Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1967.



Грани Агни Йоги. 1967 г. 241.


Раньше часто не знали, что творится в соседней стране или даже соседнем городе, ибо вести достигали медленно. Теперь расстояния – не препятствия. То, что происходит на противоположном конце Земли, почти тотчас же становится достоянием всех. Техника уже объединила народы. Люди живут общепланетными событиями и интересами. Можно представить себе, как польются светлые вести, когда наступят сроки. Все как бы подготовляется к тому, чтобы убрать границы, разделяющие людей. И технический прогресс, и открытия науки, и вся жизнь устремляются в одном направлении, несмотря на ярое противодействие тьмы, и это направление имеет целью объединить все народы в братском сотрудничестве, в мире и единении. Это Приказ Эволюции.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 242. (М. А. Й.).


Можно ли хотя бы на миг позабыть о великом назначении человека на Земле. Ведь тогда жизнь становится бессмысленной. Но именно так и живет большинство, не желая утруждать себя мыслью о том, для чего и зачем существуют. Но какая нелепость получается в результате, если считать, что одной жизнью в одном теле завершается все. Откуда же тогда принес свой бессмертный талант Бетховен, если даже родители его не оставили людям ничего примечательного? Физическая наследственность не объясняет рождения гения совсем не от гениальных родителей. И как можно примириться с мыслью о том, что со смертью тела кончается все. Для чего же тогда жить, и страдать, и учиться? Для блага будущих поколений? Но ведь и они также умрут. Стоит ли трудиться во имя конечной смерти и уничтожения всего, что существует под солнцем? Смерть формы не есть смерть жизни, ее одушевляющей, но переход и проявление этой жизни в новой форме, невидимой или видимой. Зерно умирает, чтобы дать жизнь дереву или другому растению, оно в свою очередь тоже умирает, чтобы дать новую жизнь. Это цепь видимых форм. Так же умирает и человек, дав жизнь потомству. Но со смертью тела рождается он в Мире Надземном, облеченный в тонкую форму, в тонкое тело, чтобы продолжить свое существование в Невидимом Мире и, пожав плоды от своих земных трудов, снова возвратиться на Землю, воплотившись уже в новом теле. Таков путь жизни человека на Земле и в Мирах, путь непрерываемый, путь чудесный, путь, открывающий беспредельные возможности духа, для бесконечного развития его и бесконечного роста.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 243. (Май 2).


Лаборатория человеческого тела очень мощна. Она легко нейтрализует очень сильные химические соединения и вырабатывает свои, действующие очень активно, и при желании – длительно. Усилием воли можно вызвать повышенные выделения желез, например, слюны. Слюна, слезы, пот и выделения внутренней и внешней секреции являются химическими соединениями, сильно действующими не столько благодаря своему химическому составу, сколько вследствие насыщенности их психической энергией. Можно вспомнить, как Христос исцелял больных, применив слюну, смешав ее с Землей. При болезнях выделения организма приобретают специфический состав, запах и окраску. Все эмоции, чувствования и переживания яро отражаются на секрециях организма, причем мысль играет первенствующую роль. Так, представления или образы, мысли о вкусных вещах вызывают усиленное выделение слюны и желудочного сока. Мысли определенного порядка вызывают приливы крови к определенным органам. Мысли страха понижают активность и сопротивляемость организма. Все положительные качества духа являются сильными тоническими средствами, яро воздействующими на различные органы и создающими химические реакции определенного характера. Насколько явно мысль может действовать на тело, можно судить хотя бы по явлению стигматов, когда наружный покров кожи дает отпечатки ран. Когда лаборатория человека действует гармонично и положительные мысли и чувствования образуют положительные реакции, процессы, идущие в теле, имеют нормальный и оздоровительный характер. И наоборот, злоба, раздражение, страх, жестокость и все отрицательные чувства и мысли вырабатывают в организме яд, ядовитые химические соединения, которые отравляют организм. Унылый, жалующийся, недовольный, злой и так далее человек отравляет, прежде всего, сам себя и, в конце концов, порождает заболевание системы. Некоторые органы поражаются прежде других. Так, например, раздражение скорее всего действует на печень. При известной опытности и знании возможно определить, какие именно мысли, переживания и эмоции человека вызвали те или иные заболевания. Хотя бы ради собственного здоровья необходимо следить за собою, храня равновесие духа. Говорят, что в здоровом теле – здоровый дух, упуская из виду, что заболевание или нездоровье духа сопровождаются заболеванием тела. Спокойное, гармоническое, радостное состояние духа тотчас же отражается на состоянии организма. Будучи лабораторией для мощных химических соединений, человек имеет в себе и лабораторию для всех ощущений, и в этой лаборатории волею можно вызвать любое ощущение, воздействующее в свою очередь и на тело. Так, создав бодрое, радостное, уверенно спокойное настроение, без всяких видимых поводов или причин со стороны внешних условий можно сильно повысить жизненный тонус всего организма. Но для этого заведование обеими лабораториями следует взять в свои руки: именно – осознать свою мощь, свои права и вступить во владение ими. Обычно люди безвольно плывут по течению, не вмешиваясь в жизнь тела и предоставляя заниматься этим нередко невежественным врачам, в то время как очень многое они могли бы исправить сами, тем более что официальная медицина отвергает и психическую энергию, и необычайную сложность строения человеческого микрокосма. Управлять им возможно, если владеть знанием. Но современной наукой Сокровенное Знание отрицается. А болезни растут, и нет им числа, и против многих медицина бессильна. Между тем как профилактика духа, известного рода дисциплина над мыслями, чувствами и эмоциями, многое могла бы предотвратить. Давно уже Сказано людям: «Вы боги» – и дана человеку власть над всякой плотью, и, прежде всего, над плотью его собственного тела. Но кто же этому верит! А в результате высшее создание природы, царь природы, человек, является жалким рабом своего тела, вернее, его всевозможных болезней.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 244. (М. А. Й.).


Слышали о том, что некоторые Махатмы живут, не старея, в одном и том же теле не одну сотню лет. Теперь понимаете, какую дисциплину духа надо явить и какое знание, чтобы победить старость и отдалить смерть тела. О долголетии много пишут и говорят. Долголетия достичь возможно, но при соблюдении многих условий, о которых дает информацию Агни Йога. К этому надо еще добавить некоторые жизнедатели и эмульсии. Можно подумать о том, почему в некоторых горных местностях люди живут очень долго, и что именно служит причиной многих болезней, и почему в известных районах страны жизнь человеческая особенно коротка. О многом придется подумать заново, если люди хотят устранить болезни и добиться продления срока жизни. Когда-то болезни исчезнут с планеты, но многому надо научиться людям, прежде чем это произойдет.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 245. (Гуру).


Почему надо ждать какой-то внешней причины, чтобы ощутить радость, или покой, или прилив бодрости, или подъем духа, в то время как простым усилием воли можно вызвать в сознании любое желаемое чувство. Ведь в своем внутреннем мире владыка его – сам человек. Уже по опыту знаете, что за вдохновением никуда не надо ходить, оно порождается волею и устремлением. Точно так же не надо ходить за прочими ощущениями, ибо их порождать можно волей. Микрокосм человека является «лабораторией для всех ощущений», и вызывать желаемое можно усилием воли.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 246. (Май. 8).


Когда Учению уделяются должное внимание и время, оно постепенно и незаметно входит в плоть и кровь человека и преображает всю его сущность. Одно только условие необходимо – это применение в жизни Даваемых Указаний. Спросят: «Почему так Настаиваем на применении?» Ответьте: «Только применение дает отложение в Чаше кристалла психической энергии». В противном случае самые лучшие намерения проносятся мимо, не оставляя после себя ничего. Не приложенное к жизни Учение остается чужим достоянием и не изменяет природы человека. Ни слова, ни восторги, ни намерения, ни согласие и даже почитание Учителя не нужны, если за ними не следует ярое приложение Указов. Как бесплодно скользят по сознанию самые высокие истины, не оставляя следа, если принятие и признание их не сопровождаются действием, то есть соответствующими им делами. Сколько восторженных отзывов об Учении приходится слышать, которые заканчиваются отходом от Учения, противодействием и прямой враждебностью. Враги и предатели пополняют собою ряды противников Света именно из среды этих не применяющих Учение в жизни. Только словесное принятие очень опасно, так как создает разрыв или несоответствие между словом и делом. А несоответствие означает дисгармонию, разновесие и служит порождением хаоса. Сознание, мятущееся между полюсами Света и тьмы, обычно кончает приходом в стан темных. За примерами далеко не надо ходить, слишком много их было. Перейдя, набрасываются на тех, кто подвел их к Учению, и становятся явными врагами Иерархии Света. Поэтому лучше не досказать и дать меньше, чем перегрузить неготовое и неиспытанное сознание. А они, эти будущие супротивники, очень требовательные и жадные и вначале являют внешние признаки ученичества. Но ведь и у иерархии тьмы тоже есть ученики. И полученное знание всегда может быть обращено во зло. Восторженностью, и превознесением, и почитанием подходящих не следует обольщаться. «Осанну» провозглашали те, кто после кричал: «Распни».

Грани Агни Йоги. 1967 г. 247. (М. А. Й.).


Счастье в том, что каждый день в любых условиях внешнего окружения можно что-то применить из Учения. Именно применение дает радость и удовлетворение, ибо сердце чует, сколь это ценно и сколь нужно для человека. В применении в жизни Указов Владыки Сокровище Камня растет. Называется оно Сокровищем потому, что неотъемлемо и остается достоянием духа во всех оболочках и во всех Мирах. Чаша, наполненная кристаллами отложений психической энергии, которые и являют собою Камень, одна на все жизни. Вот почему так важно, чем наполнить ее. Возможности даются каждый день. Их не упустим. В Мире Тонком Сокровище можно приумножить, только при условии, что есть к чему приложить. Нелишне вспомнить слова: «А у неимущего отнимется и то, что имеет». Даже маломалейшее применение безусловно полезно, ибо из малого семени вырастает огромное дерево, и даже к малому можно уже приложить.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 248. (Гуру).


Радость приложения Учения в жизни дает духу крылья. А на крыльях можно летать. Полеты в мыслях, полеты в духе – какие возможности открываются перед человеком! Но все ищут какие-то обходные пути, упуская из виду, что это – самообман. Нет иного пути к Свету, как только путь исполнения Указов. Пытаются подменить это требование суррогатами преданности, любви, почитания и многими другими, но преданность без исполнения Заветов Учителя уподобляется пустоцвету, и Ему не нужна. Также и любовь, если она настоящая, уявляется в делах, в поведении, и во всем облике ученика, но не в словах только. Качества на словах очень прискорбны. Кого хотят обмануть эти словесники? Владыку? Раньше в храмах приносились дары. Лучшим даром Учителю Света будет приношение тех качеств духа, которые утверждаются применением Учения в жизни.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 249. (Май 4).


Мир плотный Мы Называем миром причин, а Тонкий – Миром следствий. Все, что заработано, приобретено и утверждено духом в плотном мире, являет собою психические зерна, которые дадут свои ростки и их дальнейшее развитие в Мире Надземном после освобождения от физического тела. Психическая энергия, не растраченная, но накопленная и приумноженная человеком на Земле, даст широкие возможности пользоваться ею в Надземном. Конечно, при этом имеются в виду приобретения и накопления психо-духовные, ибо материально-земные оставляются человеком на Земле. Умершие в духе, но не умершие в теле и продолжающие жить на Земле, то есть так называемые живые мертвецы, – это есть люди, растратившие свой запас Агни, – пустые оболочки. Их пребывание в Мире Тонком особенно печально, так как, лишенные психической энергии, они не могут не только летать, но даже порою и двигаться. Много истуканов толпятся в соответствующих слоях Внеплотного Мира. Все, что утверждено и принято человеком на Земле, получает там дальнейшее развитие и завершение до полного израсходования вложенной в данное явление психической энергии. Хорошее развивается по направлению, заложенному в нем, плохое растет и развивается по своему. Все обостряется и усиливается, не сдерживаемое более инертностью плотной материи. И часто злое и темное существо обезображивается там до невероятной степени, ибо внутреннее безобразие выражается полностью и беспрепятственно во внешнем облике своего носителя. Даже здесь, на Земле, радость, горе, доброта или злоба обычно искажают черты лица, его выражение, преображая плотные ткани и мускулы. Что же происходит там, где мысли и чувства, благодаря пластичности материи, тотчас же выражаются в соответствующих формах. Поэтому характер и запас психических зерен, накопленных человеком при жизни на Земле, обуславливают выявления и характер его психической активности в Мире Надземном. Причина и следствие связаны прямой цепью, и зерна Света дадут светлые следствия, светлые всходы. И можно представить себе, что дадут семена зла. На каждый посев – своя жатва. И не снимают с терновника виноград. Формула «что посеешь, то и пожнешь» особенно радостна и вдохновляюща, ибо гарантирует человеку непреложность добрых следствий и нахождений на каждое пламенное и благое устремление. Закон обмануть невозможно. Снимаются внешние маски, и каждый являет свой истинный лик. Персонификация не делает персонификатора лучше, чем он есть, но даже и для этого нужно кое-что знать. Устремление к знанию, пробужденное на Земле, получает удовлетворение, ибо там можно учиться и восходить. Ограничения существуют в мире земном, в Мире Надземном ведут устремление и мысль. Там все движется мыслью. Но мысли людские весьма различны, так что и движения могут быть самыми неожиданными. Устремления к Иерархии и Учителям Света возносят устремленного духом. Устремление к звездам приближает к Дальним Мирам. Не все зерна земные получают обильную жатву. Но все должно быть начато и зарождено в мире причинности, то есть на Земле. Поздно об этом думать в Мире Надземном или перед самой кончиной. Подготавливаться надо заранее. В сущности говоря, вся жизнь и есть подготовка к Надземному пребыванию и является таковой совершенно независимо от того, знает об этом человек или нет, верит или нет. Потому не следует отчаиваться, если самые искренние устремления не дают следствий в окружении плотном, в Мире Тонком они получат свое удовлетворение по силе энергий, заложенных в них. Порадоваться можно каждой мысли, возвышающей дух, каждому чувству и каждому действию во благо. Психическая энергия, накопленная в земном существовании, будет бесценным сокровищем и в Мире Надземном, дающим возможность широко пользоваться ее благом. Можно глубоко и серьезно продумать, что же накапливает и приумножает ее запас и что растрачивает его безвозвратно. Стоит ли допускать действия, расточающие Сокровище? И не преступлением ли перед своим духом будет расточение Агни?

Грани Агни Йоги. 1967 г. 250. (Май 5).


И плотный и Тонкий Миры – оба материальны и видимы явно для их обитателей, но эта видимость и эта материальность различны. Главное различие состоит в подвижности и пластичности тонких форм, их как бы прозрачности и особенности, позволяющей видеть предмет со всех сторон, внутри и снаружи. Законы обычной перспективы изменяются и приобретают специфические свойства, дающие возможность мгновенно приближать далекие предметы или приближаться к ним, применяя мощь мысли. И нет там расстояний в обычном, земном их понимании. Но есть неизмеримое пространство, которое тоже приходится преодолевать, но уже не земными путями или способами. Далекое и близкое определяются не числом километров, но мыслью и устремлением. Недостижимо то, чего невозможно коснуться мыслью и осознать. Думать о чем-то и к чему-то пламенно стремиться – значит иметь это вокруг себя. Направление и близость определяются устремлением. Устремление – это двигатель духа в Тонком Мире. Все духовные или мысленные движения человека постольку действенны или актуальны, поскольку в них заложена психическая энергия, образованная и накопленная в воплощенном состоянии. Хорошо все это осознать и освоить заранее, чтобы войти в Мир Надземный вооруженным знанием его свойств и особенностей. Обычные люди очень теряются, и им почти невозможно избежать шока неожиданности, что в значительной степени парализует их энергию. Привычный самоконтроль и сдержанность позволяют, не распыляя сил, держать их в фокусе, готовыми для действия. Тонкое состояние не есть состояние пассивности, там можно быть очень активным и творить благо. Там, как и на Земле, очень много нуждающихся в помощи и защите. Но чтобы помогать и защищать, надо знать. Вооружаю знанием для того, чтобы можно было войти в Тонкий Мир не растерянным, смущенным или боязливым существом, но как имеющим власть. Для воина духа нет страха в Надземном, нет очарования астрала, нет обольщения и прельщения, которых не смог бы он победить. Как в свое, принадлежащее ему по праву наследования, входит он в Тонкий Мир, прочно объединенный серебряной нитью сердца с мощными энергиями Единого Фокуса Иерархии Света.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 251. (М. А. Й.).


Иногда для сравнения очень полезно подумать о невежестве тех, кто входит в Мир Надземный, не будучи подготовленным к нему или будучи отравленным отрицанием. Если Мир Тонкий есть состояние по сознанию, то что же может иметь или осознать отрицатель жизни там, где все творится мыслью. Отрицающий жизнь там не имеет там ничего, так как мысленное ничто создает и соответствующее этой мысли окружение. Мысль есть ярая реальность Тонкого Мира, творящая в нем для ее породителя то, что она создает. Отрицающие возможность там жизни и крепко оформившие эту мысль на Земле там мертвы, ибо там царствует мысль, являющаяся творцом и создающая непосредственное окружение человека. По мысли и жизнь обернется чудесной и сказочной явью или же мертвящим убожеством воображаемого небытия. Ответственность человека за мысли, ответственность перед собою, перед своим духом велика. Давно было Сказано: «По вере вашей Дано Будет вам». Переведя древнее изречение на язык современности, можно сказать: «По степени вашего признания, принятия и осознания возможности жизни в Надземном, после так называемой смерти, возможностью, утвержденной вашей собственной мыслью, приобретает человек право на жизнь после смерти».

Грани Агни Йоги. 1967 г. 252. (Гуру).


Если Средоточие всего Сущего Едино, то каждое вышестоящее звено Иерархии при контакте с ним объединяет со всей цепью и включает в нее. Значение непосредственного звена не преуменьшим. Многие нарушают этот Закон Иерархии и очень вредят себе. Связь со своим звеном ведет по всем Мирам и сохраняется из жизни в жизнь. Так же не прерывается и связь со своими учениками, стоящими ниже по Лестнице Иерархии, и связь эта тоже идет за пределы одной жизни. Незнающие ищут разных наставников, но знающий остается верным одному, безошибочно признанному сердцем. Отбросивший звено остается без связи. Поползновение на чужих учеников является знаком невежества. В Общине очень строго и неукоснительно соблюдается правило, не допускающее никаких посягательств на чужих учеников или вмешательства в Руководство. Каждый руководитель, независимо от той ступени, на которой он стоит, является поручителем за своих ведомых и предстоятелем за них перед Высшими, причем ведомые признаются Высшими, пока существует поручительство. Отказ от поручаемых, если законен, обрезает нити связи этих последних с иерархической цепью и с Высшими.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 253. (Май 6).


Почти каждое соприкосновение с людьми размагничивает. Редко встречаются сознания дающие, или не поглощающие чужой энергии, или позволяющие свободный светоносный взаимообмен. Поэтому приходится быть очень осмотрительным, чтобы не допускать бесполезной траты Агни. К магниту горящего сердца охотно и бессознательно тянутся люди, ибо чувствуют, что тут можно поживиться. Когда приблизившееся сознание готово, чтобы воспринимать, тогда нельзя не поделиться знанием. Но часто хотят получить не знание, а просто взять от чужого запаса психической энергии, чтобы израсходовать полученное на пустяки, а то и на нечто предосудительное. Нередки случаи, когда даже ученики, получившие заряд силы от Учителя, растрачивают его на дела, не совместимые с Учением Света. Учение говорит о мудром даянии. О неметании бисера Сказано достаточно ясно – это условие тоже необходимо иметь в виду. Только неопытность стремится выболтать до конца. И зачем тратить силы без цели, если можно с пользою промолчать. О молчаливом воздействии, о действии молчанием в Учении сказано мало, но это не уменьшает мощного влияния сосредоточенного, собранного молчания на психику окружающих. Сознательное молчание означает концентрацию и аккумулирование психической энергии. Очень характерно при этом отметить, как остро и быстро реагируют люди на подобное молчаливое, сдержанное воздействие. Не видимый глазом тонкий обмен излучений, происходящий при этом, очень интересно наблюдать. Мощь молчания возможна только при наличии равновесия. Тогда воздействие просто неодолимо. Оно допустимо не для подавления чужой свободной воли, но как защита от противных враждебных явлений, или тогда, когда требуется оказать помощь нуждающемуся человеку. Молчание и отсутствие внешней активности не есть бездействие. Действие нужно понять широко. Молчание включает в себя и приведение к молчанию собственного астрала, когда он ничем и никак не выявляет себя ни внешне, ни внутренне. Это, пожалуй, самое трудное, ибо эта ярая оболочка не желает подчиняться приказу воли и стремится реагировать на все, и все переживать, и тратить энергию по мелочам на вещи, не заслуживающие внимания. Как часто суетливые мелочи обыденности затемняют собою то, что для человека должно быть превыше всего. И даже понимание этого не укрощает ярой и строптивой оболочки астральной. Нужны более суровые меры и крепкая узда на всех чувствах. Им совершенно не нужно, выявляться с той силой, как этого хотелось бы астралу, который яро нуждается в обуздании. Его тоже можно лечить холодом. Лечить самого себя холодом особенно трудно. Но победа над астральной оболочкой – великое достижение. Школа жизни дает много случаев и много возможностей учиться тому, как обуздывать эту ярую оболочку. Необузданный и неподчиненный астрал можно считать врагом номер один. Без победы над астралом двигаться дальше нельзя, ибо он может каждое достижение использовать в своих интересах и во вред восхождению духа. Запас психической энергии при необузданном астрале может стать бедствием для человека.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 254. (М. А. Й.).


Ложный вид и тела, и духа, который часто являет собою человек в некоторых условиях жизни, – явление, совершенно не допустимое в ученике. Быть самим собою – не значит «таскать себя» с собою повсюду. Это последнее особенно печально, ибо при необузданном астрале ни внешнее, ни внутреннее выражение человека не соответствует его истинной сущности. И тогда особенно рекомендуется сдержанность, чего бы это ни стоило, даже потери всех кажущихся преимуществ и выгод, ради которых человек утрачивает свой утвержденный настоящий вид и достоинство духа. Держаться спокойно всегда, сдержанно и не теряя достоинства будет единственно допустимой нормою поведения с другими людьми, какими бы неприятностями, или потерями, или возможностью кому-то не угодить ни угрожала такая манера держать себя с окружающими, кем бы они ни были: друзьями или врагами, близкими или далекими, сильными мира сего или простыми людьми. Спокойствие, сдержанная сила и достоинство духа останутся с нами и после того, как эти люди уйдут из нашей жизни, как ушли все те, кто встретился раньше, но утрата указуемых качеств духа, допущенная ради чего бы то ни было, оставит нас опустошенными и потерявшими равновесие, ничтожествами, обокравшими самих себя ради минутной поблажки прихотям своего астрала.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 255. (Гуру).


Наука овладения собою – одна из труднейших. Можно прочесть множество книг и все же не сдвинуться с места, ибо усваивается она только практически. Сам испытатель, сам же и тренер. Быть своим собственным учителем может далеко не каждый. Сам же и наставник, сам же и проверяющий, и оценщик. И так важно заложить зерна желаемых начинаний и желаемых достижений. И если что-то не удается осуществить здесь, на Земле, вследствие людских противодействий, равнодушия, или непонимания, или всяких прочих условий, будем помнить, что достичь можно там, в Мире следствий, когда плодоносно пожинает человек от всех посеянных на Земле зерен. Потому в делании не переутомимся и не остановимся перед неудачей. Все достижимо, лишь бы не погас огонь устремления.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 256. (Май 7).


Умение распознавать зависит от сердца. Многие отводят достаточно времени для физических упражнений, физзарядки и разных видов спорта, но о том, чтобы упражнять сердце, думают не многие. А между тем сердцу требуется уделять не так уж много внимания, чтобы начать слышать его голос. Свой голос оно подает часто, предупреждая, но кто же обращает внимание на этот беззвучный голос. Но сердце тоже требует внимания, тогда его голос начинает звучать все чаще и чаще. Именно первое предупреждение особенно важно, и особенно – при новых встречах. Сердце живет своей жизнью, и жизнь эта захватывает более глубокие слои, нежели мозг. Мозг и его пять чувств действуют в своей сфере, сердце – в своей. Перенося сознание в сердце и его ощущения, касаемся областей, не доступных для мозга. Не следует делать ошибки и противопоставлять сердце мозгу. Разве не могут они действовать в полном согласии, дополняя друг друга и тем расширяя сознание. Сердце сердцу весть подает на очень большом расстоянии. Энергия сердца – огонь. Ею действовать можно незримо, ничем внешним не сопровождая процесса. И нужно, чтобы мозг не мешал. Мысль, насыщенная сердечной энергией, не произведет желаемого действия ни вблизи, ни на расстоянии, если сознание будет удерживать ее около себя и мозг – продолжать вибрировать ею. Нельзя пустить стрелу, удерживая ее около. Ей надо дать свободу полета, так же – и мысли.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 257. (Май 8).


Власть настоящего над сознанием велика. В плотном мире властвует очевидность плотного мира, в Тонком – тонкого. Живет человек тем, что видит и ощущает. Эти ощущения усиливаются еще властью момента и его переживаний, затемняющих порою действительность и настоящего, и будущего. С одной стороны, карма заставляет жить тем, что она имеет, чтобы научить именно тому, что следует понять и усвоить, с другой – дух может отрываться от вовлечения оболочек в поток временных явлений с тем, чтобы осознать свою жизнь в Беспредельности, ибо дух вечен, а текущая мимо фильма плотных или тонких явлений не может затронуть Молчаливого Свидетеля внутри, который не от Мира сего и не от Тонкого Мира, но выше. Он, Безмолвный, Живет в царстве Молчания. И только лишь Смотрит, не вовлекаясь в поток. Он не от мира сего, и Он не от того, что временно и преходяще во всех Мирах. Погружаясь в глубины Молчания, в царство Его, дух человека касается Вечности, ибо Молчаливо Смотрящий – от Вечности, от Вечного Пламени Жизни.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 258. (М. А. Й.).


Знаем, что очевидность не стоит того, чтобы ею заполнять мысли вплоть до исключения всего остального, и все же продолжаем жить ею. Принцип золотой середины указывает на возможность равновесия между вечным и временным. Живя в этом мире и исполняя его требования и обязанности, то есть свой долг перед людьми, и собою, и телом своим, не забываем, для чего это нужно, понимая, что смысл жизни земной и надземной в накоплении Чаши – для полной и сознательной жизни в Беспредельности. Когда эту цель держим ярко всегда перед глазами, очевидность преходящего теряет над сознанием свою власть.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 259. (Гуру).


Когда находитесь под Лучом, Учитель во все происходящее с вами Вносит Свои коррективы, дабы свободная воля могла установить ко всему правильное отношение. Важно не само происходящее, но отношение к нему. Человек есть мера вещей, и очень нужно, чтобы эта мера была правильной. Только прикладывая ко всему мерило Беспредельности, можно избежать обычных ошибок и заблуждений.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 260. (Май 10).


Вот прошел еще один день. Что он принес? Опыт, какой? Он принес опытное понимание, то есть понимание, основанное на опыте того, что даже хорошо расположенные люди и люди, не враждебные вообще, размагничивают очень сильно, и особенно если сознания различаются по своим интересам и устремлениям. Поэтому выбирать людей для общения с ними надо очень заботливо. Деловые отношения действуют не так убийственно, ибо внимание сосредоточивается на работе. Сдержанность, наблюдение за собою и дозор могут до известной степени помочь. И лучше в этом случае побольше молчать.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 261. (М. А. Й.).


Когда понимается, что за каждое слово отвечает произнесший его, легче контролировать речь и легче не говорить ничего сверх того, что необходимо. Недержание речи – болезнь весьма распространенная. Дисциплину сдержанности речи должен пройти каждый ученик. Иногда можно давать себе задание на день не произнести ни одного лишнего слова, а вечером проверить успешность его выполнения. Упражняя себя, преуспеваем в достижении поставленной цели.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 262. (Гуру).


Символ корабля, неуклонно идущего к цели сквозь мрак и бури и преодолевающего противодействие стихий, очень реален и очень жизненен. Даже трудно представить себе, сколько условий внутри и снаружи необходимо освоить и победить. Верно философ сказал, что «жизнь – это то, что преодолевает себя». И не судят лишь победителей. Будем учиться преодолевать жизнь, проходя через нее победно.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 263. (Май 11).


Сознание находится в постоянном движении, которое никогда не останавливается. Движение это идет либо вверх, либо вниз. В любой момент человек может дать себе отчет, в каком направлении совершается это движение: одобрить его или осудить, принять или изменить направление, словом, взять контроль над этим движением в свои руки. У большинства людей этот процесс идет самотеком. Никто не хочет заниматься этим вопросом серьезно. Не мешало бы кое-кому подумать, куда приведет нисходящее движение за несколько жизней или даже за одну жизнь, если оно достаточно быстро. Каждый взлет грозит падением, если не удержаться, каждое достижение имеет оборотную сторону, то есть может стать благословением или проклятием. И даже характер психической энергии зависит от того, направлена ли она на добро или зло. Мало достичь, надо еще удержаться на достигнутой высоте. Видели достаточно много людей, вначале зажигавшихся огнями устремления, но потом обративших все достижения в пепел. Чем выше подъем, тем больше опасность падения. Но люди летят, как мотыльки на огонь, не учитывая опасности приближения к пламени. И многие падают с обожженными крыльями.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 264. (Май 12).


Уровень понимания выражается в сущности поведения. Другого мерила не существует. Когда понимание не сопровождается соответствующими действиями, оно не будет служить эволюции духа. Когда человек являет собою Истину, на что способны только очень Высокие Духи, тогда понимание ее и поведение составляют одно неразрывное гармоническое целое, являя собою высшую согласованность. Многие пытаются встать на защиту Истины, но, не являя ее собою, становятся нетерпимыми фанатиками и изуверами. Истина утверждается рукой и стопой человеческой, то есть действиями, мыслями и чувствами каждого дня. Временные взлеты не дают длительных последствий. Удержаться на достигнутой ступени труднее, чем ее достичь. Внутренняя сущность складывается веками, и ее свойства и особенности пустили глубокие корни. Мгновенное озарение есть не что иное, как переход количества, то есть накопленного опытного знания, в качество, преображающее человека силою накопленного ранее духовного богатства. Такие озарения сравнительно редки. Но путь накопления никому не закрыт. Когда слова и дела находятся в полном соответствии, ускоренным становится путь.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 265. (М. А. Й.).


Оборванные нити несутся в пространстве, оборванная иерархическая нить – трагедия духа. Ведь, перейдя в Тонкий Мир, он не имеет возможности ухватиться за Лестницу Иерархии. Остается цепляться за людей, которые, не будучи сами связаны с Иерархией, – как котята в море. Потому отрыв от непосредственного звена очень трагичен. Весь драматизм отрыва осознается не сразу. Понимание приходит, когда непоправимое уже совершилось. Отказ от Учения и Учителя ввергает отказавшегося в объятия тьмы. И не у кого искать ни защиты, ни утешения.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 266. (Гуру).


Следование Учению и за Учителем – добровольно. Пока с Нами, заботимся Мы. Пока с вами – вы. Но при отрыве и отказе заботы прекращаются автоматически, и отказавшийся предоставляется своей собственной карме. Горевать об отпавших не будем. Кто-то из них, оторвавшихся, может быть, когда-нибудь подойдет снова, но уже через другое звено, установив с ним связь, которая потребует достаточно много времени, чтобы стать действительной. Оторваться легко, но установить все заново – это потребует многих жизней.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 267. (Май 13).


Самое обыкновенное семя, попадая в соответствующие условия, начинает произрастать, то есть выявлять свою активность. Вырастая в огромное дерево, оно расширяет свою деятельность, привлекая из Земли и из пространства нужные ему элементы; чтобы построить ствол, кору, листья и дать плоды, требуется тончайшее знание химии, архитектуры, механики и многого, до чего еще не дошла наука. Требуются высокая степень разумности и умение приспосабливаться к многообразным условиям. Индивидуальность данного центра жизни проявляется в особенностях его формы. Кора дуба, яблони и березы резко отличаются одна от другой как структурно, так и составом входящих в нее химических соединений. Ум и знание, нужные для этого построения, намного превосходят знания человеческие. Человеку, чтобы знать, надо много учиться. Дубу или яблоне не нужно, знание скрыто в зерне. Строение тела малой букашки обнаруживает, что в нем применены законы механики, химии и архитектуры, до которых еще не додумались люди. Малый жучок, падая с потолка на пол, продолжает ползти как ни в чем небывало, не повредив оболочки. Высота падения превышает в тысячу раз высоту его тела, в то время как человек разбивается, упав даже со второго этажа. Великая разумность, и знание, и творческая способность проявляются природой на каждом шагу. Самым высшим выражением этого творчества является человек. Но аналогия с каждым центром проявленной жизни – полная. Человек – это тоже центр активности и притяжения от Земли и пространства нужных ему элементов для выявления того, что в нем заключено, чтобы собрать элементы для нового творчества и кристаллизовать их в оболочке зерна духа для нового проявления. Дерево проживет и умрет, дав жизнь новым деревьям. Человек проживет и умрет, дав жизнь новой личности, развивающейся из зерна духа в каждом новом воплощении. В потомстве продолжается жизнь формы, в каждом новом рождении, при каждом новом воплощении – жизнь зерна духа, дающая новую личность, новую ветвь на древе Бессмертной Индивидуальности. Именно как центр активности энергий можно рассматривать человека. Каждый выявляется по-своему, индивидуально. Именно в человеке индивидуализация сущности достигает своего высшего выражения. Познать самого себя – высшая цель человека. Столько тайн заключено в нем. Обычное сознание не осознает и малой доли той мудрости и высшего знания, которые выражены в структуре хотя бы малой клеточки его организма. Ведь клеточки материальны, а до раскрытия строения материи и тайны атома люди еще не дошли, хотя и пользуются уже атомной энергией. Можно сказать: ищите разгадку всего, всех тайн природы в человеке. В нем заключено все.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 268. (М. А. Й.).


Мудрость начинается с понимания слов философа, который сказал: «Я знаю, что не знаю ничего». Принимать то несовершенное представление о себе самом и окружающем мире за истинное знание будет великим заблуждением. Ни одно утверждение науки не является абсолютным. Относительность всего познавания человечеством необходимо принять прежде, чем подойти к области Сокровенного Знания. Ведь не так давно Земля была центром Вселенной и стояла на трех китах. В некоторых областях науки недалеко ушли от младенческого представления о вещах. Люди гордятся своими знаниями и в то же время обнаруживают чудовищное невежество, хищно уничтожая зеленый покров планеты и обрекая ее тем на болезни и смерть. Они отравляют атмосферу ее ядовитыми газами, они переполняют пространство энергиями, хотя всему есть предел; они насыщают ауру ее мраком ядовитого мышления, они всеми силами стремятся вывести Землю из равновесия и вызвать взрыв, забывая о том, что обратного удара стихий избежать невозможно. Много творится для разрушения. Особенно опасны ядерные взрывы, мощно нарушающие равновесие планетного организма. Много недопустимого делается сейчас на Земле. В упоении невежеством никто ни о чем думать не хочет, полагая, что все обойдется как-то само собой. Есть еще время подумать и образумиться. Правда, мало осталось его, но пока еще есть...

Грани Агни Йоги. 1967 г. 269. (Май 14).


Разумность природы автоматична. Фруктовый сад или огород, заросший бурьяном и чертополохом, служат примером того, что требуется сознательное вмешательство в слепые процессы растительной жизни. Это вмешательство высших сознаний нужно и в течение Эволюции форм жизни, проявленных на Земле. Предоставленные самим себе, они вырождаются и принимают нежелательные уклоны. На страже Эволюции Сущего стоит Иерархия Света. Она намечает, по каким каналам должно развиваться человечество и все прочие виды животной и растительной жизни. В прошлом многие формы приходилось уничтожать именно благодаря тому, что самостоятельно они не могли развиваться в должном направлении. При наличии противоположений во всем эволюции противопоставляется инволюция. Нисхождение вниз легче восхождения вверх. Сознание легче опускается, чем поднимается по лестнице жизни. Требуется напряжение всех сил Служителей Света, чтобы сохранить поступательное движение человечества. Схема развития человека намечена Силами Света. В этом направлении надо его удержать. Насколько люди противятся начертаниям Космической Воли, можно судить по тому, как упорно и настойчиво устремляется человечество вниз, искажая все, что Дается ему Иерархией Света, и нарушая законы правильного общественного развития. Каждое новое открытие, полезное людям, обращается во зло и на разрушение, каждое доброе начинание оборачивается обратной стороной. Казалось бы, автомобиль – хорошее изобретение, но парами бензина отравляется население городов, и опасность для здоровья возрастает. Казалось бы, заводы и фабрики должны служить человеку, но вредоносные отходы отравляют огромные реки и водоемы. И химия – хорошая и нужная часть науки, но неразумное ее применение смертоносно отражается на живых организмах. Меры защиты оказываются неэффективными. Эрозия почв есть результат варварского отношения к защитному растительному покрову Земли. Планете угрожает вырождение. Ежедневно на газетную бумагу хищнически уничтожается огромное количество деревьев. Роль лесов для жизни планеты сегодня известна всем, но мало кто встает на их защиту и сохранение. Поразительно неразумие человеческое, и нет ему предела. Мы Предупреждаем людей и Призываем образумиться, пока еще не поздно.

Грани Агни Йоги. 1967 г. 270. (Гуру).


Сергий, несмотря на то, что Находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа. Уединение и изолированность внешняя совсем не означают отсутствие деятельности, а скорее – наоборот, если сознание позволяет. Сознание – это конвейер творящих мыслей. Если он действует активно, творимое благо не может быть измерено никакими инструментами. Только во времени познается оно. Отшельники-йоги творят великое дело, не ведомое людям. Они действуют мыслью. Умение действовать мыслью будем считать самым высоким.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».