же не отяготить? Приношением. Каждый приносящий дары не отягощает. Много искажений и уродств происходило от непонимания того, какие дары должны приноситься. Ведь приносили яства, питье и даже золото и драгоценные камни, в то время как требовалось принести только корзины или кувшины свои, которые мог бы Наполнить Дающий. По линиям напряженного огненного устремления питание духа происходит законно, свободно, гармонично и плодоносно, не отягощая Питающего. Значит, прежде всего надо принести устремление. Надо принести уравновешенное, рецептурное настроение сознания, надо себя привести в соответствующее гармоническое состояние. Какое получение будет иметь место, если человек раздражен, или трясется от страха, или злобой наполнен, или вожделениями и всеми прочими чувствами и эмоциями, столь обычными и привычными людям. Потому приношение даров духа Учителю Света должно быть обдумано и взвешено на весах соизмеримости. Закон прост: каково обращение, таков и ответ. Только если обращение недостойно и несоизмеримо, то реакция на него идет не от Учителя, которого такое обращение не может достичь, а от пространства, от созвучных обращению сфер которого и получается должный ответ. Но горе, отчаяние и тоска безысходности и прочие схожие чувства Учителя могут коснуться и отяготить. Потому забота меньшего сознания об Учителе Света особенно ценна.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 390. (Гуру).


Стремление сделаться необходимым очень похвально, ибо указывает на понимание взаимоотношений иерархического порядка. Степень нужности определяет и Близость. Можно очень порадоваться, когда вам говорят, что нужны. Ведь это уже обозначает и сотрудничество. В общем масштабе нужен каждый, даже принесший крупицу или искру огня. Но близость сотрудничества определяется полнотою приношения всего себя на Служение Свету. Мы готовы помочь и дать все, что возможно, но чтобы получить мерою полной, и вы принесите Владыке умение и желание свое, чтобы выявить этим меру, в какой вы нужны Делу Общего Блага.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».