Учение Живой Этики (Агни Йоги)       контакты       написать нам       (383) 218-06-71


8. Мир Огненный. Часть I. 1933.

8. Мир Огненный. Часть I. 1933.



Мир Огненный. I. 510


Твержу о понимании часа подвига. Не Устану повторять, как высоко нужно мыслить, чтобы оказаться вне пыли.

Мир Огненный. I. 511


Кто думает о скромности и о смирении, тот уже не скромен и не смиренен. Природные качества не нуждаются в насильственном раздумии. От насильственных скромников и смиренников много гордости зародилось. Во всех качествах, связанных с огненностью, нужна непосредственность. Если в человеке не накопилось почитания Иерархии, то никаким приказом он не почувствует красоту этого устремления, внешние условия раздробят зерно стремления. Большая ошибка в том, что люди, начав мыслить о Высшем, часто переменяют внешние условия жизни. Известный вам сапожник мог оставить своё ремесло, но он предпочёл утвердиться в прежнем ритме, в котором зародилось высшее мышление. Это не есть неподвижность, но бережность к уже сложившемуся ценному ритму. Можно наблюдать, как внешние условия могут давать импульсы мышлению. Такое соображение очень полезно при огненных постижениях. Музыкант не расстаётся со своим инструментом даже в путешествии. Причина тому не только механическая техника, но сознательно или бессознательно виртуоз бережёт сложенный ритм. Постоянство работы, тоже как пранаяма, нужно для координации центров. Но опытный работник не будет раздумывать о пользе работы. Работа для него есть пища, он не может жить без неё. Врач пусть приведёт тому примеры. В отношении Агни особенно вредна беспорядочная, неритмичная работа, но нужно, чтобы такой ритм вошёл в привычку без всякого насилия; тогда можно ожидать, что Агни станет действительно доспехом самодейственным. Это качество самодействия есть огненное достижение. Не придёт оно извне, но лишь совместно с расширением сознания. Без утверждения сознания не может утвердиться самодействие.

Мужество не приходит по заказу, оно врастает как ощущение стержня спирали. Если мужество состоялось, то ничто не может искоренить его. Прекрасно сознавать существование аккумулирования качеств, которые растут, как мощное древо.

Мир Огненный. I. 512


Огонь на горе показывает напряжение атмосферы. Не случайно народ называет эти огни вестниками. Напряжение сказывается в серебряном свете. Даже такое очевидное явление многие будут отрицать. Многие скажут о галлюцинации, забывая, что многие реальные подробности, как освещение облака, не могут быть кажущимися. Поразительно видеть, что даже простейшие явления огненного порядка могут быть отрицаемы. Движение огня тоже не могло быть предусмотрено иллюзией. Действительно, эти огни — вестники.

Мир Огненный. I. 513


Один начинающий ученик спросил Риши, который говорил ему об Агни: «Если буду несчётно повторять слово "Агни", произойдёт ли мне польза?» Риши отвечал: «Конечно, произойдёт. Ты стоял так далеко от этого понятия, что природа твоя, хотя бы в звуке, приобщится к великой основе Сущего». — Также и Мы повторяем о разных качествах и сопоставлениях великого Агни. Пусть люди принимают этот звук в свою «чашу». Пусть так наполнятся этим звучанием, что примут его за своё неотъемлемое. Если они, при смене существования, произнесут понятие «Агни», то уже будет для них помощь, ибо не будут Огню враждебны. Тонкий Мир поможет утончить понимание высших начал, но нельзя приступить к ним с враждою и отрицанием. Задача Первой Книги о Мире Огненном есть утвердить и приучить людей к пониманию Агни. Пусть видят, насколько многообразно Огонь понимался от древних времён до настоящего, современного понимания. Пусть искры этих огней сердца вызовут в памяти многие непонятные явления и рассказы старых людей о преданиях. Нужно получить в сознание привлекательный, созидательный облик. Нужно признать его как собственность, которая поведёт к высотам. Потому даже повторение звука «Агни» полезно.

Мир Огненный. I. 514


Действительно, человечество представляет как бы цемент планеты, оно помогает сдерживать части, угрожаемые хаосом. Мир ненаселённый легко распадается, но не гордиться должен человек такому поручению, он должен чувствовать себя стражем на дозоре. Действительно, лишь тот, кто вооружён доспехом Агни, может тем полнее выполнить своё назначение. Агни не должен быть в состоянии бездеятельности. Стихия Огня самая действенная, самая быстрая, пространственная, явленная среди напряжения мысли. Разве не мыслью бережёт человек планету? Самые ценные вещества создаются мыслью. Сопоставьте дыхание мысли с бессмыслием. Утверждаю, что люди могут составить мысленное сокровище, которое в ритме с Космосом даст Новую Эру.

Мир Огненный. I. 515


Народы грубым насилием полагают восполнить недостаток Агни, но никакая сила, грубая и низкая, не зажжёт Огонь Света. Можно наблюдать небывалое ожесточение и в то же время падение Агни в сердцах людей. Разве не будет очевидным, что никакая сила не поможет найти психическую энергию? Наоборот, каждое насилие, как личное, так и национальное, отдаляет человека от нахождения психической энергии. Значит, люди, вместо спешного сотрудничества для нахождения Агни, употребляют силу на разрушение планеты. Плачевно и недостойно!!

Пусть не требуют Явления Моего там, где кипит ненависть и непонимание! У Нас Великая Стража!

Мир Огненный. I. 516


Некоторые должны заучивать полезные советы, но другие знают в сердце своём основы жизни; и те и другие нуждаются в Учителе. Первым нужно узнать, но и вторым следует утвердиться. Некоторые от рождения понимали лучшие приёмы человеческих отношений, но другие должны пройти тягостное обучение, чтобы избежать разрушительных поступков; и тем и другим нужно Учение, как напоминание об условиях существования. Можно поражаться, насколько одни помнят примеры прошлых жизней и почему другие совершенно изгладили прежние накопления. Причина Кармы ещё не вполне поясняет такую разительную отличность понимания жизни. Действительно, не самые условия прежних жизней, но принятие Агни будет причиною такого понимания. Люди назовут такую мудрость талантом, но не особый талант держать Агни зажжённым. Только возжжение центров даёт непрерывное бодрствование сознания. Даже хотя бы частичное проявление Агни уже сохраняет неприкосновенно накопление. Агни есть не насилие, но друг наш. Нужно пояснить, что восхождение духа и есть появление Агни.

Мир Огненный. I. 517


Не следует огорчаться человеконенавистническими писаниями; тьма велика! Можно призвать самые светлые силы, но тёмные будут темнить даже лучшие проявления. Тёмные могут лишь темнить. Но если спросить их, как сделать лучше, они будут лишь злобиться, ибо не лучше, но хуже сделать — их назначение. Можно видеть, как проникают в жизнь под разными обликами злые силы. Нельзя утешаться, что тёмные не могут приблизиться, они найдут каждую пылинку, чтобы покрыться ею; там, где сами не решатся подойти, там могут подбросить скорпиона. Много выдумок у тёмных. Потому надо привыкать к великому дозору.

Мир Огненный. I. 518


Пространственное лечение особенно действительно для нервных центров, потому так Советую хранить организм от повреждения органического. Центры нервов, как сосуды огненные, легко примут посылки Агни. Но следует не препятствовать этим воздействиям, особенно раздражением, как мёртвый щит прекращает оно все пути. Уже знаете, как Предупреждал об опасности для жизни при раздражении. Через океан несутся такие вопли ожесточения, кто великодушнее, тот и должен понять долг свой. Именно великодушие больше другого обережёт от раздражения.

Мир Огненный. I. 519


Действительно поразительно, когда механический гигант пытается поразить огненное сердце и вместо того носит камни на свою могилу. Пример часто повторяющийся, но каждый раз нужно радоваться победе Агни. Просят люди о чуде, но множество чудес около них. Нужно лишь очистить глаза от раздражения.

Мир Огненный. I. 520


Беззащитность, происходящая от поражения ауры, ужасна. Можно представить, как одно проломление ауры ведёт к искажению всего строения её. Сонливость, замечаемая при поражении ауры, происходит от однообразно усиленной деятельности огненной энергии, направленной к внешним излучениям. Пока идёт такое восстановление, организм и особенно сердечная деятельность оказываются подавленными, потому так Забочусь о бережности как в своих действиях, так и в возвратных ударах; зачем во время боя отягощать сердца друзей! Можно произвести великое множество опытов, как нарушение излучений отражалось именно на сердце. Люди трудно воспринимают совет о наблюдении за своими излучениями, но, даже до фотографирования их, наука знает о существовании таких излучений от каждого предмета. Нужно проникнуться уважением к человеческой конституции и понять, что каждое столкновение, прежде всего, приносит вред астральному телу. При этом, конечно, организмы, сработавшиеся длительным общением, будут тем сильнее ранить друг друга; но не только друг друга, но и рефлектировать на других близких. Тем серьёзнее нужно искоренять все столкновения. Можно представить, какая тёмная рать устремляется на каждый пролом ауры. Очень ужасно питать таких насекомых внутренними слоями излучений. Только заградительная сеть препятствует нападению тёмных сил. Каждый пролом ауры угрожает и одержанием. Тем более будем бережны.

Мир Огненный. I. 521


Вздох считался ответом Богу. Средоточие огненной энергии производит эту спазму. Замечайте, что убийца и каждый тёмный злоумышленник не вздыхают. Эта напряжённость имеет место при высших эмоциях. Можно написать книгу о вздохе, и она будет очень близка молитве. Так можно отбирать все благотворные рефлексы. Нет надобности считать их морально отвлечёнными, лучше признать их основами здоровья.

Мир Огненный. I. 522


Прилична ли людям беззаботность? Некоторые смешивают беззаботность с возложением на Иерархию; они полагают, что если они воплотились здесь, значит, что-то несёт за них ответственность. Но великое Служение есть великая забота. Нельзя представить себе ни дня, ни часа, чтобы человек оказался вне заботы, иначе говоря, вне мышления. Так забота не может быть понимаема как иссушивающий гнёт, но, наоборот, как отличие человека. Среди преимуществ Бодисаттв забота обо всём сущем будет сокровищем их венца. Также нужно приветствовать заботу и как зажжение Огня. Не малое мышление, но самая озабоченная мысль высекает светлые искры из сердца. Не мудро избегать заботы, ибо нужно спешить с огнями духа. Устрашение заботою лишь показывает малые накопления. Опытный путник скажет: «Нагружайте меня заботою, когда иду в Сад Прекрасный». Не последнюю заботу принял на себя человек, получивший мышление. Сказано: малого стоит улыбка богача, но бедняк, сохранивший улыбку, будет спутником Бога. Так народ понимает ценность улыбки среди забот. Советую понять, что число забот не может уменьшиться. Только так признаем, что радость есть особая мудрость.

Мир Огненный. I. 523


Ничто не смутит путника, уже увидавшего дом свой. Что же может препятствовать сознанию стремиться в Мир Огненный? Ничто не может запретить человеку поставить перед собою величайшую задачу. Только от такой меры просветлится забота и думы наполнятся торжественностью. Только так отберутся ценности, и можно идти к Иерархии беспрепятственно.

Мир Огненный. I. 524


Усомниться явлением Огненного Мира — значит пресекать движение, потому не смотрите назад. Пусть движение развивает притяжение поступательное, как поток. Если падение развивается с ужасающей скоростью, то движение может порождать магнитную силу, которая влечёт к намеченному направлению. Лая, не пробежать долго, но мысль огненная поведёт поверх неожиданностей. Умейте замечать рост сознания. Конечно, это труднее, нежели заметить рост волос или травы. Но склады сена показывают, как трава растёт, так и сознание может дать ценные отложения.

Мир Огненный. I. 525


Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии. Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремлять ток; кроме того, личность этого порядка обладает осознанным или неосознанным огнём, делающим общение лёгким. Но необходимо и другое качество со стороны самого народа — нужно доверие и сознание силы. Потому и в разных делах Твержу об авторитете. Нужно это качество, как звено огненной машины. Сами видите, как нарастают народы, утвердившиеся на водителе. Сами видите, что нет иного пути. Так нужно осознать звено Иерархии. Не нужно быть близорукими.

Мир Огненный. I. 526


Конечно, вы замечали состояние между сном и бодрствованием. Особенно замечательно, что при малейшем движении ощущается как бы головокружение, но при спокойном положении можно чувствовать явление потери в весе. Не иллюзия такое состояние. Действительно, можно на весах уследить изменение в весе. Само головокружение будет следствием такого преобладания тонкого тела. Учение древнее говорит — когда человек возвращается в земное тело, он на мгновение ощущает качество Тонкого Мира. Можно чувствовать такие условия при восторге духа, при начале падучей, но иначе происходит уменьшение в весе медиума; тогда бывает участие внешних элементарных энергий. Нам особенно явление Огненного Мира будет близко, когда тело огненное преображает наши чувства среди земных условий; тогда можем утверждать, что условия трёх миров могут быть проявлены и в земной жизни.

Мир Огненный. I. 527


Обращает на себя внимание одно, казалось бы, простое явление: когда десять человек определяют свои силы порознь, то сумма их будет меньше суммы общего усилия. Это таинственное нечто будет венцом сотрудничества. Опять касаемся огненной области. Лишь общее ритмичное усилие призывает огненный запас. Разве такие измеряемые усиления не доказательство огненной энергии? Пусть учёные соберут все малейшие данные о проявлениях огненной энергии. Пусть наблюдают это нечто не как мистическое, но как реальное растущее понятие.

Мир Огненный. I. 528


Почему огонь молнии считался жрецами Египта обладающим особым магнетизмом? Есть ли это суеверие или знание? Почему знание жрецов считается очень основательным? Но факты, находимые исследованием, подтверждают огненность учителей Египта. Не опытным ли путём достигали египетские жрецы магнетизма огня молнии? Можно представить особое конденсированное состояние огненной энергии при таком мощном разряжении. Конечно, такое напряжение может быть губительным, но правильно направленное может дать очищение энергии.

Мир Огненный. I. 529


Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточно примеры постоянного учения. Действительно, ограничение лишь обязательными школами образования показывает явление невежества. Обязательная школа должна быть лишь входом в настоящее познавание. Если разделить человечество на три категории, на вообще незнающих школы, на ограниченных обязательным школьным образованием и на продолжающих познавание, то последнее число окажется удивительно ничтожным. Это показывает, прежде всего, небрежение к будущим существованиям. В упадке духа людям нет дела даже до собственного будущего. Пусть останется запись, что в настоящем, столь значительном году приходится напоминать, что пригодно было тысячу лет назад. Кроме начального образования нужно помогать обучению взрослых. Несколько поколений одновременно существуют на Земле и одинаково мало устремляются к будущему, которое им не миновать. Небрежность эта поразительна! Учения сделаны пустыми оболочками; между тем на простой праздник люди стараются приодеться! Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света? Не в ханжестве, не в суеверии, но в просветлении можно радоваться не только детским школам, но и объединению взрослых для постоянного познавания.

Мир Огненный. I. 530


Правильно повторять о болезни планеты. Правильно понять пустыню как позор человечества. Правильно обратить мышление к Природе. Правильно направить мышление к труду сотрудничества с Природою. Правильно признать, что ограбление Природы есть расточение сокровищ народа. Правильно о Природе порадоваться как о пристанище от огненных эпидемий. Кто не мыслит о Природе, тот не знает приюта духа.

Мир Огненный. I. 531


Человеческой энергии нужно приходить в общение с Космическим Огнём. Человеческая энергия окунается в плотные слои, и каждое прободание этих слоёв приносит высокое просветление. Огонь поражает все отбросы.

Мир Огненный. I. 532


Когда мысль устремлена и встречает ток посылки враждебной, то получается ужасное сотрясение, которое отзывается на сердце. Уже Говорил вам о тяжких вражеских стрелах, не только эти посылки, но и постоянное усиленное трепетание тверди усиливает напряжение центров. Неестественно такое состояние, и только упорное стремление к Огненному Миру даст человечеству иное состояние мышления.

Мир Огненный. I. 533


Не будем надеяться, что нас ничто не настигнет. Такая уверенность имеет обоюдоострое значение. Хорошо чувствовать свои устои, но каждое небрежение к силам врага тоже не мудро. Лучше полагать, что враг может приблизиться, но бесстрашие удержит нас в полной силе.

Мир Огненный. I. 534


Уже давно Говорил — сад обид нехорош. Нужно явить понимание полной негодности обид. Обида самое пресекающее обстоятельство. Она как скрытый нарыв. Сам Будда, когда замечал какие-то обиды, немедленно отсылал ученика, говоря: «Пойди выкупайся в холодной воде».

Мир Огненный. I. 535


Корень мысли, или побудительная причина, должна быть явлена для утончённого сознания. Невозможно знать все мысли, ибо в калейдоскопе человеческих осколков голова закружится и самые обрывки неустойчивого мышления не дадут пользы. Но полезно чувствовать побудительную причину каждого выражения, такое огненное утверждение приходит с возжжением центров. Человек начинает знать причины слов, внешнее выражение для утончённого наблюдателя не существенно. Иногда сам говорящий затрудняется определить первичную причину своих слов. Но сердце огненное знает, как зародилась сказанная формула. Никакая ужимка, никакие жесты не введут в заблуждение третий глаз. Нелегко даётся это чувствознание, многие поколения вносят лепту в сознание. Считайте утверждение Огня многими сменами жизни. Корень мысли даст пути к познанию и прочих корней.

Мир Огненный. I. 536


Насколько нужно тонкое построение для земного плана, можно лишь с трудом осознать, но многие построения Тонкого Мира являются настоящими терафимами для земного будущего. Даже завершение таких тонких терафимов часто существеннее земных строений, в них как бы заложен корень мышления созидания, потому Мы радуемся, когда прототип уже состоялся. Конечно, можно радоваться лишь об удачном прототипе.

Мир Огненный. I. 537


Судороги замеченные представляют значительное явление. Утончённый организм уподобляется Макрокосму и, прежде всего, поражает своим совпадением с движением планеты. Судорога планеты не может не отражаться на огненном теле. Не только землетрясения, но все внутренние судороги планеты не будут забыты сердцем огненным. Притом как планетная судорога сопровождается давлением на полюсы, так и судорога тела может сопровождаться давлением на Кундалини и третий глаз. Так же может энергия пробежать от конечностей, как и земная кора сокращается при внутренней судороге — именно микрокосм есть человек.

Мир Огненный. I. 538


Извращение человеческого понимания доходит до того, что оно называет человека, заражённого империлом раздражения или злобы, огненным. Даже к злобе иногда прилагают определительное воспламенения. Но если Агни есть элемент связующий, всепроникающий, то он именно будет началом равновесия. К этой стихии прибегает дух человеческий при восхождении; даже механическое восхождение нуждается в огненном начале. Следует растолковать, что воспаление империла никак не отвечает очищенному Агни. Сами люди стремятся в сознании вкоренить понимание унизительное о многих великих явлениях. Право, будет хорошим упражнением иногда провести день без умаления.

Мир Огненный. I. 539


Мысль о слиянии с Иерархией тоже является прекрасным очищением. Когда все гады выползут из нор, останется лишь стремление кверху. Пусть тогда соберём все средства равновесия. Не будем думать, что тяжко от дня вчерашнего, но заглянем в завтра, которое не наполнено умалением.




Агни ЙогаКосмические легенды ВостокаВы можете купить полное Учение Живой Этики (в 16 томах)
или небольшую книгу С.В. Стульгинскиса "Космические легенды Востока",
в которой в форме легенд изложены основные положения Учения.

Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».