Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1966.



Грани Агни Йоги. 1966 г. 541. (М. А. Й.).


Даже малое Указание, принятое и исполненное, уже приближает к цели далекой. Но исполнителей так мало. Больше говорящих. Говорят, и принимают слова за дела, и довольствуются ими, утопая в самоудовлетворении. Как приятно побеседовать всласть о высоких предметах и успокоиться на этом с сознанием исполненного долга. Через испытание говорливостью тоже надо пройти. Кто-то на этом и останавливается. Печальна судьба таких говорителей. Не уподобимся им. Учитель Требует действия и приложения Его Указаний. К чему же тогда все старания, если на практике не применено ничего?

Грани Агни Йоги. 1966 г. 542. (Гуру).


Медиумы утопают в феноменах и обычно становятся, несмотря на них, жертвами темных. Значит, феномены не помогают. Двигает только духовность. Недаром подвижники называли психические явления прелестью и считали эти прельщения очень опасными. Невежды же, наоборот, смотрели на них как на особые достижения и, в них утопая, опускались все ниже и ниже. Губило безволие, вызываемое погружением в явления астрального мира. Так интересно было смотреть и ничего не делать. Это безделье особенно губительно. Духовное же делание идет параллельно с обычной земной работой, или избранным ремеслом, или занятием. Искусство в этом отношении действенно необычайно. Духовное и земное идут в созвучии, уявляя согласованность духа, столь труднодостижимую на Земле.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 543. (Сент. 16).


Три миллиарда людей на Земле. И каждый живет своим отдельным, обособленным сознанием, в своем личном, малом. Не Можем в них погружаться. Можем лишь посылать Луч навстречу тем, кто устремляется к Нам. И дойти до Нас можно, лишь отказавшись от своего личного мира и заполнив сознание свое Нашим и общечеловеческим. И, устремившись в Твердыню, можно почерпнуть от Ее Света, отвергнув себя. Самонаполнение собою, то есть своей самостью, исключает возможность прикасания к высшим энергиям – или свое, или Высшее. Спросят: как же не жить своим личным, находясь среди жизни, в самой гуще людей? На примере подвижников, героев, деятелей Общего Блага можно видеть, как они, живя среди людей и для людей, жили жизнью сверхличной, о себе не помышляя и отдавая все свои силы на служение людям. Они находили в себе достаточно решимости, чтобы отказаться от себя и заменить личное общечеловеческим. Ни страдания, ни болезни, ни лишения – ничто не смогло уклонить их от избранного пути. И даже смерть их не страшила. В этом сущность служения Свету. Погружение в личное – смерть духа. Отвержение от личного, то есть самоотвержение, будет победою над самостью и утверждением сверхличного, бессмертного начала в себе, своей Высшей Индивидуальности. Это путь Света.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 544. (М. А. Й.).


Умение ждать тоже требует навыка. Все пригодятся, кто предан Владыке. Этому надо поверить, и тогда ждать будет легче. Новый Мир состоится, и состоится Великий Приход, и дождавшиеся увидят.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 545. (Гуру).


Действенное ожидание заключается в том, что если внешняя деятельность невозможна, то внутреннему приготовлению духа к Великому Дню Прихода ничто не может мешать. Такое приготовление и будет наилучшим видом ожидания.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 546. (Сент. 17).


Великие подвижники искали уединения, ибо знали, как сильно влияет людское окружение на человека. А ведь это были сильные духи. Значит, и они не были свободны от воздействий людских на их психику. Что же сказать о сознаниях менее сильных? Влияний со стороны не избежать, забота лишь в том, чтобы им не подчиняться и не быть в полной их власти. Окружающее не может не воздействовать на человека и не направлять его мышление по нежелательным каналам. Борьба неизбежна, чтобы сохранить направление правильное. Многое, если не все, зависит от выбора мыслей. Свобода выбора все же остается за человеком. Жизнь дает материал для мышления, но выбирать из даваемого можно по собственной воле, желаниям или склонностям. Цель впереди ясна, и только нужно, чтобы этот выбор постоянно находился в соответствии с нею.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 547. (Гуру).


Приветствуем единение и взаимопонимание между друзьями Учения. Предпочитаем останавливать внимание на том, что объединяет, но не наоборот. Общие токи соприкосновения всегда можно найти. Объединение сознаний хорошо тем, что умножает энергии объединяющихся и делает их более сильными. То, что не под силу одному, становится возможным осуществить при объединении. К объединению будем стремиться, отбрасывая все, что мешает ему. Пусть слова «в единении – сила» станут практически жизненными.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 548. (М. А. Й.).


То обстоятельство, что друзья далеки от совершенства, не дает право отдаляться или отделяться от них. Все нуждаются в ярой сердечной поддержке, ибо время очень напряженно. Может быть, кого-то надо лишь слегка поддержать, чтобы он устоял. Отбросим все разъединяющее и будем думать лишь о том, чтобы быть другу опорой. Сейчас в крепкой дружеской руке нуждаются все, кто коснулся Учения Жизни.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 549. (Сент. 18).


Мое и свое борются в сознании за преобладание. Будущее духа зависит от того, что победит. Если победит свое, останетесь прежними, если Мое – двинетесь, дальше. Слова двигают только тогда, когда сочетаются с соответствующими им действиями. Иначе получается разрушение. Путь свой разрушить легко, труднее идти по нему. Слишком много противодействий. Порою может казаться, что восстает против все. Это не иллюзия и не самообман. Вспомнить будет нелишним, как Был оставлен всеми Один, и даже Отцом. Ведь это к Нему было обращение: «Вскую оставил Меня, Владыка». Оставление всеми предшествует конечной победе духа. Сужденный победитель к победе приходит этим путем. По этим признакам можно судить о значении испытания. Сказал уже раньше: до цели дойдем и победу добудем.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 550. (М. А. Й.).


Творчество – удел человека. Все, что способствует ему и поддерживает его, следует утверждать безусловно. Процесс творческий – это песнь духа. Приветствуем все, что дает ей возможность литься широко и свободно. Помимо обязанностей перед людьми есть обязанности перед своим духом. Сказано было: «Духа не угашайте». В творчестве – жизнь, в угашении – смерть. Поощрение – каждому проявлению творчества. Оно усиливается по мере разгорания Света внутри.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 551. (Гуру).


Даже магнит размагничивается в неполезном соседстве, если на нем не наложен затвор. Только затвор прекращает утечку энергии, которая необходима для творчества. Сдержанность и самообладание будут такими затворами. Раздражение, недовольство и им соответствующие слова и поведение будут условиями размагничивающими, ибо затвор с магнита при этом снимается. Говорится для исполнения.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 552. (Сент. 19).


Абсолютный слух в том виде, как он проявляется у обычных людей, касается звуков земных и способности их запоминания и воспроизведения. Но он не касается звуков Небес. Музыка Сфер может быть еще недоступна для такого уха. Следующей ступенью будет шкала звуков Тонкого Мира, и затем уже и Высших Миров. До четырнадцатого слуха может дойти способность звуковых восприятий, и каждая ступень имеет свой предел абсолютности, ограниченный тою сферою, в которой она проявляется. По шкале Беспредельности даже четырнадцатый слух не будет пределом, хотя он и может быть таковым для данной планеты. Поэтому абсолютный слух в обычном его понимании не есть предел достижений, хотя состояние можно считать весьма утонченным. Но оно не обязательно для того, чтобы услышать Голос Учителя, ибо при этом действует другое напряжение раскрытого уха. Каждое новое достижение затемняет собою предшествовавшее ему и бледнеет перед последующим. Таковы ступени лестницы жизни, которая не имеет конца.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 553. (М. А. Й.).


Готовность к испытаниям без недовольства, сетования и осуждения Учителя указывает на высоту, достигнутую духом. Такая готовность помогает победно проходить через них. Много теряется времени и сил понапрасну, когда испытания не выдерживаются и их приходится повторять снова и снова; чем больше сетований и недовольства, тем длительнее становится то, от чего так страстно хочется освободиться. Только равновесие, то есть отсутствие болезненной и эмоциональной реакции на то, через что необходимо пройти, освобождает от кармической неизбежности. Храните равновесие любою ценой. Без его утверждения от нежелательных испытаний освобождение не придет.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 554. (Гуру).


Несмотря на все ухищрения Майи, будущего нельзя отнять у человека. Оно непреложно должно наступить. В Нашем понимании будущее – это Век Владыки Майтрейи. О неизбежности Его наступления приходится твердить перед лицом очевидности плотной: безудержный разгул тьмы только подчеркивает, что перед рассветом становится особенно темно. Но тьма, достигнув апогея своего разгула, начнет сдавать и отступать перед идущими волнами новых энергий, устремляющихся на смену старым. Процесс этого смещения космичен. Судороги тьмы указывают на ее обреченность. Свет впереди, и победа ему Суждена Космической Волей.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 555. (Сент. 21).


Внешние действия людей могут быть совершенно одинаковы, но мотивы различны и диаметрально противоположны. Мотив – это движущая энергия действия. Как Свет и тьма, могут различаться между собою энергии, которые движут человеческими поступками. Поэтому для Нас не поступки важны, но мотивы, то есть причины, породившие действие. И цель Наша – научить учеников безошибочно разбираться в этих причинах или мотивах, как своих собственных, так и других людей. Определив сущность причины, легко уже будет понять природу или характер действия. Только развитое чувствознание исключает возможность ошибок. Понять сущность данного человека – это значит определить те мотивы, которые руководят его действиями. Добрые и злые поступки проистекают из самой природы человека, ибо добрый выносит добро или свет из глубины своего сердца, а злой – злое. Чувствознание проистекает от способности чувствовать излучения сердца. Только долгий опыт познавания человека обостряет способность чувствознания. При соприкосновении с людьми нужно чаще спрашивать свое сердце и отмечать особенно первое впечатление. При этом рассудок очень мешает, создавая предвзятое суждение и заглушая знаки сердца. В своих собственных мотивах разбираться легче, но требуется качество правдивости и честность признания. Самообман – явление весьма печальное. Оно ведет к самообольщению и погружает человека в мир призраков.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 556. (М. А. Й.).


Изменчивость или неустойчивость своих состояний не будем прикладывать к неизменяемости Учителя. Неизменяем Владыка. Взаимоотношения с Ним текут поверх изменчивости плотных условий или движений, происходящих во временных оболочках. Это следует твердо усвоить и уже не затемнять Общения туманом очевидности преходящей. Формула «Я с вами всегда» пусть будет основой Общения, и пусть никакие явления или события внешнего мира не закроют ее сокровенного смысла и не позволят о ней позабыть. Только силой и бесповоротной решимостью можно удержать это понимание среди шума и сутолоки плотного мира. Счастье Общения удержать можно только крепкой рукой.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 557. (Гуру).


Путь, указуемый Учителем, можно назвать путем преодоления препятствий, ибо каждодневно и постоянно растущие силы требуются для их преодоления. Как же иначе может расти психическая энергия, как не на преодолении всего того, что препятствует продвижению. По мере роста и расширения сознания становятся другими и природа и характер препятствий – они как бы видоизменяются в зависимости от роста духа и тех задач, которые ставятся перед ним Тем, Кто Ведет. И приходится возрастать духом на каждое и каждое преодолевать. Путники Великого Пути всегда находятся в положении преодолевающих, какой бы высоты они ни достигли.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 558. (Сент. 22).


Когда Говорилось о доме, разделенном в себе, принцип согласованности имелся в виду. Дух – над всеми оболочками, его облекающими, властвовать может только при условии их гармонии и подчинения его главенству. Но обычно каждая оболочка, особенно астрал, живет своими желаниями, которые часто идут вразрез с устремлениями духа. Прошлые накопления могут способствовать как эволюции, так и инволюции духа. Согласованность заключается в том, чтобы все движения в проводниках находились в соответствии с тропою жизни, избранной духом. Человек прекрасно знает, когда он поступает вопреки велениям своего высшего «Я». Несоизмеримость поступков с поставленной целью разрушительна. Надо стремиться к утверждению согласованности, прежде всего, в мыслях. Мысли окрашивают своим цветом все проводники. Соблюсти мысль – значит упорядочить и взять под контроль все, происходящее в проводниках и зависящее от воли человека. Сфера применения воли весьма широка. Можно ее упражнять как в большом, так и в малом. Элементы, входящие в состав человеческого микрокосма и подчиненные его воле, подчиняются так же легко этой воле, когда с такими же элементами приходится иметь дело и в мире вовне. Все стихии представлены в организме человека, и овладение ими внутри приводит к власти над стихиями и во внешнем мире. Не может сидеть, или ходить по воде, или укрощать волны человек, не поборовший в себе эту стихию и не подчинивший ее своей воле. Овладение собою – основное условие могущества духа, которое является далекой мечтой человечества.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 559. (М. А. Й.).


Качество согласованности – одно из труднейших. Подходить к утверждению его можно, начиная с дел малых. Каждый раз следует спрашивать себя, согласуются ли малые мысли, слова и действия с поставленной целью. Если нет, приводятся они в гармонию с нею. Малые мысли и чувства легче привести, чем большие. Но гора состоит из песчинок, а жизнь бесконечна, так что накапливать опыт согласованности времени хватит, лишь бы только не отклоняться от цели.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 560. (Гуру).


Неуклонность, явленная на Пути, непреложно приводит к объекту устремления. Целостность устремления всего микрокосма ручательством будет успеха. Нераздробленность, или монолитность устремления – основа его прочности и устойчивости в трудных условиях жизни обычной.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 561. (Сент. 23).


Стремление к знанию будет только тогда целесообразным, когда получаемые знания прилагаются в жизни. Мы не Признаем отвлеченного знания. Если знание не сопровождается его практическим применением – значит, не на пользу оно. Лучше совсем не знать, чем, зная, не проводить знания в жизнь. Учитель Являет Собою Истину. Все Его Существо Выражает собою сущность Сокровенного Знания. Слова, поступки и мысли являют высшую степень согласованности. Подражая Ему и следуя за Ним, ученик стремится воплотить в применении знание Учения Жизни. Это путь сужденного ученика. Что же мешает внутри согласовать получаемое знание с жизнью? По опыту знаете, что многие читатели книг Учения очень далеки от этого идеала. Преодолеть в течение одной жизни то, что укоренялось веками, не всегда в человеческих силах, иначе каждый стал бы Архатом. Но хотящий дойдет, ибо на бесконечном Пути в Беспредельность можно преодолеть все и достигнуть всего, лишь бы только огонь устремления не угасал в сердце горящем. Поэтому осознание своих несовершенств пусть не смущает зажженное сердце, ибо все достижимо и возможно при условии постоянства и непоколебимости решения идти, несмотря ни на что.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 562. (М. А. Й.).


Хорошо научиться отделять в сознании суету от основного течения жизни духа. Суета скоропреходяща и имеет свойство все время меняться в своем выражении, оставаясь по природе своей суетой. В этом ее слабость и уязвимое место. С суетой можно бороться. В сущности говоря, она ни к чему. Суете и суетливости противопоставим спокойствие и внутреннюю собранность. Суета совершенно бессильна против равновесия, хотя при неуравновесии она пожирает психическую энергию. Если бы только понять, что спокойствие есть концентрация сил духа, а равновесие – их мощный подъем, напряжение и готовность к действию. Ведь только неопытность машет руками и пытается кого-то перекричать или переубедить. Но двигает молчание. Опыт молчания и значение молчания, когда силы духа собраны в фокус, надо понять. Чудесный огонь нагнетается ярым утверждением качеств.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 563. (Гуру).


Импульс, каждодневно получаемый при контакте с Иерархией Света, есть двигатель духа. Без него сознание может утонуть в явлениях обыденности. Много таких утопленников. Словно в воронки водоворотов погружается мысль, и тушится огонь сердца. И много тушителей. Явление пламени сердца есть цель и объект нападений для сознательных и бессознательных служителей тьмы. Устоять против них можно лишь сердцем, вооруженным Владыкой.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 564. (Сент. 24).


Равновесие тела облегчает устанавливать равновесие духа. Первое тоже необходимо поддерживать, избегая крайностей, могущих его нарушить. Вино, курение, отягощение желудка, нечистый воздух и многие другие условия, конечно, сильно влияют и нарушают его. Трудно утвердить одно без другого, но равновесие духа все же важнее, ибо после овладения телом с ним уже не приходится очень считаться и находиться у него в рабской зависимости. И все же тело требует ухода, забот и внимания. Аппарат, или инструмент, духа должен содержаться в полном порядке. Нервные, например, движения нехороши хотя бы только потому, что допускают произвол тела и его активность помимо воли. Тело позволяет поддерживать равновесие внешнее. Внешне человек может быть неподвижен и совершенно спокоен. Затем идет ступень равновесия астрального, когда эмоции и чувства приводятся в спокойное состояние. Затем равновесие ментальное, когда мысль, подчиненная воле, плавно течет или работает в установленных волею рамках, под ее полным контролем. Это трехаспектное равновесие и будет до известной степени полным. За первым спокойствием идет второе, за вторым – третье, и все они объединяются в гармонии трех. Но мысль всех первее, мысль – над всеми, и мысли принадлежит ведущая сила. Поэтому при утверждении телесного спокойствия следует начинать с мысли. Точно так же и молчание может быть трехстепенным, и сдержанность тоже. Три естества в человеке обуславливают эту троичность утверждения качеств.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 565. (Гуру).


Спокойствие и равновесие могут уявляться при самых напряженных и активных действиях. Мудро следует научиться сочетать напряжение с равновесием. Напряжение совсем не означает беспокойства и хаотичности действий. Мощная турбина, давая огромное число оборотов, кажется почти неподвижной. Напряжение энергий в Твердыне столь высоко, что обычный организм выдержать его не в состоянии. И все же это напряжение равновесия. Сохранить равновесие в действии будет знаком усвоения и понимания доктрины напряжения. Помните? «Спокойствие есть венец духа».

Грани Агни Йоги. 1966 г. 566. (Гуру).


И готовность будем рассматривать в аспекте всех трех миров. Готовность означает и подготовленность, и подготовление. Активная готовность включает в себя процесс подготовления к будущему. Ведь готовность нужна именно для того, чтобы встретить будущее. Времени для подготовки себя достаточно. Неужели упустим его, предпочтя что-то другое, временное, краткое и ненужное. Сколько позванных приостановили процесс подготовки из-за жалких иллюзий текущего часа. А без готовности как войти в будущее или встретить его достойно? Ведь оно обернется по сознанию и его способности вместить. Лозунг «Всегда готов» кроет в себе постоянное напряжение готовности ко всему, что ждет впереди.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 567. (Сент. 26).


Отдадим себе явный отчет в том, что именно в прошлом мешало и что мешает в настоящем очистить сознание от сора. Конечно, мешает неизжитое. Внешне можно освободиться от многого, но, если что-то не изжито в духе, внешнее освобождение, или обуздание, или воздержание не дадут желаемых следствий. Сон служит хорошим контролем для выявления неизжитых свойств. Сон – очень искреннее состояние. Человек как бы сбрасывает с себя все внешнее и становится таким, каков он на самом деле. Сны будут чистыми, когда достигнуто полное внутреннее очищение. Может казаться, что побеждено все, но сон выявит действительную степень освобождения. Засыпая, хорошо давать себе задание на определенные темы или испытания, чтобы во сне проходить через них успешно. Непреложный приказ воли поможет сократить много тропинок своеволия астрала и упорядочить сон. Испытание, не выдержанное во сне, равно испытанию, не выдержанному наяву. Оба обнаруживают неизжитые свойства характера. Но испытание во сне проще, ибо не требует сочетания особых плотных условий. Каждое пройденное успешно испытание может послужить стимулом для искоренения нежелательных свойств. Двое в одном: один хочет свободы и Света и быстро поднимается по лестнице жизни, другой – утопать в попустительствах своим слабостям, недостаткам и желаниям низшего «я». Борьба неизбежна и продолжается, пока длится восхождение. Ибо то, что хорошо на одной ступени, становится предметом преодоления на высших. Конца нет борьбе с тем, что подлежит преодолению, – слишком уж велика разница между тем, что представляет собой человек в настоящее время, и тем, каким должен он стать. Трудность и величие задания пусть не остановят решимости духа, ибо перед ним только два пути: либо во тьму, либо к Свету – третьего нет. Осознание неизбежности победы приблизит ее. Внешнее не имеет значения. Освобождение в духе; надо идти, чего бы это ни стоило, и надо дойти, все поставив на карту.

Грани Агни Йоги. 1966 г. 568.


Итак, первым условием будет суровый контроль над мыслью, вторым – искоренение самих корней желаний, уходящих в далекое прошлое. Даже простое растение выдернуть трудно, если его корень глубок. Веками растут корни зла в человеке, и выдернуть их нелегко и непросто. Но ведь от корней произрастают побеги. Если им не давать развиваться, уничтожая каждый отдельно, и если это продолжать достаточно долго, то корень, не находя выхода своим энергиям, в конце концов все же погибнет. Но если новые ростки не уничтожать, он будет расти и укрепляться, и тогда уже выдернуть его невозможно. Возможно вырвать и сразу, но для этого требуется могучее огненное напряжение духа. Многим ли под силу оно?

Грани Агни Йоги. 1966 г. 569. (М. А. Й.).


Как и где силы найти для преодоления непреодолимого? В мыслях о Владыке и слиянии с Ним. В единении сила. В объединении сознания с Волей Ведущего можно найти неисчерпаемый источник огненной мощи. Надо лишь захотеть всем сердцем, всем помышлением, всем сознанием своим, всем существом. Непреодолимых препятствий нет, ибо дух превыше всего, и все преодолевается духом и в духе. Незримый Водитель Шепчет: «Когда сил не хватает, Меня призовите».

Грани Агни Йоги. 1966 г. 570. (Гуру).


Путь кратчайший – постоянное предстояние перед Иерархом Ведущим. Что же мешает ему? Не ветхий ли человек в себе, противодействующий постоянно и восстающий против всего, что умеряет и сдерживает его своеволие? Ведь это враг номер один. Не нужен он ни Учителю, ни ученику. Ни пощады, ни снисхождения, ни жалости к нему быть не может. Сколько раз ввергал он дух в разорение и приносил ему явный ущерб. Выявив врага, с ним можно бороться. Не веригами, не власяницами, не самобичеванием, не подавлением, но мыслью. Огнь мысли сожжет темные накопления. Огнь мысль очистит. Огнь мысли неудержимо двинет вперед. Светлые мысли есть оружие Света.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».