Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1964.



Грани Агни Йоги. 1964 г. 451. (Сент. 2).


Сын Мой, человечество в огромном своем большинстве очень мало думает о назначении жизни и еще меньше о подготовке сознания к послеплотному пребыванию. Мало готовят люди свои тонкие оболочки и разрежают их к переходу в Тонкий Мир. Люди разучились мыслить самостоятельно, но зато прекрасно научились мыслить по трафарету. «Так думают все», – это положение легло в основу мышления. Анализ и прогноз заменен спасительным «как все». Но жизнь сознания индивидуальна: один приходит в мир человек и в одиночестве его покидает, и мучается, и страдает, и испытывает даже физическую боль индивидуально. Индивидуальность развивающейся монады отрицать невозможно, а потому формула «как все» непригодна. Ответственность за мышление и поступки ложится на индивидуальность – носительницу каждой последовательно воплощенной личности. Личность давно успокоилась в гробу со всеми своими отличиями и удостоверениями, но носитель ее продолжает свое существование в Мире Надземном, пожиная следствия ее земной жизни и неся ответственность за то направление, которое умершая личность дала своей Индивидуальности. Личность и ее интересы оформляли будущие следствия, в то время как должно было быть наоборот. Когда личность ничто, когда я сам по себе ничто, но дух, пребывающий в ней, он направляет течение жизни и руководит ею, тогда, и только тогда, личность может осмыслить ту роль, которая ей дается духом для продвижения духа.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 452. (М. А. Й.).


Свет и тьма – два полюса для устремления духа. Чтобы приблизиться к полюсу Света, надо устранить из оболочек все элементы тьмы. Средством этого достичь и служит очищение. Древнее деление людей на нечистых и чистых совершенно правильно. Надо лишь углубить это понимание и усвоить, что, помимо моральных обоснований, чистота, и именно чистота эктоплазмы, имеет необычайно важное значение, так как именно через посредство ее устанавливаются контакты как с различными слоями пространства, так и с их обитателями. Невозможно, обладая нечистой и зараженной эктоплазмой, установить высокие Общения или получать вдохновение из светоносных сфер. Осознание этого может дать импульс для полного очищения сознания. Каждая мысль, поступок и чувства вносят свои элементы, которые либо от Света, либо от тьмы. Происходит их постоянное собирание и накопление, и откладываются они в наслоениях микрокосма человека явно и тяжко или явно и светло. Мало очистить себя от накопленного сора, надо еще проследить и следить, постоянно и зорко, чтобы не происходило новых накоплений такого же рода. Нужно очень понять, что очищение носит психофизиологический характер, а не отвлеченно материальный. Отвлеченная добродетель или мораль неизвестно во имя чего не могут убедить человека быть нравственно чистым, но когда он видит, что всякая грязь и нечистота становятся составными частями тканей его оболочек и допускают в его организм только тьму и заразу пространственного яда, нанося ему несказуемый вред, тогда борьба за очищение своего аппарата от дыма, вони и грязи, от всякого сора становится настоятельно неизбежной. Кто же захочет вредить себе сам, себя отравляя и лишая доступа Света? Именно убедительность явления даст нужные силы, чтобы бороться с тьмою в себе и ее устранить.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 453. (Гуру).


Нас радует, когда слова начинают уявляться в делах. Ведь это и есть путь Огненной Йоги. Огнеприемлемость посылок требует их приложения в жизни. А с применением рука об руку радость идет исполнения Указа Учителя. Радость исполнения Указаний – так и запомним крепко эти слова. Радость дает силы противостать антагонистическим токам пространства. Тягость их велика. Утешение в том, что временны и преходящи, но тягость их вместе несем: вы, мы и Владыки. Нужны разредители пространственных токов, разредители, о которые разбивается сила этих токов, как прибой океанской волны о скалу. Ноша мира сего нелегка, но несут ее те, кто духом и в духе с Владыкой, ибо Он Несет больше всех. А мы помогаем, помогаете тоже и вы, если осознаете явление. Одному нести тяжело, но, когда несем вместе, многое можно поднять. Напряжение разбивается сердцем. Если сердце горит, действо это возможно. Только огнями сердца можно противостать всем энергиям, против идущим. Не угаснет сердечный огонь, если в сердце Владыка. С Ним идем и с Ним побеждаем.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 454. (Сент. 4).


Наши беседы затрагивают многие слои пространства. Потому записи эти имеют и пространственное значение. Мысль существует в пространстве, как только она сошла с конвейера сознания. Оформление мысли и означает начало ее пространственного существования. Мысль – это живое существо на плане незримом. Конечно, незримость эта – только для грубого зрения. Зримо все, если аппарат духа достаточно утончен. Когда дух приобщается к пространственной жизни сперва мыслью, а потом тонкими чувствами слуха, зрения, обоняния и так далее, то миры высших измерений становятся реальностью для сознания. Объединение миров должно произойти в сознании человека, ибо фактически миры, видимый и Невидимый, никогда не разъединялись, но всегда были связаны тесно и неразрывно между собою. Давно надо было бы уже понять и усвоить, что Америка существовала и до открытия ее Колумбом, равно как существует и есть очень многое, о чем люди еще не знают и даже не подозревают. Незнание не есть причина небытия того, что есть в действительности. Отсюда бессмысленность отрицаний. Можно не знать, но отрицать еще не опознанное невежественно и нелогично. Беспредельность нельзя заключить в рамки человеческого ума на данной или какой бы то ни было ступени эволюции. Утверждать свое всезнайство может только ограниченное сознание. Младенческий материализм характерен именно этим убожеством мышления, соединенным с тупой самоуверенностью и апломбом. Относительность человеческого знания необходимо понять, прежде чем двинуться дальше. Осознание возможности беспредельного познавания будет первым шагом к нему. Человек со всех сторон окружен тайнами, начиная с произрастания зерна и кончая тайной каждого живого организма. Но ведь за видимым окружением находится невидимое, тоже полное тайн. Но самая великая тайна – это сам человек. С нее, с изучения человека и начинает мудрость свой путь. Решение всех вопросов, всех тайн мироздания – в человеке. Давно уже сказано, что человек «есть мера вещей». Размером сознания измеряется окружающий мир. Только подумать, как различны миры представления человеческого о мире. Можно сказать без ошибки, что «сколько умов, столько и миров». И два человека, беседующие рядом, могут иметь в сознании своем представления об окружающем их мире столь же различные, как различны полюса Света и тьмы. Ибо знание – Свет, а невежество – тьма. Задача ученика – знать, знать и знать. С этой целью посылает ему мысли Учитель, расширяющие его мышление и обогащающие сознание новыми элементами. Чем сильнее контакт, тем обильнее поток посылаемых мыслей. И нет им конца.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 455. (М. А. Й.).


Наполнение сознания Светом служит признаком Близости Владыки и нашей. Можно отметить, как в минуты Общения бывает светло и как затем постепенно этот Свет покидает сознание, когда начинает погружаться оно в рутину обычности. Надо учиться дольше удерживать Надземное сияние. Ибо, действительно, аура явно сияет, когда Общение удается. Слишком уж много препятствий кругом для того, чтобы Общение было успешным. Но всякое преодоление всего противодействующего невидимо укрепляет связь и служит подходом к близости еще большей. Ученику нужен Учитель. Но и Учителю нужны ученики, чтобы было через кого передавать миру Его мудрость. Так же нужны и вы Нам, как и Мы вам нужны. Эта взаимная нужда нас друг в друге служит основою связи.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 456. (Гуру).


Человек есть плод его достижений, есть результат и следствие того, чего достиг он в прошлом. Поэтому каждое достижение есть неотъемлемое приобретение, которое будет сопутствовать приобретателю в будущем. Ни одно достижение не является окончательным, но все – в процессе роста и усовершенствования, если дух идет вверх. Тогда можно наблюдать, что все положительное усиливается, и хиреет и никнет то, что должно изживаться. При росте возможностей рост отрицательных качеств недопустим, ибо их рост грозит духу катастрофой. Вот почему ставится вопрос об овладении собою. Все есть огонь, все проявления микрокосма огненны. Всеми огнями надо владеть, жизнь и Учитель научат. В жизни и на жизни научит Учитель собою владеть и подчинить огни свои воле.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 457. (Сент. 6).


Дано было Матери Огненной Йоги задание явить на планете высшую согласованность. Для чего? Для того, чтобы знали, что это возможно, и чтобы, руководствуясь Ее примером, другие могли то же явить. А теперь представим себе, что известную степень подобной согласованности являет целый народ или даже вся планета, все народы Земли. Для чего нужна такая согласованность или гармония? Без настроенности инструмента не может принять он участие в исполнении симфонии. Так же и без индивидуальной согласованности всех членов человеческого планетного коллектива не могут явить они концентрированную мощь своей психической энергии, объединенная сила которой способна творить такие феномены, о которых трудно даже составить себе представление. Пока энергии человеческие яро дисгармоничны и хаотичны в своем проявлении. Пока они вызывают разновесие стихий и нарушают равновесие планеты, которое выявляется в землетрясениях, ураганах, засухах, расстройстве климата, эпидемиях и так далее. Пока проявляется отрицательный полюс огненной мощи, находящейся в бессознательном и неуправляемом обладании человека. Но время придет, и наука докажет, что человек – это генератор огненных энергий, которые воздействуют на все, что его окружает. Раньше часто во время засухи устраивали всенародные моления и часто им сопутствовал дождь. Пора уже понять, что сила объединенной энергии толпы, устремленная в определенном направлении, вызывала нужные следствия. Никакого чуда – только причина и следствие. То же молебствие, но без веры, объединяющей множества сознаний в одно, не дало бы никаких результатов. Теперь, зная это, можно представить себе всю неодолимую огненную мощь всепланетного объединенного коллектива человечества, в определенный момент устремляющего ее на выполнение намеченного задания! На Дальних Мирах климат, подземный огонь, атмосферические условия и многое другое регулируются объединенной мыслью человечества. Это такая могучая сила, перед которой смиряются стихии и повинуются ей. Все так называемые чудеса есть не что иное, как непонятные и необъясненные манифестации психической энергии человека. Как таковых чудес нет и быть не может, есть просто законные явления, еще не изученные наукой. Для дикаря даже радио – чудо, для знающего же чудес нет вообще и быть их не может. Тайны мироздания не чудо, но нечто, подлежащее изучению и раскрытию. Можно подумать о том, сколько тепловой энергии потребуется на то, чтобы растопить льды и изменить климат Севера. Но этот процесс проще и легче возможно совершить с помощью всепланетной коллективной энергии людей. Но сколько же времени потребуется на то, чтобы человечество объединилось и, объединившись, шагнуло вперед в познавании сил, скрытых в самом человеке. Учение Жизни к сроку Дается, Указуя человечеству путь к источнику неиссякаемой огненной энергии, потенциальным обладателем которой является каждый землянин. Осознав присутствие этой энергии в своем микрокосме и овладев ею, может творить человек необычные вещи, которые в невежестве своем пока еще называют чудесами или просто относят к области невозможного. И если один осознавший может творить «чудеса», то что же может сделать свою мощь осознавшее и объединившееся человечество? Безграничны возможности коллектива.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 458. (Гуру).


Хочу пояснить, что сдержанность – сила. Сдержанность не есть сила, когда сдерживать нечего. Пустой паровой котел работы не даст, ибо силы, сдерживаемой стенками, силы пара в нем нет. Но при явлении ученичества огненные силы организма начинают пробуждаться, энергии духа растут, и сдержанность, умение сдерживать их и подвести под контроль воли становятся необходимостью, ибо без сдержанности расшатают и разнесут они весь организм своим несогласованным ритмом. И чем дальше путь, тем настоятельнее необходимость сдержанности. И чем напряженнее сдержанность, тем легче аккумулировать Агни. Таким образом, качество сдержанности усиливается по мере роста Агни с тем, чтобы огни превратились в сдержанную, контролируемую силу, которую можно направлять по любому заданию. Сильным хочет быть всякий, но мало охотников труды приложить для накопления силы. Усилия над выработкой качества сдержанности не пропадут даром, каждое даст результаты.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 459. (Сент. 7).


Интересно отметить, что человек, порождая мысль, властен над нею в момент или во время ее порождения. Как только мысль закончена, оформлена и сошла с конвейера сознания, она начинает свое самостоятельное существование, уже сама воздействуй на своего породителя или в данный момент или позднее. Сильный человек может прогнать так называемые привязчивые свои же собственные мысли, но слабый становится их жертвою. Сила привычки, подчиняющей себе человека, – в силе кристаллизовавшейся в течение времени мысли, которая постоянно и упорно воздействует на своего породителя. Кроме того, как, например, в случае алкоголизма или наркомании, человеческий организм, в свою очередь, тоже привыкает к алкоголю, наркотику или табаку и уже требует в союзе с мыслью повторения действия, а заодно и увеличения дозы. И все же борьбу надо начинать с мысли. Если, скажем, в случае курения, начать каждодневно ритмически посвящать некоторое время мысли о том, что человек прекращает курение, то настанет момент, когда оформленная и утвержденная мысль силой своей заставит его бросить табак. Таким образом, при помощи ритма можно породить уже сознательно по своей воле любую мысль, которая рано или поздно воплотится в соответствующее действие. Устанавливают привычку и освобождаются от привычки при содействии мысли. Причем, в первом случае, делается это обычно бессознательно, и когда привычка уже овладела человеком, искоренить ее можно лишь при условии порождения противоположных мыслей, но большего потенциала. Решение – в волевом применении ритма, ибо только подумать и решить не так-то уж просто, и требуется сильная воля. Потому столько пьяниц, курильщиков и наркоманов. Трудно им освободиться от рабства у привычки, ибо даже и не думают о сознательном применении мысли и не хотят освобождения, не понимая, какую участь уготовят себе в будущем. Всякое рабство недопустимо, ибо ставит человека в зависимость от чего-то вовне, когда сам человек должен быть своим властелином. Дух, перешедший в Мир Тонкий под грузом привычек, не может сбросить их рабство и там. Но можете представить себе ярые позывы к алкоголю без возможности удовлетворить их. Воображение создает самые яркие образы желаемых осуществлений, но они, порождая призрачное ощущение реальности, временны и удовлетворения не дают. Но зато устремление к удовлетворению запросов нематериального порядка – к Красоте, художеству или музыке дает неисчерпаемые возможности разнообразить их без конца и находить в этом радость и полноту удовлетворения или насыщения ими. Земное – земному и для Земли, но высшее – высшему. Переносить пережитки земные в Сферы Надземные очень болезненно, тяжело и удовлетворения дать не может.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 460. (Гуру).


Чередование волн подъема сознания неизбежно. За гребнем волны следует ее впадина. Волны надо учиться умело встречать, зная это чередование. На подъеме уметь надо бросить как можно больше пространственных зерен, при спаде стремиться упорно удержать очередное завоевание. Чередование ритма явлений – основа проявленного мира. Оба полюса идущих явлений можно использовать сознательно и целесообразно.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 461.


Лестница жизни требует условия постоянного восхождения, то есть усовершенствования. Лестница жизни конца не имеет. Ничто в природе не может остановиться, так как все находится в беспрестанном движении вверх или вниз. Кажущаяся остановка – самообман. Не идя вверх, человек неизбежно пятится назад, то есть идет вниз. В этом великая опасность задержек и остановок или чувства самоудовлетворенности, когда человек говорит себе: «Вот я достиг и могу успокоиться на достигнутом». Усовершенствованию, постоянному, устремленному и планомерному, подлежат все качества духа. Основа их – беспредельность, то есть беспредельная возможность их роста и развития. Потому в моменты кажущегося затишья или достижения следует спрашивать себя: «А какие качества в данный момент могу я в себе приумножить или большую силу его утвердить». В любой момент жизни какое-то качество оказывается наиболее близким и наиболее звучащим. Его-то и следует усилить в степени большей. Так поступая, можно начать утверждать симфонию качеств.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 462. (Сент. 9).


Если гнали Меня и тьма восставала против, то и действительно следующие за Мною будут, и неизбежно должны, претерпевать противодействия тьмы. Там, где луч вашей мысли на страже, там темные особенно не стремятся себя уявлять, чтобы не попасть под его вибрации, но везде, где могут и где не ожидают, что он будет направлен на них, там они действуют. Поэтому каждому действию полезно послать охраняющую мысль, как бы подготовляя для него благоприятную почву. Для этого надо держаться за Меня каждую минуту во всех шагах. Хорошо знаете, что это необходимо, и все же, когда наступает время действия, забываете следовать Указу. Происходит это от неопытности и непонимания того, что в одиночку не справиться с тьмой и не парализовать ее ухищрений. Сила тьмы в том, что действует с Тонкого Плана, но через плотный, через живых людей и прочих возможных посредников. Обращали ли внимание, как легко бьются и портятся вещи, словно валясь из рук, когда приближается одержимый. Итак, всякому действию предпошлем мысли о совместном со Мною его выполнении.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 463. (Гуру).


Никогда, слышите, никогда не признавайте себя побежденными. Победа – в духе, равно как и поражение. Следовательно, непризнание себя побежденным будет уже шагом к победе. Даже кости можно сломать, но не дух, осознавший свою непобедимость. Хотим во всех обстоятельствах, и благоприятных, и противных, видеть вас сильными. Кажущаяся неудача для сильного духа – только ступень к победе. Дух побеждает всегда, если упорен и тверд до конца. Временное противодействие внешних условий пусть будет служить только ручательством новых побед и новых преодолений.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 464. (Сент. 10).


Всякое насильственное навязывание своего авторитета недопустимо. Всякая напыщенность и надутость знанием, не претворенным на опыте в применении, подобна блеску фальшивых камней. Многие спотыкаются на этом. Незнающий и неопытный стремится зазывать на свой двор, не зная, каким ярым обременителем окажется каждый зазванный. Но знающий ждет только пришедших и постучавшихся. И нет у него желания блеснуть тем, что он знает, или пытаться кому-то что-либо навязывать. Вот почему рекомендуется отвечать на вопросы, избегая насыщать сознание фактами, не затрагиваемыми заданным вопросом. Даяние не по сознанию или сверх его вместимости неизбежно вызывает реакцию противодействия, и приходится тяжко платить, и тем тяжелее, чем больше было выдано не по сознанию. Дай, дай, дай – это требуют все, но мудро раздать может только многоопытный путник. И получившие сверх особенно яростно критикуют. Критика – результат невмещения. Особенно надо осмотрительным быть с теми, кто подвержен темным воздействиям. Без знания человека путь затруднен и распространение Учения становится непосильной задачей.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 465. (М. А. Й.).


Иммунитет духа достигается ярым устремлением к Иерархии и предстоянием постоянным. Это связано тесно с передачей сознания по линии Иерархии и умением действовать не силой своей, но силой Владыки. Формула, что «я сам по себе – ничто, но Пребывающий во мне, Он творит», – представляет собою правильный подход к резервуару неиссякаемой мощи. Утверждая желаемое Именем Владыки, ставим личное свое как бы в стороне, предоставляя действовать огненной силе. Этим развязывается для свободного действия и наша психическая энергия, которая у обычных людей находится на положении узницы. Именно, надо научиться ее освобождать для беспрепятственного, несвязанного и самостоятельного ее действия. Путь должен быть чист и свободен.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 466. (Сент. 11).


Хороший ученик учится всегда и на всем. Такое состояние сознания весьма плодоносно. Извлекать опыт полезный из всех условий жизни – значит понимать, что Учитель ставит в наилучшее в этом смысле положение. Но школа жизни учит тому, что человек все должен сделать сам, и указует пути и тем самым заставляет приводить в движение силу психической энергии. Итак, будем рассматривать каждую трудность и препятствие как возможность, даваемую Учителем для приобретения очередного качества или развития качества, уже утвержденного, и накопления нужного опыта. Устойчивость и непоколебимость духа будем считать качествами, абсолютно необходимыми для ученика.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 467. (Гуру).


Правильно поступаете, когда боретесь с очевидностью плотной, не позволяя ей овладевать сознанием. Легче всего становится эта борьба, когда сознание переносится в будущее. Настоящее может законно не удовлетворять, но будущее, со всеми его неисчерпаемыми возможностями, в состоянии удовлетворить и насытить самое пламенное воображение. Надо только понять и ощутить сердцем, что проекция самого сияющего будущего создается сейчас, в настоящем, когда серебряный мост счастья соединяет далекие берега. В этой двойственности аспекта явления будущего или понятия будущего кроется его тайна. Будущее есть, оно уже существует, оно есть в настоящем, но в Сферах Надземных, уже законченное, уже оформленное и долженствующее опуститься на Землю. Потому жить будущим и жить в будущем – значит жить жизнью огненной действительности.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 468. (Сент. 12).


Миры Дальние участвуют в жизни планеты незримо, но явно. Сочетание звездных лучей и углы их пересечения создают фокусы психо-магнитных условий, которые яро воздействуют прежде всего на психику человека: человек в момент его рождения, как пленка фотоаппарата, принимает на себя отпечаток этих угловых взаимоотношений звездных лучей с тем, чтобы в течение всей земной жизни человека звучать и реагировать особенно остро именно на эту комбинацию далеких воздействий. Даже физический облик человека характеризуется влиянием той или иной звезды или знака. Очень интересно отметить, что рожденные в момент нахождения солнца ниже или выше горизонта, на восходе или закате его, несут на себе явные знаки различных влияний. Так же и лунное влияние может быть очень заметным, если положение луны усилено еще <...>, в которых она находится, и если это влияние не нейтрализуется противостоянием других звезд. У лунатиков особенно сильна эта способность лунного магнетизма воздействовать на человека. Правящая планета как бы руководит всей жизнью воплощенца. Надо при этом твердо усвоить, что звезды побуждают, влияют, воздействуют, но не контролируют человеческие деяния, то есть вершителем судеб человека все же остается его свободная воля. И даже звездная карта новопришельца на Землю представляет собою как бы фиксированный результат его предшествовавших жизней. Так, верховным вершителем судьбы человека все же остается его воля. И каковы бы ни были воздействия звезд, воля человека свободна и вправе выбирать путь вниз или кверху.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 469.


Агни Йог должен все делать сознательно. Архат и медиум – явления, исключающие друг друга. Вот почему Мы против психизма. Даже чистые психики постоянно находятся под угрозой темных влияний со стороны, если не будут охранены и сами не будут на страже. Способность к психизму кроется в строении оболочек, то есть заложена глубоко в сущности человека. В древности чистых психистов держали в храмах, их охраняя. Но достаточно было его отпустить за пределы храма, как обратно его уже не принимали. Это и понятно, если учтем, что, раз подвергшись темным воздействиям, он уже нес в себе зараженную эктоплазму и мог служить проводником темных влияний.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 470. (Гуру).


Чем лучше вы боретесь, чем больше преуспеваете, чем напряженнее хотите очистить себя и чем сильнее устремление ваше, чем больше прилагаете в жизни Учение, тем желаннее становится для нас встреча с вами, тем более радуемся мы, видя усилия ваши, и тем более вам помогаем. Получается целая цепь взаимоусилий, связующая нас воедино. Еще и еще напрягайте дух ваш в наши сферы. Каждое напряжение отзвучит по соответствию и даст плод.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 471. (Гуру).


Почему так часто возвращаемся к необходимости утверждения тех или иных качеств духа? Только лишь потому, что они служат тем одеянием духа, в котором можно подняться по ступеням Лестницы Света и быть допущенным предстать перед Владыкой. Каждая ступень требует своего одеяния, то есть определенного качества и чистоты излучений ауры и их напряжения. Несоответствие ауры с проходимой ступенью заставляет спуститься ступенью ниже или даже больше. Поэтому будем рассматривать качества духа как условие, устанавливающее вид и характер аурических излучений и напряжение их светоносности. В пароксизме угодливого лепетания, или суетливости, или раздражения, или всех прочих отрицательных качеств – на известную ступень не взойти. Отсюда четкость понимания, что все эти лохмотья прошлых времен сурово, решительно и беспощадно сбрасываются с ауры, которая облекается сиянием преданности, любви, устремления, радости, мужества, сдержанности, самообладания и всей радугой симфонии качеств, напряжение которых растет с каждой новой ступенью, усиливая светоносность аурических излучений.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 472. (Сент. 14).


Провод сияющий связи надо держать очень крепко, не расшатывая его недопустимыми колебаниями и неуравновесием. Согласованность полюсов требует постоянной настроенности созвучия, и условие состояния дозора и зоркой настороженности позволяет его сохранять. Это не указывает, что Общение не прерывается, но это все же указывает на непрерываемость предстояния. Многие люди, стоящие одною ногою в могиле, все же не находят минуты, чтобы помыслить о предстоящем переходе в иной мир. Суета повседневности оказывается важнее и значительнее подготовки сознания к переходу Великих Границ. Не будем думать, что коснувшиеся Учения ушли далеко от не знающих его. Шум суеты текущего дня оглушает даже учеников, и, благодаря обостренности их восприятий, опасность ее велика. Ритм Общения разбивает волны плотных явлений, но промежутки между моментами Общения могут наполниться суетой дел мира сего. Выход из такого положения в том, чтобы, принимая участие в жизни обычной, помнить всегда, постоянно и неизгладимо, что явления плотной Майи – преходящие сны, что все наполнение ими сознания – только на время, на день или два или какой-то отрезок текущего периода, который заменится другим, наполненным новыми впечатлениями и переживаниями, столь же текущими мимо, как и предшествовавшие им. Хочу утвердить сознание на непреходящем, чтобы преходящее не могло бы уже им овладеть. Постоянное памятование о Владыке и постоянное, сознательное или подсознательное, к Нему устремление помогут бороться с волнами преходящих явлений земных, стремящихся потопить сознание в калейдоскопе мелькающих событий обыденности. Над Землей – Солнце, над сознанием – немеркнущий Свет Иерархии.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 473. (М. А. Й.).


Очень важно понять, что именно хотим мы сознательно продолжить в жизни нашей после освобождения от тела. Взять с собою туда можно очень и очень многое. Берут все, но берут бессознательно и берут, не выбирая. Часто берут такие вещи, которые яро обременяют или совершенно там не нужны или вследствие своего очень низкого качества позволяют пребывать только в низших слоях. Что взять с собою? – вот вопрос, который каждым должен быть лично решен и самостоятельно. Никто не может заставить, помимо своей собственной свободной воли, что-то взять и что-то оставить. Даже если и берут что-то негодное несознательно, все равно воля подсознательно участвует в решении. Но не следует передавать в область неосознанных или автоматических действий то, что имеет такое огромное значение для пребывания в Мире Надземном. Багаж свой ментально-астральный, духовное имущество свое следует отобрать весьма осмотрительно, чтобы не оказалось в нем ненужного хлама – нечистого, изношенного и запятнанного грязью. Много ненужного груза уносит на себе неочищенное сознание. Часто заботу об этом начинают проявлять в последние дни или даже минуты, надеясь, что это условие поможет сразу освободиться от следствий причин, порожденных в течение целой жизни. Конечно, случаи мгновенного преображения или озарения возможны, но только при условии прежних накоплений, когда «количество (их) переходит в качество». В обычных же случаях надо построить жизнь так, чтобы каждое мгновение ее было сознательным подготовлением к Надземному пребыванию.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 474. (Гуру).


Сосредоточивая сознание на том или ином качестве духа, вызываем его усиление. Вопрос весь лишь в том, как удержать желаемое качество не на момент вмещения его, а на все время, на все будущее. Практическое решение этого вопроса не легко. Дело в том, что ветхий человек внутри являет очень сильное сопротивление каждому новшеству. Астрал живет привычками и привычными и милыми ему эмоциями. Как утверждать, скажем, равновесие, когда он привык и любит переживать и живет явлениями неуравновесия. Но верховным решателем во внутреннем мире человека все же является воля. Ей принадлежит власть. Следовательно, астрал, живущий привычками, должен быть приучен повиноваться категорическому и окончательному приказу сознания, в который вкладывается воля. Астрал не повинуется только постольку, поскольку ему дана свобода тою же волей или поскольку в него вложена та или иная привычка этой же волей. Во всех проявлениях астрала принимает или вызывает их воля, применяемая в данный момент или вложенная в них раньше. Зная это, рычаг воли можно применить для утверждения или искоренения любых нежелательных качеств или слабостей. Именно воля должна поверить в себя и знать, что категоричность и непреложность волевого приказа не может быть нарушена оболочками, которые рождены и созданы для того, чтобы ей подчиняться. Когда изживаемая слабость поднимает голову или когда изживающий боится ее рецидивов, надо особенно крепко и непоколебимо осознавать, что силу неотменяемого приказа воли не может побороть никакая слабость или недостаток. Неисчерпаемы силы духа, когда призваны к действию. В микрокосме своем владыка его – сам человек.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 475. (Сент. 15).


Народная мудрость значение единения запечатлела в сказке о том, как отец предложил своим сыновьям сломать веник сперва целиком, а потом, разъединив его, по прутикам. Глубина единения и его смысл отмечены на ярком примере. Единение означает кооперацию двух или нескольких сознаний. Кооперация – это дар эволюции наступающей Новой Эпохи. Многие невежды еще упорно и тупо открещиваются от кооперирования, не понимая, что от этого они могут получить только преимущество и успешность в делах. Простая явная выгода от сотрудничества людей несомненна и очевидна. Можно представить себе, как мощно двинулось бы человечество в эволюцию, если бы кооперация применялась во взаимоотношениях народов, во взаимодействии научных и всех прочих организаций, во всем и везде, где люди соприкасаются трудом. Именно надо понять выгоду и преимущество такого кооперирования, чтобы раз и навсегда освободиться от вражды, антагонизма и разъединения во всех видах. Особенно велико психическое значение кооперации, умножающей силы участников намного выше и поверх той доли, которая вносится каждым. Эта прибавочная часть, получающаяся в результате объединения сил, не учитывается, и не видят слепцы, что сами обкрадывают себя всякий раз там, где вспыхивает разъединение или вражда. Практическая, прямая, неотрицаемая выгода и преимущество кооперирования, или согласованного сотрудничества, к сожалению, не осознаются. А ведь давно Сказано было: где двое или трое соберутся во Имя Мое, там Я между ними. Присутствие Владыки в объединившейся группе людей, как бы мала она ни была, дает им прилив сил необычайный, если объединились или собрались они во Имя Его. Поэтому высшая цель, которую может преследовать кооперация людей – это Общее Благо. Там, где оно положено в основу деятельности кооперативов, там Рука Моя и Владык. Так, правильная кооперация может служить ближайшим задачам эволюции. Во всех объединениях человеческих, как в больших, так и в малых, принцип умножения сил останется основанием их преуспеяния и роста, если цель этих объединений – Общее Благо.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 476. (М. А. Й.).


Пусть каждый спросит себя, чем и как послужить может Свету. Возможности служения не ограничены ничем. Каждый может внести свою энергию в общий поток служителей Света. С чего же начать? Свет в мир вносится каждым человеком собою, излучением ауры своей. Следовательно, на состояние своего сознания должно быть обращено внимание прежде всего. Одного желания недостаточно. Нужно стремиться приложить в жизни каждую крупицу знания, каждое Указание Учителя. Свои усилия, свое устремление, свой труд и работа нужны, и, главным образом, над собою самим. Человек – это магнит, постоянно излучающий из себя энергии тьмы или Света. Потому особая забота о магните и его излучениях. Как установить связь с Учителем? Только согласованностью или гармоничностью своих излучений. Свет, посылаемый Учителем, проникает в организм человека через излучения его ауры, если они чисты и гармоничны. Не может раздраженный, омраченный или обуянный страхом человек воспринять Луч Учителя. Следовательно, приведение себя в достойное состояние будет первой задачей того, кто хочет идти по пути. И чтение и размышления необходимы, но без применения Учения двинуться дальше нельзя. Хорошо установить в своих занятиях ритм и порядок. Беспорядочные занятия или устремление скачками и по настроению желаемых следствий не даст. Каждый желающий взять пусть спросит себя, а что дать может он миру взамен. Без взаимообмена энергий Колесо сотрудничества с Иерархией Света в движение привести невозможно. И нужно осмыслить и крепко понять, что цель данного воплощения – это собрать от него весь опыт, все знание, которое может дать жизнь на Земле, и тем сознательно приготовить себя к более длительному пребыванию в Мире Надземном.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 477. (Сент. 16).


Получение и даяние – по сознанию. И если сознание что-то не в силах сейчас осознать или утвердить в приложении, осознает и утвердит некоторое время спустя, если устремление не поникнет. Непрерываемость устремления, даже если энергия его течет (подсознательно и) в подсознании, все же приводит к желаемой цели. Очень важно, когда все существо настраивается на желаемый лад. Тогда, что бы ни делал человек и чем бы ни занимался, он продвигается к осуществлению поставленного перед собою задания, как ладья – к месту своего назначения движется вся целиком, всеми частями своего корпуса. Полнота устремления сообщает и движению свойства полноустремленного тела. Представьте себе, что бы случилось, если бы нос и корма, борта и скамейки начали двигаться в разные стороны. Цели в таком состоянии никогда не достичь. Но у людей это часто бывает, и тогда требуется привести все энергии микрокосма человека к координации. Сумасшедшие лишены способности координации даже телесных, то есть мускульных движений, не говоря уже о процессе мышления. Стрела, устремленная к цели, пусть символом служит стройности устремления поступательного движения. Также следует помнить, что каждое сказанное слово есть трата психической энергии, и люди, страдающие недержанием речи, часто заговаривают себя до болезни, то есть до потери равновесия. Отсюда перл народной мудрости о том, что «молчание – золото». Многословие, и особенно, пустословие Нами осуждены как нецелесообразная растрата огненной силы человека. Пусть каждое слово будет как удар молота по наковальне, звук которого далеко несется в пространство. Многие мечутся, хватаясь за разные книги, но подошедший к Учению Владык уже не станет тратить драгоценных минут на то, чтобы пытаться найти большую мудрость в книгах, написанных кем-то. Когда полученное от Нас будете раздавать людям, помните, что дается им Свет, но не огонь светильника, который зажжен в вашем сердце. Если Свет отдается, людям будет светло. Если отдать свой светильник, тьма вас обступит, а без огня, который бездумно и легкомысленно отдан, во тьме не пройти. Потому Сказано: раздавайте, но мудро. Чтобы мудро раздать, нужен опыт, и опыт немалый. Пусть никто и ничто не задержит: ни люди, ни обстоятельства, ни свои собственные несовершенства. Если ученик признает себя негодным или недостойным, чтобы следовать за Учителем, он действительно негоден. Потому самоунижение не годится в пути. Никакие соображения, или измышления, или нашептывания тьмы не могут остановить того, кто решил путь свой к Владыке бесповоротно и навсегда. Всякая половинчатость в этом вопросе недопустима, ибо разрушительна очень. Огонь, горящий в груди, надо бережно и сохранно пронести через жизнь, свет его людям давая, но охраняя огонь. Угашение огня, горевшего в святилищах древних храмов, каралось смертью. И ныне тоже смертью, смертью духа, карается угашение пламени сердца.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 478. (М. А. Й.).


Живите так, чтобы каждое мгновение быть в полной готовности к перемене внешних условий, и в то же время живите так, как будто бы живете прочно, все выполняя и делая, что требуют обстоятельства. Эти противоположные состояния сознания необходимо понять и освоить. Нелегко примирять, вернее, уравновешивать и понимать противоположности, но без их понимания согласованность внутренняя недостижима. С этим тесно связано чувство довольства тем, что имеете, как противовес недовольству. Недовольство – очень разрушительное чувство, которое может лишить многих достижений. Помните слова Владыки: «У Нас недовольных нет».

Грани Агни Йоги. 1964 г. 479. (Гуру).


Энергии духа упражняются в делании. Житейские дела и заботы часто даются ученикам как противовес устремлениям их слишком оторваться от Земли и вследствие этого потерять точку опоры. До цели надо дойти по Земле. В этом ее назначение. И лучший путь являет собою равновесие духовного и земного.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 480. (Сент. 19).


Когда достигнута ступень пространственного Служения, нет ни скуки, ни одиночества. И нет момента бездумия. Не так уж трудно приучить себя к тому, чтобы все время – и работы и отдыха – текло плодоносно. Сколько мыслей проходит в течение дня, и хорошо, когда эти мысли полезны окружающему. Даже явление личной пользы будем рассматривать как часть пользы общей, ибо сделать ее таковой всегда в нашей власти. Например, ощущение силы равновесия, или мысли о Свете, или радость об Учителе Света полезны не только себе, но и миру. Таким образом, личное становится пространственно полезным, если оно от добра. Служить Иерархии всем и всегда – возможно, и эта возможность пусть станет дальнейшим условием существования. Только подумать, сколько драгоценного времени теряется на ничто, ибо в большинстве своем люди не хотят думать. Бесцельность и неорганизованность мышления приводит к тому невежественному состоянию, когда не знают они, куда девать свое время. И слоняются бесцельно тогда, или изобретают дурацкие игры, или проводят часы за пустословием, едою и пересудами. Болтовня – занятие, недостойное человека. Можно ли ей заниматься, когда время не ждет, когда столько неотложных задач перед человеком. Спросят, с чего же начать, чтобы добиться состояния постоянной полезности? Ответьте: с упорядочения мышления и наблюдения за тем, чтобы свободное время и даже минуту перерыва между работой, чтением или каким-либо занятием сознательно заполнять полезною мыслью. Например, как томительно всякое ожидание! Но ведь в эти минуты можно подумать о тех, кто в нужде, и послать им добрые мысли, можно подумать о здоровье своем или чужом, если оно нуждается в восстановлении равновесия. Можно мыслью украсить тот город или то место, где приходится жить. Можно о будущем думать и оформлять в нем подробности жизни людей красотою. Рано или поздно, но сознательная творческая мысль найдет свое выражение в условиях плотного мира. Таким образом, служить людям, и следовательно, Иерархии Света, всегда и во всем возможно и достижимо и не так уж трудно, как это может показаться тому, кто об этом не думал.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».