Спрашивают о причинах заражаемости, о свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заражения, она находится в качестве секреций. Не стоит принимать в соображение механическую сводку сведений, если не принять во внимание участие психической энергии. Люди называют известный иммунитет притоком веры, но состояние экстаза недаром называется сиянием Огненного Мира. Вот такое сияние защищает человека от заразы. Оно очищает секреции, оно как щит. Потому состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием.
Невозможно помыслить о Мире Огненном, не изучая, как ведёт себя человек в минуты так называемого несчастья. Дух подготовленный скажет — поборемся, и ополчится доспехом огненным. Но жалкий дух поникнет и допустит великую заразу. Не думайте, что эту простую истину не нужно твердить, большинство людей нуждается в ней.
Часто люди не понимают насущности воображения. Но как же иначе представить себе наличность Огненных Образов? Всё зарождается в Огне и остывает во плоти. От Мира плотного нужно суметь вообразить путь к огненному зарождению. Только такое отважное представление сделает Огонь неопаляющим.
Огненное представление приведёт к опрощению самой сущности земной жизни. То же было, когда Огонь начинал сгущать явленные образы, также умейте понять намёк об обратном положении. Огненное в плотном, и плотное в огненном.
Иерархическая связь есть одно из проявлений Мира Огненного. Именно, могут понять значение такой связи лишь сердца огненные, лишь они ощутят паутину связи, которая держит порядок Мира. Хаос не устаёт покушаться на эти связи. Кроме распущенного хаоса, и силы зла пробуют вторгаться и порывать нити. Следует принимать такие битвы как неизбежность. Только понимание битвы может дать истинное мужество. Победа, когда знают, что именно должно быть спасено. Но связь Иерархическая уже есть самая великая Победа. Нужно не только подчиниться этой связи, нужно полюбить её, как Щит единственный.
Предательство есть, прежде всего, нарушение Иерархии. Оно недопустимо, как открытие врат тьме. Когда в каждой книге поминается предательство, значит, такое чудовище должно быть опознано со всех сторон. Оно может проявиться во время Зова и Озарения, и на Новом Пути, и среди Огня и Беспредельности; оно может поражать Иерархию и оскорбить Сердце и даже бороться с Огненным Миром. Ехидна предательства может пресмыкаться на всех путях и может быть поражаема повсюду.
Всякие добрые единения нужны. Но не есть единение, когда оно держится на одной гнилой нити. Если сверчок может нарушать настроение, значит, устремление было не велико. Среди огненной битвы требуется единение ненарушимое, только так слагается монолит непобедимый. Нужны такие монолиты.
В древних Учениях гораздо чаще упоминался Мир Огненный, нежели теперь. У народов явлено представление об Огне не как о высшем элементе, но как о самом обычном обстоятельстве. Наука и новейшие открытия могут оповестить о мощи огненной. Совершенно безразлично, какими путями снова вернётся опознание Огненного Мира. Но в эволюции оно должно явиться как основа дальнейшего продвижения.
Не следует говорить о чём-то, совершенно оторванном от предыдущего. Спиральные кольца должны почти соприкасаться, иначе спираль не сильна. Потому вкладывайте новое почти неприметно, не беда, если скажут — это всё старое! Так скорее воспримут и новое. Часто сошлитесь на огненную основу всех открытий. Пусть они назовут всё иными именами, но сущность будет та же. Сколько бед происходит от упрямства в именах! Потому никогда не настаивайте на имени.
Можно себе представить человека, который путём науки нащупал присутствие огненной субстанции, но не имеет воображения претворить её в жизни. Именно, каким несчастным будет такой слепец! Он слышал надземные голоса, и для него пусто пространство. Именно, как слепец не поймёт, что он находится в середине переполненного амфитеатра. Слепец примет шёпот толпы за плеск моря. Никто не разубедит его, что он ошибается. Считают, что совершенно достаточны механические познания, но они приведут людей к преображению жизни.
Ум не любит огня, ибо всегда состязается с сердцем. Ум не любит мудрости, ибо опасается Беспредельности. Ум старается ограничить себя законами, ибо он не надеется на полёты. Так можно находить начало земное и полёты в Мир Огненный.
Каждая торжественность уже есть приобщение к Огню. Кто же может вас победить? Против Нас никто не силён. Но Мы любим борьбу, иначе она превращается в терзания. Пусть найдут терпение больше Нашего! Ведь тьма нетерпелива. Она тем конечна. Труд во всём; и борьба уже есть утверждение труда. Утверждение есть мужество, потому Мы так заботимся о нём.
Может иметь видения, кто допускает и чьё сердце их выдерживает. Огненные видения могут быть выдерживаемы лишь очень редко. Даже тонкие тела внушают ужас. Не следует людям жаловаться на отсутствие тонких видений. Даже начало приближения уже наполняет страхом. Но никто из добрых существ не будет пугать. Наоборот, они охранят и от злых сущностей. Так не привык плотный мир к огненному восприятию.
Уже заседают разные Общества, чтобы познавать Мир Тонкий. Но обычно боятся присутствующие и тем понижают проявления. Страх есть огнетушитель. Так пора приучиться к надземному Миру. Ведь страх распространяется по всей ауре и действует далеко. Именно, один боящийся уже обессиливает всех присутствующих. Мужество должно быть естественным. Всякое внушённое мужество мало действительно. Запомним это, ибо отвага приходит от широкого познания. Когда достигнута такая ступень, она никогда не покинет человека.
Можно наблюдать примеры жестокого одержания. Нужно, чтобы врачи настолько поняли такое скотское состояние, чтобы уметь пресекать заразу. Правильно изолировать одержимых подобно прокажённым. Степени одержания могут быть неизлечимы. Мозг и сердце перерождаются от двойственного давления, но твёрдый, честный познающий дух не ведает одержания.
Явление снова потрясёт Землю. Пусть подумают люди, отчего? Древняя сказка говорит: «Разгневался царь несправедливо, и обрушился лучший город его. Но не помыслил царь о причине и снова неправедно распалился гневом. И пожрала молния лучшую жатву. Но и тогда не опомнился царь и раскалился так, что чума пожрала народ его. Тогда воссиял чудный знак, где написано было "убийца". И неправедный царь пал бездыханным и осуждённым». Так знали древние о следствиях несправедливости.
Напрасно люди считают границы надплотных Миров далёкими. Никто не сознаёт точную границу с Тонким Миром, она неуловима для сознания. Также и между Тонким и Огненным Миром. Но неизмеримо близки эти границы!
Невежды заподозрят в огнепоклонстве, но сами окружают свои Святыни огнями. Ведь делают так, чтобы окружить самое священное самым чистым. Свет и высшая Мощь привлекают человеческое сознание. Не огнепоклонство, но познание качества творящей чистой стихии. Ваятель бережёт мрамор и глину, но не поклоняется им.
Прежде разверзалась земля и поглощала предателей. Кто может представить удесятерённую судьбу нынешних предателей?! Они сами меньше всего понимают это. Злая участь! Явление растёт, и подземный гнев рычит.
Может ли человек достойный встретить на пути ехидну, или скорпиона, или тарантула? Конечно, может. Чем дольше путь, тем больше встреч. Разница лишь в том, что малодушный может быть ужален, но мужественный не будет уязвлён. Так не будем считать, что лучшие вестники не будут отличены тёмными тварями. Напомним о всех примерах.
Явления могут быть или тонкие, или соединённые с плотным миром. Нередко тёмные сущности усиливают себя присутствием плотных тварей, которых они привлекают. Так могут появляться какие-то бродячие собаки или кошки, или мыши, или надоедливые насекомые. Тёмные сущности усиливают свою субстанцию из животных. Учение не раз указывало на участие животного мира в явлениях тонких и низших. Иногда они без участия животных и не могут проявиться. Но для мужественного духа все такие проявления ничто. Пусть тарантулы ползают, но для науки очень важно знать эти сочетания животных с Тонким Миром. Не Советую иметь в спальнях животных. Некоторые люди сами чуют разумность такого жизненного условия, но другие, наоборот, стремятся как бы привлечь невидимых гостей.
Скажем всем предателям — сами изобличили себя. Рок предателей именно в самоизобличении. Непереносимо ярмо предателей. Откуда же столько несчастных? Они переодетые предатели, воры, убийцы. Обычно в суме их найдутся старые долги. Не понимают предатели, как уплачивают они. Но явно несут они плату.
Часто произносятся правильные понятия, но без осознания. Пламенный взгляд очень верно напоминает об огненной энергии, посылаемой во взгляде. Скажут о горячем рукопожатии, опять правильно, ибо напомнят о той же энергии, наполняющей все эманации. Но люди не приписывают силу взгляда Огню и думают о блеске глаз или о мускулах руки. Так забываются преподанные когда-то определения. Забыты и извращены многие правильные понятия. Люди твердят, не придавая значения очень необходимым наименованиям.
Содрогается Мир. Опять подводные глубины непокойны. Но такие глубины не принимаются в соображение. Сроки многих скал подводных приближаются, но о таких явлениях не принято думать. Если бы умели мыслить о стихиях и Мирах надземных, мышление людей легче обратилось бы к основам. Почему лишь немногие могут думать о самом основном?
Остуженный морозом вносит холод с собою. Матери остерегают детей — не подходи к холодному. Обогретый солнцем несёт с собою тепло. Около него хотят отогреться. Разве не то же самое с пламенным сердцем, приобщённым к Огненном Миру? К горячему сердцу спешат обогреться и бегут от холода омертвления — так во всём Бытии. Просто и близко присутствие Мира Высшего, но земные сознания каменными глыбами отдаляют эфирное возжжение.
Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает своё чудесное построение. Так всё пространство полно лучами Миров прекрасных.
Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к первому, довоенному поколению рериховцев, которые первыми восприняли идеи Учения Живой Этики. Читателям его имя также известно по труду «Введение в Агни Йогу».