Мысль, посланная кверху, достигает Фокуса Света и сливается с ним, соединяя пославшего с Фокусом прямой нитью связи. Когда такие мысли посылаются из разных концов планеты, они образуют ее светоносную защитную сеть. Если бы все люди одновременно послали такие мысли, мрак, окутавший Землю, был бы рассеян и она окружилась бы Светом. Это легко будет делать тогда, когда будет едино стадо и Один Пастырь. Но пока люди еще пребывают в великом разъединении. И все же сеть Света планетная существует. Она создается и поддерживается теми немногими, кто осознал и держит непрерываемую связь с Иерархией Света. Значение этой связи сверхлично. Пространственно она имеет большое влияние на психическое состояние человечества. Если бы ее не было, тьма затопила бы Землю.
Однополюсная личная радость непрочна, ибо есть своим неизбежным противоположным полюсом печаль. Также и сверхличное чувство планетной радости за мир и человечество имеет другой противоположный полюс – мировую скорбь и печаль о несовершенствах Земли и страдания за них. Но есть другая радость, идущая из глубин духа, не зависящая ни от каких внешних условий, – это абсолютная, Космическая радость духа. Это о ней было сказано когда-то: «И радость ваша да будет совершенна». Царство абсолютного Света без тени есть царство и абсолютной радости. Редко и в степени слабой проявляется она на Земле. Но она есть, она существует, и она является великим нахождением духа на его пути в Беспредельность. Велико счастье ощутить прикасание радости совершенной.
Тонка граница между состраданием и жалением. Сострадание помогает и поднимает, не погружаясь в сумеречное состояние того, кому оказывается помощь. Но жаление погружается с головой в сумерки жалеемого и заражается его состоянием, теряя светоносность своей ауры. Это прекрасно иллюстрируется примером, «когда слепой ведет слепого и оба попадают в яму». Оказаться в темной яме психического положения жалеемого – «достижение» весьма плачевное. Трудно усмотреть границу, отделяющую сострадание от жаления, но результаты от применения того или другого очень различны.
А жить и проходить путь свой к Свету приходится все-таки на Земле. Потому Сказано: «рукой и ногой человеческой». Ведь после самых возвышенных мыслей приходится погружаться в земные дела и заботы, от них отмахнуться невозможно. Но сохранить утренние огни духа, погружаясь в земное, и можно и должно. Значит, забота о том, чтобы не забывать о Свете едином, будучи даже в середине плотных условий. Сочетать в равновесии Небесное и земное непросто. Только долгий опыт может помочь, также и стремление и твердое решение воли не дать огню духа угаснуть.
Вернемся снова к утверждению качеств. Без них невозможно двигаться дальше. Каждое пригодится в далеком пути. Нужно каждое и сейчас, когда разновесие раздирает ауру планеты. Все сразу уявить невозможно. Процесс требует времени. Но какое-то из них, наиболее звучащее в данный момент, можно все же усилить, уделив ему внимание. Качества являются бронею духа, ибо через их заградительную мощь ничто не проникнет, им не созвучное. Как может проникнуть страх через крепкую кольчугу мужества, или вожделение – через чистоту, или суетливость и торопливость – через спокойствие, или сомнение – через преданность, или колебание – через стойкость. Так помыслим о защитном значении качеств и в этом силу найдем их утверждать.
Как трудно утверждать действительность перед лицом видимости и далекое перед окружающим близким. Тело и его чувства затемняют знание духа. Звучание видимого надо умерить, чтобы невидимое сделалось более ощутимым. Мир не от мира сего не может уявляться, если мир сей заполняет все сознание. Он, Невидимый, тоже требует внимания и заботы. Говорю о Мире Высшем, но не о средних или низких слоях астрала. Их коснуться не так уж трудно. А прикасания последних весьма ядовиты. Их обитатели постоянно стремятся воздействовать на воплощенных и вносить расстройство в их жизнь. Но касание Высшего Мира всегда благодетельно. Мысль об Учителе Света уже будет касанием к Высшему Миру. Мысль вверх направить возможно всегда. Быть в постоянном контакте с Высшими Слоями пространства – значит приблизить действительность сущего к сознанию.
Вызвать перед мысленным взором живой Образ Учителя, и притом с такой ясностью и отчетливостью, чтобы заслонил даже солнце, нелегко и непросто, но вызвать о Нем мысль много легче, и сделать это можно в любой момент. Он близок, но сознание надо обратить на Него, как луч прожектора обращается в ту сторону и на тот предмет, который хотят осветить, чтобы увидеть.
К нагнетению пространства надо привыкать. Чем выше, тем напряженнее. Напряжения в Твердыне не выдержать неподготовленному сердцу. Можно уже обратить внимание на то, как ускоряется темп жизни и как вместе с этим растет напряжение. Доктрина напряжения, о которой говорит Учение, является условием новой ступени эволюции человечества. Огненное сознание уже представляет собою аппарат духа, приспособленный к такому напряжению и ассимилированный с ним. Раскрытие центров означает их напряженную деятельность. Нелегко приучить к этому напряжению бедное сердце. Среди условий земных интенсивность огненных пространственных волн возрастает. Невозможно от них защититься сознанию, не признающему огня. Доктрина напряжения – доктрина огненная, связанная тесно с Учением об огне. Перед людьми встает вопрос об ассимиляции пространственного огня. Эпоха Огня вынуждает к этому природой своею. Доктрина напряжения требует осознания и освоения ее в применении к жизни и условиям наступающей Новой Эпохи.
Мы приучаемся к этому напряжению жизнью и теми испытаниями, которые Допускает Учитель. Подчеркиваю, Допускает, ибо поверх сил человеческих испытания не даются. Об испытаниях интересно читать и говорить, но, когда суровость пути ставит их перед учеником, теория переходит в практику, и только перенесший их ученик знает, насколько они тяжелы. Он часто идет на пределе всех сил. И кажется порою, что нет им конца. Желающий достижений тем самым привлекает к себе неизбежность испытаний. И чем сильнее желание и чем выше поставленная цель, тем труднее и испытания. Но жизнь не скупится на них и для обычных людей. Так не лучше ли, их встречая, оставить колею обычности и пользоваться ими для достижений, выходящих за пределы обычных. Если чего-то нельзя избежать, то целесообразнее всего использовать это неизбежное для извлечения из него того, чего не может оно дать человеку, нежелающему мыслить поверх общепринятого стандарта.
Так или иначе, но все земное придется оставить на Земле. Но лучше оставить все победителем, чем побежденным. Говоря другими словами: «Кесарево – кесарю, земное – земному», но духовное, накопленное и завоеванное с таким великим трудом, бережно охраняется от тлетворного дыхания обычности и удерживается ей вопреки. Среда обычности очень сильна своими воздействиями. Отделиться от нее невозможно. Приходится в ней жить, требованиям ее подчиняться и все же сохранять сокровенное от попрания ею. Утешение в том, что кончается все и все испытания, какими бы ни были они тяжкими. А затем наступает освобождение духа.
Каждая мысль становится вещью – явной, видимой, осязаемой, вибрирующей тут же около своего породителя и создающей его окружение. Знали бы [это], жили бы, а то не живут, а влачат жалкое, отемненное существование [там, в Мире Тонком]. Влачат и здесь [на Земле], но не видят причины. Карма творится мыслью и здесь и там. Ясносияющая мысль создает светлую карму, но злая и темная злую творит. Опасайтесь даже мелких [мысленных] соринок. Соринка в глазу или перед глазом мешает видеть горизонт. Надо мыслью о Свете творить Свет, о Красоте – красоту, ибо мысль безобразная творит безобразие. А творцы мы сами, на себе самих исчерпывающие результаты своего творчества. Радость у Нас о творящих Свет мыслью и печаль о тех, кто творит мыслью потемки. Человек определяется по степени светимости его мыслей. Подвиг – когда Свет среди мрака творится. Благо им, Свет в мир вносящим. Что вносит он в мир и что внес, каждый может спросить себя сам и ответить, что внес он мыслью своею, Свет или тьму, и по ответу – судить себя сам. Каждый имеет в себе судию. Если бы [люди] мыслили каждый о Свете, и если бы каждый стремился умножить его!
Свет творить можно и в себе и в людях. Думая о них светло, их возвышаем и осветляем их ауру, но и наоборот. Великие Духи людей мыслью Творили, вызывая из их глубины лучшие качества духа, спящие там. Добрые начала есть в каждом человеческом сердце. Их можно мыслью вызвать оттуда. Мыслить о людях светло, их возвышая, может каждый хотящий людям добра. Доброжелательство – ценное качество духа. Оно может быть сознательным и целеустремленным. Хорошо потрудиться на ниве творчества душ человеческих. Жизнь для этого богатый дает материал, когда столько вокруг жестоких и злых. Велика заслуга тьму в человеке, на вас обращенную, в Свет превратить. К каждому сердцу, не погрязшему безнадежно во мраке, можно обратиться со словами: «Пусть будет в нем Свет». Но для этого нужно, чтобы и в собственном сердце не было тьмы, не было места отемненным чувствам, вызываемым несовершенствами окружающих. И на недобрые чувства людей следует отвечать не такими же чувствами, но мысль Света ответно послать, не дозволяя отемняться собственному сердцу. И совершить это можно мысленно, посылая мысленно нужные, простые слова. Мысленно можно сказать все. И там, где обычные слова были бы встречены враждебно, там мысль до сердца дойдет и сердца коснется. Мыслью творите людей, как это Делали многие Носители Света. Но, мыслью творя, не думайте о помощи тигру.
В каждом предмете мира земного имеются гармонические и хаотические частицы, которые можно ослаблять или усиливать мыслью. Имеются они также и во всем, что живет, и дышит, и существует в проявленном мире. Антиподом гармонии является хаос. Борьбою с хаосом заняты Строители Космоса. Это извечная борьба Света с первозданным хаосом. Люди сознательно и бессознательно принимают участие в этой борьбе: одни вносят строительные, гармоничные элементы, другие – хаос, дисгармонию и разрушение. В каждом человеке борются две силы: равновесия и разновесия. Человек может усиливать в себе каждую из них, может усиливать их и в других людях, утверждая их к выявлению. Доброе или дурное влияние, которое оказывают люди один на другого, основано на активности этих противостоящих друг другу сил. Утверждая в себе равновесие, человек противопоставляет волю свою силам дисгармоническим, силам разрушения, силам хаоса. Так важно установить в сознании своем гармонию и равновесие. Право, стоит потрудиться над этим, чтобы утвердить эти качества. Чтобы отражение мира не искажалось в нем, сознание должно быть спокойным. У Нас царит великое равновесие, поколебать которое не в силах никакие события в мире. Нарушение его означало бы катастрофу. Именно необходимо и вам установить такое равновесие, чтобы ничто не могло его поколебать. Полное, совершенное равновесие невозможно уявить в мире земном, но какую-то степень его все же можно. Начнем утверждение спокойствия на мелочах, не позволяя им хаотично вторгаться в сознание и нарушать его строй. Также и различные сообщения из жизни, и хорошие, и плохие, научимся принимать совершенно спокойно, ибо наше беспокойство ничего не изменит и ничему не поможет, то есть оно лишено смысла. Можно довести себя до такого состояния, что каждый пустяк будет беспокоить и тревожить. Волю свою следует противопоставить вторжению хаоса во всех его видах и формах. Утверждение спокойствия и равновесия – первейшая обязанность ученика. Надо понять, что это не его личное эгоистическое дело или задание, но обязанность перед людьми и пространством, ибо круги разновесия и беспокойства незримо расходятся широко, заражают пространство и проникают в сознание многих людей, усиливая расстройство мира.
Великое разновесие царит на планете. Стихии вышли из берегов. В сознаниях человеческих – хаос. Темные силы на приступ идут, пытаясь внести разрушение везде, где это только возможно. Им так бы хотелось уничтожить планету. Родине нашей выпала на долю великая задача противостать этим разрушительным силам. Трудное время. Последние сроки, грозные сроки подходят все ближе и ближе. Все силы духа надо собрать, чтобы встретить их в готовности полной.
Текущий момент можно рассматривать под знаком вторжения хаоса в сознание человека. Если внимательно присмотритесь к поведению людей, то можно будет заметить, как выявляется присутствие хаоса в их мыслях, поступках и действиях. Если внимательно наблюдать за собою, то и в себе нетрудно увидеть тенденцию хаотических энергий нарушить обычное течение психической жизни. Требуются Великая Стража и Великий Дозор, чтобы всю волю противопоставить силам разновесия. И если бодрствование духа, или дозор, нужен всегда, то перед наступлением сроков последних он нужен в степени большей, сознательно усиленной во много раз.
Тягость времени была указана еще в древних предсказаниях. Также и Учение предупреждает о том, что будут «ужасные давления». Неизбежного не избежать. Вопрос в том, как их встретить неотрывно от Нас. Отрыв грозит вторжением в сознание сил, антагонистичных Свету. Надежда, опора, упование – Иерархия Света. Будем утверждаться на Ней беспредельно.
Задача в том, чтобы пройти неотрывно и нераздельно от Учителя через горе и радость. Не в том дело, чтобы не было горя, или печали, или ощущения скорби глубокой, а в том, чтобы, их переживая, не отделяться от Владыки. Это одно из самых трудных испытаний, ибо кажется, что Оставил Владыка, и что нет ничего, и пусто кругом, и замолкло пространство. Но это Майя, яро стремящаяся заменить действительность очевидностью, Света лишенной. Ей поддаваться нельзя. Близок Владыка, и не Покинул, и никогда не Покинет, ибо с нами всегда. И темное покрывало Майи не сможет скрыть Мир Высший и лишить Света сознание, непоколебимо утвердившееся на Основах. Майя, отступи!
Как свирепо стремятся низшие слои плотного и астрального миров удержать человека в своих цепких объятиях. И карма, поставившая дух в определенные условия, которые изменить он не может, хочет его научить, как выходить победителем из всяких условий, какими бы трудными или безвыходными они ни казались. Ведь победа в духе, а дух не зависит ни от чего внешнего, если осознает нерушимость свою. Тело можно поставить в безвыходное положение, но дух – невозможно, и в осознании этого сила его, и стойкость, и несокрушимость. И, когда круг безвыходности, казалось бы, уже замкнут, выход духу кверху открыт.
Чем выше поднялся человек, тем больше и сильнее искушения, которые приходится ему преодолевать. Для алкоголика искушением будет лишняя бутылка вина, для Великого Духа – все царства земные, и богатства их, и слава. И много силы надо, чтобы им не поддаться. И чем выше, тем опасности больше упасть. Падший ангел не символ, но действительность. Много побед человеческого духа над миром и его прельщениями было в прошлом Земли, но было и много падений и поражений. Поражение приносило порою и славу земную, и власть, и богатство, а победа лишала всего. Но не мерами земными измеряются следствия духовной победы. Отнять их нельзя, но видимы явно они лишь в Надземном. Так же и следствия поражения духа уявляют себя там, где земное перестает быть. Качество воображения принадлежит к духовным богатствам. На Земле обладатель его может ютиться в жалкой лачуге, но в Мире Надземном, где все творится и движется мыслью, воображение становится бесценным сокровищем духа. Конечно, имеется в виду воображение чистое и незапятнанное, творящее принципом Красоты. Так различаются между собою ценность духа и богатства земные. Можно тратить силы на приобретение и тех и других, но знающий выберет то, что от духа. Вещи земные обречены на уничтожение, вещи земные могут сопровождать только земной путь человека. Дальше они не идут. Собирателям земной собственности следует об этом подумать. Учение требует от человека понимания смысла и значения земной собственности. Учение говорит: «Владейте всем», чем хотите, «но ничего не считайте своим» и знайте, что все дается только на время. Нет ничего более нелепого, чем положение, когда человек, умирая и освобождаясь от тела, переносит с собою в Мир Тонкий пережитки земной собственности в своем воображении и окружает себя ими. Учение освобождает человеческий дух от чувства призрачной собственности. Не для Земли это надо, но выше. Призрачная собственность в Мире Надземном создает для человека узы. Силою духа разбиваются цепи земные. И не только цепи богатства, но много оков может влачить на себе человек. И трудно даже сказать, которые из них будут более тяжкими и наиболее связывающими свободу духа. Несомненно одно: освободиться от них ото всех надо, пока еще на Земле. Трудно освобождаться от духовных наростов и язв в Мире Внеплотном.
Зерно духа нерушимо в своей стихийной целостности, но наслоения на нем подвержены росту и изменениям. Зерно духа и его нерушимость позволяют бесстрашно проходить неуязвимым через все испытания земные. Каковы бы они ни были и какими бы реальными они ни казались, все они кончатся, а дух остается таким же нерушимым, каким был всегда. Потому часто называют Майей все происходящее с человеком, и знающий не дозволяет себе вовлекаться в ее сети. Подняться поверх пелены Майи будет великим достижением духа. Когда Соломон Говорил, что «и это пройдет», Он Знал это свойство проходимости Майи и не Допускал, чтобы ее призрачная реальность овладевала сознанием.
Очень важно, какие свои воспоминания уносит человек с Земли в Мир Надземный. То, что продумано, а главное, прочувствовано им, особенно прочно укрепляется в памяти. Все сознательно воспринятое с целью удержания в памяти остается надолго с человеком. И хотел бы, быть может, он от многого освободиться и отбросить, но яркие образы прочувствованных впечатлений не уходят, время от времени напоминая о себе. Что в них удержало на себе внимание человека? Что притянуло к себе? Какая мысль, или желание, или вожделение? Пока не изжит самый импульс, вызвавший притяжение и устойчивость того или иного мыслеобраза, до тех пор этот мыслеобраз будет притягивать к себе сознание и мысль. Породить мыслеобраз нетрудно, но освободиться от него много труднее. Поэтому следует обратить энергию на то, чтобы новых нежелательных мыслеобразов не создавать, а со старыми не вступать в соприкосновение и сочетание. Лишенные питания мыслью, они утратят свою силу и перестанут воздействовать на своего породителя.
Противоречий и непонятных явлений много встретится на пути. Они не в Учении заключены, но в сознании ученика. Поэтому их все надо бережно откладывать в сторону до того момента, когда сама жизнь разъяснит их.
Пока Новая Эпоха Огня еще не наступила, будем непоколебимо утверждаться на Основах. Слишком уж много ложных учений распространено среди человечества, и слишком уж искажены и извращены религии. За внешнею лакированной формой скрыта весьма неприглядная картина духовного разложения. Темные сознания очень задерживают наступление Нового Мира. Но могучего потока эволюции уже не остановит ничто. Его струи не всегда видны глазу, но скоро они явно пробьются на поверхность жизни. И уже пробиваются, смывая вредоносные наслоения старого мира. Преображение должно произойти в сознании человеческом, и оно окончательно и бесповоротно отречется от старого мира. Роды трудны и мучительны. Новое сознание рождается в муках. И тяжко каждому чуткому сердцу. Когда смещаемые и уходящие энергии заменяются идущими им на смену, утверждение на Основах поможет твердо пройти через это тяжкое преддверие Новой Эпохи. Основы неизменяемы и непоколебимы.
Чтобы войти в Новый Мир желанным и званым, необходимо сменить одеяния духа и создать новые, достойные и приличествующие моменту. В старых в него не войти. Забота об одеянии духа – наиглавнейшая. Напрасны все чаяния и надежды иметь в нем достойную долю, если внутреннего преображения не совершилось. Не о каком-то особенном огненном озарении говорится, и не оно имеется в виду. Говорим о том, чтобы очистились мысли, упорядочились поведение и поступки и изменилась речь, чтобы слова, не соизмеримые с будущим, бесконтрольно уже не срывались с языка. Говорим об утверждении требуемых качеств духа и освобождении от нежелательных свойств, слабостей и недостатков. Говорим о том, чтобы человек сделался лучше и добрее. Понимание Нового Мира накладывает известные обязательства на понимающих. В старых лохмотьях туда не войти. От многого придется отойти и освободиться. Свет впереди.
В основе связанности человека тем, что находится вокруг него, все же лежит самость, которая мешает ему оторваться от себя. Думание о других, забота о других и любовь к другим людям освобождают от самости и от думания о себе. В этом безусловная полезность всякой любви. Поэтому любовь к ближнему можно рассматривать как освободительницу от самого себя. И древняя формула «отвергнись от себя» по этой самой причине углублялась Заветом о любви к людям, благодаря которой отрешение от себя становилось возможным и осуществимым.
Что бы ни встретилось на жизненном пути человека, через что ни приходилось бы ему проходить, ничто не должно захватывать его или привязывать к себе настолько, чтобы он забывал о кратковременности и проходимости каждого опыта, каждого впечатления и всего, что видит, чувствует и ощущает он. «Человек – это процесс». Все в нем течет. Беспрерывный поток материи всех состояний течет через все его оболочки. Все течет, постоянный только Смотрящий, Безмолвный Свидетель внутри. С Ним объединяясь и сливаясь, можно смотреть на поток жизни, мимо текущий.
«Дозволено все», но при условии понимания, что все, что приходится встречать в жизни, дается как опыт для извлечения из него нужных элементов, но не для того, чтобы привязаться к его подробностям, в них врастать и становиться рабом каких бы то ни было ощущений, впечатлений, желаний или переживаний. Истинная свобода заключается в непривязанности к чему бы то ни было и в понимании временности и преходимости всех условий плотного существования. Если человек попробовал какой-то наркотик и уже не в состоянии более от него освободиться и становится его жертвой – это будет наглядным примером власти преходящего над сознанием. Если человек чем-то владеет и считает, что в обладании этим для него заключается все, – это тоже власть Майи. Так во власти различных преходящих иллюзий живут люди, не понимая всей призрачности своих заблуждений. На Камне Вечного Основания Жизни строит дом своего духа тот, кто постиг сущность обманчивой Майи.
Повторим сказанное когда-то: человек каждый поступок может совершать в свободе или рабстве, то есть будучи господином того, что он делает, или рабом совершаемого. Так разделяем людей на рабов и свободных. Мы хотим освободить человечество от всех видов рабства, и физического, и психического, и духовного. Самое опасное из них – рабство духовное. Человек, перешедший в Мир Тонкий в состоянии рабства у своих пороков, рабом остается и там, пока не изживет эти энергии. Каждый может спросить себя, раб он или свободный, и если раб, то в чем и как выражается это рабство. Осознание своего рабства будет первым шагом к освобождению.
Свобода человеческой воли считается Нами священной, и Мы ее не Нарушаем. Иерархия тьмы поступает наоборот. Именно свободная воля довела человечество и планету до того печального положения, в котором она находится в настоящее время. Мы не Вмешиваемся в человеческие кармы. Наши взаимоотношения с людьми основаны на принципе добровольного принятия Наших Указаний и Нашего Учения. Только когда желания и устремления их направлены к Нам, Мы Идем и Можем Идти им навстречу. Всякое насилие и принуждение было бы нецелесообразно, ибо рано или поздно вызвало бы взрыв, но помимо этого всякое насильственное достижение не имеет никакой цены и заслуги и очень непрочно. Когда свободная воля человека нарушает Законы Природы и устремляется на зло, она вызывает противодействие стихий, сила которых в конце концов обрушивается на человека. Действие всегда вызывает противодействие. Действия человеческие, совершаемые в гармонии с Законами Природы, подобны плаванию по течению потока Космической Эволюции, который несет все сущее по своему назначению. Действия вопреки им наращивают силы противодействия, силы обратного удара. На примере Атлантиды можно видеть, какое страшное восстание стихий вызвано было силами зла и массовым нарушением человечеством основных Законов Природы. И в жизни отдельного каждого человека нетрудно усмотреть те же принципы гармонических или дисгармонических действий и обратных ударов последних, то есть следствий, из них вытекающих. Много примеров можно привести восстания стихий в человеческом микрокосме. Как вверху, так и внизу. Болезнь планеты и все неуравновесия климатических условий вызваны действиями человечества в целом. Если Указания Иерархии Света не принимаются и нарушения переходят известные границы, стихийные бедствия становятся неотвратимыми.
Когда становится очень темно и темные замкнули круг свой, путь кверху, к Владыке, все же остается свободным. Его замкнуть они не в силах. И по этому пути, и через Владыку можно из пространства призвать радость поверх видимости плотной, поверх всего, что окружает внешне. Позванная радость придет и сердце наполнит, и это будет победой над тьмою. И радость эта будет не о себе, но о духе, о том, что, объединяясь в сознании с Высшими Сферами, можно подняться над пучиною жизни, над кажущейся непроходимостью плотных условий. Если сознательно не призывать радость или Тот Мир, который «выше человеческих разумений», то мрак, и отчаяние, и безнадежность заполнят бедное сердце. Именно подняться над омутом жизни, именно в духе оторваться от ее беспросветности может устремленное к Свету сознание.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».