Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71



Грани Агни Йоги. 1972.



Грани Агни Йоги. 1972 г. 061. (Март 9).


Движения, путешествия и полеты в мыслях так же реальны, как и физические, но только в иной плоскости. Упражняться в этом полезно, ибо это служит подготовкой к движениям тонкого тела в обоих мирах. Преддверие, явленное мыслью, – шаг к ее осуществлению. Неподвижные люди прежде всего неподвижны в мыслях. Но основа жизни – движение. Подвижность сознания есть качество, необходимое для ученика. Йог при полной неподвижности тела может быть подвижнее в действительности во много раз больше, чем обыватель, суетливо бегающий по комнате. Смысл истинного движения надо понимать. Особенно опасна суетливость мыслей. Потому Нами Указуется спокойствие. Спокойствие напряжения является особенностью йога. Антиподом ее будет жалкая, недостойная суетливость мыслей, слов и движений. Суетливость – пожиратель психической энергии. Мало думают люди о вреде этого явления. Суетливость жизни породила поверхностное и бездумное отношение к ней. Величию Мироздания не приличествует суета человеческая, но торжественность ему созвучит.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 062. (М. А. Й.).


Объединиться сознанием с Учителем – значит стать с Ним в духе созвучным и начать звучать в Его ключе. Именно в Его, но не в своем, плотнообычном. Основной особенностью этого созвучия будет его необычность. Обычность, обыденность – враг Йоги. Много устремленных сердец погасло под давлением обыденности. Как с нею бороться, как не поддаваться ее воздействию? Только постоянным устремлением к Учителю и памятованием о Нем постоянным. Это и будет Предстоянием непрерываемым, или бодрствованием духа. Притча о неугашаемом светильнике духа поведана людям давно. Теперь, как никогда, нужно это бодрствование, ибо очень темно и тьма яро ополчилась на тех, в чьем сердце горит огонь духа.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 063. (Гуру).


Мы приветствуем и утверждаем необычное также и в области искусства. Все великое в нем необычно. Дух истинного труженика искусства бесстрашно разрушает стены ограничений, воздвигнутые невежеством. Поистине является новатором он в своей сфере. Проторенными колеями не будет идти тот, кто знает свой путь. Следование трафарету не будет его свойством. Свобода творчества под стать только сильному духу. Искусство должно быть свободным от цепей обыденности и трафарета.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 064. (Март 10).


Прикасание к проводу требует полного самоотрешения. Наполнение сознания своим и собою препятствует пространственным восприятиям. При центрах зажженных провод звучит легко. Но форсировать центры невозможно и разрушительно. Когда пространство молчит, надо переждать.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 065. (М. А. Й.).


Как быть, когда друзья огорчают и причиняют вред наравне с недругами? Уже говорилось о том, что опасаться надо не врагов, но друзей, ибо через них пришлось получить самые чувствительные удары. От врагов – оборона, но друзьям сердце часто открыто, а потому и удары особо чувствительны. Не по плохости их это имеет место, но по самости и легкомыслию. Думают о себе и заняты собою, и чужие переживания не достигают их ушей. Особенно огорчаться этим не будем – так было всегда. Одинок путь устремленного духа. «Одиночеству ничто не изменит». И друзьям тоже надо прощать, ибо не ведают, что творят.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 066. (Гуру).


Садовнику духа уподобляется ученик. Забота его сделать посев там, где находится он. Пространственные зерна, посеянные им, дадут свои всходы. И, если они попадают в сердца, открытые Свету, произрастание неизменно. Но каково бы ни было окружающее, аура ученика излучает эманации, оплодотворяющие это окружение. И в ком есть искорка Света, они разгораются. А в ком их нет, тупо отвратят свои головы и часто ответят недоброй стрелой.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 067. (Март 11).


Порою во сне человек может допускать такие мысли и действия, которых в бодрствующем состоянии он не позволяет себе. Если желание не изжито и корень его все еще где-то угнездился в сознании, сонные видения открывают желанию доступ, особенно когда перед отходом ко сну не утверждено положение мысли. Копье над драконом не дремлет ни днем ни ночью. Об этом нельзя забывать. Темные пользуются каждым пятном на ауре, чтобы через него подбрасывать самые позорные мысли, усугубляя неизжитые свойства. Бодрствование духа предполагает суровый контроль над мыслью. Желания, не питаемые мыслями, умирают.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 068. (М. А. Й.).


Очищение сознания от всякого сора есть непреложное условие продвижения. Мало не допускать мыслей негожих, надо еще очистить проводники от грубых частиц астральной материи и заменить их легкими и светлыми. Эти грубые частицы астральной материи созвучат с определенными слоями астрала и магнитно влекут к ним их обладателя. Созвучия бывают и высокие и низкие. Последние очень опасны, так как вовлекают сознание в низшие слои астрала. Низкие созвучия определяют притяжения человека к таким же слоям пространства и при его освобождении от плотного тела.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 069. (Гуру).


Для того, кто решил путь свой бесповоротно и до конца, продвижение совершается при всех и каких бы то ни было условиях, как плотных, так и тонких. Ничто и никто уже не заставит его обернуться во тьму и отступить. «Ни дела, ни обстоятельства, ни характер, ни причины всякие» не в силах остановить его бега к Учителю.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 070. (Март 12).


Можно недоумевать, почему земная жизнь и ее опыт нужны именно для сознательного и длительного пребывания в Мире Надземном. Но ведь если перейти в Тонкий Мир без опыта и знаний, то там жить будет нечем. Это во-первых. Во-вторых, аура земная и содержание Тонкого Мира наполнены психическими продуктами земного мышления человечества. И даже мышление развоплощенных основано на том, что они принесли с собою из плотного мира. Оба мира связаны тесно и неразрывно. Правда, горы, реки, леса и растительность Тонкого Мира созданы не воплощенными и развоплощенцами, но и их может украшать и насыщать новыми формами человеческое сознание. То, что осуществлено людьми на Земле, существует в тонких формах и в Мире Надземном. Построения Тонкого Мира, созданные мышлением человеческим, довольно устойчивы и являют собою частично то, чем наполнены тонкие сферы.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 071. (М. А. Й.)


Строящий на Красоте и Красотою создает на Земле и в Мирах формы, находящиеся в гармонии с основами строительства иерархического. Иерархия Света и те, кто утверждает эволюцию сущего, строят на Красоте. Мир земной, сад земной, нуждается в украшениях и для земного и для Тонкого миров. Строительство жизни на Дальних Мирах основано на неуклонном следовании принципу Красоты. Прекрасное мышление порождает прекрасные формы мысли и прекрасные творения рук человеческих. Недаром Сказано было, что «Красота спасет мир».

Грани Агни Йоги. 1972 г. 072. (Гуру).


Даже красота одеяний земных не без значения для Тонкого Мира, равно как и красота обихода. Толпы людей в Мире Надземном облекают себя в одежды земные, именно обычно в те, в которых были они на Земле. И кринолины, и корсеты, и фраки, и цилиндры, и прочие нелепости моды не редкость встретить и там. Многое ненужное и некрасивое приносит с собой человек в Мир Тонкий, прекрасный, обезображивая его, вместо того чтобы украшать. Окружение безобразием создает давящую темную атмосферу, столь характерную для низших слоев астрала. Задача будущего, лежащая перед человечеством, это сознательно украшать не только земной сад, но и надземный.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 073. (Март 13).


Если земное окружение человека некрасиво, что часто бывает, то в мыслях окружить себя красотою ничто не мешает. Когда психическое окружение звучит красотою, внешняя некрасивость власти над человеком уже не имеет. Богатые люди часто создают вокруг себя подобие красивой обстановки, но лучше от этого не становятся, ибо «человек есть мера вещей», но не внешнее окружение. Хочу этим сказать, насколько внутреннее состояние имеет решающее значение, определяющее судьбу человека.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 074. (М. А. Й.).


«Не стремитесь увидеть совершенными принявших Учение». Почему? Чтобы избежать разочарований. Ведь принявший Учение не становится сразу совершенным, скорее, наоборот, ибо из глубины его сущности поднимают головы все его неизжитые свойства, чтобы быть искорененными. И кто может сказать, сколько времени потребуется на это. Поэтому лучше не стремиться к личному соприкосновению. Но собирать дружины служения все же необходимо. Но это проблема уже другого порядка.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 075. (Гуру).


Использование времени наиболее целесообразно для утверждения в себе нужных для ученика качеств является для него задачей первостепенной важности. Не может быть скуки или бездумной неподвижности для того, кто это понял. Упражнения в зоркости и наблюдательности, в мысленных полетах, в помощи близким и дальним, в оздоровлении, осветлении местности и во многом другом могут производиться в любых условиях. Ведь писал же Кампанелла «Город Солнца» даже в темнице. Ничто не может служить оправданием умственной лени.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 076. (Март 14).


Развоплощенцы принимают самое живое и близкое участие в делах мира сего. Многие воздействуют яро. Воздействие идет и от высоких и от низких сознаний. Мир Тонкий стремится к объединению с плотным. Миры связаны тесно. Объединение миров входит в план эволюции. Конечно, оно должно быть естественным и законным. Явление обычного медиумизма незаконно, так как вторжение неочищенного сознания в низшие сферы астрала губительно. Также и низший психизм нежелателен. Все низшее тяготеет к низшему и препятствует эволюции. Пробуждение центров должно происходить естественным путем расширения и роста сознания.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 077. (М. А. Й.).


Не стремитесь видеть в примкнувшим к Учению надземное совершенство. Они остаются людьми, перед которыми стоит задача преодолевать себя, свои обычные земные несовершенства. Нельзя требовать от людей того, чего в них еще нет. Лучше помогать им посильно, избегая осуждения. Знать человека – не значит его осуждать. Познавание человеческой сущности дается для того, чтобы тем мудрее помогать им, несовершенным, стать на путь самоусовершенствования.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 078. (Гуру).


Даже и то малое и не всегда удачное, что делается для утверждения имени Посланников Иерархии, имеет большое значение. Главное, чтобы не забывали, что, когда придет время Великого Делания именно Их руками, многие примут Их как законно входящих в жизнь. И кто может усмотреть то малое, из которого родится великое!

Грани Агни Йоги. 1972 г. 079. (Март 15).


В случае действительной нужды Мы не Промедлим. Но судить о степени необходимости предоставьте Нам. И кто может знать, когда наступит этот момент? Однако из опыта прошлого помните, как неоднократно была оказываема нужная Помощь. Помощь оказывается гораздо чаще, чем это замечается. Луч с вами. А это означает, что без ведома Нашего ничего случиться с вами не может. Темные давно бы уничтожили вас, если бы не Луч охраняющий.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 080. (М. А. Й.).


Земное сознание все время цепляется за трехмерное представление, в то время как Общение есть уже явление высшего измерения. Почему надо обязательно рисовать в своем воображении «здесь» или «там», когда оно происходит поверх расстояний и места. В пространстве высших измерений земные меры неприложимы. И не надо отягощать себя обычными соображениями о том или ином месте, когда процесс совершается в духе. Даже мысль вневременна, даже во внутреннем мире своем уже нет ни верха ни низа, ни «здесь» ни «там», ни большого ни малого, измеряемого метром. Продумайте самую обычную мысль и, отлив ее в форму, скажите, где же она существует. Так постепенно можно приучить сознание к измерениям Высших Миров и не затемнять его ограниченностью и неподвижностью плотной.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 081. (Гуру).


Сознание человеческое и его психические продукты есть явления тонкого порядка. Нельзя их ни взвесить, ни измерить, ни приложить к ним метод обычного анализа. Мысль как явление реальное, имеющая форму и состоящая из тонкой материи, отрицается. Все отрицают то, чем живут и что составляет основу жизни. Однако думают все и все пользуются энергией мысли. Это чудовищное противоречие не осознается, и, отрицая основу сущего, люди лишают себя сужденной им мощи. Придет время, и мысль будет изучаться лабораторно-научно. Поймут тогда отрицатели ее скрытую силу, которая может вырастать в своей мощи в зависимости от числа сгармонизированных сознаний.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 082. (М. А. Й.).


Для чего испытания, трудности, преодолевание своей низшей природы? Только для того, чтобы, очистившись, подойти еще ближе к Владыке. Каждый ученик для Него тягость являет и обременение, вызванные огромной разницей в излучениях аур. Значит, свои излучения каждый хотящий стать как можно ближе к Владыке должен поднять до требуемой высоты.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 083. (Гуру).


Если бы научились в отсутствие наше являть ту же степень внутреннего состояния, какую являете, когда вместе, много бы преуспели в своем продвижении к Свету. Кто-то являет перед судьей «образец честности», но мерилом ее будет, когда в «темном переулке» – один. Так «поступая наедине», являете понимание Основ. Перед ликом пространства мудрый ведет себя так, как будто бы Учитель рядом. Огненная действительность утверждается мерами необычными.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 084. (Март 17).


Можно представить себя европейцем или азиатом, чернокожим, желтокожим. Можно вообразить себя в любом состоянии: больным или здоровым, молодым или старым, богатым или бедным, правителем целой страны или последним поденщиком. Можно представить себя в будущем, суждением человечеству. Но если все эти явления происходят с человеком в действительности и если при этом сохраняются устремление, связь с Учителем Света и неуклонное продвижение по Пути, то можно считать, что проблема жизни решена правильно. Именно, несмотря на особенность внешних условий, линия эволюции духа остается все той же – огненно устремленной к Свету. Внешние обстоятельства даются для преодоления, чтобы ничто уже не могло задержать путника Великого Пути или отклонить его от избранной цели. Само по себе плотное окружение человека лишено смысла, если отвергнуть дух и продвижение его в Беспредельность. Целые народы и даже расы уходили с исторической сцены, не оставив после себя следов личной жизни отдельных людей. Даже личная жизнь прадедов забывается. Не в ней дело, но в том, что дух извлекает из нее для своего восхождения. И если, с одной стороны, можно сказать «все проходит», то, с другой, нужно добавить: «Но дух пребывает вовеки».

Грани Агни Йоги. 1972 г. 085. (М. А. Й.).


Удачное плавание по бурному морю уявляется в преодолении стихий. Точно так же и в жизни. Беспокойное море житейское много противных явлений сулит человеку. В них погружаться и жить только ими – значит лишить жизнь свою смысла. Много таких бессмысленных жизней отравляют атмосферу Земли. Учение дает людям цель, дает людям устремление и делает жизнь человека осмысленной. В этом его величайшая ценность.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 086. (Гуру).


Из различных комбинаций красок художник может творить бесчисленное количество образов или форм, если воображение позволяет. Точно так же и обычный человек, если сознание достаточно расширено, может мыслью творить вне плотных ограничений. Не знает мысленное творчество границ и пределов, если раскрепощена мысль. Часто связана она земными притяжениями, часто отемнена суетою, часто устремлена на ничто. Как птица со связанными крыльями, не может взлететь. Но идущий с Учителем Света ограничения мысли не знает.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 087. (Март 18).


«Человек есть мера вещей». Не вещами и его окружением определяется отношение к ним человека, но им самим, его внутренним состоянием. Можно не терять равновесия в самых неблагоприятных условиях и лишенным всего, и даже чувствовать себя счастливым, и, наоборот, имея все, быть очень несчастным. Если двое, смотря на одно и то же, ощущают совершенно противоположные чувствования, то это означает, что не внешнее, но сам человек служит мерилом вещей. Так, пессимист и оптимист, будучи вместе, могут относиться к окружающему по-разному – один радоваться жизни, другой ее поносить. Победа над окружающим заключается в том, чтобы оно не нарушило равновесия духа, независимо от того, хорошо оно или плохо. Сказка о счастливом человеке, не имевшем даже рубашки, весьма поучительна. Вспомнить можно слова: «Я Победил мир». Можно подумать над тем, в чем заключалась эта победа, ибо не внешними обстоятельствами, но внутренним состоянием определялась она. «Перенесение бытия в мысль» дает эту возможность. Истинно, праздник духа настает тогда для победителя. Хочу пояснить, что дана человеку такая власть над всем, что вовне, что при всех обстоятельствах мерою отношения к ним человека остается он сам.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 088. (Гуру).


Как можно по поводу чего-то печалиться или радоваться, если не знаем, что в конечном итоге оно принесет, – печаль или радость. Нередко люди яро противодействуют тому, что несет им счастье, и наоборот, приветствуют причину будущего несчастья. Потому мудрость советует хранить равновесие при всяких условиях. Настроенность астрала изменяется постоянно. На него полагаться нельзя, ибо постоянно он увлекает сознание к полюсам противоположных переживаний и делает человека рабом своего произвола. В Мире Надземном человек освобождается от астральной оболочки и, сбросив ее, даже не ощущает, что он потерял свое «я», ибо оно продолжает им ощущаться во всей его полноте и без астрала.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 089. (М. А. Й.)


«Счастье – в духе». Поймем это утверждение во всей его глубине. Если будем искать его где-то вовне, напрасны будут искания. То, что люди считают за счастье, столь непрочно, столь временно, столь эфемерно, что длиться не может дольше определенного срока, ибо изживает себя и становится привычным, обыденным и скучным. Астрал не выдерживает длительного счастья, так как вибрации астрала становятся монотонными, требующими перемены и замены их новыми. Отсюда столько разочарований, столько разбитых надежд. На астральных эмоциях утверждаться нельзя. На них нельзя строить. Временная оболочка и все чувствования ее делают временными. Ни в себе, ни в людях на переживания астрала полагаться нельзя.

Грани Агни Йоги. 1972 г. 090. (Март 19).


Очевидность говорит «нет» сужденному будущему человека, а Я Говорю «да». Сознание колеблется между двумя полюсами очевидности и действительности. Первая видима, явна и убедительна очень, вторая ускользает от пяти внешних чувств. Но чувствознание все-таки остается. Оно идет через сердце. Прислушиваясь к тому, что говорит сердце, можно уловить шепот действительности. Трудно утверждать то, чего не видит глаз, но что чует сердце. Но по сердцу и жизнь обернется чудесной и сказочной явью.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».